Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Современные рыночные условия, в которых функционирует наше государство, выдвигает ряд требований к специалистам всех направлений и профессий, связанны...полностью>>
'Документ'
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных своими силами работ и услуг в промышленном секторе, вырос на 8 процентов и перевалил...полностью>>
'Документ'
Специальность «Маркетинг» (запись в дипломе – «Маркетолог») является одной из наиболее перспективных и востребованных в системе высшего образования с...полностью>>
'Документ'
1. Значення підприємства як базової складової розвитку економіки держави. Підприємство: поняття, мета, завдання, функції підприємства, принципи і кри...полностью>>

Научно-образовательный материал (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Судя по многочисленным свидетельствам, дошедшим до нас из глубины веков, гистрионы были великими мастерами своего дела, владели разнородными жанрами. Интересно отметить одну особенность: искусство гистрионов было ближе к эстраде, нежели к театру, ибо действовали они всегда «от себя», от собственного лица, что в дальнейшем, с рождением эстрадного искусства, станет одной из характерных черт» [2]. Как известно, основной формой эстрадного жанра является концертный номер, а миниатюра в свою очередь являлась традиционной формой выступления гистрионов, которая в каком-то понимании была более доступна, понятна и близка обычному, неискушенному зрителю. Средневековые артисты не играли спектаклей, основой представления была миниатюра, что отличало их от театра. Эти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем. Это и в наши дни основная, отличительная черта современного эстрадного искусства. Здесь прослеживается арочная аналогия, которая указывает на родство творчества средневековых артистов и эстрадного искусства. Возможно, это и есть та историческая нить развития жанров эстрадной музыки, которая уходит в глубину веков.

Намного позже в странах Европы стали появляться различные развлекательные заведения - министрел-шоу, мюзик-холлы, варьете, которые вобрали в себя весь опыт ярмарочных представлений и явились предшественниками современных шоу-программ.

Показ концертных номеров в таких заведениях отличался открытостью, оригинальностью, лаконичностью, импровизационностью, праздничностью, зрелищностью. Большой популярностью в то время пользовались кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта.

Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрадный жанр всегда стремился к необычности и разнообразию. Ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, массовости, пластичности, частой сменой декораций, изменение формы сценической площадки, привлечением различных технических средств. Для артиста, певца, музыканта выступающего на эстраде, номер — это маленький спектакль со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Краткосрочность номера требует предельной концентрированности выразительных средств, краткости и динамики в своем развитии. Одним из важных факторов успешности концертного номера является высокая концентрация содержания: за короткий отрезок времени необходимо выдать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия. Для постановки концертных номеров привлекаются композиторы, музыканты, сценаристы, режиссеры, хореографы, художники, звукорежиссеры, художники по свету. Часто на одного исполнителя трудится целый цех профессионалов, чтобы воплотить в жизнь какую-то идею. Легкий для восприятия и сложный при созидании, эстрадный жанр требует особой концентрации сил по всем направлениям.

Эстрада, как искусство синтезированное вобрало в себя различные жанры – инструментальную музыку и вокал, танец и кино, поэзию и живопись, театр и цирк. Всё это смешавшись, как амальгама, зажило своей самостоятельной жизнью, обратившись в чёткие законченные жанровые формы, которые не устают синтезировать и, по сей день, рождая что-то новое, не имевшее место быть. Эстрадное искусство подобно огромному древу с великим множеством веточек – жанров, которые, вырастая, окрепнув, пускают новые побеги-стили.

«Эстрадное искусство объединяет разножанровые разновидности, общность которых заключается в лёгкой приспособляемости к различным действиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом, - в злободневности, острой общественно – политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики. Это качество является особенно ценным и в то же время специфичным именно для эстрады» [1].

