Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Учредители ОУ: Юго – Восточное управление министерства образования и науки Самарской области и Администрация Борского района Самарской области в лице...полностью>>
'Материалы для подготовки'
Целью написания контрольной работы является углубленное изучение актуальных вопросов деятельности государства, хозяйственных и природоохранных органо...полностью>>
'Документ'
Украинская обсерватория на пике Терскол, построенная в 1980-90-е годы, имеет сегодня уникальные комплексы для проведения астрономических наблюдений м...полностью>>
'Доклад'
Заслушав и обсудив доклад исполняющего обязанности директора государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Управляющая компания инвес...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопрос о своеобразии развития культуры России поставил П.Я. Чаадаев. Он был близок декабристам, но не разделял их политического радикализма. В «Философическом письме» (1836) он писал, что Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, а существует для того, чтобы «преподать миру какой-нибудь важный урок». Исполнению исторической миссии мешает духовный застой и национальное самодовольство. Отсюда и проистекают все беды России. Публикация стала импульсом в развитии «славянофильства» и «западничества», как двух основных направлений общественной мысли 1830-50-х гг.

«Славянофилы» (А. Хомяков, И. Киреевский, П. Киреевский, И. Аксаков, К. Аксаков, Ю. Самарин, А. Кошелев и др.) идеализировали допетровскую Русь, видели ее самобытность в сохранении крестьянской общины, соборности, православии, как выражении национального самосознания. Они называли русский народ богоизбранным носителем особой духовности, призванным сыграть миротворческую и объединительную роль в построении великого сообщества славянских народов под эгидой православия и России. Славянофилы считали, что естественный ход развития русской культуры был нарушен Петром I, который направил ее по ошибочному пути.

«Западники» (В. Белинский, А. Герцен, Т. Грановский, М. Катков, И. Тургенев, Н. Огарев, Б. Чичерин и др.), критиковали «славянофилов» за противопоставление России Западу. Они полагали, что Россия должна осваивать европейскую культуру, науку и технику. «Западники» исходили из приоритета общечеловеческих культурных ценностей, считая основополагающими распространявшиеся на Западе свободу личности, индивидуализм, предпринимчивость и пр.

Славянофилов и западников объединяло стремление осмыслить своеобразие русской культуры, объясняя ее своеобразие суровым климатом и историческими причинами, как нашествием татаро-монголов и др. Они считали, что России надо преодолеть отсталость социально-экономической системы, крепостничество. Профессор Московского университета Т.Н. Грановский выступал против деспотизма и крепостничества. И те, и другие активно участвовали в 1850-х гг. в комиссиях по отмене крепостного права.

Совпадало их желание видеть Россию процветающей и могучей страной. Славянофил Ф. Кошелев, посетив в 1851 г. Всемирную промышленную выставку в Лондоне, писал: «Нет в мире народа, который по всем отраслям промышленности ушел далее англичан; а потому, чему бы кто не хотел учиться, должен ехать в школу Англии». «Западник» Б. Чичерин, несмотря на симпатии к Франции, в 1858 г. писал, что в мировом развитии промышленность Англии занимает первое место.

Министр просвещения С. Уваров (1834) выдвинул «теорию официальной народности», выражавшую консервативно-монархические тенденции: православие как глубокая религиозность русского народа; самодержавие, как естественная и единственно возможная форма государственного управления; народность, как добровольное единение царя и народа.

В течение XVIII-XIX веков Россия сделала культурный рывок и смогла догнать и освоить европейскую науку, искусство, философию, приняв форму светской, «просвещенной» культуры, и стала одной из богатых национальных культур мира.

Российская национальная культура как бы надстраивались над своим этническим (народным) базисом. Возник разрыв между этнической и национальной культурами. Он проявился в различии образов жизни, французском языке «верхов» и простонародной речи «низов», отношении к науке, церковной, государственной и общественной жизни. Марксист Г.В. Плеханов называл это трагическим разрывом между «народом» и «просвещенным обществом».

В 1860-е гг. складывается «почвенничество». (Ф. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов и др.). Проблему национальной специфики, богоизбранничества России, они понимали как необходимость сближения образованных слоев общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.

Возникновение немногочисленной интеллигенции было специфическим российским феноменом. Она отличалась возвышенными духовными устремлениями, житейской непрактичностью. Болезненно переживая отрыв от народной «почвы», она стремилась восстановить с ней утраченную связь. Но «простой» народ видел в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья, смотрел на интеллигенцию, «как на чуждую расу» (Н. Бердяев).

