Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Потреби - специф-ий стан людини, який виник внаслідок того, що люди-біолог-і істоти, є частками сусп-ої системи, взаємодіють з навкол-ім серед-ем.Це с...полностью>>
'Регламент'
Рассмотрев представленный проект регламента Анжеро-Судженского городского Совета народных депутатов, руководствуясь п.12 ст.35 Устава муниципального ...полностью>>
'Документ'
Устанавливаемые по данным видам экономической деятельности критерии и виды промышленной продукции служат основой для расчёта удельного веса отгруженн...полностью>>
'Документ'
Мета тренінгу: надати знання і розвинути навички представникам організацій громадянського суспільства щодо їх ефективних комунікацій та презентацій пі...полностью>>

Научно-образовательный материал (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Казачьи, учебные заведения призваны не только, давать, общее образование юному поколению казаков, но и воспитывать в них свободную личность, знающую и уважающую свои истоки, сохранять и возрождать культурные традиции и обычаи.

В последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья и физического развития населения России, в том числе и в Ростовской области. Особенно это прослеживается среди детей и молодежи. Еще более тревожен тот факт, что во всех сферах жизни общества, среди различных слоев населения наблюдается девальвация духовно-нравственных, патриотических ценностей, снижение общей активности людей, гиподинамия.

Для изменения существующей ситуации необходим целый комплекс средств официальной и народной педагогики, использование элементов казачьей культуры и искусства, творческое применение общепринятых и возрождающихся средств и форм физического воспитания, самобытных видов спорта казаков. В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.

Существующая социально-педагогическая система не учитывает указанные средства, что влечет за собой большие трудности при организации обучения и воспитания подрастающего поколения на Дону.

В создавшейся ситуации существует необходимость дополнения к разработанной и принятой в масштабах Ростовской области антикризисной программы "Система духовного и физического оздоровления детей и молодежи". Областная антикризисная программа направлена на решение проблем, связанных с физическим воспитанием, духовности, патриотизма, нравственности, формированием здорового образа жизни населения.

Целью военного воспитания Донского казачества в 16-19 веках было формирование общефизических, военно-прикладных умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять трудовую и профессиональную деятельность, направленную на защиту Отечества.

Цель данной программы – воспитание гармонично развитой личности физически, психологически и эмоционально устойчивой к происходящим социально-экономическим изменениям, гражданина своей страны, патриота и выразителя национальных традиций.

В условиях общеобразовательной школы, а также дополнительного образования все большую актуальность приобретает военно-патриотическое воспитание молодежи, основанное на традиционной многовековой культуре Российского казачества, в том числе и Донского.

Вместе с тем, осуществляемая в рамках казачьих образовательных учреждений военная подготовка имеет ряд недостатков, негативно отражающихся на качестве решаемых педагогических задач. В рамках этой проблемы комитетом по делам казачества при администрации Ростовской области и министерством спорта и молодежной политики были сформулированы приоритетные направления работы подрастающего поколения и поставлен ряд задач:

  1. развитие необходимых физических качеств и двигательных навыков;

  2. укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья детей и подростков;

  3. формирование эстетического мировоззрения на основе

показательных выступлений военно-прикладных видов спорта и

технике владения оружием казаков;

4) изучение сущности российской духовности, народности,

державности, традиций казачества;

Цели традиционного физического воспитания казаков изначально соответствовали идеалу физического развития человека, разработанному современной теорией физического воспитания. Важнейшими показателями физически совершенного человека современности является:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в т.ч. и неблагоприятным условиям жизни, труда и быта;

  2. пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

  3. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

Предметами изучения данной программы являются начальная военная подготовка, системы и комплексы физической и прикладной подготовки, бытовые, нравственные нормы, фольклор, песни, обряды донских казаков, адаптированные к современным требованиям физического воспитания казачьей молодежи.

Для реализации программы большое значение имеет соответствующая система средств, форм и методов физического воспитания и военно-прикладной подготовки. Определяющая роль придается также и наличию необходимой материально-технической базы для проведения занятий.

Возраст для занятий традиционной физической культурой не имеет ограничений, что помогает быть активными в этом и родителям и детям. Данные обстоятельства сказываются на микроклимате в семье, позволяют ребенку видеть в отце или матери продолжателя традиций народа, усваивать эти традиции и впоследствии самому пропагандировать их. Большое внимание уделяется формированию духовных ценностей ученика на базе родной для него веры, культуры.

