Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Надсилаємо для керівництва та практичного використання в роботі методичні рекомендації «Фізичний розвиток дітей в умовах дошкільного навчального закл...полностью>>
'Документ'
Адреса постійного місця проживання 13. Адреса місця проживання на період навчання 14....полностью>>
'Рабочая программа'
изучение особенностей проектирования электронных схем и структур повышенной сложности, обеспечивающих аналого-цифровую и цифровую обработку информаци...полностью>>
'Самостоятельная работа'
1. Состояние и перспективы развития промышленности керамических материалов. Классификация керамичес-ких материалов по составу, свойствам, областям при...полностью>>

1 Психологические особенности следственной работы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Воображение следователя.

Воображение, то есть создание новых образов, представлений или идей, ранее не воспринимавшихся человеком, имеет огромное значение в следственной работе. Бесконечное разнообразие жизненных явлений, с которыми приходится иметь дело следователю, придает его фантазии универсальный характер, формирует у него создание любых образов, отражающих и повседневные житейские ситуации, и различные формы человеческого поведения, и явления, относящиеся ко многим специальным областям человеческой практики.

Основным условием развития воображения следователя является накопление и обобщение его опыта и знаний.

Расследование как познавательный процесс, в первую очередь, опирается на воссоздающее воображение, то есть представления чего-либо (ранее не воспринимавшегося человеком, на основе словесного описания и условного изображения - чертежи, схемы, карты). Воссоздающее воображение связано с перекодировкой информации со слов, условных знаков или графических изображений в наглядные представления, живые образы действительности.

Большую часть информации следователь черпает из устных и письменных заявлений, сообщений и описаний, из актов, протоколов и других документов. Этот материал отражается в сознании следователя не только в форме понятий и суждений, но и в форме образов, более или менее адекватных описанию. Отсутствие же наглядно-образных представлений крайне отрицательно сказывается на расследовании.

Значительно облегчает работу следственного воображения введение наглядной демонстрации, использование разного рода наглядных опор: рисунков, фотоснимков, чертежей, графических схем и иных изображений, а также слепков, макетов, моделей.

Поэтому очень важно иметь в следственных органах все необходимое для макетирования, проекционную аппаратуру, различные муляжи, наглядные пособия.

Точность отражения еще больше возрастает, когда мы имеем возможность воспринять хотя бы часть подлинной ситуации путем ознакомления с обстановкой места происшедшего и отдельными вещественными доказательствами. В таких случаях, полученные представления включаются в общую систему образов и обогащает воображение.

До сих пор речь, в основном, шла о воссоздании воображения следователя, которое является предпосылкой более сложного творческого воображения. Это последнее воссоздает новые образы и представления без опоры на их описание или условное обозначение, путем творческой переработки имеющихся знаний и материала прежних восприятий.

Обращаясь в прошлое, воображение следователя на основе отрывочных сведений, почерпнутых из различных источников, создает цельное представление о расследуемом событии во всех его существенных чертах. Отражая явление настоящего времени, воображение следователя рождает предположения об имеющихся следах, остатках, отпечатках и иных отображениях расследуемого события, при помощи которых оно может быть установлено и доказано. Наконец, регулируя и направляя свои действия, планируя расследование, следователь смотрит в будущее, предвидит результаты своего труда. Предвидеть - значит вообразить.

Качества ума следователя

Психологическая сторона умственной деятельности следователя - одна из наиболее интересных и наименее исследованных проблем.

Следственное мышление имеет свою специфику. В нем своеобразно реализуются общие закономерности. Мышление - не только логический, но и психический процесс. Анализ содержания самих умственных процессов относится к компетенции психологической науки, и, в частности, того ее раздела, который именуется психологией мышления.

Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют оперативным. Термин "оперативное" допускает различные толкования: оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо протекающую особенно быстро, а если иметь в виду, что по латыни "опера" означает труд, то оперативным можно назвать мышление, непосредственно вплетенное в трудовой процесс. Все эти оттенки применимы к мышлению следователя.

