Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информация о проектах строительства объектов недвижимости, в которых Застройщик принимал участие в течение 3-х лет, предшествующих опубликованию данно...полностью>>
'Документ'
человек численность лиц соответствующей национальности из них владеют русским языком Все население 1451 731 14 573 85 Абазины 3794 3 5 5 Абхазы 113 1...полностью>>
'Конкурс'
1.1. Конкурс проводится ежегодно в целях повышения квалификационного уровня, профессиональной компетенции и стимулирования творческой активности метр...полностью>>
'Конкурс'
спілкування членів журі з учасниками відбіркового етапу конкурсу. Спілкування складається з двох частин: перша частина - письмова відповідь на запита...полностью>>

Учебно-методическое пособие Специальность 060400 финансы и кредит статус дисциплины

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ эффективности использования нематериальных активов

Направления анализа нематериальных активов

В соответствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденным приказом от 16.10.2000г. № 91н, в составе нематериальных активов различают три типа объектов:

  • интеллектуальная собственность;

  • организационные расходы;

  • деловая репутация организации.

Понятие «интеллектуальная собственность» включает:

  • авторское право – права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, программы для ЭВМ, базы данных и др.;

  • промышленную собственность – права, возникающие из патентов на изобретение, промышленные образцы, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

  • право на ноу-хау и др.

Под организационными расходами понимают сумму расходов учредителей (участников), связанных с образованием юридического лица.

Под деловой репутацией понимают превышение покупной цены приватизированного имущества над его оценочной (начальной) стоимостью.

Источники информации – формы № 1 и 5.

Основными направлениями анализа нематериальных активов являются:

  • Анализ состава, структуры и динамики нематериальных активов

  • Анализ структуры нематериальных активов по источникам поступления

  • Анализ структуры нематериальных активов по степени правовой защищенности

  • Анализ структуры нематериальных активов по срокам полезного использования

  • Анализ структуры выбытия нематериальных активов

Анализ эффективности использования нематериальных активов

Анализ эффективности использования нематериальных активов осуществляется по данным формы № 1, формы № 2 и формы № 5.

Для углубленного анализа эффективности использования нематериальных активов применяется формула:

Рентабельность продаж

Оборачиваемость НА


Влияние факторов определяется с использованием метода цепных подстановок.

Результаты анализа оформляются в форме аналитической таблицы 7.

Таблица 7 - Анализ эффективности использования нематериальных активов

Показатели

Базисный период

Отчетный период

В % к базисному периоду

1. Нематериальные активы

2. Выручка от продаж

3. Прибыль от продаж

4. Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка

5. Оборачиваемость нематериальных активов =

= Выручка / НА

6. Доходность нематериальных активов =

= Прибыль / НА

Итого

Вывод. Доходность нематериальных активов может быть повышена за счет:

  • повышения рентабельности продаж;

  • ускорения оборачиваемости нематериальных активов.

При анализе нематериальных активов по всем основаниям необходимо обращать внимание на размеры отдельных видов и их динамику, а также балансовую и рыночную стоимость нематериальных активов в рублях и в процентах к внеоборотным активам и к имуществу предприятия в целом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Перечислите основные направления анализа нематериальных активов.

  2. В чем особенности анализа состава и динамики нематериальных активов?

  3. Перечислите основные источники поступления нематериальных активов.

  4. Охарактеризуйте структуру нематериальных активов по степени их правовой защищенности.

  5. Приведите аналитическую схему анализа нематериальных активов по строкам полезного использования.

  6. Перечислите основные источники выбытия нематериальных активов.

  7. Сформулируйте суть анализа эффективности использования нематериальных активов.

Глава 9 Анализ оборотных активов

Вопросы для обсуждения семинарских занятий

    • Оборотные активы организации: характеристика кругооборота и оборота

    • Показатели и направления анализа оборотных активов

    • Анализ состава и динамики оборотных активов

    • Анализ состава и динамики оборотных активов

    • Анализ источников формирования оборотных активов

    • Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

    • Анализ эффективности использования оборотных активов

Показатели и направления анализа оборотных активов

Синонимы: Оборотные активы – Оборотные средства – Текущие активы

Анализ оборотных активов включает расчет следующих показателей.

  1. Оборотный капитал (ОК).

В российской практике: Оборотный капитал = Оборотные активы предприятия.

По МСФО: Оборотный капитал  Оборотные активы предприятия.

Оборотный капитал = Оборотные активы – Краткосрочные обязательства

  1. Собственный оборотный капитал, или Собственные оборотные средства (СОК или СОС) – это часть собственного капитала, которая остается на финансирование оборотных средств после покрытия постоянных активов.

