Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Повышение эффективности энергосбытовой деятельности (на примере ОАО «Мосэнергосбыт»)
на правах рукописи
Кимерин Владимир Анатольевич
Повышение эффективности энергосбытовой деятельности (на примере ОАО «Мосэнергосбыт»)
Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление
народным хозяйством (логистика)
А в т о р е ф е р а т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
МОСКВА - 2007
Работа выполнена в Институте исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР)
Научный руководитель: Краснова Надежда Львовна,
к.э.н., доцент
Официальные оппоненты: Брынцев Александр Николаевич
д.э.н., Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка
Брыкин Арсений Валерьевич
к.э.н., Минпромэнерго России
Ведущая организация – Российская экономическая академия им.Г.В.Плеханова
Защита диссертации состоится 5 ноября 2007г. в 14 часов на заседании диссертационного совета К520.029.01 при ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ОАО «ИТКОР») по адресу: 125319, г.Москва, ул. Черняховского, д.16.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ОАО «ИТКОР».
Автореферат разослан 4 октября 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
к.э.н. Клепацкая И.Е.
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Российская электроэнергетика играет особую роль в народнохозяйственном комплексе, в поддержании высоких темпов экономического роста. По объемам производства электроэнергии в мире, энергосистема России находится на 4-м месте (5,7% мирового производства), после США (26,6%), Китая (8,4%), Японии (7,2%). Производственный потенциал электроэнергетики России в настоящее время составляют электростанции общей проектной мощностью свыше 215 млн. кВт. В то же время в связи с естественным старением основных фондов к 2010 году предельной наработки достигнет более двух третей установленной мощности турбин на тепловых станциях.
На современном этапе экономического развития энергоснабжение потребителей во многом определяется способностью энергосбытовых предприятий адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внутри страны и на внешних рынках.
Одним из действенных инструментов, обеспечивающих реформирование электроэнергетики, повышения энергообеспечения потребителей является формирование новой системы организации торговли электроэнергией, работающей на конкурентной основе. В связи с принципиальным изменением условий развития и функционирования электроэнергетики, развитием приватизационных процессов энергетических объектов, повышением значимости обеспечения надежности и качества энергоснабжения потребителей, усложнением внутри - и межсистемных потоков энергии и изменением динамики иерархических взаимосвязей, системные исследования целесообразно развивать с учетом общенаучной системной методологии логистики и маркетинга.
Развитие новых форм и методов энергосбытовой деятельности с участием энергосбытовых компаний (ЭСК) на различных сегментах оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности) может существенно повысить эффективность системы энергообеспечения России, оптимизировав режимы потребления энергии, усилив экономическую мотивацию хозяйствующих субъектов и потребителей электроэнергии.
Сложность, многоплановость и актуальность проблем скорейшей адаптации субъектов энергообеспечения к современным реалиям обусловили большое внимание к ним со стороны ученых и практиков. Вместе с тем недостаточно исследована тематика, связанная с энергосбытовой деятельностью участников рынка, формированием устойчивой системы энергообеспечения потребителей. Необходимость совершенствования экономико-организационных регуляторов, обеспечивающих устойчивость и развитие системы энергообеспечения, а также существующий разрыв между теорией и потребностями практики обусловили выбор темы настоящего исследования и определили его цель.
Целью исследования является разработка организационно-экономического механизма энергообеспечения потребителей и определение условий формирования и эффективного функционирования энергосбытовой деятельности на рынке электроэнергии (мощности).
Цель исследования определила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- развитие теоретических основ функционирования системы энергообеспечения как важнейшей составной части инфраструктурного комплекса России;
- характеристика места и роли современной электроэнергетики в составе национальной экономики в сравнении с зарубежной практикой организации и регулирования рынка электроэнергии;
- выявление особенностей и основных принципов формирования системы энергообеспечения в условиях переходного периода реструктуризации отрасли;
-анализ состояния и тенденций развития рынка электроэнергии в действующей и потенциальной зонах обслуживания ОАО «Мосэнергосбыт»;
- оценка структуры потребления электроэнергии Московского региона и определение перспективных макросегментов в деятельности АО «Мосэнергосбыт»;
- обоснование предложений по оптимизации энергообеспечения с рекомендациями по использованию логистических методов в сфере энергосбытовой деятельности;
- подготовка рекомендаций в области энергосбережения с помощью логистической системы управления;
-разработка предложений по совершенствованию тарифной политики.
Предметом исследования является комплекс форм и методов управления процессами энергообеспечения в условиях реструктуризации отрасли и формирования конкурентного рынка электроэнергии (мощности).
Объект исследования – субъекты рынка электроэнергии, реализующие энергосбытовые функции. Непосредственно исследования проводились на примере деятельности ОАО «Мосэнергосбыт».
