Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание кукольного театра и драматизации, отгадывание загадок по сказкам, беседы по сказкам,...полностью>>
'Документ'
Когда Том Пауэрс устраивался на работу в качестве системного администратора в энергетическую компанию среднего размера, он знал, что решающим фактором...полностью>>
'Программа'
Информационное обеспечение: «Белгостелерадио», «Белорусская лесная газета», журнал «Лесное и охотничье хозяйство», Агентство Интерфакс, Интернет-пров...полностью>>
'Документ'
Девятнадцатый век - время великих открытий в области физики, химии, астрономии, стал известен еще как век атеизма. Головокружительные изобретения взб...полностью>>

Научно-образовательный материал (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дети, больные фенилкетонурией, рождаются с нормально сформированным и функционально полноценным головным мозгом. Но сразу после рождения начинают развиваться биохимические нарушения. Повышение уровня фенилаланина и его производных в сыворотке крови является токсичным для клеток мозга. Кроме того, повышение уровня фенилаланина сопровождается снижением уровня других незаменимых кислот, а также вторичным нарушением углеводного, жирового и других видов обмена, которое приводит к тяжелому психическому недоразвитию. В случае подтверждения диагноза необходимо незамедлительно начинать лечение, так как это позволит предотвратить тяжелые последствия в развитии ребенка, иначе больные на всю жизнь останутся глубокими инвалидами. Чрезвычайно важно установить диагноз не позднее второго месяца жизни.

Частота заболевания ФКУ среди новорожденных в разных странах различна: наиболее высока она в Турции и Ирландии - 1:2600 и 1:4560 соответственно, самая низкая в Японии и Финляндии - 1:143000 и 1:200000. В Восточной Европе частота заболевания ФКУ составляет 1:10000 новорожденных. Высока распространенность ФКУ в Российской федерации (1:69000). Наиболее часто выявляются больные в Северо-Западном и Уральском Федеральных округах (1:5000 новорожденных). В Москве распространенность заболевания ФКУ составляет 1:11765 (ежегодно здесь рождается около 20 больных и 130-140 больных в других регионах страны).

В РФ для выявления данного заболевания проводятся скрининг-тесты, осуществляемые в 45 медико-генетических лабораториях различных регионов, куда поступают анализы крови всех новорожденных из всех родильных домов. Оптимальный срок обследования новорожденных - 5-14-й день жизни [2, 96].

В Москве и Московской области все анализы поступают в ДПБ № 6 в отделение генетики. На базе больницы существует специализированное отделение для лечения больных ФКУ, функционирующее как подразделение Российского Центра по Неонатальному Скринингу. Это единственное отделение в России, где больные Москвы и Московской области получают комплексную медико-педагогическую помощь [3, 49].

Исследования, проведенные специалистами Института коррекционной педагогики РАН, Центра психолого-педагогической помощи «Адалин» и ДПБ № 6 г. Москвы позволили выявить особенности психолого-педагогической диагностики детей, больных фенилкетонурией.

В течение десяти лет было проведено психологическое обследование 114 детей с ФКУ в возрасте от 3 до 12 лет. Почти все они получали лечение, хотя возраст, начиная с которого соблюдалась диета, длительность лечения сильно различались. Из всего этого контингента лишь 20% детей был выставлен диагноз - задержка психического развития, у 15% детей была диагностирована имбецильность, интеллект остальных находился на уровне дебильности [5, 48].

В психическом состоянии больных фенилкетонурией, леченных в условиях стационара, можно отметить живость реакции, познавательный интерес ко всему новому, выраженную положительную речевую динамику. В познавательной деятельности они часто неуверенны в себе, стремятся избежать малейших затруднений в работе, наблюдается нежелание делать волевые усилия, не проявляют выраженных стремлений к приобретению новых знаний или навыков, отсутствуют стойкие интересы. Иногда отмечаются неадекватные эмоциональные реакции на успех и неудачу, связанные с плохой оценкой своих возможностей и результатов.

Эффективность диетотерапии и логопедической работы зависит от возраста, в котором началось лечение ребенка, от длительности лечения, а также от тяжести поражения мозга к моменту его начала. Практический опыт показывает, что раннее начало лечения при строгом соблюдении диеты ведет к значительному уменьшению клинических проявлений заболевания, а также к улучшению умственного развития и поведения. Ослабление диеты в период раннего возраста сразу же влечет за собой регрессивные изменения психики. Такой ребенок, в силу необходимости соблюдать диету, не может быть помещен в дошкольное учреждение общего типа, и потому подавляющее большинство детей с леченой ФКУ воспитывается дома. В семье он оказывается на положении больного, которому дозволено больше, чем другим, что, несомненно, сказывается на его психическом облике.

