Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Президентом России Д.А.Медведевым определена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в основу которой входят ряд направлений госу...полностью>>
'Реферат'
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (АО «Ц...полностью>>
'Образовательная программа'
ДЗЮДО: Программа, методические указания для спортивного совер­шенствования школьников/Сост.: засл. тренер России, засл. работник физической культуры ...полностью>>
'Документ'
В соответствии с федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Пр...полностью>>

А. С. Грибоедова Кандидатская диссертация Написание, оформление, защита Методические рекомендации

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова



Кандидатская диссертация

Написание, оформление, защита

Методические рекомендации по подготовке и написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

Москва 2001

Автор-составитель – Р.И. Панкратов

Р е ц е з е н т ы:

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, проректор по научной работе ИМПЭ им. А.С. Грибоедова В.Д. Ермаков;

главный специалист диссертационного совета в ИМПЭ им. А.С. Грибое­дова Н.С. Гущина

Кандидатская диссертация. Написание, оформление, защита: Методичес­кие рекомендации по подготовке и написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 88 с.

© Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2001

© Р.И. Панкратов, 2001

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

Выбор проблемы исследования и темы кандидатской диссертации . . . . .

8

Изучение литературных источников и сбор фактического материала . . .

10

Формы и методы научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

14

Структура диссертации и приемы изложения материала . . . . . . . . . . . . . .

19

Некоторые рекомендации по стилю диссертационной работы . . . . . . . . .

22

Оформление диссертационной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

Предзащита диссертации и оформление автореферата диссертации. . . . .

36

Учет объема опубликованных работ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

38

Использованная и рекомендуемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

39

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

40

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация – это научно-исследовательская работа, под­готовленная для публичной защиты и получения ученой сте­пени кандидата или доктора наук (в России).

Диссертация на соискание ученой степени является квали­фикационным научным трудом, который может представлять собой специально подготовленную рукопись, а также может быть вы­полнена в виде научного доклада, опубликованной моногра­фии или учебника. Она должна содержать решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрас­ли знаний, либо в ней должны быть изложены научно-обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечи­вающие решение важных прикладных задач.

Диссертация готовится еди­нолично автором; в ней должна содержаться совокуп­ность научных выводов, выдвигаемых им для публичной защиты, имеющих внутреннее единство и свиде­тельствующих о личном вкладе соискателя в разработку науч­ной проблемы. Новые решения, предложенные соискателем, должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками.

В диссертациях, имеющих прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором результатов, которые должны подтверждаться актами, справ­ками, заключениями организаций, в которых проходила апро­бация научных разработок автора. В диссертациях, имеющих теоретическое значение, – рекомендации по использованию на­учных выводов и предложений при подготовке учебников, учебных пособий для системы высшего и среднего образова­ния.

Учитывая, что диссертация – это квалифика­ционная работа, которая показывает научно-практический уровень подготовки соискателя ученой степени, следует обра­тить внимание на то, чтобы все материалы, включенные в текст диссертации были объединены ведущей идеей исследо­вания и обязательно в ходе исследования аргументированы и доказаны, все компоненты диссертации должны быть логиче­ски взаимосвязаны.

На момент выхода в свет настоящей книги аспирантура ИМПЭ им. А.С. Грибоедова предоставляет возможность готовить аспирантам (соискателям) диссертации по специальностям:

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

12.00.02 “Конституционное право; муниципальное право”

12.00.03 “Гражданское право; семейное право; предпринимательское право; международное частное право”

12.00.08 “Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право”

12.00.11 Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохра­нительной деятельности, адвокатура”

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

05.13.01 “Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)”

08.00.01 “Экономическая теория”

08.00.05 “Экономика и управление хозяйством”

В соответствии с Государственными образовательными стандартами выс­шего профессионального образования поступающие в аспирантуру сдают вступительные экзамены:

• специальная дисциплина (по выбору);

• философия;

• иностранный язык.

Поступающий в аспирантуру представляет:

1. Заявление на имя ректора инсти­тута.

2. Копии диплома о высшем профессиональном об­разовании (бакалавра, специалиста, маги­стра) и приложения к нему.

3. Анкету.

4. Список научных трудов (при наличии).

5. Удостоверение о сдаче кан­дидатских экзаменов (при наличии у по­ступающего сданных кандидатских экза­менов).

6. Фотографии размером 4х6 – 3 шт.

Документ, удостоверяющий лич­ность, и диплом о высшем профессиональном образо­вании представляются лично во время собеседования.