Сохранять истоки, отражать сегодняшний день и смотреть в будущее – это, пожалуй, то, что движет эстрадным искусством, что не дает стоять ему на месте. Возможно, поэтому так сложно отследить историю становления и развития данного направления, при всей своей доступности и простоте этот вид искусства очень мало изучен. «Для более глубокого понимания роли эстрадного искусства необходимо знание истории возникновения эстрадных жанров, процесса становления этого искусства» [2].

В начале ХХ-века, А.В.Луначарский в своей статье «Об эстраде» писал, что задача эстрадного искусства «по возможности отвечать немедленно на злободневные события, по своей политической заостренности эстрада имеет большие преимущества перед театром, кино и серьезной литературой», так как последняя «требует большего времени для подготовки своей продукции, по основной своей форме значительно тяжеловеснее легкокрылой и жалящей, как оса, эстрадной песенки или куплетной хроники».

С начала ХХ века эстрадная музыка находится под прицелом деятелей культуры и искусства, исследователей в различных областях знания, выступая как предмет неугасающих споров на страницах печатных изданий и в научных кругах. На протяжении всего пути развития эстрадного искусства отношение к нему было всегда не однозначным. В наши дни этот жанр воспринимается, как проявление массовой культуры, хотя один из важнейших компонентов в развитии данного направления и внесший огромный вклад в развитие популярной музыки – это джаз, его сложно назвать массовым искусством, это жанр для подготовленного и искушенного слушателя.

Популярная музыка является неким зеркалом эпохи, в которую она родилась, она всегда шагает в ногу с прогрессом, в какое время бы не существовал. В наши дни так же актуально отражение жизни общества через призму искусства, современное эстрадное искусство находится в постоянном поиске новых выразительных средств, которые смогут обогатить язык эстрадных жанров и помогут проникнуть в сердца зрителя. «В переходные периоды рождается новая интонационная сфера, порождающая, в свою очередь, новые приемы формообразования» [3].

«Конец ХХ в. – это итог столетия, итог тысячелетия, итог напряженного пути, где искусство играет весьма значительную роль. Стиль эпохи – это биение сердца, быстрое или медленное, ее пристрастия, ее идеалы, ее подвиги, ее преступления, ее открытия, ее заблуждения, ее догмы, ее поиски, ее кумиры, их восхождение и падение. У каждой эпохи свой бег времени: размеренно-неторопливый – и тогда жизнь поколения стабильна, несуетна, потомки мало отличаются от своих предков. Парадокс заключается в том, что чем спокойнее и неторопливее, а, следовательно, лучше для обычного человека жизнь, тем менее она насыщена и интересна для будущего исследователя, и именно крайне неблагополучные эпохи, принесшие страшные страдания для человечества, дали искусству величайшие образцы человеческого гения». Технический прогресс, как никогда, сделал огромный рывок в ХХ веке, что в свою очередь дало безграничные возможности в развитии и популяризации эстрадной музыки.

«Поиск новых форм – основное направление, по которому развивается искусство ХХ в.». Это касается и эстрадного искусства. «Пути взаимодействия «старого» и «нового» в искусстве ХХ в. <…> Пути эти – в поиске равновесия в антитезе; поиск новых синтезов, интегративные устремления искусства пронизывают весь ХХ в. Пересечения на путях развития искусства, будь то музыка, литература, живопись, скульптура или театр, позволяют говорить об общих жанрово-стилевых тенденциях развития» [3].

«Эстрада – одно из самых массовых, самых «все проникающих» искусств. Сейчас, когда эстрада тесно связана с другими искусствами (кино, театром, цирком, телевидением), особое значение приобретают поиски новых средств выразительности, которые обогащают язык современной эстрады и следовательно усиливают её воздействие на зрителя».

Эстрадное искусство никогда не стоит на месте, оно всегда в движении к будущему – эта одна из его главных особенностей. «Эстрада и современность – понятия нерасторжимые. Эстрадное искусство оправдывает своё назначение только в том случае, если является отражением жизни народа, если пульс эстрады бьется в унисон с пульсом времени. Именно в связи с этим и следует рассматривать воспитательное назначение эстрады» [2].

