Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в час...полностью>>
'Документ'
Краткий анализ внешних и внутренних ресурсов: компьютеры, доступ в Интернет, информационные ресурсы (сайты, методическая литература по теме конференци...полностью>>
'Лекции'
Характерной чертой математической информации является использование сложной и высокоразвитой двумерной символьной системы обозначений. Математические...полностью>>
'Программа дисциплины'
Дисциплина «Семьеведение» относится к блоку дисциплин предметной подготовки. Изучается на третьем курсе в 6 семестре. Общая трудоемкость составляет 1...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМА 2. 6. КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА

Культурная картина мира —– это более или менее целостная система представлений об устройстве мироздания, своем месте в нем и т. д. Это не только представления людей об окружающей их реальности и о мире в целом, культурная картина мира представляет и определенное отношение человека к явлениям действительности, определяемое существующими в культуре ценностями.

У каждого человека формируются представления о картине мира. Не утруждающие себя науками и философскими размышлениями, картину мира непроизвольно заимствуют из общепринятых мнений, родной национальной культуры. Другой картины мира он просто представить себе не может (Г. Д. Гачев. «Национальные образы мира»).

Древнегреческая мифология как система представлений о природе и обществе персонифицированных в образах многочисленных богов. Эта картина мира не мешала древним грекам строить города, торговать, вести войны, развивать науки и искусство и др.

Средневековая картина мира сформировалась под влиянием Птолемея, поместившего Землю в центре Вселенной. В парадигме христианского мировоззрения мир представлялся творением Бога, создавшего Землю, «ад», «рай». Архангелы, ангелы, сатана и пр., представлялись реальностью.

В Новое время, с развитием астрономии, физики, математики, химии и других наук, утвердилась «ньютоновская», механически «бездушная» картина мира. Вселенная представлялась огромной машиной, все части которой двигаются по заданным законом всемирного тяготения и законами механики траекториям.

Различие картин мира в цивилизациях Запада и Востока. Картина мира «западного» человека антропоцентрична, логична, рациональна и прагматична. Познавая мир, он стремится расчленить на части любое исследуемое явление, измерить, взвесить, классифицировать и через полученную информацию составить целостную картину.

Картина мира «восточного» человека «космична», у него существует понимание единства всего живого, желание жить в гармонии с природой, социумом, миром в целом. «Восточному» человеку присущи способности нерасчлененно, целостно, образно воспринимать предметы и явления.

Культурная картина мира в представлениях человека современной эпохи представляется сложной, многоплановой и включает:

—– общедоступные компоненты научного знания (астрономические сведения о космосе, физические представления о макро- и микромире, основы биологии и пр.);

—– данные житейского опыта;

—– различного рода религиозные верования;

—– социально-этические оценки явлений.

Ключевые понятия: культурная картина мира, мифологическая картина мира, национальный образ мира, религиозная картина мира, научная картина мира.

РАЗДЕЛ 3. КУЛЬТУРА, ПРИРОДА И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ

ТЕМА 3. 1. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

Антропосоциогенез (от греч. «anthropos» —– человек, лат. «societas» —– общество, греч. «genesis» —– становление, происхождение) —– процесс возникновения человека и человеческого общества. Новейшие открытия в генетике говорят о 360-120 тыс. лет, когда появился кроманьонец, резко отличавшийся от предшествующих ему человекоподобных существ. Это был антропологический тип современного человека, генетически предрасположенный к созданию понятий и абстракций.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ —– процесс возникновения и становления человеческой культуры. Основные культурологические теории культурогенеза: орудийно-трудовая (Ф. Энгельс), игровая (Й. Хейзинга), символическая (Э. Кассирер, психоаналитическая (З. Фрейд).

Возникла новая —– антропосоциокультурная форма бытия —– человек, обладающий принципиально иной, нежели у животных организацией психики (разумом, общественным сознанием, языком), способностью к абстрактному мышлению, развитию себя и способностью к преобразованию окружающего мира (М.С. Каган, Ю.Н. Солонин).

