Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У подъезда стоят карета, сани и извозчики, стеснившись задками. Почтовая тройка стоит тут же....полностью>>
'Анализ'
Методическая работа ШМО классных руководителей в прошедшем учебном году велась по теме «Использование информационных технологий как средство оптимиза...полностью>>
'Документ'
ЗОМБИЧ – вечно 44, полковник, он же Яма, Владыка Смерти, маскирующийся под психиатра-консультанта, он же изобретатель первого в мире психотрупного пре...полностью>>
'Документ'
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и прид...полностью>>

Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Существует три источника христианской версии жизни, де­ятельности и учения Иисуса Христа:

— канонические книга Нового Завета (канонические — значит написанные под диктовку Бога);

  • неканонические сочинения — это "Евангелие от Никодима", "Первоеваягелие Иакова-еврея", "Книга о Рождестве Девы Марии", "Книги Иосифа ллотника", "Учение 12 апостолов";

  • сочинения Отцов церкви: Юстиана Мученика, Ири-
    нея; Титиана, Тертуллиана, Климента и др.

б) Церковная квалификация наследия. Канонические сочинения:

—четыре Евангелия: "от Матфея", "от Марка", "от Луки", "от Иоанна" — это повествования о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Первые три Евангелия частично совпадаю:, четвертое отли­чается от них.

- "Деяний апостолов" — это рассказы о первых про­поведниках христианства, авторство которых припи­сывается Луке.

-"Послания апостолов" представляют собой письма к
разным христианским общинам, в том числе 14 по­сланий, приписываемых апостолу Павлу и 7 посла­ний других апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды).

-"Апокалипсис" или "Откровение святого Иоанна Богослова" (считается, что он автор четвертого евангелия).

Таково церковное мнение об авторстве этих произведений. Церковь считает их боговдохновенными, то есть написанными хотя и людьми, но по внушению Святого Духа, Каждое слово этих произведений церковь считает абсолютной истиной.

Неканонические сочинения не отвергаются церковью, но и не Считаются боговдохновенными. Большая часть этой литерату­ры не сохранилась.

Сочинения апологетов церкви ценны тем, что они более точно датированы и подлинность их авторства не вызывает со­мнения. К ним относятся произведения Юстина Философа (или Мученика — около 150 г.), Иринея Лугдунского (около 180

в) Идейные предпосылки христианства.

— Христианство возникло как синтез иудаизма, эллинистичес­кой философии, учения стоиков и некоторых других элемен­тов культурной жизни Римской империи. То есть христиан­ство возникло при переходе от одной эпохи к другой, на пе­рекрестке культур и смогло преодолеть этническую обособ­ленность.

- Поскольку христианство представляло собой социально-эко­номический, этнический и культурный синтез, оно объеди­нило многие "модели мира", стало более интегративным и адаптивным к окружающему миру Это явилось условием его живучести и сделало его господствующей и государственной
религией.

  • Демократичность первоначального христианства явилась так­
    же идейной предпосылкой его становления. Идея равенства
    была сформулирована в религиозной форме как равенство всех
    людей в качестве греховных "Божьих тварей" перед Богом.

  • Христианство возникло как религия униженных и оскорблен­ных, угнетенных рабством, воплотив в себе протест против социального гнета.

- Римские императоры Галерий и Константин в 311 и 313 г.г.
легализировали христианство, после чего оно перестало быть религий рабов и угнетенных: оно стало господствующей ре­лигией, составило альянс с государством.

3; СООТНОШЕНИЕ ТЕОЛОГИИ (БОГОСЛОВИЯ) И РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ;

а) Учение Аврелия Августина.

-— Аврелий Августин (354-430) — христианский теолог и философ,

признанный в православии блаженным, а в католицизме свя­тым и учителем церкви.

