Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа по дисциплине «Литература» предназначена для абитуриентов, имеющих основное общее образование, не имеющих результатов государственной (итог...полностью>>
'Документ'
Технологическая практика проводится концентрировано в организациях различных форм собственности, учебно-производственных мастерских и учебных хозяйст...полностью>>
'Документ'
World Wide Web – глобальная компьютерная сеть на сегодняшний день содержит миллионы сайтов, на которых размещена всевозможная информация. Люди получа...полностью>>
'Учебно-тематический план'
Инноватика в образовании – современные информационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии как средство интенсификации процесса обуче...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Культурология»

для студентов специальностей

071401 «Социально-культурная деятельность»

071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

070503 «Музейное дело и охрана памятников»

071301.65 «Народное художественное творчество»

031500 «Искусствоведение»

Тюмень 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3

2. Государственный стандарт по дисциплине 4

3. Тематический план курса 5

4. Содержание дисциплины 6

5. Планы семинарских занятий 49

6. Рекомендации к написанию рефератов 55 7. Темы рефератов для СРС 56

8. Экзаменационные вопросы 57

9. Библиографический список 58

ГСЭ.Ф. 05 Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи культурологии, как научной и учебной дисциплины, соотносятся с общими целями и задачами всестороннего, комплексного образования специалиста с высшим образованием в сфере культуры, искусства и социальных коммуникаций.

Характеристика такого типа профессий предполагает обязательное наличие в них необходимых знаний об основных процессах, происходящих в сфере культуры, как общественного явления, историко-культурных процессах, культуре личности и социокультурных групп, присущих им ментальных особенностях, взаимодействий и т.д.

Учебно-методический комплекс по курсу «Культурология» содержит пояснительную записку, государственный стандарт по дисциплине, тематический план курса, содержание дисциплины (тезисы лекций), планы семинарских занятий, вопросы к зачетам и экзаменам; самостоятельную работу студентов: тематику рефератов для СРС, требования к написанию и оформлению рефератов, тесты для проверки знаний, библиографический список основной и дополнительной литературы.

В течение учебного процесса предполагается использование следующих методов преподавания: проблемные лекции, лекции-дискуссии, метод «круглого стола», семинары, практические письменные задания, написание и обсуждение рефератов, контрольное тестирование, использование средств мультимедиа и др.

Основная цель курса — формирование у студентов представлений о значении культурологических знаний в совершенствовании профессионального уровня специалиста в сфере культуры, искусства и социальных коммуникаций.

Задачи курса:

— сформировать понимание роли культуры в обществе, культурном прогрессе, многообразия сфер и подсистем культуры, динамики социокультурных процессов, культуротворческой деятельности человека, типологии культур, культурно-исторических типах Запада и Востока, своеобразии культуры России, ее месте в мировой цивилизации;

— овладеть основами научной терминологии и понятийным аппаратом культурологического знания;

— сформировать ценностное отношение к достижениям отечественной и мировой культуры;

— выработать гуманистически-нравственную мотивацию сохранения культурного наследия;

— приобрести навыки самостоятельного овладения новыми знаниями по социокультурной проблематике, используя современные образовательные технологии.

Место дисциплины в учебном процессе:

В соответствии с учебными планами всех специальностей ТГАКИСТ дисциплина «Культурология» является обязательной и читается у студентов 1-х курсов очной и заочной форм обучения. Усвоению теоретического материала способствуют знания, приобретаемые студентами на занятиях по истории, философии, социологии и других гуманитарных науках. Из этого следует огромная важность познания мира культуры в современном образовательном процессе высшей школы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование тем курса

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

СРС

Раздел 1. Культурология как наука

1.1.Структура и состав современного культурологического знания : культурология и философия культуры; социология культуры; культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология;

морфология культуры.

4

2

2

1. 2. Методы культурологических исследований

4

2

2

Раздел 2. Культура как объект исследования

2. 1. Понятие «культура»

4

2

2

2. 2. Культурные ценности и нормы

4

2

2

2. 3. Язык и символы культуры; культурные коды

4

2

2

2. 4. Динамика культуры: культурные традиции; культурная модернизация; межкультурные коммуникации

4

2

2

2. 5. Культура и личность; инкультурация и социализация; культурная самоидентичность

4

2

2

2. 6. Культурная картина мира

4

2

2

Раздел 3. Культура, природа и общественное бытие

3. 1. Культурогенез

4

2

2

3. 2. Культура и природа

4

2

2

3. 3. Культура и общество; социальные институты культуры; функции культуры

4

2

2

3. 4. Тенденции культурной универсализации в современном мире; глобальные проблемы современности

4

2

2

Раздел 4. Типология культур

4. 1. Этническая и национальная культура;

элитарная и массовая культура

4

2

2

4. 2. Специфические и «серединные» культуры

4

2

2

4. 3. Цивилизация

4

2

2

4. 4. Локальные культуры

4

2

2

4. 5. Восточные и западные типы культур

4

2

2

4.6. Место и роль России в мировой культуре

4

2

2

ВСЕГО :

72

18

18

36

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

ТЕМА 1. 1. СТРУКТУРА И СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ; СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ;

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ; ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ; МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ [от лат. «culture» и греч. «logia» — «наука», «знание»] — современная гуманитарно—общественная наука, изучающая культуру как целостную систему; все многообразие культурных феноменов (миф, религия, мораль, искусство, право, наука, техника и др.), сфер, форм культуры, связей между ними; типологию культур, исторические типы культур, «локальные» культуры и прогрессивное развитие мировой цивилизации и др.

