Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В начале классный руководитель Антушева В.П. /7 кл./ рассказала ребятам о том, что Архангельск и Вардё являются городами-побратимами с 1991 года, об ...полностью>>
'Документ'
Одним из новых направлений в программе «Технология», при­званном в органическом единстве решать задачи трудового и эсте­тического воспитания школьник...полностью>>
'Закон'
Цей Закон регулює відносини між споживачами товарів, робіт і послуг та виробниками і продавцями товарів, виконавцями робіт і надавачами послуг різних...полностью>>
'Документ'
Явление радиоактивности открыто в 1896 году французским ученым Анри Беккерелем, В настоящее время оно широко используется в науке, технике, медицине,...полностью>>

Учебно-методическое пособие Специальность 060400 финансы и кредит статус дисциплины

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Главное балансовое уравнение

Основные аналитические характеристики баланса:

  • Оценка имущественного положения.

  • Оценка ликвидности и платежеспособности.

  • Оценка финансовой устойчивости.

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

Отчет о прибылях и убытках характеризует результаты деятельности организации за отчетный период. Он отражает доходы, расходы организации, а также обобщающий финансовый результат в виде прибыли или убытка.

Основные аналитические характеристики отчета о прибылях и убытках:

  • Доходы организации.

  • Расходы организации.

  • Различные виды прибыли.

  • Показатели рентабельности.

Отчет о движении денежных средств (форма № 4). Отчет о движении денежных средств характеризует движение денежных средств по основным видам деятельности:

  • текущей,

  • инвестиционной,

  • финансовой.

Он позволяет оценить платежеспособность предприятия и его способность зарабатывать денежные средства в размере и в сроки, необходимые для осуществления планируемых расходов. Информация, полученная при анализе формы № 4, используется при прогнозировании денежных потоков.

Основные аналитические характеристики отчета о движении денежных средств:

  • Чистый денежный поток от основной деятельности.

  • Чистый денежный поток от инвестиционной деятельности.

  • Чистый денежный поток от финансовой деятельности.

  • Чистый денежный поток нарастающим итогом.

Наиболее важным показателем является величина денежного потока от основной деятельности. Необходимо, чтобы суммы поступлений средств было достаточно как минимум для покрытия всех расходов, связанных с производством и реализацией продукции.

КОНТРОЛЬНЫЕ Вопросы

  1. Назовите количественные и качественные методы анализа.

  2. Охарактеризуйте формализованные и неформализованные методы анализа.

  3. Приведите примеры методов, относящихся к группе статистических в экономическом анализе.

  4. Перечислите бухгалтерские методы анализа.

  5. Рассмотрите основные типы экономико-математических моделей.

  6. В каких случаях применяются количественные методы факторного анализа?

  7. В чем суть индексного метода факторного анализа?

  8. Прокомментируйте метод ценных подстановок.

  9. Как и для чего применяется интегральный метод факторного анализа?

  10. Какими законодательными и нормативными документами определяется состав годовой бухгалтерской отчетности.

  11. Охарактеризуйте основные формы годовой бухгалтерской отчетности и свойственные
    им ограничения.

  12. Что включает в себя промежуточная бухгалтерская отчетность?

  13. Каково соотношение понятий «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность»?

  14. Что означает формирование финансовой отчетности в соответствии с концепцией

  • финансового капитала,

  • физического капитала.

  1. Запишите главное балансовое уравнение и прокомментируйте его.

  2. Дайте определение фондовой отчетности.

  3. Что понимается под дифференцированным подходом к формированию и представлению бухгалтерской отчетности?

Тема 3 Анализ финансовой отчетности

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  • Этапы финансового анализа

  • Стандартные методы анализа финансовой отчетности

  • Финансовые коэффициенты и их практическое применение с использованием электронных таблиц

Этапы финансового анализа

I.Можно выделить два этапа анализа финансовой отчетности:

  1. I. Экспресс-анализ.

  2. II. Углубленный анализ.

Назначение экспресс-анализа – первоначальная оценка финансового благополучия и динамики развития организации. Суть экспресс-анализа заключается в отборе небольшого количества наиболее информативных показателей, сравнительно простых в расчетах и постоянном отслеживании их динамики. Отбор показателей производится аналитиком и носит субъективный характер.

