Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти су...полностью>>
'Программа'
Программа дисциплины «Проблемы назначения наказания» разработана кандидатом юридических наук, доцентом кафедры уголовного права и криминологии Непомн...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 2 октября 2009 года в 12.00 часов на заседании Диссертационного совета по юридическим наукам Д 502.006.15 в Российской а...полностью>>
'Закон'
Призначенням даної бібліотеки є надання дослідницької і юридичної інформації Конгресу США, а також федеральним судам і органам виконавчої влади. Крім ...полностью>>

Программа ООН по окружающей среде диагностический анализ состояния окружающей среды арктической зоны российской федерации

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД

ПРОГРАММА ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Расширенное резюме)

Москва 2011


ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД

ПРОГРАММА ООН ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Расширенное резюме)

Научный мир

Москва 2011



Ответственный редактор:

доктор географических наук Б.А. Моргунов

Диагностический анализ состояния окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации (Расширенное резюме). – Отв. редактор Б.А. Моргунов. – M.: Научный мир, 2011.

Диагностический анализ состояния окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации выполнен в рамках реализации Проекта «Российская Федерация – Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды» Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Глобального экологического фонда (ГЭФ).

Коллектив авторов:

В.В. Гордеев, А.А. Данилов, А.В. Евсеев, Ю.В. Кочемасов, Ю.С. Лукьянов, В.Н. Лысцов, Т.И. Моисеенко, О.А. Мурашко, Немировская И.А., Патин С.А., В.И. Соломатин, Ю.П. Сотсков, В.В. Страхов, А.А. Тишков, Ю.А. Трегер, О.Н. Шишова.

В подготовке расширенного резюме принимали участие: А.М. Багин, Б.П. Мельников, С.Б. Тамбиев

Настоящая публикация не является официальным документом

Правительства Российской Федерации.

Электронный вариант расширенного резюме и полной версии «Диагностического анализа состояния окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации» размещены по адресу:

© Минэкономразвития России, 2011

© Проект НПД-Арктика, 2011

© Научный мир, оформление, 2011

Диагностический анализ состояния окружающей среды
Арктической зоны Российской Федерации

(Расширенное резюме)

Диагностический анализ состояния окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации выполнен в рамках реализации Проекта «Российская Федерация – Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды» Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Глобального экологического фонда (ГЭФ). 3

Тип (фила) 64

Число описанных видов: на Земле/в АЗРФ 64

Оценка доли (%) биоты АЗРФ 64

Позвоночные животные 64

9 946/240 64

Амфибии 64

Рыбы и круглоротые 64

2, 0 64

Беспозвоночные животные 64

Насекомые 64

Мохообразные 64

1750 000/25000–26000 видов 64

Введение

Состояние окружающей среды Арктики и в частности Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) до сих пор остается фрагментарно изученным и вызывает нарастающую озабоченность в связи с образованием горячих точек, в которых масштабы деградации естественных экосистем достигли опасных значений, а уровни загрязнения существенно превышают допустимые нормы, а также в связи с изменением качества среды на фоновом уровне. Это определяет необходимость разработки и принятия неотложных мер не только по смягчению накопленного экологического ущерба, но и по предотвращению потенциальных угроз арктическим экосистемам, связанных с нарастающей экономической и иной деятельностью в этом регионе, особенно добывающих отраслей. Эти меры должны не только опираться на выводы ученых и экспертов, базирующиеся на многолетних, но зачастую разрозненных результатах отраслевых, академических и узко тематических исследований компонентов окружающей среды, но и основываться на системной оценке выявленных причинно-следственных связей между фактическим состоянием качества окружающей среды, достигнутым уровнем техногенного воздействия и реализуемой в Арктике экологической политикой. Такой комплексный подход к оценке состояния окружающей среды АЗРФ обеспечивается использованием методологии диагностического анализа, которая получила применение при оценке трансграничных вод, прошлого экологического ущерба и других экологических проблем.