Особенность данной программы заключается в возможности использовать элементы военно-прикладной подготовки на основе исторически сложившихся традиционных средств, адаптированных к современным условиям общего и дополнительного образования.

Исторически сложились следующие формы, в рамках которых мы можем выделить те или иные традиционные средства физического воспитания казаков на Дону:

- прикладная воинская подготовка: конная джигитовка, рубка, единоборства, владение различными видами оружия, флот и навыки на воде.

- валеология или знание о здоровом образе жизни: народная гигиена, медицина, оказание первой медицинской помощи.

- быт (повседневный труд): кнут и нагайка, бытовые инструменты, режим трудовой деятельности.

- досуг: танцы и игры.

Под традиционными средствами физического воспитания подразумеваются все те, средства, использующиеся людьми при подготовке подрастающего поколения к практической, в первую очередь трудовой, а также военно-прикладной деятельности, направленной на защиту Отечества.

Традиционные средства являются неотъемлемой частью физической культуры проводимой в рамках региональной программы. В традиционной физической культуре не ставятся задачи достигнуть рекордных результатов в состязательных частях, здесь на первый план выходит лишь освоение упражнений и овладение знаниями, которые сообщает преподаватель, и осваиваются эти знания, прежде всего, для практического применения.

На формирование средств физического воспитания казаков огромное влияние оказал основной род их деятельности – освоение и защита новых территорий и сопутствующие им военные столкновения. В столкновениях и походах казаки вырабатывали и совершенствовали необходимые для выживания навыки и умения, перенимая и используя все лучшее у других народов. Характерным примером может служить заимствование у черкесов одежды, оружия и методов обращения с ними.

Используемое оружие, защитное и походное снаряжение, походные и бытовые условия, также не могли не сказаться на навыках и умениях казаков, придавая этим условиям своеобразную динамику и особенности. Передаваясь и совершенствуясь из поколения в поколение, эти особенности закреплялись на генетическом уровне. Природные, свойственные казаку действия и движения, наиболее сильная сторона в системе его подготовки, на которые следует обратить внимание в процессе физического воспитания.

Средства физического воспитания казаков формировались с учетом возрастной ступенчатости, единства организма и окружающей среды. Обучение начиналось с раннего детства и продолжалось на протяжении всей жизни казака, развивая все его лучшие качества с учетом возрастных особенностей. Донская земля и ее климат определяла характер трудовой деятельности и сопутствующие ей навыки; ритм и цикличность повседневной жизни, в соответствии с которой сформировался народный календарь; понимание здорового образа жизни и средства для его поддержания. Все эти факторы оказали влияние на формирование средств физического воспитания казаков.

И главное все эти средства и факторы физического воспитания пронизаны духом донского казачества как носителя, хранителя и защитника народных знаний и ценностей. Эти ценности остаются неизменными: здоровье народа, возделывание родной земли и ее защита от любых посягательств, жизнь в согласии с духовными и природными традициями, их осознание и трансляция последующим поколениям.

Использование этих занятий для гармоничного воздействия на личность детей на основе образовательного и нравственно-духовного компонентов народной культуры донского казачества будет способствовать развитию у них высоких гуманистических и патриотических чувств.

Пристальное внимание родителей к данному процессу проявлялось уже на ранних этапах жизни детей. Первоначально это выражалось в существовании определенных инициаций, связанных с посвящением мальчиков в воинов-казаков. Эти инициации имели важное педагогическое значение и представляли собой акт "военно-социального рождения" индивида; с предстоящей физической и боевой подготовкой они были связаны предметно.

Через 40 дней после рождения "отец нацеплял мальчугану саблю, сажал его на коня, подстригал в кружок волосы и, возвращая матери, говорил: "Вот тебе казак". Впоследствии, к началу ХХ в., этот обычай несколько упростился: казачонка в раннем возрасте торжественно сажали на коня.

Трудовая деятельность проходила под строгим контролем станичной общины, что позволяло вовлекать в нее весь состав молодого поколения казаков. Регулярное нахождение на открытом пространстве при резких переменах температуры закаливало молодой организм, делая его выносливым и малочувствительным к жаре, холоду и другим внешним воздействиям [6]. Казачий уклад жизни на протяжении веков формировал в едином лице лихого наездника, воина, охотника и земледельца. Военно-физическая подготовка сопровождала казака, начиная с раннего детства.

