Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тесты'
часть средств производства, которые участвуют в производственном цикле один раз и полностью перено­сят свою стоимость на себестоимость изготовляемой ...полностью>>
'Публичный отчет'
Лицу, занимающему должность исполнительного единоличного органа и членам исполнительного коллегиального органа, а также членам Совета директоров возн...полностью>>
'Документ'
На зламі тисячоліть відбулася трансформація традиційного суспільства в суспільство інформаційне. Зростає роль інформації. Для реалізації розбудови ін...полностью>>
'Документ'
Описание или объяснение многих экономических явлений представляет собой процесс решения неточной задачи, базирующейся на субъективных оценках. И дейс...полностью>>

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДАЮ:

ДИРЕКТОР СШ № 2

_____________ М. В. ПИКАЛОВ

«__» _________ 2004 г.

«Истинную философию вещает природа;

но понять ее может лишь тот, кто

научился понимать ее язык, при помощи

которого она говорит с нами. Этот язык

есть математика».

Галилео Галилей

Средняя общеобразовательная школа № 2

МО г. Кувандык и Кувандыкский район

Программа элективного курса

на тему: «Математика – метод познания окружающего мира».

(9 класс)

Автор программы:

Чеботарева Ф. М.

Учитель математики

Средней школы № 2

г. Кувандык, 2004 г.

«Сделать учебную работу насколько возможно

интересной для ребенка и не превратить этой

работы в забаву – это одна из труднейших

и важнейших задач дидактики».

К. Д. Ушинский

Пояснительная записка.

В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Введение элективного курса «Математика – метод познания окружающего мира» позволит учащимся IX классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.

Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.

Задачи:

  • расширить рамки школьной программы: познакомить с идеями, направлениями развития математики для ориентации в современном мире, правильного представления о процессах, происходящих в природе и обществе, сознания собственной роли в движении общества вперед;

  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

  • обучить методам исследовательской деятельности;

  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;

  • способствовать профориентации.

Данный курс имеет обзорный, общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В программу курса включается приложение «Математическая мозаика». Ее темы не имеют непосредственного отношения к основному курсу и носят преимущественно характер математических развлечений.

Данный элективный курс рассчитан на 8 часов. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами, подобранными к каждой теме (приложение 1). Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю, в любой четверти учебного года. Продолжительность одного занятия – не менее 40 минут. Желательно использовать красочные таблицы, забавные схемы, раздаточный материал.

В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики, профориентация. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие работы.

Сведения о прохождении программы элективного курса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.

Тематический план изучения элективного курса «Математика – метод познания окружающего мира»

№№ разделов

Наименование разделов, тем

Количество часов

Итоговая форма контроля

Всего

Классная работа

Внекл. работа

Лекции

Сем.

Практ.

Лаб.

Виды внекл. работы

1

Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь математики и повседневной жизни, путь становления науки.

1

1

1 (работа с дополнительной литературой)

Устный опрос, психоло

гический тест

2

Начальный период развития геометрии и некоторые задачи древних.

Золотое сечение – формула мироздания.

1

1

1 (работа с дополнительной литературой)

Устный опрос, реферат

3

Математическая модель мира.

Понятие математического моделирования.

Построение моделей задач.

Демократия с точки зрения математики.

1

1

Анализ микроис

следова

ния

4

Разделы математики.

Диалоги о статистике.

Комбинаторика.

1

1

Анкетирование

5

Прикладная математика.

Топология, криптография, математическая лингвистика и т.п.

1

1

1 (подготовка сообщений о различных аспектах прикладной математики)

Обмен мнениями

6

Финансовая математика. Несколько задач «про цены».

1

1

Результат

и анализ работы по группам

7

Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуально

сти».

1

1/2

1/2

1 (подготовка сообщений об известных математиках)

Числовой субтест Айзенка

8

Заключение. Число .. Инструментарий математика. Работа со справочниками, таблицами, дополнительной литературой.

1

1

Анкета

Сочине

ние

Программа самостоятельной работы учащихся.

