Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Мета навчальної дисципліни: розглянути та проаналізувати історичні та теоретичні аспекти екологічної культури. Завдання: розглянути еволюцію відносин...полностью>>
'Документ'
Інформація як соціальний феномен, комунікаційні процеси в соціальних системах, види комунікації та їх специфіка, ЗМІ в системі суспільства та їх соці...полностью>>
'Образовательная программа'
Журналистика: Программа кандидатского экзамена: Специальность 10.01.10 – журналистика/ РГГУ, Управление аспирантурой и докторантурой. Авторы О.И. Кия...полностью>>
'Реферат'
Пути оптимизации содержания физического воспитания и смежных видов самодеятельной физкультурно-спортивной деятельности учащихся средних и высших учеб...полностью>>

Демонстрационная версия рабочей программы по курсу «риторика» Выписка из учебного плана

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Демонстрационная версия рабочей программы по курсу

«РИТОРИКА»

1. Выписка из учебного плана:

Курс: 3

Семестр: 5

Лекции: 24

Практические: 12

СРС: 39

Форма контроля: зачет

2. Толстихин О.Н., д.г-м.н., профессор

3. Требования Государственного стандарта

Оригинальный курс «Риторика» предназначен для выработки навыков практического общения специалистов в области природопользования в связи с их профессиональной деятельности в органах регулирования природопользования и охраны природы, подготовки лекционного материала, произнесения лекции, участия в дискуссии, консультациях. Настоящий вариант курса предназначен студентам кафедры экологии ЯГУ, желающим повысить свою культуру речи, овладеть некоторыми ораторскими приемами, научиться корректной и продуктивной дискуссии. Таким образом, главное направление курса – риторика в ее классическом и, одновременно - практическом понимании.

4. Принципы и цели

Принципы построения курса

Настоящий курс «Риторика построен с учетом практических результатов его реализации в студенческих группах Якутского госуниверситета и его филиала в г. Мирном. Предлагаемый авторский вариант рабочей программы курса представляется оригинальным, поскольку принятый подход акцентирует внимание не столько на теории риторики, сколько на практическом освоении риторических приемов, с учетом психологии, физио­логии, физического и духовно-нравственного состояния человека.

Выбор направлений практических занятий и тренировок предусматривает достаточную свободу и, одновременно - широкий спектр социальных, политических, этнокультурных, коммуникационных, психологических, экологических и природоохранительных тем, анализ взаимодействующих факторов, определяющихся воспитанием, характером, здоровьем, образован­ностью, интеллектом и волевыми возможностями учащегося, как личности и члена социума. Отсюда основное требование к формированию курса - системный подход и тесная взаимосвязь между отдельными его частями (темами, лекциями и практическими занятиями).

Для тренировок и проверки знаний предусматриваются систематические разработки слушателями тезисов и коротких лекций и их произнесение перед аудиторией, предусмотрена система вопросов, предусматривающая и расши­ренные на них ответы, а также участие в ситуационных играх, дискуссиях, консультациях и консилиумах.

В методическом плане курс предусматривает каждое занятие, кроме первого, вводного, состоящим из двух, примерно равных по времени частей - лекци­онной и практической. Последней предусматривается непосредственные выступления слушателей, содержание которых определяется их подготовленностью.

Зачетная контрольная работа предполагает разработку и произнесение доклада на заранее

избранную и согласованную с преподавателем тему.

Предметные цели:

В результате освоения курса слушатель должен:

  • знать и уметь применять на практике основные законы речевой коммуникации и риторики;

  • уметь собрать материал, разработать и составить конспект (или текст) лекции, доклада, сообщения; реферата, программы;

  • уметь эффективно общаться на профессиональном и бытовом уровне, уметь преподнести и произнести свой доклад, защитить выдвигаемые в нем тезисы;

  • уметь воздействовать на человека словом, убеждением, аргументацией;

  • иметь целостное общее представление об организации деловых встреч, совещаний, круглых столов, консультаций, быть готовым к плодотворному участию в подобных мероприятиях, выработке и принятии оптимальных решений.

5. Контролирующие материалы

Примерные контрольные вопросы, тренировки и упражнения, блок 1

1. Используя планы и “шпаргалки” подготовьте устные ответы на следующие вопросы:

1.1. Почему в античных государствах возникла необходимость в ораторском искусстве и кто должен был им обязательно обладать?

1.2. Почему риторика длительное время не преподавалась в школах, да и сейчас вводится только в гуманитарных классах?

1.3. Что должен делать оратор с точки зрения Цицерона, чтобы иметь успех у слушателей?

