Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«О мерах по подготовке к зимнему отопительному сезону, переходу на местные виды топлива, ремонту наружных тепловых сетей, установке коллективных и ин...полностью>>
'Документ'
В Эдинбурге прошла самая массовая за последние 4 года акция протеста студентов. До 15 тысяч молодых людей живой рекой заполнили Золотую милю перед шо...полностью>>
'Документ'
Основная территория США (называемая континентальные штаты) расположена на Северо-Американском континенте и простирается от Атлантического океана на в...полностью>>
'Методическая разработка'
в.в. хотя сама технология бумажного производства была разработана в Китае задолго ; этого времени, ещё до нашей эры. В ту далёкую от нас эпоху бумага...полностью>>

Научно-образовательный материал (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Низкое благосостояние населения приводит к росту бедности. Высокий уровень бедности жителей страны является причиной ухудшения морально-этического климата государства (учащаются ранние браки, растет алкоголизм, наркомания, проституция, детская преступность, увеличивается количество внебрачных детей), так как обездоленный народ идет на крайние меры в целях обеспечения себя пропитанием. Так, в 2009 году в Кыргызстане родилось 42033 внебрачных детей. Это 31% от общего количества рожденных за тот же год [5]. 7381 семей из 47567 (15,5% всех браков) распадается по данным на 2009 год [5]. Для страны с населением всего лишь 5,478 млн. человек это является реальной демографической угрозой. За период с 2000 года число детей в детских домах и интернатах возросло в 1,8 раза. При этом около 90% детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, имеют одного или обоих родителей [6; 19]. По мнению многих исследователей, «причинами помещения ребенка в резиденциальное учреждение является не только социальное или биологическое сиротство, лишение родителей свободы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость родителей, уклонение их от воспитания детей, отказ матери при рождении от ребенка, но и тяжелое материальное положение родителей. Многие родители «отдают» детей в детские дома на время, на период своего пребывания на заработках в России или Казахстане. Так, по данным мониторингов содержания детей в детских резиденциальных учреждениях, проведенных программы «Новое поколение», основной причиной помещения детей в резиденциальное учреждение является низкий доход семьи.

Ввиду несовершенства системы государственного обеспечения для многих родителей помещение ребенка в детский дом является единственным выходом» [6; 19]. Некоторые из этих младенцев попадут в детские дома, некоторые будут расти с одним чужим родителем, некоторые на всю жизнь останутся без одного родителя. Даже если ребенок воспитывается хотя бы одним из родителей, психология ребенка все равно будет носить отпечаток. В докладе независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц» указано, что дети, оставшись один на один с улицей, «живут по неписаным законам того общества, куда попадают, где поощряется, признается то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделенные подчас безграничной властью» [9; 38].

Но, по словам А.М.Нечаевой, «это вовсе не означает, что беспризорные дети, отделяя себя от гражданского общества, становятся для него чужеродным телом. Скорее, напротив, стремление спасти их объясняется не только опасностью, исходящей от беспризорников, но и желанием помочь тем, кого судьба обрекла на жизнь в нечеловеческих условиях» [8; 60].

«Дети улицы» более склонны стать правонарушителями, наркоманами, алкоголиками. Как отмечают исследователи проблемы, от детей из нормальных семей безнадзорных и беспризорных детей отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.) [9; 85].Так, например, во время Великой Отечественной Войны количество преступлений в СССР, совершенных несовершеннолетними в 1942 году, возросло по сравнению с 1941 годом на 61 %, в 1944 году - на 181 % [11; 114].

Точных данных о количестве беспризорных и безнадзорных детей в Кыргызстане нет, также отсутствуют конкретные цифровые данные о количестве «уличных детей», вовлеченных в криминальную среду. Но, несмотря на это, вышеуказанные статистические данные об экономическом благосостоянии страны, о социальной политике государства дают знать, что очень много вопросов и проблем остаются нерешенными. Все эти проблемы между собой тесно переплетены и требуют безотлагательного принятия мер.

