Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХНА ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВМОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБЛАСТНОГО ГУМАНИТА...полностью>>
'Урок'
Пособие продолжает серию публикаций о специфике языка художественного текста и составлено в лингвистическом аспекте анализа прозы начала 20 века. В п...полностью>>
'Документ'
Исходное положение: Обучаемый с оружием в исходном положении в 10 м от ОП. Автомат в положении «на ремень». Руководитель указывает огневую позицию ( м...полностью>>
'Документ'
Національна реформа викладання іноземної мови та міжнародна практика мовної освіти у вищих навчальних закладах встановлюють, що мінімально прийнятим ...полностью>>

«Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы закрутки»

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Абрамова Алла Викторовна, муниципальной образовательное учреждение «Европейский лицей (Ассоциированная школа ЮНЕСКО)»

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению

для 5 класса

Урок по теме «Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы - закрутки» продолжает изучение раздела «Обработка ткани» в 5 классе. Тип урока – комбинированный, имеет две дидактические цели: 1)изучение нового материала на основе ранее пройденного; 2) обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по созданию ими готового изделия. Форма урока нетрадиционная – урок – конкурс. Основная образовательная цель урока – расширение кругозора учащихся, ознакомление учащихся с производством тканей из натуральных волокон и их свойствами. Урок выполняет важную воспитательную задачу: знакомит с русскими национальными традициями, способствует развитию интереса учащихся к русскому народному творчеству, истории русского национального костюма. На уроке обращаются и к истории своей семьи, узнают семейные традиции. В процессе урока реализуются межпредметные связи с русским языком, историей, литературой и рисованием.

Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: словесные (слово учителя), наглядно-иллюстративные (демонстрация кукол в национальных костюмах и образцов тканей и волокон), практические (создание куклы – закрутки соблюдая основные правила изготовления этого изделия). Основная работа на уроке направлена на формирование познавательных интересов, положительного отношения к учению: используется эффект новизны сравнения, познавательный спор, занимательность, элементы игры. Урок развивает самостоятельность мышления учащихся, их исследовательские умения, креативность – способность к созданию нового.

Основные дидактические принципы урока – это принцип наглядности, доступности и посильности нового учебного материала, сознательности и активности учащихся в процессе обучения, принцип систематичности и последовательности.

Тема: Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы-закрутки.

Цель: Расширить представление учащихся о свойствах хлопчатобу­мажных и льняных тканей; дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме.

Задачи:

Образовательная — расширить кругозор учащихся; ознакомить со свойствами ткани; ознакомить с различными видами русско­го народного костюма;

Развивающая — развить мыслительные способности, умение анали­зировать и сопоставлять, интерес к русскому народному костюму;

Воспитательная — содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству, истории национального костюма;

Практическая — научить выполнять куклу – закрутку.

Методы обучения: Беседа, наглядно-иллюстративные, практи­ческие (игра).

Оборудование и материалы: Образцы и фотографии кукол-закру­ток; изображения русского народного костюма; образцы тканей; ткань для туловища размером 15x15 или 18x18 см; белая ткань для головы и блузки размером 15x15 или 18x18 см; куски ткани, тесь­ма, цветные нитки для оформления костюма; нитки хлопчатобу­мажные №20—40; иглы; вата, ватин, синтепон, клей ПВА; коллекции хлопчато - бумажных и льняных тканей, коллекции натуральных волокон растительного происхождения.

Тип занятия: Комбинированный.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература: умение пользоваться терминами. История: умение пользоваться сведениями о народном костюме. Рисование: правильный подбор цветов. Технология: дизайн, исполнение работы.

ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, иголки и так далее). Время: 45x2.

Образовательные технологии: Технология организации коллективного взаимодействия школьников, игровые технологии, педагогика сотрудничества, развитие творческого мышления.

Литература : Технология : Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек), / под ред. В.Д.Симоненко .-М. : Вентана – Граф, 2005г.

Чернякова В.Н.Технология обработки ткани: Учебник ля общеобразовательных учрежд. – М, : Просвещение,1997г.

Башенков А.К. Технология. Методика обучения технологии.5-9 класс : Метод. пособие /А.К.Башенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич.- М.:Дрофа,2003г.

Перова Е.Н. Уроки технологии. - М.: 5 за знания,2006г.

Ход урока

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку; проверка присутствующих; сообщение темы и цели урока;

2. Теоретическая часть:

  • - рассказ о народной русской игрушке;

  • - объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

    -   У кого из вас дома в семейном альбоме сохранились фотогра­фии ваших прабабушек?

