Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Контрольная работа'
Реформа отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО предполагает детальное изучение существующих стандартов, с тем,...полностью>>
'Сказка'
хоровод, Шутки, музыка, веселье - Настоящий Новый год! Будут маски, и хлопушки, И цветное конфетти! Пусть развеются зверушки, Что сидеть им взаперти....полностью>>
'Курс лекций'
Предмет і структура етнічної психології. Поняття етнопсихології. Що вивчає етнопсихологія. Вивчення психологічних особливостей індивідів і груп (спіл...полностью>>
'Рабочая программа'
Развитие системного взгляда и системного мышления на основе анализа подходов к математическому моделированию, построения и сравнительного анализа раз...полностью>>

Основы творческой разработки урока. Строение уроков основных типов

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основы творческой разработки урока. Строение уроков основных типов.

Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих в себя наибо­лее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвер­дить целесообразность выделения следующих девятнадцати их типов:

1урок ознакомления с новым материа- 9. урок - зачёт,

лом, 10. урок - практикум,

2. урок закрепления изученного, 11. урок- экскурсия,

З.урок применения знаний и умений, 12. урок - дискуссия,

4. урок обобщения и систематизации 13. урок - консультация,
знаний, 14. интегрированный урок,

  1. урок проверки и коррекции знаний и 15. театрализованный урок,
    умений, 16. урок - соревнование,.

  2. урок- лекция, 17. урок с дидактической игрой,

7. комбинированный урок, 18. урок - деловая игра,
8.урок - семинар, 19. урок - ролевая игра.

Эти уроки назовём уроками основных типов. Следует отметить, что выделение данной системы уроков вовсе не связывается с созданием ещё одной их типологии, а обу­словлено необходимостью решения проблем, поставленных самими учителями. Они сво­дятся к поиску и выявлению такой совокупности уроков, знание особенностей строения которых позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых ныне в практи­ке обучения уроков и помогало в их творческой разработке. Именно в этом и кроется ос­новное назначение системы уроков основных типов.

1.Урок ознакомления с новым материалом.

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введени­ем понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгорит­мов и т.д. его основные этапы:

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию
опорных знаний.

Ознакомление с новым материалом

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

Постановка задания на дом

Подведение итогов урока

2. Урок закрепления изученного.

Основная дидактическая цель его - формирование определённых умений. Наибо-
лее общая структура урока закрепления изученного такова:

Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного
материала

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях

Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений

Подведение итогов урока

Постановка домашнего задания

З.Урок применения знаний и умений.

В процессе применений знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования; самостоятельное выполнение за­даний; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самокон­троль в процессе выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура урока:

Проверка домашнего задания

Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической зна­чимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели, задач урока.

Осмысление содержания и последовательности применения практических дейст­вий при выполнении предстоящих заданий

Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие зако­номерности.

Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последова­тельность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к фор­мированию понятий, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В свя­зи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структур­ные элементы:

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся

Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Повторение основных фактов, событий, умений

Обобщение и систематизация понятий, усвоенной темы знаний и их применение
для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации

знании

Подведение итогов урока

5. Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но по­сле изучения одной или нескольких подтем или тем учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определённые решения по совершенствованию учеб­ного процесса.

При определении структуры урока контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений, уровня осознания до репродуктивного и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком подходе следующая структура урока:

Ознакомление с целью и задачами урока и инструктаж учащихся по организации работы на уроке

Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать
элементарные внешние' в предметах и явлениях

Проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры

Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных ус­ловиях

Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях

Подведение итогов (на данном и последующих уроках)

б.Урок- лекция.

Как правило, эти уроки, на которых излагается значительная часть теоретическо­го материала изучаемой темы.

В зависимости то дидактических задач и логики учебного материала распростра­нены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т. д.

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:

изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;

выполнении определённого вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.

применении изученного материала при решении практических задач.

Структура лекции определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока: организации, постановки цели и актуализации знаний, сообщении знаний учителем и усвоении их учащимися, определении домашнего задания. Приведём возможный вариант структуры урока-лекции:

Создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции

Её разрешение при реализации намеченного плана лекции

Выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как
конспектировать лекцию»

Воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспек-
там, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.

Применение полученных знаний

Обобщение и систематизация изученного

Формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, со-
общение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.

7. Комбинированный урок.

. Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением несколь­
ких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновид­
ности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура
комбинированного урока:

Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач

Проверка домашнего задания

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу

Изложение нового материала

Первичное закрепление изученного

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие ви­ды комбинированных уроков. Например, комбинированный урок, итогом которого явля­ется проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь структуру:

Проверка выполнения домашнего задания

Проверка ранее усвоенных знаний

Сообщение темы, цели, задач урока.

Изложение нового материала

Восприятие и осознание учащимися нового материала

Осмысление, обобщение и систематизация знаний

Постановка домашнего задания

Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструирова­нии так называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и достиже­нием нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура модульного урока, как прави­ло, включает:

Мотивационную беседу(то, что именуется организационным моментом или введением в тему урока), завершающуюся постановкой интегрирующей цели урока;

Входной контроль( проверка домашнего задания и повторение изученного ранее)

Работу с новым материалом

Закрепление изученного

Завершающий контроль(проверка усвоенного на уроке)

Рефлексию

Последнее связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, груп­пы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать.

