Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мы все люди читающие. Смотрим телевизор, выписываем газеты и журналы. За 30-50 лет жизни любой украинец прочитал с десяток статей о лечении рака, при...полностью>>
'Статья'
Статья II Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года устанавливает, что передача споров в ар...полностью>>
'Документ'
Множина дійсних чисел. Функція, область визначення, способи задання. Найпростіші класи функцій: функції монотонні, кусково-монотонні, обмежені і необ...полностью>>
'Документ'
, в лице , действующего на основании , именуемое в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий Дог...полностью>>

Организационно-правовое обеспечение муниципального управления использованием земель городских поселений

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Поставная Наталия Павловна

Организационно-правовое обеспечение муниципального управления использованием земель городских поселений

Специальность 12.00.06 – природоресурсное право,

аграрное право, экологическое право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата

юридических наук

Москва — 2010

Работа выполнена в отделе аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Научный руководитель: кандидат юридических наук

Галиновская Елена Анатольевна

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Волков Геннадий Александрович

кандидат юридических наук Землякова Галина Леонидовна

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится 15 декабря 2010 в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.503.001.02 в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по адресу: 117218, Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Автореферат разослан «____»___________________ 2010 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент А.Н.Чертков

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление – особая форма публичной власти, которая, согласно Конституции РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Следовательно, муниципальное управление использованием земель является самостоятельной функциональной деятельностью органов местного самоуправления. Данная деятельность осуществляется указанным уровнем публичной власти в пределах полномочий, закрепленных за ним законодательством. Вместе с тем, несмотря на незначительный период, прошедший с момента муниципальной реформы, выявлен целый ряд проблем организационно-правового характера, затрудняющих эффективную реализацию функций местного самоуправления в области управления использованием земель. В земельном, градостроительном, иных отраслях законодательства обнаружены пробелы и противоречия, препятствующие эффективному участию органов местного самоуправления в земельных отношениях.

Как известно, оценка деятельности местного самоуправления в этой области связна с тем, насколько эффективно ею обеспечивается рациональное использование земель муниципальных образований. Население в целом заинтересовано в разумном и не истощительном землепользовании. Для местных жителей - земля не только территория их проживания, но и материальная база развития местной экономики, а также природный объект, подлежащий охране, наравне с иными, расположенными в границах муниципального образования природными объектами. Однако именно реализация требований рационального использования земель вызывает подчас наибольшие затруднения. Недостаточная эффективность деятельности органов местного самоуправления становится не так редко и причиной нарушения прав и законных интересов лиц, обладающих правами на землю в муниципальном образовании.

Обеспечение всей совокупности интересов в использовании земель – обязанность как государственной, так и муниципальной публичной власти. Но в силу структурной обособленности органов государственной власти и органов местного самоуправления, требуется их тесное взаимодействие для достижения общего результата. В то же время, не все механизмы взаимодействия отлажены в должной мере. Исследование проблем согласованной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти в вопросах управления рациональным использованием земель имеет существенное значение, как для разработки научных выводов, так и для правоприменительной практики. Особенно это важно для разрешения многочисленных проблем, возникающих в работе функциональных структур органов местного самоуправления (управлений, комитетов землепользования и архитектуры, правовых управлений) и государственных органов.

Сказанное, по нашему мнению, обосновывает актуальность изучения проблем организационно-правового обеспечения муниципального управления использованием земель.

Проведенное исследование и высказанные на его основе предложения направлены, прежде всего, на совершенствование муниципального управления использованием земель городских поселений, наделенных статусом городского округа. Однако, как представляется, разработанные предложения применимы и к решению проблем реализации аналогичных функций органами местного самоуправления иных видов муниципальных образований, закрепленных за ними в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Перечисленные выше обстоятельства обусловили выбор темы. При этом основная направленность диссертационного исследования заключается в выявлении закономерностей формирования и развития правового обеспечения муниципального управления использованием земель на примере городского округа с целью совершенствования регулирования указанных отношений.

Основная цель и задачи исследования заключаются в том, чтобы на базе изучения истории развития законодательного регулирования управления землями на местном уровне, теоретических исследований, анализа федерального законодательства, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и практики их применения выработать концептуальные предложения по совершенствованию организационно-правового обеспечения исполнения функций управления землепользованием муниципальными образованиями.

