Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Задания к конрольным работам по дисциплине «Иностранный язык (французский)» и методические указания для их выполнения. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. ...полностью>>
'Статья'
Статья построена на полемике со знаменитой статьей Булгарина по этому же поводу, где Булгарин утверждает, что в новой главе читатель не найдет ни одн...полностью>>
'Методические рекомендации'
Цель самостоятельной работы студентов - формирование самостоятельности как черты индивидуальной и значительных профессиональных качеств студента, сут...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Кравченко Г.М., Кузьмін В.В., Чернявська Т.А., Методичні рекомендації про підготовку і захист магістерської дипломної роботи для студентів спеціально...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине международное право окружающей среды Для направления/специальности 021100 / 030501 (1)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

9. Контролирующие материалы

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачетов, экзаменов, контрольных работ и курсовых работ.

Одним из элементов текущего контроля успеваемости студентов очной формы обучения является внутрисеместровая аттестация. Сроки проведения внутрисеместровой аттестации определяются утвержденным графиком учебного процесса. Вторая внутрисеместровая аттестация проводится за 2 недели до начала сессии в целях подведения итогов текущей успеваемости и решения вопроса о допуске студентов к сдаче зачета или экзамена. В период аттестационной недели на практических занятиях преподаватель проводит контрольные работы. В качестве контрольных заданий предлагаются теоретические вопросы тех разделов программы, которые были изучены в период, предшествующий аттестационной неделе, а также выполнение контрольной работы, задания и методические рекомендации по выполнению контрольных работ включены в рабочую программу.

Студенты очной формы обучения по окончании седьмого семестра сдают зачет, а по окончании восьмого семестра – экзамен.

Успешно обучающимся студентам зачет выставляется без специального итогового собеседования. Студентам, не получившим зачет в таком порядке, зачет выставляется после специального итогового собеседования по тем вопросам программы, которые пройдены на семинарских и практических занятиях.

Экзамен проводится, как правило, в устной форме. Оценка ответов студентов на экзамене осуществляется в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Удмуртском государственном университете (п. 3.3.6).

10. Вопросы к зачету

"Международное право окружающей среды. Общая часть" (7 семестр)

    1. Необходимость международного сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды.

    2. Понятие и задачи международного права окружающей среды (МПОС).

    3. МПОС как подотрасль международного права и его науки.

    4. Предмет международного права окружающей среды.

    5. Методы изучения международного права окружающей среды.

    6. Принципы МПОС.

    7. Происхождение и становление МПОС. Роль Стокгольмской конференции 1972 г. в становлении международного экологического права и его развитие после проведения конференции.

    8. Развитие МПОС до Международной конференции в Рио-де-Жанейро. Всемирная хартия природы (1982 г.) и ее роль в становлении международного экологического права.

    9. Эволюция международного права окружающей среды после проведения международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Саммит в Йоханнесбурге 2002 г.

    10. Соотношение развития промышленности и загрязнения окружающей среды. Экономические стимулирующие меры, принимаемые международным сообществом с целью защиты природной среды.

    11. Понятие и содержание принципа международной экологической безопасности.

    12. Нормы МПОС, их классификация.

    13. Способы осуществления норм МПОС с помощью национального права. Внутригосударственное внедрение экологических норм.

    14. Понятие и классификация источников МПОС.

    15. Международный договор и международный обычай.

    16. Акты международных конференций и организаций.

    17. Международные конференции как форма сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Виды и задачи конференций.

    18. Роль международных организаций в охране окружающей среды. Функции международных организаций по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Классификация организаций по ООС.

    19. Полномочия организаций по международному сотрудничеству по охране ОС.

    20. Всемирные международные организации в области охраны окружающей среды.

    21. Международные неправительственные организации и их роль в международном природоохранном сотрудничестве.

    22. Региональные организации и их роль в охране окружающей среды.

    23. Международное сотрудничество по охране окружающей природной среды в рамках СНГ.