В настоящее время можно выделить следующие средства физического воспитания казаков, которые в неизменном или реконструированном виде дошли до наших дней. Привести их примеры можно с учетом требований теории и методики физического воспитания, которая выделяет в качестве таковых физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

1. Физические упражнения.

Военно-прикладные: - конная подготовка - скачки, джигитовка, рубка лозы, борьба верхом и др.

- единоборства: «в грудки», «на крест», кулачные бои, «стенка на стенку», а также различные реконструкции в области рукопашного боя.

- работа с холодным оружием: шашкой, кинжалом, пикой, «кошкой», перначем, боевой косой, нагайкой от фехтования до метания в цель.

- стрельба из различного оружия и в различных условиях.

Водные виды - плавание, гребля, парусный спорт и др.

Легкоатлетические виды «казачья верста», полоса препятствий и др.

Бытовые - использование инструментов быта в целях самообороны лопата, коса, серп, оглобля, мотыга (тяпка), орапник и др.

Досуг: традиционные игры и танцы.

Особое место занимают походы, ориентирование, системы выживания с использованием традиционных средств казаков. Это обустройство лагеря, оборудование убежища, приготовление пищи, казачьи знания по оказанию помощи больным и раненым. Казачьи танцы («казачок», «гопак») и игры занимали важное место в системе традиционной физической культуры, так как в них заложены основные базовые движения при овладении двигательной культуры. Танцы и игры являлись средством проверки уровня развития физической выносливости и координации движений.

Систематизация народных игр казачества для детей старшего школьно возраста приведена в учебно-методическом пособии Александрова (2000). Вот примеры казачьих игр военно-прикладной направленности:

1) игры с коновязью – «скакание» и «рубка» деревянными шашками или прутиками, перевороты, перескоки, хождение и бегание по коновязи;

2) чехарда;

3) схорончики (прятки);

4) городки;

5) ножички;

6) «прыгалка через веревку»;

7) возня-борьба – только за руки, только за шею, только за пояса;

8) игры с нагайкой;

9) игры с шашкой (кинжалом) – рубка струи, лозы и т.д.;

10) групповое катание на лошадях;

11) лазание по деревьям;

12) «куколка» и др.

2. Оздоровительные силы природы. Эмпирическое знание и использование природных сил всегда было свойственно народному мировоззрению, и использовалось, и до сих пор используется в практических целях. К ним относится благоприятное воздействие на организм человека тепла и энергии солнца, воздушные ванны, обливание холодной водой, купание в крещенской проруби, целебные свойства источников.

3. Гигиенические факторы, содействующие укреплению здоровья. У казаков было и сохраняется свое их понимание: поддержание чистоты тела как храма души, т.к. чистота тела и души в традиционной православной культуре были неделимы. Чистота мест занятий и воздуха – воспринималась как отсутствие негативных факторов, под которыми подразумевалось, в том числе, влияние благоприятных неблагоприятных для человека мест. Общий режим дня, режим двигательной активности, режим питания и сна соответствовали природным закономерностям и регламентировались народным календарем.

Основной организационно-структурной единицей движения по патриотическому воспитанию, военно-физической подготовке и спортивному совершенствованию молодого поколения стали казачьи клубы. Многие из приведенных средств физического воспитания казаков применяются в клубах, секциях, классах казачьей направленности, работающих на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, казачьих обществ. Разрабатываются методические пособия физического и военно-прикладного воспитания казаков: Федин Р.И. «Здороваться. Техника владения холодным оружием»; Карпухин А.П. «Казачья верховая борьба», Александров С. Г. «Систематизация народных игр казачества для детей старшего школьного возраста» и др.

Военно-физическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения производилось в следующих социальных институтах казачьего общества: семье, станичной (территориальной) общине, во Всевеликом Войске Донском, аппарате общегосударственного управления казачьими войсками.

В настоящее время, в Ростовской области функционирует более 20 крупных казачьих клубов. По иерархии организации можно выделить следующие из них:

1. Дошкольные развивающие клубы «Казачонок»

2. Детские казачьи клубы "Казачья сотня"

3. Юношеские учебные казачьи клубы «Казачок»

4. Молодежные военно-патриотические клубы «Казак»

5. Физкультурно-оздоровительные и воено-патриотические клубы «Моя станица».

