Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Методика преподавания географии учебная программа для географических специальностей высших учебных заведений согласовано
Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
"Республиканский институт высшей школы"
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
образования Республики Беларусь
_______________ А.И. Жук
15.06.2006
Регистрационный № ТД -6-052/ тип.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Учебная программа для географических специальностей
высших учебных заведений
СОГЛАСОВАНО
Председатель Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
_______________ В.В. Самохвал
___________ 2006 г.
Начальник управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики
Беларусь
_______________ Ю.И. Миксюк
___________ 2006 г.
Первый проректор Государственного учреждения образования "Республиканский институт высшей школы"
________________ В.И. Дынич
___________ 2006 г.
Эксперт
____________ Н. П. Машерова
___________ 2006 г.
МИНСК
2006
Составители:
И. П. Галай - профессор кафедры физической географии материков и океанов и методики преподавания географии Белорусского государственного университета, кандидат географических наук, профессор;
З. Я. Андриевская – доцент кафедры экономической географии зарубежных стран Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.
Рецензенты:
Кафедра физической географии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка»;
Мешечко Е. Н. – заведующий кафедрой географии Беларуси Учреждения образования “ Брестский государственный университет “, кандидат географических наук, профессор;
Шарухо И. Н. – заместитель декана факультета естествознания Учреждения образования “Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова”, кандидат педагогических наук, доцент.
Рекомендована
к утверждению в качестве типовой:
Кафедрой физической географии материков и океанов и методики преподавания географии Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 12 января 2006 г.);
Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол № 3 от 13 апреля 2006 г.);
Научно-методическим советом по специальности 31 02 01 «География» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию (протокол № 2 от 6 февраля 2006 г.);
Пояснительная записка. Цель дисциплины – сформировать систему знаний и умений по методике обучения географии. Задачи курса – проанализировать историческое развитие школьной географии, географического образования и методической мысли; усвоить методы исследований в методике обучения географии; раскрыть образовательные, воспитательные и развивающие цели географии как учебного предмета; изучить содержание школьной географии, отдельных ее компонентов и курсов; раскрыть типы и методы обучения географии, методику формирования географических знаний, умений и навыков; проанализировать процесс обучения географии; сформировать знания о средствах обучения географии и методике работы с ними; изучить формы организации обучения географии; вооружить знаниями об особенностях преподавания отдельных курсов школьной географии; подготовить студентов к педагогической практике и будущей профессиональной деятельности учителя географии.
Методика обучения географии дает ответы на вопросы: для чего учить? чему учить? как учить? с помощью чего учить? как учатся и развиваются учащиеся? В курсе методики обучения географии студенты овладевают теоретическими знаниями и приемами практической деятельности.
Методика обучения географии тесно связана с географией как наукой. География как учебный предмет - основы географической науки, отобранной для целей обучения, воспитания и развития и приведенной в педагогическую систему.
Методика обучения географии, будучи педагогической дисциплиной, тесно связана с общей дидактикой, педагогикой, психологией, логикой и базируется на их основах. Особенно усиливается связь методики обучения с экологией – междисциплинарным комплексом наук о взаимоотношениях общества с природой, что отражается в содержании школьного географического образования, где помимо географических знаний введены понятия экологического содержания.
Методологической основой методики обучения, как и любой отрасли знания, является диалектический материализм. Реализация методологических принципов диалектического материализма выражается в формировании у учащихся материалистических взглядов на природу, общество, производство и взаимоотношения человека с природой.
Всего часов 140 ч, аудиторных - 95.
Cодержание дисциплины
Введение. Предмет и задачи методики обучения географии. Методика обучения географии как наука и учебная дисциплина. Место курса в системе подготовки учителя географии. Научное и практическое значение методики обучения географии. Связь методики обучения с географической наукой, дидактикой, педагогикой, психологией, логикой, философией и школьной практикой. Современные методы исследований в методике обучения. Задачи методики обучения в современный период. Структура курса. Обзор литературы и источников.
Ч а с т ь 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
История развития школьной географии и методики ее преподавания. Развитие школьной географии в XVIIIв. - начале XIXв. Зарождение и развитие товарного производства в России на рубеже XVII – XVIIIвв., возникновение светских школ, начало преподавания географии как самостоятельного учебного предмета. Первый переводной учебник географии. Развитие географической науки в России в первой половине XVIII в. и создание первого русского учебника географии. Открытие народных училищ, зарождение методических идей. Введение курса статистики в среднюю школу. Первые мероприятия по подготовке учителей географии. Роль К.А. Арсеньева и Е.Ф. Зябловского в развитии географического образования.
