Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вступне випробування з танцю передбачає перевірку теоретичної та практичної підготовки абітурієнтів напряму підготовки 6.020202 «Хореографія» освітнь...полностью>>
'Реферат'
Открывая этим томом собрание своих сочинений, я прежде всего должен заметить, что эта коллекция древностей обязана возникновением не мне, но моему из...полностью>>
'Документ'
Золотое ювелирное изделие с драгоценными камнями – бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами – красивое, модное, блестящее, завораживающее волшеб...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1 Стандарт дисциплины устанавливает общие требования к содержанию, структуре, объему дисциплины СД 06 «Отопление» и условиям ее реализации в АлтГТУ...полностью>>

Научно-образовательный материал (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реабилитация танцевальными упражнениями у детей с умственной отсталостью

Аннотация: Статья посвящена проблеме работы с детьми с умственной отсталостью. Одним из методов физической реабилитации автор предлагает танцевальные упражнения.

Ключевые слова: умственная отсталость, реабилитация танцевальными упражнениями, танец, движение, мышление, память, внимание.

Реабилитация танцевальными упражнениями - это использование танцевальных упражнений как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Реабилитация танцевальными упражнениями применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия.

Танцевальная реабилитация актуальна тем, что в настоящее время рождается все больше детей с умственной отсталостью. Это связанно с ухудшением экологии в наше время, курением и алкоголизмом матерей. Создается множество школ для таких детей, основными задачами которых является реабилитация и интеграция их в общество. Существует множество методик. Данная методика может быть использована для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства и эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, также могут быть сняты танцевальной реабилитацией [5]

Цель танцевальной реабилитации – восстановление психоэмоционального состояния на основе развития навыков общения, выразительности движения, развития подвижности, исследование чувств и группового общения [4]

Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.

Необходимо помнить, что умственно отсталые дети отличаются от здоровых сверстников.

У детей с умственной отсталостью отмечается узость объема воспринимаемой информации. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Отмечается нарушение избирательности восприятия.

Для этих детей свойственны трудности в восприятии пространства и времени. Это мешает им ориентироваться в окружающем. Вызывает трудности в различении правой и левой стороны.

У детей с умственной отсталостью анализ упражнения происходит бессистемно, она пропускают ряд важных свойств, выделяя лишь наиболее заметные из них. В результате затрудняется определение связи между элементами. При анализе выделяют общие ярко выраженные части танцевального элемента, а не всю «связку» упражнений в целом. Выделяя в танцевальной связке отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о танце в целом [1]

Затрудняются устанавливать различия в упражнениях предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства.

Отличительной чертой мышления умственно этих детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, хотя понимание упражнения получается при многократном его повторении с показом.

Память умственно отсталых детей имеет свои специфические особенности. Такие дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У них позже, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти у них проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение - процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение танцевального материала. У детей с предыдущего занятия остается только 20% навыков от всего даваемого им материала.

Для внимания при умственной отсталости характерны малая устойчивость, трудности распределения, замедленность переключения. Сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона (И.Л. Баскакова, 1982). Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности [6]

Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в недоразвитии эмоций, отсутствии оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т.д. Переживания умственно отсталых неглубокие, поверхностные. У некоторых эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место сильные перепады настроения: то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).

Человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление.

Реабилитация танцевальными упражнениями стремится дать возможность каждому ребенку реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой не только формальные, но так же и естественные и самопроизвольные танцевальные движения [2]

Очень важно помнить, что резкие и сильные движения без разминки и без предварительной подготовки могут вызвать растяжение и разрывы связок и мышечных сухожилий, смещение позвонков, подвывих и вывих суставов.

