Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сценарий'
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у обучающихся вызывают игровые технологии, поскольку они приближают речевую деятель...полностью>>
'Документ'
Досліджено процеси, які відбуваються у розвитку світової економіки. Визначено сутність глобалізаційних процесів, їхні позитивні та негативні аспекти....полностью>>
'Образовательный стандарт'
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия» разработан коллек...полностью>>
'Документ'
Цель: Формирование концептуальных подходов и модели эффективного управления организацией в условиях знаниевой экономики с учетом профессиональных ком...полностью>>

С. В. Соболь 200 г. Экзаменационные вопросы

Главная > Экзаменационные вопросы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждаю

проректор по научной

работе ННГАСУ

д.т.н., профессор С.В. Соболь

______________200 г.

Экзаменационные вопросы

к кандидатскому экзамену «История и философия науки»

Часть 1. Общие проблемы философии науки

  1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

  2. Наука как познавательная деятельность.

  3. Наука как социальный институт.

  4. Наука как особая сфера культуры.

  5. Закономерности научного познания в его историческом развитии.

  6. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

  7. Наука в культуре современной цивилизации.

  8. Наука и философия.

  9. Наука и искусство.

  10. Наука и обыденное познание.

  11. Наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила.

  12. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

  13. Становление первых форм теоретической науки.

  14. Организация науки в средневековых университетах.

  15. Западная и Восточная средневековая наука.

  16. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

  17. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.

  18. Формирование науки как профессиональной деятельности.

  19. Научное знание как сложная система.

  20. Многообразие типов научного знания.

  21. Эмпирический и теоретический уровни и критерии их различения.

  22. Эксперимент и наблюдение.

  23. Теория.

  24. Методы научного познания и их классификация.

  25. Научная картина мира.

  26. Операциональные основания научной картины мира.

  27. Роль философских идей в обосновании научного знания.

  28. Философские идеи как эвристика научного поиска.

  29. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания.

  30. Воздействие эмпирических фактов на основания науки.

  31. Формирование первичных теоретических моделей и законов.

  32. Механизмы развития научных понятий.

  33. Становление развитой научной теории.

  34. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

  35. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

  36. Научные революции как перестройка оснований науки.

  37. Типологии научных революций.

  38. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

  39. Прогностическая роль философского знания.

  40. Философия как генерация категориальных структур.

  41. Глобальные революции и типы научной рациональности.

  42. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

  43. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.

  44. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска.

  45. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.

  46. Этические проблемы науки в конце ХХ столетия.

  47. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

  48. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  49. Подходы к определению социального института науки.

  50. Научные сообщества и их исторические типы.

  51. Научные школы. Подготовка научных кадров.

  52. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

  53. Наука и экономика.

  54. Наука и власть.

  55. Проблема государственного регулирования науки.

Часть 2. Современные философские проблемы

областей научного знания.

    1. Философские проблемы математики.

  1. Предмет, метод и функции философии и методологии математики.

  2. Математика и естествознание.

  3. Математика как язык науки.

  4. Математика как система моделей.

  5. Математика и техника.

  6. Различие взглядов на математику философов и ученых (И. Кант, О. Конт, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, Н. Лузин).

  7. Математика и философия.

  8. Математика и религия.

  9. Математика и искусство.

  10. Философия математики, ее возникновение и этапы эволюции.

  11. Причины и истоки возникновения математических знаний.

  12. Прикладная математика.

  13. Специфика приложения математики в различных областях знания.

  14. Математическое моделирование.

    1. Философские проблемы физики.

  1. Физика как фундамент естествознания.

  2. Онтологические, эпистемологические и методологические основания фундаментальности физики.

  3. Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики в этом синтезе.

  4. Проблемы пространства и времени в классической механике.

  5. Специальная и общая теории относительности (СТО и ОТО).

  6. Критика Д. Юмом принципа причинности как порождающей связи.

  7. Причинность и закон.

  8. Причинность и целесообразность.

  9. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики.

  10. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии и с формированием синергетики.

  11. Статус понятия времени в механических системах и системах с саморазвитием.

  12. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике.

  13. Неоднозначность термина «объективность» знания: объективность как «объективность» описания (описание реальности без отсылки к наблюдателю) и объективность в смысле адекватности теоретического описания действительности.

  14. Понятие информации: генезис и современные подходы.

  15. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки.

  16. Понятие квантового компьютера и его роль в физическом моделировании.

    1. Философские проблемы химии.

  1. Историческое осмысление науки как существенный компонент философских вопросов химии.

  2. Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем.

  3. Периодическая система Д.И. Менделеева как завершающий этап развития об элементах.

  4. Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа структурных теорий.

  5. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем.

  6. Тенденция физикализации химии.

