Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Презентация'
Торжественное награждение работников научно-промышленного комплекса Московской области Министерством промышленности и науки Московской области и генер...полностью>>
'Реферат'
3.4. Можно еще какой-нибудь пункт добавить, например инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками, можно еще что-нибудь, в этом разделе (3) ...полностью>>
'Закон'
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской...полностью>>
'Книга'
Книга представляет собой научно-художественную биогра­фию великого русского советского ученого и мыслителя, ака­демика Владимира Ивановича Вернадског...полностью>>

Научно-образовательный материал (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Специфика гуманитарного знания: культурологический аспект

В русле гуманистической позиции субъектное развитие

человека-деятеля обусловливается его подлинно социальной

потребностью в духовном самосовершенствовании.

С.П. Иванов

Аннотация: В настоящей статье рассматривается культурологический аспект гуманитарного знания.

Ключевые слова: гуманитарное знание, культурологический аспект, художественное творчество, гуманитарная культура.

Реализация гуманистических принципов в современном пространстве культуры самым непосредственным образом связана с гуманитарной культурой личности, определяющей возможность духовной коммуникации, возможность создания «струн общности» (Л.Л. Надирова), того пространства соучастного бытия, к созданию которого призывал в своих работах М.М. Бахтин. Что же мы вкладываем в понятие «гуманитарная культура»? Что определяет специфику гуманитарного знания? Насколько гуманитарное знание сегодня способствует рождению «струн общности»? Очень важен поиск ответов на эти вопросы сегодня, когда ситуация глобального цивилизационного кризиса требует поиска путей духовной коммуникации, путей осуществления универсального диалога во всех звеньях социума.

Вопрос специфики гуманитарного знания был глубоко разработан в философии неокантианства на рубеже XIX – XX веков Вильгельмом Виндельбандтом и Генрихом Риккертом. Философы показали, что различие предметов естественных и гуманитарных наук влечет за собой специфику методов, применяемых в этих видах знания, а также различия в оценке их достижений. Природа для нас есть нечто внешнее и чуждое, никак не зависящее от нашего отношения к ней, ее явления, в свою очередь, равнодушны по отношению к нам. Сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение, это основной метод естественных наук. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, имеющие к нам непосредственное отношение, поэтому они подлежат не столько объяснению, сколько пониманию.

По мнению А.С. Запесоцкого, мир гуманитарной культуры — это рефлексируемый срез человеческого опыта и бытия, содержащийся в языке, традициях, преданиях, то есть в «текстах» культуры. Исследователь убежден, что развитые формы человеческого самосознания, вырабатывая идеальные представления о должном и опредмечиваясь в формах гуманитарной культуры (религия, философия, искусство, нравственность), становятся надличностной системой регуляции отношений человека к миру, другим людям, самому себе. В этом чрезвычайно точном определении отражена связь гуманитарной культуры, как некого внешнего предмета по отношению к личности, с внутренним миром человека.

В свете данного определения, рассматривая роль гуманитарной культуры в формировании духовной коммуникации, представляется необходимым проанализировать связь гуманитарной культуры, выраженной в форме философского знания, с теми смыслами и ценностями, которые складывались в художественном творчестве той или иной эпохи. Такой подход обусловлен тем, что мы рассматриваем художественное творчество как результат личностного отношения к культурным ценностям своего времени.

Здесь мы берем за основу трактовку художественного творчества, обозначенную в работе М.С. Кагана «О понятии «Гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества», который считает, что искусство занимает особое в гуманитарной культуре, как одно из многообразных способов художественного освоения человеком мира. Место это определяется тем, что искусство является уникальным инструментом культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, и, тем самым, расширяет свое жизненное пространство, дополняя свой реальный жизненный опыт иллюзорным опытом жизни в художественной реальности. Из этого автор делает вывод, что искусство гуманитарно по своей природе, ибо непосредственно участвует в процессе «очеловечивания человека».

Идея единства истины, добра и красоты как сущности гуманитарной культуры личности содержится еще в античной философии, в учениях Платона, Аристотеля, Плотина. В платоновском диалоге «Тимей», где описано сотворение мира, красота видимого мира признается отражением и образом идеальной красоты, которая есть выражение высшей разумности и всеблагости создателя, пожелавшего сотворить прекрасный космос. Средневековый комментатор «Тимея» (IV в) указывает на единство истинного, благого и прекрасного, определяя их как различные свойства одного совершенного существа, творца видимого мира, в котором они отражены.