Успешность лечения во многом зависит от того, насколько строго родители соблюдают диету ребенка, рекомендации врача и логопеда. Далеко не всегда они понимают серьезность и необходимость максимального внимания к соблюдению диеты. По статистическим данным, примерно у 70% родителей - носителей гена ФКУ - обнаруживается снижение некоторых высших психических функций, дефицит способности критически оценивать всю тяжесть состояния при данном заболевании [13, 175]. Несоблюдение требований диеты даже в течение нескольких дней приводит к превышению допустимого уровня фенилаланина в сыворотке крови, и как следствие этого, к изменению поведения ребенка и потере усвоенных ранее знаний и умений. Другая проблема - родители больных детей, поглощенные соблюдением диеты, значительно меньше внимания уделяют их психическому развитию - беседам, совместным играм, трудовому и нравственному воспитанию, контактам с другими детьми. Результаты выполненных экспериментальных работ подтвердили актуальность психолого-педагогического подхода к лечению детей, больных ФКУ. Почти полное совпадение диагностических выводов по отдельным экспериментам показало высокую надежность предложенных методов исследования.

Таким образом, предлагаемый подход позволяет решить многие сложные проблемы дифференциально-психологической диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью [2, 97].

Детей с ФКУ отличает эмоциональная холодность по отношению к своим близким и почти полное отсутствие сопереживания и понимания эмоционального смысла ситуаций.

Учитывая эти особенности личности, характерные даже для тех детей, которым оказывалось лечение с раннего возраста, трудно ожидать, что они самостоятельно могут сразу включиться в учебную деятельность и реализовать там все свои потенциальные возможности. Ясно также, что и определение уровня интеллекта у таких детей находится в прямой зависимости от искусства специалиста, проводящего обследование, - от его умения быстро войти в контакт, правильно поощрить усилия ребенка, учесть быструю утомляемость и т.д.

Однако было бы ошибкой считать, что, несмотря на лечение, личность детей с ФКУ имеет фатальные черты, обусловленные чисто биологическими причинами и потому не поддающиеся коррекции. Психическое развитие этих детей невозможно рассматривать в отрыве от социальной ситуации, в которой они находятся и в которой они, в конечном счете, формируются как личность.

На основании длительного наблюдения таких детей, их родителей и взаимоотношений в семье, мы пришли к выводу, что многие личностные особенности детей с леченой ФКУ являются прямым следствием воспитательных установок родителей, т. е. их верой во всемогущество лечения в ущерб воспитанию и обучению.

Подготовка этих детей к школе требует преодоления негативных личностных реакций, формирования у них познавательных интересов, целенаправленности и настойчивости. А это невозможно без проведения психологической и воспитательной работы как с самим ребенком, так и с его родителями.

Правильность такого вывода подкрепляется опытом работы экспериментально-диагностической группы. За период с 1975 по 1985 г. в этой группе прошли подготовку к школе 46 детей, больных ФКУ, которым к моменту начала занятий было от 5 до 8 лет. Все дети получали лечение, хотя и с разного возраста. В группу отбирались только те дети, которым при первичном обследовании был поставлен диагноз “задержка психического развития” или “олигофрения в степени дебильности” [1].

Матери, отцы, ближайшие родственники вместе с педагогом активно включались в процесс подготовки ребенка к школе. Они создавали в семье ситуации, которые потом обсуждались на занятиях. Пытались вызвать правильное поведение ребенка и подкрепить его похвалой, сообщением о нем другим членам семьи и педагогу. Родители повышали требования к ребенку, но вместе с тем уделяли его воспитанию больше времени. Совместные занятия, игры вели и к лучшему взаимопониманию родителей и ребенка. Таким образом, менялось место ребенка в семье - на него начинали смотреть не как на больного, а как на будущего ученика.

Итоги проведенной работы по подготовке к школе детей с ФКУ позволяют сделать вывод о том, что в основе занятий с ними должен лежать комплекс коррекционно-психологических приемов, позволяющих преодолеть слабости эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности и негативные черты личности, присущие этим детям. Без этого невозможна реализация их интеллектуальных возможностей, поскольку дальнейшее развитие интеллекта должно идти в русле занятий учебного типа, требующих готовности к этому.