- В чем состоит отличие их одежды от одежды нашего времени?

- У кого из вас дома есть мягкие игрушки?

- Из чего они сделаны?

Каждому из нас в жизни приходится сталкиваться с трудностями и преодолевать препятствия. Свои жизненные задачи мы решаем по-разному - думаем, пробуем, спрашиваем совета, обучаемся.
   В русских сказках, где герои идут за своим счастьем, своей участью, им
помогают волшебные вещи, сказочные герои
и божества.
       Мы тоже мечтаем иметь такого могущественного помощника, друга, с которым легче и интереснее будет жить и преодолевать невзгоды. Вот с такой маленькой волшебницей - русской традиционной куклой-закруткой я и хочу вас познакомить. Многие с детства знают сказку Афанасьева “Василиса Прекрасная”:
       “В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ”Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью”…
   Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила ее, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако “Василиса все переносила безропотно, и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось?
     Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчивает ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису… Хорошо было жить ей с куколкой”…
      Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и “…по конец жизни своей всегда носила в кармане”. Вот такую куколку мы можем попробовать сделать. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать.  Женщина, когда подходило время родить, уединялась и делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову.
     В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
      Подрастая, дети тоже начинали сами “вертеть” таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
   Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили
о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.
     Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа.
       И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: “Да она до сих пор в куклы играет!” и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную
работу не поручали.
     Красивая кукла, с  любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.
      Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.
        Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
     Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

3. Работа с дидактическим материалом. Рассмотреть образцы хлопчато - бумажных и льняных тканей, дать сравнительную характеристику, рассмотреть образцы натуральных волокон растительного происхождения.


 4.Практическая часть. Изготовление куклы – закрутки. ( Проводится в виде конкурса. С помощью учителя учащиеся разби­ваются на несколько рабочих групп, каждая из которых будет выпол­нять свою куклу-закрутку. По окончании работы проводится конкурс, где выявляется кукла, наиболее похожая на исторический прототип.)

Перед началом изготовления игрушки необходимо сделать ее эскиз |в цвете.

Для костюма куклы более всего подходят хлопчатобумажные и льняные ткани ярких расцветок — ситец, лен, сатин. Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются.

рассказе о натуральных волокнах и тканях учитель использует межпредметные связи с литературой, ИЗО. Показывая образцы тканей, учителю необходимо объяснить, как определить долевую и уточную нити, лицевую и изнаночную стороны, обратить внимание на структуру переплетения нитей.)

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
        Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой.
      Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
       Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.
         Вот и руки готовы!

         Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В
зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.
         Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.
         Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!
         Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.
       Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.
        Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!
       Вот и готова наша кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый

уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она
сделана с любовью!

(Физико-механические свойства ткани — прочность и сминаемость — используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание учащихся на такие технологические свойства тка­ни, как осыпаемость нитей, усадка, с учетом которых выбирается от­делка костюма (тесьма, лента, петельный шов).

5.Подведение итогов: анализ выполненных работ; оценка знаний учащихся. (Проверка приобретенных знаний.На основе проведенной работы выставляются оценки. При прове­дении конкурса и выставлении оценок учитывается аккуратность вы­полнения куклы, правильность подбора материала, самостоятель­ность в решении образа куклы.)

6.Домашнее задание. Выполнить коллекцию хлопчато-бумажных и льняных тканей в тетради.

7.Уборка рабочих мест.

Дополнительный материал к уроку

Люди прядут с незапамятных времен и уже давным-давно придумали особое приспособление для того, чтобы прясть было легче, а нитка полу­чалась бы ровная и прочная. Это приспособление называется веретено.

Если привязать готовую нитку к веретену и запустить веретено как вол­чок, нить сильно скручивается и становится еще прочней и ровней. Для того чтобы веретено хорошо крутилось, на него надевали пряслице — ка­менное или глиняное колечко.

Позже люди придумали привязывать еще непряденые волокна — ку­дель — к специальной подставке, донцу прялки. Прясть стало удобнее.

Пряха вытягивает из кудели пучок волокон. Одновременно она ногой вращает колесо. Колесо приводит в движение механизм, скручивающий нить.

Тысячелетиями люди пряли вручную. Это отнимало очень много вре­мени. 300 лет назад в Англии придумали прядильную машину. Рабочий вращает колесо. Колесо приводит в движение механизм, выполняющий работу нескольких прях.