Важным источником формирования гуманитарной культуры личности от глубокой древности было Писание. Комментируя Библию, средневековые мыслители в ней находят подтверждение идеи единства истины, добра и красоты как атрибутов единого бога. В книге Бытия говорится о том, что создав мир, творец увидел, что созданное им – хорошо, а в Книге Премудрости Соломона утверждается, что мир создан согласно числу, весу и мере, откуда и происходит его гармония и красота. Книга Бытия с первых веков христианства и до экзистенциалистов века XIX была источником этических рассуждений, а из Книги Премудрости Соломона, через комментарии Августина (IV в), выросла средневековая эстетика. Рассуждения средневековых философов о добром и прекрасном, их различии и общности, вырастают из комментариев к греческому трактату «О божественных именах» Псевдо-Дионисия, написанному в IV – V вв неизвестным автором под именем первого епископа Афин Дионисия Ареопагита. Согласно ему, добро и красота, наряду с другими, есть божественные имена, которые можно бесконечно перечислять, рассуждать о них, но назвать бога невозможно, как невозможно охватить бесконечность.

В течение долгого времени, до XII – XIII веков, когда возникает зрелая схоластическая философия, категории добра и красоты были не настолько отделены и разработаны, чтобы основать на них отдельные философские дисциплины. Начиная с XII века категории добра и красоты разрабатываются философами-схоластами, разграничиваются не только друг от друга, но и в самих себе, приобретая собственную понятийную структуру, и к XVII веку, когда наступает время заката схоластики, философ Нового времени Рене Декарт может описать философию как дерево, корнями которого являются учения о бытии и познании, а плодами – этика, эстетика и другие философские науки.

И. Кант в «Критике чистого разума» (1781) выдвинул идею синтетического знания, которое обладает свойствами всеобщности и необходимости. Гуманитарное знание является неотъемлемой частью этого синтетического знания, поскольку только целостность научного знания придает ему свойства всеобщности и необходимости, свойства духовной коммуникации, объединяющей людей в общей устремленности к Истине. Эта идея продолжит свое развитие «Науке логики» (1812-1816), где Г.В.Ф. Гегель разработал диалектику как учение о всеобщей связии развитии, представив ее как универсальный гаучный метод, и в «Феноменологии духа» (1807), где показано становление понимающего и интерпретирующего субъекта.

К проблеме осмысления роли гуманитарной культуры как особого механизма, способствующего формированию духовной коммуникации обращались И.В. Гёте и В. Виндельбанд, А. Бергсон и Э. Гуссерль, В.С. Соловьев и П.А. Флоренский, М.К. Мамардашвили и Ф. Франк, М.М. Бахтин и Д.С. Лихачев, Т.С. Кун и М.С. Каган, С.С. Аверинцев и Ю.В. Шор. Сегодня эта проблема остается столь же актуальной и значимой, что обусловливает необходимость продолжения исследований в этой области.

Литература:

1. Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура как основа развития личности и общества. – С-Петербург, 2010

2. Каган М. С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов:Материалы конференции. — СПб., 1996.

3. Климова С. В. Духовность и творчество / Сарат. гос. техн. ун-т. – Саратов, 1998.

4. Смирнова Е. Р., Шапкина Н. В. Человек в контексте культуры : Введение в социокультурную антропологию : Учеб. пособие / Сарат. гос. техн. ун-т. – Саратов, 1997.

5.Фортунатова В. А. Человек в мире культуры : Учеб. пособие по культурологии / Нижегор. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород, 1998.

Устинов Леонид Юрьевич

Аспирант кафедры социологии и философии культуры

Специальность: 24.00.01 Теория и история культуры

Научный руководитель: д. пед. н., профессор Щербакова А.И.

Гитара в музыкальном искусстве и образовании: историко-культурологический аспект

Аннотация: В настоящей статье рассматривается историко-культурологический аспектроли гитары в сузыкальном искусстве и образовании.

Ключевые слова: гитара, музыкальное образование, музыкальное исскуство.

