Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Курс «Массовая культура» предназначен для старшеклассников, интересующихся проблемами современного общества и желающих расширить свои знания о его ва...полностью>>
'Пояснительная записка'
Образовательная программа МОУ «Хлеборобская СОШ» строится в соответ­ствии с основными направлениями совершенствования системы об­разования и ориентир...полностью>>
'Документ'
Один из основателей российского рынка курьерских услуг компания «Экспресс-Почта», работая в сфере почтово-курьерских услуг, рада предложить Вам следую...полностью>>
'Документ'
Верное по существу оно, тем не менее, не позволяет очертить круг наиболее опасных проявлений коррупции, на борьбе с которыми необходимо сосредоточить...полностью>>

Методические рекомендации к курсовому проекту по процессам и аппаратам химических и пищевых технологий для студентов специальностей 240706, 260601, 240701, 240702, 260204, 240901 дневной, вечерней и заочной форм обучения

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Бийский технологический институт (филиал)

К.Р. Резанов, А.М. Третьяков, Е.А. Пазников

Общие требования к содержанию, организации

выполнения и оформлению курсового проекта

(работы) по курсАМ процессов и аппаратов

химических и пищевых технологий

Методические рекомендации к курсовому проекту

по процессам и аппаратам химических и пищевых технологий

для студентов специальностей 240706, 260601, 240701, 240702,

260204, 240901 дневной, вечерней и заочной форм обучения

Бийск

2006

УДК 532

Резанов К.Р. Общие требования к содержанию, организации выполнения и оформлению курсового проекта (работы) по курсам процессов и аппаратов химических и пищевых технологий: методические рекомендации к курсовому проекту по процессам и аппаратам химических и пищевых технологий для студентов специальностей 171200, 170600, 251100, 251200, 270500, 070100 дневной, вечерней и заочной форм обучения / К.Р. Резанов, А.М. Третьяков, Е.А. Пазников.

Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск.

Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2006. – 50 с.

Изложены требования к выполнению и оформлению курсового проекта по курсам: «Процессы и аппараты химических технологий», «Процессы и аппараты пищевых производств». Представлены основные этапы проведения технологических расчетов различных процессов, задания и рекомендуемая литература.

Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей 240706 – «Автоматизированные производства химических предприятий», 260601 – «Машины и аппараты пищевых производств», 240702 – «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», 240701 – «Химическая технология органических соединений азота», 240901 – «Биотехнология», 260204 – «Технология бродильных производств и виноделие».

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

«Процессы и аппараты

химической технологии».

Протокол №3 от 26.04.2005 г.

Рецензент: к.т.н. Куничан В.А., БТИ АлтГТУ

Ó БТИ АлтГТУ, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1 Содержание и порядок выполнения курсового проекта. . . . . . 4
2 Защита курсового проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3 Общие требования к оформлению курсового проекта. . . . . . . 6
4 Правила оформления пояснительной записки . . . . . . . . . . . . . 7

4.1 Структура пояснительной записки. . . . . . . . . . . . . . . 7
4.2 Содержание и оформление структурных элементов
пояснительной записки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4.3 Оформление текста пояснительной записки. . . . . . . . . . 11

5 Правила оформления графических документов. . . . . . . . . . . . 16
6 Правила оформления программных документов . . . . . . . . . . . 17
7 Последовательность расчета процессов . . . . . . . . . . . . . 18

7.1 Гидромеханические процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
7.2 Теплообменные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
7.3 Массообменные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . 26

8 Задания на курсовой проект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

8.1 Гидромеханические процессы . . . . . . . . . . . . . . . . 31
8.2 Тепловые процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
8.3 Массообменные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . 35

9 Рекомендуемая литература для выполнения курсового проекта 38

9.1 Технологические расчеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
9.2 Гидромеханические процессы . . . . . . . . . . . . . . . 39
9.3 Тепловые процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
9.4 Массообменные процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
9.5 Математическое моделирование химико-технологических 

процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
9.6 Справочники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
9.7 Периодическая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
9.8 Механические расчеты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
9.9 Оформление проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Приложение А. Форма и пример заполнения титульного листа . . . 44

Приложение Б. Основные надписи для конструкторских
документов ГОСТ 2.104 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Приложение В. Содержание (образец). . . . . . . . . . . . . . . . . 49

ВВЕДЕНИЕ

Целью курсового проекта по дисциплинам «Процессы и аппараты химических технологий» (ПАХТ) и «Процессы и аппараты пищевых производств» (ПАПП) является закрепление теоретических знаний
у студентов, выработка умения составлять и оформлять технологическую и конструкторскую документацию, освоение методов технологического расчета процессов и конструктивного расчета аппаратов.