Соловей и хлопковый куст (По мотивам индийской сказки)

Жил однажды соловей. Летал-летал он и вот однажды увидел куст, на котором цвели красивые цветы. Обрадовался соловей и сказал:

Из таких красивых цветов, наверное, получатся очень вкусные плоды. Останусъ-ка я на этом кусте и, когда плоды созреют, съем их.

Бросил он свое гнездо и семью, уселся на кусте и в жадности своей не под­пускал к кусту ни одной птицы.

Прилетала раз кукушка, соловей и ее не пустил.

Почему ты не пускаешь других птиц к этому кусту? Разве эти кусты
твои? — спросила кукушка.

Тебе какое дело? — ответил соловей. — Не пускаю, потому что сам
хочу съесть все плоды.

А куст-то был хлопковый. Отцвели цветы и превратились в жесткие ко­робочки. Внутри коробочек зреет хлопок — семена с длинными пушинками. Созрели коробочки, лопнули, и хлопок разлетелся по ветру.

«Что-то летает кругом, — подумал соловей, — верно, плод созрел». Загля­нул в коробочку, а она пустая.

Слетелись все птицы и стали корить жадного соловья:

Видишь! Не гонял бы нас, мы бы сказали тебе, что это хлопковый куст
и плоды его несъедобны. Мы показали бы тебе, где растут съедобные плоды. А
ты все жадничал, вот ты и наказан.

Рассердился соловей и говорит кусту:

Ты дурной куст. Никому ты не нужен, никого ты не питаешь.

Ошибаешься, — возразил куст. — Я кормлю овец, а из моего хлопка люди
делают подушки, тюфяки и одежду.

С того дня ни один соловей не садится на хлопковые кусты.

Учитель показывает коробочку с хлопком из гербария. Это и есть хло­пок. Если из коробочки вынуть волокно и удалить из него семена, то полу­чится обыкновенная вата, из которой прядут хлопчатобумажные нитки.

В старые времена прядение было одним из привычных женских руко­делий. Пряли иногда даже королевы. В деревнях особенно много пряли зимой, когда не надо было работать в поле. Вечерами женщины собира­лись вместе, зажигали лучину, пряли и при этом пели или беседовали.

Задание учащимся:

Давайте попробуем прясть нити сначала без веретена. Вытяните из ваты тонкий пучок волокон, и скрутите его в нить. Повторяя эти движения, сделайте свою нить длинной.

Теперь попробуйте сделать дома простейшее веретено и попы­тайтесь спрясть нитку с помощью веретена, как это делали люди в древности.

Коробочка (Персидская сказка)

Жил-был воробей. Летал он как-то по степи, искал зернышки. Вдруг пря­мо перед его носом упало большое семечко — видно, ветер принес. Схватил во­робей семечко и полетел домой. Уселся в гнездо и спрашивает у соседа, другого воробья:

Что это такое?

Хлопковое семя.

А что с ним делают?

Сеют. Из него вырастает хлопковый куст, на кусте созреют коробоч­ки. Коробочки лопнут, а в них — хлопок. Хлопок прядут — получается пряжа.
Из пряжи ткут ситец, потом его красят в разные цвета и шьют одежду.

Обрадовался воробей такой находке, подхватил семечко и полетел на пашню. Видит, крестьянин землю пашет, сеять собирается.

Предложил крестьянину посадить зернышко.

Согласился крестьянин и посадил хлопковое семечко.

Вскоре семя проросло, куст зазеленел, коробочки созрели, сорвал крестья­нин коробочки и разделил на две части: одну взял себе, другую отдал воробью. Обрадовался воробей и отнес коробочки в мастерскую прядильщика.

Спряди это, спряди! — стал упрашивать. — Половину возьмешь себе, а
другую отдашь мне.

Согласился прядильщик, выбрал из коробочек волокна и спрял на веретене. Одну часть оставил себе, а другую отдал воробью. Доволен воробей, понес пряжу к ткачу.

Сотки это, сотки! — просит. — Половина — тебе, другая половина -
мне.

Согласился ткач, выткал ситец, взял свою долю, а воробью отдал его. Об­радовался воробей, взял лоскуты, понес их к красильщику.

Покрась ткань, покрась! — говорит. — Половина тебе, другая полови­на — мне.

Согласился красильщик, покрасил ткань в небесно-голубой цвет и повесил просушиться на солнышке. Прилетел воробей, увидел лоскутки и подумал: «Ах, как красиво получилось! Жаль такую прекрасную ткань отдавать кра­сильщику. Возьму-ка я лоскутки и улечу, пока он занят». Подкрался поти­хоньку, схватил лоскутки и полетел. Но красильщик увидел его, побежал сле­дом и кричит:

-Эй, воробей! Мы же условились, что будем делить поровну! Где же моя доля?

