Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Рабочая учебная программа дисциплины Математика составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессио...полностью>>
'Пояснительная записка'
В 2005 году, согласно основному виду деятельности, комбинат осуществлял выпуск консервов в следующем ассортименте: консервы рыбные, рыбоовощные, из м...полностью>>
'Урок'
Виды наглядных средств обучения разнообразны. Здесь плакаты, диафильмы, сюда входят и тяжелые макеты из различных материалов, детали. Узлы, всевозмож...полностью>>
'Методические рекомендации'
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОДИНЦОВСКОГО ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАЗДЕЛ 4. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

ТЕМА 4. 1. ЭТНИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР опирается на выявление сходства и различия изученных объектов культуры, на поиск их идентификации, а в теоретической форме стремится отобразить строение исследуемой сферы культуры, подсистемы культуры, выявить закономерности ее развития.

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Носителем этнической культуры (народно—бытовая культура, язык и фольклор) является этнос. «Этнос —– это группа людей, говорящих на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, освященных традицией, отличающей ее от других групп» (С.М. Широкогоров, 1925).

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —– это имеющиеся у каждого этноса (народа) эмпирические знания, по ведению хозяйства, медицине, воспитанию детей, представления о морали, фольклор, традиции, обычаи, обряды и др. Этническая культура неотделима от повседневно-бытовой жизни народа и является продуктом длительного развития. В ее основе лежат культурные традиции, и в ней часто сохраняются обряды, обычаи, предрассудки и суеверия, несозвучные современной культуре. Та или иная религия выступает как средство этнической консолидации, затем —– как культурная традиция, надолго определяя мировоззрение этноса, доминирующие идеи нравственного плана.

По происхождению в русской народной культуре можно выделить и фольклорные, и религиозно-церковные элементы, но разделить их без ущерба целостности этнической культуры нельзя, их слитность стала симбиозом, культурной традицией.

В западной науке большую часть народно-бытовой культуры называют фольклором (от англ. «Folk-Lore» —– народное познание). Термин введен в 1846 г. английским историком У. Дж. Томсом, и в 1879 г. принят Английским Фольклорным Обществом. Главная специфика фольклора — локализация в «поле» этнической культуры.

В дореволюционной отечественной науке было более распространено понятие «устное народное творчество». Активно собирались народные песни, сказки, пословицы, поговорки, былины, описывались праздники, обряды и т. п. В конце XIX, нач. ХХ вв., возникли первые профессиональные музыкальные коллективы: народный хор (М.Е. Пятницкий), Великорусский оркестр (В. Андреев).

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. О значении национального начала в культуре польский поэт и литературовед Казимир Бродзиньский (1791-1835) говорил: «Поэзия есть зеркало, в котором отражается каждая эпоха, каждый народ. Не будем эхом чужеземцев, не станем вытаптывать цветы на родной земле только потому, что на ней легко разрастаются чужие».

Начало каждой национальной литературы обычно связано с записью исторических легенд и преданий. Таков памятник Древней Руси «Повесть временных лет».

Проблема существования в обществе «двух культур» (господствующей верхушки и народных масс).

В советское время большое развитие получили профессиональные коллективы народной песни и танца, оркестры народных инструментов, достойно представлявших русскую национальную культуру за рубежом.

Уровень развития каждой национальной культуры оценивают по творческим достижениям, представляющих ее в мировом масштабе. Русскую культуру невозможно представить без А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.И. Достоевского, Л. Н. Толстого, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, художников-передвижников (Крамской, Саврасов, Шишкин, Репин, Васнецов, Левитан, Суриков и др.), определивших «лицо» отечественной национальной культуры, и вошедших «золотым фондом» в мировую культуру.

Мировая культура выступает как целостная система, а национальная, как одна из ее подсистем. Мировая (общечеловеческая) культура невозможна без содружества отдельных национальных культур, которые так же невозможны без нее. Такой философско-культурологический подход снимает диалектическое противоречие между общечеловеческим и национальным в культуре. По теории систем, игнорирование любого элемента системы ведет к энтропии (угасанию) последней и неизбежной ее гибели.

ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. Деление культуры на «элитарную» и «народно-бытовую» произошло с возникновением государств, господствующей «элиты» общества и подчиненным положением трудового народа. В средневековье религиозно-церковной культуре противостоял жизнеутверждающий «импульс» народной культуры, рыцарскому эпосу —– творчество крестьян и простолюдинов (обряды, песни, пляски).

Продуктом «элитарной» культуры было создание оперы в Италии, балета при дворе французского короля (конец XVI, XVII вв.). Искусством для «элитарной» публики было создание известными всему миру композиторами симфоний, балетов, опер, сонат, а «простонародье» удовлетворялось народными песнями и бытовыми танцами.

