Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
1.1. Настоящий Стандарт разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергети...полностью>>
'Конкурс'
Целью данной работы является исследование внешнеполитической истории Золотой Орды, на протяжении 1242-1380 –е гг., которая связана не только с военны...полностью>>
'Документ'
Державин начал печататься в 1773 году, однако, это не было началом его литературной деятельности. Молодой поэт стал писать стихи еще на солдатской сл...полностью>>
'Закон'
Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует дея­тельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете,имеет право вето ...полностью>>

С. С. Новикова история развития социологии в россии учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

(Источники: Краткий словарь по социологии.— М., 1989; Ожегов С.И. Словарь русского языка. 23-е изд., испр.— М., 1990; Советский энциклопедический словарь. 4-е изд.— М., 1988; Современная западная социоло­гия: Словарь.— М., 1990; Современный словарь иностранных слов. — М., 1992; Социологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп.— Мн., 1991; Философский энциклопедический словарь.— М., 1983 и др.)

Абсолютизм (абсолютная монархия) — форма феодально­го государства, при которой монарху принадлежит неогра­ниченная верховная власть. При А. феодальное государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а деятельность органов сословного представитель­ства, как правило, прекращается. В России А. существовал в XVIII — нач. XX вв.

Абсолютный (от лат. absolutus). 1. Безотносительный, безусловный. 2. Совершенный, полный (напр., А. покой).

Абстракция (от лат. abstracts — отвлечение) — форма позна­ния, основанная на мысленном выделении существующих свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. А. является средством образования понятий. Понятие «абстрактное» противопоставляется конк­ретному.

Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) — философское учение, согласно которому отрицается возмож­ность познания объективного мира и достижимость истины. Наиболее последовательно А. представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма. Агностические тенденции характерны для И. Канта и для различных школ позитивизма и неопозити­визма.

Аксиома (от греч. axioma) — исходное положение, принимае­мое в качестве истинного без логического доказательства в силу непосредственной убедительности.

Аналитика (от греч. analytike [techne] — искусство анализа) — искусство расчленения понятия, исследование начал, эле­ментарных принципов, в результате чего рассуждение при­нимает доказательный характер (у Аристотеля). У Канта смысл термина изменился: А.— часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания, при этом А. толкуется как расчленение самой способности, рассудка, т.е. как гносеологический анализ рассудочного познания.

Анархия (от греч. anarchia — безвластие) — мелкобуржуазное общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всех разновидностей государственной власти и создание нового строя в виде федерации, производств. ассоциаций, коммун, которая якобы только одна может гарантировать политическую и экономическую свободу личности. Отвергает все легальные формы политической борьбы, диктатуру пролетариата, защищает мелкую частную собственность, мелкое землепользование. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

Антагонизм (от греч. antagonisma — спор, борьба) — одна из форм противоречий, характеризующаяся непримиримой борь­бой враждебных сил, тенденций.

Антропологизм (от греч. anthropos — человек и logos — слово, понятие, учение) — философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистические (Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский), либо идеалистические (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Г., Зиммель и др.) взгляды.

Априория (от лат. a priori — из предшествующего) — философское понятие; знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори — знание, получаемое из опыта. Кант считал априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. В философии Канта чисто априорными, хотя имеющими непонятийную форму, выступали такие категории как пространство и время; но только с их помощью, без добавления к ним восприятий, никакого познания достигнуть было нельзя.

Априоризм — это познание априори. Он характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства.

Архаизм (от греч. archaios — древний). 1. Слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления. 2. Пережитки прошлого.

Базис и надстройка — понятия исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих ее общественных отношений, процесса их диалектического вза­имодействия. Базис (от греч. basis — основание) — совокуп­ность исторически определенных, господствующих производственных отношений, лежащих в основе надстройки, совокупности идеологических отношений и взглядов — политики, права, морали, религии, философии, искусства — и соответствующих им организаций и учреждений (государство, партии, церковь и др.). Определяемая базисом надстройка в то же время оказывает на него и общество в целом активное воздействие. Б. и н. развиваются в пределах одной обще­ственно-экономической формации. При смене формаций устаревшие Б. и н. заменяются новыми.

Беспрецедентный — не имеющий прецедента, прецедентов.

Бессознательное — в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представлен­ных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий — особая сфера психического, качественно отличная от созна­ния. Термин «Б.» также используется и для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

Биологизм (биологическое направление) в социологии (от греч. bios — жизнь и logos — слово, понятие, учение) — уче­ния и школы немарксистской социологии 2-й пол. XIX в., общим признаком которых является применение понятий и законов биологии при анализе общественной жизни, перене­сение законов биологии на жизнь человеческого общества. Особенное распространение получило в этот период в связи с успехами биологии (открытие клетки, закона борьбы за существование и естественного отбора и др.). Основополож­ник Г. Спенсер. К Б.н. в социологии относятся: учение Спенсера, расово-антропологическая школа, органическая школа в социологии, социальный дарвинизм (социал-дарви­низм).

Бихевиоризм (от англ. bihavior — поведение) — ведущее направление американской психологии 1-й пол. XX в. В Б. предметом психологии считается не сознание, а поведение, которое понимается как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Общеметодологическими предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис Б.: психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципе не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул-реакция» (S-R). Наиболь­шее развитие Б. достиг в 20-х гг.: основные идеи и методы Б. были перенесены в антропологию, социологию, педагогику.

Борьба за существование (биол.) — одно из основных поня­тий в теории эволюции Ч. Дарвина. Так Дарвин называет обнаруженный Мальтусом факт, что из производимых на свет живых существ способны приспособиться к жизни лишь те, чьи конституция, способности, инстинкты и т.д. соответст­вуют условиям существования, но особенно те, которые в состоянии победить. Результатом является гибель менее приспособленных и выживание наиболее приспособленных особей, т.е. естественный отбор.