Методология и методика исследования. В процессе проведения исследования и обоснования выводов и предложений использовались законодательные акты РФ, труды отечественных и зарубежных ученых в области инфраструктурного комплекса, системных исследований в энергетике, логистики инфраструктуры, управленческого анализа, экономической кибернетики, макроэкономического анализа, теории рынка услуг сервисной экономики, отечественные академические и отраслевые разработки, ориентированные на рационализацию энергосбытовой деятельности на оптовом и розничном рынках электроэнергии.
В ходе исследования применялись методы институционального и системного анализа, оптимизации развития систем энергетики, балансовые, расчетно-аналитические, экономико-математические, экономико-статистические методы, экспертных оценок и др.
Информационной базой исследования являются законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, статистические данные Росстата РФ, материалы ЦДУ РАО «ЕЭС России», результаты опросов и обследований субъектов ФОРЭМ, аналитические материалы по результатам хозяйственно- финансовой деятельности ОАО Мосэнергосбыт», научные отраслевые методические и нормативные материалы, информационно-аналитические обзорные материалы консалтинговых фирм, информация о работе независимых ЭСК, материалы общероссийских и региональных научных конференций и логистических форумов за 2004 - 2006 гг., публикации в общеэкономических, отраслевых периодических изданиях по исследуемой проблематике.
Положения и выводы диссертации базируются на обширном фактографическом материале, собранном и обработанном автором в ходе исследования.
Применение указанных выше методов исследования и надежность использованной информационной базы обеспечивают достоверность и обоснованность выводов и предложений, содержащихся в диссертации.
Научная новизна диссертации заключается в разработке комплексной программы повышения эффективности механизма энергообеспечения на рынке электроэнергии, методического обеспечения управления коммерческой деятельностью энергосбытовой компании, в том числе:
-сформулированы принципы и организационно-экономические основы функционирования и развития системы энергообеспечения в переходный период реструктуризации электроэнергетического комплекса с последующей конкретизацией целей, задач, условий экономической эффективности энергосбытовой деятельности и конкретных стратегий энергосбытовых компаний (ЭСК);
обоснованы методические подходы формирования эффективной структуры оптового рынка электроэнергии (ОРЭМ) на основе модели оптимального баланса производимой и потребляемой электроэнергии и комбинированной схемы энергоперетоков с учетом конкурентного и регулируемого сегментов рынка по продуктам и услугам;
определены особенности функционирования энергосистемы Московского региона с учетом деятельности ОАО «Мосэнергосбыт» как гарантирующего поставщика и разработанной системы стратегических приоритетов развития компании на целевых сегментах розничного рынка электроэнергии;
определены организационно-экономические предпосылки для повышения эффективности энергосбытовой деятельности путем логистизации энергосбытовых компаний и создания логистических систем в электроэнергетическом комплексе, позволяющих управлять энергосбережением (систем управления нагрузкой и внедрения ресурсосберегающих технологий);
обоснована целесообразность использования маржинальных цен на электроэнергию, изменяющихся по часам суток (или зонам графика нагрузки) для организации дополнительной конкуренции между ТЭЦ по переменной (топливной) составляющей единых зональных тарифов.
Практическая значимость и апробация работы. Реализация предложений, вытекающих из результатов данного исследования, будет способствовать повышению эффективности функционирования субъектов энергообеспечения, а также повышению эффективности механизма управления потоковыми процессами в рамках электроэнергетического комплекса, повышению надежности и экономичности энергосбытовой деятельности, интеграции ЕЭС России с международной системой энергопоставок.
Результаты работы докладывались и получили одобрение на ряде научно-практических конференций, семинаров и совещаний, в том числе проводившихся в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, в Институте исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР) г. Москва, в Самарском государственном экономическом университете, в Донецком университете.
Основные положения диссертации могут быть использованы:
- органами федерального и регионального управления при разработке программных и других материалов по вопросам регулирования и развития систем энергообеспечения;
- звеньями Единой энергетической системы России в ходе работы по формированию внешних и внутренних хозяйственных функций и связей;
- энергосбытовыми предприятиями (ГП, независимыми ЭСК), выступающими поставщиками основной продукции (электроэнергии) и сопутствующих услуг.
Публикации по теме диссертации. Основные результаты исследований опубликованы в 5 печатных работах общим объемом 3,1 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа включает 178 страниц основного текста, содержит 34 таблицы, 26 рисунков, 145 наименований использованной литературы.