В соответствии с названной целью в настоящей работе ставились следующие задачи:

1) проанализировать современное законодательное регулирование исполнения функций муниципального управления использованием земель, в том числе исследовать соотношение норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов и их, а также изучить правоприменительную практику в этой области;

2) выявить основные этапы истории развития в России правового регулирования управления использованием земельными ресурсами на местном уровне;

3) исследовать теоретические проблемы организационно-правового обеспечения муниципального управления использованием земель;

4) определить основные направления повышения эффективности организационно-правового обеспечения муниципального управления использованием земель и выработать предложения по их реализации.

Состояние исследования темы. Современная система местного самоуправления возникла в Российской Федерации сравнительно недавно. В то же время, исследование особенностей публичного управления земельными ресурсами на местном уровне осуществлялось и ранее, в том числе и в советский период. Общие вопросы правового регулирования государственного и муниципального управления землями городов являлись предметом исследования С.А. Боголюбова, В.И. Васильева, Г.А. Волкова, Е.А Галиновской, Ю.Г. Жарикова, О.И. Крассова, О.М.Козырь, Е.А. Носкова, Н.Л. Лисиной, Е.Л. Мининой, Г.Н. Полянской, М.В. Попова, Н.В. Кичигина, А.Н.Черткова и других. Изучение закономерностей правового регулирования территориального планирования использования земель как отдельной функции управления рассматривались Д.Г. Лебедевым.1

В настоящей работе впервые комплексно исследованы проблемы организационно-правового обеспечения функций муниципального управления использованием земель, изучены действующие нормы земельного, градостроительного, иных отраслей законодательства, а также выработанные теорией новые подходы к организации местного самоуправления.

В работе исследованы возможности более широкого и активного привлечения органами местного самоуправления населения к принятию решений в области управления земельными ресурсами. Кроме того, определены наиболее существенные направления совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, уполномоченными в области управления земельными ресурсами.

Предметом диссертационного исследования является система нормативных правовых актов (законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты), регулирующих организационно–правового обеспечение муниципального управления использованием земель, правоприменительная, в том числе, судебная практика, архивные документы, теоретические выводы советских и российских ученых, обращавшихся к правовым проблемам в рамках рассматриваемой темы.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды по общей теории права, конституционному, муниципальному праву: Т.М. Бялкиной, В.И. Васильева, А.Д. Градовского, А.А. Кизеветтера, Е.И. Колюшина, А.А. Уварова, А.А. Сергеева Ю.А. Тихомирова; в области земельного права: Г.А. Аксененока, В.П. Балезина, С.А. Боголюбова, А.И. Бобылева, Г.А. Волкова, Е.А. Галиновской, Л.И. Дембо, Ю.Г. Жарикова, И.И. Евтихеева, Б.В. Ерофеева, И.А. Иконицкой, О.И. Крассова, М.И. Козыря, О.М. Козырь, О.С. Колбасова, М.С. Липецкера, Н.Л. Лисиной, Е.Л. Мининой, Н.А. Сыродоева, А.М Турубинера.

Использовались материалы научных исследований по истории развития местного самоуправления: Е.Ю. Апкаримова, Н.В. Бочкова, С.В. Голикова, И.И. Детятина, Б.Н. Миронова, Н.А.Миненко, В.В. Еремяна, Н.Л. Пешина, П.Н. Першина, И.В. Побережникова, В.Ф. Снегерева, Д.Г. Семенова, М.В. Федорова, М.Е. Якубовича.

Методологическими основами диссертационного исследования являлись общенаучные и специальные методы научного познания: диалектический, формально-правовой, сравнительно – правовой.

Изучение правового обеспечения исполнения функций местного (муниципального) управления использованием земель на протяжении нескольких столетий развития Российского государства предопределило применение в диссертационном исследовании исторического метода с целью выделения основных принципов, форм и методов местного (муниципального) управления, имеющих значение для практического применения в современный период.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что данная работа является комплексным исследованием, посвященным рассмотрению организационно-правовой природы функций муниципального управления рациональным использованием земель в границах муниципальных образований, основанным на изучении современной ситуации и действующего законодательства. Исторический подход к исследованию природы муниципального (местного) управления указанными процессами позволил выявить особенности, характерные как для управления публичными земельными ресурсами, так и земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц. При этом выявлены особенности привлечения населения органами местного самоуправления при исполнении ими функций управления земельными ресурсами.