Важнейшей стороной культурогенеза было развитие информационно-языкового общения, что происходило вместе с качественными изменениями психики. Эпоха позднего палеолита породила основные символы «коллективного бессознательного», «архетипы» (К. Юнг). Архаический базис культуры представляет «коллективное бессознательное», сложившееся, в том числе, из открытий человека «прометеевской эпохи» (овладение огнем).

Б.Ф. Поршнев ведущим фактором развития языка назвал коммуникативные действия людей. Коллективный труд и развитие языка —– взаимосвязанный процесс культурогенеза.

Н.Я. Марр назвал первыми формами человеческого общения пантомимическо-звуковой язык и стандартизированный язык жестов, возникший путем подражания, которые выступали в синкретизме [«Мышление и язык», 1934].

В. Кодухов пишет: для появления осмысленной словесной речи было важно абстрагирование звукового и жестового, мимического сигнала от конкретного предмета. Жесты, пантомима, мимика, подражание животным, дополняли и уточняли словесную информацию [«Введение в языкознание», 1987].

Становление культуры археологи связывают с овладением человеком природными материалами, созданием орудий труда, развитием способов хозяйственной деятельности. Периодизация: палеолит, мезолит, неолит, медно-бронзовый век, век железа.

«Неолитическая революция». Появление земледелия, скотоводства; оседлого образа жизни. Термин ввел английский археолог и историк культуры В. Чайльд. Возникли различные виды ремесел (мужчины), ткачество, прядение (женщины). С развитием ремесел появился более богатый словарный запас, способность к грамматически усложненным формам речи, возможность выражать словами не только суть действий и родоплеменных отношений, но и душевные чувства.

Первобытные племена имели кровнородственные связи. Формировались на основе нескольких родов, ведущих происхождение от одного предка. Окружающая реальность не воспринималась в гармоничной, совершенной форме, а как хаотичная, неупорядоченная, бесконтрольная для ничтожных сил человека. Большая роль эмоций и игра воображения создавали у людей фантастические картины мира при реальности бытия. Не было осознания необратимости времени, ограничено понимание пространства.

В отличие от представлений о первобытном «золотом веке», когда люди якобы были равны в распределении материальных благ, существовало социальное неравенство —– особое положение вождя, шамана, были различны права воинов, стариков, женщин и детей.

ПЕРВОБЫТНЫЕ КУЛЬТЫ. Тотемизм (у североамер. индейцев оджибве —– «его род») —– вера в возможность сверхъестественных связей через родство между родом, животным или растением —– от которых зависела жизнь племени или рода. Животное или растение считали предками людей (напр., у австралийцев —– кенгуру). Его имя и было «тотемом» племени.

Фетишизм (от франц. —– «идол, талисман») —– поклонение неодушевленным предметам, которым придавались сверхъестественные свойства —– способность предохранять, защищать, исцелять людей. Фетиш —– камень, дерево, перо птицы, зуб зверя, или амулеты, сделанные специально в виде разнообразных фигурок. В фетишах видели опредмеченных носителей сверхъестественных сил, принадлежащих духам природы, духам предков.

Магия —– сакральные действия, призванные практическим, но сверхъестественным способом воздействовать на природу, людей и духов. Жизненная необходимость порождала магические обряды: заклинание орудий труда, объектов охоты, лечебную магию и др. Апокалипсисом казалось затмение солнца. Круг —– символ солнца. Магические обряды поклонения —– хороводы вокруг костра. Магией занимались особые люди (эвенкийское —– «шаман», в алтайском —– «кам»), осуществлявшие заклинания, ритуалы и обряды. Главной задачей культовой деятельности шамана был контакт с «духами» предков и «духами» природы.

Анимизм (от лат. anima —– «душа, дух») —– вера в наличие у человека «души», ее посмертного существования, духов-предков, «одухотворение» сил природы. «Духи» бывали и добрыми, и злыми, их надо было задобрить обрядами.

Э. Тайлор считал анимизм первой формой религии. Дж. Фрезер считал магию ритуалом, сакральным обрядом, а миф —– его словесным объяснением.

МИФ И МИФОЛОГИЯ. Область «сакрального» —– принципиально отличимого от обыденной реальности, исключительно ценного —– сокрытого, тайного, неприкосновенного. Возникли мифы —– сакральные рассказы о прошлом племени и объяснение необходимости обрядов и ритуалов в настоящем времени. Мысля мифологически, человек учился способам добычи огня, охоте, земледелию, сохраняя духовный и практический опыт предшествующих поколений.