-А кто это говорил ? Кто обещал ? — закричал воробей и полетел к порт­
ному.

Сшей это, сшей! — просит. — Один наряд тебе, другой мне.

Сшил портной две джуббы и разложил их на полке. Увидел их воробей и по­думал: «Жаль такую красивую джуббу отдавать портному. Она мне и самому пригодится». Подлетел потихоньку, хвать в клюв обе джуббы — и был таков.

Закричал ему портной вслед:

-Разве ты не говорил, что одна джубба будет твоей, а другая моей?

А кто это говорил? Кто обещал? — закричал воробей и полетел прямо к портному.

- О, мулла! – просит. - Я хочу оставить у тебя на хранение 2 джуббы. Как настанут холода, заберу их. А вместо платы за хранение и отдам тебе одну джуббу.

Согласился мулла, а сам думает: «Жалко что-то отдавать джуббу трещотке-воробью. Оставлю-ка я обе себе!»

Прошли дни, настали холода. Вспомнил воробей о джуббе.

Полетел к мулле.

Мулла, давай мою джуббу!

Какую джуббу! — удивляется мулла.

Да ту, что я оставил у тебя на хранение. Ведь мы договорились: одну
джуббу ты берешь себе, а другая — моя.

А кто говорил ? Кто обещал ? удивляется мулла.

Просит воробей, говорит, что замерзнет без одежды, кричит, да все без толку — не отдает мулла джуббу. Прошли дни, кружит воробей над двором муллы и видит: почистил мулла джуббы и повесил на солнышке проветрить­ся. Подлетел воробей, схватил джуббы — и был таков! Кричит мулла:

Эй, воробей! Куда это ты уносишь джуббы ? Пусть будет, как мы дого­
варивались: одна — тебе, другая — мне.

Закричал воробей:

А кто это говорил ? Кто обещал ?

Но тут налетел сильный ветер, вырвал джуббы из воробьиного клюва и понес — одну джуббу отнес портному, тому самому, который их сшил, а дру­гую — к лавке красильщика, который лоскуты красил. Воробей и мулла оста­лись ни с чем. А зачем других обманывали ?

Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким.

(Старинная русская песня)

Ученые называют лен латинскими словами Linum usitatisimum. Linum от слова lin — нить, потому, что из стеблей льна делают нити. А второе сло­во переводится как «самый полезный». В древние времена люди пекли хлеб из семян льна, выжимали из них масло. Из льняного масла и сейчас делают лекарства.

Уже девять тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это ста­ли делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много — растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов. Даже в песне поется:

То ли поле, то ли море,

То ли волны на просторе —

Синий лен!

А какие хорошие ткани получаются изо льна! Они лучше сохраняют тепло и влажность тела, чем хлопковые или шелковые. Не случайно кос­монавты, отправляясь в полет, надевают льняное белье.

В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую, прозрачную ткань. Про нее говорили: легка, как дыхание ребенка. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть сквозь перстень. И при этом ткань была очень прочной. Конеч­но, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари да жрецы. К сожалению, секрет изготовления таких льняных тканей утерян. Некото­рые ученые думают, что в Древнем Египте умели выращивать особый, тон­коволокнистый лен, который в наше время уже нигде не растет.

Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом по­мещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева — бланды. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нитки, а на ткани — то ромашки, то вет­ки рябины, то петухи.

Демонстрационный материал

Куклы в НАЦИОНАЛЬНЫХ РУССКИХ костюмах, основа - статуэтка

"По костюму великоруссы делятся на две большие половины — точно так же, как они делятся по языку и жилищу: север и юг. Главная отличительная черта южного костюма — женская понева, северного — сарафан. Что до головных женских уборов, которым этнографы придают обычно очень большое значение, в них далеко нет той правильности... Впрочем, некоторая правильность намечается и тут: поневе сопутствует чаще рогатая кичка (с сорокой и другими принадлежностями), сарафану — кокошник с его видоизменениями и суррогатами (будничная замена кокошника — повойник, почепешник и др., а также простой головной платок)"

(Зеленин Д. К. "Великорусские говоры ...", СПб., 1913, с. 54)

Эталоном женской красоты в допетровской Руси считалась статная, непременно высокая, фигура и белое лицо с ярким румянцем и "соболиными" бровями. Все фасоны и детали женской одежды были подчинены к зрительному созданию величественного и статичного образа.