Расцвет искусства и философии в конце XIX–нач. XX вв. («Русский культурный ренессанс» — по Н.А. Бердяеву) стал «серебряным веком» русской культуры.

Возникновение «народничества», появление анархизма, терроризма, распространение марксизма, создание социал-демократических и буржуазных политических партий было связано с исторически назревавшем общественным кризисом и необходимостью политических, экономических и культурных перемен.

Революция 1917 года, гражданская война, узурпация политической власти большевиками, гонения на церковь, коллективизация, индустриализация, стали попыткой направить социально-политическое и экономическое развитие страны по особому пути.

Октябрьская революция сменила тип государственно-монархической власти, но не изменила ее фетишизацию народными массами. Вождей прославляли подобно святым, а их портреты как бы заменили иконы. Специфика государства, построенного на социалистических началах, даже реставрировала некоторые черты феодально-крепостнических отношений (колхозы, совхозы, принудительный труд).

Эмиграция, высылка из страны («философский пароход», 1922), гибель от сталинских репрессий многих деятелей науки и культуры. В 1920-30-е гг. в эмиграции возникло «евразийство» (Н. Трубецкой, Л. Карсавин, П. Сувчинский, П. Савицкий, Г. Флоровский и др.). «Евразийцы» пытались наладить контакты с советской властью. Они противопоставляли исторические судьбы, интересы России и Запада, трактовали Россию как особый тип культуры - «Евразию», срединный материк между Азией и Европой. Н. Трубецкой представлял российскую культуру как «симфоническое» единство «множественной нации Евразии».

Дискуссии о месте России в мировой культуре не затихают. Соединяя Восток и Запад, Россия была исторически открыта влиянию различных культур. Это нашло отражение в размышлениях литературных героев, лиричности полотен художников, поэтической патетике, купеческом меценатстве (Мамонтов, Третьяков и др.).

Особенности «русской души» отразилась в народных песнях, откуда композиторы (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и многие др.) черпали лирические интонации.

Ф. Ницше говорил: «Русские напевы печальны. Я променял бы все благополучие Запада на русскую манеру печалиться».

В многовековом окружении «иноверцев», неприятия Запада и Востока, русский народ выработал ощущение единственности, уникальности, несхожести с другими. На Западе, и в России, существуют убеждения о загадочности и необъяснимости России и русской души.

При всех различиях в понимании путей развития России, ее места среди других, большинство сходится во мнении об особом вкладе России в мировую культуру. Это достижения в науке и искусстве, творчество гениальных поэтов, художников, композиторов, актеров и т. д.

Россия показала и другой пример — революцией 1917 г., гражданской войной, мессианской идеей «светлого будущего» всего человечества, несостоятельностью социального эксперимента, тоталитаризмом государства, подавлением свободы личности.

Россия показала возможность быстрой индустриализации, актуальных научных открытий, достижений в космонавтике, военных вооружениях, как и возможность достижения в конце 1980-х гг. договоренности с США о мощном сокращении ядерного оружия. Противостояние «Запад» — Россия закончилось.

Крушение социализма и распад СССР стал серьезным испытанием для исторической судьбы России. Переход к рыночной экономике потребовал существенных изменений в стереотипах общественного сознания. Происходит ломка ментальных стереотипов, сложившихся в прежние времена. Российское общество с трудом осваивает понятия «права человека» и «свобода личности». Идет переоценка культурных норм, ценностей и идеалов. Исследования показывают, что сегодня в общественном сознании сталкиваются противоречивые нормы и стереотипы поведения.

СПЕЦИФИКА НАРОДНОГО МЕНТАЛИТЕТА. Какая же специфика лежит в основаниях «русской души»? Исторический путь народа формирует менталитет, традиции, обычаи, которые называют «особенностями народной души», «характером народа». Русскому человеку свойственно быть гостеприимным и радушным. Душевность и широта — главные качества, присущие всем русским людям.

Коллективизм народа сложился в условиях крестьянской общины и патриархального быта. Практически не свойственен индивидуализм, противопоставление личности коллективу: «будь как все», «не высовывайся».

Известные по литературе, противопоставлявшие себя обществу одиночки — «лишние люди» (Чацкий, Онегин, Печорин, Раскольников и др.) терпят крах.

Убеждение о первенстве «духа» над «плотью» и обыденностью, презрение к расчету, «мирской суетности», «мещанской сытости». Бескорыстие, возвышение духовности, осуждение накопительства, скопидомства. Жертвенность, аскетизм, «горение духа», отличают святых подвижников, ставших для народа образцами — Сергий Радонежский, протопоп Аввакум и др.