Развитие школьной географии в XIX – начале XX в. Кризис образования во второй четверти XIX в. Прогрессивные идеи о преподавании географии. Роль К.Д. Ушинского в развитии школьной географии и методики ее обучения. Первая методика преподавания географии Д.Д. Семенова. Школьная география в России в начале XX в.
Школьная география в первые десятилетия советской власти. Постановление от 15 мая 1934г. «О преподавании географии в начальной и средней школе» и его значение для дальнейшего развития школьной географии, методики ее преподавания и подготовки учителей географии. Создание стабильных учебников, разнообразных средств обучения, основание журнала «География в школе», открытие академии педагогических наук. Роль Н.Н. Баранского в географическом образовании и методике обучения.
Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958г.) и его реализация. Переход на новое содержание обучения во второй половине 60-ых годов. Постановление «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984г.) и его осуществление в школьной практике.
Развитие школьной географии в Беларуси. Разработка новой концепции среднего географического образования в 90-х годах. Создание новых учебных программ по географии, стабильных учебников и методических пособий. Основание научно-методического журнала «Геаграфія: праблемы выкладання». Роль А. Смолича, В. А. Жучкевича, О. Ф. Якушко и С. И. Сидора в развитии географического образования на Беларуси. Проблемы методики обучения географии в связи с реформированием общеобразовательной школы.
Цели и задачи школьной географии. Учебный план школы. География в учебном плане школы, ее место в системе школьных учебных предметов. География как важнейший элемент современной культуры. Образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения школьной географии. Значение учебной географии в политехническом, экономическом, экологическом образовании, в формировании основ научного мировоззрения учащихся, в воспитании патриотизма и интернационализма, в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании и физическом развитии учащихся и в их профессиональной ориентации.
Содержание школьной географии. Элементы географической подготовки в начальной школе. Роль и значение курса «Вселенная» пятого класса в подготовке учащихся к систематическому изучению географии. Сущность понятия «учебный предмет география». Принципы отбора географического материала и создания школьных курсов географии. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии. Связь содержания школьной географии с краеведением.
Программы по географии, их методическое построение. Концентрическое и линейно-ступенчатое построение программ.
Структура и содержание школьной географии. Особенности содержания: усиление научных основ и воспитательного потенциала школьной географии, расширение типологического подхода, уменьшение фактологических и номенклатурных данных, гуманизация, социологизация и экологизация географии как учебного предмета. Отражение в школьной географии системы географических наук и методов научных исследований. Учебники географии.
Компоненты содержания школьной географии: географические знания (эмпирические – представления и факты, теоретические – понятия, причинно – следственные связи, закономерности, законы и теории); умения и навыки; мировоззренческие идеи (диалектико-материалистические, политико-экономические, экологические); опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к миру.
Типы обучения географии. Формирование географических знаний, умений и навыков. Догматический тип. Традиционное объяснительно-иллюстративное обучение, его преимущества и недостатки. Развивающее обучение: проблемное, программированное, модульное, их роль в учебном процессе по географии. Обучение географии как сотрудничество. Педагогические идеи В.Ф. Шаталова, В.А. Сухомлинского и других учителей-новаторов в обучении географии.
Формирование представлений, изучение фактов. Формирование понятий, изучение причинно-следственных связей, закономерностей, выработка умений и навыков, формирование мировоззренческих идей.
Методы обучения географии. Место методов обучения в структуре учебного процесса по географии. Проблема классификации методов обучения географии. Системы методов обучения по источникам знаний (словесные, наглядные, практические методы) и по характеру познавательной деятельности учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы). Дидактическая сущность каждого метода обучения и возможности использования в учебном процессе. Критерии выбора методов обучения. Уровни усвоения знаний в соответствии с методами обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.
Процесс обучения географии. Сущность процесса обучения, его принципы и компоненты (содержание обучения, средства обучения, педагогическая деятельность учителя и познавательная деятельность учащихся). Краеведческий принцип обучения географии. Классификация средств обучения.
Структура процесса обучения географии: постановка цели и принятие ее учащимися; изучение нового материала; закрепление и применение знаний, обобщение и систематизация знаний; контроль за результатами в каждом звене.
Повторение, проверка и оценка знаний и умений учащихся по географии. Повторение, проверка и оценка знаний, умений как важный элемент процесса обучения географии. Повторение и его виды: текущее, обобщающее, итоговое. Дидактические требования к отбору учебного материала для повторения. Формы, методы и приемы организации повторения. Дидактические цели и задачи проверки и оценки знаний по географии. Виды (текущая, тематическая, итоговая), формы (устный, письменный, индивидуальный, уплотненный опрос) и методы проверки знаний. Программированный и тестовый контроль знаний и умений по географии. Виды вопросов и заданий.