Назначение углубленного анализа – более детальная характеристика:

  • имущественного и финансового положения организации;

  • результатов его деятельности за отчетный период;

  • прогнозирование развития организации.

Углубленный анализ дополняет отдельные процедуры экспресс-анализа. Степень детализации определяется самим аналитиком.

Стандартные методы анализа финансовой отчетности

Можно назвать следующие стандартные методы анализа финансовой отчетности:

  1. Анализ абсолютных показателей

  2. Вертикальный анализ

  3. Горизонтальный анализ

  4. Трендовый анализ

  5. Анализ финансовых коэффициентов

Анализ абсолютных показателей – суть заключается в чтении и интерпретации абсолютных показателей аналитических форм отчетности. К ним относятся: уплотненный аналитический баланс (УАБ), агрегированный отчет о прибылях и убытках.

Аналитические формы строятся с использованием метода группировок, т.е. путем объединения (агрегирования) исходных статей отчетности по определенным направлениям.

При построении уплотненного аналитического баланса следует соблюдать правило:

статьи исходного бухгалтерского баланса, суммы по которым составляют 20% и более от валюты баланса, не подлежат объединению, так как это может привести к существенному искажению структуры имущества и источников его формирования.

Анализ абсолютных показателей является первичным в изучении финансовой отчетности. К числу важнейших анализируемых статей относятся: валюта баланса, выручка от продаж, чистая прибыль.

Вертикальный анализ – заключается в представлении уплотненного аналитического баланса в виде относительных величин, характеризующих доли отдельных статей баланса в общей валюте баланса.

Процедура вертикального анализа заканчивается формулировкой выводов относительно роли хозяйственных средств и их источников в имущественном положении организации.

Преимущества вертикального анализа:

  • позволяет проводить межхозяйственные сравнения;

  • позволяет сгладить влияние инфляции на аналитические показатели.

Горизонтальный анализ – представляет сравнение каждой статьи отчетности с прошлым периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей и рассчитать темпы роста (прироста).

Процедура горизонтального анализа заканчивается формулировкой выводов относительно темпов роста показателей хозяйственных средств и их источников.

Горизонтальный анализ можно выполнять двумя способами:

  • базисным – когда какой-либо период времени выбирается за базисный и все последующие периоды сравниваются с ним;

  • цепным – когда каждый последующий период сравнивается с предыдущим.

Трендовый анализ – основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. Определение тренда означает определение основной тенденции динамики показателя.

Назначение трендового анализа – формирование возможных значений показателей в будущем.

Анализ финансовых коэффициентовоснован:

во-первых, на расчете отношений между отдельными статьями баланса или статьями разных форм отчетности;

во-вторых, на определении взаимосвязей финансовых коэффициентов, что позволяет объединить их в определенные группы.

Назначение анализа финансовых коэффициентов – это хороший способ оценки сильных и слабых сторон организации, так как исследуются не сами по себе величины, а соотношения между ними.

В Приложении 1 представлен расчет показателей по данным финансовой отчетности, рекомендованный ИПБР.

Финансовые коэффициенты и их практическое применение с использованием электронных таблиц

Финансовые коэффициенты можно группировать по следующим признакам.

  • По экономическому содержанию (показатели ликвидности, показатели финансовой устойчивости и т.д.).

  • По принципу построения (иерархический принцип: система Du Pont (формула Дюпона), «пирамида коэффициентов» (Pyramid Structure of Ratios), система ZVEI, система показателей RL; равнозначное значение показателей: системы Beaver (по Биверу), Weibel, Camel (для банковской сферы) и т.д.).

  • По пользователям информации (показатели, представляющие интерес для акционеров, инвесторов, менеджеров и т.д.).

  • С позиции мотивации бизнеса с учетом временного фактора (показатели текущей оценки бизнеса, показатели стратегической оценки бизнеса) и др.

В Приложении 2 представлены группы показателей в соответствии с РСБУ.

Ниже представлены методические указания по расчету финансовых коэффициентов, выделенных в группы в соответствии с МСФО.