    24. Охраняемые природные объекты и их классификация.

    25. Общая характеристика объектов международно-правовой охраны.

11. Вопросы к экзамену

"Международное право окружающей среды. Общая и особенная часть"

(8 семестр)

  1. Необходимость международного сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды.

  2. Факторы негативного воздействия на окружающую среду, их характеристика и международное значение.

  3. Понятие и задачи международного права окружающей среды (МПОС).

  4. Предмет международного права окружающей среды.

  5. Методы изучения международного права окружающей среды.

  6. Принципы МПОС.

  7. Происхождение и становление МПОС.

  8. Роль Стокгольмской конференции 1972 г. в становлении международного экологического права и его развитие после проведения конференции.

  9. От Стокгольма до Рио: развитие МПОС до Международной конференции в Рио-де-Жанейро. Всемирная хартия природы (1982 г.) и ее роль в становлении международного экологического права.

  10. Эволюция международного права окружающей среды после проведения международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Саммит в Йоханнесбурге 2002 г.

  11. Соотношение развития промышленности и загрязнения окружающей среды.

  12. Экономические стимулирующие меры, принимаемые международным сообществом с целью защиты природной среды.

  13. Понятие международной экологической безопасности. Место экологической безопасности во всеобъемлющей системе международной безопасности.

  14. Правовое содержание принципа международной безопасности.

  15. Нормы МПОС, их классификация.

  16. Реализация и эффективность норм международного права окружающей среды.

  17. Способы осуществления норм МПОС с помощью национального права. Внутригосударственное внедрение экологических норм.

  18. Понятие и классификация источников МПОС.

  19. Международный договор как источник МПОС.

  20. Международный обычай как источник МПОС.

  21. Акты международных конференций как источники МПОС.

  22. Акты международных организаций как источники МПОС.

  23. Международные конференции как форма сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Виды и задачи конференций .

  24. Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, 1972. Международно-правовая характеристика решений Стокгольмской конференции: Декларации принципов, Плана мероприятий и организационно-финансовых решений.

  25. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992. Международно-правовая характеристика решений конференции: Декларации принципов, Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции об изменении климата, Лесных принципов и Повестки дня на 21 век.

  26. Саммит в Йоханнесбурге 2002 г. и характеристика его решений.

  27. Роль международных организаций в охране окружающей среды.

  28. Функции международных организаций по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Классификация организаций по ООС.

  29. Всемирные международные организации. Общая характеристика природоохранительной деятельности ООН и программы ООН по окружающей среде – ЮНЕП.

  30. Роль ЮНЕСКО в международно-правовой охране окружающей среды.

  31. Природоохранительная деятельность специализированных учреждений ООН: Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО); Всемирной организации здравоохранения ООН (ВОЗ); Глобальный экологический фонд.

  32. Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и их роль в международно-правовой охране окружающей среды. Другие международные межправительственные организации.

  33. Международные неправительственные организации и их роль в международном природоохранном сотрудничестве.

  34. Роль международной неправительственной организации Гринпис в международном природоохранном сотрудничестве.

  35. Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

  36. Всемирный фонд охраны дикой живой природы.

  37. Региональные организации и их роль в охране окружающей среды. Совет Европы, Европейское сообщество, Африканский союз, Южно-тихоокеанские региональные организации.

  38. Международное сотрудничество по охране окружающей природной среды в рамках СНГ.

  39. Охраняемые природные объекты и их классификация.

  40. Общая характеристика отдельных объектов международно-правовой охраны (земельные ресурсы мира, леса и иная естественная растительность, животный мир суши, материковые воды, мировой океан, природные комплексы Арктики и Антарктики, атмосфера Земли и климат, космическое пространство).

  41. Понятие и законодательное регулирование биологического разнообразия.

  42. Международно-правовые (всемирные и региональные) инструменты охраны живых организмов.

  43. Специальные способы защиты биологического разнообразия: защита среды обитания живых организмов, регулирование торговли живыми ресурсами.