Документы принимаются в течение всего учебного года.

Сроки проведения вступительных экзаменов определяются аспирантурой.

Лицам, допущенным к вступитель­ным экзаменам в аспирантуру, предос­тавляется отпуск продолжительностью в тридцать календарных дней для подго­товки и сдачи экзаменов с сохранением заработной платы по месту работы.

Зачисленным на очную форму обу­чения предоставляется отсрочка от при­зыва в армию на весь срок обучения в ас­пирантуре (три года).

Институт гарантирует своим аспирантам:

• высокий профессиональный уро­вень научного руководства по подго­товке кандидатов наук;

• возможность стажировок в вузах-партнерах за рубежом, а также в раз­личных научных учреждениях Моск­вы;

• пользование библиотечным фон­дом института;

• участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, проводимых инсти­тутом;

• публикацию научных статей по теме диссертации.

Институт располагает обширным фондом учебной, учебно-методической и научной литературы, насчитывающим более 200 тыс. экземпляров книг, кото­рый постоянно пополняется.

Аспиранты имеют возможность ра­ботать по исследовательским программам в научных учреждениях Москвы, с которыми институт имеет договоры о сотрудничестве в подготовке научно-педагогических кадров – в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, во ВНИИ МВД России, НИИ семьи и детства и других.

В нашем институте есть все необходимые условия для успешной подготовки и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических или экономических наук.

Вот только несколько имен крупнейших специалистов, работающих в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова:

Ильчиков Михаил Захарович – ректор ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, доктор экономических наук, профессор. Является членом Правительственной комиссии по делам молодежи. Имеет ряд публикаций по актуальным проблемам политики, права и экономики. Его монографии используются в научно-педагогической практике.

Бойков Александр Дмитриевич – доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник. Специалист в области уголовного судопроизводства, судоустройства, прокурорского надзора, адвокатуры. Много лет успешно работал в Московской областной коллегии адвокатов. Участвовал в разработке проектов законов "Об адвокатуре Российской Федерации", Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, Уголовно-процессуального кодекса РФ и др. Им опубликовано более 350 научных работ.

Ермаков Вячеслав Дмитриевич – доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, проректор по научной работе ИМПЭ им. А.С. Грибое­дова. Специалист в области криминологии, семейного и экологического права, эксперт ООН по проблемам экологии. Автор более 200 научных работ по проблемам борьбы с преступностью, социальной защиты прав несовершеннолетних и молодежи.

Камаев Владимир Дорофеевич – доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, заведующий кафедрой общих экономических дисциплин ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. Специалист в области политэкономии, экономический теории. Автор более 200 научных работ. Его имя известно не только в России, но и за рубежом.

Коротков Эдуард Михайлович – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, почетный работник высшего образования России. Прошел подготовку в университете "Сити" Лондона, в Бингхэмптонском университете США, в Высшем институте управления Парижа. Им подготовлено более 25 кандидатов и 5 докторов экономических наук. Автор более 80 научных работ и ряда учебников по менеджменту.

Краснов Михаил Александрович – доктор юридических наук. Преподавал во Всесоюзном юридическом заочном институте, возглавлял сектор муниципального права Института государства и права Академии наук. С 1993 г. – сотрудник Администрациии Президента РФ, с февраля 1995 г. по июнь 1998 г. – помощник Президента РФ по правовым вопросам. Специалист в области государствоведения, конституционного и муниципального права. Автор более 140 научных и научно-публицистических публикаций.

Оксамытный Виталий Васильевич – доктор юридических наук, професор, директор Центра сравнительного правоведения ИМПЭ им. А.С. Гри­боедова. Заведовал отделом правовых проблем СНГ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Эксперт ряда комитетов палат Федерального собрания РФ и Международной Ассамблеи СНГ. Специалист в области общей теории права, сравнительного правоведения, основных правовых систем современности. Автор свыше 120 научных публикаций.

Панкрухин Александр Павлович – доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Специалист в области марке­тинга, проблем экономики и управления высшим образованием. Им написано свыше 40 учебников, монографий, науч­ных трудов и учебно-методических разработок.

Селиверстов Вячеслав Иванович – доктор юридических наук. профессор, заслуженный деятель науки РФ. Специалист в области уголовно-исполнительного законодательства. Автор учебника и более 150 научных работ по данному направлению; участвовал в раз­работке Уголовно-исполнительного ко­декса РФ.