В экспериментально-диагностической группе прошли обучение 46 детей с фенилкетонурией. Из них 6 поступили в массовую школу и в настоящее время учатся: в I классе - 1 человек, во II - 2, в III - 1, в IV - 1 человек. Один из поступивших переведен в специальную школу. Из 10 человек, принятых в интернат № 23 для детей с задержкой психического развития (Москва), продолжают учебу 3 человека (в V, VII и VIII классе), 7 человек переведены во вспомогательную школу. Остальные сразу поступили во вспомогательную школу, где и обучаются в настоящее время.

Характерно, что родители детей с ФКУ, поступивших в массовую или вспомогательную школу без подготовки в группе, в качестве основной жалобы указывали на трудности поведения ребенка в классе: неадекватность, пугливость, неконтактность. Все это сказывалось и на успеваемости ребенка.

Дети с ФКУ, которые прошли подготовку в этой группе, а затем поступили в массовую или вспомогательную школу, хорошо включились в учебный процесс и не выделялись своим поведением среди других учащихся.

Таким образом, учитель и родители могли все свое внимание сосредоточить на усвоении ребенком учебного материала, не тратя времени на заботу об адаптации ребенка, которая может затянуться на неопределенный срок.

Итак, отсутствие специальной подготовки детей с ФКУ к школе резко затрудняет начальный этап обучения, ограничивает реализацию интеллектуальных возможностей ребенка и, в конечном счете, часто приводит к неудачным пробам обучения не только в массовой, но и во вспомогательной школе.

На территории Свердловской области неонатальные скринирующие исследования на фенилкетонурию стали внедряться с середины 1991 года. С 1994 года в статуе межрегионального центра выполняются скринирующие исследования новорожденных детей Курганской области.

По мере внедрения программы неонатального скрининга процент охвата скринингом новорожденных постоянно повышался, с 1997 года он достиг 99% и остается на максимально высоком уровне.

Для полной реализации задач скрининга на базе лаборатории скрининговых программ СОЦПСиР (Свердловский областной центр планирования семьи и репродукции) создана координационная группа. В задачи группы входит обеспечение координационной связи между лабораторией скрининговых программ, отделением МГК (медико-клинического консультирования), лечебно-профилактическими учреждениями (родильные дома, поликлиники) городов и районов Свердловской и Курганской областей, семьями больных детей.

Неонатальный скрининг позволяет обеспечить раннее выявление наследственных заболеваний и их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний (умственной отсталости, слепоты, карликовости и других), ведущих к инвалидизации. В соответствии с международными рекомендациями в России на протяжении 15 лет проводится неонатальный скрининг на фенилкетонурию.

Финансирование данного направления приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006 году составило 400 млн руб., расходы на 2007 год также запланированы в размере 400 млн руб.

С 2006 года расширенный неонатальный скрининг был начат в 53 субъектах Российской Федерации.

С 2007 года неонатальный скрининг на пять наследственных заболеваний (адреногенитальный синдром, галактоземия, муковисцидоз, фенилкетонурия и врожденный гипотиреоз) проводится во всех субъектах Российской Федерации.

В случае выявления заболевания фенилкетонурии у новорожденного родители немедленно получают квалифицированную медико-консультативную помощь и специализированную литературу у врача-генетика в медико-генетическом центре, консультации или кабинете по месту жительства. Госпитализации ребенка не требуется [10, 9]. СОЦПСиР активно сотрудничает с ППМК и центрами помощи семье и детям г. Екатеринбурга и области. Но большая часть семей, имеющих детей, больных фенилкетонурией, проживает в небольших населенных пунктах области, где отсутствует система ранней педагогической и психологической помощи. Мы считаем, что введение ставки социального педагога в штат СОЦПСиР позволило бы расширить сферу оказываемой помощи семьям, имеющим детей, больных фенилкетонурией и создать в центре необходимый комплекс для оказания адресной индивидуальной помощи.

Важной задачей для Свердловской области является переход от практики отдельных инициатив адресной социально-педагогической поддержки к созданию целостной региональной системы раннего выявления и специальной помощи детям с особыми нуждами и их семьям.

Литература:

1. Белопольская Н.Л. Психологическая подготовка к школе детей с леченой фенилкетонурией // Дефектология. 1988. №3.

2. Белопольская Н. Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью

// Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4.

  1. Битова А. // Социальная работа: Научно-популярный журнал. – М. 2006/ № 3.

4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: 1983 – Т. 5 «Основы дефектологии». – с. 549.

5. Гончарова Е. Л. // Дефектология: Научно-методический журнал. – М. 2009/1.

6. Конвенции и соглашения ООН /ru/documents/
decl_conv/conventions/disabled.shtml

7. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова / Под. ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд. доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – с. 418.

8. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учеб. пос. / Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – с. 381.

9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.

10. Принципы лечения детей, больных фенилкетонурией. Методические рекомендации для врачей Свердловской области. - Екатеринбург, 2005. – 34 с.

11. Рубрика: 2007 :: №1, Борисенко Т.Н., Бурова Ю.С., Исследование, Хисамова Х.А.

12.

13. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

14. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. – 182 с.

Зюбина Елена Вячеславовна

старший преподаватель кафедры «Социальная работа»

Сущность, задачи, классификация и особенности педагогических технологий в вузе.

Аннотация: В настоящей статье рассматривается сущность, задачи, классификация и особенности педагогически технологий в вузе.

Ключевые слова: педагогическая технология, теория обучения, пеагогическая техника, теория воспитания.

Проблема эффективности обучения студентов в вузе всегда была актуальной. Вопросы: «Чему учить?», «Как учить?» стали особенно острыми в последние годы в связи с реформированием высшей школы.

Содержание образования составляет основу профессиональных образовательных программ, в соответствии с которыми формируются задачи учебной, методической и научной работы вуза, факультета, кафедры, определяется логика и взаимосвязи учебных дисциплин, выбираются формы и средства учебной деятельности. При этом содержание образования для студентов определяется в соответствии с квалификационными требованиями. Содержание должно быть построено так, чтобы оно отражало достигнутый уровень науки в данной области деятельности и служило основой теоретической, практической и психологической подготовки обучающегося к будущей профессиональной деятельности.

Принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания студентов, контроля, оценки их успеваемости и подготовленности образуют "инструмент" технологии подготовки специалиста конкретного профиля, специальности (специализации) и квалификации, а в единстве с формами и методами деятельности руководящего и преподавательского состава по планированию и организации образовательного процесса – педагогическую технологию.

Одна из главных задач обучения - необходимость помочь обучаемому отыскать нужную информацию, сохранить её в памяти. Чтобы приобрести навык - необходимо действие, нужна активность обучаемого в противном случае не будет результата. Узость применяемых форм и методов преподавания не позволяет качественно решить эту задачу. Необходимы новые технологии обучения.

Современная педагогическая технология представляет собой совокупность процессов определения (оптимизации) и реализации в образовательном процессе подготовки специалиста, цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить), форм и методов обучения (как учить).

Структурно педагогическая технология как процесс деятельности руководящего, преподавательского и административного состава вуза, факультета, кафедры включает технологию проектирования образовательного процесса (порядок подготовки и проведения учебных занятий, контроля и оценки успеваемости слушателей, курсантов, контроля и оценки качества занятий, других мероприятий учебной, методической, научной и воспитательной работы).

Предметным выражением единства технологии проектирования образовательного процесса и технологии обучения является структурно-логическая схема подготовки специалиста и соответствующая ей система видов учебных занятий. Такая технология реализует логику подготовки специалиста и оптимизирует междисциплинарные связи учебных дисциплин как по времени, так и по виду и месту проведения занятий.

Педагогическая технология в педагогической системе отражает структуру и динамику учебной деятельности и ее результаты. Поэтому учебный план подготовки специалиста должен связывать единой целевой установкой комплект учебных программ, чтобы в итоге обучения можно было определить уровни обученности. Такими уровнями являются:

  • о чем обучающийся должен иметь представление;

  • что обучающийся должен знать и уметь использовать;

  • какими навыками и умениями обучающийся должен владеть;

  • какой опыт (навык, умение) в какой деятельности обучающийся должен иметь.

Рассмотренный подход к формированию целевых установок учебных дисциплин и квалификационных требований позволяет преподавательскому составу дифференцированно подходить к определению целей учебных занятий (учебных и воспитательных), а руководящему составу максимально объективизировать оценку хода и результатов обучения, прогнозировать уровень подготовленности выпускника, и при необходимости, корректировать образовательный процесс.

Рассмотрение процессов педагогической технологии предполагается вести в плане разумного увеличения напряженности интеллектуального и физического труда преподавателей, студентов, которое компенсируется заранее спланированной и обеспеченной научной организацией образовательного процесса и мерами по сохранению и укреплению их здоровья.

В ряде научных исследований и педагогической практике выделяются организационно-методическое, психолого-педагогическое и материально-техническое направления. По каждому направлению осуществляется деятельность руководящего, преподавательского, научного и административного состава вуза, которая базируется на рассмотренных выше принципах и с помощью определенных методов деятельности. Так, в основе организационно-методического направления лежат методы планирования, моделирования, оценки вариантов и выбор оптимального варианта образовательного процесса подготовки специалиста в вузе, учебной работы факультета, кафедры, преподавателя, студента.

