Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
(указывается место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа акционерного общества (иного лица, имеющего право действовать от и...полностью>>
'Документ'
Современный рынок ценных бумаг, являясь составной частью финансовой системы, обеспечивает перераспределение акционерного капитала и долговых инструме...полностью>>
'Закон'
Внести зміни до Закону України "Про страхування" [N 86/96-ВР] (Відомості Верховної Ради України, 1996 р., N 18, ст. 78; 1997 р., N 29, ст. 1...полностью>>
'Документ'
Парогенераторы Steam представляют собой прямоточные паровые котлы, основой конструкции которых является навитый из стальных труб змеевик. B нем происх...полностью>>

Человеческая культура возникла и развертыва­ется в игре, как игра

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Игровые технологии

Человеческая культура возникла и

развертыва­ется в игре, как игра.

И. Хейзинга

Игровая деятельность

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятель­ности человека, удивительный фено­мен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и ус­воение общественного опыта, в ко­тором складывается и совершенству­ется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробу­дить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как по­лигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодо­ление различных трудностей, возни­кающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведе­ния, самопознание в процессе игры;

  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализации: включение в сис­тему общественных отношений, усво­ение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четы­ре главные черты (по С.А. Шмако­ву):

  • свободная развивающая дея­тельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельно­сти, а не только от результата (про­цедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень ак­тивный характер этой деятельности («поле творчества»):

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция т.п. (чувственная природа игры,(«эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную пос­ледовательность ее развития.

В структуру игры как деятельно­сти органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой де­ятельности обеспечивается ее добро­вольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в само­утверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя игра­ющими; б) игровые действия как сред­ство реализации этих ролей;

в) игровые употребление предметов, т.е. за­мещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содер­жание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчер­пать и оценить развлекательно-рек­реативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь раз­влечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человечес­ких отношений и проявлений в тру­де.

Игру как метод обучения, переда­чи опыта старших поколений млад­шим люди использовали с древнос­ти. Широкое применение игра нахо­дит в народной педагогике, в дош­кольных и внешкольных учреждени­ях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифи­кацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следую­щих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного пред­мета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной тех­нологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Ор­ленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогичес­кие технологии» включает достаточ­но обширную группу методов и при­емов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педаго­гическая игра обладает существен­ным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, ко­торые могут быть обоснованы, вы­делены в явном виде и характеризу­ются учебно-познавательной направ­ленностью.

Игровая форма занятий создает­ся на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые высту­пают как средство побуждения, сти­мулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным на­правлениям: дидактическая цель ста­вится перед учащимися в форме иг­ровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учеб­ный материал используется в каче­стве ее средства, в учебную деятель­ность вводится элемент соревнова­ния, который переводит дидактичес­кую задачу в игровую; успешное вы­полнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание эле­ментов игры и учения во многом за­висят от понимания учителем функ­ций и квалификации педагогических игр (рис. 4).

В первую очередь следует разде­лить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудо­вые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитатель­ные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктив­ные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогичес­ких игр по характеру игровой мето­дики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имита­ционные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисципли­нам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различа­ют игры с предметами и без предме­тов, настольные, комнатные, улич­ные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с различными средства­ми передвижения.

Классификационные

параметры игровых

технологий

По уровню применения: все уров­ни.

По философской основе: приспо­сабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторые + гештальт суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ +СЭН + СДП.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды – от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: раз­вивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массо­вая, все категории.


По области деятельности

Физические

Интеллектуальные

Трудовое

Социальные

Психологические


По характеру педагогического процесса

Обучающие, тренинговые контролирующие

Познавательные

Воспитательные

Развивающие

Репродуктивные

Продуктивные

Творческие

Коммуникативные

Диагностические

Профориентационные

Психотехнические


По игровой методике

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Деловые

имитационные

По предметной области

Математические, химическое, биологическое, физическое, экологическое

Музыкальные

Театральные

Литературные

Трудовое

Техническое

Производственные

Физкультурные

Спортивные,

воено-прикладные, туристические,

народные

Обществоведческие,

Управленческие, коммерческие


По игровой среде

Без предметов

Настольные

Комнатные, уличные, на местности

Компьютерные

Телевизионные

ТСО

Технические, со средствами передвижения


С предметами


Классификация педагогических игр

Спектр целевых ориентации

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельно­сти: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формиро­вание определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; вос­питание сотрудничества, коллекти­визма, общительности, коммуникативности.