Показатели прибыльности

Показатели ликвидности

Длительность финансового цикла в развернутом виде =

= Средняя продолжительность времени, в течение которого сырье и материалы хранятся на складе

+ Период времени, на который предоставлен кредит покупателям

+ Время, затраченное на изготовление продукции

+ Средняя продолжительность времени, в течение которого готовая продукция хранится на складе

– Период времени, на который предоставлен кредит поставщиками.

Показатели финансового положения

Показатели долгосрочного финансирования

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. Рассмотрите основные этапы финансового анализа, их назначение.

  2. Назовите стандартные методы анализа финансовой отчетности.

  3. Прокомментируйте, в чем заключается анализ абсолютных показателей отчетности.

  4. Сформулируйте правило построения уплотненного аналитического баланса.

  5. В чем суть вертикального (структурного) анализа отчетности?

  6. Какова суть горизонтального анализа отчетности?

  7. В чем заключается трендовый анализ отчетности?

  8. Сформулируйте суть анализа финансовых коэффициентов, его сильные и слабые стороны.

  9. Проанализируйте возможные подходы к взаимосвязи финансовых коэффициентов.

  10. Перечислите основные ограничения анализа финансовых коэффициентов.

  11. Какие основные группы финансовых коэффициентов можно выделить в соответствии с МСБУ? Раскройте их содержание.

  12. В чем суть и какие показатели включены в «пирамиду коэффициентов»?

  13. Перечислите основные финансовые коэффициенты с позиций: акционеров, инвесторов, менеджеров.

Тема 4 Анализ финансовых результатов

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  • Система показателей доходов и расходов

  • Формирование и расчет показателей прибыли

  • Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности

  • Факторный анализ показателей прибыли

  • Анализ использования чистой прибыли

  • Показатели рентабельности и методы их расчета

  • Показатели деловой активности и пути их улучшения

  • Анализ взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли (CVP-анализ)

Система показателей доходов и расходов

В РФ сущность и классификация доходов установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).

Доходами организаций признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы организации подразделяются на:

  • доходы от обычных видов деятельности;

  • прочие доходы.

Методика анализа доходов включает:

  1. изучение уровня и структуры доходов в отчетном периоде;

  2. сравнение уровней и структур доходов в отчетном и базовом периоде (аналогичном периоде предыдущего года);

  3. оценку структурной динамики доходов и выяснение ее причин.

Определение расходов и их классификация установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;

  • прочие расходы.

Методика анализа расходов включает:

  1. изучение уровня и структуры расходов в отчетном периоде;

  2. сравнение уровней и структур расходов в отчетном и базовом периоде (аналогичном периоде предыдущего года);

  3. оценку структурной динамики расходов и выяснение ее причин.

Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности

В ходе анализа уровня и динамики финансовых результатов рассчитываются следующие показатели:

  1. Абсолютное отклонение: ∆Р = Р1 –Р0,

где Р0 – прибыль базового периода;

Р1 – прибыль отчетного периода;

∆Р – изменение прибыли.

  1. Темпы роста: ,

  2. Уровень каждого показателя в выручке от продаж, в %: , где N – выручка.

  3. Изменение структуры: ∆У = УР1 – УР0,

где УР1 – уровень отчетного периода;

УР0 – уровень базового периода.

Факторный анализ показателей прибыли

Модель факторного анализа изменения чистого дохода в укрупненном виде можно представить как: ЧД = ДS,

где ЧД – изменение чистого дохода (РЧ – чистой прибыли) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим,

Д , S – укрупненные факторы формирования чистого дохода.

Назначение: позволяет проводить оценку влияния укрупненных факторов.

Модель факторного анализа изменения чистого дохода в детализированном виде:

ЧД = (Доб + Дпр ) – (Sоб + Sпр) = (ДобSоб ) + (ДпрSпр).

Назначение: позволяет определить, что в большей степени сформировало изменение чистого дохода – доходы и расходы от обычных видов деятельности или прочие доходы и расходы.

Показатели рентабельности и методы их расчета

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов.

Показатели рентабельности можно объединить в следующие три группы:

      1. показатели рентабельности капитала (активов) – соответственно финансовая (экономическая) рентабельность;

      2. показатели рентабельности продаж (деятельности);

      3. показатели, рассчитанные на основе потока денежных средств.