— В трудах «О граде Божьем» и "Земном граде" противопоставля­ет государству мистически понимаемый "Божий град" — цер­ковь, рассматривает человека как посредника между вечным Царством Духа и земным царством материи. По Августину ис­торические события зависят от Божественного Провидения, определял жизнь общества как противостояние двух противо­положных царств — грешного (языческого) и Божественного. Главные этапы развития общества Августин уподобляет воз­растным периодам жизни человека. В истории человека Авгус­тин выделяет 6 дней творения Богом мира:

  1. день — младенчество— от Адама и Евы до потопа;

  2. день — детство — от потопа до Авраама;

  3. день — от Авраама до Давида;

  4. день — юность — от Давида до Вавилонского плена;

  5. день — зрелость — от Вавилонского плена до рождения

Иисуса Христа-

6 день — старость — от пришествия Иисуса Христа, возникновения Христианства и до Страшного суда, кото­рый нельзя предвидеть.

Августин выделяет 2 типа людей, 2 объединения человеческих сущностей, одному из которых предназначено царство Божие, а другому — вечная кара вместе с дьяволом.

б) Христианская мистика Ареопагитик.

- Мистика — это религиозная практика, имеющая свой
: целью слияние с божественным Абсолютом, а также

совокупность теологических и философских Доктрин, осмысляющих эту практику и описывающих пережи­вания, возникающие у верующего В процессе непос­редственного единения с Богом.

- В трактатах "Ареопагитиках" богословие рассматривается как раскрытие "первообраза" всего существу­ющего с помощью двух взаимодополняющих мето­дов: первый — катафатическйй (утвердительный),

второй — апофатический (отрицательный). Концеп­ция "Ареопагитик" постулирует:

  1. Непознаваемость божества.

  2. Его излияние в сотворенную материю через особые
    световые эманации.

  3. Примат экстатического способа восхождения чело­
    века к Богу.

  4. Иерархичность мирской, церковной и небесной сту­
    пеней бытия.

в) Теоретическое осмысление аристотелевской философии Фомой Аквинским.

  • Фома Аквинский (1225-1274) — католический теолог и философ,
    сумевший ассимилировать на почве христианства многие эле­менты греко-арабской культуры и, прежде всего идеи, содер­жащиеся в философии Аристотеля. За свои заслуга перед рим­ско-католической церковью он в 1323. году был причислен клику святых.

  • Знакомство с философией Аристотеля привело к вытеснению
    традиционного платонизма аристотелизмом. На его основе
    Фомой Аквинским была создана новая, белее реалистичная
    религиозно-философская концепция, заменившая систему бла­женного Августина, доминировавшую прежде. Доктрина Фомы
    Аквинского рационально обосновала практически все догма­
    ты католицизма и оказалась в новых условиях тяготеющего к
    мистицизму августинизма. Начиная с XIV в. она практически
    становится официальной теологической системой католициз­ма. В 1567 году Фома Аквинский был провозглашен учителем
    церкви. В конце XIX в. непреходящее значение его творчества
    вновь было подтверждено папой Львом XIII. Пий XII в 1950
    году еще раз подтвердил ценность учения Фомы Аквинского.

Вопрос 2. СУЩНОСТЬ ПРАВОСЛАВИЯ.

1) ПРАВОСЛАВИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА,

ВЕРОУЧЕНИЕ И КУЛЬТ.

а) Социальная доктрина православия: основные положе­ния христианского вероучения (догматы) представля­ют собой идеи, мистифицирующие действительность на протяжении веков. Они сформулированы в Библии и постановлениях христианских Вселенских соборов. Их суть изложена в 12 пунктах Символа веры, принятого на первых соборах в 325 и 381 годах.

б) Для всех православных церквей является общим вероу­чение, культ и каноническая деятельность. Православ­ный называет себя таковым потому, что истинными положениями вероучений были те, которые были ут­верждены первыми семью Вселенскими соборами:

- Православные верят в единство Бога, сотворившего весь мир (в том числе и человека).

- Этот Бог по православным понятиям представляет собой тож­дество трех равных лиц: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого.

— Православные верят в бессмертие души, в существование рая и ада (где пребывают души умерших до Страшного суда); спастись можно только в рамках церкви, являющейся "мистическим те­лом Иисуса Христа", посредником между Богом и человеком.