Правительство страны должно вместе с населением страны должно начать искать панацею против этого социального недуга. Хотя ранее были разработаны и приняты нормативно-правовые акты в данной сфере. Например, Кыргызская Республика 6 ноября 1994 года ратифицировала Конвенцию ООН «О правах ребенка», это был один из первых шагов к созданию нормативно-правовой базы по охране детских прав. Были разработаны и приняты парламентом Кодекс КР «О детях», Трудовой, Гражданский, Семейный кодексы, закон КР «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике», был подписан ряд Указов президента об улучшении системы социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей. Статья 16 Конституции КР гласит, что «государство обеспечивает содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения». Однако все они малоэффективны.

Несмотря на всю эту правовую базу, в стране не предпринимается никаких результативных мер по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Речь не идет только о правительстве, органах местного самоуправления, неправительственных организациях. Все население страны, каждый человек, каждый гражданин должен осознать, что судьба будущего страны - детей - зависит от каждого из нас.

Литература:

  1. Народное образование в СССР. - М.: Политиздат, 1958.

  2. URL:/osh/94058-mezhdunarodnaya-nezavisimaya-komissiya-po.html

  3. Восстанавливаем историческую справедливость: Краткие сведения о лицах, необоснованно подвергшихся репрессиям в 30-50 годах на территории Кыргызстана и реабилитированных в период с 1989-95 г. Вып.1. - Б., 1996.

  4. Национальный статистический комитет КР, Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения; Изменение ВВП по секторам экономики; Основные демографические показатели; Число родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке; Браки и разводы. – Адрес сайта www.stat.kgсайт www.stat.kg

  5. Соблюдение прав ребенка на семейное окружение в КР, Отчет по результатам исследования 2009-2010 гг., Фонд «Сорос» Кыргызстана, ОФ «Лига защитников прав ребенка». - Б., 2010.

  6. Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. - М., 1990.

  7. Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление. // Журнал «Государство и право», 2001. № 6.

  8. Российская педагогическая энциклопедия. П/ред. проф. М.Константинова. - М.: Знания, 1993.

  9. Государственная система по защите прав и законных интересов детей на местном уровне, Кыргызская Республика. - Б., 12-14 мая 2009 года;

  10. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001.

Гуполов Юрий Витальевич

Аспирант кафедры истории Отечества

Специальность: 07.00.02 - Отечественная история

Научный руководитель: д. и. н., профессор Гасанов Б.К.

Идеологическая составляющая советской модели брака и семьи

Аннотация: Грандиозность задач, которые поставили большевики после взятия власти, первоначально заслонили социально-бытовые проблемы, в частности отношение к институту семьи. Эта тенденция явно входила в противоречие с преобладающей патриархальной традицией. Автор обращает внимание на то, что перелом наступает с переходом к мирной жизни. Дискуссия на самом высоком политическом уровне (В. Ленин, И. Арманд) положили начало формированию новой идеологии семейно-бытовых отношений, в основе которой лежали не принципы свободной любви, а сочетание традиции (моногамия) и новации (равноправие полов). Это и составило содержание статьи.

Ключевые слова: Идеология, семейные отношения, традиции, социальный институт, самодостаточность, концепция, пропаганда, семейная функция, социальная функция, тенденция, воспроизводство населения, патриархальность.

Семья в Советской России представляла собой институт, с одной стороны, унаследовавший прежний авторитарно-патриархатный стиль, а с другой, представляла собой стремительно изменяющийся институт под воздействием трансформации нового государства. Воздействие целенаправленной государственной политики на семейные структуры и формы внутрисемейных отношений отмечено многими исследователями. Семейная политика советского государства строилась на основе идеологии равенства (классового и полового) и отрицания буржуазных форм брака и семьи. Светская политика в отношении семьи была сосредоточена на вопросах регуляции брачно-семейных отношений работающих женщин и на вопросах охраны и материальной поддержки материнства и детства.

