Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вы выяснили, что Ваш ребёнок - левша. Невольно возникают вопросы: “Как он будет жить в праворуком мире? Надо его переучивать или нет?” В своей статье...полностью>>
'Документ'
В 2011-2012 годах на развитие детской медицины будет выделено около 163 миллиардов рублей, заявил президент Дмитрий Медведев в ходе совместного засед...полностью>>
'Реферат'
Базы данных использовались в вычислительной технике с незапамятных времен. В первых компьютерах использовались два вида внешних устройств – магнитные...полностью>>
'Документ'
Аналізується менеджмент проекту інформаційних систем (ІС) управлінської діяльності на базі сучасних принципів керування створенням програмного забезп...полностью>>

Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (1)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Сборник нормативных документов и методических рекомендаций

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОМУ И АНАЛИТИЧЕСКОМУ ИЗДАНИЮ

Томск 2009

Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.- 105 с.

Сборник подготовлен по заказу департамента образования .

В сборник включены нормативные правовые документы и методические рекомендации, утверждённые до 2009 года .

Нормативные документы регламентируют деятельность образовательных учреждений по организации коррекционно-развивающей работы на уровне группы, класса.

Содержание методических рекомендаций направлено на организацию и создание комфортной развивающей среды в школьных и дошкольных образовательных учреждениях.

Сборник подготовлен для руководителей и педагогических работников, участвующих в коррекционно-образовательном процессе в условиях специальных и общеобразовательных учреждений.

Содержание

Введение

Раздел I. Документы, регламентирующие коррекционно-развивающую работу в специальных (коррекционных) классах, группах в условиях общеобразовательного учреждения

Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)………………..

Постановление Правительства РФ от 01.07.95 №677 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.97 №179) «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»……………………………

Письмо управления специального образования Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»……

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные Акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ…………………………..

Инструктивно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997 г. №48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»…………………

Приложение к приказу МО РФ от 8 февраля 1992г. №333 «Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях»……….

Приказ МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»…………..

Приказ департамента общего образования Томской области от 21/08/2007 № 867 «О примерном учебном плане образовательных учреждений Томской области, реализующих программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» ………………………………………………………………………………….

Приказ Министерства просвещения СССР от 3.07.81 №103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития»…………….

Инструктивное письмо Министерства здравоохранения от 23.01.90 №22-02-08/11 «О медико-профилактической работе в классах выравнивания для детей с задержкой психического развития»……………………….

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»……………………

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»…………………………………………………

Приложение к письму Министерства образования РФ от 12.01.1993 №10/32-т «Извлечения из перечня компенсационных доплат и повышения ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений» ……………

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 июля 2003 г. № 27/2967-6 (Д) «Положение о Психолого - медико - педагогической комиссии»…

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «Положение о Психолого -медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»………………………….

Раздел II. Методические рекомендации для организации коррекционно-развивающей работы учителей - логопедов, дефектологов образовательных учреждений

Из проекта концепции специального обучения и воспитания детей с нарушением умственного и физического развития…………………….

Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.06.89 № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития»…………………

Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе………………………

Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и группы специального назначения, утвержденные Гособразованием СССР и Минздравом СССР от 26.11.90 №37-14/2………………………

О проведении государственной (итоговой) аттестации и приема в высшие и средние специальные учебные заведения граждан с ограниченными возможностями здоровья……………..

Методические рекомендации о деятельности X-XII классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой………………

Приказ департамента общего образования Томской области об утверждении формы «Выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования»………….. Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами…………..

Словарь психологических терминов………………………………….

Введение

Уважаемые коллеги!

На современном этапе безбарьерное пространство коррекционно-развивающего образования должно найти своё место во всех звеньях системы дошкольного и общего образования. Необходимо в каждом образовательном учреждении создать адаптивную среду, которая бы сама приспосабливалась к ребёнку, требующему повышенного внимания и заботы.

Для создания условий формирования комфортной среды в образовательных учреждениях необходимо знать нормативно-правовые документы, регламентирующие работу по данному направлению на уровне Российской Федерации, областного, муниципального образования.