  7. Приближенные методы в химии.

    1. Философские проблемы экологии

  1. Экофилософия как область философского знания.

  2. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины.

  3. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.

  4. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.

  5. Историческая обусловленность возникновения социальной экологии.

  6. Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования и ее основные этапы.

  7. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.

  8. Современные экологический кризис как кризис цивилизационный.

  9. Принципы взаимодействия общества и природа.

  10. Пути формирования экологической культуры.

  11. Особенности экологического воспитания и образования.

  12. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитание и просвещение населения.

    1. Философские проблемы техники и технических наук.

  1. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники.

  2. Соотношение философии науки и философии техники.

  3. Проблема смысла и сущности техники.

  4. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры.

  5. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культурокритика техники.

  6. Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике.

  7. Основные типы технических наук.

  8. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах.

  9. Роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытка приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

  10. Возможность и опасность социального проектирования.

  11. Социальная оценка техники как прикладная философия техники.

  12. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика.

  13. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

  14. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.

2.6. Философские проблемы информатики.

  1. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине ХХ века.

  2. Синергетический подход в информатике.

  3. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах.

  4. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.

  5. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике.

  6. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.

  7. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность.

  8. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.

  9. Интернет и его философское значение.

  10. Феномен зависимости от Интернета.

  11. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

  12. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки ХХ1 в. и как глобальная среда непрерывного образования.

  13. Компьютерная революция, ее сущность и этапы.

  14. Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности.

  15. Концепция информационного общества.

  16. Сетевое общество и задачи социальной информатики.

  17. Проблема личности в информационном обществе.

2.7. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

    1. Философия как интегральная форма научных знаний.

    2. Специфика объекта и предмета социально- гуманитарного познания.

    3. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

    4. Индивидуальный и коллективный субъекты познания, их формы существования.

    5. Природа ценностей и их роль в социально- гуманитарном познании.

    6. Социо-культурное и гуманитарное содержание понятия жизни

    7. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

    8. Коммуникативность в науках об обществе и культуре методологические следствия и императивы.

    9. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

    10. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

    11. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

    12. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно, по исследовательским программам).

    13. Методы социальных и гуманитарных наук.

    14. Смена лидирующих дисциплин.

2.8. Философские проблемы архитектуры

  1. Предмет и структура теории архитектуры.

  2. Закономерности развития архитектуры.

  3. Структура архитектурной деятельности.

  4. Этапы архитектурной деятельности.

  5. Архитектурное проектирование и его типы.

  6. Синтез искусств на базе архитектуры.

  7. Национальное и интернационально в архитектуре.

  8. Архитектура и дизайн: сравнительный анализ.

  9. Проблемы становления архитектонической деятельности.

  10. Город как социокультурное образование.

  11. Соотношение традиций и новаций в архитектуре.

  12. Архитектурные стили и определяющие их факторы.

  13. Основные принципы архитектурного проектирования.

  14. Декоративные и конструктивные элементы архитектуры.

  15. Ландшафтная и садовопарковая архитектура.

2.9. Философские проблемы педагогики.

  1. Предмет и структура педагогики.

  2. Педагогическая деятельность и ее функции.

  3. Структура педагогической деятельности.

  4. Социализация личности.

  5. Основные педагогические системы.

  6. Образование и самообразование.

  7. Обучение и самообучение.

  8. Воспитание и самовоспитание.

  9. Гармоничное развитие личности.

  10. Всестороннее развитие личности.

  11. Естественно-научные основы педагогики.

  12. Социально-гуманитарные основы педагогики.

  13. Реформирование образования в России.

  14. Роль педагогики в идентификации личности.

  15. Проблемы этнопедагогики.

2.10. Историко-философские проблемы социальной философии.

  1. Концептуальный статус социальной философии.

  2. Методологические функции социальной философии в системе современного обществознания.

  3. Основные этапы развития социально-философской мысли.

  4. Сущность и существование социальной реальности как предметообразующая проблема социальной философии.

  5. Социально-философская теория деятельности.

  6. Проблема субъекта и объекта современной социальной философии.

  7. Стимулы и механизмы становления человека и общества.

  8. Пространство и время как факторы и формы социокультурного процесса.

  9. Современные концепции общества как организационной формы совместной деятельности людей.

  10. Процесс общественного воспроизводства, его типы и механизмы.

  11. Философские проблемы социального управления.

  12. Философия политики.

  13. Общественные отношения как проблема социально-философского анализа.

  14. Формы социальной динамики. Эволюционные и революционные изменения в истории.

  15. Проблемы типологии истории: соотношение цивилизационной и формационной парадигмы.

  16. Человек и общество. Понятие и типы человеческой личности.

