Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Перспективы и тенденции развития современного инновационного общества в эпоху перемен (экономика, социология, философия, право): международная научно-...полностью>>
'Документ'
Когда-то сайгаки - легкие и красивые антилопы - были "внутренним видом", обитавшим целиком в пределах Советского союза и Монголии. После рас...полностью>>
'Документ'
Задачи: дать объективную картину истории религиозных представлений человечества от первобытного общества до наших дней; оказать научно-методическую п...полностью>>
'Программа'
Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требо­ваниями Образовательного стандарта переподготовки руководящих кадров государ­ст...полностью>>

Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин Александровская В. Н., Клевец Л. Н. Религиоведение учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

качестве оппозиционной брахманизму религиозно-фи­лософской системы, подготовленной объективным развитием, культуры этой страны.

б) Основатель новой религии царевич Гаутама переосмыс­лил основные религиозно-философские положения предшествующей культуры. На; основе "четырех благо­родных истин" он сформулировал основы (догматы)
буддизма и указал путь спасения верующих. Для дости­жения спасения (нирваны) необходимо каждому вёрующему; все интеллектуальные и физические усилия направить на выполнение предписания Будды.

в) В терминах буддийско-философской системы картина миря представляется в таком виде:

все сущее состоит из дхарм, различные комбинации
которых дают все многообразие живых существ, в том числе и людей;

Nb: дхарма — это доктрина, религия, добродетель, моральное
качество, долг, справедливость, закон, норма, идеал, истина,
учение Будды, мельчайшие и неделимые частицы, лежащие в
основе всех вещей и явлений.

жизнь постоянно находится в круговороте перерождений (сансаре);

- тот облик, который получает каждое существо, зави­сит от хороших и плохих поступков, совершенных в прошлых или в настоящей жизни;

  • жизнь наполнена страданиями от жажды бытия и удов­летворения или неудовлетворения желаний;

  • чтобы прекратить страдание, необходимо вырваться из колеса перерождений (перевоплощений), а для этого нужно стать на путь спасения, указанного Буд­дой;

  • для того, чтобы, Достигнуть нирваны, человек стал просветленным, т.е. Буддой,; необходимо или отречься от мирской суеты, вести монашеский образ жизни в соответствии с учение Гаутамы (хинаяна — путь "ма­лой колесницы") или достигнуть нирваны, не уходя от мирских дел и не принимая обет монашества, (махаяна — путь "большой колесницы");

в этой системе Будда обожествляется, а достигшие нирваны, но оставшиеся в миру Бодхисатвы, ведут к спасению.

Теизм — это религиозное учение, признающее существова­ние трансцендентного Бога, творящего мир и управляющего им,

3. ВОПРОС О СТАТУСЕ БУДДЫ.

Слово "Будда" означает "Просветленный, просвещенный, знающий". Будды — это люди, достигшие духовного 'совершен­ства. Этим понятием было названо целое течение в религии. Преж­де всего на протяжении огромного периода космической эволю­ции Будд было неисчислимое множество. На нашем Круге разви­тия должно быть семь Будд, из которых Гаутама Шакъямуни (ос­нователь течения буддизма) — четвертый.

Имя данное Гаутаме при его рождении означает "самый победоносный (тама) на земле (гау)". Оно было жреческим име­нем царского рода Шакья, к которому принадлежал отец Гаута­мы. Наследник царства Шакья, расположенного у предгорий Гималаев, — Гаутама был воспитан в Капилавасту, столице, ко­торая была разрушена еще при его жизни.

Научные исследования, фольклорные жанры и художествен­ные произведения называют основателя буддизма разными име­нами. Все эти имена отражают черты и свойства личности осно­вателя либо его реальной мирской жизни, либо последующей религиозно-мифологической, пришедшей на смену первой. Буд­ды способны перерождаться во всех мирах и во всех временных
периодах. Они начинают свой путь к просвётлению как Бодхи­сатвы (тот, кто нуждается в одном воплощений, чтобы стать Буд­дой). Все Будды обладют 32 признаками совершенства, силами и способностями, превосходящими богов. Будды живут в косми­ческом пространстве. Например, Будда Майтрейя — это будущий Будда, своеобразный мессия. Будда Амитабе — это покровитель
Вселенной.

Наиболее известны имена: Будда Гаутама, Адцибудда, Амитабе, Майтрейя и др.

4. УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ.