Основными формами работы детских казачьих клубов являются:

1) теоретические занятия (изучение истории и традиций южнорусского казачества, основ православия, принципов безопасности жизнедеятельности, воинских уставов, тактики ведения боя);

2) практические занятия (комплексные занятия и тренировки по разделам физической и боевой подготовки);

3) проведение спортивно-массовых мероприятий;

4) участие в туристических походах;

5) выступление фольклорных и хоровых коллективов;

6) подготовка военно-патриотических слётов;

7) организация марш-бросков и полевых выходов.

Центры по подготовке занимающихся в клубах базируются при казачьих обществах, физкультурно-спортивных организациях, общеобразовательных и специализированных казачьих учебных заведениях, воинских частях. Каждый клуб объединяет в своих рядах в среднем от 250 до 300 постоянных членов.

Служба в рядах Вооруженных сил Российской Федерации предъявляет высокие требования к уровню боеспособности казачьей молодежи, что вызывает необходимость творческого объединения современных и самобытных казачьих элементов боевой и физической подготовки.

Среди разделов военно-физической подготовки выделяются:

1) общефизическая подготовка (общеразвивающие упражнения (ОРУ),

бег, подтягивание, сгибание-разгибание рук, в упоре лёжа, силовые упражнения на снарядах);

2) специальная физическая подготовка (комбинированные казачьи эстафеты и др.);

3) строевая подготовка (строевые упражнения с оружием и без такового, передвижения группой и индивидуально);

4) основы рукопашного боя (комплексы рукопашного боя, поединки, метание холодного оружия);

5) огневая подготовка (техника безопасности при обращении с оружием, изготовка к бою, прицеливание, стрельба из пневматического и огнестрельного оружия);

6) основы конной подготовки (принципы кормления и ухода за лошадью, вольтижирование, «джигитовка», техника верховой езды);

7) парашютная подготовка (меры безопасности, укладывание парашюта, техника выполнения прыжка).

8) прикладные виды легкой атлетики ( бег по пересеченной местности и горный бег, метание копья длинною 3м, метание гранаты 1000гр).

Основными формами работы клубов являются:

1) теоретические занятия (изучение истории и традиций донского казачества, основ православия, принципов безопасности жизнедеятельности, воинских уставов, тактики ведения боя);

2) практические занятия (комплексные занятия и тренировки по разделам физической и боевой подготовки);

3) проведение спортивно-массовых мероприятий;

4) участие в туристических походах;

5) выступление фольклорных и хоровых коллективов клубов;

6) подготовка военно-патриотических слётов;

7) организация марш-бросков и полевых выходов.

Помимо казачьих клубов, программа физической подготовки и патриотического воспитания подрастающего поколения донского казачества реализуется в целом ряде существующих на территории области спортивных кружков и секций.

Работа секций осуществляется в двух направлениях: освоение традиционных казачьих элементов военно-физической подготовки и современных технических видов спорта.

Широкое распространение в городах и районах области получили виды спорта, культивируемые в благоприятных климатических условиях региона:

  1. Традиционные рукопашные единоборства: "русский стиль", "система рукопашного боя А.А. Кадочникова", борьба самбо и др.

  2. Фехтование (шпага, сабля, рапира).

  3. Конный спорт.

  4. Силовые виды единоборств: тяжелая атлетика, гиревой спорт и др.

  5. Стрелковый спорт.

  6. Борьба греко-римская, вольная.

  7. Все виды легкой атлетики.

  8. Плавание (в бассейне, на открытой воде, подводная охота, прикладные виды плавания).

  9. Гребля на каноэ, байдарках, академическая.

Широкий арсенал средств военно-физической подготовки и разнообразие форм работы по оптимизации процесса физического воспитания казачьей молодежи позволяет, в достаточной мере, решать поставленные задачи.

С одной стороны, опыт деятельности в данном направлении показал не только теоретическую, но и практическую возможность приобщения подрастающего поколения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Но с другой стороны, существующее унифицированное программно-методическое обеспечение в полной мере не учитывает региональные условия, этнические, социокультурные и другие традиции казачества.

Отмеченные недостатки свидетельствуют о необходимости кардинального изменения существующей ситуации. В дальнейшем, для эффективной реализации программы "Система духовного и физического оздоровления детей и молодежи" в отношении казачества, необходимо предусматривать:

  1. организацию военно-физического воспитания, обеспечивающего целостное воздействие на личность без разрыва между духовным, интеллектуальным и физическим развитием.