в) Культовые действия: их основу составляют 7 главных
обрядов (таинств):

Таинство крещения — символ принятия человека в лоно христианской церкви;

Таинство причащения или святой евхаристии (благодарствен­ной жертвы); суть его в том, что верующим дают съесть специ­ально выпеченный хлеб — просфору, который запивают глотком красного вина из особого сосуда — потира;

Таинство покаяния (исповеди) состоит из двух важных ак­тов: "исповеди грехов" и «отпущения грехов».

Таинство миропомазания происходит сразу же за обрядом крещения; это таинство происходит в форме крестообразного сма­зывания тела человека (лба, глаз, носа, губ, ушей, груди, рук, нот) особый ароматическим маслом (миром);

Таинство брака — церковное освящение обряда бракосоче­тания или венчания;

Таинство елеосвящения (соборования) совершается над боль­ным человеком. Обряд состоит в смазывании лба, щек, губ, рук и груди освященным деревянным маслом — елеем; обряд сопро­вождается чтением молитв, в которых священнослужители про­сят Бога ниспослать больным выздоровление;

Таинство священства совершается на основе специального обряда хиротонии — рукоположения; в процессе которого осу­ществляется возложение рук вышестоящего служителя культа на голову посвящаемого.

г) Культ.

Поклонение кресту — важнейший элемент православного культа. Крест — символ христианской веры живописных или рельефных изображений Бога-
Отца, Бога-Сына Бога Святого Духа Троица, Богоматери,
святых, евангелистов- и т.д. ,

Культ святых, то есть лиц, ведших благочестивую жизнь, совершивших духовные подвиги во славу Божию после смерти отмеченных Всевышним даром чудотворения, способностью вли­ять на судьбы людей.

д) Праздники и посты.

Пасха, Рождество Христово, Крещение Господне, Срете­ние, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Успение Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господен в Иерусалим или Вербное Воскресение, Вознесение и Троица.

Nb: Пять праздников великих .— обрезание Господне, рож­дество Иоанна Предтечи, праздник святых Иоанна и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы.

Nb: Престольные праздники — местные праздники, связан­ные с престолами - святым местом в храме— - "Николин день", «Ильин день», "Казанской Божьей Матери".

2) РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: СТАРООБРЯДЦЫ И ОБНОВЛЕНЦЫ.

а) Христианство в форме православного вероучения и куль­та официально было признано государственной рели­гией Киевской Руси в 988 году (Крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром).

Против "казенной церкви" и феодального гнета восстали народные массы, появились средневековые секты — ереси: стри­гольники XIV— XV в.в..), жидовствующие (XV в.),

образовался Церковный раскол (XVII в.) против царской политики

патриар­ха Никона (он исправил богослужебные книги и ввёл ряд

ре­форм) — образовались старообрядцы и никонианцы (обновлен-

цы).

Nb: Разногласия между ними касались не догматов, а обрядовых мелочей: старообрядцы настаивали на сложении не трех, я двух перстов для крестного знамения, пели "аллилуйя не три, а два раза («сугубая аллилуйя»), писали не «Иисус», а «Исус» и пр. Но за эти мелочи фанатики старообрядчества

б) Старообрядцы — старая славянская религия — язычес­кий политеизм. Все древнеславянские верования были связаны с родоплёменными богами. Петр I отменил пат­риаршество и поставил во главе церкви святейший си­нод из послушных царю иерархов (1721 г.) и превратил
православное духовенство в простых «чиновников в рясах»

фанатики старообрядчества шли в ссылку, на казнь, на самосожжение.

Впоследствии старообрядчество раскололось на примиримых" и "непримиримых": Правительство и церковь жестоко пре­следовали "непримиримых раскольников", которые скрывались в лесах Заволжья, Севера, в Сибири. Старообрядчество было уза­конено только в 1905 году.

3) ПАТРИАРХ НИКОН И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ.

а) Реформы Никона привели к расколу в Русской православной Церкви- появились две стороны: "за" и "против", то есть старообрядцы и обновленцы,

б) В середине XVII в. Никон провел укрепление церкви. Он
стремился утвердить приоритет духовной власти над
светской, стать царем. Но в борьбе с самодержавием
Никой потерпел поражение.