СОК = СК – ВА,

где СК – собственный капитал;

ВА – внеоборотные активы.

На практике СОК может быть больше, так как имеются долгосрочные пассивы, то есть средства, находящиеся в долгосрочном распоряжении предприятия.

  1. Наличие собственного оборотного капитала (НСОК) – это часть постоянных пассивов (СК и долгосрочные обязательства), которые остаются на финансирование оборотных средств после покрытия постоянных активов.

НСОК = ( СК + ДО ) – ВА,

где ДО – долгосрочные обязательства.

  1. Коэффициент маневренности наличия СОК мНСОК) – показывает долю НСОК-ла по отношению к перманентному капиталу, то есть капиталу, находящемуся в долгосрочном распоряжении предприятия.

  1. Финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП) – это разница между средствами, иммобилизованными в запасах сырья, готовой продукции, незавершенного производства, дебиторской задолженностью и кредиторской задолженностью.

ФЭП = ( ЗС + ЗГП + НЗ + Д ) – КЗ,

где ЗС – запасы сырья и т.д.

В идеале (ЗС + ЗГП + НЗ + Д) должны покрывать кредиторскую задолженность. Но на практике этого не бывает, поэтому разницу, то есть ФЭП – приходится финансировать за счет НСОК-ла и (или) путем займа.

Далее сравнение ФЭП и НСОК позволяет анализировать показатели:

  1. Излишек собственных оборотных средств – возникает, если НСОК ФЭП.

  2. Дефицит собственных оборотных средств – возникает, если НСОК ФЭП.

  3. Потенциальный дефицит (излишек) СОС:

Потенциальный дефицит (излишек) = НСОК – ФЭП.

  1. Реальный дефицит (излишек):

Реальный дефицит (излишек) = Потенциальный дефицит (излишек) + Краткосрочный кредит – Краткосрочные финансовые вложения.

Основными направлениями анализа оборотных активов являются:
  • анализ состава и динамики оборотных активов;

  • анализ источников формирования оборотных активов;

  • анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

  • анализ эффективности использования оборотных активов.

Практическое замечание. Как наиболее оптимальная рекомендуется следующая структура оборотных активов: денежные средства и краткосрочные финансовые вложения – 10%, дебиторская задолженность – 25%, материальные оборотные средства – 65%.

Наиболее важные показатели эффективности использования оборотных активов в соответствии с МСФО представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Показатели оборачиваемости оборотных активов и пассивов

Оборачиваемость дебиторской

задолженности

Оборачиваемость запасов

Оборачиваемость кредиторской задолженности

Период оборота дебиторской

задолженности

Период оборота

запасов

Период оборота кредиторской задолженности


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Дайте характеристику кругооборота и оборота оборотных активов.

  2. Приведите формулы расчета и кратко объясните экономический смысл показателей анализа оборотных активов.

  3. Раскройте суть методики определения потребности предприятия в оборотных средствах.

  4. Перечислите основные направления анализа оборотных активов.

  5. В чем заключается анализ состава и динамики оборотных средств?

  6. Охарактеризуйте основные направления анализа источников формирования оборотных активов.

  7. Перечислите внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование дебиторской задолженности.

  8. Как осуществляется анализ дебиторской задолженности?

  9. Как осуществляется анализ кредиторской задолженности?

  10. Приведите формулы расчета показателей эффективности использования оборотных активов.

Глава 10 Анализ и бизнес-процессы

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  • Бизнес-план: назначение и содержание. Прогнозирование финансовых документов. Финансовый контроллинг

  • Сметное планирование (бюджетирование) и методика анализа отклонений

  • Инвестиционный анализ: назначение и методы оценки

  • Маркетинговый анализ: назначение, объекты и методы анализа

Бизнес-план: назначение и содержание. Финансовый контроллинг

Назначение бизнес-плана:

  • планирование текущей деятельности предприятия;

  • обоснование потребности в заемном капитале.

Структура бизнес-плана

Бизнес-план включает следующие разделы:

  1. Резюме – Цель плана / Краткие выводы.

  2. Предприятие и отрасль, к которой оно относится.

  3. Продукция / Услуги.

  4. Рынок.

  5. Маркетинговый план – Ценовая политика, торговая политика, реклама и т.п.

• Оценка доходов от продажи и оценка расходов, связанных с продажей.

  1. Производственный план – Объем продукции / услуг, оборудование, производственные площади, рабочая сила, источники поставки материалов, оборудования, использование субподрядчиков.

