Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Управление учебных заведений и правового обеспечения направляет план повышения квалификации профессорско–преподавательского состава (далее – План) об...полностью>>
'Документ'
Прокуратура Антроповского района потребовала через суд обязать администрацию принять срочные меры по организации надлежащего освещения улиц п.Антропов...полностью>>
'Документ'
В первые годы жизни ребенок нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы ес...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой сово...полностью>>

Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

Александровская В.Н., Клевец Л.Н.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов

Донецк

2009

ББК 88

А38

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол № 8 от 27.11.2009 г.)

Научные рецензенты:

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

Давыдов П.Г., кандидат филос. наук, доцент Донецкого института железнодорожного транспорта.

Александровская В.Н., Клевец Л.Н

А38 Религиоведение. Учебное пособие для студентов вузов.- Донецк.: «Норд-Комплект; 2009.- 77с. Библиогр: С.75

Учебное пособие знакомит с основами религиоведения, с этапами становления мировых религий в истории человечества. Отмечается сущ­ность религии как общественного феномена, подробно и доступно рас­крываться основные понятия и категории данной дисциплины.

Пособие написано в форме лекций и представляет собой струк­турно-логическую систему излагаемого материала.

Для студентов высших учебных заведений и всех интересующих­ся проблемами религиоведения.

ББК 88

А38

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие состоит из нескольких лекций и не пре­тендует на полный охват всех проблем и этапов развития религи­оведения. В нем даны, различные концепции теории религии, ее структура, функции и место в жизни общества и индивида, ос­вещены истоки и эволюция религии.

В учебном пособии значительное внимание придается про­блемам социологии религии, где религия характеризуется как предмет социологического анализа.

Главная цель учебного пособия заключается прежде всего в том, чтобы помочь студенту сориентироваться в объеме и содер­жании основных понятий и в научных проблемах религиоведе­ния, иметь представление о зарождении религиозного сознания в истории человечества в целом и у отдельного индивида, в час­тности.

Учебное пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему теоретического материа­ла, изложенного до нас в специальной литературе. Список изу­ченных нами работ, на основе которых было написано данное учебное пособие, прилагается.

ЛЕКЦИЯ № 1

Тема:

СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ.

План:

  1. Религия как социальное явление.

  2. Религия и духовная культура общества.

  3. Понятие религиозного мировоззрения.

  4. Соотношение науки и религии.

Вопрос 1. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ.

а) Определение религии.

Понятие "религия" происходит от латинского слова religio и означает благочестие, набожность, святыня, предмет культа.

б) Современные философские концепции религии.

В современной западной философии и религиоведении в зависимости от трактовки сущности и природы рели­гии можно выделить три концепции: обьективно-идеа-листическую, субъективно-идеалистическую, натурали­стическую (биологизаторскую).

Объективно-идеалистическая концепция является основой всех теологических концепций. Исходная посылка — признание бо­гословами и объективными идеалистами сверхъестественного начала в форме Бога, "абсолюта", "трансцендентного", творца. Этот тезис разделяют и отстаивают представители всех хрис­тианских конфессий: католики, православные, протестанты.

  • Субъективно-идеалистическая концепция в теологии связыва­ется с именем и деятельностью Фридриха Шлейермахера -немецкого протестантского священника и богослова. Не от­рицая сверхъестественного источника религий, Шлейермахер центр религиозной проблематики перенес в среду сознания
    отдельного индивида, прежде всего в сферу его чувств. Именно он положил начало тенденции рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, переживаний человека.

-Натуралистическая концепция религии отчетливо проявилась в трактовке австрийского психиатра и психоаналитика Зиг­мунда Фрейда. ?Все социальные явления, в том числе и культуру, он рассматривал как систему запретов, подавляющих врож­денные влечения человека, которые вытесняются в сферу бес­сознательного, либо "сублимируются" (т.е. преобразуются в различные формы творчества, к числу которых Фрейд отно­сил и религию).

в) Сущность религии.

Религиоведы с уверенностью полагают, что сущность религии христианские богословы выводят из существо­вания в мире сверхъестественного "абсолюта", т.е. Бога. Человек же, его душа стремится соединиться с Богом, поэтому религия вечна, пока существуют Бог и человек. Такое понимание религии и происхождения (генезиса) характерно для всех христианских конфессий,

2. РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР.

а) Связь религии и общества.

С позиции социологии религия является составной час­тью общественной жизни, выступает фактором возник­новения и становления социальных отношений. Следо­вательно, религия выполняет определенные функции в обществе.

б) Социальные, гносеологические и психологические осно­вы религии.