в) Важнейшая особенность обновленческого движения
20-х годов XX в. — четкая социальная переориентация
православия. Лидеры этого движения приветствовали ре­волюцию, сотрудничали с Советской властью, сформу­лировали концепцию социальной этики христианства,
обеспечившей церкви, возможность вторжения в полити­ку, оставаясь внешне в рамках этического учения.

4)РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ.

а) Общая характеристика секты: секта возникает в резуль­тате отделения от церкви части верующих и священнос­лужителей на основе изменения вероучения и культа.

б) Характерные черты сектантства: сравнительно неболь­шое количество последователей; добровольное и посто­янно контролируемое членство; дезинтегративность по отношению к другим религиозным объединениям и изолированность от мирской жизни; претензия на исключительность установок и ценностей; убеждение в богоизбранности, неприятие инакомыслящих; отсутствие
деления на священнослужителей и мирян; провозгла­шение равенства всех членов организаций.

в.) Виды сект.

-Секта "божьих людей" (ХVIII .в.), к ней относились христововеры (хлысты). Они отрицали официальную церковную догматику и обрядность вместо богослу­жения устраивали пляски в экстазе, во время кото­рых достигали такого психического состояния, ког­да на них якобы нисходил "Святой Дух" и начина­лись пророчества (пережиток шаманства).

-Секта скопцов отделилась от христоверов в XVIII в. Это фанатики, требовавшие полного уничтожения греховных плотских влечений и шедшие на кастрацию себя и других.

- Рационалистические секты: Духоборы (с 50-х годов ХVIII в ), молокане ("духовные христиане" с 1765 г.), "лесное братство" и "ильницы" (с середи­ны XIX в;) и ряд других. Эти Секты пытались истолковать хрис­тианское вероучение в -"духе разума", стремились к патриар­хальному общинному быту (не признавали частной земельной собственности, но и смутно стремились к свободному капитали­стическому развитию).

Протестантские секты

Стали проникать в Россию с Запада в середине XIX в.: штундисты, меннониты, баптисты и др. Они нередко сближались с русскими сектами, но чаще вытесняли их.

Вопрос 3. ПРАВОСЛАВИЕ НА УКРАИНЕ.

1. УКРАИНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ КАК ЧАСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ПРАВОСЛАВИЯ.

История украинского православия — это часть истории пра­вославия в целом. Это связано с тем, что:

а) Русская церковь, возникнув в следствие крещения Руси в 988-991 годах, охватывала территорию от Балтики до Тихого океана и от Ледовитого океана до Памира, захватив и Украину.

б) Украинское православие всецело развивалось в рамках содержаний и исторических основ, пройденных русской церковью.

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОГО

Период ХV — XVII в.в. особый период в истории украинского православия, связанный с рядом исторических событий:

а) В этот период, произошло ослабление: русской церкви на Украине из-за того, что: с конца XIV века украинские и белорусские земли оказались под властью литовских и польских феода­лов;

— на церкви это отразилось тем., что от русской церкви были отделены несколько местных иерархий, объе­динившиеся в одну — Литовско-Киевскую митро­полию, которая подчинялась Константинопольскому патриарху; они были втянуты в, унию.

б) В 1654 году в жизни Украины произошло событие —воссоединение ее Россией

Естественно произошла и, церковная реорганизация в 1686

.-Киевская митрополия из Константинопольской юрисдикции перешла к Московскому патриархату.

-Вслед за этим передел Польши (XVIII в.) привел к
объединению западных и восточных земель Украины.

-Униатство сохранилось только на тех украинских территориях, которые были, частью Австро-Венгрии :(Галич, Буковина, Закарпатье).

в) В 1946 г. Львовский собор ликвидировал Брестскую унию

1596 года.

Формально бывшие униатские епархии, объединились с украинской православной церковью (1949 г.). Однако это объеди­нение, явившееся очередной манипуляцией с сознанием верую­щих, не прошло бесследно. Оно вызвало определенные последствия

— Между бывшими униатами и православными начались конфликты, иногда поддерживающихся местной властью и использовавшиеся политиканами; ,

— В ; 80-х годах XX в. они приняли формы физических

потасовок и настоящих боев.

Пример: Во Львове униаты силой, отобрали у православных храм; то же произошло в Ивано-Франковске, Тернополе и других городах; и селах За­падной Украины.