• Расчет себестоимости производства товаров и услуг.

  1. Организационный план (менеджмент) – Владельцы, руководящий состав, его вознаграждение, оргструктура, планирование численности персонала, обучение, консультанты.

  2. Потребности в финансировании – Размер и источники финансирования:
    а) кредиты под проценты – через банк;
    б) акционерное финансирование – через инвестиционные компании.

  3. Финансовый план.

  • Основные документы, входящие в финансовый план:

  1. бюджет продаж;

  2. прогнозируемый отчет о прибылях и убытках;

  3. денежный бюджет;

  4. прогнозируемый баланс.

  • Основные показатели, используемые при разработке бизнес-плана:

  1. объем продаж;

  2. себестоимость;

  3. прибыль;

  4. оборот капитала;

  5. точка безубыточности и резерв безопасности и др.

  • Риски и каким образом их можно избежать.

  1. Приложение

  • технические данные по продукции, патенты;

  • сообщения консультантов по продукции и рынкам;

  • анкетные данные руководящего состава;

  • отчет по ревизии бухгалтерских документов;

  • ФИО – главного бухгалтера;

– юрисконсульта;

– финансового менеджера.

Под финансовым контроллингом понимается концепция управления организацией с помощью финансовых инструментов, в основе которой лежит стремление обеспечить ее долгосрочное эффективное существование.

В качестве основных финансовых коэффициентов, обеспечивающих оптимальные балансовые пропорции, рекомендуется в соответствии с МСФО использовать следующие соотношения:

Собственный капитал / Заемный капитал  0,5

Собственный капитал / Валюта баланса  0,33

Собственный капитал / Основной капитал  0,5

Долгосрочные займы / (Долгосрочные займы + Собственный капитал) < 0,7

Быстрореализуемый оборотный капитал / Краткосрочный заемный капитал  0,5

Оборотный капитал / Краткосрочный заемный капитал  1

Сметное планирование (бюджетирование) и методика анализа отклонений

Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования.

Бюджет – количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением.

Различают следующие виды бюджетов:

1. По составу:

  • Отдельный бюджет – характеризует:

  • промежуточные операции (бюджет закупок, сырья и материалов, производственный бюджет и т.п.);

  • несет информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж).

  • Укрупненный бюджет – показывает как расходы, так и доходы организации (прогнозный отчет о прибылях и убытках, денежный бюджет).

  1. С учетом изменения объема деятельности:

  • Статичный (фиксированный) бюджет

  • Гибкий бюджет

  1. По функциональной роли в структуре общего бюджета:

  • Оперативный (операционный, текущий) бюджет

  • Финансовый бюджет

  1. В зависимости от временного фактора (длительности производственного процесса):

  • Периодический бюджет (краткосрочный) бюджет

  • Непрерывный бюджет

Можно выделить два подхода к составлению бюджета.

Первый. Приростной подход – за основу принимаются базовые цифры прошлого периода. Не учитывает изменяющиеся условия и поэтому может закрепить существующие источники неэффективности.

Второй. Нулевой подход – предполагает обоснованное включение всех затрат с «нулевой» основы. Используется для планирования проектов. Все мероприятия и затраты в таком плане обосновываются путем сопоставления затрат и выгод.

Инвестиционный анализ: назначение и методы оценки

Методы инвестиционной оценки подразделяются с учетом двух основных факторов:

  • основаны ли они на измерении размера прибыли или потока денежных средств;

  • учитывают ли они «временную стоимость денег» (или дисконтирование).

Методы оценки

Традиционные

Широко используются,

но

не рекомендуются

Дисконтированные

Потоки денежных средств


ARR ( %)
NPV (руб.)

Теоретически – самый лучший показатель


PP (лет)
IRR (%)

ARR – учетная ставка доходности (расчетная норма прибыли)

Назначение: используется предприятиями для сравнительной оценки рентабельности проектов.

PP – срок окупаемости инвестиций

Назначение: показывает период, за который первоначальные инвестиции будут полностью возмещены за счет генерируемого притока денежных средств.

NPV – чистая текущая стоимость

где r – процентная ставка;

n – число лет.

Правила принятия решения по NPV:

NPV > 0 – принять;

NPV < 0 – отклонить;

NPV = 0 – решение по усмотрению менеджера.

IRR – внутренняя ставка доходности (внутренняя норма прибыли)

где А % – нижняя ставка дисконтирования (DF);

В % – верхняя ставка дисконтирования (DF).

Назначение: IRR – уровень окупаемости средств, направленных на цели инвестирования. Это значение ставки дисконтирования, при котором NPV = 0.