  • Развивающие: развитие вни­мания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, нахо­дить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие моти­вации учебной деятельности.

  • Социализирующие: приобще­ние к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрес­совый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

.Концептуальные основы игровых технологий

  • Психологические механизмы иг­ровой деятельности опираются на фундаментальные потребности лич­ности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само регу­ляции, самореализации.

  • Игра форма психогенного по­ведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнад­зе).

  • Игра - пространство «внутрен­ней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

  • Игра - свобода личности в во­ображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Ле­онтьев).

  • Способность включаться в игруне связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

  • Содержание детских игр разви­вается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, нако­нец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

  • В возрастной периодизации де­тей (Д.Б. Эльконин) особая роль от­ ведена ведущей деятельности, имею­щей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельно­сти возникают и формируются соответствующие психические новообра­зования. Игра является ведущим ви­дом деятельности для дошкольного возраста.

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими веду­щими видами деятельности (младший школьный возраст учебная деятельность, средний — общественно полез­ная, старший школьный возраст учебно-профессиональная деятель­ность) не вытесняют игру, а продол­жают включать ее в процесс

Игровые технологии в дошкольном периоде

Ролевой игрой ребенок овладева­ет к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начи­нает различать внешнюю и внутрен­нюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начина­ет ориентироваться в них.

У ребенка формируется вообра­жение и символическая функция со­знания, которые позволяют ему пере­носить свойства одних вещей на дру­гие, возникает ориентация в соб­ственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и обще­ние.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к обще­ственно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология развивающих игр Б. П. Никитина

Программа игровой деятельнос­ти состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разно­образии исходят из общей идеи и об­ладают характерными особенностя­ми.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок реша­ет с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предла­гает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «то­чечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкто­рами. Дети играют с мячами, верев­ками, резинками, камушками, ореха­ми, пробками, пуговицами, пачками и т.д. и т.п. Предметные развиваю­щие игры лежат в основе строитель­но-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различ­ной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, пись­менной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи инфор­мации.

Задачи имеют очень широкий ди­апазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать ин­терес в течение многих лет (до взрос­лости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти впереди совершенство­ваться самостоятельно, то есть раз­вивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняются и где формируются, в основном только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме от­вета математической задачи, а в виде а. узора или сооружения из кубиков кирпичиков, деталей конструктора, то есть в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопос­тавлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх - в этом и источается их главная особенность -объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным прин­ципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • развивающие игры могут дать пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста:

  • их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие разви­тие способностей;

  • поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

  • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и ра­достного творчества.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте

Для младшего школьного возра­ста характерны яркость и непосред­ственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, про­должают игры с предметами, игруш­ками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного про­цесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация про­живается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся проис­ходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым пра­вилам (так, в случае ролевых игр -по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действу­ют «правила» имитируемой реально­сти). Игровая обстановка трансфор­мирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организа­тора, помощника и соучастника об­щего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-по­знавательный результат. Дидакти­ческая функция игры реализуется че­рез обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуа­ции как моделирующей, ее соотноше­ния с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заклю­чительному ретроспективному об­суждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и резуль­таты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальнос­ти, а также ход учебно-игрового вза­имодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и зак­реплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдатель­ность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от система­тического их использования, во-вто­рых, от целенаправленности про­граммы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватываю­щее определенную часть учебного процесса и объединенное общим со­держанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, харак­терные признаки предметов, сравни­вать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен­ным признакам; группы игр, в про­цессе которых у младших школьни­ков развивается умение владеть со­бой, быстрота реакции на слово, фо­нематический слух, смекалка и др. При этом игровой сюжет развивает­ся параллельно основному содержа­нию обучения, помогает активизиро­вать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление иг­ровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учите­ля начальной школы.