«Вещь в себе» (Ding an sich) — философский термин, озна­чающий вещи, как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании; одно из центральных понятий в «Критике чистого разума» И. Канта.

Витализм (от лат. vitalis — жизненный, живой, vita — жизнь) — учение о качественном отличии живой природы от нежи­вой, о принципиальной несводимости жизненных процессов к силам и законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых. Разли­чают философский витализм (близкий к объективному иде­ализму) и естественнонаучный витализм. Естественнонауч­ный витализм противостоит механицизму, согласно которому жизненные процессы без остатка разложимы на силы и факторы неживой природы.

Генезис (греч. genesis — происхождение, становление) — происхождение, возникновение, в более широком смысле — момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению.

Гетерогенный (греч. heterogenes — разнородный) — принадлежащий другому роду, неоднородный, состоящий из неоднородных элементов. Противоположность — гомогенный.

Генетика (от греч. genesis — происхождение) — наука о зако­нах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

Географическая школа (от греч. geographia — описание зем­ли) — натуралистические учения в социологии, которые при­писывают первостепенную роль в развитии обществ и народов их географическому положению и природным условиям, т.е. рассматривающие среду (климат, рельеф, флору и фауну, реки, почву и т.д.) как определяющий фактор развития общества (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников и др.). Крайней формой этого направления является механистический геогра­фический детерминизм.

Географический детерминизм — утверждает почти полную обусловленность деятельности человека естественной средой.

Гипотетический (от греч. hupotheses — основание) — услов­ный, предположительный; суждение является гипотетиче­ским, если действительность второго положения обусловлена действительностью первого положения: если есть А, то есть В.

Гносеология (от греч. gnosis — познание и logos — учение) — учение о познании.

Гомогенный (от греч. homogenes) — однородный. Противоположность — гетерогенный.

Гомологический (от греч. homologos — соответственный, подобный) — означающий, имеющий одинаковое отношение к чему-либо; сходный; гомологические ряды — хим. группы органических соединений, отдельные члены которых (гомо­логи) отличаются друг от друга на одну или больше метиленовых групп СН2.

Дарвинизм — материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина и развитая его учениками и последо­вателями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев и др.) Д. выделяет материальные формы эволюции — изменчивость, наследственности — и движущие факторы эволюции — естественный отбор для организмов, живущих в природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений. Изменчивость является основой образования новых признаков и особенностей в строении и функциях организмов, благодаря наследственности эти признаки закрепляются, а естественный отбор ведет к устранению организмов, не приспособленных к данным условиям среды. В связи с тем, что в процессе эволюции накапливаются все новые приспособительные при­знаки, происходит образование новых видов. Принципиальное отличие Д. от предшествующих эволюционных и трансформистских концепций заключается в том, что он вскрывает движущий фактор и причины эволюции.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — переход от общего к частному; вывод по правилам логики от некоторых данных предположений—посылок к их следствиям (заключения); цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказыва­ния) связаны отношением логического следования.

Деспотизм. 1. Деспотия (греч. despoteia — неограниченная власть), форма самодержавной неограниченной власти. 2. Произвол: жесткое подавление свободной воли.

Детерминизм (от лат. determine — определяю) — философ­ское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о сущест­вовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Диалектика (от греч. dialektike [techne]—искусство вести беседу, спор) — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и осно­ванный на этом учении метод творчески познающего мыш­ления.

Диалектический материализм — философия марксизма-ленинизма; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научное философское мировоззрение и общая методология познания объективного мира и револю­ционного действия. Д.м. составляет органическое единство материализма и диалектики, исходит из того, что материя — единственная основа мира, сознание — свойство материи, признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, дви­жение и развитие мира как результат его внутренних противоречий. Центральная категория Д.м.— материя, способ ее существования — движение, основные формы существова­ния — пространство и время. Наиболее общие законы Д.м.: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицания отрицания закон. Категории Д.м.: качество и количество, противоречие, при­чинность, случайность и необходимость, содержание и форма и др. Д.м. образует неразрывное единство с историческим материализмом.

Дифференциация (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие) — сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Различают Д. функциональную, в ходе которой расширяется круг функций, выполняемых элементами развивающейся системы, и структурную, реали­зующую те или иные функции. Социальная Д.— это расчле­нение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы. Д. обозначает как процесс расчленения, так и его результаты.

Догматизм — недиалектическое, одностороннее, схематиче­ски—окостеневшее мышление, оперирующее догмами. Догма (от греч. dogma — мнение, учение, постановление), положе­ние, принимаемое на веру за непреложную истину без доказательства, опытного обоснования и практической про­верки, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, неизменную при любых обстоятельствах незави­симо от конкретной реальности, условий места и времени. Догматик — это тот, кто утверждает что-либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на веские встречные доводы.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское уче­ние, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу, двух начал — духа и материи, идеального и материального. Д. противостоит монизму (материалистиче­скому или идеалистическому).

Естественные науки — совокупность всех наук, занимаю­щихся исследованием природы.

Естественное право — понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, якобы вытекающих из природы человека и независимых от конкретных социальных условий и государ­ства. Е.п. выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого его строя общественных отношений.

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяюще­еся отношение между явлениями в природе и обществе. Выделяют три основных группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеоб­щие, или универсальные (закон диалектики). Между общими и частными законами существует диалектическая взаимо­связь: общие законы действуют через частные, а частные есть проявление общих. Законы носят объективный характер, существуют независимо от сознания людей. Посредством познанных законов оказывается возможным управление как природными, так и социальными процессами. Закон (юридич.), нормативный акт, принятый высшим органом государ­ственной власти в установленном конституционном порядке. Он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.).

Идиографический метод (от греч. idios — особенный, своеобразный, странный, необычный, неслыханный и grapho — пишу) — способ познания, целью которого является изобра­жение объекта как единого уникального целого. И.м. доминирует именно в исторических науках, под которыми пони­маются науки о возникновении принципиально нового как в природе, так и в обществе.

Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea — идея) — общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, основоположно, а материя, природа, физическое — вторично, производив, зависимо, обусловленно. И. противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и сознания, материального и духовного. И. возник более 2,5 тыс. лет назад. Различают две главные формы И.: объективный и субъективный.

Идеология (от греч. idea — идея и logos — слово, понятие, учение) — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социаль­ной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Индивидуум (индивид) (от лат. individuum — неделимое, особь). 1. Особи, каждый самостоятельно существующий организм. 2. Отдельный человек, личность.

Индукция (от лат. inductio — выведение) — логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщению.

Индустриализация — процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, и прежде всего в промышленности.

Интеллигенция (от лат. intelligcnta, intcllegentia — понима­ние, познавательная сила, знание и от лат. intellegens — умный, понимающий, мыслящий, разумный) — обществен­ный слой людей, профессионально занимающихся умствен­ным (преимущественно сложным, творческим) трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих соответствующее, как правило, высшее образование.

Интерпретация (от лат. interpretatio — посредничество) — истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо.

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — психологическое самонаблюдение; изучение психических про­цессов (сознания, мышления) самим переживающим эти процессы.

Институт (от лат. institutum — установление, учреждение). 1..Название научно-исследовательских учреждений, а также многих высших спец. учебных заведений. 2. В дореволюци­онной России — название привилегированных закрытых жен­ских средних учебных заведений. Социальный институт определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами.

Институциональный — связанный с социальными институ­тами, имеющий отношение к ним.

Институционализация — учреждение каких-либо новых со­циальных институтов; правовое и организационное закрепле­ние тех или иных общественных отношений.

Историзм (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) — один из ведущих методологических принципов научного социологического мышления, обществознания в целом. И. предполагает изучение социальных явлений, инс­титутов в процессе их возникновения, становления и развития, проникновение в специфику соответствующих исторических ситуаций, понимание как общих закономерно­стей истории, так и своеобразия конкретных обстоятельств. Принцип И. означает, что любое социальное явление может быть правильно понято и оценено лишь при рассмотрении его в конкретных исторических условиях.

Исторический материализм (материалистическое понима­ние истории) — составная часть марксистско-ленинской фи­лософии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций. И.м.— распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений.

Канонизация (от греч. kanonizo — узаконяю). 1. В католиче­ской и православной церквах причисление к числу святых. 2. Превращение в незыблемое, обязательное правило; узако­нение.

Касты (португ. casta — род, поколение, происхождение, от лат. castus — чистый). 1. Замкнутые, эндогамные наследст­венные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные с традиционными заняти­ями и ограниченные в общении друг с другом. 2. Обществен­ная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

Каузальность (от лат. causalis — причинный) — причин­ность, действенность, закономерная связь причины и дейст­вия. Как принцип каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину и одновременно есть причина другого явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь, проходящую из прошлого, пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем.

Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conserve — ох­раняю, сохраняю) — приверженность ко всему устоявшемуся, старому, отжившему и противодействие новому, передовому.

Коммуна (франц. commune, от лат. communis — общий) — количество лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда.

Концепция (от лат. conceptio—понимание, система). 1. Си­стема взглядов, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, процессов, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого—либо произведения, научного труда и т.д.

Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество). 1. Форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. 2. Совокупность организационно оформленных добровольных объединений взаимопомощи рабочих, служащих, мелких производителей, в т.ч. крестьян, для достижения общих целей в различных областях экономической деятельности. Основанная на паевом участии.

Количественные методы — совокупность приемов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового социологического знания, формализованного на основе достижений и методов современной математики и вычислительной техники.

Коррелятивный (лат. correlativus) — соотносительный.

Креационизм (от лат. creatio — созидание, сотворение). 1. Религиозное учение о сотворении мира богом из ничего; к. характерен для иудаизма, христианства и ислама. 2. В Зообиологии — концепция постоянства видов, рассматрива­ющая многообразие органического мира как результат его творения богом.

Критерий (от греч. kriterion — средство для суждения) — мерило оценки, суждения.

Легальный — признанный, допускаемый законом.

«Легальный марксизм» — идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции в 1890-х гг., подменяв­шее марксистское учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата утверждениями о необходимости буржуазно-либеральных реформ. Его сторонники использо­вали отдельные положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, критиковали народничество, выступали за буржуазно-демок­ратические свободы. С конца 1900-х гг. перешли к буржу­азному либерализму:

Либерал (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный). 1. Свободомыслящий, вольнодумец. 2. Человек, склонный к излишней снисходительности, занимающийся попустительст­вом. 3. Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле, член либеральной партии.

Либеральный. 1. Относящийся к либерализму, свойственен ему. 2. Проявляющий либерализм.

Либерализм. 1. Буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламен­тского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. 2. Совокупность экономических воззрений, в основе которых лежит принцип максимального ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность. 3. Свободомыслие, вольнодум­ство (уст.). 4. Излишняя терпимость к различным позициям и точкам зрения; вредное попустительство, снисходитель­ность.

Личность. 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивиду­альность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других).

Марксистская социология — наука об обществе как целост­ной системе и об отдельных социальных институтах, про­цессах и общественных группах. Марксистская социология изучала закономерности и движущие силы их развития и функционирования в рамках общественных формаций и исторического процесса в целом. Противостоящая буржуазной социологии марксистско-ленинская социология была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В.И. Лениным.

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, суще­ствует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, мир и его закономерности познаваемы. М. противоположен идеализму.

Материя (от лат. materia — вещество) — «...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, суще­ствуя независимо от них» (Ленин В.И. ПСС. Т.18. с. 131); субстанция; субстрат (основа) всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. Марксистско-ленинское понимание М. исходит из принципа материального единства мира, первичности М. по отношению к сознанию. М. несотворима и неуничтожима, вечна и бесконечна. Неотъемлемый атрибут М.— движение; М. при­сущи саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Всеобщие объективные формы бытия М.— пространство и время. Универсальное свойство М.— отражение.