Различая наглядно-действенное, образное и абстрактное мышление, в психологии иногда неправомерно связывали практический интеллект с наглядно-действенным мышлением как с генетически более ранней и более элементарной формой умственной работы. При этом предполагалось, что наиболее высокие требования к уму предъявляет теоретическая деятельность, которая связывалась только с абстрактным мышлением, практический же ум, даже на самых высоких его ступенях, расценивался как менее квалифицированный. Ныне уже бесспорно доказано, что высшие проявления человеческого разума в одинаковой мере присущи и теоретически и практически.

Вряд ли можно говорить о преобладании в деятельности следователя наглядно-действенного, образного или абстрактного мышления. Все эти виды здесь взаимосвязаны и непрерывно переходят друг в друга. В самом наглядно-действенном мышлении существуют разные уровни от простейших манипуляций до сложнейших умственных действий с конкретными образами и обобщенными представлениями, которые свойственны интеллектуальной работе следователя.

Да и абстрактное мышление обозначает две разновидности умственной работы:

во-первых, оперирование готовыми абстрактными категориями;

во-вторых, самостоятельное абстрагирование, необходимое для перехода к действию с отвлеченными понятиями.

Вторая разновидность, тесно связанная с наглядно-действенным и образным мышлением, значительно сложней.

Следователь, который имеет дело с конкретными предметами и явлениями, оторваться от чувственных данных бывает труднее, чем оперировать готовыми идеями.

Различая ум конкретный и ум абстрактный, обычно считают, что конкретный видит детали, проявляя внимание к мелочам, от которых абстрактный ум отличается отвлечением от несущественного.

Искусство расследования - это в значительной степени умение видеть и понимать мелочи. Полная очевидность события - дело довольно редкое, чаще следователю достаются скрытые и незаметные следы, при помощи которых достигается опосредованное познание расследуемого события. Однако, ведение этих отдельных деталей ничего не дает без обобщения и скачкообразного перехода к событию в целом, а это требует конкретного равновесия и абстрактного в следственном мышлении, которое должно и охватить картину в целом, и видеть штрихи её образующие.

С этим связана и такая черта следственного мышления, как равнодействие анализа и синтеза. Почти в каждой работе по тактике и методике говорится об аналитической деятельности следователя: анализе исходных данных, анализе доказательств и тому подобное, но в редких случаях о синтетической работе ума. Это создает впечатление, что ведущей умственной операцией для следователя является анализ.

Однако понимание материала, подготавливаемое анализом достигается в результате синтеза. Версии, план расследования, оценка доказательств - всё это синтетические образования. Без синтеза остаются лишь частности, механический набор знаний, не организованных в единую систему.

Следственное мышление требует гармоничного сочетания анализа и синтеза.

Мышление, вскрывающее причины каких-либо явлений, иногда называется причинно-следственным. Именно такой характер носит мышление следователя. Можно сказать, что основным содержанием его умственной работы является выведение следствий. Эта операция применяется в двух планах.

Во-первых, установление причин каких-либо явлений по наличным данным, которые рассматриваются как последствия или результаты действия этих причин.

Во-вторых, установление последствий по наличным данным, которые рассматриваются как причины, приводящие к определенному результату.

В первом случае мы имеем дело с объяснением, во втором - с предвидением.

Отличительной чертой умственной работы следователя является то, что ему зачастую приходится действовать при крайней неполноте исходных данных, как бы в потемках, при самом приблизительном знании того, что нужно установить и конкретно какими средствами это может быть достигнуто. Его ум постоянно работает с ненадежной, недостаточной, вероятностной информацией. Следователь должен учитывать степень её вероятности и меру надежности, опираясь на опыт и знания, отражающие "несчитанную статистику" реальной жизни.