Исследователи социальной истории семьи выделяют несколько, принципиально разных по своей направленности и влиянию на внутрисемейные отношения и структуру семьи, периодов в истории социальной политики советского государства.

Период (1918 - начало 30-х гг.) часто называют временем радикального переустройства института семьи в России. Этот период характеризуется либеральным законодательством и легитимацией ряда запрещенных в имперский период индивидуальных, в том числе сексуальных, прав и свобод. Советская власть декретом "О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния" от 18 декабря 1917 г. утвердила единую процедуру гражданской, светской регистрации брака, отменив церковную регистрацию брака как единственно легитимную и легальную форму регистрации брака до революции. Кроме того, было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни по обеспечению равного доступа к работе, образованию, социальным услугам и благам. Россия была не только одной из первых стран мира, провозгласившей равенство полов, но и первой страной, в которой начала проводиться направленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и равных возможностей для женщин. Благодаря такой политике государства, в СССР на практике была создана одна из самых первых в мире, в отношении женщин и детей систем социального обеспечения.

Развод, как и брак, регистрировался и санкционировался церковью. Однако, начиная с 1760-х гг., и вплоть до 1860-х гг. разводов было очень мало, так как их количество жестко контролировалось церковью. Ситуация радикальным образом изменилась в 1917г., когда декретом "О расторжении брака" процедура развода стала светской и доступной. Дела о разводах, возбужденных в одностороннем порядке, были переданы из церковного ведения в ведение местных судов. Принятый в октябре 1920г. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве упрощал процедуру развода: развод по взаимному согласию происходил в ЗАГСе, а по заявлению одного из супругов - в суде. Однако судебная процедура развода была упрощена: дела слушались без участия заседателей, а в случае неявки в суд обоих супругов, дело о разводе слушалось заочно.

Постановление Наркомата здравоохранения и Наркомата юстиции от 18 ноября 1920г., разрешавшее в России искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях, было первым в европейской истории практикой легализации абортов. В имперский период истории России согласно уголовному уложению 1903г. существовала уголовная ответственность за аборт и для врача (до 6 лет), и для матери (до 3 лет).

Среди мер социальной политики советского государства в отношении женщин и детей стоит указать на пропаганду и частичную реализацию политики освобождения женщин от "быта". Речь идет о снятии и разделении с государством ответственности женщин за рекреационные функции семьи и социализацию детей. Именно в 20-е гг. появляются теоретические работы Александры Коллонтай, в которых ставится вопрос о необходимости введения специальной государственной политики в отношении семьи и женщин. А.Коллонтай, предлагала отказаться от традиционных форм семьи и семейной жизни. Она писала о необходимости "революции быта", о необходимости реорганизации частной и семейной жизни, включение женщин в производство, оказание материальной поддержки матерям, путем социализации домашнего труда (организацию общественных столовых, прачечных, ремонтных мастерских, яслей, детских садов). Реалии семейных практик и в городе, и в деревне были связаны с нищенским существованием отставленных, разведенных матерей с несовершеннолетними детьми. Так как при упрощении процедуры развода, неразвитости социальных служб и отсутствии обязательной и фиксированной поддержки со стороны государства, женщины, особенно с несовершеннолетними детьми, были экономически зависимы от своих мужей.

В целом, по мнению С.Чуйкиной, семейная идеология тех лет характеризовалась двумя важнейшими принципами: декларированным стремлением к достижениям равенства возможностей и мужчин и женщин в профессиональном плане, и равенством ответственности в семейной жизни и в родительстве; принципиальной открытостью публичных дискуссий о семье, любви, сексе. Таким образом, этот период характеризуется многоукладностью и разнообразием форм семейной жизни. Апробировались и легализовывались как самые разные формы семейных союзов гражданский брак, тройственные союзы, семьи-коммуны, так и государственные практики социальной поддержки матерей и несовершеннолетних детей.