Оценка знаний и ее мотивировка. Требования к знаниям, умениям учащихся по географии и критерии выставляемых оценок. Определение итоговых оценок учащихся по географии за четверть и за год. Экзамен по географии.
Средства обучения географии. Устные средства обучения. Роль в формировании знаний, умений, навыков, географической культуры школьников. Виды живого слова учителя: рассказ, объяснение, лекция, беседа, обращение, или комментирование. Виды беседы по месту в учебном процессе: вступительная, разъяснительная и заключительная. Требования к устной и письменной речи учителя и учеников.
Картографические пособия в обучении географии. Карта - объект изучения, источник географических знаний, наглядное пособие. Формирование у учащихся знаний о карте как модели земной поверхности, отображающей пространственные и временные особенности территорий, объектов и явлений. Обучение картографической грамотности: понимать, читать и знать карту. Виды карт по масштабу, охвату территории, содержанию и назначению, условным знакам. Классификация карт по месту в учебном процессе: стенные, настольные , атласы, текстовые, контурные, рельефные, топографические. Приемы работы с картой. Описания по географическим картам, сопоставление и наложение карт. Изучение географической номенклатуры. Использование карт с другими источниками географических знаний. Воспитательные функции карт. Глобус, теллурий. Приемы работы с ними.
Наглядные пособия в обучении географии. Значение наглядных пособий. Учебные географические картины как обобщенное воспроизведение реальных объектов и явлений. Требования к ним. Роль географических картин в формировании общих и единичных понятий. Использование картин в разных дидактических целях: при изучении нового материала, повторении и закреплении, проверке уровня усвоения знаний. Приемы работы с учебными географическими картинами. Другие географические иллюстрации. Рисунок на классной доске.
Виды натуральных пособий (коллекции, гербарии и др.) и приемы работы с ними. Объемные наглядные пособия (модели, макеты), использование их в учебном процессе.
Условно-графические пособия. Классификация их по способу изображения и подачи учебной информации (таблицы, схематические рисунки, диаграммы, профиля). Последовательность и приемы чтения графиков, диаграмм, таблиц. Уровень сложности вопросов и заданий по условно-графическим пособиям.
Роль экранных пособий, аудиовизуальной и компьютерной техники в процессе обучения географии.
Наблюдения и опыты в обучении географии. Роль и значение наблюдений и опытов. Программные наблюдения (за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния вод, растительности, животного мира и хозяйственной деятельности населения своей местности) и непрограммные наблюдения. Методические требования к их организации и проведению. Использование результатов наблюдений в учебном процессе.
Цифровой материал в обучении географии. Роль и назначение цифрового материала. Приемы работы с единичными и групповыми цифровыми показателями. Сравнение, округление цифр, наглядное и графическое выражение цифрового материала. Использование экономических расчетов.
Практические и самостоятельные работы по географии. Содержание и виды практических и самостоятельных работ и их место в учебном процессе. Методические требования к их проведению. Уровень сложности вопросов и заданий. Дифференцированный подход к выполнению учащимися практических и самостоятельных работ.
Сравнения в обучении географии, их виды и методика их проведения.
Учебник как комплексное средство обучения географии. Структура учебника географии: учебный текст (теория, объяснение, методология), пояснительный и дополнительный. Внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения, блок добывания знаний и умений, блок самоконтроля и взаимного контроля, иллюстративный материал, аппарат ориентировки. Приемы и уровни работы с текстом учебника и внетекстовыми компонентами. Возможности учебника в развитии познавательных способностей учащихся и интереса к предмету. Использование дополнительной географической литературы.
Географический кабинет и географическая площадка в школе. Состав и содержание материальной базы обучения географии в школе. Кабинет географии и географическая площадка – единый школьный учебно-методический комплекс по географии. Оборудование кабинета географии и его основные дидактические элементы. Использование кабинета географии в учебной и внеклассной работе.
Географическая площадка и ее значение в учебном процессе. Типовой план географической площадки. Размещение приборов и оборудования на площадке. Особенности организации и содержания работы.
Формы организации учебной работы по географии. Урок географии как основная форма организации учебной работы. Обучающие, воспитывающие и развивающие функции урока. Требования к современному уроку и их отличия от традиционных. Роль и функции учителя на современном уроке, логика построения процесса обучения. Типы уроков в зависимости от содержания учебного материала, целей и задач учебного процесса. Особенности структуры комбинированного урока, урока изучения нового материала, урока-лекции, урока формирования умений и навыков, проверки и учета знаний, урока обобщения знаний, урока-диспута, урока-конференции, кино- теле- уроков и др. Лекционно-семинарская форма обучения географии. Типы семинаров по дидактическим целям. Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Педагогический анализ урока географии.
