Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Первоначально, в период накопления фактических знаний, веществам давали названия, никак не указывающие на их строение. В названии отражали исходное с...полностью>>
'Документ'
Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениальн...полностью>>
'Документ'
В статье "Ложное солнце" ("Чевенгур" и "Котлован" в контексте советской культуры 1920-х годов) М.Золотоносов рассматрива...полностью>>
'Документ'
Оксиды, не образующие кислот, оснований и солей при обычных условиях, называются несолеобразующими. К ним относят такие соединения, как N2O, NO, CO, ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

История культуры — не столько хронология исторического развития культуры, но и теоретический анализ культурно-исторического процесса. Изучение материальных артефактов культуры, идеалов эпох, духовных ценностей, наследия мировой и отечественной художественной культуры. Исследования менталитета (своеобразия восприятия картины мира человеком в различных культурах), специфики религий и др.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Теоретическая культурология включает понятийный аппарат, теоретические категории, методологические и исследовательские подходы, которыми возможно исследовать и охарактеризовать культуру. Рассматривается структура культуры, подсистемы культуры, культура и природа, культура и общество, функции культуры, типология культур, исторические типы культур, культурогенез, основные формы культуры (миф, религия, мораль, искусство, наука и др.), культурная картина мира, межкультурные коммуникации, традиции и новации и др.

Главные категории теории культуры: культура, цивилизация; язык, символы и коды культуры, культурные нормы и ценности, субъект культуры, менталитет, культура личности, инкультурация и социализация, культурная самоидентичность, динамика культуры и др.

Прикладная культурология связана с практическими потребностями общества. Рассматривает проблемы охраны культурного наследия, возрождения культурных, религиозных традиций, национальных культур и др. Рассматривает формы организации культурной жизни, деятельности учреждений культуры, центров досуга, методов проведения фестивалей, массовых праздников, любительских и инициативных культурных объединений и др. Исследования по изучению социализации человека в определенной культурной среде. Проводит экспертизу проектов культурной политики, законов и юридических документов, направленных на регулирование практической деятельности в области культуры (науки, образования, искусства, спорта и пр.). Проблемы взаимодействия культур для выяснения причин конфликтов на национальной и религиозной почве, выработке рекомендаций по предотвращению или ликвидации их последствий.

Культуру Тюменского региона можно рассматривать с точки зрения: ее структуры, функций, организации социокультурной деятельности и многих др.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (от греч. «morphe» — «вид, образ, форма) возникла во 2-й пол. XX в., смежная область науки между культурной антропологией, социологией культуры, теорией и философией культуры.

Теоретические аспекты морфологии культуры связаны с описанием культурных форм, а практические — с разработкой культурной политики, образовательными программами. При описании различных типов культур в морфологии культуры более точно выделяют устойчивые и изменяющиеся элементы культуры.

Рассматриваются проблемы образования систем, видов и форм культуры; исторические трансформации культурных форм, их зависимость от изменений социальной среды, способы обмена культурной информацией, взаимодействие социальных институтов культуры с экономикой, политикой, техникой и пр.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Зарождение культурологической мысли можно отнести к эпохе Ренессанса (Возрождения), когда в Западной Европе происходил постепенный поворот от теософской модели средневековой культуры к антропоцентрической модели Нового времени: «возрождение» античной культуры, возникновение гуманизма, развитие философии, литературы, искусства и пр.

Поздний Ренессанс и Новое время были эпохой Великих географических открытий, когда европейцы — моряки, торговцы, миссионеры, переселенцы из метрополий, встретились с народами далеких стран, культура, искусство, язык, религия и быт которых были непохожи на европейские. С течением времени сложились востоковедение и этнография (XIX в.), внесшие значительный вклад в развитие культурологической мысли.

Новое время. В 1630-е гг. чешский мыслитель Я. А. Коменский: «Культура» — «нравственное воспитание» человека, «образование» [«Великая дидактика»]. Немецкий правовед С. Пуфендорф ввел понятия «status culturalis» — человек воспитанный, уважающий мораль, традиции и «status naturalis» — «естественный» человек, невоспитанный, необразованный дикарь [«Право естественное», 1684].