Литература:

  1. Кузнецов, Е.М. Из прошлого русской эстрады./ Е.М. Кузнецов. – М., 1957.

  2. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов театральных высших учебных заведений. Изд. 3-е, исправленное. / И.Г. Шароев. – М.: РАТИ – ГИТИС, 2009.

  3. Щербакова, А.И. Художественное пространство культуры: музыка и музыкальное образование: Учеб. Пособие / А.И. Щербакова. – М.: РГСУ, 2010.

Педагогические науки

Алифиров Анатолий Иванович

Аспирант кафедры физического воспитания и спорта

Специальность: 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Научный руководитель: д.пед.н., профессор Чешихина В.В.

Специфика системы физического воспитания казачества в Ростовской области

Аннотация: В данной статьн рассматривается сецифика физического воспитания казачества в ростовской области.

Ключевые слова: физическое воспитание, казачество, военное воспитание, физические упражнения.

Происходящие в стране социально-экономические изменения, их сложность, противоречивость и недостаточная научная обоснованность объективно обусловливают необходимость изменения образовательной стратегии в учебных заведениях. Современный этап общественно-исторического развития Российской Федерации характеризуется законодательным утверждением процесса возрождения традиционных культур в частности казачества [1].

В современном обществе интерес к казачеству – уникальному явлению отечественной истории и современности, огромен. Это связано не только с тем, что своими историческими корнями казачество, с его богатой этнической культурой, оставило глубокий след в истории России, но и с возрождением национального самосознания народов, населяющих сегодня Российскую Федерацию.

Цель исследования - описать существующую систему физического воспитания казачества в Ростовской области, и выделить в ней специфические особенности.

Предмет исследования – общефизическая и военно-прикладная подготовка детей, подростков и молодежи.

Задачи исследования:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологическую основу физического воспитания казачества в современном образовательном пространстве.

2. Выявить специфические особенности системы физического воспитания казачества в Донском регионе.

3. Раскрыть сущность и дать оценку областной антикризисной программе "Система духовного и физического оздоровления детей и молодежи».

Методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение литературных источников;

- обобщение передового практического опыта;

- педагогическое наблюдение.

Концепция государственной политики в отношении российского казачества (2010г.) построена на возрождении и развитии культурных, физических и военно-патриотических основ российского народа, сохранение образа жизни, традиций и духовных ценностей, осуществление гражданского воспитания молодежи и т.д.

Теоретико-методологическую основу исследования физического воспитания казачества составили исторический, культурологический, философский аспекты, а также аспекты непосредственно системы физического воспитания и мер государственной поддержки казачества.

Результаты исследований истории казачества, казачьих войск, их роли во всех военных событиях в период 16-19 вв. опубликованы работы И.Н. Алексеенко, А.В. Венковым, СВ. Волковым, Е.И. Демешиной, С.А. Кислицыным, В.А. Колесниковым, СВ. Кропачевым, а также другими российскими и зарубежными авторами [2].

Традиции воинской и государственной службы, экономики, культуры и военного быта казачества исследованы в работах В.П. Бар дыма, Г. Л. Воскобойникова, В.А. Дорофеева, А.Н. Дубинина, Р.И. Кудряшовой, М.В. Куракеевой, А.А. Магомедова, Н.В. Рыжковой, Е.М. Трусовой, В.Н. Чернышева и ряда других историков, культурологов, социологов, этнографов [3].

Данными о современном казачестве, их системе физического воспитания значительно обогатили науку монографии А.П. Абрамовского, О.В. Агафонова, О.О. Антропова, М.П. Астапенко, В.М. Воинова, А.И. Изюмова, С.А. Козлова, И.Я. Куценко, В.Н. Сергеева, С.А. Скорика, Л.П. Смельчукова, Т.В. Таболиной, Р.Г. Тикиджьяна, А.П. Трута [4].