Условием качественного выполнения проекта является самостоятельная и творческая работа студентов с использованием специальной и справочной литературы.

Курсы ПАХТ и ПАПП призваны научить студентов понимать основные закономерности протекания процессов, принципы работы аппаратов, научить методам расчета аппаратов. Одним из наиболее важных этапов в изучении курса является выполнение курсового проекта, темы которого сформулированы таким образом, чтобы студенты могли ознакомиться с методикой расчета и проектирования оборудования, наиболее распространенного в химической и пищевой технологии.

Задачей курсового проектирования является подготовка студентов к решению вопросов по процессам и аппаратам, встречающихся
в специальных курсовых и дипломных проектах.

В проекте должны найти отражение знания, полученные при изучении курсов «Расчет и конструирование машин и аппаратов», «Гидравлика», «Теплотехника», «Процессы и аппараты химических производств», а также знания, полученные при самостоятельном изучении студентами отдельных технологий, определяемых заданием.

1 СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
КУРСОВОГО ПРОЕКТА
  • Курсовой проект состоит из текстового (пояснительная записка) и графических документов.

  • Содержание курсового проекта должно охватывать принципиальные вопросы учебной дисциплины согласно квалификационным требованиям и рабочей программы.

  • Курсовой проект выполняют в соответствии с заданием, выданным руководителем проекта.

  • Выполнение отдельных этапов (разделов) курсового проекта
    и представление его к защите должны соответствовать срокам, установленным в задании. Рекомендуемый график выполнения курсового проекта представлен в таблице 1.1.

  • Курсовой проект представляют на проверку руководителю поэтапно или полностью выполненным.

  • Если руководитель считает невозможным допустить студента к защите, проект возвращается на доработку в назначенные сроки.

Таблица 1.1 – План-график выполнения курсового проекта
по курсу ПАХТ

Неделя

Содержание практических

занятий и консультаций

Самостоятельная

работа студентов

1-2

Выдача заданий. Общие требования к курсовому проекту и график его выполнения. Подбор литературы (читальный зал, библиотека)

Повторение теории процесса, выбор основного аппарата, составление технологической схемы процесса, нахождение стандарта на основной аппарат

2-4

Общие принципы анализа и расчета ПАХТ: основное технологическое оборудование и его выбор.

Выполнение курсового проекта: «Технологический расчет процесса»

Выполнение конструктивных, гидрав-лических, тепловых, механических расчетов

3-6

Общезаводское оборудование.

Общие принципы расчета и выбора вспомогательного оборудования

Расчет и выбор вспомогательного оборудования

5-8

Материалы и защитные покрытия.

Расчет тепловой изоляции

Завершение расчетов и оформление пояснительной записки

8-10

Методы ускорения и повышения эффективности процессов ХТ.

Сдача на проверку пояснительной записки

Доработка пояснительной записки после замечаний

9-12

Графическое оформление проекта.

Контроль и управление ХТП

Выполнение чертежа основного аппарата. Выполнение чертежа технологической схемы установки

13-14

Проверка чертежей

Подготовка к защите курсового проекта

12-16

Защита курсовых проектов

2 ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

  • Защита курсового проекта проводится публично при участии руководителя и одного-двух сотрудников, профилированных по дисциплине проекта.

  • К курсовой работе не предъявляется обязательное требование защиты. Оценка курсовой работы может быть дана по итогам проверки пояснительной записки и собеседования со студентом.

  • Продолжительность защиты курсового проекта одним студентом не более 30 минут.

  • По окончании защиты курсового проекта выставляется оценка в тот же день.

  • Студент, не защитивший курсовой проект, может быть допущен к повторной защите по разрешению кафедры и деканата.