8.Урок - семинар.

Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уро­ке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с само­стоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары спо­собствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повыше­нию культуры общения. Различают уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и т.д. В практике обучения получили распро­странение семинары - развёрнутые беседы, семинары-доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар-решение задач, семинар-диспут, семинар-конференция и т.д.

Укажем основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в фор­ме семинаров:

при изучении нового материала, если он доступен для самостоятель­ной проработки учащимися;

после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изу­чаемой теме;

при проведении уроков, посвященных различным методам решения, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Семинар проводиться со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно оп­ределяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основ­ные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учё­том их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и ин­дивидуальные консультации, проверяет конспекты. Получив задание, учащиеся с помо­щью памяток «Как конспектировать источники», «Как готовиться к выступлению», «Как готовиться к выступлению», «Как готовиться к семинару», «Памятки докладчи­ка» оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана или тезисов выступле­ний, конспектов основных источников, докладов и рефератов.

Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, даёт другие советы. Далее об­суждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развёрнутой беседы, сообщений, чте­ния первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.д. Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и даёт оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.

Проведение семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения, расширяющей область их применения. Это подтверждается, напри­мер, возможностью её применения в такой разновидности совместной учебной деятель­ности учителя и учащихся, как «погружение».

9. Урок-зачёт.

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся яв­ляется урок-зачёт. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определённом этапе обучения. Положительная оценка за зачёт выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствую­щими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то , как правило, положительная оценка не вы­ставляется. В этом случае зачёт подлежит пересдаче, причём ученик может пересдать не весь зачёт целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.

Практикуются различные виды зачётов: текущий и тематический, зачёт практи­кум, дифференцированный зачёт, зачёт- экстерн и т.д. При их проведении используются различные формы организации деятельности учителя и учащихся: зачёт в форме экзаме­на, ринга, конвейера, общественного смотра знаний , аукциона и т.д. Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачёт, то его принято называть открытым, в противном случае - закрытым. Чаще же предпочтение от­даётся зачётам открытым с целью определения результатов изучения наиболее важных тем учебного предмета.

В качестве примера рассмотрим возможные основные этапы подготовки и про­ведения открытого тематического зачёта.

Такой зачёт проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к её изложению, учитель сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенностях организации и сроках сдачи. Для проведения зачёта из числа наиболее под­готовленных учащихся отбираются консультанты. Они помогают распределить учащихся по группам в 3-5 человек, готовят учётные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнение учениками каждого задания и итоговые отметки за зачёт. Задания готовятся двух видов: основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся, и дополнительные, выполнение которых вместе с основными не­обходимо для получения хорошей или отличной отметки.

Каждому ученику( кроме тех, кто выступает в роли консультантов) готовятся ин­дивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачёта, как правило на спаренном уроке ученики получают свои задания и при­ступают к их выполнению. В это время учитель проводит собеседование с консультанта­ми. Он проверяет и оценивает их знания, затем еще раз разъясняет методику проверки знаний, в особенности основных.

На следующем этапе урока консультанты приступают к проверке выполнения за­даний в своих группах, а учитель выборочно из разных групп проверяет, в первую оче­редь, работы учащихся, справившихся с основными заданиями и приступивших к вы­полнению дополнительных заданий.

В заключительной части урока завершается оценка выполнения каждого задания выставлением отметок в учетные карточки. Собрав учетные карточки групп, учитель на основе выставленных отметок выводит итоговые отметки каждому ученику и подводит общие итоги зачета.

10. Урок - практикум.

Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи- усиления прак­тической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теорети­ческих знаний и умений.

Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирую­щей составляющей является процесс формирования экспериментальных умений учащих­ся, а на практических работах- конструктивных. Следует отметить, что учебный экспери­мент, как метод самостоятельного приобретения знаний учащимися , хотя и имеет сход­ство с научным экспериментом , вместе с тем отличается от него постановкой цели, уже достигнутой наукой, но неизвестной учащимся.

Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным же способом организации дея­тельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа из двух-трёх человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практиче­скую или лабораторную работу.

Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практи­кума служит инструкция, которая по определённым правилам последовательно устанав­ливает действия ученика.

Исходя из имеющегося опыта, можно предложить следующую структуру уроков-
практикумов:

Сообщение темы, цели и задач практикума

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Мотивация учебной деятельности учащихся

Ознакомление учеников с инструкцией

Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудова­ния

Выполнение работы учащимися под руководством учителя

Составление отчёта

Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Эту структуру практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Строение уроков основных типов

    Урок
    Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих 19 их типов:
  2. Разработки уроков по информатике

    Урок
    Кодирование и декодирование. Двоичное кодирование. Кодирование чисел, системы счисления. Кодирование текстовой информации, таблица кодировки. Кодирование графической информации.
  3. Разработка урока с использованием икт номинация: физика и математика, химия, биология, информатика

    Урок
    Цель урока: сформировать представление об опорной системе животных организмов и ее значение в их жизни; показать изменение и усложнение опорных систем животных в ходе эволюции; продолжить формирование умений устанавливать причинно
  4. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы

    Урок
    Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста.
  5. Урок ознакомления с новым материалом

    Урок
    Урок - сложный педагогический объект. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

Другие похожие документы..