Философские аспекты духовного возрождения, формирование гармонично развивающейся личности казака-воина, межнациональной толерантности рассмотрены А.В. Арсентьевым, В.А., А.А. Басалаем, В.Н. Вырелкиным, В.В. Глушенко, Б.Д. Иванниковым и другими учеными [5].

Сведения о политических факторах, детерминирующих трансформацию российского общества и влияющих на процесс возрождения казачества, содержат ежегодные послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, доклады и статьи руководящих работников государственных органов и лидеров казачества, а также аналитические доклады Института социально-политических исследований Российской академии наук, ведущих ученых этого центра - В.Н. Иванова, А.С. Капто, В.Н Кузнецова, Г.В. Осипова, а также В.В. Журавлева, А.Г. Здравомыслова, Б.Г. Капустина, Н.С. Слепцова, других политологов и социологов.

Анализ педагогических работ, направленных на использование элементов культуры казачества в педагогической практике указывает на существенные расхождения позиций ученых по ряду принципиальных понятий, составляющих базовые основы психолого-педагогического осмысления данного феномена. Поясним это на конкретном примере. Так в целом ряде педагогических исследований, использующих в той или иной степени казачью тематику, встречается термин «педагогика казачества». В то же время смыслы, вкладываемые в это понятие, существенно разнятся. Одни ученые определяют педагогику казачества как априори данный термин, не утруждая себя выявлением его сущности, другие указывают на его этнопедагогический характер, третьи наполняют это понятие культурологическим содержанием [7]. Приходится констатировать наличие существенных противоречий между потребностями реальной педагогической практики, связанными с использованием в учебно-воспитательном процессе элементов культуры и традиций казачества и слабостью адекватной педагогической теории и единого понятийного аппарата в изучении этой проблемы.

Возникновение казачества как народности и субэтноса примерно датируется началом VII века. Но до конца вопрос о возникновении казачества далеко не выяснен в исторической литературе. Грабянка, а за ним Ригельман производили казаков от хозар; Ян Потоцкий видел в казаках потомков тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI веке в Черниговщине. По мнению Татищева в Египте был город Черказ (от него и казаки впоследствии у русских назывались черкасами), жители которого переселились на Кавказ и стали называться косогами” Татищев действительно пишет о наличии упоминаний у Геродота о черкасах и что “род князей их, пришедших из Египта, где был град Чиркас, или Циркас...”. Пришедший род, поселился в низовьях Дона и на Кубани и был когда-то христианской веры. И далее: “...черкесы язык славянский имеют, весьма неправо, но паче татарский с египетским смешан, так что и татара без довольного искуства разуметь не могут, но, мню, он черкас Малой Руси разумеет.

Казаки-кочевники, возникнув как субэтнос, на 2,5 века раньше образования государства Киевская Русь, оказались в жесточайших условиях противостояния с другими кочевыми народами печенегами, половцами, хазарами, монголо-татарами, населявшими степь и занимающими в разное время территорию от южного Урала до Карпатских гор, называемую "Вратами народов". Чтобы выжить в таких условиях, необходимо было сформировать эффективную систему военно-физической подготовки. Существование, становление и развитие любого народа или государства невозможно без совершенной системы физического воспитания, стратегически важной для его самосохранения.

К примеру, все могущественные цивилизации древности – Египетская, Римская, Греческая, Индийская и Китайская, смогли создать действенный механизм генерирования и трансляции военной и физической подготовки, управления регулярными частями армии и флота, способный сохранять в неприкосновенности государства на протяжении тысячелетий. Развитие национальных систем физического воспитания в период XVIII- начале XX веков, также имело ярко выраженный милитаристский характер, (например французская и прусско-немецкая система физического воспитания), стран стремившихся к мировому господству. Скандинавская (или Шведская), и Чешско-Сокольническая системы сделали упор на снарядовые и естественно-прикладные виды гимнастики. Английская и Японская системы, развивавшиеся как замкнутые (островные) системы, культивировали спортивные и подвижные игры, и виды национальных единоборств соответственно.