Сочувствие у народа вызывали бесшабашные удальцы, разбойники, пропойцы, готовые жить впроголодь, не беря на себя тягот повседневного труда. Почитались юродивые, религиозные отшельники, нищие странники, бессребреники, пренебрегающие мирскими благами ради духовных идеалов.

Менталитету больше присуща восточная пассивность, чем западный практицизм и деловитость. Личная инициатива не особо характерна. Симпатии будут скорее на стороне ленивого, но благородного дворянина Обломова, чем энергичного, практичного, чуждого сентиментальности, немца Штольца. Это не значит, что русскому вообще чужд практицизм. Но экономическому деловому расчету не придается особого значения. Надеются не на разумную предусмотрительность, а на русское «авось». Вопрос «А ты меня уважаешь?» задают в уверенности, что уважение окружающих достигается не успешным решением практических дел, а исключительно душевными качествами.

Просторы России, природные богатства, многочисленные людские ресурсы веками создавали склонность к гиперболизму. Национальные проекты отличались грандиозностью, приобретали большой размах, зачастую доводились до крайности, что было бы невозможно для других стран. Гиперболичны были планы Петра I, построившего за несколько лет столицу на берегу Балтийского моря, превратившего отсталую страну в могучую державу. Гиперболично было фанатичное принятие массами идеи построения коммунизма, неподдельный народный энтузиазм, «громадье» государственных планов, «поворотов рек», «великих строек века» (напр., БАМ) и т. д.

Даже люди робкого характера с восторгом говорят о «русском размахе», как у А.К. Толстого:

Коль любить, так без рассудку.

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча.

Коль рубнуть, так уж сплеча.

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

«Русский размах» проявляется и в нелюбви к компромиссам, склонности занимать крайние позиции при решении любых, даже спорных, вопросов. «Русский же человек знает какую-нибудь одну из этих крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и она обычно не значит ничего или очень мало» (А.П. Чехов).

Экстремизм воспринимается как норма. Экстремизм — неоднократно повторяющийся в русской истории быстрый переход от одной крайности к противоположной («из огня да в полымя»). Тысячелетнее христианство на Руси - и превращение после Октября почти всех в атеистов, а за последние годы — быстрое увеличение числа верующих, строительство новых церквей. Строительство «материальной базы коммунизма», его осмеяние — и молниеносный рывок к «рыночной экономике».

Фетишизация государственной власти остается ментальной установкой и сегодня. Как и раньше, вера в доброго царя-батюшку, по-прежнему существует представление, что правительство всесильно, от него зависят и счастье, и несчастье «простого» человека.

Патриотизм соединяет любовь к стране, родной земле, природному ландшафту, с любовью к государству. Русский солдат всегда воевал «за веру, царя и отечество». Патриотизм не исчерпывался «любовью к отеческим гробам», а предполагал и особую историческую задачу России в отношениях со всем человечеством. «Братская помощь» другим странам была нелегким, но почетным бременем для СССР.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

(Ф. Тютчев):

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1

Структура и состав современного культурологического знания:

культурология и философия культуры; социология культуры; культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; морфология культуры.

Вопросы:

1. С какими гуманитарно-общественными науками у культурологии имеются тесные междисциплинарные связи?

2. Что общее в теории культуры и философии культуры?

3. Как соотносятся между собой история культуры и философия культуры?

4. Что общего между культурной антропологией и социологией культуры и чем они различаются?

5. Охарактеризуйте основные школы и направления в изучении культуры: эволюционный, социологический, психоаналитический, цивилизационный подходы и др.

6. В каких основных методологических аспектах культуру изучают в культурологии?

7. Теоретические и практические подходы в изучении социокультурных феноменов.

Литература

1. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. Москва : Юрайт-Издат, 2005. — С. 27 — 66.

2. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 4 — 14.

3. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — С.5 — 92.

4. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону : Издательский центр «МарТ», 2006. — С. 34. — 84.

Семинар № 2

Понятие «культура»

Вопросы:

1. Какое значение понятия «культура» отражено в повседневном житейском опыте?

2. Каков смысл понятия «культура» в археологии, этнографии, сельскохозяйственных и естественных науках, социальной практике и т. д.?

3. Объясните содержание культуры, как продукта человеческой деятельности и ценностей культуры?

4. Что входит в понятия «материальная культура», «духовная культура», «религиозная культура», «светская культура», «художественная культура», «физическая культура» и др.?