Одна из главных целей проведения диагностического анализа современного и ожидаемого состояния окружающей среды АЗРФ (далее – ДАОС АЗРФ) в условиях естественных изменений природно-климатических условий с учетом имеющихся результатов отечественных и зарубежных исследований Арктики заключается в обосновании сбалансированной экологической политики, предусматривающей принятие экологически обеспеченных стратегических решений, касающихся дальнейшего промышленного освоения арктической территории и ее ресурсного потенциала, сохранения благоприятной окружающей среды в интересах устойчивого социально-экономического развития.

Комплексные исследования окружающей среды различных частей Арктического региона Земли ведутся более 50 лет, а арктической территории России – более 80 лет. Спектр исследований постепенно расширялся от географических, геодезических, картографических, гидрографических и метеорологических – с целью обеспечения экспериментального плавания ледокольных и транспортных судов в арктических условиях, а затем и функционирования Северного морского пути в России (исследования российских ученых) и Северо-западного прохода через Канадский арктический архипелаг (исследования западноевропейских и североамериканских полярников) – до биологических, экологических, зоологических и микробиологических исследований арктических экосистем.

Углубление научных исследований морей, островных и прибрежных территорий Арктики произошло в связи с промышленным освоением отдельных районов АЗРФ. Были получены фундаментальные результаты по содержанию загрязняющих веществ (ЗВ) в различных природных средах, в объектах животного и растительного мира, в морских и водно-болотных экосистемах АЗРФ. Были зафиксированы факты локального и фонового загрязнения природных сред Арктики, а также получены бесспорные данные по трансграничному переносу ЗВ атмосферными и водными массами на большие расстояния. Установлен практически полный состав атмосферных загрязнителей Арктики (продукты сжигания топлива, испарения нефти, пыль, тяжелые металлы и т.д.), а также определены территории сопредельных Арктике промышленно развитых районов, откуда эти ЗВ переносятся на территорию АЗРФ. Эти сведения потребовали углубленного исследования всех процессов трансграничного переноса ЗВ в Арктику, а также специфических особенностей циркуляции воздушных и водных масс в Арктическом регионе в целом и в АЗРФ в частности.

В результате исследований был составлен полный список металлургических и других предприятий на территории АЗРФ, а также многих объектов на территории Северной Европы и Америки, промышленные выбросы которых в атмосферу загрязняют воздух, льды и воды Арктики. Было выявлено, например, что Кольский и Таймырский полуострова АЗРФ находятся под мощным прессом собственных промышленных загрязнений. Современные оценки суммарного ежегодного выброса ЗВ предприятиями этих территорий АЗРФ показали, что они составляет сотни тысяч тонн окиси углерода (угарный газ) и окислов азота, а также около 4 млн тонн в год двуокиси серы (сернистого ангидрида). Значительных усилий потребовало изучение вклада водного переноса ЗВ в Арктику, начиная от анализа стока северных рек в арктические моря АЗРФ и кончая переносом и перемешиванием ЗВ в морской среде в результате действия морских течений и дрейфа арктических льдов, а также сезонной цикличности речного стока и водного переноса ЗВ в целом.

Большой вклад в исследования российской части Арктики внесли Русское Географическое Общество (РГО), Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), академические институты системы Академии Наук (сначала АН СССР, потом РАН). Новые результаты получены методами дистанционного зондирования с использованием авиации и космических аппаратов, зондирования водной толщи с борта научно-исследовательских судов, применения новейших технологий для сбора и анализа образцов различных арктических объектов.

Исследования глобальных переносов ЗВ воздушными массами, реками, морскими течениями и мигрирующими животными показали, что Арктический регион обладает уникальными особенностями, требующими осторожного толкования. Глобальные загрязнения АЗРФ в первую очередь связаны с атмосферным переносом, а также с Гольфстримом, стоком сибирских рек и океаническими течениями из северных морей Атлантического и Тихого океанов. Локальные загрязнения АЗРФ всегда зависят от промышленного освоения АЗРФ и других видов использования арктических пространств. Существенный вклад в загрязнение вносят выбросы и сбросы отходов производства, аварийные разливы нефти и нефтепродуктов на суше и в море, образование природных фонтанирующих источников нефти в нефтегазоносных районах арктического побережья и на континентальном шельфе арктических морей, ошибки эксплуатации инженерных сооружений в прибрежной зоне арктических морей, сбросы бытовых отходов с морских и речных судов, выбросы в атмосферу продуктов сгорания или остатков нефти, газа, бензина, дизельного топлива, авиационного керосина при эксплуатации, профилактических и ремонтных работах всех видов транспорта (водного, воздушного, наземного), другие непредсказуемые загрязнения арктической природной среды в результате аварий и халатности разного масштаба.