В каждом случае следователю необходимо продумывать свои действия и действия своих партнеров "на много ходов вперед", а поскольку имеющиеся данные допускают различные варианты и каждом из них возможны различные отклонения, то приходится учитывать огромное количество возможностей, рассчитывая промежуточные операции и действия. Умение видеть перспективу дела вплоть до судебного разбирательства - одна из существенных особенностей следственного мышления.

Отмеченные особенности следственного мышления предполагают наличие у следователя следующих качеств ума:

  • глубины - способности проникнуть за поверхность видимого в сущность фактов, понять смысл происходящего, предвидеть ближайшие и отдаленные, прямые и побочные результаты явлений и поступков;

  • широты - умения охватить мыслью большой круг вопросов и фактов, привлекая знания из различных областей науки и практики;

  • мобильности - способности продуктивного мышления, мобилизации и использования знаний в сложных условиях, в критической обстановке;

  • быстроты - умения решать задачи в минимальное время, производя ускоренную оценку обстановки и принимая неотложные меры;

  • целеустремленности - волевой направленности мышления на решение определенной задачи, способности длительно время удерживать её в сознании и организованно, последовательно, планомерно думать над её разрешением;

  • самостоятельности - способности постановки целей и задач, умения находить их решения и пути к их достижению без посторонней помощи;

  • критичности - умения взвешивать сообщения, факты, предположения, отыскивая ошибки и искажения, раскрывая причины их возникновения;

  • гибкости - умения подойти к явлению с различных точек зрения, устанавливать зависимости и связи в порядке, обратном тому, который был уже усвоен, варьировать способы действия, перестраивать свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой обстановкой.

Для развития этих качеств ума при подготовке следователей целесообразно практиковать решение специальных задач - упражнений, основанных на психологических принципах.

Мышление следователя

Любой предмет обладает бесконечным множеством свойств, признаков, сторон и отношений, исчерпывающее познание которых за короткий срок невозможно. Отражение их органами чувств и человеческой мыслью всегда избирательно, оно беднее действительности, но тем не менее несет в себе достоверное знание, необходимое для достижение той или иной цели.

В зависимости от цели исследования, мы абстрагируемся от многих несущественных в данной ситуации сторон и взаимосвязей, что позволяет глубже, вернее и полнее установить все то, что имеет значение для дела. Говоря о полном, объективном и всестороннем исследовании в уголовном процессе, имеют ввиду именно такие существенные и юридически значимые обстоятельства.

Но как достигается знание этих обстоятельств, как осуществляется движение человеческой мысли от незнания к неполному знанию, а от него - к знанию достоверному? Этот общий методологический вопрос имеет огромное значение в деятельности следователя.

При ответе на поставленный выше вопрос в юридической литературе обычно ограничиваются рассматриванием логической стороны мыслительных процессов, не касаясь их конкретного содержания. В таком освещении расследование выглядит как процесс выдвижения и проверки различных версий.

Но ведь версия - это только логическая форма мысли, сама же мысль намного богаче и содержательнее. Между логическими операциями и отражаемой действительностью в сознании следователя находятся важные посредствующие звенья, протекают сложные познавательные процессы. Поэтому было бы слишком упрощенным представлять себе мыслительную деятельность следователя только как систему логически развернутых рассуждений, именуемых в психологической науке дискурсивным мышлением.

Мышление возникает тогда, когда окружающая действительность и в первую очередь окружающие люди требуют от человека решить какую-либо задачу, ответить на какой-либо вопрос и т.д.

Мышление, как и воображение, нужно на всем протяжении расследования. Мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него у него задачи, вопроса и даже удивления. Следователю постоянно приходится разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследование уголовного дела. Однако мышление - это не просто процесс решения задачи, хотя мышление возникает обычно из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.

Эти задачи стоят перед следователем с того момента, когда он получил первую информацию о совершении преступления, и до окончания расследования уголовного дела, которое тождественно решению проблемных ситуаций. Чем острее проблемность ситуации, тем активнее бывает процесс мышления. Таким образом, приходится мысленно восстановить картину действительности в ее конкретности.

