Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Устав автомобильного транспорта / Раздел I Общие положения 1. Автомобильный транспорт, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обесп...полностью>>
'Реферат'
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась бесспорными достижениями в изучении не только Земли, но и всех планет Солнечной системы. Решающими факторами был...полностью>>
'Документ'
Знаменною рисою розвитку людського суспільства у ХХ ст. є зміцнення взаємозв’язків і взаємозалежності країн і народів як тенденція, історично обумовл...полностью>>
'Документ'
Відповідно до пункту 16 частини 1 статті 43 Закону України “Про місцеве самоврядування в Україні” та Закону України “Про державне прогнозування та ро...полностью>>

Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2009 федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Северо-Западный государственный заочный технический университет

МЕНЕДЖМЕНТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Санкт-Петербург

2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра менеджмента

Менеджмент

Учебно-методический комплекс

Институты:

Институт управления производственными и инновационными программами

Машиностроительно-технологический институт

Институт автомобильного транспорта

Специальности

080105.65 – Финансы и кредит

080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

190701.65 – Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт)

190702.65 – Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт)

261001.65 – Технология художественной обработки материалов

Специализации

190701.65-01 – Организация перевозок

190702.65-01 – Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

190702.65-02 – Организация дорожного движения

261001.65-01 – Технология художественной обработки металла

Направления подготовки бакалавров

080500.62 – Менеджмент

190500.62 – Эксплуатация транспортных средств

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

2009

Утверждено редакционно-издательским советом университета

УДК 658 (075)

Менеджмент: учебно-методический комплекс / сост.: Г.П.Семенова, С.В.Короткий.– СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009. – 277 c.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профес-сионального образования.

В учебно-методическом комплексе рассматриваются все основные вопросы общей теории менеджмента; история развития менеджмента; методологические основы менеджмента; принципы менеджмента; информационное обеспечение менеджмента; планирование, организация, мотивация, контроль как функции менеджмента; процесс принятия управленческих решений и методы принятия решений; формальные и неформальные организации, модели лидерства и источники власти в организации и т.п.

Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента 31.03.2009 г., одобрено методической комиссией института управления производственными и инновационными программами 16.04.2009 г.

Рецензенты: кафедра менеджмента (зав. кафедрой В.А.Кныш, д-р экон. наук, проф.), Н.Ю.Виноградова, канд. экон. наук, доц. кафедры инновационного менеджмента СПбГЭТУ /ЛЭТИ/.

Составители: Г.П. Семенова, канд. экон. наук, доц.;

С.В.Короткий, канд. филос. наук.

© Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2009

© Семенова Г.П., Короткий С.В., 2009

1. Информация о дисциплине

1.1. Предисловие

Программа дисциплины построена в соответствии с требованиями, предъ­являемыми к будущим специалистам, и направлена на обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки студентов по специальностям: 080105.65 – Финансы и кредит, 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям), 190701.65 – Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт), 190702.65 – Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт), 261001.65 – Технология художественной обработки материалов.

Формирование мышления, знаний и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и практических занятий, выполнения индивидуальных заданий, самостоятельной работы, участия в научных исследованиях.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами знаний по основным направлениям менеджмента организации, понимание студентами природы и сущности базовых функций менеджмента и формирование навыков принятия управленческих решений как определяющего фактора организационной эффективности.

Задачи изучения дисциплины – дать основополагающее представление об эффективном управлении организацией, организации систем управления, совершенствовании управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Объектом изучения являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы. Предметом изучения являются основные функции и методы менеджмента.

Основные задачи дисциплины состоят:

  • в приобретении студентами основ знаний по теории и практике совре­менного менеджмента;

  • в знакомстве студентов с основными принципами, ин­струментами и методическими основами функционирования и управления организацией;

  • приобретения ими практических навыков в данной области с тем, чтобы самостоятельно находить на этой основе эффективные творческие решения проблем, возникающие как на предприятии, так и в его внешнем окружении.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление:

  • о факторах, определяющих эффективное управление организацией;

  • об особенностях современного этапа развития менеджмента в России;

  • о методах эффективных коммуникаций и их роли в управлении организацией;

  • о методах и моделях принятия решений по управлению организацией.

Знать:

  • исторические этапы становления и развития менеджмента как научного направления;

  • современное состояние теории и практики менеджмента;

  • основные функции и задачи, решаемые менеджерами на различных уровнях управления организацией;

  • методы принятия эффективных управленческих решений в области планирования, организации, мотивации и контроля в деятельности организации.