Проведенный в работе анализ реализации действующего законодательства положен в основу предложений по совершенствованию организационно-правового обеспечения процессами муниципального управления использованием земель.

Кроме того, в диссертационном исследовании изучена правовая природа взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, а также гражданами и юридическими лицами в рамках отношений по использованию и охране земель в муниципальном образовании.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. На основании проведенных исследований сделан вывод о том, что муниципальное управление использованием земель представляет собой субинститут земельного права, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующих отношения организации управления органами местного самоуправления использованием земель в границах муниципальных образований с привлечением в установленном порядке населения в целях принятия управленческих решений.

Данное мнение основано на том, что правовое регулирование муниципального управления использованием земель является неотъемлемой, обособленной частью института государственного и муниципального управления земельными ресурсами земельного права. Обособленность института обусловлена, в том числе, и тем, что нормы о муниципальном управлении использованием земель призваны урегулировать относительно однородную группу общественных земельных отношений, участниками которых являются население и органы местного самоуправления.

2. В целях правового обеспечения деятельности местного самоуправления и дальнейшего развития теоретических правовых исследований диссертантом предлагается следующее определение понятия муниципального управления использованием земель.

Муниципальное управление использованием земель - исполнительно-распорядительная деятельность органов местного самоуправления, осуществляемая от имени населения муниципальных образований, основанная на положениях Конституции РФ, нормах федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и направленная на обеспечение рационального использования земель на территории муниципальных образований, решение вопросов местного значения муниципальных образований и переданных государственных полномочий. Муниципальное управление использованием земель осуществляется органами местного самоуправления в координации с органами государственной власти.

3. Обеспечение рационального использования земель требует комплексного подхода в регулировании муниципального управления использованием земель.

Сущность комплексного подхода заключается в том, что при принятии федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов надлежит учитывать, что муниципальное управление использованием земель является неотъемлемой частью общего механизма управления использованием земель, и в то же время призвано обеспечить интересы населения территорий муниципальных образований. В связи со сказанным существенной частью комплексного подхода должно быть обеспечение участия населения в принятии решений, касающихся рационального использования земель.

4. Организация местного самоуправления предполагает обращение к различным, предусмотренным правом, формам вовлечения населения в решение вопросов местного значения, в равной мере это должно быть отнесено и к решению проблем рационального использования земель в муниципальном образовании.

Диссертантом предлагается предусмотреть в федеральном законодательстве расширение форм обязательного участия населения (или его представителей) в решении таких вопросов, как планирование использования земель, распределения и перераспределения земельных участков.

Конкретные формы участия населения муниципальных образований в этой функциональной деятельности следует предусматривать муниципальными правовыми актами. Так, в частности, предлагается нормами федерального законодательства предусмотреть обязательное участие представителей местного населения в работе комиссий по распределению и перераспределению земельных участков.

5. Реализация принципа платности землепользования должна обеспечиваться, в первую очередь, объективной оценкой земли, для чего необходимо активное привлечение к процедурам оценки органов местного самоуправления. Однако из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод, что органы местного самоуправления в этом процессе практически не участвуют. Для разрешения проблемы предлагаем путем внесения поправок в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определить основания, в силу которых законодательством субъектов Российской Федерации предусматривается участие представителей органов местного самоуправления в работе комиссии по рассмотрению заявлений граждан, не согласных с проведенной оценкой кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в границах территории муниципальных образований.

6. Анализ установленных законодательством процедур предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства свидетельствует, что данные процедуры не учитывают в полной мере необходимость рационального использования земель территорий муниципальных образований и использование земельных участков для размещения социально-значимых объектов.

Поэтому, в качестве одного из условий предоставления земельных участков предлагается предусмотреть обязательное размещение объектов социального назначения (школ, детских садов, спортивных сооружений, скверов, парков, др.). При этом, поскольку обеспечение субъектов РФ этими социальными объектами является и государственными полномочием, для указанных целей целесообразно предусмотреть расходование как бюджетных средств муниципальных образований, так и средств субъектов Российской Федерации.

7. В ходе исследования выявлен пробел в регулировании отношений по осуществлению муниципального земельного контроля в части наделения органов местного самоуправления конкретными полномочиями по его осуществлению. Указанный пробел предлагается восполнить наделением органов муниципального земельного контроля полномочиями по осуществлению межевания границ землепользования в случаях самовольного использования земель территорий муниципальных образований.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация была выполнена в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Выводы и предложения по теме диссертации изложены в публикациях диссертанта и выступлениях на научно-практических конференциях.