А это по самому существу - задача анализа и синтеза, которые являются составными частями процесса мышления. Анализ и синтез - это две стороны, или два аспекта, единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ по большей части совершается через синтез. Правильный анализ любого дела всегда является анализом не только частей, элементов, свойств, но и их связей или отношений. Он поэтому ведет не к распаду целого, а к его преобразованию. Это же преобразование целого, новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез.

Синтез непрерывно переходит в анализ и наоборот. Анализ помогает следователю выделить из показаний самое существенное, самое необходимое.

Через сравнение - конкретную форму взаимосвязи синтеза и анализа - следователь приходит к обобщению, что фактически является решением данной конкретной задачи. Сравнение - это анализ, который осуществляется посредством синтеза и, в свою очередь, ведет к обобщению, к новому синтезу. Сравнение - это способ проявления взаимодействия анализа и синтеза. Именно через сравнение следователь приходит к обобщению - становлению определенных версий.

Мыслительные действия связывают прошлый опыт и знания с вновь полученной информацией, помогая анализировать ее. Анализируя новую информацию, отбирая из нее самое необходимое, следователь тем самым дополняет свои знания, которые сыграют свою роль при решении очередной мыслительной задачи.

Следует также остановиться на качествах творческого мышления:

1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям -

это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что все в расследуемом деле просто.

К проблемному характеру мышления примыкает такое его свойство, как "определенность мышления". Проблемный характер мышления следователь использует при реконструктивной деятельности и поисковой, вернее на их стыке.

2. Оперативность мышления - приурочение умственных операций (наблюдательность, воображение), которые в исследовании вещественных доказательств и других юридических фактов наиболее значимы. В оперативность мышления входит также гибкость в применении различных методов и приемов, при помощи которых данное дело может быть расследовано в более короткие сроки и более качественно. Оперативность мышления обеспечивает оптимальное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

3. Динамичность мышления - умение быстро, творчески ориентироваться в расследуемом деле, установить, на что именно нужно обратить внимание и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и взвешивание оснований, которыми нужно разумно руководствоваться в последующем развитии дела (версии).

4. Широта мышления - проявляется в продуктивности творческой работы при решении многих проблем. Это качество особенно необходимо следователям, расследующим хозяйственные преступления, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний и умений, прошлого опыта в процессе познавательной деятельности.

5. Глубина мышления - выражается в выявлении существенных свойств, связей и отношениями между предметами и явлениями. Следователь не оставляет без внимания каждую, даже еле заметную связь, особенно при первых шагах расследования, и старается выяснить причины, их породившие; благодаря этому он приобретает новые знания. В процессе выяснения причин, породивших эти связи, процесс мышления имеет ценный характер, звеньями которого являются мысленные пробы.

Каждая мысленная проба - это аналитико-синтетический процесс.

Следователь, изучая доказательства, ставит различные мысленные пробы по отношению к конкретному этюду, вещественному доказательству. В частности, пробу - сможет ли эту дверь, находящуюся на запоре открыть один человек? Ответив на этот вопрос отрицательно, следователь идет дальше: можно ли открыть эту дверь, не нарушив сигнализацию, идущую на пульт в отдел охраны и т.д. Мысленные пробы касаются признаков одного явления, предмета или вещественного доказательства, а версия в целом состоит из множества этих проб, которые, переплетаясь между собой, создают её.

6. Смелость, оригинальность, а главное, обоснованность выдвижения версий по расследуемому делу - в их решении.

Следователь обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную версию. Эти качества в процессе творчества постоянно "накладываются" друг на друга. Например, какой бы смелой и оригинальной ни была версия по делу, она с самого начала должна быть обоснованна.