В эпоху Просвещения возникла так наз. «классическая» модель культуры, связанная с секуляризацией общества, распространением светской культуры, успехами наук, техническим прогрессом, развитием искусств и пр.

Итальянский философ Дж. Вико идею культуры передавал как «humanitas» — «человечность», что связывает его с идеями Ренессанса. Создал теорию цикличности развития культур. «Мир культуры, очевидно, создан людьми, потому принципы его развития возможно открыть в видоизменениях самого человеческого сознания» [«Новая наука об общей природе наций», 1725].

Французские просветители (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, О. Мирабо и др.) критиковали сословные и религиозные предрассудки своего времени, формировали светские представления о культуре. О. Мирабо — «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания» [«Друг людей», 1756].

Германия. В философско-научный оборот термин «культура» ввел И. К. Аделунг [«Опыт истории культуры человеческого рода», 1782]. И. Г. Гердер видел в культуре (язык, религия, искусство, мораль, семейные отношения и др.) процесс совершенствования всех человеческих сил и способностей. Гердер назвал народ главным творцом культурных ценностей [«Идеи к философии истории человечества», 1792].

И. Кант связывал содержание культуры с умственным, духовным совершенствованием человека, развитием моральных представлений, чувства прекрасного. И. Винкельман заложил основы научного искусствоведения [«История искусства древности»]. Г. Гегель: «Культура — это вторая природа человека». В. фон Гумбольдту принадлежат исследования, которые легли в основу научно-философских представлений о языке. В. Дильтей рассматривал культуру в духе идей «философии жизни». В. Ницше, рассматривая культуру на основе античности, выявил «аполонийское» и «дионисийское» начала в культуре. Психологические и этнопсихологические исследования культуры стран и народов (В. Вундт), проблемы «психологии масс» (Г. Лебон).

Англия и США. Антрополого-этнографические исследования. Идеи эволюционизма в культуре: Л. Морган: дикость, варварство, цивилизация («Древнее общество», 1877). Э. Б. Тайлор («Первобытная культура», 1871), Дж. Фрезер: исследования первобытной магии и религии («Золотая ветвь», 1900). Л.А. Уайт. «Новоэволюционизм» Понятие «технологический детерминизм». Утверждение культурологии, как самостоятельной науки.

Психоаналитические теории культуры: З. Фрейд (проблемы бессознательного, «Эдипов комплекс»). К. Юнг (коллективное бессознательное, «архетипы», «символы», генезис культуры).

Социокультурные исследования 1 пол. ХХ вв. М. Вебер (социология культуры), Э. Кассирер (символическая теория культуры), Й. Хейзинга (игровая теория культуры). Функционализм – выявление функциональных связей составных элементов культуры по отношению друг к другу (Б. Малиновский, А. Ратклиф-Браун).

Французская социологическая школа в исследованиях культуры (Э. Дюркгейм, Л. Леви Брюль («Первобытное мышление»), К. Леви-Стросс («Структура мифа»).

«Новая историческая школа» во Франции: синтез истории, психологии, повседневности в исследовании культуры (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.).

Морально-этические идеи культуры в XX веке. А. Швейцер: «Материальные достижения — это еще не культура, они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества». Роковой для культуры «общественной болезнью» ХХ века, А. Швейцер назвал утрату этического фундамента культуры в погоне за материальными благами [«Культура и этика»].

Русский ученый Н. Рерих (вместе с Е. Рерих) стал создателем нравственно—эстетического учения «Живая этика», в центре которого стоит культура. Н. Рерих выступал за сближение культур Запада и Востока. Инициатор принятия Международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах [«Пакт Рериха», 1935].