В отечественной педагогике име­ется ряд таких игровых технологий («Сам Самый» В.В. Репкина, «Мум-ми-тролли» томских авторов, персо­нажи «Волшебника Изумрудного го­рода», «Приключений Буратино» и т. д.), встроенных в основное содер­жание обучения .

Методика обучения детей теории музыки В.В. Кирюшина. Эта методи­ка основана на соответствии каждо­му музыкальному понятию одушев­ленного персонажа (октава - жира­фа, терция - сестрица, диссонанс -злой волшебник и т.п.). Все герои ис­пытывают различные приключения, в которых проявляются их суще­ственные признаки и качества. Вмес­те с героями дети с трехлетнего воз­раста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональнос­ти, начала гармонии.

Игровые технологии

в среднем и старшем

школьном возрасте

В подростковом возрасте наблю­дается обострение потребности в со­здании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное раз­витие воображения, фантазии, появ­ление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед об­ществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвое­ния нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций7

В учебном процессе принимаются различные модификации деловых игр: имитационные6 операционные, ролевые, деловой театр, психо и социодарма.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цех, зал заседании и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решение задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролен. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функции и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимся распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгры­вается какая-либо ситуация, поведе­ние человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизо­вать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенно­го лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную ли­нию поведения. Основная задача ме­тода инсценировки - научить подро­стка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объектив­ную оценку своему поведению, учи­тывать возможность других людей, устанавливать с ними контакты, вли­ять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формаль­ным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составля­ется сценарий, где описываются кон­кретная ситуация, функции и обязан­ности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «те­атр», но уже социально-психологи­ческий, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в кол­лективе, оценивать и изменять состо­яние другого человека, умение вой­ти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состо­ит из следующих этапов.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработ­ки сценария - условного отображе­ния ситуации и объекта. В содержа­ние сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой пробле­мы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описа­ние процедуры игры, содержание си­туации и характеристик действую­щих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориента­ция участников и экспертов. Опреде­ляется режим работы, формулирует­ся главная цель занятия, обосновы­вается постановка проблемы и выбо­ра ситуации. Выдаются пакеты мате­риалов, инструкций, правил, устано­вок. Собирается дополнительная ин­формация. При необходимости уче­ники обращаются к ведущему и экс­пертам за консультацией. Допуска­ются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нару­шать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет пра­ва вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректиро­вать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зави­симости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отноше­нию к содержанию работы в груп­пе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, анали­тик.

Организационные позиции: орга­низатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор, рефлексирующий, программист.

Методические позиции: методолог, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимой, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимся своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.


Этап правоведения

Межгрупповая дискуссия


Этап

подготовки

Разработка игры

- разработка сценария

- план деловой игры

- общее описание игры

-содержание инструктажа

-подготовка мат-го обеспечения


Ввод в игру

- подстановка проблемы, целей

- условия инструктаж

-регламент, правила

-распределение ролей

- формирование групп

-консультации


Этап

подготовки

Групповая работа

-работа с источниками

-тренинг

-мозговой штурм

-работа с игротехникам


Межгрупповая дискуссия

-выступление групп

-защита результатов

-правила дискуссии

-работа экспертов


Этап анализа и обобщения

-вывод из игры

-анализ, рефлексия

-оценка и самооценка работы

-выводы и обобщения



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гуревич П. Философия культуры

    Документ
    В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем, которые в совокупности отражали спектр дисциплины. Что такое культура? Это основной диапазон проблем.
  2. Эрнст Кассирер Опыт о человеке Введение в философию человеческой культуры

    Документ
    Многократные и настойчивые просьбы моих англий­ских и американских друзей опубликовать англий­ский перевод моей “Философии символических форм”* побудили меня написать эту книгу.
  3. Философия и теория культуры

    Документ
    И. Е. Карпович, кандидат филологических наук, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г.
  4. Культура. Образование. Право

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.
  5. Л. И. Горбунова, Г. С. Келлер культурология часть I человек – общество культура

    Учебное пособие
    Горбунова, Л.И. Культурология. Человек - Общество - Культура: учеб. пособие по дисциплине «Культурология» для вузов / Л.И. Горбунова, Г.С. Келлер; МГТУ.

Другие похожие документы..