Конец политики сексуальных свобод и социального экспериментаторства в сфере семьи, начинается с 1927г. В ряде официальных публицистических статей, осуждались сексуальная свобода, разврат, невоздержанность, поднимались вопросы защиты прав матерей с несовершеннолетними детьми. В сторону ужесточения моральных норм и ограничения сексуальных свобод эволюционирована и услуга бесплатного аборта. В 1926г. в Советской России были полностью запрещены аборты: а) забеременевшим впервые б) женщинам, перенесшим эту операцию менее полугода назад. Попутно, с середины 20-х гг. началась в печати кампания против абортов, в ходе которой осуждался эгоизм нерожающих женщин, вред операции аборта для женского организма. Следующим шагом по пути ограничения доступности аборта стало введение платы за эту операцию, а затем введение полного запрета на аборт в советских медицинских учреждениях. За криминальный аборт предусматривалась уголовная ответственность и для самой женщины, и для врача, и для лиц, выполнявших посреднические функции.

В 1936г. выходит постановление о запрете абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей, детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводе. Постановление содержало требование, что все беременности должны заканчиваться родами. По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей, введение таких мер в семейную политику было связано с необходимостью увеличения рождаемости, так как ослабление семейных устоев, легализация разводов и неразвитость социальной инфраструктуры, вместе с насаждавшимся принудительным трудовым укладом индустриально развивающейся страны, способствовало значительному снижению рождаемости.

Однако, помимо этого "демографического" объяснения социальной политики советского государства, существует и другое - "стратегическое" объяснение. Советское государство стояло перед сложной задачей создания индустриальных рабочих из крестьян, ставших "новыми горожанами". Для этого их надо было убедить в приоритетности интересов государства перед интересами индивидов и их семей. Стратегическая задача изменения социальной политики была связана не только с установлением нового, коммунистического социального порядка, но и с установлением новой трудовой дисциплины в стремительно индустриализировавшемся обществе. Именно в 30-е гг. получила широкое распространение малая (нуклеарная) семья. Появление малой семьи связанно с характерной для индустриальных обществ тенденцией к индивидуализации частной жизни и масштабными миграциями. Постепенно менялся не только тип семьи и характер внутрисемейных отношений: в семье происходил отход от модели авторитарно - патриархальных отношений к более демократичным и равноправным, как между супругами, так и между родителями и детьми.

Семейная политика Советского государства эволюционировала в сторону ужесточения законодательства по пути "принудительной стабилизации семьи". Так, июльский 1944 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении Ордена "Материнская слава" и медали "Материнств" вновь менял статус и конфигурацию семьи, и внутрисемейных отношений. Указ придавал правовое значение только зарегистрированным бракам (при этом всем лицам, вступившим в фактические брачные отношения в период с 1926 г. по 1944г., предписывалось зарегистрировать брак, в противном случае брак объявлялся не действительным). Указ ужесточал процедуру развода, было введено обязательное судебное разбирательство при разводе и решение дела только в вышестоящей судебной инстанции. Делам о разводе стала придаваться широкая огласка, публичное судопроизводство, с привлечением свидетелей, обязательная публикация в местной прессе объявлений о слушании дел о разводах. Эта норма, после отмены имперских законов в 1917г., вновь вводила понятие "незаконнорожденный", ибо дети, рожденные вне брака, не могли получить фамилию отца, даже если последний давал на это согласие.

Во время войны, и связанных с ней массовых миграций, вся ответственность за внебрачную близость ложилась на женщину и впоследствии на ее ребенка. Государство снимало ответственность за внебрачного ребенка с мужчин-отцов и перекладывало ее на женщин-матерей и частично на государство, обязавшись выплачивать ежемесячные пособия на каждого рожденного вне брака ребенка. Таким образом, государство решало вопрос воспроизводства населения в военные и послевоенные годы.