II.Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяются цель и задачи, предмет и объект исследования, научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Особенности энергообеспечения в условиях реформирования энергетического комплекса» определяются место и роль системы энергообеспечения как важнейшей составной части производственной инфраструктуры, основные принципы и цели управления энергосистем в условиях современной сервисной экономики, исследуются основные параметры и атрибутивные признаки энергообеспечения, его специфические особенности, рассматриваются тенденции развития мирового энергопотребления, эволюция подходов к реформированию электроэнергетического комплекса как естественной монополии, особенности государственного регулирования рынков электроэнергии, анализируются особенности ЕЭС России, а также концепция и практика реформирования отечественной электроэнергетики с позиции обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения.
Теория и практика выделяют следующие аспекты влияния энергетики на общественное развитие:
• отраслевой подход - рассмотрение энергетики как отрасли производства (комплекса отраслей) с выделением ее места в общих показателях производства;
• трансакционный подход - видение энергетики с точки зрения затрат социально-экономических и производственных систем, транспортных издержек, которые
являются важнейшей частью трансакционных издержек национального хозяйства;
считается, что хозяйство в целом тем эффективнее, чем меньше данный вид
издержек;
• институциональный подход к энергетике, который рассматривает данную сферу деятельности как средство воздействия на рынок труда, как инструмент социально-экономического воздействия на воспроизводственную структуру, региональную экономику.
Электроэнергетика имеет ряд отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при организации системы энергообеспечения: непрерывность генерации; практически мгновенное распределение электроэнергии, что приводит к одновременности ее генерирования и потребления; жесткая зависимость режима работы энергетических предприятий друг от друга; наличие необходимых резервных производственных мощностей (в отличие от других отраслей, где резервирование осуществляется запасами готовой продукции); высокоамплитудные изменения потребления; повышенный риск относительно быстрого («цепного») развития аварийных событий.
Основной целью реструктуризации электроэнергетики является формирование финансово-устойчивых отраслевых компаний, способных конкурировать на рынках электроэнергии и услуг и привлекать инвестиции для своего развития, поддерживающих благоприятные условия воспроизводства рабочей силы, при надежном и бесперебойном снабжении платежеспособных потребителей электрической и тепловой энергией.
Использование методов институционального и сравнительного анализа в ходе исследования процесса реструктуризации инфраструктурной отрасли позволяет определить степень соответствия используемых в ходе реформирования инструментов, форм, методов управления, организационных структур достигнутому (объективному) уровню развитию факторов производства и выработать конструктивную программу управляющих воздействий с учетом реального состояния исследуемого комплекса.
Как представляется, в концепции реформы электроэнергетического сектора должны быть отражены следующие основные положения:
- процесс реструктуризация электроэнергетики должен быть скоординирован, с одной стороны, с государственной Энергетической стратегией с учетом взаимосвязанного проведения реформы всех отраслей ТЭК, разработки прогнозных энергетических балансов страны по основным видам топлива и энергии; с другой стороны с развитием сопряженных с энергетикой сфер (реформой ЖКХ, энергомашиностроением);
- необходимо формирование целостной нормативно-законодательной базы в сфере энергетики, в том числе принятие ряда базовых законов ("Об энергетической безопасности Российской Федерации" и др.);
-продолжительность переходного периода реструктуризации электроэнергетики должна ориентироваться не столько на организационное преобразование отрасли, сколько на восстановление платежеспособности основной массы хозяйствующих субъектов и начало перехода к инновационному энергосберегающему росту;
- реализация долгосрочных приоритетов развития электроэнергетического сектора предполагает создание государственной инвестиционной системы, включающей федеральные инвестиционные программы, инвестиционные компании и специализированные государственные банки реструктуризации и развития (долгосрочного кредитования) субъектов рынка электроэнергии; информационно-диспетчерские и логистические центры; организации технологической и коммерческой инфраструктуры;
- процесс простого воспроизводства в отрасли должен финансироваться за счет энерготарифов, инвестирование расширенного воспроизводства целесообразно переводить на различные формы проектного финансирования;
- необходимо обеспечить стимулирование развития энергосистем и рынка электроэнергии в соответствии с разработанными программами энергосбережения, рациональными нормами расхода энергоресурсов и стандартами потребления;
- для оценки результатов реформирования отрасли необходимо осуществить разработку системы основных контрольных показателей (критериев) экономической и социально-экономической эффективности деятельности энергообъектов в основных сегментах рынка.
-требуется законодательно закрепить величину неснижаемого резерва мощностей энергоснабжающих организаций с учетом гарантированных перетоков э/э с ФОРЭМ (РС ОРЭ).