Nb: По иронии судьбы опять силовыми методами в этих земляк была организована Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). Такова история галицких земель Украины.

— Непростой была история православия на Буковине.
Еще со времен князя Олега (882-912г.г.) христиан­ская религиозная организация являлась составной частью Киевской митрополии. После падения Киев­ского могущества (1241 г.) Буковина длительное вре­мя была под иностранным владычеством. В 1926 году Буковинская митрополия вошла в состав Румынс­кой православной церкви на правах епархии, а пос­ле Второй мировой войны она воссоединилась, с ук раинской церковью.

Г)Поскольку до 1990 года православные парафин и другие украинские организации относились к Украинскому экзархату Московского патриархата, то .это вызвало» со­циально-политические последствия:

— в настоящее время их обвиняют в методологии сталинизма и застоя, в имперском мышлении, считают

их врагами национальных ценностей, неспособными Вписаться в духовную, жизнь самостоятельной и не­зависимой Украины;

— в 1990 году Украинская православная церковь полу­чила самостоятельность; однако она продолжает ис­пытывать давление со стороны греко-католическойи автокефальной церквей, а также со стороны Руха
и других политических группировок.

Таким образом, мы рассмотрели суть христианской теологии в целом и православие на Украине, властности.

ЛЕКЦИЯ № 5

Тема: КАТОЛИЦИЗМ.

План:

  1. Сущность католицизма.

  2. Папские энциклики о роли христианства в современном мире,

о путях совершенствования человека и общества.

  1. Католицизм и Украинская православная церковь:

  2. Протестантизм.

Вопрос 1. СУЩНОСТЬ КАТОЛИЦИЗМА.

1. ВЕРОУЧЕНИЕ И КУЛЬТ КАТОЛИЦИЗМА.

а) Причины раскола христианства: ,

- Политическое и культурное разделение Римской им­перии на Запад и Восток в Ш — IV в.в. н.э.

  • На Западе росла автономность и авторитет главы цер­кви — Римского папы.

  • На Востоке сохранилась зависимость церквей (Кон­стантинопольской, Антиохийской, Александрийс­кой, Иерусалимской) от императора, закончивша­яся к 1054 году формальным разрывом между этими
    церквами.

б) Суть расхождений между западной (римско-католичес­кой) и восточной (греко-православной) церквами:

— во-первых, католики поддерживаются догмата об нисхождении Святого Духа и от Бога-Отца и от Бога-Сына; православные признают только от Бога-Отца;

  • во вторых, католики проповедуют учение о "сверх­
    должных заслугах" святых перед Богом;

  • в-третьих, католики поддерживают практику индуль­генций — отпущения грехов, продаваемых церковью;

  • в-четвертых, католики исповедуют учение о чисти­лище (принятое на Флорентийском Соборе в 1439г.), где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть затем в рай, причем, если родствен­ники будут молиться, то за определенную плату цер­ковь может сократить пребывание грешников в аду;

  • в-пятых, в 1854 г. католики возвели в догмат учение о
    непорочном зачатии Девы Марии;

— в-шестых, в 1870 г. католики установили догмат о
непогрешимости папы в делах веры.

в) -Обрядовые особенности католической церкви:

-крещение обливанием (в православии — погружением

-миропомазание не над Младенцем, а над совершеннолетним;

-причащение мирян одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица);

-- пресный хлеб (облатки) — для причастия;

- крестное знамение— пятью пальцами;

-употребление латинского языка в богослужении и пр.

г) Канонические отличия католицизма:

- безбрачие всего духовенства (в православии только монашества);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин В. Н. Александровская, Л. Н. Клевец история психологии учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии доступно раскрываются основные вехи и этапы становления мировой психологической мысли. Пособие охватывает в основном историю психологии европейского конти­нента.
  2. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов по предмету «Основы психологии и педагогики» Донецк

    Учебное пособие
    А 13 Детская и возрастная психология. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов ВУЗов по предмету «Основы психологии и педагогики». — ДонНМУ, 2009.
  3. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов

    Учебное пособие
    В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории общей психологии и их практическое значение. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.

Другие похожие документы..