Учебные экскурсии – одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Виды экскурсий в зависимости от их содержания и места в учебном процессе. Методика и этапы организации. Использование материалов экскурсий в учебном процессе.
Планирование учебной работы по географии. Требования к учителю географии. Система подготовки учителя географии к учебной работе. Типы планов. Методика и содержание календарного и тематического планов, их основные разделы (тема и цели урока, основное содержание, опорные знания и межпредметные связи , методы и средства обучения, практические и самостоятельные работы). Поурочные планы, их структура, содержание и назначение. Формы организации домашней работы учащихся по географии.
Внеклассная работа по географии. Роль и значение внеклассной работы по географии в образовании и воспитании учащихся. Особенности организации процесса обучения во внеурочное время. Виды, формы и методы организации внеклассной работы учащихся по географии. Содержание и современные педагогические требования к внеурочной работе по географии, ее связь с учебной работой. Географические кружки, общества, клубы, тематика и методика работы в них. Внеклассное чтение учащихся по географии. Содержание и методика проведения географических вечеров, конференций, диспутов, конкурсов, викторин, олимпиад, географических недель географии. Экскурсионно-туристическая и природоохранительная работа. Организация учебных экологических троп. Общественно-полезный труд во внеклассной работе по географии. Создание школьных краеведческих музеев и уголков. Планирование внеклассной работы по географии.
Ч а с т ь 2. ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Курсы школьной географи. Анализ каждого курса школьной географии с точки зрения образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач. Структура, содержание и ведущие понятия курса. Особенности процесса обучения, средств и методов обучения в соответствии с содержанием курса, подготовленностью и возрастными особенностями учащихся. Методика изучения отдельных разделов и тем. Практические и самостоятельные работы. Учебник и особенности работы с ним. Система уроков по каждому курсу школьной географии.
Факультативы по географии. Факультативные курсы, их место и роль в системе географического образования на современном этапе. Цели, задачи и содержание факультативов по географии в школе. Организация, виды, формы и методы учебной работы по изучению факультативов. Профориентационные возможности факультативов по географии и пути их реализации. Особенности организации процесса обучения, проверки знаний и умений, значение зачетной системы в работе географических факультативов.
Особенности методики обучения географии в гимназиях, колледжах, техникумах, училищах и вечерних школах. Специфические черты организации процесса обучения. Особенности средств обучения и методов преподавания. Методика организации проведения лекций, семинаров и зачетов. Роль генерализации учебного материала и типологии в учебном процессе. Особенности организации и оценки успеваемости учащихся вечерней школы. Практические и самостоятельные работы.
Литература
Основная
Душин И. В., Понурова Г. А. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей, 1996.
Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1998.
Методика обучения географии в средней школе. /Под ред. Л.М. Панчешниковой. М.: Просвещение 1983.
Программы средней общеобразовательной школы. География, VI – X классы.- Мн.: НМЦентр, 2001.
Дополнительная
Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии, изд. 2 – е. М., 1990.
Клесаў С. К., Клесава Р. М. Экалагічнае навучэнне на ўроках геаграфіі і ў пазакласнай рабоце. Мн.: Нар. Асвета, 1998.
Максаковский В. П. Географическая культура. М.: Владос, 1998.
Мяшэчка Я. М. Вучэбныя экскурсіі і палявыя практыкумы па геаграфіі. Мн.: Нар. Асвета, 1997.
Школьные учебники по географии. 1996 – 2005 гг.
Якушко О. Ф., Андриевская З. Я. За страницами учебника географии. Мн.: Нар. асвета, 1998.
Похожие документы:
Книга адресована специалистам в области лингводидактики, методики преподавания иностранных языков и культур, лингвистики, аспирантам, учителям и преподавателям иностранных языков и культур
КнигаПреподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического симпозиума «Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения» (Пятигорск,Программа дисциплины теория и методика обучения географии опд. Ф. 04. 2 Цели и задачи дисциплины
Программа дисциплиныДисциплина «Теория и методика обучения географии» носит междисциплинарный характер; базируется на знаниях, полученных в разных курсах географии, педагогики, психологии.А базе Исследовательского центра развернут фонд образцов оценочных средств по ряду направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования
ДокументИсследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) является федеральной экспериментальной площадкой по оценочным средствам итоговойСсная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84
ПрограммаХотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.Рабочая программа сд 01 Курса статистический практикум для государственных университетов Специальность: 012500 «География» Составитель: иванова светлана алексеевна
Рабочая программаСпециалист должен владеть статистическими методами обработки экспериментальных данных, применять статистические в социально-экономических исследованиях.