Разминки в невысоком темпе в течение 8-15 минут достаточно для разогрева мышц, что делает их более эластичными и устойчивыми к повреждению. Постепенное замедление темпа нагрузки перед прекращением занятия предотвращает головокружение, так как не приводит к нарушению нормального кровотока. Резкое прекращение напряженной физической нагрузки временно уменьшает кровоснабжение мозга и способствует застою крови в венах нижней половины тела. Результатом может быть головокружение и даже обморок. Постепенное снижение темпа получаемой нагрузки также способствует удалению продуктов обмена веществ, в частности молочной кислоты, из мышц, что уменьшает, но полностью не снимает их болезненность на следующий день, вызванную повреждением мышечных волокон [3]

Овладение методом релаксации, умелое чередование напряжения и расслабления при выполнении связок из элементов приучают организм к длительным и разнообразным физическим нагрузкам. В движениях танца участвуют все отделы позвоночника, что хорошо укрепляет мышцы спины и поясницы. Изменяется осанка, появляется грациозность в движениях, исчезает сутулость. Движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру.

Продолжительные занятия танцем корректируют фигуру. Элементы танца способствуют перераспределению подкожных отложений.

Самый широкий круг разнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой реабилитацией. При этом музыка является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнуты творческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезна для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами, также могут быть сняты танцевальной реабилитацией.

 Особенно это заметно на занятиях оздоровительными танцами, целью которых является релаксация в движении. Если человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов.

Литература:

1. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души //Информационный бюллетень Ассоциации танцевально-двигательной терапии. 2000. № 4. С. 3 - 9.

2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 364 с.

3. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. - СПб.: Речь, 2004. - 288с.

4. Сборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И.,

Ярославль, 2004. Статьи Старк А.и Хендрикс К.) 1. Стребелева Е.А.

5. Свободное тело. / Под ред. Баскакова В.Ю. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. - 224с

6. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Речь, 2003. - 192с.

Жильцова Изабелла Юрьевна

Аспирантка кафедры социальной и семейной педагогики

Специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Научный руководитель: д. пед. н., профессор Тищенко Е.Я.

Психолого-педагогическое сопровождение детей, больных фенилкетонурией

Аннотация: социальная педагогика, обучение и развитие, система медико-социально-педагогического сопровождения, предупреждение инвалидности, фенилкетонурия, ранняя диагностика и помощь, неонатальный скрининг, диетотерапия

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, больные фнилкетонурией, медицинская помощь, инвалидность.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду [8, 9].

Большое значение имеет адаптация ребенка, имеющего отклонения развитии, как основа для предупреждения инвалидности.

Обучение и развитие – два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника (по Л.С. Выготскому), тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи наставника. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка наставника помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоятельности. Обучение ведет за собой развитие [12, 5].

Основные подходы в деле помощи детям с недостатком интеллекта в организационных формах их реализации:

медико - клинический – основывается на знании биологии умственной отсталости. Рассматриваются анатомо-физиологические и генетические нарушения, приводящие к нарушению интеллекта;

психологический – рассматривает картину психической деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями, состояния эмоциональной сферы и личности в целом;

педагогический – рассматривает и организует педагогические принципы, методы и формы коррекции, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

В России подход к проблемам изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии традиционно с конца 20-х гг. 20-го столетия носит комплексный медико-психолого-педагогический характер, корни которого восходят к принципам и методам педологии – науке о комплексном изучении ребенка с медицинских, психологических, педагогических и социальных позиций.

Л.С. Выготский выдвинул тезис об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка [4, 218].

И в норме и при патологии психическое развитие имеет поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков, с революционным скачкообразным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенностями. Дети с отклонениями в развитии по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием.

Важной закономерностью психического развития аномальных детей является трудность их социальной адаптации, затруднения во взаимодействии и взаимоотношении с социальной средой.

Воспитание детей с отклонениями в психическом развитии отличается своеобразием, которое проявляется в социально-коррекционной направленности, в неразрывной связи педагогического воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная помощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагностической и педагогической работы, ибо раннее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Современный подход к коррекции и компенсации отклонений в развитии может быть охарактеризован как комплексный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физического состояния ребенка, оказанная ребенку помощь должна быть многоплановой, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов: педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи – один из ключевых условий успешной коррекционно-педагогической помощи, системности, последовательности в работе, дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку, доступности. Одним из главных является онтогенетический принцип: учет возрастных, психофических особенностей детей, характера имеющегося у них нарушения.