Уметь:

  • пользоваться базовой терминологией современного менеджмента;

  • выделять основные ситуационные факторы и применять полученные знания в соответствии с ситуационными характеристиками;

  • проводить анализ внутренней и внешней среды организации с целью выбора эффективных управленческих решений;

  • разрабатывать планы развития организации и отдельных ее подразделений;

  • разрабатывать формальные системы управления, ориентированные на достижение целей организации;

  • выбирать методы руководства коллективом и его мотивации в типовых ситуациях;

  • разрабатывать эффективные системы контроля за достижением целей организации.

Место дисциплины в учебном процессе

Изучение дисциплины «Менеджмент» предполагает наличие у студентов знаний по курсам «Психология и педагогика», «Экономика предприятия», «История экономических учений» и служит основой для дисциплин «Маркетинг», «Управление персоналом в современной организации», «Документирование управленческой деятельности», «Планирование на предприятии», «Стратегическое планирование», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности».

1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы

1.2.1. Содержание дисциплины по ГОС

для специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям) (220 часов)

Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента.

Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.

Системы менеджмента: функции и организационные структуры. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление. Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.

1.2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

для специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

Вид учебной работы

Всего часов

форма обучения
очная
очно-заочная

заочная

Общая трудоемкость дисциплины (ОТД)

220

Работа под руководством преподавателя

(включая ДОТ)

132

132

132

В т.ч. аудиторные занятия:

лекции

практические занятия (ПЗ)

лабораторные работы (ЛР)

64

16

0

32

8

0

16

4

0

Самостоятельная работа студента (СР)

88

88

88

Промежуточный контроль, количество

5

6

6

В т. ч.: курсовая работа

1

1

1

контрольная работа

1

1

тест

4

4

4

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет, экзамен

1.2.3. Перечень видов практических занятий и контроля

  • тесты по разделам;

  • практические занятия;

  • контрольная работа (специальности 190701.65, 190702.65);

  • курсовая работа (специальность 080502.65);

  • зачет, экзамен.

2. Рабочие учебные материалы

2.1. Рабочая программа (объем дисциплины 220 ч)

Введение (8 часов)

[1], с.3…7; [2], с.4…12; [3], с.12…29

Предмет, цели и задачи дисциплины. Исторические источники и предпосылки возникновения менеджмента как научной дисциплины. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента. Место и роль менеджмента в современном обществе. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

Раздел 1. Методологические основы менеджмента (40 часов)

Тема 1.1. Эволюция развития менеджмента как научного направления (24 часа)

[1], с.32…60, 70…89, 478…520; [2], с.12…26, 232-268; [3], с.29…49

Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Школа научного менеджмента. Административная школа управления. Школа человеческих отношений. Школа социальных систем. Эмпирическая школа менеджмента. Количественные методы в управлении. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении. Основополагающие принципы и основные черты, достоинства и недостатки, взаимосвязь и взаимное дополнение различных школ менеджмента.

Современный этап развития менеджмента как научной дисциплины. Тенденции и пути развития теории менеджмента на современном этапе. Опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути его использования в России. Особенности российского менеджмента. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.

Тема 1.2. Менеджмент в условиях рыночной экономики (16 часов)

[1], с.134…141, 186…229; [2], с.124…135, 214…221; [3], с.192…220, 242…258

Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Внутренние переменные: цели, структура, задачи, технологии и кадры. Взаимосвязь внутренних переменных. Внешняя среда организации. Характеристика внешней среды. Элементы среды прямого и косвенного воздействия. Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль. Характеристика функций менеджмента. Связующие процессы: коммуникации и принятие управленческих решений. Характеристика связующих процессов. Базовые принципы менеджмента. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

Понятие и сущность инноваций. Роль и место инноваций в современной рыночной экономике. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента. Инновационная программа менеджера. Управление рисками. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности.

Раздел 2. Функции и методы менеджмента (60 часов)

Тема 2.1. Построение организации и делегирование полномочий (20 часов)

[1], с.90…125, 229…258; [2], с.143…156; [3], с.49…71

Понятие организации. Исторический генезис взглядов на институт организации. Системы менеджмента: функции и организационные структуры.

Типологии организации на основании различных критериев. Виды организаций по степени формализации: ассоциативные, общественные и административные. Равновесные и конфликтные, детерминистские и волюнтаристские модели жизнедеятельности организации. Ситуативный и нормативный подходы к организационным проблемам. Жизненный цикл организации.