У древних греков миф (сказание, предание) —– сакральный рассказ о происхождении мира, явлениях природы, богах и легендарных героях.

К. Маркс: «Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художественно-бессознательным образом народной фантазией».

В культурологии понятием «миф» обозначают первый синкретический феномен культуры, в котором слиты начала религии, морали, права и художественной деятельности, как форма недифференцированного коллективного сознания, способ понимания мира и социальных отношений.

Мифология —– это свод разнообразных сведений и представлений человека о мире: космогония, мифы о богах и героях. Мифология —– упорядоченная система мировосприятия, миропонимания, средство поддержания природной и социальной гармонии человеком в раннюю историческую эпоху.

Мифологической картине мира присущ антропоморфизм (от греч. «anthropos» —– «человек» и «morphe» —– «форма, вид») —– перенесение присущих человеку свойств и особенностей на природу и богов. Такое понимание мира привело к упорядоченной системе, известной по древнегреческой мифологии: люди, герои, боги.

«Культурные герои» мифов (которых считали вполне реальными) добыли или создали для людей такие элементы культуры: орудия труда, открыли полезные растения, научили возделыванию земли, скотоводству, ремеслам, установили ритуалы, обряды, праздники.

Главная черта мифологического сознания —– вера в существование сверхъестественных сил, признание их главной роли в мироздании и жизни людей.

Представления о мифологическом времени и пространстве сакральны. Это время «изоморфно» (находится в определенных пределах), в котором отражается сам ход природно-космического бытия. Мифологическое пространство —– модель своего и иного пространства, мир свой и чужой одновременно, в нем есть место «духам» предков

Мифологическая картина мира было попыткой максимального приближения человеком к себе окружающего мира природы, который представлялся ему чуждым, неподвластным, угрожающим существованию племени. А человек стремился к целостному восприятию мира, пытался уловить его логику.

В мифах (7-8 тыс. лет назад) возник образ «мирового древа». На нем были представлены три элемента окружающего мира: корни —– подземный мир; ствол —– земной мир, люди; крона —– небо, мир богов. Не случайно значение числа «три» в мифах и сказках.

На мифологических представлениях о мире возникла древнеегипетская, античная, древнеиндийская, древнекитайская и др. цивилизации. Они лежали и в основе языческой культуры германцев, кельтов, славян и др.

Миф имеет известные основания в самой человеческой психике, благодаря заложенным в ней изначально первоначальным структурам, «архетипам» (К. Юнг, «Архетип и символ») которые проявляются и обнаруживают себя в социальной действительности.

Миф —– это символический язык описания природных и социокультурных феноменов, сущностей, являющийся базисным основанием культуры. Возникновение мифов можно связать со своеобразием первоначального, «детского» восприятия мира, которому присуща чувственная конкретность, телесность, богатство воображения, перенесение на окружающий мир собственных духовных и физических свойств. Миф —– не «выдумка», фантазия, суеверие, пережиток, а первичный язык описания действительности, в образах и понятиях которого человек древности моделировал, классифицировал и интерпретировал самого себя и окружающий мир.

Источниками познания мифов являются древняя литература, археологические раскопки, когда обнаруживают и культово-ритуальные предметы, язык народа, народные верования, суеверия, мифы, сказки и др. жанры фольклора, записанные при исследованиях.

Ключевые понятия: антропосоциогенез, культурогенез, «прометеевская» эпоха, коллективное бессознательное, тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, миф, «мировое древо», мифологическая картина мира, шаман, антропоморфизм, палеолит, мезолит, неолит, медно-бронзовый век, век железа, «неолитическая» революция, «культурные» герои, сакральное.

ТЕМА 3. 2. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА

Мыслители Просвещения противопоставляли понятие «cultura» (сферу духовного развития человека), понятию «natura» (лат. —– «природа»), как началу стихийному, биологическому, животному. В тоже время, Ж.-Ж. Руссо, критикуя новую, нарождающуюся буржуазную культуру, призывал к «возвращению человека к природе», восхвалял жизнь «естественного» человека, «дикаря».