Абсолютное распространение грамотности и образования не решило проблемы сосуществования «двух культур». В ХХ веке оформились два специфических полюса: элитарная культура — «высокая», интеллектуальная, личностная, и массовая, дешевая, доступная для широких масс. Как элитарная, так и массовая культура, носят «наднациональный» характер.

Элитарная культура ориентирована на образованную аудиторию и создается профессионалами. Ее сфера —– философия, наука, литература, искусство. Она функционирует в сфере интеллектуальной элиты, интеллигенции, но оказывает воздействие и на прогресс культуры в целом. Особенно ярко элитарность проявляется в искусстве: эстетическая свобода, глубина тематики, философский смысл, сложность, новаторство художественных форм. Круг его почитателей —– критики, художники, писатели, композиторы, артисты, завсегдатаи музеев, выставок, театралы и пр.

Живопись П. Пикассо, музыка А. Шенберга, «театр абсурда» С. Бекетта и др., конечно, трудны для восприятия «среднего» человека. Профессионалы и знатоки искусства утверждают, что подобные произведения опережают свое время. С повышением культурного уровня все большие массы почитателей смогут приобщаться к подобным художественным ценностям и круг потребителей расширится. Можно надеяться, что время их признания широкими массами придет.

Массовая культура имеет широкое межнациональное распространение. Время ее возникновения — середина ХХ века. Предпосылки для ее возникновения сложились в XVIII—XIX вв., с увеличением культурных контактов, успехов в образовании, появлении массового читателя, урбанизации, насыщение товарами широкого потребления и пр.

В ХХ веке начался триумф массовых зрелищ (кино, телевидение, шоу-концерты, спортивные состязания и др.). Появились новые средства массовой информации (радио, телевидение, Интернет), технические средства для распространения искусства. Грамзапись, TW, магнитофоны, стали доступны всем слоям населения. Без электроорганов и электрогитар невозможно представить мир поп-музыки.

Кинематограф превратился чуть ли не в ведущий вид искусства. Развитие телевидения потеснило его, и TW постаралось занять домохозяек индустрией досуга. Посещение филармоний, выставок, театров, музеев, библиотек, сегодня не сравнимо с посещением шоу-концертов, дискотек, просмотром боевиков, спортивных матчей и пр.

Влияние американской массовой культуры на европейские страны стало настолько интенсивным, что возник феномен, названный «вестернизацией». Во Франции даже были изданы законы о защите своей культуры и языка.

Массовая культура — сложное и противоречивое явление. Испанский философ Х. Ортега–и-Гасет [«Восстание масс», 1930] оценивал массовую культуру как примитив, стандартную «псевдокультуру» толпы, показал отрицательные ее стороны. Он выделил особенности «массового» человека: единообразие, стереотипность мышления, приспособленчество, невежество, несамостоятельность в принятии решений. В «массовой культуре» нет места саморазвивающейся творческой личности, у человека исчезает чувство индивидуальности, неприкосновенной сферы личного. Дж. Сэлдис так же писал, что массовая культура ориентируется на самые примитивные эстетические вкусы и приспосабливает к нормам жизни несовершеннолетних.

Канадский социолог М. Маклюэн писал в 1970-е гг., что появление массовой культуры — естественное следствие развития средств массовой коммуникации. Массовая культура — это и программы телевидения, радио, кино, реклама, поп-музыка, мода, компьютерные программы и т. д., которые способствуют созданию массового потребителя этой продукции. Благодаря Интернету, массы населения получают сегодня доступ ко всем формам культуры, в том числе, и элитарной, что повышает их культурный уровень.

Поп-культура — сленговое название массовой художественной культуры. Массовое искусство создается профессионалами, но в отличие от элитарного, общедоступно, превращаясь в «товар», дающий прибыль. Оно создается в расчете на невысокие вкусы масс, и его потребление не требует талантов и профессиональной подготовки.

Поп—музыка является авторской, но доступна для всех независимо от уровня образования, удовлетворяя сиюминутные запросы людей, хотя и обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

Китч (сленг, от нем. — «удешевлять», англ. — «для кухни») — разновидность поп-музыки, например, шлягеры, которые быстро выходят из моды. С «элитарным» искусством и фольклором этого не происходит.

ТЕМА 4. 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И «СЕРЕДИННЫЕ» КУЛЬТУРЫ

«СЕРЕДИННАЯ» КУЛЬТУРА (иначе — доминирующая культура) — устойчивая совокупность ценностно-культурных ориентаций общества, обусловливающих его единство и целостность. В серединной (доминирующей) культуре формируется мировоззренческий идеал приемлемый для широких масс на длительный период времени. Благодаря культурной трансмиссии (передаче) каждое новое поколение начинает с того, на чем остановилось предыдущее, и оно может добавить новое к накопленным нормам и ценностям культуры.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ (субкультуры) — это подсистемы внутри доминирующей («срединной») культуры, выделяющиеся по демографическому, этническому, социальному, профессиональному признаку (молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, профессиональная, криминальная субкультура и др.).

