Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Как известно, целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли (дохода), направляемые в последствии, в ко­нечном итоге, на удо...полностью>>
'Документ'
1.2 Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста: 310200 «Агр...полностью>>
'Рабочая программа'
В условиях массового внедрения вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности умение использовать персональный компьютер, современные ...полностью>>
'Документ'
Дисквалификация и административный арест, как виды административного взыскания. Административно-правовые нормы: понятие, виды и особенности....полностью>>

Учебная программа курса для специальности 050203. 65 Физика с дополнительной специальностью 050202. 65 Информатика (1)

Главная > Учебная программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российская Федерация

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского

Физико-математический факультет

Кафедра теоретической физики

Теория и методика обучения физике

Технология обучения физике

Учебная программа курса для специальности 050203.65 Физика

с дополнительной специальностью 050202.65 Информатика

Брянск-2009
Учебные дисциплины:

ОПД.Ф.4. Теория и методика обучения физике

Технология обучения физике

Учебный план 03200.00 – физика с дополнительной специальностью информатика.

Разработана доцентом Симуковой С.В.

и утверждена

на заседании кафедры

теоретической физики

физико-математического факультета

протокол № от

Зав. кафедрой

______________ А.А. Сидоров

Утверждена

на заседании совета

физико-математического факультета

протокол № от

Председатель совета

_______________ В.И. Горбачев

Объяснительная записка

Дисциплины «Теория и методика обучения физике» и «Технология обучения физике» являются одними из основных в блоке общепрофессиональных дисциплин подготовки специалистов для средней школы. В них представлена методическая система обучения физике, включающая цели и содержание физического образования, методы, средства и организационные формы обучения в соответствие с модернизацией российского образования. Дисциплины рассчитаны на три семестра  изучения общих и частных вопросов методики обучения физике в средних общеобразовательных учреждениях.

Цель: формирование у студентов знаний о содержании и организации учебно-воспитательного процесса по физике в учреждениях среднего общего (полного) образования; подготовка специалистов к преподаванию физики в современной школе.

задачи:

1.   Формирование у студентов знаний теоретических основ методики обучения  физике.

2.       Освоение студентами различных видов планирования учебной работы, форм и методов обучения физике.

3.       Формирование у студентов умений реализовывать теоретические основы методики обучения физики в учебно-воспитательном процессе.

4.       Формирование у студентов готовности к педагогической деятельности, интереса к педагогической профессии.

Требования к исходным знаниям студентов

Изучение дисциплин ТМОФ и ТОФ опирается на знания, полученные студентами при изучении:

  • физики в школе, общей физики, практики по техническому моделированию (4 семестр), практики по физическому эксперименту (5 семестр);

  • философии, педагогики и психологии.

Требования к уровню освоения содержания дисциплин ТМОФ и ТОФ

Студент, изучивший дисциплины ТМОФ и ТОФ, должен знать:

       цели обучения физике в учреждениях среднего (полного) общего образования; способы их задания и методы достижения;

      содержание требований к знаниям и умениям учащихся по физике, отраженных в Государственном образовательном стандарте;

       системы физического образования в учреждениях среднего (полного) общего образования и место курса физики в базисном учебном плане;

      содержание курсов физики основной и средней (полной) школы, пособия, входящие в учебно-методические комплекты по физике;

      методы обучения физике, их классификации и возможности реализации в учебном процессе;

     формы организации учебных занятий по физике, типы уроков по физике, требования к современному уроку физики;

      современные технологии обучения физике, включая информационные и коммуникационные;

      формы дифференцированного обучения физике, особенности преподавания физики в классах разных профилей;

      основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: элективные курсы разной направленности, содержание, особенности построения программ, методики проведения занятий и отличие от факультативных курсов;

     виды и формы внеклассной работы по физике и особенности ее организации;

      средства обучения физике и их применение в учебном процессе;

      оборудование школьного физического кабинета, правила хранения и эксплуатации приборов;

      основные понятия и определения предметной области;

Студент должен уметь:

      ставить педагогические цели и задачи, намечать пути их решения;

      анализировать современные учебно-методические комплекты для основной и средней (полной) школы с точки зрения их соответствия целям обучения физике, возрастным особенностям учащихся, дидактическим и частнометодическим принципам, осуществлять их обоснованный выбор;

      проводить научно-методический анализ разделов и тем курса физики, научно-методический анализ понятий, законов, способов деятельности;

     выбирать и проектировать технологии и методики обучения в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений и актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области, а также в зависимости от содержания изучаемого материала;

      планировать учебно-воспитательную работу по физике;

      конструировать модели уроков, имеющих разные дидактические цели, семинаров, конференций и других классных и внеклассных занятий и по физике;

      проводить уроки физики разных типов с использованием соответствующих методов, форм и средств обучения;

      применять для описания физических явлений известные физические модели; называть и давать словесное и схемотехническое описание основных физических экспериментов;

      описывать физические явления и процессы, используя физическую научную терминологию;

      представлять различными способами физическую информацию;

      давать определения основных физических понятий и величин,

      формулировать основные физические законы;

      разнообразить и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, подбирать дифференцированные домашние задания, выделять и делать акцент на его творческую часть;

Студент должен владеть навыками:

     проведения всех видов учебного физического эксперимента для решения разных педагогических задач с соблюдением требований к методике и технике его проведения;

     численных расчетов физических величин при решении физических задач и обработке экспериментальных результатов;

      представления физической информации различными способами (в вербальной, знаковой, аналитической, математической, графической, схемотехнической, образной, алгоритмической формах).