А. В. Мень (1935—1990) историк религии, протоиерей Русской православной церкви. «Вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре». Отрыв культуры от идеи Бога опасен, так как на место Бога люди неизбежно ставят идолов. В христианстве А. В. Мень видел огромные возможности для нравственного, облагораживающего воздействия на общество и человека.

В последней трети XIX (русский мыслитель Н.Я. Данилевский, «Россия и Европа»), и первой пол. ХХ вв. (немецкий историк О. Шпенглер, «Закат Европы»), английский историк А. Тойнби, «Постижение истории») обосновали идеи историко-культурных типов. История человечества предстала множеством «локальных» культур (цивилизаций), которым суждено рождение, юность, расцвет и гибель. К представителям «цивилизационного» подхода относят еще и русских мыслителей К. Леонтьева, Н. Бердяева и др. П. А. Сорокин и С. Хантингтон (США) применили теорию «локальных» цивилизаций к анализу социокультурных и геополитических процессов ХХ в. «Цивилизационный» подход подорвал господствовавшую в науке «европо-моноцентрическую» модель культурного прогресса.

Немецкий ученый К. Ясперс («Смысл и постижение истории»), наоборот, полагал, что человечество имеет общий источник развития — «Осевое время» (800-200 гг. до н.э.), в которые возникли основные мировоззренческие идеи, определившие духовное основоположение современного человечества (Будда, Конфуций, Лао-Цзы, Заратустра, библейские пророки, древнегреческие философы).

Становление отечественной культурологической мысли (Э.С. Маркарян, М.С. Каган, Л.Н. Коган и др.). В советской науке понятие «культура» долгое время понималось как духовная «надстройка» над материальным «базисом». В 1960—70-х гг. началась разработка философских аспектов культуры, «деятельностного» и «ценностного» подходов и т. д.

Деятельность ЮНЕСКО и других международных организаций по изучению современных социокультурных процессов.

ТЕМА 1. 2. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Культурология базируется на всех областях научного знания о культуре, использует необходимые методы сопричастных к себе наук, и разрабатывает собственные методы исследований. Так, методы социологических исследований используются и в социологии культуры. В морфологии культуры используются методы структурного анализа, теории систем, этнопсихологии, лингвистики и др.

Выделяют исследования фундаментального, теоретического плана; и экспериментального, направленного на сбор материала; исследования «прикладного» характера. Характерны два основных уровня исследований:

Теоретический подход (от греч. «theoria» — «созерцание, усмотрение умом») связан с развитием понятийного аппарата науки, познанием общих закономерностей культуры.

Эмпирический подход (от греч. «empeiria» — «опыт») направлен непосредственно на изучаемый объект культуры, и опирающийся на данные наблюдения и эксперимент.

Большинство предпочитает или теоретический, или эмпирический (экспериментаторы, собиратели и аналитики фактов) уровень исследований. Важны оба уровня исследований. Л. Морган, 3. Фрейд, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и др. сами собирали эмпирический материал и обобщали его теоретически.

Типология — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщений, идеализированной модели или типа. Типология культуры опирается на выявление сходства и различия изученных объектов, поиск их идентификации, а в теоретической форме стремится отобразить строение исследуемой сферы, подсистемы культуры, выявить закономерности развития.

Системный метод (от греч. «systema» — «целое, составленное из частей; соединение»). В его основе изучение множества объектов культуры как системы, образуемой из различных элементов, связанных определенными типами социальных и других связей, образующих единое целое (культуру). Системные исследования — способ синтеза, упорядочивания, интеграции, накопленного отдельными областями культурологии эмпирического материала. Главная цель — выявление функциональных связей между подсистемами и сферами культуры и феноменами, обеспечивающих целостность всей системы культуры.

Наука, искусство, религия, философия и др. являются сложными подсистемами культуры, имеющими собственную динамику и характер взаимодействий, что дает постоянные изменения и усложнения при построении «системной модели» культуры.