В исторической литературе имеются многочисленные свидетельства выдающихся достижений казаков, относящихся к разряду военно-физической подготовленности. Ниже приводятся отдельные высказывания из книги Б.А. Алмазова и др. [9].

1. «Владея специальными приемами боевых единоборств, казак запросто одолевал двух-трех противников одновременно и приводил их в свой лагерь связанными – это в лучшем для них случае».

2. «Они неделями могли скитаться по голой степи или лесным чащобам, питаясь кореньями, травами и Бог весть еще чем».

3. «Нашествие пугачевских шаек на верховья Дона было остановлено, а сами пугачевцы большей частью истреблены отрядом из 14-15-летних казаков-«малолеток», которых по возрасту не взяли на войну с турками, причем восемьдесят верст к месту сражения они скакали всю ночь и первую половину дня и вступили в бой с ходу».

4. «В абордажном тесном бою казакам не было равных».

5. «… казаки перетаскивали струги посуху на огромные расстояния. Так, переволоку из Дона в Волгу (сорок два километра по песку) на месте нынешнего Волго-Донского канала они преодолевали за двое суток, перетаскивая на плечах не только струги, но и все оружие, боевой припас и сражение».

В статье А.И. Серба, посвященной пластунам, приведены следующие исторические факты:

1. «Француз де Сези: «Казаки пользуются такой славой, что нужны удары палкой, чтобы заставить турецких солдат выступать против них»».

2. «Итальянец д,Асколи: «Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и 20 чаек не боятся 30 галер …как видно это ежегодно на деле»».

3. «А вот мнение турецкого историка Наимы: «Можно уверенно сказать, что не найти во всем мире людей более отважных, которые бы меньше думали о жизни или меньше боялись бы смерти… Эта голь своим уменьем и храбростью в морских битвах превосходит все другие народы»» [8].

В кратком очерке истории Войска Донского отмечается следующее:

1. «Наполеон их (казаков) просто ненавидел. Он называл их «поношением рода человеческого». В эту пору имя донского казака прогремело по всей Западной Европе».

2. «Другой француз, генерал Морен, поражался лихостью и уворотливостью донских казаков. «Казаки, кидаясь в атаку, - пишет он, - обыкновенно несутся марш-маршем и хорошо останавливаются на этом аллюре. Их лошади много способствуют смелости и со своими всадниками составляют как будто одно целое. Эти люди, будучи осторожны, не требуют особых попечений о себе, отличаются необыкновенною стремительностью в своих действиях и редкой смелостью в своих движениях»».

3. «Военная история представляет нам много весьма поучительных примеров, - пишет англичанин Нолан, - того превосходства казаков над регулярной кавалерией, которым не следует пренебрегать и которое не должно забывать».

Следует заметить, что система физического воспитания казаков является частью Отечественной системы физического воспитания. Рассматривая физическое воспитание в России, следует различать два направления: 1. физическую культуру народных масс и 2. дворянства.

У россиян наибольшего распространения получили такие виды физических упражнений, как состязание в беге на коньках, лыжах, катание на санках, ледяные карусели. Любимым развлечением были кулачные бои, которые в 1832 году были запрещены указом Николая 1 «как забава вредная». Большой популярностью пользовалась борьба (различные ее виды) и игры в городки, в бабки, лапту, и другие. У детей были распространены такие подвижные игры как «волки и овцы», «гуси-лебеди».

Дворянство России внесло немалую лепту в становление отечественной системы физического воспитания. Так во второй половине ХУШ века регулярно проводятся скачки. Для этих целей создаются ипподромы. В России формируется своя школа фехтования. В конце 60-х годов возникают тиры для стрельбы из пистолетов, а затем создаются стрелковые общества.

В России раньше чем в других европейских странах физическое воспитание было введено в военные и гражданские учебные заведения. Большое внимание при этом уделялось фехтованию, верховой езде, гребле, лазанию по корабельным снастям. Например, в Московском университете 4 часа в неделю отводилось на фехтование и 4 часа на танцы.