Первая группа. Показатели рентабельности определяются как отношение прибыли к различным показателям. Важнейшими из них являются:

  1. все активы,

  2. собственный капитал,

  3. инвестированный капитал.

Например,

За основу берется балансовая либо чистая прибыль.

Показатели рентабельности данной группы отвечают интересам различных пользователей. Например, менеджеров интересует доходность производственных активов; собственников и учредителей – доходность акций, потенциальных инвесторов – отдача на инвестируемый капитал. Каждый из перечисленных показателей моделируется по факторным зависимостям. Для углубленного анализа эффективности деятельности рекомендуется воспользоваться формулой Дюпона.

Вторая группа. Показатели рентабельности определяются как отношение различных видов прибыли к выручке от продаж или затратам.

Например,

Данные показатели позволяют судить о прибыльности продукции отчетного К1 и базисного К0 периодов. С помощью методов факторного анализа определяется влияние на изменение рентабельности продаж двух факторов – изменения объема продаж и себестоимости.

Третья группа. Показатели рентабельности определяются как отношение чистого денежного потока к различным показателям.

Например,

Показатели данной группы позволяют судить о возможности организации рассчитаться денежными средствами с кредиторами, акционерами, персоналом и т.д. Рентабельность, исчисляемая на основе чистого денежного потока, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.

Показатели деловой активности и пути их улучшения

Деловая активность в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота средств и их источников. Отражает интенсивность использования ресурсов.

Информационной базой анализа являются формы № 1, № 2, № 5.

Показатели оборачиваемости, наряду с показателями рентабельности, характеризуют эффективность хозяйственной деятельности организации.

В общем виде оборачиваемость определяется следующим образом:

  • ;

Оборачиваемость в днях называют также продолжительностью (периодом, сроком) оборота.

Расчет отдельных показателей оборачиваемости в днях приведен в Приложении 1.

Анализ взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли (CVP-анализ)

Синонимы: CVP-анализ – маржинальный анализ – операционный анализ – анализ безубыточности

Определение и расчет маржинального дохода

Синонимы: маржинальный доход – контрибуция – покрытие – вклад

Существует три способа расчета маржинального дохода.

  1. Как итоговая сумма:

Маржинальный доход = Выручка – Переменные затраты

или

Маржинальный доход = Затраты постоянные + Прибыль планируемая

Отсюда:

Прибыль планируемая = (Выручка – Точка безубыточности) Коэффициент выручки

Подробное описание данного способа расчета представлено в Приложении 3.

  1. Как сумма, приходящаяся на единицу продукции:

Маржинальный доход на единицу продукции =

= Продажная цена единицы продукции – Переменные затраты на единицу продукции

  1. Как уровень, т.е. как процентное отношение к выручке:

Коэффициент выручки* = Маржинальный доход / Выручка 100 %

* Коэффициент выручки и уровень валовой прибыли являются синонимами.

Определение и расчет точки безубыточности

Синонимы: точка безубыточности – порог рентабельности – предельный объем продаж – критический объем производства (продаж) продукции – точка равновесия

Точка безубыточности показывает объем производства, который позволяет покрыть постоянные затраты, но при этом мы не получаем прибыль.

Существует три способа расчета точки безубыточности.

В натуральных единицах:

  1. Точка безубыточности = Постоянные затраты / Маржинальный доход на единицу продукции,

  2. Точка безубыточности = Постоянные затраты / Коэффициент выручки 100 %.

В стоимостном выражении:

  1. Точка безубыточности = Точка безубыточности в натуральных единицах Средняя цена единицы продукции.

Определение и расчет резерва безопасности

Синонимы: резерв безопасности – кромка безопасности – запас финансовой прочности – зона безопасной (устойчивой) работы организации

Резерв безопасности – служит для измерения степени независимости организации от изменения одного или нескольких показателей, влияющих на уровень прибыли. Характеризует риск предприятия: чем меньше резерв безопасности, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня и предприятие окажется в зоне убытков.

Существует два способа расчета резерва безопасности.

  1. Резерв безопасности в стоимостном (количественном) выражении =

= Максимальный объем продаж – Объем продаж в точке безубыточности,

  1. Резерв безопасности в %-ном выражении =

= (Максимальный объем продаж – Объем продаж в точке безубыточности) /

Максимальный объем продаж 100 %.