Федотов Михаил Александрович – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права. С 1994 г. имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Ранее преподавал в Московской юридиче­ской академии, занимал пост Министра печати и информации в Правительстве Российской Федерации. Является одним из основных разработчиков Закона РФ “О средствах массовой информации”.

Это далеко не полный перечень ве­дущих ученых института, которые изъя­вили желание осуществлять руководство аспирантами и соискателями.

Институт готов, с учетом пожела­ний аспирантов и соискателей, пригла­шать для научного руководства специа­листов, работающих в других учебных или научных учреждениях страны.

Выбор проблемы исследования и темы кандидатской диссертации

Каждый исследователь должен определить проблему своего на­учного поиска, разработать стратегические задачи работы над диссертаци­ей. Процессы развития природы, общества, формирования информацион­ного общества в России, социально-экономического становления мировой цивилизации многогранны и безграничны. Они дают возможность начи­нающему соискателю обдуманно избрать тему исследования, обстоятель­но изучить ее, сделать соответствующие выводы и обобщения. Для этого необходимо настойчиво, изо дня в день кропотливо работать, творчески осмысливать собранный материал, изучать события и факты. Следует помнить, что “в науке нет широкой столбовой дороги”, что только тот достигает ее вершин, кто последовательно “карабкается по ее каменистым тропам”.

Вот несколько советов соискателю, занятому выбором темы диссерта­ции, обоснованием ее актуальности, определением содержания исследуе­мых проблем, конкретных жизненных ситуаций.

Известный американский социолог, профессор Колумбийского уни­верситета Роберт Мертон справед­ливо отмечает, что любой исследователь, не только начинающий, обязан опираться на научные достижения, полученные другими учеными, объек­тивно оценивать их, прислушиваться к мнению специалистов, работаю­щих в различных областях научного знания.

Исходя из этого принципа, начинающему научному работнику целесо­образно побеседовать с видными учеными, прислушаться к мнению науч­ного руководителя, учесть его пожелания. Вместе с тем не следует “всле­пую” идти за рекомендациями даже именитых ученых, необходимо нау­читься творчески осмысливать высказанные пожелания, отстаивать свои позиции.

“Шлифуя” тему диссертации, следует просмотреть каталог авторефе­ратов защищенных диссертаций по избранной или близкой к ней проблеме в Российской государственной библиотеке, обратив внимание не только на тему диссертации, но и на название глав. Это поможет соискателю найти свои грани исследования, свои подходы к анализу проблемы. На специальных карточках необходимо записать автора и название заинтересовавших диссертаций, год и место защиты, их шифры. Это сохранит ваше время в последующий период не только при составлении списка использованной литературы, но и позволит заказать текст заинтересовавшей диссертации без вторичного обращения к каталогу.

Желательно ознакомиться также с диссертационными работами, за­щищенными в смежных областях науки, так как на стыке наук можно най­ти новые проблемы, пути их решения. Знакомство не только с названиями диссертационных работ, но и с “чужими” методами, подходами к реше­нию проблем поможет начинающим авторам применить их при анализе избранной проблемы и выработке практических рекомендаций.

Нередко после выбора темы диссертации возникают сомнения в акту­альности исследования, значимости выводов и обобщений для практиче­ского применения. Для снятия подобных сомнений соискатель вправе об­ратиться за консультацией не только на кафедру и в научные подразделения ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, но и в научные учреждения, исследовательские и ведомственные центры сотрудничающие с институтом, с просьбой об оказании помощи. В процессе бесе­ды со специалистами, учеными и практиками начинающий соискатель может выявить важные вопросы и проблемы, пока недостаточно изучен­ные и не освященные в научном плане.

Особое внимание соискатель должен уделить выяснению новизны в исследовании и обоснованию актуальности избранной темы, так как эти вопросы стоят в центре обсуждения диссертационным советом. При этом следует исходить, на наш взгляд, из положения, что не всякий новый вы­вод всегда является прогрессивным, как и не все консервативные реко­мендации пережили свое время.

Для многих диссертационных исследований новизна заключается не только и даже не столько в провозглашении новых идей, сколько в более глубоком анализе уже высказанных положений, во введении в научный оборот еще не использованных научных источников, их глубоком осмыс­лении.