Хорошие традиции сложились в организации физического воспитания в русской армии, несмотря на попытки царей внедрить в нее иностранные формы физической подготовки солдат. Традиции Петра 1, который регулярно проводил «потешные бои» для повышения не только военной, но и физической подготовленности войск, в дальнейшем развили многие русские полководцы. Так, фельдмаршал П.А. Румянцев создав подразделение егерей в армии, большое внимание уделял выработке у них быстроты, действия и выносливости, что достигалось систематическими тренировками.

А.В. Суворовым были введены в военно-физическую тренировку войск упражнения в переноске плетей, фашин и лестниц, бег по лестницам, гребля, бросание фашин, стрельба по движущимся мишеням.

Ф.Ф. Ушаков для физической тренировки моряков практиковал греблю, бег по корабельным снастям, работу с парусами.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что создание рациональных систем физического воспитания вновь исходило из целесообразности физических упражнений в обеспечении жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом.

После падения монархии проводились массовые репрессии казаков со стороны советской власти. По статистическим данным, в результате «расказачивания» на Дону в 1926г. Оставалось не более 50% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске – 10%, в других войсках – до 25% [8]. Были уничтожены практически все казаки старше 50 лет. Таким образом, казачество практически лишилось носителей традиций, в том числе традиций военно-физического воспитания.

Острая потребность в возрождении казачества возникает с началом распада Советской державы. На сегодняшний день во всероссийском масштабе зарегистрировано около 500 общественных организаций и объединений казаков. Не вызывает сомнение одно: как были казаки необходимы Российской империи, так и современной России не обойтись без казаков.

Президент России Д. А. Медведев приветствует создание казачьих кадетских корпусов, которые после длительного, семидесятилетнего перерыва, начали создаваться в каждом федеральном округе по всей России. Благодаря усилиям казачьих обществ России действуют и другие формы приобщения юных казаков к истокам традиционной культуры, истории и этике своих предков: войсковые казачьи школы; воскресные школы; казачьи классы на базе средних школ; казачьи военно-патриотические центры; казачьи лицеи; казачьи православные лицеи; казачьи молодежные клубы; казачьи конно-спортивные школы; факультативы по казачеству; спецкурсы по истории казачества при высших и средних специальных учебных заведениях и т.д. Особое внимание во всех формах приобщения к традиционной культуре уделяется физическому воспитанию и физической подготовке, а также всестороннему, гармоничному развитию личности.

В последнее время региональные власти, а также педагогическая общественность в качестве альтернативы кризисным процессам в духовно-нравственной среде молодого поколения, росту детской преступности и безнадзорности, наркомании, ухудшению состояния здоровья молодежи, обращают внимание на систему физического воспитания и военно-патриотические традиции казачества как субэтноса русского народа. В 28 регионах Российской Федерации существует и развивается сеть кадетских казачьих корпусов, суворовских, нахимовских училищ, а также приняты нормативные документы об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-образовательный материал «надежность электрической изоляции»

    Документ
    Научно-образовательный материал «Надежность электрической изоляции» используется в системе повышения квалификации, получения дополнительного образования.
  2. Научно-образовательный материал (ном)

    Документ
    Развитие нанотехнологий, разработка и создание нанобъектов и наносистем в последние годы выявило множество новых задач, связанных с тепловыми свойствами таких систем.
  3. Научно-образовательный материал (2)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  4. Научно-образовательный материал (3)

    Реферат
    Химия окружающей среды – естественнонаучная дисциплина, изучающая основные закономерности физико-химических процессов протекающих в природных средах. Основной целью дисциплины является изучение процессов появления, перемещения и превращения
  5. Научно-образовательный материал Организация курсов повышения квалификации «Квалиметрические методы оценки качества физкультурно-оздоровительных услуг» Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители)

    Документ
    Велико значение физкультурно-оздоровительных услуг в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний. В связи с тем, что физической культурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы

Другие похожие документы..