  17. Глобальные проблемы современной цивилизации.

  18. Исторические судьбы России, перспективы ее развития в 21 веке.

2.11. Философские проблемы теории и истории культуры.

  1. Философия или теория культуры как специфический вид знания о культуре.

  2. Культура как ценность и как понятие. Причины бесконечного многообразия определений культуры.

  3. Культурология ( научное знание о культуре ) и культурофилософия ( философское знание о культуре ).

  4. Предыстория философии культуры.

  5. Культура и цивилизация: общее, особенное и единичное.

  6. Становление теории культуры.

  7. Представление о культуре в Древности, Античности и Средневековье.

  8. «Открытие культуры». Эпоха Возрождения.

  9. Классическая концепция культуры.

  10. Гармония культуры и природы.

  11. Методология культурологических исследований.

  12. Роль исторических методов в исследовании культуры.

  13. Естественное и искусственное в обществе.

  14. Культурно-исторический процесс.

  15. Постмодернистская философия культуры.

2.12 Философские проблемы истории

  1. История как наука.

  2. Типология истории.

  3. Предмет истории.

  4. Исторический факт и его оценка.

  5. История и летописание.

  6. Исторический процесс.

  7. Периодизация исторического процесса.

  8. Историческое время и историческое пространство.

  9. Единицы измерения исторического времени.

  10. Методология исторического исследования.

  11. Историческая фальсификация: причины и смыслы.

  12. Субъекты исторического процесса.

  13. Историография как специфический раздел исторической науки.

  14. Философия истории (историософия).

  15. Историческое сознание.

  16. Историческое мировоззрение.

  17. Социальная психология и история.

  18. Историческая культура.

2.13. Философские проблемы экономики

  1. Экономика как наука

  2. История экономических учений

  3. Структура экономического знания

  4. Экономическая сфера общества

  5. Экономическая деятельность

  6. Типология экономической организации общества

  7. Собственность как философская и экономическая категория

  8. Социальные проблемы плановой экономики

  9. Социальные проблемы рыночной экономики

  10. Приватизации в России

Заведующий кафедрой

профессор Л.А. Зеленов

Утверждаю

проректор по научной

работе ННГАСУ

д.т.н., профессор С.В. Соболь

______________200 г.

Экзаменационные вопросы

к кандидатскому экзамену «История философии»

  1. Восточная философия

  2. Античная философия

  3. Философия средневековья

  4. Философия эпохи Возрождения

  5. Европейская философия 17-19 вв.

  6. Немецкая классическая философия

  7. Русская философия

  8. Философия марксизма

  9. Зарубежная философия ХХ столетия

  10. Современное состояние философии в России

Заведующий кафедрой

профессор Л.А. Зеленов

Утверждаю

проректор по научной

работе ННГАСУ

д.т.н., профессор С.В. Соболь

______________200 г.

Экзаменационные вопросы

к кандидатскому экзамену по специальности «Социальная философии»

  1. История социально-философской мысли

  2. Общество. Основы философского анализа

  3. Природа и общество в философском осмыслении

  4. Формационный подход к историческому процессу

  5. Цивилизационный подход к историческому процессу

  6. Культурологический подход к историческому процессу

  7. Экономическая сфера общественной жизни

  8. Социальная сфера общественной жизни

  9. Политическая сфера общественной жизни

  10. Духовная сфера общественной жизни

  11. Актуальные проблемы жизни общества в современную эпоху

  12. Информационное общество и его проблемы

  13. Глобализация как социально-философский феномен

  14. Проблемы устойчивого развития

  15. Актуальные проблемы развития российского общества.

Заведующий кафедрой

профессор Л.А. Зеленов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса, методические указания по выполнению контрольных работ, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для студентов 1-го курса заочной формы обучения Хабаровск 2006

    Программа курса
    Программа курса, методические указания по выполнению контрольных работ, планы семинарских занятий и экзаменационные вопросы для студентов 1-го курса заочной формы обучения
  2. Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа
    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.
  3. Отчёт о результатах самообследования по специальностям высшего профессионального образования

    Документ
    В соответствии с приказом ректора НОУ ВПО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)» (далее НОУ ВПО САУМК(И от 11.12.2010 г. № 15 в институте была создана комиссия по анализу по показателям вуза и по подготовке
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Документация об аукционе
    Открытый аукцион на право заключения Государственного контракта на поставку литературы (формирование книжных фондов центральной отраслевой библиотеки) для нужд РГУФКСиТ.
  5. М. В. Ломоносова Факультет журналистики Единый государственный экзамен белаякнига (1)

    Книга
    Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга» составлена из материалов печати, радио и телевидения, посвященных злободневным проблемам реформы российского образования.

Другие похожие документы..