Интенсивное загрязнение поверхностных вод АЗРФ обнаружено и за пределами нефтегазоносных месторождений и даже бассейнов северных рек. Но исследования показали, что непосредственное поступление сырой нефти в морскую среду, в пресноводные водоемы и на земли прибрежных пространств АЗРФ имеет в настоящее время ограниченный характер. Такой тип загрязнения нефтепродуктами территории АЗРФ до настоящего времени не рассматривался как фактор, существенно осложняющий экологическую обстановку в Арктике. Проведенные исследования позволили выявить на территории АЗРФ процессы закисления почвы и водных объектов. Исследования показали, что кислотные осадки в АЗРФ являются одной из главных причин вымывания (выщелачивания) металлов из хвостохранилищ, отвалов вскрышных пород, шлаков, что приводит к увеличению поступления тяжелых металлов в реки, озера и моря Арктического региона. В результате длительных процессов загрязнения природной среды произошло загрязнение ряда источников водоснабжения в отдельных районах АЗРФ.

Особую опасность вызывает трансграничное загрязнение территории АЗРФ стойкими органическими загрязнителями (далее – СОЗ). СОЗ переносятся на большие расстояния (тысячи километров от источника) и накапливаются в тканях растений и всех живых организмов и в итоге вместе с пищей, питьевой водой или атмосферным воздухом попадают в организм человека. Полная оценка загрязнения СОЗ всей территории АЗРФ до сих пор не завершена. Имеющиеся результаты по выявлению загрязнений СОЗ на территории АЗРФ носят локальный, выборочный характер.

Привлекаемые для ДАОС АЗРФ материалы имеют разный масштаб оценок и проблем (от локального до регионального и глобального). При подготовке ДАОС АЗРФ использована методология сопряженного аналитического обобщения собранных на момент написания ДАОС разномасштабных материалов.

Исходным уровнем масштаба информации являются международные и национальные доклады и обзоры о состоянии окружающей среды Арктики. Из использованных международных документов особо следует отметить доклады Рабочей группы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды Арктики Арктического совета. Следующим уровнем масштаба информации являются данные опросов специалистов и руководителей различных региональных организаций, работавших в Арктическом регионе, включая фундаментальные научные публикации. Дополнительным масштабом информации являются привлекаемые по мере надобности материалы по оценке состояния окружающей среды АЗРФ, включая последние научные и статистические данные, а также материалы по научному обоснованию реакции арктических экосистем на техногенные загрязнения и другие воздействия, связанные с освоением арктических территорий.

Методология ДАОС АЗРФ опирается на единую схему анализа, учитывающую не только методологические рекомендации Глобального Экологического Фонда (ГЭФ), но и специфику отдельных районов АЗРФ. Рекомендации ГЭФ в отношении методологии ДАОС заключаются в выстраивании анализа по схеме: детальная оценка, причинно-следственный анализ, приоритетные проблемы, выбор политики преодоления выявленных проблем.

Для целей ДАОС АЗРФ использованы материалы научно-экспертной оценки экологической и социально-экономической ситуации в АЗРФ, а также материалы анализа мнений групп специалистов и региональных организаций, подготовленные ведущими специалистами для ДАОС АЗРФ.

Результаты хорошо изученных к настоящему времени физических, химических, геологических, географических, биологических и планетарных составляющих состояния окружающей среды Арктики в целом и АЗРФ в частности позволяют обосновать ожидаемый результат ДАОС АЗРФ, включающий описание состояния компонентов окружающей среды АЗРФ, а также данные причинно-следственного анализа экологических проблем АЗРФ (включая опрос мнений заинтересованных сторон), касающиеся установления непосредственных, отраслевых и корневых (исходных) причин экологических проблем.