Деятельностный принцип подразумевает проведение работы с ребенком и его семьей при организации совместной с ним деятельности [7, 18, 29].

Все эти принципы в полной мере и достаточно успешно применяются в системе медико-социально-педагического патронажа (сопровождения) – как особого вида помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Медико-социально-педагогический патронаж (сопровождение) предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, помощи в реализации планов.

Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) патронаж (сопровождение) осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов.

Базовой основой МСП-патронажа (сопровождения) являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, служба раннего и надомного обучения.

Система МСП-патронажа (сопровождения) формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

Комплексный медико-социально-педагогический патронаж (сопровождение) предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Система МСП-патронажа (сопровождения) реализует собственную деятельность по следующим направлениям:

помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной системы образования;

разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства;

реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим), составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компонентами;

содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей;

реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями;

привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования, содействующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

Важнейшей составляющей процесса МСП-патронажа (сопровождения) являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективной организации которых в определяющей степени зависит предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности [12, 163-165].

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 28 декабря 1993 г., определен комплексный по своему сущностному содержанию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности [6].

Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности, оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций.

Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной социальной педагогики как в России, так и во всем мире. В настоящее время практически во всех странах мира имеются научно обоснованные и практически апробированные программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов [9, 176].

Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функциональная диагностика, Программа ранней диагностики развития «Тандэм» (Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия) – характеризуют одно из успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти прошлого столетия.

В России также имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

Но если в нашей стране система ранней диагностики и коррекции недостатков развития находится в системе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением родителей в процесс коррекционной и педагогической работы не только позволяет вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека с особыми потребностями его как равного члена.

В основе работы действующих в современной России служб ранней помощи лежат мультидисциплинарный подход к организации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-педагогической среды в условиях семьи.

Как отечественный, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствуют о том, что оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье при условии, что родители активно включаются в абилитационный процесс, организуемый специалистами службы ранней помощи. Они проводят не только стимуляцию развития ребенка в ходе специальных занятий в условиях семьи и отслеживание динамики развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфического взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи [12, 167].

Впервые фенилкетонурия (синдром Феллинга, фенилпировиноградная олигофрения) была описана в 1934 г. норвежским врачом и биохимиком A. Folling, который выделил из мочи двух слабоумных детей фенилпировиноградную кислоту. Автор назвал обнаруженное им заболевание «фенилпировиноградной олигофренией». Позднее большее распространение получил термин «фенилкетонурия» (ФКУ), который более точно отражает сущность болезни.

ФКУ - тяжелое наследственное заболевание, характеризуемое главным образом поражением нервной системы. Его возникновение обусловлено наследственной мутацией гена, контролирующего синтез фермента фенилаланингидроксилазы. Этот фермент обеспечивает реакцию превращения поступающей в организм с пищей аминокислоты фенилаланина, входящей в состав белка, в тирозин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-образовательный материал «надежность электрической изоляции»

    Документ
    Научно-образовательный материал «Надежность электрической изоляции» используется в системе повышения квалификации, получения дополнительного образования.
  2. Научно-образовательный материал (ном)

    Документ
    Развитие нанотехнологий, разработка и создание нанобъектов и наносистем в последние годы выявило множество новых задач, связанных с тепловыми свойствами таких систем.
  3. Научно-образовательный материал (2)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  4. Научно-образовательный материал (3)

    Реферат
    Химия окружающей среды – естественнонаучная дисциплина, изучающая основные закономерности физико-химических процессов протекающих в природных средах. Основной целью дисциплины является изучение процессов появления, перемещения и превращения
  5. Научно-образовательный материал Организация курсов повышения квалификации «Квалиметрические методы оценки качества физкультурно-оздоровительных услуг» Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители)

    Документ
    Велико значение физкультурно-оздоровительных услуг в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний. В связи с тем, что физической культурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы

Другие похожие документы..