Социальные корни религии:

Религия — это то, что делает жизнь религиозного чело­века осмысленной и значимой религия — это символи­ческая система восприятия Вселенной, Космоса, целост­ности мира и места человека в нем: знание религиозного человека о смысле своей жизни делает его сильным в социально-нравственном значении — он способен пре­одолевать невзгоды, страдания и достойно воспринять смерть.

Гносеологические корни религии:

Понятие "гнозис" — это в широком смысле познание, знание. Следовательно, гносеологические корни — это познавательные корни чего-либо, в данном случае ре­лигии.

По поводу познавательных корней религии у Ф.Ницше сказа­но: "Стало холоднее",— говорит у Ницше мудрец, искавший Бога. И с этого момента начинает кое-где зарождаться сознание, что "убийство Бога" создало этот холод, и жизнь становится все бо­лее пустой, все более мелкой.



По мнению православного богослова В.В.Зеньковского сфе­ра религии это наличие чего-то, что создает во всем человече­стве на самых низших ступенях культуры религиозную жизнь, т. к. в самых своих глубинах она уже сопряжена е Абсолютом, связа­на с Ботом.

По К.Марксу и Ф.Энгельсу корни религии в духовной ее при­
роде, а сама религия — это результат социального отражения,
специфическая форма общественного сознания и социальный
институт.

Одна из отличительных особенностей концепции религии
заключается в том, что религия как социальное явле­ние имеет историческую природу. А это значит, что она является порождением не вечных, а преходящих соци­альных условий, т.к. действительность изменчива и но­сит конкретно-исторический характер. Иными словами,
религия — это результат и форма отражения человеком такого общества, которое еще не обрело себя.; где еще господствуют превратные формы социальной жизни.
-Психологические корни религии: Корни религии Л.Фейербах усматривал в эмоционально- психологических механизмах сознания человека. Он пола­гал, что религиозные образы формируются Силой вооб­ражения, фантазиями, которые называл "теоретичес­кой" причиной религии, "отходом" человеческого сознания в процессе познания от реальной действительности. Л.Фейербах считал, что мысленные образы наделяются автономным существованием и становятся предметом веры.

в) Понятие "религиозного чувства":

Религиозная вера это прежде всего религиозные переживания и чувства Говоря об особенностях и отличии религиозного чувства от всех других чувств человека, православный богослов Александр Мень писал: "Специфику религиозных переживаний нельзя свести ни к каков другой сфере человеческого духа: ни к нравствен­ности, ни к эстетике, ни к какому-либо чувству, взятому в от­дельности (например, к страху, надежде). Точнее всего его мож­но определить как чувство благоговения". Особенность этого чувства, вызывающая в человеке психо-эмоциоиальное состояние благоговения, определяется характером его направленнос­ти, а именно — на Бога, на Абсолют, на Космос, на Вселенную, на все мироздание. От такой высокой цели у человека и "дух захватывает".

г) Структурно-функциональная система религии:

Структура религии: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозная деятельность, религиозные организации.

(Религиозное сознание — это определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других ее элементов. Главный при­знак религиозного сознания — это вера в сверхъестествен­ное. В свою очередь религиозное сознание имеет два уровня: религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология — это система идей, взглядов, представлений, разрабатываемых служителями культа; это система догматов, утверждений и предписаний с последовательным изложением религиозных взглядов на мир, природу, общество и человека. Идеология современных, религий включает следующие раз­делы: богословие, религиозные концепции всех сфер об­щественной жизни — экономики, политики, права, ис­кусства, философии.

Религиозная психология — это совокупность несистема­тизированных представлений, идей, образов, чувств, настроений, переживаний, привычек, установок, потреб­ностей, через которые верующий человек в иллюзорной,

.фантастической форме воспринимает, осмысливает, оце­нивает окружающий мир и собственное бытие. Структуру религиозной психологии составляют религиоз­ные идеи и представления на уровне обыденного со­знания, религиозные чувства, религиозные настроения, установки и потребности.

Религиозная идеология и психология взаимосвязаны: во-первых, религиозная идеология формируется, рас­пространяется и сохраняется на базе религиозной пси­хологии;

во-вторых, конкретно-исторические изменения в об­ществе приводят к изменению социальной психики ве­рующих, что ведет и к изменению религиозной идео­логии;

в-третьих, степень воздействия одного на другое зави­сит от того, насколько религиозная идеология соответ­ствует религиозной психологии в каждый конкретно-исторический момент развития религиозного комплек­са в обществе.

-Религиозные отношения — это отношения, складывающиеся Между людьми в процессе культовых действий. Они основаны на вере в возможность особых отношений между Богом и ве­рующим человеком. Эта вера объективируется в религиозном культе.

Религиозная деятельность — это практически-духовное освоение действительности, включающее культовую и внекультовую деятельность;

Культовая деятельность -- это средство пропаганды ре­лигии, а также символические действия для установле­ния взаимосвязи со сверхъестественными силами (бо­гами, духами, демонами и т.д.).