Прямые предшественники гитары попали на территорию Европы через Испанию. Принято считать, что они были принесены на юг Пиренейского полуострова около 800 г. н. э. во время вторжения арабов. В музыкальной практике мусульман, принадлежавших к берберским племенам, встречались струнные инструменты – такие, к примеру, как уд – ближневосточная разновидность лютни, отличительными особенностями которой были короткая шейка без ладов, сдвоенные струны на которых играли плектром.

Примерно в это же время уд и пандора, начали проникать на север Европы. Здесь они постепенно не только приживались, но и видоизменялись. Эволюция музыкальной практики и изготовления музыкальных инструментов этого рода привела к тому, что из рук европейских мастеров стали выходить такие инструменты как лютня и гиттерн. Гиттерн – средневековая гитара, у которой корпус и шейка вырезались из цельного куска дерева, имела под грифом прорезанное отверстие для большого пальца левой руки исполнителя, струны же прикреплялись к так называемой пуговице в нижней части корпуса и проходили через подставку. Начиная с X века, изображение струнных щипковых инструментов в качестве иллюстраций к книгам становится общепринятым, что косвенно свидетельствует о достаточно широком бытовании этих инструментов.

В XIII веке в Испании, распространена так называемая мавританская гитара. Она была овальной формы, с выпуклой нижней декой и резким звучанием. Играли на ней плектром. Она имела успех при дворе, но не получила распространения среди деревенских музыкантов. Однако позже, различные типы гитары, активно участвуют в народных увеселениях. В XIII и XIV веках гитара входит в число инструментов, получивших широкое признание.

Другая родственница гитары – виуэла – играла значительную роль в музыкальной культуре Ренессанса. Корпус виуэлы по форме был близок гитаре, однако её струны настраивались как у лютни. Она была распространена исключительно в Испании, где считалась аристократическим инструментом. И гиттерн, и виуэлу, и ренессансную гитару объединяло одно – это были струнные щипковые инструменты с плоской тыльной частью и характерным суженным посредине корпусом. Использовались эти инструменты, как правило, в качестве аккомпанирующих.

Первые настоящие гитары, появившиеся в конце XV века, по размерам были ближе к лютне. На них обычно натягивались так называемые хоры (пары) жильных струн. Интересно, что на гитаре с четырьмя парами струн исполняли инструментальную музыку, а гитара с пятью парами струн использовалась как аккомпанирующий инструмент в вокальной музыке.

Уже в XVI веке лютня была самым распространенным музыкальным инструментом в Центральной Европе и Великобритании. Однако к XVII веку гитара постепенно вытесняет лютню, так как играть на ней было значительно легче.

Главенство лютни и виуэлы в эпоху Ренессанса почти не позволяло гитаре иметь собственные, оригинальные композиции. Но и сама лютня изменялась, что не могло не повлиять на развитие гитары. Появилась пятая струна, а так же лады, увеличивается размер корпуса (такая гитара будет применяться до конца XVIII века). Но фактически стандартных размеров для инструмента не было, – они определялись по усмотрению мастера.

Следует упомянуть также китарру баттенте – итальянскую разновидность гитары XVII и XVIII вв. Она имела глубокий корпус и полусферическую тыльную часть. Выпуклая нижняя дека придавала упругость корпусу. Бока и задняя часть делались из длинных узких планок. Обычно у неё было пять парных либо тройных металлических струн, на которых играли плектром. Чаще всего это была игра связными аккордами, отбиваемыми в стиле расгеадо (исполнение двух или более аккордов подряд посредством удара, а не щипка). Свою популярность беттенте приобрела благодаря широкому распространению в качестве аккомпанирующего инструмента пению и танцам.

Сочинения того времени – в основном, сборники, содержащие серии танцев, записанные с помощью буквенной табулатуры. Чуть позже, появляется другой способ записи произведенй, в стиле pince (это два типа записи: мелодические пассажи и аккорды в буквенной табулатуре), что открыло большие возможности для обновления композиторского письма, обогащенного смелостью языка расгеадо. Первым общепризнанным композитором, отошедшим от стиля расгеадо, был Франческо Корбетта (1620–1681). В период правления молодого Людовика XIV, он работал при дворе, и даже создавал совместно с Ж. Б. Люлли музыку для одного из королевских балетов, где использовалась гитара. Пять сохранившихся от того времени сборников сочинений для гитары отражают эволюцию гитарного стиля на протяжении века.