Сравнительный (компаративный) метод (от лат. «comparativus» — «сравнительный»). Тоже самое — «кросс-культурный» метод (от англ. «cross» — «пересекающийся», «перекрестный», «сопоставляемый»). Задачей сравнительного метода исследований является изучение культурных феноменов и процессов через сравнительный анализ и выделение, общих для «универсалий культуры» свойств, ценностей, культурной динамики, и их специфических свойств в конкретной культуре. Это области культурной антропологии, социологии культуры, сравнительного изучения религий и пр.

«Системный» и «сравнительный» методы часто выступают в совокупности, как «системно-сравнительный» (философский) метод.

Системно-функциональный метод основан на выделении в системе и подсистемах культуры не только структуры составляющих, но и их функций (роли, значений) относительно друг друга. Этот метод особо применим для перехода от постановки проблем в теории культуры к исследованиям конкретных феноменов культуры.

Культурно—исторический метод исследования исходит из того, что культура — это социальная память человечества, продукт общественной деятельности людей и только в лоне ее исторической интерпретации различные артефакты культуры могут быть восприняты и правильно поняты. Культурно-исторический метод исходит из понимания духовных процессов как части культуры, опирается на взаимодействие этих явлений с широким полем всей мировой культуры. Культурно—исторический метод использует культуру, как ключ к интерпретации художественных произведений и т. д.

Синтез на базе культурологии историко-культурных, социокультурных и психологических знаний позволяет исследовать проблемы менталитета, психологических характеристик различных культур, повседневной культуры, «соматической» (телесной) культуры и др.

Гендер (англ. «gender» — «род, пол») — совокупность качеств, норм (женский или мужской гендер). Гендерные исследования позволяют более полно рассматривать специфику женского и мужского начала в культуре, взглянуть на нее в ином ракурсе.

Аксиологический подход (от греч. «axios» — «ценный, достойный»). Культура как совокупность материальных и духовных объектов, связанных с общезначимыми для человека ценностями (Г. Риккерт и др.). Деятельностный подход. «Культура — это способ и результат человеческой деятельности» (М.С. Каган, Л.Н. Коган). Игровой подход к культуре и ее генезису (Й. Хейзинга, Г. Гессе и др.). Семиотический подход. Культура как сложно организованная система знаков и символов (Ю. Лотман и др.). Феноменологический подход (от греч. «phainomenon» — «образ, явление»). Философы чаще рассматривают феномены культуры через призму проблем сознания.

Ключевые понятия: теоретический и эмпирический подходы, системный метод, сравнительный метод, системно-функциональный метод; историко-культурный метод, аксиологический, деятельностный, игровой, семиотический, феноменологический подходы.

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕМА 2. 1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРА»

Понятием «культура» в бытовой практике и обыденном языке обозначают воспитанность, образованность, нравственность, полезные привычки, деятельность в сфере искусства, учреждения культуры (музеи, библиотеки и т.п.).

В России понятие «культура» впервые включил Н. Кириллов в «Словарь иностранных слов» (1848). В. И. Даль определил понятие «культура» как умственное и нравственное образование человека (1865).

С особой спецификой сегодня понятие «культура» применяют в естественных, биологических, сельскохозяйственных науках («культура микроорганизмов», «культурные растения» и пр.). В филологии и лингвистике рассматривают овладение нормами и правилами языка как уровнем овладения человеком «культуры речи». В археологии «культурой» называют общность материальных памятников, относящихся к одному времени и найденных на определенной территории. «Культура эпохи неолита», «культура эпохи бронзы», «андроновская культура», «трипольская культура» и др. В истории, истории искусств, культурой называют эпоху, страну, художественное направление и др. («Культура эпохи Просвещения», «Культура России», «Культура эпохи романтизма» и др.). В этнографии (греч. «ethnos» — племя, народ, и «grapho» — пишу) понятием «культура» характеризуют этническую характеристику людей (язык, быт, одежда, верования, фольклор, обряды, обычаи, отношения родства, традиции, нормы поведения, трудовые навыки, ремесла, постройки и пр.). В социологии (лат. «societas» — общество и «logia» — наука) «культурой» называют сферы образования, воспитания, науки, искусства, спорт, религию; общественные структуры, функционально выполняющие ту или иную организационную роль (творческие организации, библиотеки, музеи, театры и др.).