Первоочередным по важности результатом ДАОС АЗРФ является всестороннее подтверждение приоритетного характера роли антропогенных и климатических воздействий на состояние окружающей среды АЗРФ. Причины этих воздействий подробно изучены и опубликованы в материалах отечественных и международных исследователей, многих аналитических обзорах.

Многочисленными исследованиями показано, что воздействие ожидаемых климатических изменений на процессы трансграничного переноса ЗВ водными и атмосферными потоками и всеми другими видами переноса в АЗРФ является неизбежным в ближайшем будущем. Поэтому важным аспектом ДАОС АЗРФ служат уточнение географического проявления этих процессов в АЗРФ, оценка изменений скорости транспортировки ЗВ и уточнение вклада в загрязнение АЗРФ отдельных направлений трансграничного (трансрегионального) переноса.

Деградация вечномерзлотных земель и проблемы развития землепользования в условиях глобального потепления на территории АЗРФ хорошо изучены по механизмам развития, но в недостаточной мере – по географии явления. Тем не менее ожидаемым результатом ДАОС АЗРФ является предварительная оценка и субрегиональный прогноз предполагаемой реакции слоя вечной мерзлоты на прогнозируемые климатические изменения до 2020 года и более отдаленную перспективу.

Созданная к настоящему времени картина изменения биоразнообразия и сокращения запасов биоресурсов АЗРФ пока еще географически фрагментарна. Ожидаемым результатом ДАОС АЗРФ является установление приоритетов в вопросах сохранения биоразнообразия, противодействия сокращению запасов биоресурсов АЗРФ, развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в разрезе территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав АЗРФ, и в разрезе морских, сухопутных и водно-болотных экосистем.

Вопросы сохранения и улучшения среды обитания коренных народов Севера и качества жизни людей, работающих в АЗРФ, также пока изучены в недостаточной степени. Тем не менее ожидаемым результатом ДАОС АЗРФ является установление основных причинно-следственных связей между наблюдаемым и ожидаемым изменениями среды обитания коренных народов, условий их традиционного природопользования, качества жизни людей и темпами загрязнения, воздействия климатических изменений на базовые экологические процессы, промышленное освоение территории и природных ресурсов АЗРФ.

Итоговыми ожидаемыми результатами диагностического анализа, помимо общего описания состояния окружающей среды и причинно-следственного анализа экологических проблем АЗРФ, являются:

  • обоснование перечня приоритетных экологических проблем АЗРФ;

  • обоснование перечня наиболее значимых непосредственных, отраслевых и корневых причин текущего состояния окружающей среды АЗРФ;

  • обоснование перечня основных факторов, подлежащих детальному диагностическому анализу на стадии планирования и программирования решения приоритетных экологических проблем АЗРФ;

  • обоснование целесообразных политических решений по государственному обеспечению устойчивого развития АЗРФ в обозримом будущем.

Одной из основных особенностей проведения стратегической оценки в рамках ДАОС АЗРФ является обоснование направлений принятия целесообразных политических решений по экологическому обеспечению освоения и устойчивого развития всей территории АЗРФ.

Настоящая публикация представляет собой сокращенный вариант диагностического анализа состояния окружающей среды АЗРФ, проведенного в рамках реализации Проекта ЮНЕП/ГЭФ «Российская Федерация – Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды» (Проект НПД-Арктика). С полным текстом ДАОС АЗРФ можно ознакомиться на сайте проекта: .

К содержанию

Глава 1. Физико-географическая характеристика АЗРФ

1.1. Основные географические признаки АЗРФ

По данным Института географии РАН, физико-географическое определение Арктики уточнялось на протяжении почти всего ХХ века. Вначале было узкое понимание территории Арктики, в нее включались лишь моря и острова Северного Ледовитого океана, ограниченные с юга изотермой самого теплого месяца (июль) +5 ºС. Некоторые авторы относили к Арктике только северную часть тундровой зоны (арктическую тундру) и зону арктических пустынь. В этом случае в территорию Арктики включались не только острова с ландшафтами арктических пустынь и аркттундр, но и окраины материков с аркттундровыми ландшафтами. Общепринятого всеми странами определения Арктики нет до настоящего времени.