Робер де Визе (1658–1725) – наиболее крупный из композиторов той плеяды. Лютнист и гитарист, он преподавал также и игру на этих инструментах, был официально признан придворным гитаристом. Он оставил два сборника пьес для гитары, а так же пьесы для лютни и теорбы. Это – шесть сюит, и то величайшее мастерство, с которым они написаны, позволяет их считать шедеврами мировой литературы для гитары. Они полны блестящим совершенством форм и красотой музыкальных тем.

Гаспар Санз (1640–1710) – известный композитор, гитарист и священник. Его заслугой является труд «Руководство по игре на испанской гитаре». Книга выдержала множество переизданий. Этот труд состоит из трех книг, первая из которых – методическая, дополненная серией пьес, записанных в виде традиционных табулатур (цифры на пяти линейках). Большинство из них – танцы: пасссакалии, канариос, эспаньолетас, виланеллы, паваны. Объединение в одном труде теоретической и практической частей, определяло особый интерес к этому труду. Санс, благодаря высокому уровню теоретических рекомендаций и непревзойденному уровню мастерства, на протяжении более чем столетия, сохранял первенство среди композиторов испанской школы.

Испания – родина современной гитары. Но об испанских гитарных мастерах сейчас известно очень мало. Однако известно, что в XVII веке гитара была любимым придворным инструментом в Центральной Европе, главным образом во Франции и Италии. В конце XVII века Антонио Страдивари – известный мастер струнно-смычковых инструментов, также занимался изготовлением гитар. В первой половине XVIII века гитара на некоторое время вышла из моды. Но в 1780 году наступил перелом, решительно сказавшийся на облике и технических возможностях этого инструмента: в Италии и Франции вместо парных струн стали использовать одиночные. Сложность настройки гитар с парными струнами, а так же трудности получения унисона во время игры на каждой паре струн, привели к тому, что во всех европейских странах, кроме Испании, распространились гитары с одиночными струнами. Но уже в начале XIX века и испанцы отказались от сдвоенных струн.

Концертная форма исполнительства на гитаре, выдвинувшаяся в XVIII–XIX веках, выявила плеяду выдающихся гитаристов и композиторов (или гитаристов-композиторов), которые в значительной мере обогатили сам образ гитары как инструмента сольного, что позволило гитаре стать инструментом классической традиции. Сейчас эти композиторы – непререкаемые авторитеты, положившие начало современной гитарной школе.

Фердинанд Карулли (1770–1941), Маттео Каркасси (1792– 1853), Мауро Джулиани (1781–1829) в Италии; Наполеон Кост (1806-1883) – во Франции; Фернандо Сор (1778–1839), Дионисио Агуадо (1784–1849), Франсиско Таррега – в Испании; а так же композиторы других стран (например, австрийский композитор Иохан Каспар Мертц, который был наиболее лиричным гитарным композитором середины XIX века. Его сочинения получили распространение и заняли достойное место в репертуаре гитаристов.

Иохан Каспар Мертц (1806–1856) – автор «Школы», а также свыше ста сочинений для гитары, в том числе концертной увертюры «Фингалова пещера», каприччио, многочисленных фантазий, вариаций и попурри на темы опер Беллини, Россини, Мейербера и др. композиторов. Известный русский гитарист-концертант Николай Петрович Макаров (1810–1890) считал, что в музыке Мертца есть все: «богатая композиция, высочайшее знание музыки, превосходное развитие идеи, единство, новизна, великолепие стиля, отсутствие тривиальных выражений многообразие гармонических эффектов». Сочинения композиторов были задуманы в соответствии со стремлением к виртуозности, свойственной тому времени. Школа каждого из этих мастеров явила миру многих замечательных музыкантов.

Надо учесть, что гитара того времени имела другое строение корпуса (меньше современной по размеру), использовались жильные струны с более низким строем и тихим звуком, а исполнители еще не знали ногтевого способа звукоизвлечения. Этот способ был впервые употреблен и введен в повсеместную практику гитаристов только в XX веке, основоположником современной школы исполнительства Андресом Сеговией, о котором речь пойдет отдельно.