В древнем Риме понятие «cultura» означало обработку, возделывание земли, близкое и к «cultus» (лат. — культ, почитание богов). В I веке до н.э. политик и оратор Цицерон применил термин «культура» к образованию, воспитанию, «возделыванию души» человека, приблизив его к греческому понятию «пайдейя» (в чем эллины видели свое главное отличие от «варваров»). В III—V вв. н. э. понятие «cultura» сблизилось по смыслу с «civitas», которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенскому невежеству.

В средневековой Европе понятие «культура» употреблялось лишь как характеристика чего-либо: культура поведения, культура речи, юридическая культура, агрикультура и др. Культурной парадигмой эпохи было христианство.

В эпоху Ренессанса появился новый типа индивидуума — «Homo legens» (лат. — человек читающий), в отличие от средневекового человека, слушающего чтение Св. Писание по латыни. С книгопечатанием началось распространение грамотности, чтения на родных языках, как уровне развития европейской культуры.

В Новое время под культурой понимали нравственность, воспитание, образование, «цивилизованность» человека. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Руссо и др.) ввели понятие «цивилизация». Они полагали, что можно «цивилизовать» африканцев, обучив их французскому языку, законам, христианской морали и пр. Руссо впервые противопоставил культуру (цивилизацию) природе, отметив, что культура накладывает жесткие «узы» на проявление естественных сил и побуждений человека. Позднее об этом писали Ф. Ницше, З. Фрейд. Немецкие просветители (И. Гердер, И. Кант и др.) так же связывали культурный прогресс как с духовным, моральным совершенствованием, умственным и эстетическим развитием человека.

Первое концептуальное определение дал английский антрополог Э. Б. Тайлор: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле, слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (1871).

В XIX веке понятие «культура» начали применять для обозначения некой реальности, представляющей собой все то, что существует в мире, как результат человеческой деятельности («культура»), в отличие от всего, что было первоначально дано человеку природой.

При «цивилизационном» подходе «культура» предстала как историко-культурный тип, «локальный» естественный организм, ограниченный в историческом времени и географическом пространстве («локальная» культура, иначе — цивилизация).

Американские ученые А. Кребер и К. Клакхон [«Культура. Критический анализ концепций и дефиниций», 1964] зафиксировали 257 определений понятия «культура».

Американский ученый М. Херсковиц: «Культура — это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции, обычаи и многое другое».

Отечественный ученый В. М. Межуев: «Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во все целостности его общественного бытия» [«Культура и история»].

С тех пор количество определений умножилось. Существует множество интерпретаций (от лат. «interpretatio» — разъяснение, истолкование) понятия «культура». Главная причина — в многообразии её проявлений, как в результатах человеческой деятельности, достигнутых ценностях, культурном наследии; так и в различных масштабах измерения самого понятия «культура». Однозначного определения понятия нет, но на уровне философско-культурологических представлений можно дать такие:

— «культура» — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека, который в своих интересах изменяет и саму природу.

— «природа» — мир естественности, врожденных инстинктов; арена действия планетарных и космических сил, а «культура» — мир искусственности, преобразовательных действий человека в мире природы и социальных отношений, в том числе, установленных им ценностей, традиций, законов, норм морали и пр.

Культура в социуме выступает:

— как сфера науки, религии, морали, права, искусства и других форм общественного сознания, культурные ценности, национальное культурное наследие, повседневная, бытовая культура и пр.;

— как просвещение гражданского общества («культурная страна»), образование и воспитание («культурный человек»), образ жизни («культура поведения», «культура досуга») и др.

— как сфера материального, духовного, художественного, соматического («физическая» культура) и пр.