Метафизика [от греч. «Meta ta physika» — после физики (так были названы философские сочинения Аристотеля, помещен­ные после его трактатов по физике)]. 1. Философское учение, о наиболее общих основаниях бытия, в том числе существо­вания человека, выраженных в отвлеченных, непосредственно не выводимых из опыта, понятий. 2. В марксизме — метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. 3. В некоторых философских школах — то же, что онтология. 4. Что-либо отвлеченное, умозрительное и потому малопонятное, туманное.

Методология (от греч. methodos — путь исследования, теория
учение и logos). 1. Учение о научном методе познания принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. 2. Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Махизм — см. Эмпириокритицизм.

Механицизм — иначе механистический материализм. Фило­софский метод, получивший наибольшее развитие в XVII—XVIII вв., который сводит все качественное многообразие форм движения материи к механическому движению, а все сложные закономерности развития — к законам механики. Для М. характерно отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей. Выдвигая на первый план механистические формы движения, М. переносит понятия механики в область физики, химии и биологии, в результате чего в духе механики трактует такие философские категории, как причинность, взаимосвязь и др.

Механицизм в социологии — направление, возникшее в XIX в. и являющееся, в сущности, одной из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики (и физики вообще), а также механистического миропонимания, бывшего весьма влиятельным в течение нескольких веков, стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механистическим закономерностям, широко используя при этом физическую терминологию и фразеологию. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, общество, в отличие от органицистских представлений, понималось как механический агрегат.

Мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — способность к быстрому передвижению, действию.

Миссионер — в буржуазных странах: духовное лицо, посыла­емое церковью для распространения христианской религии среди инаковерующих.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Монизм (от греч. monas — один, единственный) — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего. Противо­положность М.— дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности на­чал).

Надстройка — см. Базис и надстройка.

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуажно-демократическом этапе освободительного движения в России (1861—95). Выражало интересы крестьян, выступало одновременно про­тив крепостничества и против буржуазного развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Центральным звеном социального учения Н. была теории некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование и трансформацию коллек­тивистских традиций докапиталистических институтов (об­щина, артель). С нач. 60-х гг. два течения: революционное и буржуазное, которые, сходясь в основных теоретических принципах, расходились в методах их практического вопло­щения в общественной борьбе. Родоначальники — А.И. Гер­цен, Н.Г. Чернышевский, идеологи — М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский и др. В 1980-х гг. русские марксисты идейно разгромили Н.

Натурализм (натуралистическое направление) (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа) — в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий «сверхестественное», универсальный принцип всего сущего. В социологии Н. присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами — климатическими условиями, географической средой (географическая школа в социологии), биологическими и расовыми особенно­стями людей и т.д. (биологическое направление в социоло­гии).

Неокантианство — влиятельное течение философской и общественной мысли последней трети XIX— первой трети XX вв., пытавшееся решать основные философские проблемы исходя из односторонне идеалистического толкования И. Канта (т.е. пытались возродить философию И. Канта, пере­работав ее в духе последовательного идеализма). Возникло под лозунгом «Назад к Канту», его расцвет относится к 1890—1920-м гг., когда оно господствовало в ряде немецких; университетов и распространилось во Франции, России и др. странах. Общие посылки Н.: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания.

Неопозитивизм одно из основных философских направлений XX в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проб, выдвинутых развитием современной науки,— роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Являясь современной формой позитивизма, Н. разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием. Н. продолжает в новых формах традиции субъективно-идеалистического эмпиризма и феноменализма, восходящие к философии Беркли и Юма. Вместе с тем Н. является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал «классический» позитивизм XIX в., а к деятельности по анализу языковых форм знания. Впервые идеи Н. получили четкое выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма.

Неопозитивизм в социологии — теоретико-методологическая ориентация в немарксистской социологии, опирающаяся, осознанно или неосознанно, на философские положения логического позитивизма. Н.с. появляется в 20—30-х гг. XXI в. в связи с распространением эмпирической социологии. Основные принципы Н.с.: 1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности — природ­ной и социально-исторической (натурализм). 2. Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как и методы естествознания (сциентизм). 3. «Субъективные аспекты» человеческого по­ведения можно исследовать только через «открытое», т.е. доступное для наблюдения, поведение (бихевиоризм). 4. Истинность научных понятий и утверждений должна уста­навливаться на основе эмпирических процедур исследования (верификационизм). 5. Все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация). 6. Социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объекти­визм). Н.с. не представляет собой единой школы, это, скорее, некоторая общая и весьма влиятельная ориентация, сторон­ники которой называют себя представителями «научной социологии» или «естественнонаучного» направления в соц­иологии.

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм обще­ственной жизни, полный скептицизм.

Номотетический метод (от греч. nomo-teteo— издавать за­коны, устанавливать законы) — способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закона. В противоположность идиографической исторической науке, лишь описывающей неповторяющиеся факты, естест­вознание понимает под законом природы «повторяющиеся явления, способ действия которых всегда одинаков». Этот метод абсолютизирует формально-логический закон обратного отношения объема и содержания понятия, упрощенно изо­бражая процедуры научного мышления.

Общесоциологическая (общая социологическая) теория — высший уровень достоверного, проверенного, обобщенного знания о социальных объектах, процессах и системе соци­альных отношений, о законах, закономерностях и тенденциях их становления, функционирования и развития, включающий также множество исходных утверждений, выводов и доказа­тельств, подчиненных особым логическим принципам соци­ального познания. О.т. в системе социологической науки является ее основной частью в совокупности со специальными социологическими науками и эмпирическими социологиче­скими исследованиями. Для тех и других она выступает внутринаучным методологическим базисом, фундаментом кон­кретных концептуальных построений, интерпретации и экс­траполяции эмпирических знаний, приобретаемых в ходе конкретных социологических исследований, основой для выведения эмпирических закономерностей, моделирования и прогнозирования социальных процессов и отношений.