  44. Международно-правовое регулирование охраны отдельных видов живых организмов: живых морских ресурсов, сухопутных видов растений и животных, птиц.

  45. Особенности охраны живых ресурсов и природной среды региона Антарктики.

  46. Генетический материал и биотехнология: получение доступа к генетическим ресурсам, биобезопасность.

  47. Международные соглашения по предупреждению загрязнения мирового океаны нефтью, токсичными веществами.

  48. Международные соглашения по предотвращению радиоактивного загрязнения мирового океана.

  49. Международное региональное сотрудничество государств в области охраны морской среды от загрязнения. Примеры решения проблемы охраны морской среды на региональной основе.

  50. Место и значение двусторонней формы сотрудничества государств в области охраны морской среды.

  51. Международно-правовая охрана района морского дна: Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

  52. Роль атмосферного воздуха в обеспечении жизнедеятельности человека. Факторы, приводящие к загрязнению и снижению качества атмосферного воздуха.

  53. Международный контроль за загрязнением атмосферного воздуха.

  54. Международные договоры о загрязнении атмосферного воздуха.

  55. Международно-правовая защита озонового слоя, Венская конвенция по охране озонового слоя 1985 г., Монреальский протокол.

  56. Предотвращение изменения климата.

  57. "Лесные принципы" 1992 г., их правовой статус и основные положения. Проблема загрязнения тропических лесов.

  58. Космическая среда в системе международного природоохранного сотрудничества. Договор по космосу 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г. о загрязнении космической среды и земли их космоса. Проблема "комического мусора".

  59. Международно-правовая охрана почв.

  60. Понятие трансграничного загрязнения. Виды трансграничного загрязнения.

  61. Субъекты трансграничного загрязнения. Правовое регулирование мер по предотвращению (уменьшению) трансграничного загрязнения. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

  62. Токсичные и опасные для жизни вещества. Понятие, виды и их международно-правовой режим.

  63. Правовое регулирование производства, распространения, применения и регистрации токсичных и опасных веществ.

  64. Опасные токсичные отходы. Понятие, виды и правовое регулирование их перемещения и утилизации.

  65. Радиоактивность. Радиоактивные отходы и правовые меры охраны человека от их вредного воздействия.

  66. Принцип запрещения военного или любого иного использования средств воздействия на природную среду: содержание, основные этапы формирования.

  67. Анализ основных направлений разработки "военной проблематики" экологических вопросов в рамках ООН.

  68. Причины разработки и анализ основных положений Конвенции 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Международно-правовое содержание понятия "Экоцид".

  69. Международные договоры, направленные на ограничение, запрещение применения и уничтожение отдельных видов вооружений.

  70. Понятие и виды международных споров в области охраны окружающей среды. Международно-правовые средства решения споров.

  71. Международные судебные учреждения и их компетенция (Международный суд ООН, Арбитражный (третейский) суд, Международный трибунал по морскому праву, Европейский суд (Суд Европейского союза), Экономический суд СНГ, Европейский суд по правам человека).

72.Понятие международного экологического правонарушения.

73.Международно-правовая ответственность: понятие, структура. Трудности в определении государственной принадлежности юридической ответственности. Международная практика.

74.Проблемы компенсации вреда, причиненного экологическим правонарушением. Порядок компенсации ущерба, причиненного международным экологическим правонарушением в международном частном праве. Иные правила компенсации.

12. Тематический план по заочной форме обучения

Тема

Количество часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Общая часть

1

Предмет, метод и система МПОС

1

2

Природные объекты международно-правовой охраны

1

3

История МПОС

1

4

Нормы МПОС

1

5

Источники МПОС

1

6

Международные конференции по окружающей среде

1

7

Международные организации и сотрудничество в области охраны окружающей среды

3

Всего общая часть

8

2

Особенная часть

8

Международно-правовая защита живых организмов в экосистемах.

1

9

Международно-правовая охрана мирового океана от загрязнения.