5. Каковы основные характеристики субъекта культуры?

6. Что общего между «социализацией» и «инкультурацией» и чем они отличаются?

7. Что такое «культурная самоидентичность», «маргинальность» и в чем их различие?

8. Что такое менталитет и каковы уровни ментальности существуют?

Литература

1. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. Москва : Юрайт-Издат, 2005. — С. 82 — 109, 134 — 162.

2. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 18 — 49.

3. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — С. 95 — 114, 125 — 127, 163 — 173.

4. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону : Издательский центр «МарТ», 2006. —С. 6 — 16; 143 — 153.

Семинар № 3

Динамика культуры: культурные традиции;

культурная модернизация; межкультурные коммуникации

Вопросы:

1. В чем суть культурных традиций, культурной преемственности и инноваций?

2. В чем смысл современного переходного периода в развитии российской культуры?

3. Каково значение технического прогресса и научных технологий в современной культуре?

4. Назовите положительные примеры введения новаций и модернизации в развитии культуры стран и народов.

5. Покажите значение межкультурных коммуникаций в современном мире.

6. Объясните термины «аномия культуры», «культурный симбиоз», «культурная диффузия».

7. Совпадают ли научные открытия и культурный прогресс?

8. Спутники культурного развития: ксенофобия, шовинизм, этноцентризм.

9. Общечеловеческое и национальное в содержании культуры.

Литература

1. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. Москва : Юрайт-Издат, 2005. — С. 163 — 201, 338 — 355.

2. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 62 — 72; 147 — 162.

3. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — С. 127 — 139, 125 — 127, 173 —78.

4. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону : Издательский центр «МарТ», 2006.

— С. 343 — 351.

Семинар № 4

Культурогенез

Вопросы:

1. Назовите основные концепции генезиса человечества и его культуры.

2. Какие этапы культурогенеза выделяют археологи?

3. Как соотносятся природные и культурные начала в развитии человека?

4. Охарактеризуйте основные этапы развития языково-информационного общения, как становление культуры.

5. Как соотносятся между собою культура, природа и общество?

6. В чем проблема развития культуры и усиления антропогенного влияния на природу.

7. Охарактеризуйте такие первобытные культы, как тотемизм, фетишизм, магия, анимизм.

8. Проблема происхождения религии и ее роль в генезисе культуры.

9. Мифологическое сознание и роль мифа в культурогенезе.

10. Основные теории мифа (мифологическая школа бр. Гримм), антропологи - эволюционисты (Тайлор, Фрезер), психоанализ (Фрейд, Юнг), проблемы специфики первобытного мышления (Леви-Стросс, Леви-Брюль).

Литература

1. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. Москва : Юрайт-Издат, 2005. — С. 205—227.

2. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 73 — 83.

3. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — С. 201— 221.

4. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону : Издательский центр «МарТ», 2006.

— С. 129 — 130, 183 — 194.

Семинар № 5

Культура и общество;

социальные институты культуры; функции культуры

Вопросы:

1. Дайте определение понятия «общество» с точки зрения социологии культуры.

2. Что такое «гражданское общество»?

3. В чем сходство и в чем разница между формами древнегреческой и современной парламентской демократии?

4. Как следует понимать «естественное» право человека?

5. Объясните понятия «институционализация», «социальная защита», «социальная интеграция»?

6. Охарактеризуйте культуру как систему социальных институтов по реализации культуротворческой деятельности человека.

7. Каковы функции государства по отношению к культуре?

8. Каковы функции культуры в обществе?

9. Охарактеризуйте (по отдельности) основные формы культуры: образование, философия, наука, религия, мораль, искусство, право.

10. Каковы задачи образования как культурного процесса в обществе.

Литература

1. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. Москва : Юрайт-Издат, 2005. — С. 183 — 192, 227 — 252.

2. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 52 — 58.

3. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — С. 142 — 159, 156 — 163.

4. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону : Издательский центр «МарТ», 2006.

— С. 121 — 129, 235 — 251.

Семинар № 6

Этническая и национальная, элитарная и массовая культура

Вопросы:

1. Дайте определения понятий «этнос», «народ», «нация».

2. Как сочетается общечеловеческое и национальное в культуре?

3. Что такое «национальный образ мира»?

4. Как соотносятся между собой национальная и мировая культура?

5. Причины возникновения разрыва между этнической и национальной культурами в России XVIII—начала XX вв.?

6. Назовите причины возникновения «массовой» культуры.