Позднее, Ф. Ницше и 3. Фрейд, видели в культуре некий способ «извращения» естественной природы человека, считали, что культура подавляет природные влечения и инстинкты человека, делает его несчастным.

Философско-культурологические идеи о соотношении в человеке природного («натура») и неприродного («культура») дали две основные тенденции:

«Природа» и «культура» —– противоположные, но взаимодополняющие составляющие бытия человека. В результате целенаправленной деятельности, человек создает свой «искусственный» материальный и духовный мир, выделяясь из природы, противопоставляя его «природе»;

Само возникновение человека и культуры есть особый этап эволюции природы. Человек выступает связующим звеном между «культурой» и «природой». Основное различие между ними заключено в уровне сложности способов жизни человека (как представителя мира «культуры») и животного (как представителя мира «природы»).

З. Фрейду принадлежит следующее определение: «Термин «культура» обозначает всю сумму достижений и интуиций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

Природа играет важнейшую роль как в антропогенезе (появлении человека), так и культурогенезе (возникновении культуры). На возникновение и развитие той или иной цивилизации решающее воздействие оказывает окружающая природная среда.

Л.Н. Гумилев о влиянии природно-космических сил на процессы этногенеза, пассионарность, необходимости «соотношения каждого этноса с его вмещающим и кормящим ландшафтом, причем утрата этой связи невосполнима: упрощаются, а вернее, искажаются и ландшафт, и культура этноса» [«Этногенез и биосфера Земли»].

Г. Гачев о большом значении в формировании национального характера не только генетической наследственности людей и влияния культуры, но и воздействие своеобразия окружающей природы, что проявляется в мировосприятии, темпераменте, народных песнях и танцах [«Национальные образы мира»].

М. Вебер писал, что начиная с Нового времени, ориентация западноевропейской цивилизации на развитие науки и техники, практическую деятельность, подкрепленная протестантской установкой на трудовую активность индивидуума, способствовала покорению и преобразованию природы, ставшую просто объектом научного изучения [«Протестантская этика и дух капитализма»].

Л.А. Уайт писал о постепенном отчуждении человека от природы. Причиной назвал утверждение христианской картины мира. Язычники «одушевляли» природу и бережно относились к ней. Для практических действий с природой у духов-покровителей нужно было получить разрешение, совершить обряд. С появлением христианства человек выступил в роли хозяина, имеющего право ее эксплуатировать и преобразовывать.

Сошлемся на протоиерея А. Меня: «Согласно Библии, человек создан по образу Божию, призван повелевать миром и созидать, а сам мир понимается в Библии как процесс, который должен подчинить материальное мироздание духу» [История религии, т. 1., 1991].

Первобытные племена вели бродячий образ жизни, собирая плоды, занимаясь охотой, «вписываясь» в природу, почти как один из естественных биологических видов, не нанося ей ущерба. К концу палеолита (15 тыс. лет назад) численность людей была около 3 миллионов.

VIII-V тысячелетия до н. э. —– эпоха «неолитической революции» (от лат. «neo» —– новый, «lit» —– камень). Люди начали создавать постоянные поселения, выращивать злаки, овощи, одомашнивать «полезных» животных. Это ослабило их зависимость от природы и стимулировало рост населения.

Русский географ и социолог Л.И. Мечников писал: первые цивилизации, возникшие 6-5 тыс. лет назад в долинах больших рек Азии и Африки (Шумер, Египет, Индия, Китай), были связаны с необходимостью ирригационного земледелия [«Великие реки и развитие цивилизации», 1889]. Строительство плотин, каналов, изменяло естественную скорость течения рек, интенсивное возделывание земли изменяло ландшафт и окружающую природу.

Народонаселение постепенно увеличивалось и 4-5 тыс. лет назад составляло около 25 млн. человек, в основном в Египте, Месопотамии, Индии, Средней Азии, Китае. В 1 тысячелетии до н. э. «цивилизованный мир» включил Европу, охватив громадные территории от Атлантического до Тихого океана.