2

10

Международно-правовая охрана атмосферы

1

11

Международно-правовая охрана крупных комплексов и объектов

1

12

Правовое регулирование трансграничного загрязнения природных ресурсов

1

13

Проблема запрещения военного воздействия на природную среду

1

14

Разрешение международных споров в области охраны окружающей среды

2

15

Международная ответственность за экологические правонарушения.

1

Всего особенная часть

10

2

Всего по курсу:

18

4

Задания контрольной работы для студентов

Методические указания для выполнения

контрольных работ по международному праву окружающей среды

В соответствии с учебным планом студенты очной и заочной формы обучения по специализации «Экологическое, аграрное и природоресурсное право» должны выполнить контрольную работу по дисциплине “Международное право окружающей среды”. Контрольная работа проводится для студентов очной формы –за неделю до внутрисеместровой аттестации за 7 семестр; для студентов заочной формы – в середине 9 семестра.

Контрольная работа имеет три варианта. Номер варианта необходимо указать на титульном листе контрольной работы. Контрольная работа состоит из трех заданий, в каждом из которых необходимо ответить на предложенные вопросы.

Для выполнения контрольной работы следует тщательно изучить соответствующий материал по предложенным в основной литературе учебникам, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, а также лекционный материал. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск.

Следует учитывать, что в нормативные акты могли быть внесены изменения и дополнения. Поэтому для работы с нормативными актами и судебной практикой целесообразно пользоваться компьютерными справочными правовыми системами «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс», которые оперативно учитывают обновления действующего законодательства.

Контрольная работа обязательно завершается списком использованной литературы.

Задания для выполнения контрольной работы

1 Вариант

1. Понятие, предмет и метод международного права окружающей среды (МПОС).

2. Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды, 1972. Международно-правовая характеристика решений Стокгольмской конференции: Декларации принципов, Плана мероприятий и организационно-финансовых решений.

3. Правовое содержание принципа международной экологической безопасности.

2 Вариант

1. Цели, задачи и принципы МПОС.

2. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992 г. Международно-правовая характеристика решений конференции: Декларации принципов, Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции об изменении климата, Лесных принципов и Повестки дня на 21 век.

  1. Способы осуществления норм МПОС с помощью национального права. Внутригосударственное внедрение экологических норм.

3 Вариант

1. Субъекты МПОС: понятие и классификация.

2. Международный саммит в Йоханнесбурге 2002 г. и международно-правовая характеристика его решений.

3. Акты международных конференций и организаций как источники МПОС.

Литература

      1. Авраменко И.М. Международное экологическое право - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

      2. Анисимов А.Я. Экологическое право России: учебник для вузов – Волгоград: Альянс, 2005.

      3. Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник для вузов, рек. УМО / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Люббе-Вольфф – М: ЭКСМО, 2005.

      4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учебник для вузов /Б.В. Ерофеев, ответственный редактор А.С. Тимошенко – М, ПолиграфОпт, 2005.

      5. Международное публичное право: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция», рекоменд. МО РФ п/р Бекяшева К.А. –М: Проспект, 2005.

Международные нормативно-правовые акты

Стокгольмская декларация по окружающей среде от 16 июня 1972 г. // Справочно-правовая система «Гарант».

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. // Справочно-правовая система «Гарант».

Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию, 2002 г. // Справочно-правовая система «Гарант».

III. Планы семинарских и практических занятий

Планы (программа) семинарских и практических занятий включены в рабочую программу по дисциплине (см. раздел II учебно-методического комплекса).

IV. Методические рекомендации для преподавателей,

ведущих семинарские и практические занятия

Рабочая программа предусматривает проведение теоретических занятий (семинаров).

Преподаватель, ведущий семинарские, должен внимательно ознакомиться с учебно-методическим комплексом по дисциплине.