Ощутив трагичность земного существования и став в 29 лет аскетом, Будда стал искать истину. Прежде всего он обратился полностью к философским размышлениям, но не удовлетворился ими. Второй путь ухода от жизни — суровые лишения, в кото­рых, усердно постясь, Будда умерщвлял свою плоть. Однако, и это не принесло ему душевного покоя и утешения, и после шестилетнего самоистязания он пришел к выводу о его беспо­лезности. Он осознал несколько жизненных факторов — пустоту богатства, мудрость школ, суровость аскетизма — и пришел к выводу, что все они смертному не нужны. И все-таки он дос­тиг некоторых результатов: очистил тело воздержанием, усо­вершенствовал ум смирением, укрепил сердце одиночеством. И однажды в момент тяжких философских размышлений у него наступило озарение: он понял путь, на котором человек может обеспечить :себе успокоение, познание, просветление, т.е. нир­вану Будда поведал свое убеждение в четырех благородных исти­нах:

а) существует страдание — это рождение, жизнь, смерть,
болезнь, расставание, неполучение желаемого, любая
привязанность к земному;

б) у страдания есть причина -— это страсти, которые увели­чивают душевную боль и от них надо освобождаться, их
надо выкорчевывать из своей души. Страсти — это боло­то, засасывающее человека, это узел; накрепко завязы­вающийся у человека на шее.

в) страдание может быть прекращено: для этого необходи­мо отмежеваться от земной суеты сует, уметь достигать
успокоения в условиях бурлящей вокруг жизни. Это и
есть нирвана — конечная цель буддистов.

г) известен путъ, ведущий к этому: на этом пути все энергии, соединение которых и образует жизнь, постепенно угаса­ют как индивидуальные, растворяясь в энергиях Абсолю­та; именно этот путь ведет к нирване — ощущению упо­коения от всех страданий, состоянию абсолютного суще­ствования и абсолютного сознания, куда Эго человека, достигшего высшей степени совершенства и святости, входит после смерти тела, а иногда и при жизни.

Вопрос 3. НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ БУДДИЗМА.

1. ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ БУДДИЙСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ:

Это спокойствие, самоуглубление, полная уравновешенность, совершенство, полная невозмутимость. В учении Будды говорится: "Умный человек исправляет свою душу. Душу трудно сдерживать. Она легко возбуждается; успокоив душу, человек обретает покой. Эта душа причиняет человеку зла больше, чем может причинить обиженный человек или враг. Человек, который может сохранить свою душу от жажды, от гнева и от всех зол, может обрести ис­тинный покой". Буддизм рассматривает человека как обособлен­ный мир в себе, как автономную саморегулирующуюся систему, порождающую, уничтожающую и спасающую себя.

Будда считал, что изначально людям даются равные возмож­ности встать на дуть просветления. Независимо от сословий все одинаково должны встать на путь нравственного самосовершен­ствования.

Таким образом, в буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех религий мира — обращение ко всем людям Земли (независимо от этнических и религиозных раз­личий) — еще при жизни обрести покой, просветление, бес­страстность. Однако исследователи данного вопроса считают, что буддийская этика выглядит глубоко эгоистичной; ее конечная цель — за пределами добра и зла, любви и ненависти, в ней присутствует оттенок святого равнодушия и покоя, самоустраненности от бурлящей жизни.

2. СОЦИАЛЬНЫЙ И МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОСТИ БУДДИЗМА.

В буддизме четко прослеживается зависимость психоэмоци­ональной системы человека от социальной. В частности, отмеча­ется, что весь мир с его иступленным буйством природных стихий и жестким кастовым делением (когда люди не равны не только перед обществом, но и перед богами) отдавался в психоэмоцио­нальной системе страданием, разочарованием, горем. Уход в са­моуспокоение, в самоустраненность от бурлящей жизни — это самопсихотерапия, умение отключаться от социальных страда­ний, страстей, зла и других характерных отрицательных сторон жизни.

Вопрос 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ БУДДИЗМА.

1. ДХАРМА: понятие dharma означает "носитель", "несо­мое". Этот центральный пункт буддийского учения в целом имеет систему значений:

  • качество, атрибут;

  • субстанциальный носитель, трансцендентальный суб­страт единичного элемента сознательной жизни;

  • элемент сознательной жизни;

  • нирвана, объект учения Будды;

  • абсолютное, истинно-реальное;

  • учение, религия Будды;

  • вещь, предмет, объект, явление.

По учению Будды возможность и тенденция успокоения заложена в каждом живом существе изначально, биологически. Однако реализуется эта потенция только тогда, когда индивид, развив свой разум, начинает понимать смысл бытия. А это воз­можно в том случае, когда человек ставит цель и движется к ней, решая одну задачу за другой, причем хладнокровно, в полном успокоении, бесстрашии, не подключая, а точнее, отключаясь от всех жизненных страстей. То есть понятием дхарма Будда от­крыл элемент бытия, метод подавления Динамичных процессов жизни и превращение их в состояние вечного покоя.