7. Как соотносится массовая культура с проблемой «массового» человека?

8. Найдите положительные и отрицательные факторы в содержании «массовой» культуры.

9. Почему существует проблема потребления «элитарной» художественной культуры?

10. Проблемы функционирования «массовой» культуры в средствах масс-медиа.

Литература

1. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. Москва : Юрайт-Издат, 2005. — С. 296 —314.

2. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 56 — 62.

3. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — С. 131 — 133.

4. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону : Издательский центр «МарТ», 2006.

— С. 95 — 96.

Семинар № 7

Тенденции культурной универсализации в современном мире;

глобальные проблемы современности

Вопросы:

1. Объясните понятие «культурная универсализация».

2. Какова роль западной культуры в современном мире?

3. Какие проблемы возникают перед мировой цивилизацией при развитии новых информационных технологий и Интернета?

4. В чем заключаются кризисные проблемы современной культуры?

5. Причины возникновения конфликтов между культурами Севера и Юга?

6. Что такое «антиглобализм»?

7. Перечислите важнейшие научные открытия и изобретения ХХ века.

8. Каковы перспективы научно-технического прогресса в мировом цивилизационном процессе?

9. Проблема «вестернизации» в европейской культуре.

10. Современные проблемы экологии и демографии.

Литература

1. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. Москва : Юрайт-Издат, 2005. — С. 359—439.

2. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 166 — 176.

3. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — С. 139 — 142, 299 — 306.

4. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону : Издательский центр «МарТ», 2006.

— С. 288 — 306.

Семинар № 8

Место и роль России в мировой культуре

Вопросы

1. Значение принятия христианства на Руси.

2. Социокультурные реформы Петра I.

3. «Философические письма» П.Я.Чаадаева. Их значение для общественной мысли.

4. «Славянофилы» (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и др.) о культуре России.

5. Кто такие «западники»? В чем различие идей Т.Н. Грановского и А.И. Герцена?

6. Культурологическая концепция Н.Я. Данилевского (Россия и Европа»).

7. «Русский Ренессанс» по Н.А. Бердяеву. Что такое «Русская идея»?

8. Культурологические идеи «евразийцев» (Н.С. Трубецкой, П. Савицкий и др.) на культуру России.

9. Сравните особенности «русского» менталитета с «западным» типом менталитета.

10. Какие тенденции в современной российской культуре мы можем отметить?

Литература

1. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — Москва : Юрайт-Издат, 2005. — С. 338—356.

2. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 147 — 163.

3. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — С. 279 — 299.

4. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону : Издательский центр «МарТ», 2006.

— С. 307 — 351.

Семинар № 9

Цивилизация

Вопросы:

1. Содержание понятия «цивилизация» в античности, у просветителей, в различных культурологических концепциях (Э. Тайлор, Л. Морган, О. Шпенглер, Н.А. Бердяев и др.).

2. В чем заключается «цивилизационный» подход в культурологических дисциплинах?

3. Понятие «локальная» цивилизация (по А. Тойнби), в чем ее состоят ее особенности?

4. Основные положения развития цивилизации по циклической концепции Дж. Вико?

5. Что такое культурно-исторический тип? (по Н.Я. Данилевскому).

6. Каковы взаимоотношения культуры и цивилизации (по О. Шпенглеру)?

7. Объясните специфику и различия в развитии цивилизаций Запада и Востока.

8. Что такое «осевое время» (по К. Ясперсу)?

9. Культурологические идеи П.А. Сорокина.

10. В чем причины возможного «столкновения цивилизаций» в XXI веке?( С. Хантингтон).

Литература

1. Культурология : учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — Москва : Юрайт-Издат, 2005. — С. 443—516.

2. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В.С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — С. 112 — 129.

3. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — С. 182 — 198.

4. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону : Издательский центр «МарТ», 2006.

— С. 34 — 49.

РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Подготовительная работа

1. Четко сформулируйте тему, которая кратко выразила бы суть. Подумайте, какие вопросы и в какой последовательности вам необходимо раскрыть. Это поможет создать план.

2. Изучение литературы по этой теме. По предметному каталогу определите основную литературу: монографические исследования, работы отдельных авторов, сборники работ. По алфавитному каталогу познакомьтесь с работами других исследователей (авторов), они могут пригодиться.

3. Читайте выбранное, обратите внимание на ссылки, они могут пригодиться. В ходе работы делайте выписки — на карточках, листках и т.п.

4. Объем подготовительной работы определяется целью курсовой работы, реферата: выступление на семинаре, зачетная работа и т.п.