Особо следует обратить внимание на то, что не следует перегружать студентов самостоятельной внеаудиторной работой. Так, самостоятельную работу в виде выполнения рефератов, контрольных работ и иных заданий не должны выполнять все без исключения студенты. Преподаватель, ведущий практические и семинарские занятия, определяет конкретных студентов, которые будут выполнять задания (например, написание реферата). Следует учитывать, что стандарты устанавливают максимальный объем учебной нагрузки студента в 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. В связи с этим преподаватель должен предоставить студенту время, достаточное для выполнения того или иного дополнительного задания, возможно, с освобождением студента от подготовки к общим задачам и вопросам, выносимым на семинарские и практические занятия.

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий

Теоретические вопросы рассматриваются либо самостоятельно, либо в связи с рассмотрением практической ситуации. Обсуждение теоретических вопросов за­ставит студентов готовиться к теме в целом.

Задаваемые студентам для подготовки дома теоретичес­кие вопросы для обсуждения на практических занятиях должны тща­тельно продумываться, с тем чтобы охватить по возможности все важные аспекты темы. Необхо­димо также назвать новейшие нормативные акты и публикации.

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин), или не подготовившиеся к дан­ному практическому занятию, обязаны не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии не получают зачета за соответствующий семестр.

Работа каждого студента на практических занятиях отмечается преподавателем в своей тетради и обязательно учитывается при проведении зачета и на экзаменах. Если преподаватель не принимает экзамен в своей группе, он сообщает экзаменатору данные о работе каждого студента в течение всего года.

На первом или втором занятии следует:

а) подробно рассказать о целях и задачах изучения курса международного права окружающей среды, о широте и сложности источников МПОС, о важности систематического и целенаправленного его изучения во всех формах (лекции, учебная литература, самостоятельная работа, практические занятия, консультации, курсовые работы, участие в студенческом научном кружке);

б) познакомить студентов с юридическими журналами, в частно­сти с журналами «Вестник Московского университета» (серия «Пра­во»), «Правоведение», «Хозяйство и право», «Государство и право», «Российская юстиция» «Законодательство» «Экологическое право» и др., которыми им придется пользоваться на занятиях и при написа­нии курсовых работ;

в) рассказать, как писать и оформлять курсовые работы;

г) рассказать о кафедре экологического, аграрного и природоресурсного права;

д) познакомиться с группой, в частности спросить, кто из студентов работает, какие у них представления о будущей работе… и т.д.

Методические рекомендации по проведению вводного занятия

Цели вводного, первого занятия со студентами 4 курса по международному праву окружающей среды состоят в том, чтобы,

во-первых, познакомиться со студентами группы;

во-вторых, ознакомить студентов с требованиями кафедры к сту­дентам;

в-третьих, раскрыть студентам программу подготовки по МПОС;

в-четвертых, выявить уровень знаний студентов, усвоенные ими на предыдущих кур­сах;

в-пятых, объяснить студентам те требования, которые предъявля­ются к ним на семинарских занятиях, и,

в-шестых, ознакомить их с порядком проведения зачетов и экза­менов по МПОС.

Ознакомление преподавателя с группой должно означать персо­нальное знакомство с каждым студентом группы. Важно провести это знакомство неформально, не ограничиваться перекличкой по спис­ку, а конкретно поговорить с каждым студентом, пытаясь выявить его успеваемость, желание заниматься той или иной областью правове­дения, перспективы его будущей работы и т. п. …. Необходимо внима­тельно присмотреться к студенту с точки зрения его общего развития… Иначе говоря, это должен быть хороший, человеческий разговор, имеющий целью расположить сту­дента к нормальному общению с преподавателем. Об установлении таких контактов преподаватель обязан заботиться с самого первого занятия. Надо сразу же отказаться от «командования», а вести разго­вор со студентом как с равным, но обязанным выполнять определен­ные требования кафедры.