Результаты исследования использовались автором в работе правового управления муниципального образования г. Оренбург, при подготовке проектов муниципальных правовых актов по вопросам управления использованием земель, подготовке экспертных заключений на проекты муниципальных правовых актов, а также при разработке программы и чтении лекций спецкурса «Совершенствование управления земельными ресурсами» на юридическом факультете Оренбургского государственного аграрного университета.

Структура диссертации сформирована в соответствии с задачами диссертационного исследования, и состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и библиографии.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность и состояние исследования выбранной темы, определяется предмет, цель и задачи исследования, его теоретическая и методологическая основы, научная новизна и практическая значимость, апробация результатов исследования, а также основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая «Общие вопросы муниципального управления использованием земель городских поселений» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «История правового регулирования управления использованием земель городских поселений в России» диссертант рассматривает историю становления правового обеспечения муниципального управления использованием земель. Обосновывается тезис о том, что земельные отношения с участием органов местного управления землепользованием в городах складывались на протяжении не одного столетия. Опыт правового обеспечения регулирования этих отношений необходимо учитывать в современной деятельности органов местного самоуправления.

Характерные особенности правового обеспечения этой деятельности связаны с нахождением земли в собственности не только государства, но и частных лиц, а также в пользовании таких субъектов землепользования, которыми являлись самоуправляющиеся общины. Это изначально послужило основой разделения управления использованием земель на государственное и местное управление.

Аргументируются выводы о том, что различные формы вовлечения населения в процесс местного управления использованием земель применялись с момента становления этого вида управления. Взаимодействие местных государственных учреждений и самоуправляющихся общин, то есть властных и общественных структур, — характерная черта развития муниципального управления использованием земель.

Во втором параграфе «Теоретические проблемы организационно-правового обеспечения муниципального управления использованием земель» исследован ряд важных теоретических вопросов, соответствующих теме параграфа. Развитие муниципальной формы управления использованием земель одновременно связано с реформированием как отношений организации управления использованием земель, так и отношений организации местного самоуправления.

В данном параграфе аргументируется вывод о том, что муниципальное управление использованием земель представляет собой субинститут земельного права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих отношения по организации управления использованием земель территорий муниципальных образований населением и органами местного самоуправления.

Научные исследования муниципальной формы управления использованием земель ограничивались исследованием управленческих функций органов местного самоуправления, что, как полагает диссертант, является неполным, в связи с чем предлагается рассматривать муниципальное управление использованием земель как совместную деятельность населения муниципальных образований и выбранных ими органов. Данное определение вытекает из понимания того, что самоуправление – это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Предлагается определение этой формы управления и принципы ее осуществления.

В Главе 2 «Организационно-правовое обеспечение выполнения функций муниципального управления использованием земель городских поселений», состоящей из четырех параграфов, исследуются история развития, анализ действующих правовых норм, выводы ученых, предложения по совершенствованию организационно-правового обеспечения выполнения функций планирования, перераспределения, экономичного использования и муниципального земельного контроля использованием земель городских поселений.

В первом параграфе «Основные направления организационно-правового обеспечения планирования использования земель» анализируется роль этой функции в организации муниципального управления использованием земель.

Эта функциональная деятельность осуществляется органами местного самоуправления совместно с населением муниципальных образований и направлена на обеспечение устойчивого развития территорий муниципальных образований. Принятие плановых программ использования земель и подведение итогов их выполнения предлагается рассматривать как основу функционирования этой формы управления. Исследуются проблемы взаимодействия государственных органов и местного самоуправления при выполнении этой функциональной деятельности.

С реформированием органов местного управления открылись новые возможности перспективного направления этой функционального деятельности - территориального планирования использованием земель. Принцип территориального планирования стал использоваться в качестве основы планового использования земель городских поселений, в том числе наделенных статусом городского округа. Нормами действующего законодательства не допускается принятие решений органами местного самоуправления о резервировании земель, об изъятии для муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Главным документом территориального планирования городского округа является генеральный план городского округа.