2. КАРМА: в переводе с санскрита каппа обозначает дей­ствие, деяние, дело, поступок, воздаяние, жребий. Это одно из центральных понятий буддизма, джайнизма, индуизма. Понятие "карма" —это посмертная судьба человека. В Упанишадах утвер­ждается, что человек становится добрым от доброго деяния, дур­ным — от дурного. Люди сами портят свою жизнь эгоистическими помыслами и делами. Условия жизни зависят от кармы, человек не может избежать последствий своих поступков То есть карма -это попытка замены божественного предопределения идеей кос­мического миропорядка.


3. САНСАРА: в переводе с санскрита sansara обозначает про­хождение через что-либо, смену различных состояний, кругово­рот, перерождение, беспрерывное перевоплощение, происходя­щее по закону кармы.

В сансаре выделяется шесть видов существ:

- боги

-асуры (высший класс низвергнутых с неба демонов, противостоящих богам);

-люди;

- животные;

-преты (духи умерших, враждебные людям, которые не могут удовлетворить своих желаний; претами рож­даются те, кто в прошлой жизни были скупыми, же­стокими и прожорливыми);

-обитатели нараки (в древнеиндийской мифологии это ад или совокупность адов; в нараку развоплощенные существа попадают за тяжкие преступления: убий­ства, обман, самоубийство, клевету; после отбыва­ния определенного периода наказания возвращают­ся в круговорот сансары);

Вся сансара — это замкнутая система: после смерти суще­ства перерождаются, совершенствуются. Выходом из круга санса­ры является нирвана (состояние покоя).

4. НИРВАНА: в переводе с санскрита означает "угасание".
Это одно из центральных понятий в буддизме, обозначающее
умиротворенное состояние сознания, противоположное санса­ре, когда прекращаются перевоплощения и переходы из одного
существования в другое.

Будда создал учение о спасении, это покой без возвраще­ния в суету, покой, в котором суета и мирские страдания исчеза­ют навеки.

Вопрос 5. СУЩНОСТЬ ДЗЕН-БУДДИЗМА.

"Дзен" означает сосредоточение, медитация. Свое развитие получил в работах Хуанженя, Хуан-Нэня, Мадзу. Достичь про­светления — это значит соединиться с изначальной и всеобъем­лющей природой Будды. Главной формой обретения Будды явля­ется недеяние. Главной целью дзен-буддизма является Достиже­ние просветления в форме озарения. Дзен-буддизм — это буддизм секты чань(японское название дзен).

Вопрос 6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БУДДИЗМА.

1 БРАХМАНИЗМ: государство идеологии кастового разде­ления населения. Существенную часть брахманизма составляли магические обряды и церемонии; в нем существовали магические формулы и мантры.

Брамины как высшая каста были жрецами, толковав­шими Веды и осуществлявшими жертвоприношения и другие религиозные церемонии, а также принимали участие в руководстве государством.

2. ИНДУИЗМ: одна из наиболее распространенных нацио­нальных религий мира. Ее исповедуют около 478 млн. человеке
Индии; Непале, Бангладеше, Шри-Ланке, Бирме, Малайзии,
Сингапуре, Гаянё, Маврикии, Фиджи. Индуизм возник на осно­ве старого брахманизма.

Особая черта сторонников индуизма — это абсолютная преданность Богу. Наиважнейшими из всего множества индуистских богов являются Брахма, Шива и Вишну.

3. КРИ1ШНАИЗМ: Кришна-советник главного героя-вои­на Арджуны, раскрывает ему высшее значение небесного и эти­ческого закона. Именно это толкование Кришны вошло в виде раздела Махабхараты.

Позже Кришна трансформировался из мудреца-фило­софа в веселого и довольно легкомысленного бога-пас­тушка и именно таким стал известным и уважаемым во всей Индии.

4. ДЖАЙНИЗМ: Эта крупное религиозное объединение,
близко напоминающее буддизм, но возникшее в Индии на мно­го столетий раньше него, как оппозиция брахманизму, поддер­живающему кастовый строй. Джайнизм выражал интересы про­грессивных слоев рабовладельческого общества.

В настоящее "время около двух миллионов человек испо­ведуют джайнизм и поклоняются 24 пророкам. После­дним из них был Вардхамана (Джина) — победитель. Отсюда и название "джайнизм"'. Джина проповедовал 5 истин: не убий, не солги, не укради, не привязывайся к земным вещам, будь непорочным (для монахов). Из брахманизма джайнизм взял веру в реинкарнацию, уче­ние о карме, о периодической появлении пророков.