Курсовая работа и реферат пишется по плану

Во введении — объясните, чем руководствовались при выборе темы, ее важность и актуальность.

В параграфах, раскрывая содержание, пишите логично, последовательно, высказывания авторов берите в кавычки, ставьте № цитаты по порядку, в примечаниях - сноски: ф.и.о. автора, название сочинения, год и место издания, издательство, страницу.

Не забывайте о проблемных, спорных мнениях по этому вопросу.

В заключении: основные выводы, к которым пришли. Обоснуйте, что дала Вам работа над темой. В конце курсовой, реферата - список использованной литературы.

Составление картотеки, включая журнальные и газетные публикации

1. Сформулируйте общее представление о произведении (заголовок, оглавление, просмотрите текст). Цели его создания: дата написания, исторические причины написания произведения автором и т.п.

2. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным его положениям, выделяя неясности (используйте словари, справочники).

3. Разделите текст на части. Выделите основные положения автора, его аргументы. Обратите внимание на многообразие связей, в котором затрагивается данный вопрос.

4. Раскройте связь теоретических положений и конкретных фактов, которые в совокупности служат основной для выводов автора.

5. Просмотрите еще раз текст. Установите логические связи между выделенными частями, составьте план — структуру. Подготовьте тезисы (конспект). В тезисной форме подготовьте устное выступление. Основа — план, но в тезисах не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме, в утвердительной форме, раскрывая содержание. Конспект требует не только фиксации основных положений, но и приведения рассуждений, доказательств. В том числе, собственные замечания.

Как его составить? После ознакомления с произведением, составьте его план (название, автор, год издания). Конспект разделите на части, по пунктам плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-то положения, его аргументацию. В ходе работы подчеркивайте наиболее существенное, делайте пометки.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И СРС:

1. Культурогенез и формы первобытной культуры.

2. Античная мифология.

3. Древнегреческий полис, как форма демократической организации общества.

4. Культура Древней Греции.

5. Культура Древнего Рима.

6. Культура стран Востока (эпоха, страны - по выбору).

7. Христианство и его роль в развитии культуры.

8. Рыцарская культура Средневековья.

9. Карнавально-смеховая культура Средневековья и Ренессанса.

10. Христианский храм как синтез искусств.

11. Специфика формирования древнерусской культуры.

12. Идеи гуманизма и искусство Ренессанса.

13. «Галантный век» французской культуры.

14. Реформы Петра I и русская культура.

15. Славянофилы и западники о развитии культуры России.

16. «Серебряный век» русской культуры.

17. Проблемы функционирования современной массовой культуры.

18. Проблемы современного научно-технического прогресса

19. Мировые религии : христианство, мусульманство, буддизм (на выбор).

20. Мораль как феномен культуры.

21. Право и закон как феномен культуры

22. Искусство как феномен культуры.

23. Деятели эпохи Просвещения о культуре и цивилизации : Дж. Вико, Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо о культуре и цивилизации (по выбору).

24. Философско-культурологическая мысль в Германии : И. Гердер, Г.Ф. Гегель, В. фон Гумбольдт, В. Дильтей, Ф. Ницше (по выбору).

25. Антрополого-этнографические исследования в Англии и США : Э.Б. Тайлор, Дж. Фрезер, Л. Морган (по выбору).

26. Психологические и этнопсихологические исследования культуры: В. Вундт, Г. Лебон.

27. Психоаналитические теории культуры 1 пол. ХХ века: З. Фрейд, К. Юнг.

28 Социокультурные исследования 1 пол. ХХ века: М. Вебер, Э. Кассирер, Й. Хейзинга, К. Ясперс, Б. Малиновский, А. Ратклиф-Браун (по выбору).

29. Французская социологическая школа: Э. Дюркгейм, Л. Леви Брюль, К. Леви-Стросс.

30. «Новая историческая школа»: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.

31. Представители цивилизационного подхода: Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев, О. Шпенглер, А. Д. Тойнби, С. Хантингтон, П.А. Сорокин (по выбору).