Субъектами-носителями культуры выступают: все мировое человечество, отдельные страны и народы; классы, сословия и подобные им социальные структуры; профессиональные, этнические, возрастные и иные субкультуры, семья, индивидуумы и пр.

Ю.В. Ларин [«Пролегомены к культурологии», 2002] писал, что основные формы бытия культуры исчерпываются ее тремя типами:

— природное бытие культуры (культура и природа);

— антропологическое бытие культуры (культура и человек);

— социальное бытие культуры (культура и общество).

Универсалиями культуры выступают этические и эстетические принципы:

— производственно-экономическая культура; где благо выступает как универсалия культуры;

— политическая культура; где справедливость выступает как универсалия культуры;

— нравственная культура; где универсалией культуры выступает добро;

— художественно-эстетическая культура; где красота выступает как универсалия культуры;

— познавательная культура, где истина выступает как универсалия культуры.

Культурная парадигма — устойчивая структура, воспроизводящая и обеспечивающая передачу социокультурного опыта на каждом этапе развития общества.

Мир человека — это мир культуры, созданный и создаваемый самим человеком, который включает в себя все накопленные людьми культурные ценности, способы их приумножения и творческие возможности масс.

Результатами являются артефакты культуры (от лат. «arte factum» — искусно сделанное), которые имеют ценность для данной группы людей. Материальные артефакты (мосты, здания, дороги) существуют долго, а нематериальные (мировоззрение, идеи, традиции, обряды, культурные нормы, мораль) — могут быстро изменяться.

Материальная культура связана с воздействием человека на природу и является реализацией не только его физических возможностей, но и интеллекта; духовная культура может материализоваться человеком в создании вещей и предметов; художественная культура связана с материальной и духовной, но отличается особенной, в том числе, национальной спецификой.

В 1959 году Дж. Мердок выделил более 70 культурных универсалий - общих для всех культур Старого и Нового Света. Универсалии культуры (лат. «universalis» - «общий, всеобщий») — это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие для представителей всех культур, независимо от расы, географического места проживания, исторического времени и общественного устройства. Универсалии культуры - это общечеловеческие парадигмы культурного опыта и деятельности, символически отраженные в мировоззрении, образной памяти, религиозных идеях, языке, искусстве и т. д.

Универсалии культуры являются фундаментальными категориями картины мира, спутниками человеческого бытия. Они возникли потому, что все люди физически одинаковы, имеют одни и те же биологические потребности, живут общественной жизнью, сталкиваются с одинаковыми общими проблемами, которые перед ними ставит окружающая среда. К ним относятся: язык и символы культуры, совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, нормы и правила взаимодействия полов. У всех народов существуют обычаи, связанные с рождением, заключением брака, смертью и т. д.

Ключевые понятия: гуманизм, Ренессанс, Просвещение, секуляризация культуры, артефакты культуры, культурная парадигма, универсалии культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса и методические указания для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Учебно-методический комплекс

    Программа
    1. Изучение курса предусмотрено стандартом высшего профессионального образования, входит в состав федерального компонента для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».
  2. Программа курса и методические указания для студентов специальностей 071401 «Социально-культурная деятельность»

    Программа курса
    Целью настоящего курса является рассмотрение теоретических положений литературоведения, а также закономерных особенностей становления мировой литературы от ее истоков до настоящего времени,
  3. Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям 071401 «Социально культурная деятельность»

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс реализуется как часть дисциплины «Литература» и является логическим продолжением курса «История русской литературы», которые студенты изучают на первом курсе в первом и втором семестрах.
  4. Учебно-методический комплекс Тюмень, 2011. Российская федерация Министерство культуры Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Учебно-методический комплекс
    Л.Ю. Антонова. Рекреативные технологии социально-культурной деятельности: учебно-методический комплекс для студентов специальности и направления «Социально-культурная деятельность» / Е.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов отделений очного и заочного обучения. Специальность 071401

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс призван оказать помощь студентам в овладении ими учебной программы курса «Управление организациями социально-культурной сферы Тюменской области».

Другие похожие документы..