Джайнисты не признают существования личного выс­шего бога, но верят в вечность материи, периодичность вселенной и бессмертие разума людей и животных. Край­не мистическое движение.

В наше время делаются попытки модернизации джай­низма в движение ануварт (моральное возрождение об­щества).

5. БУДДИЗМ: Он не является единым целостным учением и с момента своего возникновения разделился на два основных тече­ния:

— Хинаяна или "малая (узкая) колесница" предлагает достижение спасения (нирваны) путем отказа от мир­ской жизни, пострижения в монахи и неукоснитель­ного выполнения всех предписаний Будды. В резуль­тате каждый, избравший этот трудный путь, может стать Буддой, то есть просветленным, - Махаяна или "большая колесница" предлагает об­новленный взгляд на достижение спасения верую­щих, не требуя монашеских обетов. На место лично­го спасения верующих (по Хинаяне), когда каждый должен был стремиться стать Буддой, Махаяна выдвигает тезис о возможности спасения личного "Я" через спасение другого. На вакантное место Абсолю­та (Бога) Махаяна выдвигает личность самого учи­теля Гаугамы, то есть происходит обожествление Будды. Кроме этого Махаяна вводит в религиозный обиход персону "бодхисатва", того, кто достиг спа­сения (нирваны), но осознав, что миру необходимо указать путь для спасения, остается в круговороте •бытия-страдания,

Вопрос 7. БУДДИЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Веды — это знания, священные, книга. Начало их создания относится к середине II тысячелетия до н.э. рея ведическая лите­ратура состоит из двух групп: Веды и Брахманы. Веды в свою оче­редь делятся на два больших раздела: раздел деяний и трудов — Араньяка, содержащая Упанишады, и раздел божественного зна­ния — Самхити.

а) Самхити состоят из 4 сборников: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. В этих сборниках прославлялись силы природы и боги (в Индии почитались 3399 богов), а также размещались магические заклинания и культовые мелодии.

б) Араньяка - "лесные тексты" — это правила для отшельников; старцев, наедине познававших истину и ее природу.

в) Упанишады ("сидеть возле") — это заключительная часть ведической литературы, трактаты, толкующие Веды. Это название означает сидеть возле учителя с целью позна­ния истины. Создание Упанишад связывают со 108 авторами. Каждый текст — это краткий пересказ размышлений какого-нибудь мудреца. Индусские пандиты называют их "то, что уничтожает невежество, и таким образом производит освобождение" духа пу­тем познания высшей, хотя и скрытой истины; из этих трактатов выросла система философии веданты. Отличительной особенно­стью трактатов является перенос внимания с окружающего мира на внутренний мир человека, почитание явлений природы. Пер­воосновы бытия отражены в категориях "Брахман" и "Атман".

—Брахман понимается как безличный, высший и не­познаваемый Принцип Вселенной, абсолютная субстанция, первооснова и первопричина всего суще­го, начало и конец всего живого.

—Брахманы — это Священные книги индусов, созданные браминами труды, использовались самими бра­минами; они включают в себя комментарии тех час­тей Вед (Самхити), которые предназначались для ритуалов.

—Атман — Вселенский Дух (Дыхание), божественная Монада, Божественная Душа, либо седьмой прин­цип в семеричном строении человека (отдельная человеческая душа).

2. АВЕСТА — это сборник священных книг зороастризма — древней религии, господствовавшей на Ближнем и Среднем Вос­токе до арабских завоеваний (VII — VIII века н.э.). Основателем этой, религии, считается великий законодатель, реформатор и мудрец Зараустра. Зороатризм сохранился в Иране (Персии) и Индии, куда переселились потомки персов-огнепоклонников. Идеи Авесты оказали влияние на развитие культуры народов Азии и Средиземноморья.

Авеста — сложное произведение, формировавшееся на протяжении многих веков. Самая ранняя его часть - гаты



(песни), в которых заключено учение Зараустры. В Авесте сохранилось влияние традиций первобытнооб­щинного строя, гимны богам и мифическим героям. Из древней ведической литературы зороастризм позаимство­вал учение б боге Митре, о доброй и злой силе. Добрый бог Ахурамазда (Мазда, Ормузд) и злой бог Анхраманью (Ариман) являются равнозначными творцами мира. Согласно учения только в будущем светлые силы одер­жат победу, а сейчас пока невозможно избавиться от зла и страдания. Однако путь к достижению вечного блаженства пролегает через очищение от зла. Этого мож­но достичь, поклоняясь священнтому огню. Позже Авёсла стала, придавать значение социальным и моральным проблемам. Книги Авесты стали идеологической опо­рой правящих классов. В эпоху Сасанидов насчитывалась 21 книга Авесты. В настоящее время Авеста состоит из 5 КНИГ.