Общественно-экономическая формация см. Формация об­щественно-экономическая.

Община — форма объединения людей, свойственная главным образом первобытнообщинному строю. Для нее характерно коллективное владение средствами производства, совместное ведение хозяйства, полное или частичное самоуправление. Известны общины: родовая, семейная или домовая, сельская или соседская. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единице, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1961 —собственником земли). В широком смысле — общество, организа­ция (напр., баптистская община, негритянская община в США).

Онтология (от греч. on (ontos) — сущее и logos — слово, понятие, учение) — учение о бытии как таковом (в отличие от гносеологии — учения о познании); раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущности. Иногда понятие О. отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.

Ортодоксальный — неуклонно придерживающийся основ ка­кого-нибудь учения, мировоззрения.

Органицизм — философско-методологическое и общенаучная концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия организации и организма.

Органическая школа — направление в немарксистской соц­иологии, возникшее в кон. XIX — нач. XX вв. Под влиянием успехов эволюционной теории и кризиса механистических установок в науке возникла тенденция к истолкованию общества в качестве организма. Представители этого направ­ления отождествляли общество с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями (П.Ф. Лилиенфельд, Р. Вормс и др.). Они исходили из проведенной Спенсером аналогии между биологическим и социальным организмами, которые, по его мнению, сходны в процессах роста, в дифференциации и интеграции частей, их автономии, наличии распределительных и регулятивных систем и т.п. Последователи Спенсера стремились углубить эту аналогию как основу для структурного и функционального анализа различных элементов общественной организации, выявления их места и роли в сохранении социального целого. При этом любая попытка революционного изменения общества расценивалась как патологическая и противоестественная.

Патологии (от греч. pathos — страдание, болезнь и ...логия). 1. Раздел медицины, изучающей болезни, болезненные про­цессы и состояния в живом организме; состоит из патол. анатомии и патол. физиологии. 2. Отклонение от нормы, уродливая ненормальность.

Плюрализм. 1. Философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых духов­ных начал бытия или оснований знаний. 2. Буржуазная социологическая теория, согласно которой общественно-пол­итическая жизнь представляет собой конкуренцию множества социальных групп, партий и организаций. 3. Многообразие взглядов, идей.

Позитивизм социологический — ведущее направление в социологии XIX в. Основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Э, Дюркгейма и др. Главное устрем­ление П.с.— отказ от умозрительных рассуждений об обще­стве, создание «позитивной» социальной теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории. Спекулятивной метафизике и основанной на ней философии истории П. стремился противопоставить метод наблюдения, сравнительный, исто­рический и в определенной — хотя и в меньшей — степени математические методы. Характерными чертами раннего П. были натурализм, органицизм, эволюционизм и феномена­лизм. Его моделью служили биология, анатомия и физиология человека, а также отчасти механика. П. постулировал Наличие неизменных законов функционирования и развития общества, которые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистски, т.к. исключалась возможность познания причин и сущности социальных явлений. Феноменализм в раннем П. сочетался с элементами естественнонаучного и вульгарного материализма, П. постоянно тяготел к различным формам редукционизма. Органицистские и эволюционистские компоненты раннего П. получили развитие в позитивистских течениях второй половины XIX в. Исследуя общество не столько в динамике, сколько в статике (как систему, находящуюся в состоянии равновесия), органицизм нередко доводил до крайности весьма вульгарные аналогии между обществом и человеческим организмом. Биологический редукционизм характерен и для дарвинизма социального, делавшего акцент на изучение социальных процессов, и конфликтов, трактовавшихся согласно принципам естествен­ного отбора и борьбы за существование. Кроме указанных течений к П. относятся также механицизм, географическая, расово-антропологическая школа и некоторые др. Несостоя­тельность биологического и механистического редукционизма, ставшая достаточно очевидной к концу XIX в., привела к кризису П. и способствовала развитию психологизма в социологии, который, впрочем, сохранил многие черты П., а также возникновению различных форм антипозитивистской реакции в философии и социологии. Однако позитивистская традиция не угасла и была продолжена в XX в. в существенно преобразованном виде в рамках неопозитивизма в социологии.

Позитивизм философский (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское направление, основанное на принципе, что подлинное, истинное, «пози­тивное» (т.е. данное, фактическое, устойчивое, несомненное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук, роль которых ограничивается описанием и систематизации фактов и синтетического объединения полученных результатов; философия как особая наука, пре­тендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Главные черты П.— феноме­нализм (сведение задачи науки лишь к описанию явлений) и элементы субъективного идеализма. Основан в 30-х годах XIX в. О. Контом (ввел самый термин). Выделяют 3 этапа эволюции П.: «классический» П.; эмпириокритицизм (ма­хизм); современная форма П.— неопозитивизм.

Прива-доцент — в России до революции и в некоторых других странах: звание нештатного преподавателя высшего учебного заведения, равное доценту, а также лицо, имеющее это звание.