  2. широкий набор средств и форм, в своей совокупности позволяющих удовлетворять разнообразные потребности занимающихся: в сохранении и укреплении здоровья; развитии необходимых физических качеств и двигательных способностей; совершенствовании телосложения и духовно-эмоциональной сферы; формировании патриотизма, знаний и творческих способностей в области традиционной культуры донского казачества.

  3. фундаментальную общекультурную и гуманитарную подготовку квалифицированных специалистов в области традиционного казачьего физического воспитания и народных видов спорта.

  4. разработку и издание всего комплекса научно-методических и программных материалов по реализации проекта духовного и физического оздоровления казачьего населения Ростовской области.

  5. оказание необходимой финансовой помощи в развертывании программы казачьего физкультурного движения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

1) В современном образовательном пространстве донского региона существует острая потребность в разработке, систематизации и обобщении всего комплекса научно-методических и программных материалов по реализации проекта физического и духовного оздоровления казачьего населения Ростовской области.

2) Специфические традиционные средства системы физического воспитания казаков:

- доказали свою жизненность и эффективность на протяжении многих веков.

- учитывают все многообразие навыков и знаний в области физического воспитания, сложившихся исторически в Донском регионе.

- обладают достаточной гибкостью и адаптированностью, поэтому они применимы и в настоящее время с учетом современных реалий.

- региональные цели физического воспитания идентичны общепринятым целям физического воспитания – «формирование физически, психологически и духовно совершенного человека».

- способны обеспечить общую, профессионально-прикладную и военно-прикладную физическую подготовку подрастающего поколения в соответствии со специфическими требованиями трудовой и государственной деятельности.

3) В настоящее время в Ростовской области существуют реальные предпосылки для создания целостной и интегрированной системы военно-физического воспитания подрастающего поколения на основе казачества.

Литература:

  1. Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству: Пост. Правительства Российской Федерации от 22 апр. 2010 г. № 355 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 3. - Ст. 210.

  2. Сопов А.В. Историография вопроса о происхождении казачества // ru. narod. Ru / bks / problem / istoriog. htm.

  3. Тикиджьян Р.Г. Казачество России. Военно-исторический и правовой аспект: Информационно-справочные материалы. – Ростов-на-Дону, 2008. - С. 16.

  4. Водолацкий В.П., Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачество как целостное явление национальной истории России .

  5. Масалов А.Г. Российское казачество: Социально-политическая институционализация в современных условиях: Дис. … д-ра полит. наук. – Ставрополь, 2004; Он же. Российское казачество в начале XXI века. – Ставрополь, 2008; Озеров А.А. Казачество в современном российском обществе: институционально-политический анализ: Дис. …д-ра полит. наук. – Ростов-на-Дону, 2006.

  6. Александров С.Г. Модель физического воспитания детей и молодежи Кубанского казачества (середина XIX – начало XX вв.), Кубанская государственная академия физической культуры, - Краснодар, 1998.

  7. Лукаш С.Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России: монография / С.Н. Лукаш. - М.: ООО «ЦИУМиНЛ», 2008. - 302 с.

  8. Козлов В.В. Физическое воспитание детей и молодежи на традициях российского казачества: Дис. …на соискание ученой степени к.п.н. – Москва, 2004.

  9. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжола А.П. Казаки. – СПб.: "Диамант", 1999. – 88 с.

Васильцова Оксана Александровна

ассистент кафедры физического воспитания и спорта

Специальность: 13.00.04, Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Научный руководитель: д.пед.н., профессор Чешихина В.В.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-образовательный материал «надежность электрической изоляции»

    Документ
    Научно-образовательный материал «Надежность электрической изоляции» используется в системе повышения квалификации, получения дополнительного образования.
  2. Научно-образовательный материал (ном)

    Документ
    Развитие нанотехнологий, разработка и создание нанобъектов и наносистем в последние годы выявило множество новых задач, связанных с тепловыми свойствами таких систем.
  3. Научно-образовательный материал (2)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  4. Научно-образовательный материал (3)

    Реферат
    Химия окружающей среды – естественнонаучная дисциплина, изучающая основные закономерности физико-химических процессов протекающих в природных средах. Основной целью дисциплины является изучение процессов появления, перемещения и превращения
  5. Научно-образовательный материал Организация курсов повышения квалификации «Квалиметрические методы оценки качества физкультурно-оздоровительных услуг» Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители)

    Документ
    Велико значение физкультурно-оздоровительных услуг в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний. В связи с тем, что физической культурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы

Другие похожие документы..