I часть Авесты - Вендидат (закон против дэвов) — рассказывает о сотворении «мира, историю человечества и основателя ци­вилизации — гама, показывается 16 стран, населенных почитателями бога Ахуромазды. Значительное место занимает тол­кование о соблюдении ритуальной.чистоты, несколько разделов посвящено собаке, как священному животному.

П часть Авесты — Ясна — вмещает описание религиозных церемоний, сюда же входят и гаты Зороастра. Много фрагментов посвящено огню, воде, земле, ветру, считающимися священ­ными стихиями.

III часть Авесты — Висперед — в ней собраны литургические молитвы, обращения к богам.

IV часть Авесты — Ушты — содержит гимны, посвященные ста­роиранским богам, способы защиты от злых духов, формулы проклятии.

V часть Авесты — Биндезии — содержит размышления о природе вещей, конце Света; о приходе Саошинта и утверждении веч­ного добра на Земле.

В Европе содержание Авесты стало известно в ХVIII веке после ее перевода на французский язык:

Таким образом, мы рассмотрели в общих чертах сущность буддизма, его историю и вероучение.

ЛЕКЦИЯ 4

Тема:

ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ.

План:

  1. Происхождение христианства.

  2. Сущность православия.

  3. Православие на Украине.

Вопрос 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

а) Время и место происхождения христианства.

Христианство возникло в I в. н.э. в восточной части Римской империи — в Палестине. Новая эра ведет свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа, которое совершилось в 747 году от основания Рима.

-Христос это не имя, а титул и означает «спаситель». В центре христианства находится образ богочеловека— Иисуса Христа, который своей мученической смертью на кресте пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил челове­ческий род с Богом, а своим воскресением он от­
крыл новую жизнь для тех, кто в него уверовал, от­крыл путь к воссоединению в Богом в Божественном царстве.

б) Исторические условия возникновения христианства.
Образование Римской империи (нивелирование культа, кру­шение отдельных государств, деспотизм, поборы, бесправие и т.п.) привело к апатии, деморализации в ее провинциях. Неудач­ные восстания рабов порождали отчаяние и безнадежность зем­ной жизни. Выход стали искать не на земле, а на небе. Для этого нужно была новая, более гибкая религия, т.к. старые религии не могли преодолеть узконациональные рамки. Мировой Римской империи могла противостоять и не меньшая по масштабу миро­вая религия.

в) Распространение христианства.

- Христианство сделалось государственной религией Римской империи, а во время ее распада вместе с греко-римской культурой проникло к германцам и славянам.

-IV в. — принимают крещение готы и вандалы.

-V в. — христианство принимают франки.

-VI — IX в.в. — христианство проникает к более отда­ленным германским племенам (аллерманам, баварам, фризам; англосаксам и др.);

-IX — X в.в. — происходит распространение христи­анства среди славянских народов, почти вся Европа становится христианской. На Кавказе (армяне, грузины) христианство вело борьбу с зороастризмом, а
страны Востока с исламом:

— Итегративный характер Христианства: проникая к языческим народам, христианство впитывало местные обряды, традиции и мифологию, местные боги сливались с христианскими святыми (славянский древний Перун — Илья Пророк, Белее — святой Власий и т.д.). Народные обряды приурочивались к церковному календарю (Крещение, Масленица, Троица и др.). С XV— XVI в.в. христианство выходит за пределы Старого Света. К XX в. хри­стианство обновится наиболее распространенной религией.

2. ИСТОКИ И ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСТВА.

а) Источники христианской версий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин В. Н. Александровская, Л. Н. Клевец история психологии учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии доступно раскрываются основные вехи и этапы становления мировой психологической мысли. Пособие охватывает в основном историю психологии европейского конти­нента.
  2. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов по предмету «Основы психологии и педагогики» Донецк

    Учебное пособие
    А 13 Детская и возрастная психология. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов ВУЗов по предмету «Основы психологии и педагогики». — ДонНМУ, 2009.
  3. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов вузов

    Учебное пособие
    В учебном пособии подробно и доступно раскрываются основные понятия и категории общей психологии и их практическое значение. Пособие написано в форме лекций и представляет собой структурно-логическую систему излагаемого материала.

Другие похожие документы..