В кратком историческом обзоре нельзя не упомянуть и другую примечательную личность начала XIX века – Фернандо Сор (1778–1839). Это был известный в то время гитарист-виртуоз, концертировавший по всей Европе. В 1830 году Сор опубликовал написанное им руководство – знаменитую «Школу для гитары». Отдельно следует сказать и о Никколо Паганини (1782– 1840). Ярчайший представитель виртуозной игры в европейской музыке, он был не только прославленным скрипачом, но и блестящим гитаристом. В свое время маэстро на целых два года оставил скрипку, чтобы играть на гитаре! В наследии Паганини множество произведений для гитары: сонаты, вариации, сонаты для струнных и гитары, шестьдесят вариаций на народную тему.

Развитию исполнительства на гитаре способствовало то, что многие из этих знаменитейших композиторов создавали свою школу игры, куда вошли многие сочинения – от простых этюдов, предназначенных для развития различных видов техники исполнительства, и до крупных по масштабу и форме, произведений (например, фантазий, сонат, больших соло, увертюр, вариаций и т. д.) которые не теряют свою актуальность для гитаристов- исполнителей всех поколений и по сегодняшний день. Нельзя не отметить, что в конце XIX века, гитару в некоторых странах Европы вытесняет фортепиано. Бытует не слишком лестное мнение о ней как об инструменте ограниченных возможностей. Но, несмотря на это, она продолжает быть популярной, например, в Англии и, конечно, в Испании. Появляются новые виды гитар, некоторые даже существенно отличающиеся от тех, к которым привыкли ранее. В композиторском творчестве намечается некий отход от традиционных методов, приемов письма, что требует от исполнителей обогащения технических и выразительных возможностей гитары.

В 1840 году испанский мастер Антонио де Торрес Хурадо, работавший в Севильи, заложил основные размеры и конструкцию современной классической гитары. Он экспериментировал со строением самого инструмента, для того, чтобы придать ему повышенное качество и силу звучания. Отныне, все инструменты навсегда приобретают современные, привычные нам черты – черты классической гитары, так же они обладают чистым, достаточно мощным звуком, способным заполнить концертный зал. До сих пор гитары работы Торреса являются эталоном для современных гитарных мастеров.

Торресу заказывали гитары лучшие исполнители второй поло- вины XIX века, в частности, Франсиско де Таррега (1852–1909), который более чем кто-либо другой, способствовал утверждению гитары в качестве концертного инструмента. Профессиональный пианист, выпускник Мадридской консерватории, Таррега был знаменитым гитаристом-виртуозом и композитором, внесшим огромный вклад в развитие любимого инструмента. Фанатичный приверженец гитары, он сочинял, делал переложения произведений Шопена, Баха, Бетховена, а так же своих соотечественников – Альбениса, Гранадоса, и все свободное время посвящал развитию своего мастерства.

Таррега написал около восьмидесяти оригинальных пьес, сто двадцать переложений для гитары соло, и двадцать одно – для дуэта гитар. Его считают отцом современной классической гитары, так как все ее дальнейшее развитие несет на себе отпечаток творчества этого мастера.

После его кончины, отношение к инструменту стало немного другим. Таррега внес огромный вклад в усовершенствование гитары, но, не смотря на это, композиторы отошли от нее: эра композиторов-виртуозов закончилась. И только непосредственные ученики Тарреги – Льобет, Пухоль и другие, продолжили пропаганду любимого инструмента. Мигель Льобет (1878–1938) учился у Тарреги после окончания Барселонской консерватории. Сам Таррега считал его одним из лучших своих учеников. Его выступления имели успех как в родной Испании, так и в других странах Европы, а также в Советском Союзе. Обладая талантом виртуоза, он добился мирового успеха. В наследии Льобета – редакция Двадцати пяти этюдов Каркасси, несколько транскрипций и переложений, оригинальные пьесы.

Эмилио Пухоль (1886–1980) – один из самых знаменитых ис- панских музыковедов и гитаристов, ученик Тарреги. Давал сольные концерты в Европе и Америке, преподавал в должности профессора по классу гитары в Лиссабоне и Барселоне. Будучи педа- гогом, он создал пятитомную школу игры под названием «Рациоальный метод игры на гитаре», в которой изложил систему преподавания Тарреги. Он выпустил значительное количество переложений для гитары, в том числе произведения виуэлистов Нарваэса, Мударры, Вальдеррабано, – благодаря чему репертуар гитаристов значительно расширяется.