7. Логичность мышления - развитие последовательности мыслительного процесса, строгость и "проницательность" доказательства, умение делать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов - всё это присуще мышлению следователя.

Следственное мышление строится по такой модели: вначале определяются задачи о очередность их решения (выдвигаются версии и проверяются путем следственных и оперативных действий), затем определяются источники информации, методы решения задач (анализируется и создается система прямых и косвенных доказательств, учитываются все противоречия и возражения).

8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления - это стержень мыслительного процесса следователя, без которой он не может установить истину.

Составной частью творческого мышления являются интуиция - это стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с таким обширным проскакиванием отдельных звеньев рассуждения, что посылки и промежуточные процессы не заполняются, хотя при остановлении хода мыслей их можно было бы обнаружить.

Основное назначение интуиции в процессе расследования состоит в том, что она создает гипотезы. Она играет важную, вспомогательную роль в процессе доказывания, но совершенно безразлична с очки зрения конечных результатов этого процесса для принятия процессуальных решений.

Однако, для отыскания истины, собирания доказательств, выбора наиболее эффективных приемов расследования профессиональная интуиция необходима.

Вопрос о следственной интуиции тесно связан с проблемой внутреннего убеждения следователя при оценке доказательств.

Внутренне убеждение следователя - это, во-первых, знание, во-вторых, вера в правильность этого знания и, в-третьих, волевой стимул, побуждающий к определенным практическим действиям.

Теорией и практикой выработаны требования, которые должны удовлетворять в смысле обоснованности внутренние убеждения.

Оно должно быть основано:

  • на фактических данных, собранных в установленном законом порядке;

  • на доказательствах, проверенных и основанных в установленном законом порядке;

  • на всестороннем полном и объективном рассмотрении материалов дела;

  • на рассмотрении каждого из доказательств отдельно и всех в совокупности;

на таких доказательствах, которые позволяли бы сделать единственно возможный вывод из материалов дела.

Для полного понимания мыслительного процесса при расследовании необходим механизм этого процесса, который основывается на теории мысленного моделирования.

Информация, которой пользуется следователь в процессе доказывания, можно рассматривать как модель исследуемого события.

В зависимости от формы отражения действительности различают материальные, или физические, и идеальные, или воображаемые модели.

Всякая материальная модель, прежде чем воплотиться в действительность, обязательно проходит идеальную стадию в качестве замысла, плана или схемы будущего действия и его результатов.

В процессе мышления следователь оперирует некоторым умственным материалом, который имеет двоякую психологическую природу. Это, во-первых, более или менее яркие образы, во-вторых, смысловое значение образов, выраженное в понятиях и суждениях. Характеристика мыслительного процесса будет неполной, если не упомянуть об еще одной важной особенности информационных моделей: существование их зачастую не осознается следователем. Модель как бы независима от его воли и продолжает действовать тогда, когда человек сосредоточен на другом и не размышляет о предмете данного исследования.

Логические операции являются органической частью любой мыслительной деятельности. Одной из таких форм является гипотеза, как говорят криминалисты, версия, которая может рассматриваться как идеальная информационно-логическая модель.

Особое значение в моделировании расследования имеет принятие тактических решений, под которыми мы понимаем нахождение следователем линии поведения в конкретной ситуации. Принятие тактического решения - сложный волевой акт, в котором синтезируются знания и опыт, умение четко определить цель деятельности и оценить ситуацию. Главными условиями принятия и выработки тактического решения являются:

  • наличие минимума информации;

  • определение цели деятельности;

  • наличие критериев оценки информации и всей ситуации.

Основываясь на положение науки управления, можно моделировать процесс принятия решения по уголовному делу, например, решения о задержке подозреваемого: см. таблицу - "Модель принятия тактического решения".

Мыслительная работа следователя находит наиболее обобщенное выражение в версиях и планах.