Практическая значимость исследования может выражаться в различ­ных формах, что определяется характером самой работы. Одни формы внедрения присущи работам методологического характера, другие – диссертациям по темам прикладного характера. Диссертант вправе самостоя­тельно определить тему исследования, формы практического использова­ния полученных результатов и обоснованных теоретических положений.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ И СБОР ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Важной задачей соискателя после выбора темы исследования стано­вятся изучение литературных источников и сбор фактического материала. Эту работу рекомендуется вести в соответствии с индивидуальным планом работы диссертанта (далее – план), составленным с участием научного руководителя (см. приложение 1). План должен опреде­лить замысел предполагаемого научного исследования. Начинающему соискателю рекомендуется чаще обращаться к руководителю за помощью, прислушиваться к его мнению как по содержанию индивидуального плана работы, так и изучению лите­ратурных источников. В процессе совместной работы, опираясь на соб­ранный фактический материал, соискатель ученой степени, как правило, уточняет тему диссертации, изменяет название глав, последо­вательность изложения материала. Этот процесс обычно длится весь пе­риод работы над диссертацией вплоть до ее защиты.

План может строиться на гипотезах, построенных на основе интуиции и предполагаемых версиях. Эти предположения и версии могут претерпевать изменения, нередко даже отвергаться, но такая продуманная канва позволит систематизировать собранный матери­ал, упорядочить всю последующую работу над диссертацией.

План поможет последовательно раскрывать сущность как про­блемы в целом, так и конкретных задач. Он всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого и определенного научного направления в работе.

В процессе осуществления плана соискателю следует быть логически последовательным. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти оптимальное решение планируемых зада­ний.

Продуманная тема исследования (даже не утвержденная окончатель­но), примерное название глав и параграфов позволяют соискателю целе­устремленно искать литературные источники по избранной теме, основа­тельно продумать идеи и проблемы, содержащиеся в ранее опубликованных монографиях, брошюрах и статьях, посвященных анализу данной или близких к ней проблем.

Соискателю рекомендуется просмотреть все виды источников, содер­жание которых связано с темой диссертационного исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и за­рубежных изданиях, неопубликованные документы, диссертации, депони­рованные рукописи, отчеты специалистов о зарубежных командировках, официальные материалы. Особое внимание следует обратить на публика­ции, содержащиеся в периодической печати: статьи, заметки, данные со­циологических опросов, официальные сообщения.

Состояние изученности темы целесообразнее проследить по информа­ционным изданиям, цель выпуска которых – оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их со­держания. Информационные издания в отличие от обычных библиографи­ческих изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но также идеями и фактами, в них заключенными.

В настоящее время существует немало институтов, центров и служб научно-технической информации, систематизирующих литературные ис­точники по различным отраслям науки и техники. Так, по естественным наукам обработку основных видов отечественных и зарубежных источни­ков проводит ВИНИТИ, по общественным наукам – ИНИОН, по патент­ной документации – НПО “Поиск” и т. д. Их издания можно классифици­ровать по трем видам: библиографическому, реферативному и обзорному.

Библиографические издания чаще всего носят сигнальный характер и состоят из кратких библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Они с максимальной полнотой фиксируют новинки отечест­венной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе. На эти издания возложена функция опережаю­щего оповещения читателей о только что вышедшей научной и техниче­ской литературе. Они представляют собой по преимуществу систематиче­ские указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, тематика которых охва­тывает почти все отрасли мировой науки и техники.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включаю­щих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К рефера­тивным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сбор­ники, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные сборники представляют собой периодические, продол­жающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпускают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие издания носят узко тематический характер.

Обзорные издания чаще всего посвящаются одной проблеме. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Они сооб­щают о состоянии или развитии какой-либо отрасли науки или практиче­ской деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

В изучении источниковедческой базы начинающему соискателю сле­дует обратить внимание на библиографические указатели "Книжная лето­пись", "Летопись журнальных статей", "Летопись газетных статей". Опуб­ликованные в них источники разделены по соответствующей проблемати­ке, что значительно облегчает работу диссертанта.

Знакомясь с публикациями по избранной проблеме, не забудьте про­смотреть ретроспективную библиографию, обычно помещенную в конце монографии или журнальной статьи. Списки таких источников, как свидетельствует практика, облегчают работу исследователя: они инфор­мируют его о научных трудах, вышедших в предшествующие годы по ин­тересующим аспектам данной проблемы.

Имея предварительный список источников (его пополнение будет идти по мере изучения публикаций), можно приступить к ознакомлению с ли­тературой. Начинать целесообразно с работ общего характера, что позво­лит получить более полное представление по основным вопросам пробле­мы. По мере их изучения следует ознакомиться с монографиями и статья­ми, непосредственно примыкающими к теме диссертационного исследо­вания.