Прикладная социология — практическая часть социологиче­ской науки о специфических законах становления, развития и функционирования конкретных социальных систем, про­цессов, структур, организаций и их элементов. В отличие от общей социологии, изучающей законы развития социальных общностей, социальных отношений, взаимодействий в масштабах всего общества, П.с. изучает процессы, происходящие в определенных социальных подсистемах, конкретных соци­альных общностях, организациях. Специфика П.с. не только в том, что она изучает конкретные, а не общие социальные явления, но и в том, что она концентрирует внимание на тех компонентах социальной системы, которые непосредственно связаны с человеком, оказывают непосредственное влияние на его практическую деятельность. Она сосредоточивается на исследовании человеческих совокупностей и человеческой личности в ее различных социальных аспектах. П.с. имеет свои категории, в обобщенном и концентрированном виде, отражающие социальную действительность, а также свои методы исследования (опрос, наблюдений, анализ документов и др.). Поскольку П.с. исследует конкретные социальные явления, постольку она вскрывает источники и причины их развития или торможения. В силу этого ее выводы имеют прикладное значение, служат научным основанием совершенствования управления социальной жизнью, ее различными сферами. П.с. представляет собой единство конкретных социологических исследований и специальных социологиче­ских теорий.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направле­ние развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Производительные силы — система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выража­ющих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития. Гл. П.с. общества — люди, участники общественного производства. Порож­дение разума и труда, человека—средства производства (средства труда и предметы труда); орудия труда — важнейшая часть средств труда; П.с. образуют ведущую сторону способа производства. Каждой ступени развития П.с. соответствуют определенные производственные отношения. Вслед за изменением характера и уровня П.с. в антагони­стическом обществе происходит революционная смена про­изводственных отношений.

Производственные отношения — совокупность материаль­ных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного про­дукта от производства до потребления; выражают отношения собственности, которые обусловливают распределение средств производства, а также людей в общественном производстве (класс, структуру общества). Будучи социальной формой производительных сил, складываются в зависимости от характера и уровня их развития, в ходе которого между ними возникают противоречия, разрешаемые в антагонистическом обществе путем социальной революции. В единстве с произ­водительными силами составляют способ производства. Вы­ступают также в качестве базиса по отношению к надстройке.

Пропедевтика (от греч. propaideuo — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.

Психологическое направление (психологизм) в социологии — образовалось в конце XIX — начале XX вв. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т.п. стала развивать­ся психологическая социология. На смену биолого-натурали­стическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным меха­низмам породил несколько разновидностей П.н. в социологии. Для всех разновидностей П.н. характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или общества. В ранних формах П.н. преувеличивалось значение генетиче­ских факторов и особенности социального поведения выво­дились из якобы исконно присущих человеческой психике свойств — сексуальности, агрессивности, аффективности, влечения к смерти и т.д. Свойствами личности (или нац. характера) пытались объяснить такие социальные явления, как войны, расовые и классовые конфликты и т.д. В дальнейшем П.н. эволюционизировало в сторону отказа от идей генетической предопределенности человеческого поведе­ния, сохранив вместе с тем установку на отрицание реаль­ности таких объектов, как общество, социальная система, организация и т.п. Такого рода понятия объявляются сторонниками П.н. метафизическими. Существование социальных институтов и систем вне и помимо психологических составляющих человеческого поведения большей частью отрицается, а последние рассматриваются изолированно от материальных условий общественной жизни, вне их обусловленности соци­ально-историческим развитием. Приверженцы П.н. не выхо­дят за рамки анализа непосредственного взаимодействия людей, оперируя главным образом такими понятиями, как «непосредственно наблюдаемое поведение», реакция на ситуацию и т.п. Для представителей П.н. присуще сосредоточение внимания лишь на психологических механизма человеческого поведения, субъективных побудительных мотивах действия и межиндивидуальных отношениях в группе.

Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — разложение, расчленение) — метод психотерапии и психологическое учение, развитое 3. Фрейдом в кон. XIX — нач. XX вв., ставя­щее в центр внимания бессознательные психические процес­сы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмиру­ющих переживаний рассматривается в П. как главный источник невротических симптомов и различных патологи­ческих явлений (забываний, ошибочных действий и т.п.). В основе психотерапии — анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкований сновидений и т.п. П. базировался на теоретических представлениях о стадиях развития либидо (полового инстинкта), якобы лежа­щего в основе психического развития, и о структуре человеческой личности, состоящей в единстве трех систем: Я, Они и Сверх-Я. В фундаменте П. заложена тенденция к биологизированному, натуралистическому пониманию человека социальных отношений.

Революция (от познелат. revolutio — поворот, переворот) глубокое качественное изменение в развитии какого-либо явления природы, общества или познания. Наиболее широко понятие Р. применяется для характеристики общественного развития (социальная революция).

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип разви­тия, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.

Регрессивный — идущий назад.

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методоло­гический принцип, состоящий в метафизической абсолюти­зации относительности и условности знания и ведущий к отрицанию возможности познания объективной истины, к агностицизму.

Редукция (от лат. reductio — возвращение, приведение обрат­но). 1. Переход, сведение сложного к более простому. 2. Уменьшение, ослабление чего-либо.

Рефлексология (от лат. reflexus — отраженный, повернутый назад и ...логия) — естественное научное направление в психологии, распространенное в 1900—1920-х гг., главным образом, в России и связанное с деятельностью В.М. Бехтерева (1857—1927). Ее представители рассматривали психологическую деятельность человека как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему, для объяснения психической деятельность привлекали материалы физиологии высшей нервной деятельности. Считая вслед за И.М. Сеченовым, что всякий мыслительный процесс имеет объективное проявление, они изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По их мнению, в рефлексологии можно исключить источники ошибок, заключенные в субъективности и само­наблюдении, и, кроме того, правильно познать чужую духовную жизнь. Рефлексология родственна бихевиоризму.

Синод (от греч. synodos — собрание) (Святейший синод) — один из высших государственных органов в России в 1721 —1917. Ведал делами православной церкви (толкование религиозных догматов, соблюдение обрядов, вопросы духовной цензуры и просвещения, борьба с еретиками и раскольника­ми). В настоящее время совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Социальная революция — способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества.

Социальный слой — та или иная группа людей, населения
общества; промежуточная или переходная общественная груп­па, не обладающая всеми признаками класса (нередко назв.
прослойка); часть определенного класса.

Солидарность (франц. solidarite) — единодушие, общность интересов, активное, деятельное сочувствие каким-нибудь мнениям или действиям.

Сословие. 1. Сложившаяся на основе классовых отношений феодализма общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами. 2. В дореволюционной России: группа лиц, объе­диненных профессиональными интересами. 3. Группа, разряд лиц, объединенных по какому-нибудь признаку (разг.).