Для обеспечения планового управления использованием земель анализируется применение таких организационно-правовых механизмов, как подразделение земель по целевому назначению на категории, перевод из одной категории в другую, зонирование территорий, установление градостроительных регламентов. Так согласно ст. 85 ЗК РФ в состав такой категории земель, как земли населенных пунктов, могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к девяти видам территориальных зон. В Градостроительном кодексе РФ (ст. 35) конкретизирован состав территориальных зон и перечислены объекты застройки, которые могут располагаться в жилых зонах, что способствует плановому управлению землепользованием. Особенности использования земель, установленные для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в ней земельным участкам и объектам недвижимости. Это позволяет использовать зонирование - регулятором планового использования земель территорий муниципальных образований.

Резервирование земельных участков для муниципальных нужд предлагается также отнести к функции планового использования земель, так как в результате этой деятельности, связанной с территориальным планированием, устанавливаются временные ограничения использованием земель. Исследуются проблемы взаимоотношений органов публичной власти, в лице органов местного самоуправления, с лицами, чьи интересы затрагиваются резервированием земельных участков. Предлагаются формы и методы привлечения населения муниципальных образований к этой управленческой деятельности.

Во втором параграфе «Проблемы правового обеспечения перераспределения земель на территории муниципальных образований» сделан анализ проблем выполнения этой функции органами местного самоуправления. Эта функция достаточно многоплановая, затрагивает множество проблем ее правового обеспечения. Функциональная деятельность выражается в проведении органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных нормами федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, землеустроительных и других мероприятий, направленных на перераспределение земельных участков между землепользователями.

Исследуются проблемы перераспределения земельных участков на застроенных территориях. Решения о развитии застроенной территории принимаются в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей) или в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Однако законодателем установлен ряд условий принятия этого решения, что создает определенные проблемы в правовом применении. Диссертантом обосновывается необходимость внесения изменений в нормы действующего законодательства для упрощения этих процедур. Предлагаются формы непосредственного привлечения населения муниципальных образований к этой функциональной деятельности.

В третьем параграфе «Организационно-правовые особенности обеспечения экономичного использования земельных ресурсов городских поселений» исследуются проблемы, направленные на регулирование органами местного самоуправления экономичного использования земель.

Поскольку земля является территорией жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то для населения городских поселений важными является экономное использование земель. Все виды разрешенного использования земель в комплексе должны быть направлены на удовлетворение интересов населения муниципальных образований.

Решение таких вопросов местного значения городских поселений, как владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, строительство муниципального жилищного фонда, строительство автомобильных дорог общего пользования, организация благоустройства и озеленения непосредственно связаны с использованием земель. Решение этих вопросов направлено на удовлетворение публичных интересов всего населения городских поселений.

Наряду с этим использование земель направлено на удовлетворение и частных интересов землепользователей. Одним из условий обеспечения баланса этих интересов является экономичное использование земель. Предлагается осуществлять эту функциональную деятельность совместно с населением муниципальных образований.

Эту функциональную деятельность предлагается рассматривать с анализа многих проблем и первоначально с обеспечением платности землепользования. Платность землепользования и включение земли в оборот в качестве объекта недвижимости изменили содержание этой функциональной деятельности. Обосновывается вывод о том, что оценку земель следует рассматривать в качестве первого элемента обеспечения экономичного использования земель. Возрастающий дефицит земли обусловливает интерес включения земель в оборот на основе рыночной оценки.

Реализация принципа платности землепользования должна обеспечиваться, в первую очередь, объективной оценкой земли. Анализ Федерального закона « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» дает основание сделать вывод: органы местного самоуправления в процессе управления оценкой земель не участвуют. Предлагается путем внесения поправок в указанный Федеральный закон эти условия предусмотреть.

Не меньшее значение в качестве регулятора экономичного использования земель имеет определение цены выкупа земельных участков, изымаемых для муниципальных нужд. Анализируются возможности обеспечения одновременного экономного использовании земель и бюджетных средств муниципальных образований при выполнении органами местного самоуправления функциональной деятельности, связанной с выкупом земельных участков, изымаемых для муниципальных нужд. Поскольку расходование бюджетных средств публичных образований может быть значительных размеров, то предлагается нормами земельного законодательства (дополнение к ст. 49 ЗК РФ) предусмотреть принятие акта органа публичной власти (применительно к муниципальным образованиям — муниципального правового акта) по определению перечня условий для принятия таких решений применительно к конкретному муниципальному образованию.