Длинная полотняная рубаха была основой костюма. Украшалась вышивкой или оторочкой. Иногда расшивалась жемчугом.

Горничная рубаха - дополнительная верхняя рубаха у знатных женщин. Шилась из яркой шелковой ткани, часто красного цвета. Из-за длинных узких рукавов с прорезями для рук такие рубахи назывались долгорукавными. Пышный рукав на пришивном манжете появился в XVII веке.

Шушун - наиболее характерная женская одежда до XVII века.

Традиционные головные уборы замужних женщин и девушек имели некоторые отличия.

Повойник - типичный женский головной убор, похожий на чепчик и имевший множество видов. Повойник плотно закрывал волосы и его надевали под парадный головной убор, под платок, а также носили самостоятельно - дома, на полевых работах и т. д.

Кика - нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть - сама кика (или чело), сделанная из жесткого материала (бересты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом, а сзади стягивалось завязками.
Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльник.

Убрус - платок, сложенный в виде треугольника, который надевали поверх кики, повойника или зимней шапки. Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь.

Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские меховые шапки с наушниками - каптуры. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому - надевать под шапку.

Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом.

Девушки, обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты, появившиеся в XVII веке. Вместо лент косу могли украшать накосником - кусочком бересты или кожи, обтянутым дорогой тканью. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна. Bенец мог иметь высокое чело. К венцу также пришивали поднизи, а над ушами - колты или рясна. Зимние головные уборы девушек были похожи на женские.




    Кокошник - традиционное головное украшение для больших праздников, известное уже в средневековье и самое распространенное в России в XVIII-XIX в.в.
    Кокошник невесты украшался лентами, жемчугом, каменьями или цветными монетками. В первое время после замужества женщины крепили к головному убору в праздники тонкое лёгкое покрывало (фата, вуаль или дымка), украшенное вышивкой, кружевом или позументом. Со временем кокошником стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом даже в том случае, если его обладательницей была молодая незамужняя девица.

Кокошник считался большой семейной ценностью и передавался по наследству. Формы и краски кокошников были весьма разнообразны:

островерхие ( “кика”) - делали с твердой основой передней части и мягкой тыльной стороной, которая иногда расшивалась золотными нитями;

широкие в форме полумесяца - твердость передней, лицевой части головного убора достигалась тем, что несколько слоев холста или бумаги пропитывались хлебным клеем. На остов натягивали или наклеивали бархат, шелк или другую нарядную ткань, на которую прикрепляли позумент, рубленый перламутр, блестки, граненые стекла. Золотые и серебряные нити накладывались на выпуклые жгуты. В орнаменте преобладали стилизованные изображения лебедей.

плоские и полукруглые со стрельчатыми концами - Жесткие основы таких кокошников делали из бересты, обтягивали цветным штофом и нашивали на них полосы позумента.

Чтобы кокошник не скользил по волосам, он надевался на налобник или "начелье", к которому пришивалась бисерная сетка-рефиль, снизанная из перламутра и спускавшаяся на лоб.
    Кокошник исполнялся профессиональными мастерицами - “кокошницами”, владевшими необходимыми для этого навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями.
Различия в орнаментации шитья на головных уборах были связаны с о собенностями золотного шитья, бытовавшими в той или иной местности. Например, варнавинские головные уборы делали в традициях XVIII века, в Юрьевецком уезде на головных уборах узор шили серебряными нитями по черному фону, у костромских горожанок пользовались успехом так называемые “венцы с городами” — головной убор, имевший форму полукруга с неровными краями. Эти венцы также нарядно украшались блестками, перламутром и цветными стеклами.

11



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Система развивающего обучения Л. В. Занкова

    Документ
    Система развивающего обучения Л.В. Занкова имеет статус государственной. Она основана на новой дидактике, принципы которой разработал Леонид Владимирович Занков.
  2. Задачи: изучить историю возникновения народной куклы; составить типологию кукол по признакам

    Документ
    Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших
  3. Образовательная программа объединения «Ниточка-иголочка» Возраст детей 6-14 лет Срок реализации -6 лет Автор: педагог дополнительного

    Образовательная программа
    Программа дополнительного образования «Народная кукла и лоскутное шитье» имеет художественную направленность и рассчитана на срок обучения от 2 до 6 лет для детей от 6,5 лет.
  4. Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности школьников

    Документ
    9. Применение идей и методов этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе детского творческого объединения декоративно-прикладного искусства «Марьюшка».
  5. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (3)

    Сборник статей
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психологической и социальной работы с населением.

Другие похожие документы..