Версия - это предположение о прошлых событиях, план - это предположение о событиях будущего. Первое - есть мысленное отражение возможных действий преступника и других обстоятельств, по поводу которых ведется расследование, второе - мысленное отражение собственных действий следователя, намеченные для выяснения этих обстоятельств и выполнения иных задач расследования.

Планирование - это мысленный процесс, определяющий порядок, последовательность и ожидаемые результаты предстоящих действий.

Известно несколько видов планирования следователем своей работы:

  • В зависимости от периода и сроков деятельности, охватываемой планом, различается перспективное и текущее планирование.

  • По степени детализации и конкретности различаются схематические и детальные планы.

  • По широте планирования различаются планирование отдельного следственного действия и планирование системы мероприятий.

В психологии труда сложный процесс планирования рекомендуется строить по этапам, которые полезно освоить и следователю.

Первый этап - ориентировочное планирование. На этой стадии предварительно осознаются, взвешиваются и оцениваются возможности решения задачи, достижения поставленной цели. Если достижимость цели и выполнимость необходимости действий установлена, наступает следующий этап - организационное планирование. Здесь уже обдумываются все условия и организационные формы предстоящей деятельности. После решения организационных вопросов переходят к планированию исполнения, то есть мысленному построению деятельности из составляющих ее компонентов: приемов, операций, действий. Эти компоненты согласуются с промежуточными действиями и целями, отбираются по возможным результатам, сопоставляются по признакам одновременности, последовательности, логической зависимости и иным характеристикам и, наконец, объединяются в единую систему будущего поведения.

В дальнейшем происходит допланирование - постоянное дополнение и уточнение плана.

Одной из обязательных сторон психической деятельности следователя является планирование самоконтроля.

Под самоконтролем понимают сознательные процессы, которые состоят в том, что следователь, учитывая цель и намеченный план работы, следит за собственными действиями и их результатами, сопоставляет их с тем, что планировалось и предполагалось достигнуть, и на этой основе регулирует свою дальнейшую деятельность. Связь самоконтроля с регуляцией своих действий базируется на учете и самоучете выполняемой работы, устойчивом внимании и наблюдении за ее ходом, а также своевременной реакции на изменение ситуации, допущенные ошибки и нежелательные отклонения, систематической оценке результатов своих действий. При планировании самоконтроля необходимо предусматривать его непрерывность и вариативность.

Наукой и практикой выработаны требования, которым должен удовлетворять план работы:

  1. Максимальная обоснованность плана, имеющегося в распоряжении следователя информацией относительно существенных компонентов будущего действия: условий предстоящей работы, участников, препятствий, способствующих факторов, ожидаемых событий.

  2. Реальность, выполнимость плана. Он должен исходить не из благих пожеланий, а из точного расчета и учета реальных возможностей.

  3. Индивидуальность плана, его пригодность для данной работы, для расследования определенного дела или группы дел.

  4. Гибкость и подвижность плана.

  5. Непрерывность плана.

  6. Последовательность, согласованность и взаимосвязь отдельных его частей по месту, времени, исполнителям, ожидаемым результатам и иным показателям.

  7. Эффективность, способность обеспечить решение тех задач, для которых он разрабатывается.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

    Документ
    Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма.
  2. Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы-интерната

    Реферат
    Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.
  3. Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах > Анатомо-физиологические и психологические особенности детей среднего школьного возраста Выводы по Iглаве

    Документ
    Актуальность темы изучение и осмысление характера и закономерностей развития физической культуры общества и личности в процессе освоения культурных ценностей - практически вечная проблема, получающая конкретную интерпретацию в зависимости
  4. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

    Реферат
    ВведениеЧасть I. Общие проблемы судебно-психологической экспертизы 1. Правовые и организационные проблемы использования психологических познаний в судебной экспертизе в уголовном процессе1.
  5. Материалы к итоговой аттестации темы выпускных квалификационных работ

    Документ
    Меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при предварительном расследовании. Гарантии прав и свобод человека и гражданина при их применении.

Другие похожие документы..