Эти изменения в законодательстве о семье выполняли одновременно ряд чрезвычайно важных и амбивалентных задач в области семейной политики. Первая, практическая задача, была связана со стимулированием рождаемости в условиях войны и ликвидацией демографического перекоса полов (нехватки мужчин). Вторая задача - идеологическая - была связана с потребностью стабилизации общества и введением семейных норм жизни малой семьи. Последняя задача была предельно важна, ибо в условиях войны, массовых миграций, эвакуации, плена, оккупации, с одной стороны, происходил распад семей, и государство путем ограничения разводов стремилось ограничить индивидуальные свободы и индивидуальную мобильность своих граждан. С другой стороны, в военных и послевоенных условиях реальной нехватки мужчин нормой повседневной жизни становилась материнская семья, поэтому было необходимо ввести в повседневность понятие "нормальной" семьи - семьи, состоящей из отца, матери и детей. Понятие нормы семьи задавалось через конструирование понятия неполная семья, через дискредитацию фактических браков и материнских семей.

Кузнецова Алла Николаевна

Аспирантка кафедры история Отечества

Специальность: 07.00.02 - Отечественная история

Научный руководитель: д. и. н., профессор Ляпунова Н.В.

Русское старчество

Аннотация: В статье говорится о старчестве, как об одном из самых ярких проявлений русской религиозной традиции. Автор показывает основные вехи в развитии данного исторического явления, определяет направления и школы русского старчества на протяжении всего периода развития Российского государства.

Ключевые слова: Русское старчество, православные традиции, духовничество.

Старчество на Руси одно из самых древних и ярких явлений русской христианской традиции. Русская Православная Церковь всегда славилась своими духовниками и старцами. Из глубокой древности до нас дошли святые имена преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского, Мефодия Пешношского, Серафима Саровского, святых Оптинских старцев, святого праведного Иоанна Кронштадского.

Сейчас, вглядываясь вглубь веков и видя всю тысячелетнюю историю Русского Православия, отрадно сознавать, что нить духовной преемственности не прервалась. В современном российском обществе также высока потребность в институте старчества и его мудром руководстве. Множится интерес к истокам духовничества на Руси, его историческому развитию, особенностям и роли в политической и социально-культурной жизни государства Российского.

Путь старческого окормления (от слова «кормчий»), руководства во все века христианства признавался всеми отцами и учителями Церкви самым надёжным и удобным из всех, какие известны в достижении и познании христианских истин. Старчество процветало в древних египетских и палестинских киновиях (от греч. - общежительный монастырь), впоследствии развивалось на Афоне, а с Востока перенесено в Россию.

Уже на самых ранних этапах своей истории, восточно–христианское монашество имело институт старчества. В особенности эта традиция была характерна для уединённых подвижников. На ее основе сложилась духовная школа исихазма (от греч. - покой, безмолвие).

Известно, что монашеское жительство имеет тенденцию к трепетному сохранению традиций зародившихся в его среде. Также консервативен в своём развитии и институт старчества.

В связи с этим, русское старчество, как историческое явление, вызывает к себе особый интерес, так как оно представляет собой определённо новую форму древней традиции. «Наше старчество едва ли не с первых лет появления в России вступило на самостоятельный путь,– пишет профессор В.И. Экземплярский, – и в результате, здесь возник некоторый новый тип старчества» [14]. Из этого следует, что для изучения и понимания феномена русского старчества требуется исторический и сравнительный подход. Явление старчества на Руси необходимо рассматривать в сопоставлении с древними традициями старчества, уходящими к первым векам христианства, где исторически и зарождалось это явление.

К изучению традиций древней Церкви обращались многие русские учёные: митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Арсений (Стадницкий), И.К. Смолич, А.В. Карташов, Г.В. Флоровский и другие, а также представители западной богословской научной школы – католики отец Иреней Осер, отец Шпидлик, отец Гавриил Бунге.