Образовательный процесс, построенный на основе традиционных и новых форм, методов и средств активного обучения, содержит определенное количество учебных задач - моделей, выраженных на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности выпускника вуза. В этом случае педагогическая система подготовки специалиста претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловлены следующим.

Во-первых, модель учебной деятельности содержит предметную и социальную составляющие профессиональной деятельности специалиста, а не модель процесса обучения, то есть в модели содержатся ситуации профессионального действия, требующие интеллектуальной или физической деятельности обучающегося. Он воспринимает не готовые алгоритмы, правила, способы, а пытается найти их.

Во-вторых, требования к обучающемуся становятся системообразующими и задают новый принцип построения целевой педагогической системы, как системы, нацеленной на выполнение квалификационных требований.

В-третьих, субъект учения (студент) в этой системе занимает деятельную позицию, предметом которой являются профессиональные действия.

Системное применение рассмотренных методов и особенностей педагогических систем позволяет спроектировать процесс учебной деятельности на основе диагностических и реально достигаемых целей подготовки специалиста, оптимизировать содержание образования и соответствующую ему систему видов учебных занятий. Это позволяет успешно решить задачи обучения, воспитания и развития будущего специалиста- профессионала.

К причинам, порождающим возникновение и практическое использование образовательных технологий в современных условиях, относятся:

  • -необходимость внедрения в педагогику системно-деятельного подхода для развития способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения;

  • -потребность в осуществлении личностно-ориентированного обучения во всех звеньях образовательной системы, замены малоэффективных вербальных способов передачи знаний;

  • -целесообразность экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающих гарантированные результаты обучения и снижающих негативные последствия работы малоквалифицированных преподавателей.

Современная высшая школа переживает переход к новой образовательной парадигме, приоритетами которой являются интересы личности, адекватные тенденциям интенсивного развития современного общества. Осуществляемые преобразования определяют появление новых целей высшего образования. Подготовка специалиста с высшим специальным образованием это сложный и дорогостоящий процесс, сбалансированность и стабильность которого есть залог хорошего качества подготовки. Однако высшая школа пока готовит специалистов сегодняшнего времени. Бурные темпы развития современного общества, его динамизм и изменчивость делают необходимым осуществлять подготовку выпускника вуза с "двойным опережением" (Г.Бордовский). В связи с этим появляется проблема поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс их качественной профессиональной подготовки. Одним из перспективных вариантов решения этой проблемы является технологический подход.

Это основное противоречие, требующее от высшей школы стабильности и мобильности одновременно, с каждым днем становится все более ощутимым, и обуславливает непрерывное совершенствование всей системы подготовки будущих специалистов.

В свое время Ян Амос Коменский (1592-1670) стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по законам человеческой природы. В идеале, при едином совершенном методе обучения, - полагал великий чешский педагог, «все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой вероятностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте» Коменский Я.А. В наше время поиски таких дидактических подходов, таких дидактических средств, которые могли бы превратить обучение и воспитание, т.е. учебно-воспитательный процесс, в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, активно осуществлялись в середине 50-х – начале 60-х годов ХХ-го столетия. Появилась так называемая технология педагогических методов, т.е. технология построения образовательного процесса в целом (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Галызина, П.М.Эрдниев, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, П.Я. Гальперин, Л.Я. Зорина, В.П. Беспалько, А.В. Барабанщиков, Э.М. Коротков и др.).

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий в образовательном процессе вуза. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренний действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-образовательный материал «надежность электрической изоляции»

    Документ
    Научно-образовательный материал «Надежность электрической изоляции» используется в системе повышения квалификации, получения дополнительного образования.
  2. Научно-образовательный материал (ном)

    Документ
    Развитие нанотехнологий, разработка и создание нанобъектов и наносистем в последние годы выявило множество новых задач, связанных с тепловыми свойствами таких систем.
  3. Научно-образовательный материал (2)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  4. Научно-образовательный материал (3)

    Реферат
    Химия окружающей среды – естественнонаучная дисциплина, изучающая основные закономерности физико-химических процессов протекающих в природных средах. Основной целью дисциплины является изучение процессов появления, перемещения и превращения
  5. Научно-образовательный материал Организация курсов повышения квалификации «Квалиметрические методы оценки качества физкультурно-оздоровительных услуг» Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители)

    Документ
    Велико значение физкультурно-оздоровительных услуг в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний. В связи с тем, что физической культурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы

Другие похожие документы..