Ознакомившись с основными разделами интересующей работы по ог­лавлению, следует после ее беглого просмотра основательно изучить при­мыкающие к теме исследования разделы. Целе­сообразно делать выписки не только по библиотечным экземплярам, но также из собственных книг и журналов, не ограничиваясь подчеркиванием фактов, цифр и выводов. В последующей работе это облегчит формирова­ние глав и параграфов диссертационной работы: позволит разложить вы­писки по проблемам. В обязательном порядке по каждой выписке следует указать название источника, автора, год издания.

Составляя список (картотеку) литературных источников, следует от­четливо записать фамилию и инициалы автора, название источника, год и место издания, количество страниц монографии или брошюры, так как по ГОСТу это требуется отразить в диссертации. В случае ознакомления с журнальной статьей необходимо (в целях экономии времени при состав­лении списка литературы) обязательно выписывать исходные данные журнала (кем издается, год и месяц, номер издания). Нередко при чтении источников возникают собственные гипотезы, мысли, выводы; их целесо­образно записывать по мере чтения материала на полях выписок. Они мо­гут послужить основой для разработки новых положений, обоснования новых знаний.

Исследователю следует находить главные и второстепенные материа­лы, уметь отличать существенные факты от мелких фактиков, выверенные цифры от случайных циферок. Возможно, это затруднительно выявить в процессе изучения источников, легче сделать во время их обдумывания. Наверное, часть собранной литературы останется не использованной, не войдет в рамки диссертации, что не должно смущать исследователя.

В научном значении факты выражают вполне реальные события, свершившиеся в действительности. При оценке этих событий необходимо исходить из их научного значения, новизны, объективности и достоверно­сти. Факты следует оценивать критически, сопоставлять между собой. Важно учитывать источники, откуда выписаны факты: одно дело, если они воспроизведены по публикациям авторских работ, другое – если взяты из документов государственных органов, общественных организаций, науч­ных центров. В последнем случае достоверность, точность фактических данных более вероятна.

Вместе с тем статистические данные, публикуемые от имени органов власти и управления, учреждений и ведомств также требует тщательной проверки.

В известной мере такой подход необходим также при изучении моно­графических исследований и научных статей в области гуманитарных на­ук. В этом случае важно оценить достоверность информации с учетом на­учных позиций и мировоззрения автора, в зависимости от которых в эти источники могли включаться ошибочные трактовки явлений, положения, не соответствующие действительности.

В диссертационном исследовании желательно анализировать спорные позиции, сопоставлять дискуссионные точки зрения. В этом случае прибе­гают к прямому цитированию или пересказу основных положений оппо­нента. В первом случае цитаты используются для дословной передачи ут­верждений оппонента, для сопоставления различных точек зрения.

При пересказе мысли оппонента следует избегать искажения авторской позиции, тщательно излагая источник. Не рекомендуется ограничивать цитату лишь словами, подтверждающими собственную позицию. Тем бо­лее не следует подменять дискуссионную проблему другой, которая не рассматривается в данном контексте.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации к проведению итоговой государственной аттестации выпускников факультета по направлениям подготовки 031001 Филология и 031300 Журналистика (структура, содержание и порядок проведения ига)

    Методические рекомендации
    1. Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Закономи Российской Федерации «Об образовании» №12-ФЗ от 13 января 1996 г., «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.
  2. Методические указания и задания для контрольной работы студентам идо

    Методические указания
    Пособие для студентов ИДО по дисциплине «Русский язык и культура речи» содержит методические рекомендации, контрольные задания, тестовые задания, орфоэпический и орфографический минимумы, два приложения.
  3. А. П. Груцо воспоминания и размышления о прожитом и пережитом

    Документ
    Мне повезло родиться 9 мая 1924 года (по старому стилю 27 апреля) в ночь с Чистого четверга на пятницу на одном из хуторов деревни Пищики Дубровенского района Витебской области.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности 031001

    Учебно-методический комплекс
    «История русской литературы» - дисциплина, которая является базовой для студентов-филологов: соответствующей ей курс читается на 1 курсе. В течении двух семестров.
  5. Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем вузе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков сно.

    Научно-исследовательская работа
    Научно-исследовательская работа студентов всегда являлась важной составляющей частью учебного процесса в нашем ВУЗе. Первоначально она была оформлена только в виде кружков СНО.

Другие похожие документы..