К культам относятся все виды религиозно-магических дей­ствий и представлений: религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, мистерии, г посты, молитвы с целью установления связи со сверхъе­стественными силами для получения определенного результата.

Молитвы, обряды, проповеди, таинства формируют у. верующих религиозное мировоззрение Религиозные взгляды представлены в "священных писаниях", "священных преданиях", молитвах, псалмах, песнопениях и т.п. ч

В зависимости от подхода к культу исследователи рели­гии выделяют два его вида: магию и умилостивый культ. В них происходит общение верующего с Богом или ины­ми объектами поклонения, что имеет двухсторонний характер.

Субъекты культовой деятельности — религиоз­ные группы, отдельные верующие. Средства культовой деятельности — храм, молит­венный дом, религиозное искусство, культовые предметы.

Внекультовая деятельность: выделяются две стороны — ду­ховная и практическая.

Духовная внекультовая деятельность — это:

— производство религиозных идей;

—. систематизация и интерпретация вероучения;

  • сочинения богословов;

  • светская теоретическая защита религии.
    Практическая внекультовая деятельность — это:

- работа миссионеров;

- религиозные сборы;

- преподавание в религиозных учебных заведениях;

-пропаганда религиозного мировоззрения и т.п.

—•Религиозные организации регламентируют поведение верующих. В настоящее время церковные институты функционируют по следующим направлениям:

-организация религиозной жизни верующих;
-контроль за поведением верующих;

  • разработка и совершенствование средств воздействия на сознание верующих;

  • внедрение в сознание верующих религиозных взгля­дов и представлений, чувств и настроений, религи­озных ценностных ориентации;

-осуществление религиозных санкций против лиц, на­рушающих религиозные предписания;

-поддержания связей с иными религиозными объеди­нениями;

-защита своего вероучения и культа от различных форм критики со стороны его противников.

г) Функции религия

В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под "функциями религий" понимает­ся характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы.

Мировоззренческая функция включает:

= определенное миропонимание;

= мирочувствование;

=оценка мира, мироотношение.

Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и вза­имоотношениях верующих, в структуре религиозных организаций.

Иллюзорно-компенсаторная функция заключается в том, что:

= религия иллюзорно восполняет практическое бес­силие человека, его неспособность сознательно про­тивостоять природным социальным процессам, а также управлять различными отношениями в человеческом бытии; : религия отвлекает людей от реальности, облегчает

их страдания, больных проблем в жизни; = эта функция осуществляет психологическое воздей­ствие, которым снимается стрессовое состояние. - Коммуникативная функция.

Имеется ввиду тот факт, что религия выступает сред­ством общения верующих людей в храмах, церквах. Иног­да религия позволяет решить проблему одиночества, привлекая верующих пообщаться с такими оке. одино­кими людьми.

— Интегрирующая функция.

Религия способна объединять людей, способствует ста­бильности данного общества, а также консолидирует всех., кто придерживается данных взглядов.

— Регулятивная функция.

Религия способна упорядочивать идеи, взгляды, пред­ставления, ценностные установки, стремления, жизнь и деятельность людей.

Nb: Религии выполняет и внерелигиозные функции: полити­ческую, экономическую, воспитательную, кудьтурно-просветителькую и т.п. В зависимости от общественных условий ме­няется место и роль религии в обществе.

Вопрос 2. РЕЛИГИЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА.

1. МЕСТО РЕЛИГИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА.

На примере христианской религии скажем следующее:

а) христианство сформировало новые смыслы природы и
человеческого бытия, что стимулировало развитие искусства, а также стало основой естёственно-научного и гуманитарного познания; ,

б) характерное для христианства внимание человеческой
душе поддерживало сокровенные внутренние пережи­вания верующих при помощи пропаганды нравствен­ных ценностей;

в) христианская духовность сформировала в европейском искусстве такое качество, как исповедальность;

г) именно от христианства к нам пришла идея о том, что
существование мира и человека есть восходящий исто­рический процесс.

2. СВОБОДА СОВЕСТИ:

а) Духовная жизнь человека формировалась на основе той

или иной религии.

б) Проблема совести — это исключительно религиозная
проблема и подразумевает право выбора человеком любого вероисповедания, на основе которого он мог бы реализовать свои нравственные принципы.

в) Правовой основой разрешения всех данных проблем мо­жет быть соблюдение принципа свободы совести.

3. Гуманистическое содержание и морально-этические предписания религии.

а) С позиции гуманистических религий человек должен раз­вивать свой разум для того, чтобы, во-первых, понять самого себя; во-вторых, свое отношение к другим; в-третьих, определить свое место во Вселенной.