Исходя из этого в предстоящий период в сфере электроэнергетики необходимо обеспечить:
- оптимизацию государственной составляющей в комплексе при росте в нем эффективности управления государственным имуществом;
-определение порядка формирования государственной системы долгосрочного прогнозирования спроса и предложения электрической энергии (мощности);
-прогнозирование дефицита электрической мощности на оптовом и розничном рынках, а также разработка мер по его преодолению с учетом механизмов государственно-частного партнерства;
- определение порядка отбора субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности в электроэнергетике;
-установление условий долгосрочных договоров поставки электроэнергии гарантирующим поставщикам с определением производителей электроэнергии, являющихся сторонами по этим договорам;
- определение основных положений функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии с учетом системообразующего характера энергосектора в экономике страны;
- разработка и создание системы социальных нормативов потребления электроэнергии, а также механизмов адресной защиты неплатежеспособных потребителей.
Ключевые индикаторы энергоэффективности мировой экономики (2003 г.)
Таблица 1.
Регионы /страны | Потреб- ление энергии (млн.т н.э.) | Энерго- потребление на душу населения (т н.э./чел.) | Энергоемкость ВВП с учетом ППС ( т н.э./ $1000 2000 г.) | Потреб- ление электро энергии всего (млрд. кВт.час) | Потребление электроэнергии на душу населения (кВт.час/чел.) |
Мир в целом | 10579 | 1,7 | 0,21 | 15223 | 2429 |
ОЭСР | 5395 | 4,7 | 0,19 | 9287 | 8044 |
США | 2281 | 7,8 | 0,22 | 3803 | 13066 |
Европейские страны вне ОЭСР | 103 | 1,9 | 0,27 | 164 | 2999 |
Азия в целом | 1224 | 0,6 | 0,19 | 1181 | 585 |
Латинская Америка | 464 | 1,1 | 0,16 | 691 | 1601 |
Африка | 559 | 0,7 | 0,30 | 440 | 518 |
Китай | 1426 | 1,1 | 0,23 | 1815 | 1401 |
Индия | 553 | 0,5 | 0,19 | 463 | 435 |
Ближний Восток | 446 | 2,5 | 0,38 | 494 | 2788 |
Бывший СССР | 962 | 3,4 | 0,51 | 1152 | 4026 |
Россия | 640 | 4,5 | 0,51 | 792 | 5525 |
Структура в % | |||||
Мир в целом | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ОЭСР | 51,0 | 276,3 | 90,5 | 61,0 | 331,2 |
США | 21,6 | 463,9 | 104,8 | 25,0 | 537,9 |
Европейские страны вне ОЭСР | 1,0 | 11,8 | 128,6 | 1,1 | 123,5 |
Азия в целом | 11,6 | 36,1 | 90,5 | 7,8 | 24,1 |
Латинская Америка | 4,4 | 63,3 | 76,2 | 4,5 | 65,9 |
Африка | 5,3 | 39,1 | 142,9 | 2,9 | 21,3 |
Китай | 13,5 | 65,1 | 109,5 | 11,9 | 57,7 |
Индия | 5,2 | 30,8 | 90,5 | 3,0 | 17,9 |
Ближний Восток | 4,2 | 149,1 | 181,0 | 3,2 | 114,8 |
Бывший СССР | 9,1 | 198,8 | 242,9 | 7,6 | 165,7 |
Россия | 6,0 | 263,9 | 242,9 | 5,2 | 227,5 |
В главе рассмотрены содержательная трактовка и экономические границы энергоэффективности как фактора современного экономического роста, проанализирован потенциал энергосбережения по основным группам российских потребителей.
Похожие документы:
Ежедневный мониторинг сми ОАО «рао энергетические системы Востока» 24 декабря 2009 года
ДокументАмурская область сегодня — один из лучших субъектов Российской Федерации. В этом уверен член Совета Федерации от Законодательного собрания Приамурья Амир Галлямов.Правительство москвы постановление от 28 октября 2008 г. N 1012-пп о городской целевой программе "энергосбережение в городе москве на 2009-2011 гг. И на перспективу до 2020 года" (4)
ДокументГосударственная политика повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городе Москве в течение многолетнего периода реализуется посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий.Правительство москвы постановление от 28 октября 2008 г. N 1012-пп о городской целевой программе "энергосбережение в городе москве на 2009-2011 гг. И на перспективу до 2020 года" (1)
ДокументГосударственная политика повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городе Москве в течение многолетнего периода реализуется посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий.Отчет ОАО «Алтайэнергосбыт»
Публичный отчетОт имени Совета директоров Общества хочу поздравить вас с завершением очередного финансового года! Предложенный вашему вниманию Годовой отчет Общества позволит получить всю необходимую информацию о работе компании в 2009 году.Правительство москвы постановление от 28 октября 2008 г. N 1012-пп о городской целевой программе "энергосбережение в городе москве на 2009-2011 гг. И на перспективу до 2020 года" (2)
ДокументГосударственная политика повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городе Москве в течение многолетнего периода реализуется посредством выполнения комплекса программных энергосберегающих мероприятий.