 

Структура учебной дисциплины «теория и методика обучения физике»

Время обучения

(по семестрам)

Общий объем в часах

Объем аудиторных занятий

Объем самостоятельных

работ

Формы итоговой проверки

лекции

Практи-ческие занятия

Лаборатор-ные работы

7

86

30

14

42

Зачет

8

90

30

16

44

Экзамен

9

78

10

10

20

38

Экзамен

Структура учебной дисциплины «технология обучения физике»

Время обучения

(по семестрам)

Общий объем в часах

Объем аудиторных занятий

Объем самостоятельных

работ

Формы итоговой проверки

лекции

Практи-ческие занятия

Лаборатор-ные работы

8

60

16

16

28

Зачет

9

18

10

8

Зачет

Обучение дисциплине «Теория и  методика обучения физике» осуществляется в форме лекций, лабораторных работ, практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы. Обучение дисциплине «Технология обучения физике» осуществляется в форме лабораторных работ, практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы.

Настоящей программой предусматривается следующий порядок изучения разделов дисциплины по семестрам: 7-ой семестр - общие вопросы методики обучения физике, 8 и 9 семестры - частные вопросы – методика изучения основных тем курса базовой и средней (полной) школы. Изучение теоретических вопросов сопровождается лабораторными занятиями, на которых отрабатывается выполнение всех видов учебного физического эксперимента. Особенностью проведения лабораторных занятий по ТМОФ и ТОФ является фронтальная форма их организации, что позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс, добиться наиболее эффективной организации работы студентов. Изучение некоторых вопросов выносится на педагогическую практику.

Текущий контроль  качества усвоения осуществляется в устной и письменной формах: выполнение кратковременных тестов, проектирование (написание конспектов) и проведение  уроков физики; подбор дидактических материалов, анализ и реферирование научно-методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу, а так же в ходе проверки оформления лабораторных работ.

Из стандарта:

Теория и методика обучения физике (332 ч)

Общие вопросы теории и методики обучения физике. Методика обучения физике как педагогическая наука. Методология педагогического исследования. История развития методики обучения физике. Задачи методики обучения физике как учебной дисциплины.

Основные задачи обучения физике в учреждениях среднего общего образования. Содержание и структура курса физики. Методы обучения физике. Формы организации учебных занятий по физике. Дифференцированное обучение физике. Планирование учебно-воспитательной работы учителя физики.

Частные вопросы методики обучения физики. Методика обучения физике в школе. Научно-методический анализ курса физики основной школы. Методика изучения разделов: “Механика”, “Молекулярная физика”, “Электродинамика”, “Квантовая физика” в старших классах средней школы. Научно-методический анализ каждого раздела, основные понятия, законы, анализ и методика изучения, основные демонстрации, решение типовых задач. Методика проведения обобщающих занятий. Методика обучения физике на общеобразовательном и профильном уровне.

Аудиовизуальные технологии обучения физике. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе.

Планирование содержания дисциплин ТМОФ и ТОФ

 

№ п/п

Название раздела

Семестр

Аудиторные

занятия (в часах)

СРС

Всего

Лекции

Лабораторные

Практи ческие

1.

Общие вопросы теории и методики обучения физике

7

30

 

16

46

2.

Учебный физический эксперимент в основной школе

7

14

26

40

3.

Частные вопросы теории и методики обучения физике

8

30

28

58

4.

Учебный физический эксперимент в средней (полной) школе

8, 9

36

54

90

5.

Использование информационных технологий при обучении физике

9

10

10

22

42

6.

Технологии обучения физике

8, 9

26

16

14

56

 

Итого:

70

76

26

160

332



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа курса для специальности 050203. 65 Физика с дополнительной специальностью 050202. 65 Информатика (2)

    Учебная программа курса
    Программа курса электрорадиотехники разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 050203.65 «Физика» с дополнительной специальностью 050202.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03, Опд. Ф. 02, Сд. 2, Опд. Ф. 2, Дпп. Ф. 13, Опд. Ф. 2 

    Учебно-методический комплекс
    Курс “История психологии” предназначен для студентов очной и заочной форм обучения Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности 050301 «Иностранный язык с доп.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    О Основы искусственного интеллекта [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Е.В. Дудышева, О.Г. Ярославцева; Бийский пед. гос. ун-т им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (31)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: В.А. Бурчаков; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ имени В.

Другие похожие документы..