В обязательном порядке для обоснования принятия решения об изъятии земельных участков и расходования бюджетных средств указывать невозможность предоставления для этих целей малоиспользуемых земельных участков, или свободных от прав других лиц. В качестве основания учитывать планы социально-экономического развития муниципального образования, местные программы использования и охраны земель, документы территориального планирования, регламенты застройки территории и акты выбора земельных участков, с приложением расчета возмещения убытков и упущенной выгоды потерпевшим лицам от изъятия у них земельных участков. Муниципальным актом в дальнейшем предлагается утверждать тот акт выбора земельного участка, которым в большей степени будут удовлетворены муниципальные нужды, в том числе потребуются меньшие затраты бюджетных средств на возмещение убытков и упущенной выгоды прежним землепользователям.

Экономичное использование земли обеспечивается регулированием размера арендной платы за земельные участки и земельного налога. Земельные платежи поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в качестве обязательных платежей и расходуются в соответствии с нормами налогового, бюджетного законодательства и муниципальными правовыми актами для выполнения государственных полномочий и решения вопросов местного значения в интересах населения муниципальных образований.

Совершенствование правового обеспечения муниципального управления экономным использованием земель при взимании данных платежей предлагаем предусмотреть в возможности органов местного самоуправления повлиять на установление размеров и своевременности внесения платы за землю. Правовыми нормами ряда отраслей законодательства (земельное, налоговое, гражданское) органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по установлению ставок этих платежей. Однако диссертант предлагает, чтобы нормами федерального законодательства органы местного самоуправления были обязаны при установлении размера этих платежей учитывать не только покрытие текущих расходов муниципальных образований, но и предусматривать реализацию программ перспективного экономического развития муниципальных образований.

Для обеспечения экономичного использования земель муниципальных образований предлагаются путем внесения изменений и дополнений в нормы действующего законодательства конкретизировать нормы предоставления земельных участков.

В четвертом параграфе «Проблемы правового обеспечения муниципального земельного контроля в городских поселениях» обосновывается вывод о том, что муниципальный земельный контроль является одной из функций управления использованием земель. Исследуются особенности осуществления этой функциональной деятельности - в современный период.

В соответствии с нормами действующего законодательства муниципальный земельный контроль отнесен к вопросам местного значения городских поселений. Для обеспечения эффективности осуществления этой деятельности диссертантом обосновывается необходимость наделения органы местного самоуправления конкретными полномочиями по ее осуществлению. Например, путем внесения соответствующих дополнений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации наделить полномочиями по осуществлению контрольного межевания границ землепользования в случаях самовольного использования земель территорий муниципальных образований.

Порядок осуществления муниципального земельного контроля должен устанавливаться в каждом муниципальном образовании. В соответствии со ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что в осуществлении муниципального земельного контроля может быть задействован не один орган местного самоуправления. С этой целью диссертант предлагает принять на уровне муниципального образования муниципальный правовой акт, который будет определять органы местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля с наделением их соответствующими полномочиями. В зависимости от задач, которые поставит каждое муниципальное образование по осуществлению муниципального земельного контроля использованием земель территории муниципальных образований, осуществлять муниципальный земельный контроля будут те органы местного самоуправления, которые в силу положений об этих органах обязаны их выполнять.

Соблюдение правил землепользования и застройки предлагается положить в основу функциональной деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля использованием земель территории конкретного муниципального образования. Кроме того в задачу муниципального земельного контроля предлагается включать вопросы контроля за использованием земель в соответствии с муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий.

Нормами действующего законодательства вопросы муниципального и общественного земельного контроля регулируются одной статьей (ст. 72 ЗК РФ). Порядок осуществления муниципального земельного контроля, установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, должен содержать правовые нормы, регулирующие вопросы взаимодействия органов местного самоуправления, граждан и общественных объединений по осуществлению земельного контроля на территории муниципального образования. Эти условия предлагаем предусмотреть в статье 72 Земельного кодекса РФ, дополнив ее соответствующим содержанием, регулирующим основные вопросы этого взаимодействия, в том числе и с органами территориального общественного самоуправления.

В условиях рыночной экономики земельный контроль приобретает еще большее значение. Законодательством о земельной реформе собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям, арендаторам земельных участков предоставлены широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле с условием целевого, разрешенного и рационального использования.