Для определения объема продаж с целью достижения целевой прибыли используется следующая формула:

Объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли =

(Постоянные затраты + Целевая прибыль) / Маржинальный доход на единицу продукции.

Графическое изображение взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли приведено на Рисунке 2.

Рисунок 2 - График безубыточности

Способы увеличение прибыли

Можно выделить пять основных способов увеличения прибыли:

  • Увеличение цен на реализуемую продукцию

  • Уменьшение переменных затрат

  • Уменьшение постоянных расходов

  • Улучшение структуры продаж

  • Увеличение объема продаж

Способы уменьшения переменных затрат:

  • Использование более дешевых материалов или их заменителей

  • Более эффективное использование трудовых ресурсов

  • Увеличение объема производства и получение оптовых скидок на закупаемые материалы

  • Ускорение срока оплаты материалов и получение скидок за скорость оплаты

Способы снижения постоянных затрат:

  • Переезд в более дешевое помещение или меньшее по площади

  • Уменьшение количества работающих «на окладе»

  • Снижение затрат на рекламу, обучение и т.д.

  • Уменьшение командировочных расходов

  • Снижение расходов на выплату процентов путем уменьшения инвестиций в производственные запасы и дебиторскую задолженность или путем увеличения сроков оплаты кредиторской задолженности

Эффект операционного рычага

Значение коэффициента операционного рычага выражает чувствительность прибыли от продаж к изменению объема продаж.

Чем больше операционный рычаг, тем выше точка безубыточности и тем меньше запас финансовой прочности.

Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат, тем сильнее действует операционный рычаг. Мощный операционный рычаг характеризует высокий операционный риск.

Эффект операционного рычага считается значительным, если небольшое изменение объема продаж вызывает значительное изменение прибыли от продаж.

Коэффициент операционного рычага Кор рассчитывается по следующей формуле:

,

где Рn – прибыль от продаж,

 Рn – изменение прибыли от продаж,

N – объем продаж,

 N – изменение объема продаж.

Вывод. Коэффициент операционного рычага позволяет ответить на вопрос: на сколько изменится прибыль организации, если выручка изменится на 1 %.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Раскройте содержание методики анализа доходов организации.

  2. Раскройте содержание методики анализа расходов организации.

  3. Представьте модель формирования показателей прибыли в соответствии с отечественной практикой.

  4. Каковы особенности формирования прибыли по МСФО?

  5. В чем заключается анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности?

  6. Раскройте методику факторного анализа показателей прибыли.

  7. Назовите возможные направления использования чистой прибыли.

  8. Перечислите основные группы показателей рентабельности, приведите формулы расчета и объясните экономический смысл.

  9. В чем различие экономической и финансовой рентабельности?

  10. Проанализируйте двухфакторную модель рентабельности.

  11. Рассмотрите трехфакторную модель рентабельности.

  12. Назовите коэффициенты деловой активности, приведите формулы расчета и объясните экономический смысл.

  13. В чем заключается суть CVP-анализа?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «налоги и налогообложение» по специальности 060400 «Финансы и кредит» новосибирск 2001

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Налоги и налогообложение» играет важную роль в формировании знаний, необходимых для работников практически всех сфер деятельности. Знание основ налогообложения необходимо как работникам производственных предприятий, финансово-кредитных
  2. Методические рекомендации к написанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «финансы» для студентов специальности 080105. 65 (060400) «Финансы и кредит»

    Методические рекомендации
    Финансы [Текст]: методические рекомендации к написанию и оформлению курсовой работы / сост.: Е.С. Беляева; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2008. 41 с., прилож.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  4. Учебно-методический комплекс специальность «Финансы и кредит»; специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Учебно-методический комплекс
    Обозначенный комплекс определяет объем знаний по дисциплине «Правоведение», содержит учебную программу, тематические планы изучения дисциплины студентами всех форм обучения, планы семинарских и практических занятий и рекомендации
  5. Одобрено учебно-методическим советом юридического факультета финансовое право учебно методический комплекс Для специальности: 080105 Финансы и кредит Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..