Атлас Арктики, изданный в СССР, дает следующее физико-географическое определение этого региона нашей планеты: Арктика – северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан и окружающие его окраины материков Евразия и Северная Америка. К ней относятся территории, находящиеся в пределах средней многолетней изотермы июля +10 ºС, где в условиях вечной мерзлоты существуют покровные ледники или безлесная тундра, и акватории, на которых однолетний лед в отдельные годы не вытаивает в весенне-летний период, превращаясь затем в многолетний.

Это определение Арктики было взято за основу в решении Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., которым определены территории, относящиеся к российской части Арктики. В то же время было признано целесообразным провести ее южную границу с учетом сохранения целостности входящих в нее административных образований, т.е. несколько южнее физико-географического определения.

В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969, Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) определяется как часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.

Территория Арктики и соответственно АЗРФ в научной литературе идентифицируются с Арктическим и Субарктическим географическими (климатическими) поясами. Арктический пояс охватывает северную часть Новой Земли, северную часть п-ова Ямал, п-ов Таймыр и далее тянется вдоль побережья до мыса Дежнева на п-ове Чукотка. Южнее Арктического пояса расположен Субарктический пояс – он включает зоны тундры и лесотундры и занимает северную часть Кольского полуострова, далее прослеживается вдоль арктического побережья до Полярного Урала, затем в Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке смещается к югу. Если на европейской территории России субарктический пояс располагается севернее или на линии Полярного круга, то далее в Западной Сибири пересекает Полярный круг и постепенно расширяется на юг, выходит на побережье Охотского моря и в северную часть п-ова Камчатка – до широты 60° с.ш.

Арктический и Субарктический пояса определяются по совокупности климатических и ландшафтных характеристик, которые зависят от широты местности и величины поступающей солнечной энергии, а также от влияния многих азональных факторов, таких как морские течения, обеспечивающие поступление из Атлантики в Северный Ледовитый океан относительно теплых водных масс, изменение типов климата с морского на резко континентальный в меридиональном направлении, влияние высотной поясности (изменение климатических характеристик по мере увеличения высоты местности над уровнем моря) и др.

Арктический пояс характеризуется отрицательными или малыми положительными значениями радиационного баланса, господством арктических воздушных масс, длительной полярной ночью, низкими температурами воздуха и поверхностных океанических вод. Моря арктического пояса отличаются устойчивым ледовым покровом. В субарктическом поясе холодный климат, большая часть атмосферных осадков выпадает в твердом виде, снежный покров лежит 7–8 месяцев. Для субарктического пояса характерны многолетняя мерзлота и связанные с ней формы рельефа.

Если Северный полярный круг имеет фиксированное положение – соответствует широте 66°33" с.ш., то границы указанных географических поясов не имеют строгой широтной ориентации. Это связано с влиянием указанных азональных факторов.

В горах на географическую зональность накладывается и замещает ее высотная изменчивость климатических и ландшафтных зон. Высотная поясность сопровождается изменениями геоморфологических, гидрологических, почвообразовательных процессов, состава растительности и животного мира. Многие особенности высотной поясности определяются экспозицией склонов, их расположением по отношению к господствующим воздушным массам и удаленностью от океанов.

К содержанию



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года о состоянии закон

    Закон
    Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации". – М.: Совет Федерации, 2008.
  2. Развитие государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации в постсоветский период

    Книга
    Развитие государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации в постсоветский период: Материалы научно-практической конференции, приуроченной к 70-летнему юбилею первого Президента Республики Саха (Якутия) М.
  3. Федерального Собрания Российской Федерации доклад

    Доклад
    В основу доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года "О состоянии законодательства в Российской Федерации" положены материалы:
  4. Российской федерации (2)

    Документ
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) в целях единства бюджетной политики и своевременного составления бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приказываю:
  5. Российской федерации (31)

    Документ
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) в целях единства бюджетной политики,

Другие похожие документы..