32. Философско-культурологические исследования мифа (Э. Тайлор, Дж. Фрезер, К. Юнг, З. Фрейд, Э. Кассирер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, М. Элиаде, А. Ф. Лосев). По выбору.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ:

1. Структура и состав современного культурологического знания

2. Формирование культурологии как науки

3. Методы исследований в культурологии

4. Понятие «культура»

5. Культура и природа

6. Культура и цивилизация

7. Язык, символы и культурные коды

8. Культурные ценности и нормы

9. Культурные традиции

10. Культура и личность

11. Социализация и инкультурация

12. Культурная самоидентичность

13. Менталитет

14. Культурная картина мира

15. Культура и общество

16. Специфические и «серединные» культуры

17. Социальные функции культуры

18. Этническая и национальная культура

19. Элитарная культура

20. Массовая культура

21. Динамика культуры

22. Культурная модернизация

23. Межкультурные коммуникации

24. Культурогенез

25. Миф как синкретический феномен культуры

26. Цивилизация

27. Цивилизационный подход

28. Исторические типы культур

29. Локальные культуры

30. Восточные и западные типы культур

31. Место и роль России в мировой культуре

32. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе

33. Культура и глобальные проблемы современности

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: учеб. для высш. учеб. заведений / Б. С. Ерасов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2000. - 590 с.

2. Культурология ХХ век : словарь / гл. ред., сост. А. Я. Левит. — Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. — 640 с.

3. Культурология : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Г. В. Драча. — 8-е изд. — Ростов на Дону : Феникс, 2005. — 576 с.

4. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. — Москва : Высшее образование, 2005. — 566 с.

5. Ларин, Ю. В. Пролегомены к культурологии : моногр. / Ю. В. Ларин; ред. Ф. А. Селиванов. – Тюмень : ТюмГУ, 2002. — 142 с.

6. Ларин, Ю. В. Теория культуры : учеб. пособие для студентов спец. «Культурология» / Ю. В. Ларин. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. — 120 с.

7. Ларин, Ю. В. Методические материалы по дисциплине «Введение в культурологию» : для студентов спец. «Культурология» дневного и заочного отд. / Ю. В. Ларин. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. — 16 с.

8. Новиков, В.С. Культурология : учебно-методическое пособие для студентов дистанционного, заочного и дневного обучения / В. С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. — 204 с.

9. Новиков, В. С. Культурология : учебно-методический комплекс / В. С. Новиков. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. — 104 с.

10. Патласов, С. А. Культурная антропология : учебно-методический комплекс / С. А. Патласов. — Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2008. — 56 с.

11. Столяренко Л.Д. Культурология : учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самгин, Л.Г. Сущенко. — Москва : ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону : Издательский центр «МарТ», 2006. —205 с.

12. Шишова, Н.В. Культурология : серия «Высший балл» / Н.В. Шишова, Д.В Грожан, А.Ю.Новиков, И.В. Топчий. — Ростов на Дону : Феникс, 2002. — 104 с.

СПИСОК ДОПОЛНИтеЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология : учеб. / Н. Г. Багдасарьян. — Москва : Высшее образование, 2008. — 495 с.

  2. Викторов, В. В. Культурология : Учеб. пособие / В. В. Викторов ; под ред. Р.П. Трофимов. — Москва : Экзамен, 2002. — 343 с.

  3. Веремьев, А. А. Введение в культурологию : учеб. пособие для вузов, сред. спец. учеб. заведений / А.Н. Веремьев. — Брянск : Курсив, 2000. — 217 с.

  4. Гуревич, П. С. Культурология : учеб. / П. С. Гуревич. — 2 изд. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 327 с.

  5. Жукоцкая, З. Р. Культурология : курс лекций / З. Р. Жукоцкая. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : КомКнига, 2006.

  6. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий : учеб. пособие / С. Н. Иконникова. — изд. 2-е. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 473 с.

  7. Кармин, А. С. Культурология : учеб. / А. С. Кармин. — 3-е изд., стер. — Москва : Лань, 2004. — 927 с.

  8. Кононенко, Б. И. Основы культурологии: Курс лекций / Б. И. Кононенко ; под ред. Машева С.Х. — Москва : ИНФРА-М, 2002. — 207 с.

  9. Кравченко, А. И. Культурология: Учебник для студентов вузов / А. И. Кравченко. — 3-е изд. — Москва : Академический Проект, 2002. — 494 c.

  10. Культурология. Практикум : учеб. пособие / ред. В. А. Фортунатовой, Л. Е. Шапошникова. — Москва : Высшая школа, 2006 — 312 с.

  11. Культурология : учеб. пособие для вузов / под. ред. А. Н. Марковой. — 3-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 315 с.

  12. Культурология ХХ век : Энциклопедия. Т. 1. А–Л / гл. ред., сост. С. Я. Левит. — Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. — 447 c.

  13. Культурология : учеб. пособие / А. И. Шаповалов [и др.]. — Москва : Владос, 2003. — 320 с. : ил.