Английский антрополог Э.Б. Тайлор не только дал первое концептуальное определение понятия «культура» [«Первобытная культура», 1871], но и в главе «A science of the cultura» («Наука о культуре») определил культуру, как особый предмет исследования. В 1909 г. немецкий ученый В. фон Оствальд отметил, что понятие «культура» охватывает специфические особенности деятельности человека, отличающего его от животного мира, и предложил название новой науки — «Kulturogie» [нем. — культурология[.

Широко использовать название — «Сulturology» [англ. — культурология] стал с 1939 г. американский антрополог Л.А. Уайт [«Наука о культуре», «Эволюция культуры» и др.]. «Культурология имеет собственный предмет исследования -— содержание общественной жизни» и назвал ее принципиально новым путем — от частных наук, рассматривающих отдельные аспекты и формы культуры, к целостному исследованию культуры. Благодаря его активной научной деятельности культурология была включена в Международную энциклопедию социальных наук (1968).

В 1964 г. «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций» назвало русского ученого Н.Я. Данилевского основоположником «пространственно-временной локализации явлений культуры», отметив его особый приоритет в обосновании культурологического знания [«Россия и Европа», 1869].

В определении культурологии как науки, можно выделить три основных подхода:

— культурология предстает как комплекс различных наук, изучающих культуру в её историческом развитии и функционировании социокультурных феноменов;

— культурология как философия культуры, в которую включают культурную антропологию;

— культурология как самостоятельная синтетическая дисциплина, определяющая собственное место в науке и методологию исследования культуры, которая имеет широкие междисциплинарные связи с философией, социологией, историей, антропологией и др.

По своему происхождению культурология тесно связана с философией истории, философией культуры, историей искусств, антропологией, этнографией, литературоведением. В западной науке, особенно немецкой, культурологии предшествовала так наз. «История духа» [нем. «Geistesgeschichte» — «Духовная история»], представлявшая собой философское и религиозно-философское осмысление истории культуры.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. В философии культуры рассматривают проблемы культурного многообразия, уникальности культур, кросс-культурные связи, «диалог» культур, глобальные проблемы современности, проблемы универсализации культуры, «деятельностного», «ценностного» и др. научных подходов к культуре и т д.

Представитель петербургской школы культурологии, проф. М.С. Каган, не делал больших различий между культурологией, теорией культуры и философией культуры.

Рассматривают культуры «Запада» и «Востока», теории «локальных культур (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, С. Хантингтон и др.), теорию «осевого времени» (К. Ясперс), психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг.), «философию жизни» (В. Дильтей, Ф. Ницше), концепцию «символических форм» (Э. Кассирер), «игровую» теорию (Й. Хейзинга), проблемы культурных ценностей (Г. Риккерт) и др.

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — синтез социологии и культурологии. Понятие «социология культуры» ввел в нач. ХХ в. немецкий социолог М. Вебер. Имеет и теоретическую, и практическую направленность. Культура рассматривается здесь с точки зрения функций, которую она играет в обществе (коммуникативная, аксиологическая, воспитательная, информационная и др.). Культура — часть социальной системы, социальных отношений, социальных институтов, деятельность общественных структур и организаций культуры. Государственная политика в области культуры, образования; проблем семьи, способов воспроизведения и трансляции социокультурного опыта и др.

Исследуют субкультуры — группы, сословия, классы (страты), отличающиеся социальным статусом, возрастными, этническими, культурными, психологическими особенностями, экономическими, политическими интересами (молодежная субкультура, субкультуры национальных меньшинств, маргинальные субкультуры и др.).

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. «anthropologia» — «наука о человеке»). Рассматривает природно-биологические и социальные феномены, лежащие в основании любой культуры. Культурантропология широко использует и материалы естественных наук, имеющих отношение к жизнедеятельности человека. Культурная антропология стремиться представить более полную картину жизни человека в культурной среде, созданной в результате его деятельности.

Культурная антропология использует материалы археологии, мифологии, этнографии, этнопсихологии, лингвистики, религоведения, языкознания, фольклористики, истории, социологии, философии. Культурная антропология рассматривает проблемы культурогенеза, миф, верования, традиции, процессы культурного взаимодействия этносов, специфику этносов, языков, средств коммуникации, общения, информационного обмена и др.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. История культуры опирается на историю, историю литературы, историю религий, историю искусства, филологию, эстетику и пр. В историко-культурных исследованиях обобщается материал различных изучающих культуру наук, что позволяет систематизировать и многообразный историко-культурный материал.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Учебно-методический комплекс

    Программа
    1. Изучение курса предусмотрено стандартом высшего профессионального образования, входит в состав федерального компонента для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».
  2. Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

    Программа курса
    Целью настоящего курса является рассмотрение теоретических положений литературоведения, а также закономерных особенностей становления мировой литературы от ее истоков до настоящего времени,
  3. Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям 071401 «Социально культурная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс реализуется как часть дисциплины «Литература» и является логическим продолжением курса «История русской литературы», которые студенты изучают на первом курсе в первом и втором семестрах.
  4. Учебно-методический комплекс Тюмень, 2011. Российская федерация Министерство культуры Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Учебно-методический комплекс
    Л.Ю. Антонова. Рекреативные технологии социально-культурной деятельности: учебно-методический комплекс для студентов специальности и направления «Социально-культурная деятельность» / Е.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов отделений очного и заочного обучения. Специальность 071401

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в овладении ими учебной программы курса «Управление организациями социально-культурной сферы Тюменской области».

Другие похожие документы..