Особое внимание необходимо обратить на ознакомление студен­тов с требованиями кафедры по изучению МПОС. Думает­ся, что главный принцип здесь должен состоять в том, чтобы дать понять студентам, что знания они могут получить только сами, своим трудом, а роль преподавателя — помочь им эти знания получить. При этом наше главное требование — знание предмета. Но это — не простое зазубривание формулировок из учебника. Надо воспитывать творческих людей — будущих профессиональных юристов, которые могут самостоятельно размышлять и находить различные решения трудных жизненных вопросов. Следует твердо заявить, что с бездельниками «возиться» не будут: человек, получивший диплом университе­та, должен быть высококвалифицированным юристом, а не недоучкой.

Очень важно на первом же занятий объяснить студентам учеб­ный план подготовки по МПОС и характер занятии. Не­обходимо обратить внимание на то, что только в сочетании всех форм занятий по данному предмету можно получить требуемый уровень знаний. Особо необходимо сказать о лекциях, которыми некоторые студенты пренебрегают. При этом необходимо сослаться на недостаток литературы по дисциплине: складывающаяся ситуация позволяет утверждать, что только на лекции они получают систему тех знаний, которые им нужны. Важно подчеркнуть необходимость системного подхода к изучению такого предмета, как международное право окружающей среды. О специализации целесообразно сказать подробнее, и здесь же упомянуть о курсовых и дипломных работах.

Особое внимание необходимо обратить на требования, которые будут предъявлены студенту на семинарских занятиях. Основой здесь должен стать примерный план проведения семинарских занятий…

Ожи­дать глубоких ответов здесь не следует: студенты очного отделения не имеют глубоких знаний по экологическому праву вообще, т.к. только начали изучать данный предмет в 7 семестре.

Одна из задач вводного занятия — объяснить порядок проведе­ния зачетов и экзаменов по МПОС и требования препо­давателей кафедры. Конечно, как и раньше, возможен «зачет-автомат». Но необходимо объяснить, что такой зачет возможен при наличии сле­дующих условий: систематическое посещение занятий; студент, пропустивший занятие, независимо от причин, должен сдать данную тему на консультации; активная работа на занятиях (преподаватель должен вести учет работы студента в семестре). Особо необходимо обращать внимание на доклады студентов на занятиях, их активное участие в коллективных обсуждениях.

Говоря об экзаменах, надо подчеркнуть, что…программа — главное для сту­дента. Надо предупредить студентов, что вопросы на экзамене будут сфор­мулированы экзаменатором в точном соответствии с программой.

Теоретические семинары могут быть различными по своему ха­рактеру в зависимости от тех конкретных целей, которые ставит пре­подаватель на данном этапе обучения. Можно выделить три основных типа теоретических семинаров.

а) Теоретический семинар — познавательный. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы («блока»). Такая форма семинара может быть использована в самом начале изучения темы («блока») как способ первоначального ознаком­ления с основными категориями, с которыми придется иметь дело.

б) Теоретический семинар — диспут. Семинар данного типа лучше всего проводить тогда, когда уже изучена тема или значительная ее часть по определенному крупному и достаточно дискуссионному воп­росу. Его можно проводить в виде «круглого стола», где каждый выс­казывает свою позицию, с последующим подведением итогов. В этом случае наряду с использованием способов подготовки, указанных в п. «а», можно использовать некоторые элементы «деловой игры», в ча­стности разбить студентов по группам, каждая из которых должна отстаивать определенную позицию с необходимыми доказательства­ми. Можно выделить также и группу «экспертов», которые должны проанализировать выступления и сделать вывод о том, какую позицию лучше принять во внимание. Роль преподавателя здесь еще больше, особенно в период подготовки такого семинара, где необходимо оп­ределить круг спорных проблем, соответственно подобрать литера­туру, дать определенные задания студентам (группам студентов) и т. п. В конце преподаватель должен подвести итоги и, главным образом, оценить проделанную студентами самостоятельную работу по подго­товке к диспуту. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы студенты в период дискуссии ссылались не только на прочитанную лите­ратуру, но и на международные договоры. Необходимо обра­щать внимание на корректность выступающих, прививать им навыки интеллигентности при обсуждении, уважение к другим точкам зрения.