Сборник нормативных, методических документов по коррекционно-развивающему образованию позволит грамотно планировать работу в образовательных учреждениях по оказанию комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Состав детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся и воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении и общеобразовательной школе, очень разный. В условиях общеобразовательного класса, дошкольной группы обучаются дети с задержкой психического развития, с нарушением зрения, слуха, с тяжёлым нарушением речи, с нарушением интеллекта.

В сборник включены приказы, инструктивно-методические письма и рекомендации, учебные планы и другие действующие документы, утверждённые до 2009 года.

Содержание сборника состоит из двух разделов:

-документы, регламентирующие работу в специальных (коррекционных) классах, группах образовательных учреждений;

-методические рекомендации для организации коррекционно-развивающей работы учителей-логопедов, дефектологов образовательных учреждений.

Сборник подготовлен в помощь руководителям образовательных учреждений, педагогам, учителям-логопедам, дефектологам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

Раздел I.

Документы, регламентирующие коррекционно-развивающую работу в специальных (коррекционных) классах, группах в условиях общеобразовательного учреждения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

О СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»

(с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Председатель Правительства

Российской Федерации В. Черномырдин


Приложение

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

(утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288)

(с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)

I. Общие положения

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 1 настоящего Положения изложен в новой редакции. (Здесь и далее курсивом выделены примечания редактора.)

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Настоящее Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.

Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, см. письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 см. с. 59 настоящего сборника.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—V/// видов см. письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 — см. с. 62 настоящего сборника.

См. Методические рекомендации о деятельности 1012 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой см. с. 75 настоящего сборника.

  1. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее именуется — коррекционное учреждение) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее именуются — воспитанники) реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

  2. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта.

4. Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для
обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

5. Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательных учреждениях, учреждении начального профессионального образования, настоящим Типовым положением.

6. Для негосударственных коррекционных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.

II. Организация деятельности коррекционного учреждения

  1. Коррекционное учреждение создается учредителем (учредителями)
    и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. Учредителем (учредителями) государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

  1. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  2. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у коррекционного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

  3. Коррекционное учреждение с момента регистрации приобретает
    права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет,
    текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях.

  4. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соответствии с
    Законом Российской Федерации «Об образовании».

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям специального государственного образовательного стандарта.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 в абзац четвертый пункта 13 настоящего Положения внесены изменения.

Для проведения аттестации коррекционное учреждение представляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемых Министерством образования Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утверждаются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учреждения, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о признании коррекционного учреждения аттестованным или неаттестованным.

  1. Коррекционное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

  2. В соответствии со своими уставными целями и задачами коррекционное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

  3. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррекционном
    учреждении определяются уставом учреждения в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продленного дня зависит от вида коррекционного учреждения.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 16 настоящего Положения дополнен текстом следующего содержания:

В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

для глухих — 6 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, —10 человек;

для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, — 6 человек;

для слепых — 8 человек;

для слабовидящих и поздноослепших—12 человек;

для имеющих тяжелые нарушения речи —12 человек;

для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата —10 человек;

для имеющих задержку психического развития —12 человек;

для умственно отсталых — 12 человек;

для глубоко умственно отсталых — 10 человек;

для имеющих сложные дефекты — 5 человек.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социально-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (группа) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.

III. Образовательный процесс

  1. Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

  2. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется
    исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

  3. Для организации трудового обучения мастерские коррекционного
    учреждения обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников.

  4. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

  5. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.

  6. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

См. формы свидетельств государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения, утвержденные приказом Минобразования РФ от 5 февраля 2002 г. № 334 см. с. 83 настоящего сборника.

IV. Участники образовательного процесса

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 в пункт 24 настоящего Положения внесены изменения.

  1. Участниками образовательного процесса являются педагогические,
    инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители).

  2. Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 в пункт 26 настоящего Положения внесены изменения.

26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 212 пункт 27 настоящего Положения изложен в новой редакции.

27. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

См. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» см. с. 80 настоящего сборника.

28. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30.Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.

31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации
индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (2)

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  2. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций (3)

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  3. Сборник методических рекомендаций по подготовке дипломных работ по методике преподавания математики

    Диплом
    С23 . Сборник методических рекомендаций по подготовке дипломных работ по методике преподавания математики. / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, И.И. Зубарева, М.
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению

    Методические рекомендации
    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской "Федерации 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации,
  5. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения

Другие похожие документы..