б) Человек должен стремиться к пониманию истины, учи­тывая свои ограниченные возможности

в) С позиции гуманизма человек — это свободное существо,
а не продукт прошлого или социальных обстоятельств.

г) Гуманистический потенциал религии заключается в том,
что человек рассматривается гуманистами как сотворец,
сотрудник Бога по преобразованию мира.

д) Гуманистический потенциал религии реализуется через
формирование духовной жизни человека.

4. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.

а) Если в марксизме религия определяется как опиум Для народа, то Э.Фромм писал, что религия есть необходи­мый элемент культуры, который наряду с моралью и искусством выполняет важные общественные функции.

б) Конкретные религиозные системы прямо связаны с эво­люцией культуры.

в) Религия является необходимым составным элементом ду­ховной культуры общества; она помогает человеку пре­одолеть изменчивое и преходящее и возвысить человека до чего-то абсолютного.

г) Религия — это конкретно-историческое образование. По­этому, считают религиоведы, нет религии вообще, а есть конкретные учения, религиозные направления и организации.

5. ЗАПРЕТЫ И ПОНЯТИЕ ГРЕХА.

а) Понятие греха связано с авторитарной тенденцией в

религии.

б) Авторитаризм в религии заставляет верующего признать
некую внешнюю силу, управляющую его судьбой, требующую его послушания и поклонения этой силе.

в) Эта сила вправе заставить человека поклоняться, а от­каз от почитания и послушания означает совершение греха.

г) Христианская религия учит, что только верующих, ожидает вечная жизнь и спасение души на небесах, а неверу­ющим уготована гибелъ.

6. ПРОПОВЕДЬ ЛЮБВИ И МИЛОСЕРДИЯ.

а) Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия;

б) "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше". Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь", Добро есть истинное применение сво­боды.

Вопрос 3. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

1. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

а) Религия, являясь необходимым элементом человеческой
культуры, несет в себе глубокие гуманистические потен­ции.

б) Гуманистические потенции религии выражают не толь­ко основную ее идею, но и реализуются в конкретно-исторических формах ее бытия, в религиозных направ­лениях, конфессиях.

в) Социальная обусловленность существования религиоз­ных систем обеспечивает им дегуманизирующие и авто­ритарные системы.

2. РАЗУМ И ВЕРА:

а) Научная методология требует выйти за пределы опыта, подвергнуть религию критическому исследованию с по­зиции разума, логическо-теоретических и научно-эм­пирических критериев истинности.

б) В противоположность религиозным установкам, подчи­няющим человека Богу, а разум — вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, спо­собного познавать и изменять мир в соответствии со
своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается
в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека.

в) В результате процесса секуляризации (мирской, светс­кий) в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обще­стве.

3. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ, ЧУДО) В РЕЛИГИИ.

а) Научное отношение: В настоящее время наука более осторожно относится к чудесам, к каким-либо сверхъе­стественным явлениям, поместила их в раздел паранауки — парафилософии, парафизики, парапсихологии. Учеными разных наук ведется исследования паранормальных явлений в рамках "вненаучного знания". Пара­нормальный — это "околонаучный", т.е. еще не дока­занный современной наукой, но признанный как явле­ние. В случае доказательства "чудо" теряет статус ''сверхъестественности" и переходит из сферы паранауки в сферу научного знания;

б) Религиозное отношение: религия считает, что все явле­ния природы не могут быть созданы человеком, но толь­ко силою Божией. В Библий приводится множество ска­заний о чудесах от Господа или избранных от Господа. Иисус Христос предавал огромное значение чудесам, которые сам совершал. В настоящее время также происхо­дят чудеса: известны случаи исцеления чудотворными иконами, нетленными мощами святых, молитвами и пр. Во многих развитых странах мира уже много десятилетий издается серия сборников "Энциклопедия чудес". Такая книга вышла в Москве. Известны книга Р.Моуди "Жизнь после жизни" и "Жизнь после смерти" — американского хирурга, наблюдавшего людей в состоянии клинической смерти и после выхода из нее, фиксировавшего чудес­ные превращения людей Пока наука располагает на этот счет только гипотезами. На эту тему надо прочитать кни­ги С.Гроффа "За пределами мозга" и др.

4. НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ВОЗВЫШЕННЫЕ ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин В. Н. Александровская, Л. Н. Клевец история психологии учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии доступно раскрываются основные вехи и этапы становления мировой психологической мысли. Пособие охватывает в основном историю психологии европейского конти­нента.
  2. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов по предмету «Основы психологии и педагогики» Донецк

    Учебное пособие
    А 13 Детская и возрастная психология. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов ВУЗов по предмету «Основы психологии и педагогики». — ДонНМУ, 2009.
  3. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов

    Учебное пособие
    В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории общей психологии и их практическое значение. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.

Другие похожие документы..