в) Теоретический семинар — итоговый. Его проведение возможно в конце изучения темы как подведение итогов. Организация такого се­минара возможна в виде конференции или в ином виде. Цель семи­нара — лучше выявить знания студентов и оценить их. Если при под­ведении итогов студент показал хорошие знания, то эта оценка может быть учтена при проведении курсового экзамена. Необходимо заранее нацелить на это студентов, что будет некоторым стимулом для их самостоятельной работы.

Выбор типа теоретического семинара по конкретной теме — дело преподавателя. Это зависит и от темы, и от характера группы. Не сле­дует думать, что по каждой теме надо проводить все три вида теорети­ческого семинара. Это невозможно. Следует выбирать, что важнее для данной темы и для данной группы. При этом необходимо найти пра­вильное сочетание теоретического семинара с иными формами веде­ния семинарских и практических занятий.

Готовясь к проведению теоретического семинара, преподаватель должен иметь в виду, что главная цель теоретических семинаров — повышение уровня самостоятельной работы студентов. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по воз­можности точным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется. При этом было бы неправильным давать задания только успевающим студентам.

  1. Пакет контрольных заданий

для текущей и промежуточной аттестации

Вопросы к зачету, экзаменационные вопросы и контрольные задания по дисциплине включены в рабочую программу (раздел II учебно-методического комплекса).

  1. Методические указания

по выполнению учебно-исследовательских работ

Методические рекомендации по написанию рефератов по международному праву окружающей среды

Написание рефератов является одной из форм самостоятельной работы студентов и направлено на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой.

Целью написания рефератов является привитие студентам навы­ков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обо­сновывая их соответствующим образом.

В отличие от теоретических семинаров, при проведении которых студент приобретает, в частности, навыки высказывания своих суж­дений и изложения мнений других авторов в устной форме, написа­ние рефератов даст ему навыки лучше делать то же самое, но уже в письменной форме, юридически грамотным языком и в хорошем стиле.

Рефераты, которые должны выполнять студенты, должны носить научно-проблемный характер. При написании такого реферата сту­дент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суж­дения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) соб­ственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием. При написании студентами научно-проблем­ных рефератов им, как правило, должна быть рекомендована препо­давателем и литература, подлежащая изучению.

Объем реферата должен быть в пределах 15—20 страниц машинописного текста (шрифт Tiemes New Roman, полуторный интервал). Титульный лист должен содержать следующие сведения: наименование учебного заведения, тема, фамилия и инициалы студента, номер учебной группы, год выполнения. Реферат должен включать список нормативных актов, список использованной литературы и список материалов судебной практики.

Примерные темы рефератов по международному праву окружающей среды приведены в рабочей программе по дисциплине (раздел II учебно-методического комплекса).

VII. Основное оборудование по дисциплине

Перечень основного оборудования в соответствии с ГОС

по дисциплине ___________________________________________

специальности__________________________________________

формы обучения_________________________________________

20__/20__ учебный год

№ п/п

Наименование оборудования

Кол-во

Примечание

(сведения о наличии, необходимости обновления, приобретения)

Не используется

Контактное лицо Меркушев О.В.

Тел. (e-mail)_____________________________________________________



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине международное право окружающей среды Для направления/специальности 021100 / 030501 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Программа спецкурса "Международное право окружающей среды" составлена на основании действующего законодательства Российской Федерации с учетом принципов построения и целей.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Римское право». – М.: Издательство «Международного юридического института при Минюсте России», 2008 – 113 с.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине цикла опд. Ф. 12 Для студентов очной формы обучения по специальности 030501. 65- «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Уголовно-процессуальное право: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост. Л.В. Сушкова; Кузбасский институт экономики и права.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине аграрное право Для направления/специальности 021100 / 030501

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа по спецкурсу «Аграрное право» разработана в соответствии с требованием государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и предназначена для обучения по специальности 021100 «Юриспруденция».

Другие похожие документы..