Основные категории и понятия структуры. Подсистемы и подразделения организации. Организационная структура менеджмента на предприятии. Формальная и неформальная структуры организации. Функции организации в современных концепциях управления. Функции социальной подсистемы организации. Функции и дисфункции. Явные и латентные функции.

Выбор структуры управления организацией. Этапы организационного проектирования. Виды организационных структур управления. Линейная и функциональная структуры управления. Комбинированные структуры управления. Дивизиональные структуры и их разновидности. Механистические и органические структуры. Проектные и матричные структуры организации.

Современные взгляды на явление организации: структура, процесс, социальный организм, целевая общность, функция социума, специализированная целевая социальная система, система человеческого воздействия, сфера обмена деятельностью и др.

Разделение управленческого труда. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Структура и уровни управления. Делегирование полномочий. Линейные и аппаратные полномочия. Разновидности аппаратных полномочий. Процесс эффективного делегирования полномочий и причины. Регламентация условий работы и правил трудового распорядка.

Тема 2.2. Мотивация и стимулирование труда (20 часов)

[1], 288…311, 332…354, [2], с.156…169

Определение мотивации и эволюция этого понятия. Концепции мотивации персонала. Метод кнута и пряника. Хоторнские эксперименты и психологические теории мотивации. Первичные и вторичные потребности. Вознаграждение как мера удовлетворения потребностей. Виды вознаграждений.

Создание системы мотивации труда. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по Маслоу, двухфакторная модель мотивации Герцберга, теория потребностей Д.Мак-Клеланда и т.п. Сравнительная оценка содержательных мотивационных теорий. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости А.Стейси, теория ожиданий Врума, модель Портера-Лоулера и т.п. Значение мотивационных теорий для практики управления организацией.

Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала.

Тема 2.3. Информационное обеспечение менеджмента (20 часов)

[2], с.66…68, 76…80; [3], с.313…323

Информационная база менеджмента как основа современной технологии управления, ее формирование и использование для принятия решений.

Управление как информационный процесс. Понятие информации. Уровни информативности процесса управления. Влияние информации на качество управ­ленческих решений. Требования к информации. Качественные характеристики информации. Состав, объем и качество информации в сфере природоохранной деятельности. Информационная система менеджмента и принципы ее построения. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.

Система информационного обеспечения управления. Классификация информационных систем. Современные информационные технологии менеджмента. Виды информационных технологий. Виды технических средств, используемых в системе информации. Автоматизация управления. Службы информационного обеспечения про­цесса управления.

Раздел 3. Планирование и контроль в менеджменте (40 часов)

Тема 3.1. Планирование в системе менеджмента (20 часов)

[1], с.141…186; [2], с.80…124; [3], с.71…121

Роль планирования в системе функций менеджмента. Система планов развития организации. Стратегические, тактические и оперативные планы организации.

Стратегический менеджмент. Стратегические управленческие решения: характеристика, требования к качеству и эффективности. Процедура выбора стратегии организации. Прогнозирование и планирование стратегических решений. Методы обоснования стратегических решений. Сущность и концепции стратегического планирования. Основные элементы стратегического планирования. Миссия организации. Стратегические цели. Стратегический маркетинг: сущность и значение для разработки стратегии организации. Анализ рыночных потребностей посредством сегментации рынка. Анализ стратегических альтернатив. Оценка конкурентных преимуществ и выбор стратегии организации.

Методы прогнозирования: неформальные, количественные и качественные. Использование прогнозов для повышения обоснованности решений и для перспективного долгосрочного планирования. Имитационное моделирование в менеджменте.

Разработка и реализация перспективных и текущих планов. Процесс стратегических преобразований. Структуры и системы. Культура, стиль работы и ценности (организационная культура).

Функциональные стратегии и тактическое планирование. Структура тактических планов. Содержание и порядок разработки текущих планов организации. План маркетинга (операционный маркетинг). План развития производства. План продаж. Финансовый план. Бюджетирование как форма финансового планирования и контроля. Оперативно-календарное планирование. Факторы, учитываемые при разработке оперативных планов. Методы разработки оперативных планов организации.

Информационное обеспечение планирования деятельности организацией. Современные пакеты компьютерных систем управления (Buzinnes Prognoz, Project Expert, Account Pro, Meta Stock Pro, Quickbooks 2000 и др.).