Субкультура — это специфическая подсистема культуры различных групп населения, имеющая некоторые собственные ценности, традиции, нормы и стереотипы поведения, взгляды на жизнь, особенности менталитета его носителей, но которая не противостоит «доминирующей» культуре.

Молодежная субкультура специфический мир со своими ценностями, идеалами, модой, стилем поведения, ценностями искусства, зависимостью от стандартов массовой культуры. Язык принимает форму жаргона («слэнг»). В молодежной субкультуре преобладают стереотипы поведения и конформизм.

Молодежная субкультура во многом наполнена искусственными заменителями культурных ценностей. Подражание популярным артистам, экранным героям (доминирование сильных личностей), спортсменам (фанаты), пристрастие к дискотекам, вместо собственного духовного совершенствования.

Особое место в молодежной субкультуре занимают неформальные группировки («тусовки»), которые могут встать на путь антисоциального поведения. Одним из способов «иллюзорного» бегства от действительности являются алкоголь и наркотики.

Контркультура отличается от «доминирующей» культуры противостоянием, конфликтом с господствующими ценностями. Контркультурой называют и формы протеста западной молодежи (напр., «хиппи») против идеалов потребительского общества и массовой культуры, что выражается в различных по идейно-политической ориентации группах и принимает разные формы — от пассивных до экстремистских. Демократизм часто сочетается здесь с анархизмом, нигилизмом, религиозными поисками. По словам историка И. Бестужева-Лады, существует проблема бескультурья, кризис современной культуры, который выступает под знаменем «контркультуры» с гибельными последствиями для общества.

Иногда «контркультурой» называют молодежную субкультуру 1960-70-х гг. («новые левые», «хиппи», «битники»). Характерно для них критически-негативное отношение к нормам морали и господствующим ценностям американского общества. Они отрицали политическую лояльность, рационализм, официальную церковь, конформизм (соглашательство), материальный успех, наживу, сексуальную сдержанность. Часть из них, увлеченная восточными учениями, бежала в Индию, где некоторые живут до сих пор.

Сегодня для большей части западной молодежи отдых и проведение досуга — ведущие формы жизнедеятельности, вытеснившие труд как главную потребность. От удовлетворенности формами досуга зависит и удовлетворение молодежи жизнью в целом.

Молодежная мода отражает быстро проходящую популярность. Наличие модных вещей, одежды, является для большинства престижным не потому, что они красивы или необходимы, а потому, что по их наличию молодежь оценивает уровень благосостояния и успеха. Это особенно важно в той среде, где от этого зависит статус и престиж человека, а не успехи, например, в сдаче экзаменационной сессии на «отлично».

У каждого нового поколения своя мода и увлечения «своим» искусством. Поэтому возникает проблема «отцов и детей».

Ключевые понятия: Типология культуры, доминантная культура, серединная культура, субкультура, контркультура, элитарная культура, массовая культура, этнос, этническая культура, национальная культура, мировая культура, китч, поп-культура.

ТЕМА 4. 3. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Понятие «цивилизация» восходит к латинскому «городской», «гражданский», отделяя подданных Римской империи, от «нецивилизованных» варваров и жителей далеких восточных стран, где царствует деспотизм. Французские просветители под «цивилизацией» понимали нравственные правила, образованность, городскую культуру, отличая «нецивилизованные» народы от «цивилизованных» европейцев.

Американский антрополог-эволюционист Л. Морган в труде «Древнее общество» (1877) выделил три этапа развития общества: дикость, варварство, цивилизацию, считая таковой возникновение оседлой жизни, создания государств, изобретения письменности и законов. В те же годы, английский антрополог-эволюционист Э.Б. Тайлор, в труде «Первобытная культур» (1871), понятия «культура» и «цивилизация» применил как адекватные.

В ХХ веке О. Шпенглер назвал цивилизацию последней стадией развития культуры. Цивилизация – это смерть «духа» культуры, считал Н.А. Бердяев. П.А. Сорокин считал культуру духовным наполнением цивилизации. А. Тойнби рассматривал «локальные» цивилизации как единый небиологический организм. С. Хантингтон определил цивилизацию, как сообщество, отличающееся своей историей, языком, религией, традициями. Он выделил существование в ХХ веке африканской, западной, индуистской, исламской, конфуцианской, латиноамериканской, славяно-православной и японской цивилизаций.

Цивилизация предстает как уровень развития страны, жизненного комфорта, материальных и технических достижений. Развитие мировой цивилизации происходит как вершины технических и научных достижений человечества, внедрения новых технологий и источников энергии. Писатели-фантасты пишут о «внеземных» и космических цивилизациях. Возможна и такая современная трактовка: дописьменная цивилизация — письменная цивилизация — машинная цивилизация — информационная цивилизация.