  14. Культурология : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Маркова [и др.] ; ред. А. Н. Маркова. — 3-е изд. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 319 с.

  15. Костина, А. В. Культурология [Текст] : учебник / А. В. Костина. — 4-е изд., стер. — Москва : Кнорус, 2009. — 336 с.

  16. Левяш, И. Я. Культурология : курс лекций / И. Я. Левяш. — 2-е изд., испр. - Минск : ТетраСистемс, 1999. — 544 с.

  17. Мареева, Е. В. Культурология. Теория культуры : учеб. пособие / Е. В. Мареева. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Экзамен, 2002. — 190 с.

  18. Практикум по культурологии : практикум / отв. ред. А. С. Кармин; авт. кол.: В. М. Аллахвердов и др. — Санкт-Петербург : Лань, 2003. — 62 с.

  19. Платонова, Э. Е. Культурология : учеб. пособие / Э. Е. Платонова. — Москва : Академический проект, 2003. — 784 с.

  20. Розин, В. М. Культурология : учеб. / В. М. Розин. — изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва : Гардарики, 2003. — 462 с.

  21. Розин, В. М. Теория культуры : научно-популярная литература / В. М. Розин. — Москва : NOTA BENE, 2005. — 415 с.

  22. Романов, Ю. И. Культурология : учеб. пособие / Ю. И. Романов. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 208 с.

  23. Сапронов, П.А. Культурология : курс лекций по теории и истории культуры / П. А. Сапронов. — Санкт-Петербург : Союз, 1998. — 560 с.

  24. Силичев, Д. А. Культурология. Конспект лекций : пособие для подготовки к экзаменам / Д. А. Силичев. — Москва : Приориздат, 2004. — 208 с.

  25. Соколов, В. А. Культурология : для студентов вузов / В. А. Соколов. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 217 c.

  26. Сущенко, Л. Г. Культурология для педагогических специальностей : учеб. пособие / Л. Г. Сущенко. — Ростов на Дону : Феникс, 2005 — 282 с.

  27. Теоретическая культурология : науч. издание / авт. кол. А. В. Ахутин и др.; редкол. В. П. Визгин и др.; ред. А. Ю. Шеманов; отв. ред. О. К. Румянцев. — Москва : Академический Проект ; Екатеринбург : РИК : Деловая книга, 2005. — 624 с.

  28. Теория культуры [Текст] : учебн. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 592 с. : ил.

  29. Туровский, М. Б. Философские основания культурологии / М. Б. Туровский. — Москва : РОСПЭН, 1997. — 437 с.

  30. Учебный курс по культурологии : многоуровневое учеб. пособие для учащихся средн. и высш. учеб. заведений / ред. С. В. Никогосов ; науч. ред. Г. В. Драч. — Ростов на Дону: Феникс, 1996. — 576 с.

  31. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие / А. Я. Флиер. — Москва : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. — 458с.

  32. Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры : словарь / А. А. Федоров. — Москва : Флинта; МПСИ, 2005. — 460 с.

  33. Черная, Л. А. Культурология: Основы теории : учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Черная. — Москва : Логос, 2003. — 184 с. : ил.

  34. Энциклопедический словарь по культурологии : словарь / ред. А. А. Радугин. — Москва : Центр, 1997. — 478 с.

  35. Юрчук, В. В. Современный словарь по культурологии : словарь / В. В. Юрчук. — Минск : Современное слово, 1999. — 736 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Учебно-методический комплекс

    Программа
    1. Изучение курса предусмотрено стандартом высшего профессионального образования, входит в состав федерального компонента для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».
  2. Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

    Программа курса
    Целью настоящего курса является рассмотрение теоретических положений литературоведения, а также закономерных особенностей становления мировой литературы от ее истоков до настоящего времени,
  3. Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям 071401 «Социально культурная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс реализуется как часть дисциплины «Литература» и является логическим продолжением курса «История русской литературы», которые студенты изучают на первом курсе в первом и втором семестрах.
  4. Учебно-методический комплекс Тюмень, 2011. Российская федерация Министерство культуры Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Учебно-методический комплекс
    Л.Ю. Антонова. Рекреативные технологии социально-культурной деятельности: учебно-методический комплекс для студентов специальности и направления «Социально-культурная деятельность» / Е.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов отделений очного и заочного обучения. Специальность 071401

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в овладении ими учебной программы курса «Управление организациями социально-культурной сферы Тюменской области».

Другие похожие документы..