Например,

DF = 25 % – IRR > стоимости капитала организации – принять.

DF = 15 % – IRR < стоимости капитала организации – отклонить.

DF = 20.5 % – IRR = стоимости капитала организации – оптимальный вариант, при котором NPV = 0.

NPV должно → 0, но не быть < 0.

NPV


DF


IRR


Маркетинговый анализ: назначение, объекты и методы анализа

Рыночное позиционирование коммерческой организации включает:

  • финансовое позиционирование;

  • товарное позиционирование.

Финансовое позиционирование организации. В основе – применение стандартных методов анализа финансовой отчетности, в частности, анализ финансовых коэффициентов (метод АФК). Основными финансовыми коэффициентами, позволяющими определить финансовое положение организации, являются: рентабельность собственного капитала, рентабельность активов, оборачиваемость, ликвидность, финансовая устойчивость, реинвестирование капитала, балансовая стоимость одной акции и др.

Недостатки применения метода АФК:

  • не отражает изменения уровня цен;

  • методы ведения бухгалтерского учета носят субъективный характер, что сказывается на «качестве» прибыли;

  • не отражает изменения рыночной конъюнктуры;

  • не отражает изменения уровня инфляции.

Информационной базой финансового позиционирования выступают системная учетная и отчетная информация.

Товарное позиционирование. В основе – применение методов маркетингового анализа. Наибольшее распространение в мировой практике получили методы, использующие аналитические матрицы.

Преимущества аналитических матриц:

  • позволяют обращать внимание не только на краткосрочные цели, но и добиваться равновесия между направлениями с немедленной отдачей и направлениями, ориентирующими на будущее;

  • побуждают фирму одновременно учитывать как привлекательность рынка, так и ее потенциал конкурентоспособности;

  • устанавливают приоритеты в распределении кадровых и финансовых ресурсов;

  • позволяют находить общий язык в масштабах всей фирмы и формулировать ясные цели, усиливающие мотивацию и облегчающие контроль.

Недостатки аналитических матриц:

    • не учитывают информационных возможностей системного бухгалтерского учета;

    • факторные признаки не выражаются количественными показателями;

    • рекомендуются для стратегических бизнес-единиц (СБЕ), но не предприятия в целом.

    • ориентированы на описание управленческой ситуации, а не на фактологическое описание рыночной позиции;

    • процедуры создания матриц не носят характера формализованного научного метода.

Информационной базой являются справочники, анкеты, опросные листы и т.д.

Наибольшее распространение среди методов маркетингового анализа получил SWOT – анализ. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Сформулируйте назначение бизнес-плана и перечислите его основные разделы.

  2. Раскройте содержание основных документов финансового плана.

  3. Проиллюстрируйте роль анализа в разработке основных плановых показателей.

  4. Дайте определение и раскройте содержание финансового контроллинга.

  5. Сформулируйте назначение и сущность сметного планирования (бюджетирования).

  6. Охарактеризуйте известные вам виды бюджетов.

  7. Сформулируйте принципы разработки общего (главного) бюджета.

  8. Что такое денежный бюджет и какова его роль в разработке общего бюджета?

  9. В чем заключается методика анализа отклонений?

  10. Каково назначение инвестиционного анализа?

  11. Перечислите и дайте сравнительную характеристику методов инвестиционной оценки.

  12. Дайте понятие маркетингового анализа, раскройте его назначение.

  13. Перечислите известные Вам объекты маркетингового анализа.

  14. Что понимается под рыночным позиционированием коммерческой организации?

  15. Назовите преимущества и недостатки аналитических матриц.

  16. Дайте сравнительную характеристику методов маркетингового анализа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «налоги и налогообложение» по специальности 060400 «Финансы и кредит» новосибирск 2001

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Налоги и налогообложение» играет важную роль в формировании знаний, необходимых для работников практически всех сфер деятельности. Знание основ налогообложения необходимо как работникам производственных предприятий, финансово-кредитных
  2. Методические рекомендации к написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «финансы» для студентов специальности 080105. 65 (060400) «Финансы и кредит»

    Методические рекомендации
    Финансы [Текст]: методические рекомендации к написанию и оформлению курсовой работы / сост.: Е.С. Беляева; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2008. 41 с., прилож.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  4. Учебно-методический комплекс специальность «Финансы и кредит»; специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Учебно-методический комплекс
    Обозначенный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Правоведение», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации
  5. Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета финансовое право учебно методический комплекс Для специальности: 080105 Финансы и кредит Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..