Идея «циклического» развития цивилизаций принадлежит Дж. Вико [«Основания новой науки об общей природе наций», 1725-1744]. Он считал, что общество развивается циклично в силу своих внутренних и закономерных причин. Каждый народ проходит в развитии три эпохи («божественную», «героическую», «человеческую»), аналогичную развитию человека — детству, юности и зрелости. Государство возникает в «героическую» эпоху и представляет господство аристократии (элиты) общества. В «человеческую» эпоху на смену приходит демократическое государство, где торжествует свобода и «естественная» справедливость. Это будет вершиной и зрелостью развития общества, после чего наступает упадок, а общество возвращается к первоначальному состоянию. Затем вновь наступает развитие общества по восходящей линии, и начинается новый «цикл» его истории.

И. Гердер выделял специфику таких цивилизаций, как Китай, Египет, Грецию, Рим, культуру Германии, России и др. Он считал, что их различие не должно разделять народы на «просвещенные» и «непросвещенные». И. Гердер был против «евроцентризма», подчеркивал азиатское происхождение ряда феноменов культуры [«Идеи к философии истории человечества», 1791].

Л. Моисеева выделяет: циклический тип развития – Восточная цивилизация, прогрессивный тип развития - Западная цивилизация, непрогрессивный тип развития – аборигены, ведущие традиционный образ жизни в Австралии, Африке, Америке, некоторые коренные народы Северной Европы и Сибири.

С.А. Завадский и Л.И. Новикова («Искусство и цивилизации», 1986), выделяют: восточные цивилизации традиционалистского типа (Индия и Китай); западную цивилизацию динамичного типа (Европа и Северная Америка); арабо-мусульманскую цивилизацию ассимиляционного типа на базе культур-предшественников и заимствованиях; латиноамериканскую цивилизацию метисного типа (симбиоз культур Европы, Африки и аборигенов Америки).

К. Ясперс называл «осевое время» (800 – 200 гг. до н.э.) периодом формирования духовных основ современной цивилизации, связывающим человечество в рамках единой мировой истории. Существующими в ХХ в. К. Ясперс назвал западно-христианскую, православно-христианскую, исламскую, дальневосточную, индуистскую цивилизации.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД. Цивилизация выступает как образование, ограниченное в историческом времени и локализированное в географическом пространстве. Цивилизационный подход основан на принципах «органицизма», «культурного плюрализма» (от лат. «pluralis» — множественный, многообразный), и «культурного полицентризма» (от греч. «poly» — много, лат. «centrum» — средоточие, центр).

Принцип «органицизма» заключен в том, что каждую локальную культуру (цивилизацию) рассматривают как аналог целостного живого организма, относительно замкнутого от других. Ее развитие имеет циклический характер, как и любое живое существо, она рождается, растет, расцветает, стареет и неизбежно гибнет.

Концепции существования относительно замкнутых социокультурных систем органического типа создали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и др. Основные принципы выделения ими специфических исторически существовавших цивилизаций (культур): географический, историко-хронологический, этнический.

Распространение цивилизационного подхода привело к тому, что понятие «цивилизация» в какой-то степени утратило один из первоначальных аспектов, связанного с утверждением превосходства одних культур над другими.

В современной культурологии цивилизационный подход «растворился» в различных направлениях исследований, но остался одной из главных парадигм, потому что он противостоит любым вариантам культурного моноцентризма: «европоцентризму», «американоцентризму» и др., имеющими некоторое распространение.

Ключевые понятия: цивилизация, дикость, варварство, цивилизационный подход, циклический, прогрессивный, традиционный тип культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Учебно-методический комплекс

    Программа
    1. Изучение курса предусмотрено стандартом высшего профессионального образования, входит в состав федерального компонента для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».
  2. Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

    Программа курса
    Целью настоящего курса является рассмотрение теоретических положений литературоведения, а также закономерных особенностей становления мировой литературы от ее истоков до настоящего времени,
  3. Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям 071401 «Социально культурная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс реализуется как часть дисциплины «Литература» и является логическим продолжением курса «История русской литературы», которые студенты изучают на первом курсе в первом и втором семестрах.
  4. Учебно-методический комплекс Тюмень, 2011. Российская федерация Министерство культуры Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Учебно-методический комплекс
    Л.Ю. Антонова. Рекреативные технологии социально-культурной деятельности: учебно-методический комплекс для студентов специальности и направления «Социально-культурная деятельность» / Е.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов отделений очного и заочного обучения. Специальность 071401

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в овладении ими учебной программы курса «Управление организациями социально-культурной сферы Тюменской области».

Другие похожие документы..