Социал-дарвинизм — социальный дарвинизм. Направление в социологии 2-й пол. XIX — нач. XX вв., сводящее закономер­ности общественной жизни к биологическим законам естест­венного отбора и борьбы за существование.

Социальная группа — относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы пове­дения, складывающаяся в рамках исторически определенного общества. В каждой группе воплощаются некоторые специ­фические взаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом; различному характеру этих связей соответствует многообразие С.г.

Социальная мобильность — изменение индивидом или груп­пой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе.

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — социологическое понятие, обозначающее: струк­туру общества и отдельных его слоев; систему признаков социального расслоения, неравенства; отрасль буржуазной социологии.

Социальный (от лат. socialos — общий, общественный) — общественный; связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.

Социальный дарвинизм — идейное течение в обществоведении кон. XIX — нач. XX вв., которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономер­ностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни (У. Беджгот, Л. Гумпдович, А. Смолл и др.).

Статус (от лат. status — положение, состояние) — правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина или юридического лица.

Столыпинская аграрная реформа — буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России, ознаме­новавшая поворот аграрно-политического курса самодержа­вия. Названа по имени Петра Арк. Столыпина (1862—1911). Разрешение выходить из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9.11.1906), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14.6.1910 и 29.5.1911) и переселенческая политика имели целью ликви­дацию малоземелья при сохранении помещичьего землевла­дения, ускорение расслоения деревни.

Синтез (от греч. synthesis — соединение) — соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).

Синтетический — получаемый в результате синтеза.

Схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый). 1. Средневековая философия, создавшая систему искусствен­ных, чисто формальных логических аргументов для теорети­ческого обоснования догматов церкви. 2, Формальное знание, оторванное от жизни, основывающееся на отвлеченных рас­суждениях, не проверяемых опытом; бесплодное умствование.

Сциентизм (от лат. scientia — знание, наука) — абсолютиза­ция роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.

Специальные (частные) социологические теории — систе­ма отраслей социологической науки, которые изучают особые сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфиче­ские закономерности функционирования и развития. В отли­чие от общесоциологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества в целом, С.с.т. рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая С.с.т. рассматривает ту или иную сферу (политики, труда, морали, семьи и т.п.), социальную общность (коллек­тив, социальный регион и т.п.) или социальный процесс (образования, воспитания и т.п.) как относительно самосто­ятельную систему с ее общими и специфическими связями, целеобразующими и факторообразующими характеристиками, специфическими условиями происхождения, функцио­нирования и развития. Для любой С.с.т. характерно рассмотрение данной социальной сферы, комплексного социального объекта как особого социального институтка, комплексно организованного социального процесса, гармонически функционирующей социальной системы в общей системе соци­альных отношений (напр., особенности функционирования образовательной системы — социологией образования, воспи­тательной системы — социологией воспитания и т.п.). Не­пременная задача любой С.с.т.— изучение и объяснение социальных функций изучаемой социальной системы. Осо­бенность С.с.т. (тех или иных социологии) заключается в том, что ани должны обеспечить целостное изучение сложных социальных объектов. С.с.т. являются теоретической и мето­дологической основой прикладной социологии. Невозможно вести исследования семьи, трудового коллектива, массовых коммуникаций и т.д. без знания их специальных теорий, раскрывающих законы развития этих социальных институтов, принципы и категории их анализа. Разработка С.с.т.— одна из важнейших задач социологов.

Субъективный фактор в истории — деятельность субъекта — масс, классов, партий, отдельный людей, включающая различные уровни и формы (идеологическую, политическую, организаторскую) и направленная на изменение развития или сохранение объективных общественных условий. Объек­тивные условия определяют в целом характер, структуру и направление действий С.ф.

Субъективная школа в социологии — теоретические воззре­ния на общественно-исторический процесс ряда представи­телей народничества. С.ш. сформировалась в кон. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. и наиболее полно изложена в трудах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. Представители С.ш. считали, что личность, а не группа, класс, есть основная «единица» общественной структуры, равно как и исторического разви­тия. Субъективные «помыслы» и цели личности определяют ее социальную деятельность. Изучение последней осуществлялось социологами по принципу «сопереживания», «когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого» (Ми­хайловский Н.К. ПСС.— Спб, 1909. Т.З. С. 402). Также теоретики С.ш. изучали общую схему исторического процесса «теории прогресса» и разрабатывали ряд конкретных про­блем: взаимоотношения индивида и общества, роль личности в истории, механизм связи лидера и массы («Герои и толпа» Михайловского), значение революционной партии в обще­ственной борьбе («Исторические письма» Лаврова) и др.

Субъективизм. 1. В философии: мировоззрение, в основе которого лежит отрицание объективных законов развития природы и общества и утверждение главенствующей роли отдельного субъекта в процессе познания и в общественной деятельности. 2. Личное, субъективное отношение к чему-ни­будь.

Телеология (от греч. telos — цель и ...логия) — философская концепция, согласно которой все в мире (действия человека, исторические события, природные явления) устроено целе­сообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных богом (X. Вольф) или природной целесо­образностью (Аристотель, Г. Лейбниц); учение о цели и целесообразности.

Теология (от греч. theologia, от лаг. theos — бог и ...логия) — богословие — совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, систематизированное изложение вероучений, обосновывающее его истинность и необходимость для чело­века, построенная в формах идеалистических умозрений на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. В строгом смысле о Т. принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

Тоталитаризм (франц. totalitarisme, от лат. totalis — весь, полный, целый). 1. Одна из форм авторитарного государства (тоталитарное государство), характеризующаяся полным (то­тальным) контролем государства над всей жизнью общества. Для него свойственны огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организа­ций, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще. 2. Направление политической мысли, обосновывающее установление тоталитарных режимов, оправдывающее этатизм, авторита­ризм.