За последние несколько тысяч лет изменялся характер взаимоотношений «культуры» и «природы», на которую антропогенное воздействие постепенно нарастало. Человек уничтожал «ненужные» растения и «вредных» животных, изменял («окультуривал») видовые свойства «полезных». С улучшением агротехники расширялись пашни, вырубались леса, но постепенно хлебородные земли истощались. Прежде плодородные земли (напр., на Востоке) порой превращались в полупустыни. Развитие ремесла, необходимость металлических предметов, производство оружия, требовали разработки рудных месторождений, каменоломен и проникновения в недра Земли. Эпоха античности во многом изменила природные ландшафты Европы и Северной Африки.

В Новое время научно-промышленный прогресс в Европе сопровождался сокращением массива лесов, строительством шахт, возрастающей добычей угля и руды, урбанизацией, появлением миллионов машин на фабриках и заводах, сбрасыванием промышленных и бытовых отходов в реки. Для обеспечения энергией началось строительство гидростанций, перегородивших русла рек. Так, река Рейн (нем. «Rein» —– чистый) стала в XX в. «сточной канавой» отходов для нескольких стран Западной Европы.

НТП сопровождается нарушением процессов биоценоза, естественных ландшафтов, загрязнением источников пресной воды и атмосферы промышленными отходами, в т. ч., и радиоактивными. Вырубаются леса («легкие» планеты), дающие землянам кислород. Озоновые «дыры» в атмосфере пропускают вредное космическое излучение. Выход человека в космос дал космический «мусор». Под влиянием интенсивной деятельности человека происходит изменение климата Земли.

Научные прогнозы говорят о наступлении к середине XXI в. экологического кризиса, что ставят проблему сохранения человека, как биологического вида. Вице-президент США А. Гор писал, что духовный кризис, забвение нравственных начал грозят человечеству тем, что потребительская цивилизация ведет планету к гибели [«Земля на чаше весов»].

На крайне необходимом для землян балансе «природы» и «культуры» отрицательно сказывается произошедший за последние две тысячи лет стремительный рост численности населения. Население надо кормить, а это требует освоения новых земель, интенсификации сельского хозяйства, выработки все большего количества энергии.

Демографы посчитали, что за последние две тысячи лет население возросло примерно в 10 раз. К I веку н.э. было около 150-250 (возможно, 250-350) млн. человек, большинство из которых проживало в Китае, Индии, странах южной Азии и Римской империи.

В 1000 г. человечество оценивают в 275 млн.; в 1650 г. —– в 545 млн. Большое увеличение было во второй пол. XVIII в. В 1800 г. —– 906 млн. Во второй пол. XIX в. снова произошло резкое увеличение населения, что связано с улучшением медицины, снижением детской смертности и увеличением средней продолжительности жизни. В1900 г. —– 1 млрд. 600 млн.; в 1950 г. —– 2 млрд. 500 млн.; в 2000 г. —– 6 млрд. человек.

По расчетам ученых «Римского клуба» планета Земля может полноценно «прокормить» один «золотой миллиард» человек. Природные запасы угля, нефти, газа, металлических руд и пр. в недалеком будущем невосполнимы. Возрастающий и неконтролируемый рост населения вызывает необходимость использования всех земных ресурсов и ведет к их истощению.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Учебно-методический комплекс

    Программа
    1. Изучение курса предусмотрено стандартом высшего профессионального образования, входит в состав федерального компонента для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».
  2. Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

    Программа курса
    Целью настоящего курса является рассмотрение теоретических положений литературоведения, а также закономерных особенностей становления мировой литературы от ее истоков до настоящего времени,
  3. Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям 071401 «Социально культурная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс реализуется как часть дисциплины «Литература» и является логическим продолжением курса «История русской литературы», которые студенты изучают на первом курсе в первом и втором семестрах.
  4. Учебно-методический комплекс Тюмень, 2011. Российская федерация Министерство культуры Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Учебно-методический комплекс
    Л.Ю. Антонова. Рекреативные технологии социально-культурной деятельности: учебно-методический комплекс для студентов специальности и направления «Социально-культурная деятельность» / Е.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов отделений очного и заочного обучения. Специальность 071401

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в овладении ими учебной программы курса «Управление организациями социально-культурной сферы Тюменской области».

Другие похожие документы..