Огромное значение Таррега имел как педагог. Великая заслуга этого выдающегося музыканта состоит в том, что он практически в одиночку разработал основные принципы современной классической техники игры на гитаре. Лучшие гитаристы начала XX века, в большинстве своем, были учениками Тарреги. Однако окончательное международное признание гитара получила благодаря деятельности музыканта-самоучки Андреаса Сеговии.

Как исполнитель, Сеговия был последователем Тарреги. Его широкая известность привела к расширению репертуара для гитары, так как крупные композиторы XX столетия – например, Руссель, Родриго, Понсе и Костельнуово-Тедеско – сочиняли пьесы специально для него. Андресу Сеговия (1893–1987) – исполнителю и педагогу, мы обязаны значительными, поистине революционными изменениями в истории гитары. Этот человек дал гитаре то, чего не хватало ей, чтобы изменить мнение о ней, как об инструменте ограниченных возможностей, и достойно стать в один ряд с фортепиано и скрип- кой: он дал ей высокохудожественный репертуар. Исполнительское мастерство Андреса Сеговии, его технические приемы вызывали интерес многочисленных музыкантов. И не только гитаристов. Так, известный виолончелист, профессор В. Л. Кубацкий в беседе говорил: «Игра Сеговии многому научила музыкантов. Немало поучительного почерпнули пианисты, скрипачи, виолончелисты. Я оказался во власти его звукового мастерства. Это было звуковое излучение. Изумительное piano, в котором не пропадал ни один звук. Эстетическое наслаждение доставляло его pizzicato. До Сеговии я не понимал pizzicato. Его секрет раскрыл Сеговия».

Андресу Сеговия с его многогранной деятельностью принадлежит великая роль в создании всего современного гитарного искусства. Именно благодаря ему, сейчас гитара – один из самых популярных инструментов.

Литература:

1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и об- разовании.– Л., 1965.

2. Аскинази В. Эстрадная музыка. К вопросу определения понятия.– М., 1997.

3. Берроуз Т. Все о гитаре в разных стилях музыки.– М., 2003.

4. Конен В. Третий пласт. Новые массовые музыкальные жанры в музыке ХХ века.– М., 1994.

5. Пасс Д. Трэшер Б. Гитарный стиль Джо Пасса.– М., 2000. 6. Ричардс К. Электрогитара.– Л., 1993. 7. Флинт Т. Антология американской акустической гитары.– М., 2000.

Ющенко Наталия Сергеевна

Аспирантка кафедры социологии и философии культуры

Специальность: 24.00.01 Теория и история культуры

Научный руководитель: д. пед. н., профессор Щербакова А.И.

Искусство эстрады в контексте
истории и теории культуры

Аннотация: В настоящей изучается исскуство эстрады в контестве истории и теории культуры.

Ключевые слова: исскуство эстрады, история и теория культуры.

Несмотря на то, что понятие эстрада родилось сравнительно недавно, само искусство существует на протяжении многих веков. Это искусство зародилось в народных гуляньях и празднествах, в удалых скоморошьих забавах и уличных представлениях вагантов и гистрионов. Можно смело утверждать, что эстрадное искусство – это древнейшее из искусств и родилось оно одновременно с такими видами искусства, как музыка, поэзия и танец.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-образовательный материал «надежность электрической изоляции»

    Документ
    Научно-образовательный материал «Надежность электрической изоляции» используется в системе повышения квалификации, получения дополнительного образования.
  2. Научно-образовательный материал (ном)

    Документ
    Развитие нанотехнологий, разработка и создание нанобъектов и наносистем в последние годы выявило множество новых задач, связанных с тепловыми свойствами таких систем.
  3. Научно-образовательный материал (2)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  4. Научно-образовательный материал (3)

    Реферат
    Химия окружающей среды – естественнонаучная дисциплина, изучающая основные закономерности физико-химических процессов протекающих в природных средах. Основной целью дисциплины является изучение процессов появления, перемещения и превращения
  5. Научно-образовательный материал Организация курсов повышения квалификации «Квалиметрические методы оценки качества физкультурно-оздоровительных услуг» Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители)

    Документ
    Велико значение физкультурно-оздоровительных услуг в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний. В связи с тем, что физической культурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы

Другие похожие документы..