Разграничение земель бывшего государственного земельного фонда входило в задачу реформирования системы землепользования. Однако этот процесс затянулся. Именно эти земли становятся объектами посягательства путем самовольного захвата земли, так как они свободны от прав землепользователей. Это должно обязывать всех субъектов, осуществляющих земельный контроль, перейти на более тесное взаимодействие в качестве меры противодействия противоправному поведению этих лиц.

Проведенное мониторинг действующего законодательства дает основание сделать вывод, что вопросы взаимодействия субъектов, осуществляющих земельный контроль, не полностью проработаны. Диссертант предлагает вопросы взаимодействия органов, осуществляющих государственный земельный контроль и муниципальный земельный контроль регулировать нормами федерального законодательства. Поскольку при различии форм и методов правового регулирования осуществления земельного контроля их общей задачей является рациональное использование земель в интересах населения муниципальных образований.

В Заключении сделаны основные выводы исследования теоретических, правоприменительных проблем организационно-правового обеспечения муниципального управления использованием земель городских поселений. Сделан вывод о том, что наибольшего результата эта деятельность достигает при вовлечении в этот процесс местного населения, передачи государством органам местного самоуправления полномочий самостоятельного выполнения отдельных видов функциональной деятельности. Сформулированы предложения по дальнейшему исследованию этих проблем, совершенствованию организационно-правового обеспечения выполнения этой комплексной, функциональной деятельности органов местного самоуправления, направленной на решение социальных, экономических задач путем рационального использования населением земель муниципальных образований.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Поставная, Н.П. Муниципальный земельный контроль и интересы населения / Н.П. Поставная // «Журнал российского права», 2009, № 8, с 43-48. 0,5 л.

2. Поставная, Н.П. Проблемы правового регулирования предоставления земель под городскую застройку / Н.П. Поставная // «Право и государство: теория и практика», № 1 (49), 2009, c 101-105.0,4 л.

3. Поставная, Н.П. Проблемы управления и распоряжения земельными ресурсами городов / Н.П. Поставная // «Законодательство и экономика», № 8, 2007, с 48-51, 0,3 л.

4. Поставная, Н.П. Соотношение договорных и разрешительных начал в области в области природопользования и охраны окружающей среды / Н.П. Поставная // Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования: Сб. тезисов докладов и выступлений на науч.-практ. конф. Сост. С.А. Боголюбов, И.И. Широкорад, Д.О. Сиваков, М., ИзиСП, 2006, с 53 — 55. 0,3 л.

5. Поставная, Н.П. Некоторые проблемы применения земельно-правовых норм в свете реформы местного самоуправления / Н.П. Поставная // Сб. матер. науч.-практ. конф. «Проблемы современного права в Российской Федерации сост. С.А. Боголюбов, Е.А. Позднякова, Д.О. Сиваков, Оренбург : ИПК ГОУ ОГУС,2006, с 181 — 184.0,5 л.

1 .Лебедев Д.Г.Правовое регулирование территориального планирования использования земель в Российской Федерации. Автореферат дис. На соискание степени кандидата юридич. наук, М., 2007.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методологические и организационно-правовые основы системы управления

    Документ
    2.7.Экономический рост или устойчивое развитие. Концепция экологически устойчивого развития общества. Критерии и показатели устойчивого развития. Экологическая безопасность 31
  2. Организационно-правовые основы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации в повседневных условиях

    Диссертация
    Организационно-правовые основы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации с органами внутренних дел в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации в повседневных условиях.
  3. Черноморец Альберт Евгеньевич доктор юридических наук, профессор Алексеев Алексей Павлович кандидат юридических наук Анисимов А. П. Теоретические проблемы охраны окружающей среды городских поселений: учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие посвящено комплексному исследованию правовых вопросов охраны земель поселений как составной части окружающей среды по законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  4. Муниципальное право

    Закон
    На основе новейшего федерального и регионального законодательства, обобщения практики работы органов местного самоуправления раскрываются теоретические, правовые, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления,
  5. Комплексный инвестиционный план развития Кондопожского городского поселения в 2011 2015 гг г. Кондопога

    Документ
    В соответствии с Распоряжением администрации Кондопожского городского поселения от 15.04.2010 г. № 122-р «О подготовке комплексного плана модернизации моногорода Кондопоги Кондопожского муниципального района», муниципальным контрактом от 01.

Другие похожие документы..