Анализируя выводы большинства из них, можно наметить основные черты старчества, как исторического явления. Древнее монашество проявилось в форме анахоретства (от греч. - отшельничество). Уходя от суетного мира, иноки, прежде всего, искали уединения и углубления в свой внутренний мир, желая таким образом привести свою душу к спасению и жизни вечной. Слава о великих молитвенных и физических подвигах отдельных анахоретов, не смотря на их закрытость от мира, быстро распространялась, и вновь пришедшие, стараясь перенять их опыт и получить духовные советы, селились рядом. Новый отшельник строил себе келью недалеко от подвижника или поселялся вместе с ним, чтобы иметь возможность взаимного общения. Добровольно отказываясь от собственной воли, ученик связывал себя обещанием полнейшего повиновения духовному отцу. Таким образом, было положено начало старчеству – широкому явлению в жизни Православия, связанного с духовным руководством старцами менее опытных в делах веры людей.

Институт старчества, как одно из древнейших явлений Восточной Церкви, тесно связан с историей исповедничества и с развитием монашеской жизни вообще. Выражение «pater spiritualis» (от лат. духовный отец) встречается в творениях святых отцов уже в IV столетии.

Этим определением пользовались отшельники Сирии, Палестины, Египта и латинские святые отцы. При этом имелся в виду не священник, а просто опытный монах, живущий в монастыре или скиту. В обязанности этого человека входило духовное окормление насельников, и даже настоятель, не мог оспаривать его решений.

Многие великие старцы в древней Церкви не имели священного сана, но их духовный суд был не менее важен, чем исповедь у пресвитера (от глава общины, в общеупотребительном обиходе — или ).

Эта значимость наставнического суждения не определялась законами священства, она зиждилась на общецерковном признании человека, имеющего способность руководить другими на пути к христианскому совершенству. Понятие старец не связано также с возрастом человека. Часто сравнительно молодой, но духовно твёрдый человек, становился наставником монашествующих, мирян, людей разного пола и возраста.

Возникновение старчества как особого института, относится к X веку, в это время под влиянием исихазма, на горе Афон (Греция) появилось несколько православных монастырей, ставших сосредоточением старческого водительства.

Избравшему монашеский подвиг, до принятия иноческих обетов полагалось быть учеником или послушником одного из опытных монахов, который назывался старцем. Старчество определяло особую духовную связь между старцем – наставником и его учеником – послушником. От старца, обладающего даром духовного рассуждения, требовалось духовное окормление и руководство, от подчинённых ему - необходимо было вступить на путь, указанный наставником, полностью отказавшись от своей воли. Многие авторитетные раннехристианские исследователи считали, что такое подчинение опытному старцу является наиболее верным путём достижения духовного совершенства.

Послушник и его учитель, как правило, проживали вместе, образуя так называемую «диаду» (двоицу). Именно эта антропологическая «диада» и стоит в основе изучаемого явления. Её образование и существование в ней двух обращенных друг другу людей: старца и ученика, создаёт духовный процесс становления, возрастания послушника в подвижника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-образовательный материал «надежность электрической изоляции»

    Документ
    Научно-образовательный материал «Надежность электрической изоляции» используется в системе повышения квалификации, получения дополнительного образования.
  2. Научно-образовательный материал (ном)

    Документ
    Развитие нанотехнологий, разработка и создание нанобъектов и наносистем в последние годы выявило множество новых задач, связанных с тепловыми свойствами таких систем.
  3. Научно-образовательный материал (2)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  4. Научно-образовательный материал (3)

    Реферат
    Химия окружающей среды – естественнонаучная дисциплина, изучающая основные закономерности физико-химических процессов протекающих в природных средах. Основной целью дисциплины является изучение процессов появления, перемещения и превращения
  5. Научно-образовательный материал Организация курсов повышения квалификации «Квалиметрические методы оценки качества физкультурно-оздоровительных услуг» Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители)

    Документ
    Велико значение физкультурно-оздоровительных услуг в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний. В связи с тем, что физической культурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы

Другие похожие документы..