1.4. Против каких нарушений русского языка предупреждал И.С.Рижский и можете ли вы к этому что либо добавить?

1.5. Каково соотношение слова и мысли по К.П.Зеленецкому и какие выводы для себя вы из этого делаете?

1.6. Что такое эффект Маугли?

1.7. Что способна дать человеку культура речи и почему мы вновь возвращаемся к овладению риторикой?

2. Составьте план прослушанной вами лекции и выделите (подчеркните) главные и второстепен­ные ее положения.

3. Напишите краткие о ней впечатления и аргументируйте что именно и почему вам в ней понравилось, не понравилось или осталось не ясным.

4. Составьте список ваших выражений и слов-паразитов и всяческих, именно вам свойственных излишеств и стереотипов речи, расположив их в порядке встречаемости и начинайте борьбу, на которую у Вас есть всего 8 недель.

5. Подготовьте короткое стихотворение и устный рассказ на 5 минут о лете. Пусть ваши товарищи по занятиям риторикой выпишут произнесенные вами излишние слова, и выражения не несущие полезной информации, передадут вам этот список и вы сравните его с тем, что составили сами..

6. Литература:

Основная:

  1. Баранов А.Н., Казакевич А.Г.- Парламенские дебаты: традиции и новации.- М.: Знание, 1991.- 64 с.- ( Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Наука убеждать: риторика”; № 10)

  2. Барсуков И.П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников.- М.: Издательство «Фирма Алеся», 1997.- 769 с.- Прил.14 с. С-Пб. 16 с.

  3. Вернадский В.И. Философские взгляды натуралиста. М.: Наука, 1988

  4. Всемирный русский собор. Первый этап: Российская соборная мысль. 26-28 мая 1993 года. Москва, 1993 . -С. 111-117.

  5. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений.- М.: Новая школа, 1995.- 416 с.

  6. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 268 с.

  7. Гучков А.И. “Корабль потерял свой курс”.- М.: Знание, 1991.-64 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Наука убеждать: риторика”; № 7

  8. Джей Э. Эффективная презентация / Пер. с англ. Т.А.Сиваковой.- Минск: Амалфея, 1996.- 208 с.

  9. Зеленецкий К.П. Исследования о риторике.- М.: Знание, 1991.-64 с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Наука убеждать: риторика”; № 5)

  10. Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать воздействие на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. М.: Прогресс, 1992.

  11. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. - М.: Просвещение, 1994. -207 с.*/

  12. Курс практической психологии или как научится работать и добиваться успеха: Учеб. Пособие для высшего управленческого персонала./ Автор-составитель Р.Р.Кашапов. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.- 443 с.

  13. Логика и риторика. Хрестоматия./Сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич.- Мн.;НТООО «ТетраСистемс», 1997.- 624 с.

  14. Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. М.: Издательский центр «Academia», 1996. 2-е изд.- 256 с.

  15. Радченко В.Н. Изучение ораторского искусства в США .- М.: Знание, 1991.-64 с.-( Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Наука убеждать: риторика”; № 1)

  16. Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ.- 2 испр.изд.- М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992.- 416 с

  17. Сычев О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США- М.: Знание, 1991.-60 с.-( Новое в жизни, науке, технике. Сер. “Наука убеждать: риторика”; № 8)

Дополнительная:

  1. Толстихин О.Н. Годы, перевитые лентами троп (стихи, зарисовки, размышления, молитвы). Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1994. 172 с.

  2. Этносфера: История людей и история природы.- М.: Экопрос, 1993.- С. 190.

  3. Экологические традиции аборигенов Севера в инетересах выживания человечества: Тезисы докл. Международного семинара-симпозиума 2О-22 августа 1993 г.- Якутск: Институт прикладной экологии Севера.- 1993.-179 с.

  4. Экологическая программа "ЭКОРС"// Толстихин О.H.,Леонов А.М., Трофимцев Ю.И.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. -92 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебный план на 2010-2011 учебный год (пятидневная неделя)моу осиковской основной общеобразовательной школы 59 Всего: 59

    Пояснительная записка
    3.2Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России» 67
  2. Основная образовательная программа начального общего образования г. Томск 2011 год

    Основная образовательная программа
    Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
  3. Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России» Внеурочная деятельность,

    Перечень учебников
    Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России»
  4. Приказ по школе №356 от «01» сентября2011 г

    Образовательная программа
    3.1. Основная образовательная программа начального общего образования, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы,
  5. Программа начального общего образования (1)

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Галибихинской СОШ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной

Другие похожие документы..