Тема 3.2. Функция контроля и учета (20 часов)

[1], с.272…286; [2], с.135…143, 221…232; [3], с.220…242

Сущность и роль функции контроля в управлении организацией. Этапы процессов контроля и регулирования. Стандарты и требования к устанавливаемым стандартам в деятельности организации. Организация сбора информации о контролируемом процессе. Принятие решений по результатам. Виды контроля (предварительный, текущий и заключительный контроль). Особенности выбора показателей контроля и их влияние на его эффективность. Организация контроля за деятельностью подчиненных (контроллинг).

Роль человеческого фактора в процессе контроля. Характеристики эффективности организации системы контроля в управлении предприятием. Планирование контроля. Особенности контроля за реализацией мероприятий по охране окружающей среды.

Формы и функция управленческого контроля. Финансовый контроль как основа общего управленческого контроля. Контроль качества продукции. Система внутрифирменного учета и отчетности.

Цели и виды управленческого учета. Оперативный учет. Финансовый (бухгалтерский) учет. Статистический учет. Аудиторская проверка. Основы экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Цели и виды экономического анализа. Годовые отчеты предприятия, их структура и содержание. Основные показатели работы. Управление экономическими отношениями в организации.

Раздел 4. Эффективность менеджмента в организации (72 часа)

Тема 4.1. Процесс коммуникации (24 часа)

[2], с.68…76; [3], с.553…596

Понятие коммуникации. Процесс коммуникаций и эффективность управления. Система коммуникаций. Внутренние и внешние коммуникации. Коммуникационный процесс. Элементы и этапы коммуникаций. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Динамика групп.

Психология менеджмента. Этика делового общения. Основные качества менеджера и работа менеджера. Социально-психологические основы менеджмента: стиль руководства; управление кадрами, деятельностью коллектива.

Организационные и межличностные помехи в коммуникациях и методы их устранения. Организация производственных совещаний. Организация деловой переписки.

Тема 4.2. Формальные и неформальные группы. Управление конфликтами (24 часа)

[1], с.125…134, 355…384, 399…417; [2], с.196…214; [3], с.509…550

Формальные и неформальные группы. Факторы, влияющие на эффективность группы. Формальное и неформальное управление. Власть и партнерство. Лидерство и стиль управления. Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона, 4 системы в стиле лидерства Лайнерда. Групповая динамика и разрешение конфликтов.

Природа конфликта. Причины возникновения и последствия конфликтов. Классификация конфликтов. Конфликты и целостность организации. Регулирова­ние конфликтных ситуаций в менеджменте. Управление конфликтами. Роль руководителя в управлении конфликтами и последовательность его действий по их устранению в группе. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации.

Тема 4.3. Принятие управленческих решений (22 часа)

[1], с.60…68, 259…287, 384…399; [2], с.49…65; [3], с.139…191, 265…313

Понятие решения. Управленческие решения как связующий процесс. Классификация управленческих решений. Цели и задачи управления предприятием.

Организация коллективной подготовки решений. Принятие решений в условиях неопределенности и риска. Личность менеджера. Ресурсы, качество и эффективность управления. Критерии оценки эффективности ре­шений, принимаемых в процессе менеджмента. Особенности решения многокритериальных задач.

Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Технология разработки и принятия управленческих решений. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений. Понятие модели. Сущность основных типов моделей (модели теории игр, модели распределения ресурсов, модели управления запасами, модели календарного планирования, имитационные модели). Модель принятия решений Врума-Йеттона. Дерево решений и его использование при выборе многостадийных стратегических решений. Экспертная оценка.

Заключение (2 часа)

Анализ реализации принципов американского менеджмента в российской культуре. Сущность кризиса современной парадигмы менеджмента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Министерство образования и науки РФ международный институт менеджмента линк

    Документ
    1.4. Анализ и систематизация материалов об опыте формирования системы менеджмента качества образования и подготовки специалистов по управлению качеством образования
  2. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (13)

    Документ
    научно-методический совет (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Стерлитамакский филиал); кафедра истории Отечества и методики преподавания истории (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им.
  3. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (14)

    Документ
    кафедра психологии (Стерлитамакская государственная педагогическая академя им. Зайнаб Биишевой); доктор философских наук, профессор Казанского государственного университета В.
  4. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (31)

    Программа
    Современные проблемы философии и культурологии 8 Секция. Психология личности 8 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА 9 ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 9 Секция.
  5. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (1)

    Документ
    Рыночные условия предоставления услуг значительно повышают деловой риск предприятий индустрии гостеприимства и неизбежно ведут к привлечению заемного капитала.

Другие похожие документы..