Транссубъективный (от лат. trans — за и субъективный) — объект («ты», безличная вещь), находящийся по ту сторону, т.е. вне субъективного, вне собственного Я, или отличный от субъекта (подлинной личности), не имеющий метафизиче­ского (трансцендентного) значения.

Трансцендентальный (от лат. transcendens — перешагиваю­щий, выходящий за пределы). 1. В схоластической филосо­фии — предельно общие понятия, обозначающие такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира (вещь, сущее, истина, добро, единое). 2. В философии Канта — все то, что относится к априорным условиям возможного опыта, фор­мальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт (таковы, напр., априорные формы чувственности — пространство и время, категории рассудка — субстанция, причинность и т.д.).

Урбанизация (от лат. urbs — город). 1. Процесс сосредоточе­ния населения и экономической жизни в крупных городах. 2. Распространение, черт и особенностей, свойственных городу, промышленному центру.

Фатализм (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба) — вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.

Фатальный — роковой, неотвратимый, неизбежный.

Феноменализм — философское учение, признающее непосредственным объектом познания лишь явления и отрицающее познаваемость сущности вещей. Ф. ведет к субъективному идеализму (Д. Беркли, махизм) или к отрицанию познавае­мости мира, агностицизму (Д. Юм, И. Кант).

Формация общественно-экономическая—общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенный тип общества: категория Ф.о.-э. охватывает все стороны общественной жизни в их органич. взаимосвязи. В основе каждой Ф.о.—э. лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. В связи с этим история общества представляется как процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции формаций. Теория Ф.о.-э. занимает центральное место в историческом материализме.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и обще­ства в целом. Ф. как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Ф. придает универсальное значение, что приводит его к психологизации общества и личности. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, Ф. стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлению первичных влечений (полового влечения — Фрейда, стремления к самоутверждению — у Ф. Адлера и т.п.).

Функциональный подход в социологии — один из основных методологических подходов в современном обществоведении. Его сущность состоит в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения (функции) в некоторой связи, качест­венная определенность которой делает необходимым ее сис­темное рассмотрение. В том или ином виде Ф.п. присутствовал во всех социальных концепциях, где общество рассматривалось системным образом. В связи с этим возникла и некоторое время оставалось очень устойчивой аналогия между обществом и организмом. Вычленение собственно социологии как науки шло с начала XIX в. параллельно превращению биологии в особую науку. Это привело к более широким аналогиям с функционально расчлененным орга­низмом и первым социологическим формулировкам понятия функции.

Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — в широком смысле слова — синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также социальных системах. Э. может вести к усложнению, повышению уровня организации сис­темы (прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс). В узком смысле — медленные, непрерывные, по­степенные количественные изменения, в отличие от револю­ции — коренного, качественного изменения.

Эклектизм (эклектика) (от греч. ekletikos — выбирающий) — неорганичной, механическое соединение разнородных, ча­сто противоположных принципов, взглядов, теорий, художе­ственных элементов и т.п.

Экстраполяция (от лат. extra — сверх, вне и лат. polio — приглаживая, исправляю) — распространение выводов, пол­ученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть.

Эмансипация (от лат. emancipatio) — освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, уравнивание в правах (напр., эмансипация женщин).

Эмпириокритицизм — «критика опыта», или Махизм.. 1. В узком смысле — совокупность философских воззрений австрийского физика и философа Маха. 2. В широком смысле — субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, основано в начале XX в. Э. Махом и Р. Авенариусом. М.— разновидность позитивизма. Хотя ос­новные теоретические положения М. выдвинуты почти одно­временно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом, широкое распространение М. связано с деятельностью Маха, работы которого возникли в качестве непосредственной ре­акции на кризис классической механической физики: Мах выступил с претензией преодолеть этот кризис. Основу субъективно-идеалистического учения Маха составляет теория «экономии мышления» и выдвигаемый им идеал «чисто описательной» науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания, выводя ее из изначаль­ной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей необходимость «приспособления» организ­ма к фактам. Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об «описании» как идеале науки. В развитой науке, с точки зрения Маха, объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразити­ческих элементов науки М. считает понятие причинности.

Эмпириомонизм (от греч. empeiria — опыт и monos — один, единственный) — разновидность махизма; разработан А.А. Богдановым, утверждавшим, что мир есть единый организо­ванный опыт.

Эмпирическая социология — комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов (анкетирования, интервьюирования, эксперимента и т.д.).

Эмпиризм (от греч. enpeiria — опыт) — философское направ­ление, признающее чувственный опыт единственным источ­ником достоверного знания; Э. недооценивает, принижает роль рационального познания (понятий, теорий).

Эмпирический. 1. Основанный на опыте. 2. Относящийся к эмпиризму, являющийся эмпиризмом.

Энергетизм (от греч. energeia — деятельность) — философ­ская концепция, возникшая в к. XIX в. среди естествоиспы­тателей: Э. сводит все явления природы к энергии, лишенной материальной основы.

Этатизм (от фр. etat — государство). 1. Направление пол­итической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития. 2. Политика активного участия государства в экономической жизни об­щества.

Этнография (от греч. ethnos — племя, народ и grapho — пишу) — этнология, народоведение, наука, изучающая со­став, происхождение (этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология в россии под редакцией в. А

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  2. Институт социологии социология в россии

    Литература
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  3. Тема № История русской социологии: определение границ предметно-тематического пространства и проблемы периодизации

    Семинар
    История русской социологии как предмет изучения. История русской социологии и история русской общественной мысли: общее и особенное. История русской социологической мысли как важный структурно-содержательный компонент истории русской духовной культуры.
  4. Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» (4)

    Программа
    Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие
  5. История Древнего Рима Компьютер на урок

    Урок
    Всемирная история : Всемирная история Биография.Ру: биографии исторических личностей Великая французская революция Всемирная история в лицах Всемирная история: единое научно-образовательное пространство Всемирная история: сайт Д.

Другие похожие документы..