п/п

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Конспектирование, слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы.

Дополнительные сообщения.

Следующее за лекцией занятие.

2

Реферирование литературы.

Рефераты.

Занятие 2.

3

Выполнение заданий поискового исследовательского характера.

Математическая модель «МИРА».

Занятие 3.

4

Работа по составлению графиков и диаграмм.

Графики и диаграммы.

Занятие 4.

5

Проведение эксперимента.

Отчет о результатах эксперимента.

Занятие 5.

6

Решение задач.

Письменный отчет.

Занятия 2, 4, 6.

7

Участие в работе семинара: подготовка конспектов, сообщений.

Устные сообщения и демонстрации учащихся.

Занятие 5.

8

Анализ научно – методической литературы. Аннотирование книг, статей.

Отчет о выполнении задания по работе с научной литературой.

Занятие 7.

9

Выполнение заданий творческого характера.

Сочинение.

Занятие 8.

Рекомендуемые технические и электронные средства обучения.

п/п

Название рекомендуемых технических и электронных средств.

Наименование раздела и темы.

1

2

3

Электронное учебное пособие «Интерактивная математика», 2003

Программа «тест IQ»

Программа «субтест Айзенка»

Понятие математического моделирования.

Вычисление «коэффициента интеллектуальности».

Математические способности.

Протокол согласования программы элективного курса с дисциплинами учебного плана

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Методическое объединение

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения

Принятое решение (протокол, дата) методическим объединением, разработавшим программу

Математика

МО учителей математики

Принять курс в разработанной пропорции

Содержание курса

(8 часов)

Возникновение понятия о натуральном числе, как о результате счета отдельных предметов, является вопросом истории общечеловеческой культуры. Начальная стадия развития счета. Пальцевой счет и т. п. Числа – совокупности. Абстрактные числа. Ведущая роль русской математики в развитии теории чисел. О числовой мистике.

Появление некоторых геометрических знаний как результата практической и духовной деятельности (земледелия, навигации, культурных обрядов). Древний Китай, Древний Египет, Вавилон – центры математической, и в частности геометрической, культуры. Отражение быта древних в геометрической терминологии. Задача индийского ученого Бхаскара Акариа (род. В 1114 г.). Задача из старинного китайского трактата «Начала искусства вычисления». Из алгебры узбекского ученого Мухаммеда ал-Хорезми. Золотое сечение – формула мироздания. Леонардо до Винчи.

Что такое математическая модель. Основные этапы математического моделирования. Примеры математических моделей.

Что такое статистика. Мода.

Прикладная математика. Роль и возможности математики в разных областях интеллектуальной и практической деятельности человека. Топология. Криптография. Сложные проценты.

Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуальности. Число p. Инструментарий математика. Правила работы со справочниками, таблицами, дополнительной литературой.

Поурочное планирование.

«Наука всегда усваивается полнее,

когда она рассматривается в

состоянии рождения».

К. Максвелл.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа : Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «История»/ Министерство образования РФ национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. Учебник

    Программа
    Программа: Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «История»/ Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров.
  2. Элективный курс «Математика и гармония окружающего мира»

    Элективный курс
    Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой – красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства.
  3. Элективный курс 11 класс «методы научного познания и физическая картина мира» (авторская программа)

    Элективный курс
    Программа элективного курса согласована с программами по физике, химии, биологии, обществознанию. Курс читается при повторении и обобщении учебного материала в процессе подготовки к итоговой аттестации.
  4. Программа элективного курса по математике для 11 класса в рамках профильной подготовки

    Программа
    Данная программа элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 11 классов. В 11-ом классе, дети начинают чувствовать тревожность  перед  экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять
  5. Программа элективного курса "Компьютерное моделирование"

    Программа
    С каждым годом все более возрастают требования к умственной деятельности людей. Поэтому, в настоящее время традиционный взгляд на состав предметов, изучаемых школьниками, пересматривается и уточняется.

Другие похожие документы..