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВОГО ПРОЕКТА

  • Курсовые проекты должны оформляться в соответствии с требованиями государственных стандартов. В частности, общие требования к содержанию, организации выполнения и оформлению курсового проекта (курсовой работы) в настоящем методическом пособии основываются на существующем образовательном стандарте высшего профессионального образования АлтГТУ СТП 12 400-2004.

  • Курсовым проектам (документам) присваивается обозначение. Оно проставляется на титульном листе, листах пояснительной записки и на всех чертежах графической части проекта, имеющих основные надписи. Обозначение записывается по типу:

КП 171200.12.305 СБ; КП 171200.12.000 ПЗ,

где КП – вид учебного документа (курсовой проект);

171200 – шифр специальности;

12 – вариант задания курсового проекта;

305 – «3» – номер сборочной единицы, «05» – номер детали; в пояснительной записке эта цифровая группа – 000.

СБ – сборочный чертеж;

ПЗ – пояснительная записка.

4 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ
ЗАПИСКИ

4.1 Структура пояснительной записки

Пояснительная записка курсового проекта должна включать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • задание;

  • содержание;

  • перечень условных обозначений, символов, терминов (при необходимости);

  • введение;

  • теоретические основы процесса (физическая сущность);

  • мотивировка выбора установки и типа конструкции основного оборудования;

  • описание технологической схемы установки с контрольно-измерительными приборами, выбор конструкционных материалов;

  • технологический расчет (материальный, тепловой, гидравлический и др. расчеты);

  • механический расчет (толщина обечаек, днищ, крышек, штуцеров, фланцев, опоры аппарата);

  • выбор и расчет вспомогательного оборудования;

  • определение лимитирующей стадии и выбор методов интенсификации процесса;

  • заключение;

  • список использованных источников.

4.2 Содержание и оформление структурных элементов

пояснительной записки

4.2.1 Титульный лист

Титульный лист содержит сведения согласно Приложению А и оформляется на бланке формата А4.

Перенос слов на титульном листе не допускается. Точка в конце заголовка не ставится (Приложение А).

4.2.2 Задание

Задание на курсовые проекты выдают студентам согласно графику учебного процесса в первой неделе текущего семестра.

Задание помещается после титульного листа и включается в общую нумерацию листов пояснительной записки.

4.2.3 Содержание

Содержание состоит из последовательно перечисленных наименований разделов, подразделов и приложений с указанием номера страницы, на которой они помещены.

Слово «Содержание» записывается в виде заголовка симметрично тексту с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, первая буква – прописная (с абзаца). В качестве примера – Приложение В.

Содержание включают в общую нумерацию листов пояснительной записки и размещают после задания.

4.2.4 Введение

Введение пояснительной записки содержит общие сведения, кратко характеризующие состояние вопроса и актуальность разработки темы проекта.

Введение должно занимать не более одной страницы, машинописного текста.

4.2.5 Теоретические основы процесса

Прежде чем приступить к выполнению курсового проекта, необходимо рассмотреть и раскрыть физическую сущность протекающего процесса (теплообмен, выпаривание, абсорбция, ректификация, сушка, экстракция и др.). Необходимо описать условия протекания, условия равновесия и движущую силу процесса.

4.2.6 Мотивировка выбора установки и типа конструкции

основного оборудования

В этом разделе необходимо привести данные по обоснованию выбора типа основного аппарата (выпарной аппарат, ректификационная колонна), типа контактного устройства (например, конструкции ситчатой тарелки и т.п.). Кроме того, должен быть обоснован режим
и условия работы аппарата, движение потоков в аппарате относительно друг друга.

4.2.7 Описание технологической схемы установки, выбор

конструкционного материала

Принципиальная оценка различных вариантов технологических решений должна обеспечить обоснование выбора схемы, подлежащей в дальнейшем рассмотрению и расчету. Если технологическая схема оговорена заданием, то при оценке возможных вариантов необходимо отразить ее преимущества и недостатки в сравнении с другими вариантами. Здесь же должны быть рассмотрены законы и закономерности, лежащие в основе данного процесса.

Описание технологической схемы дается из условий переработки вещества или процесса, связанного с этой переработкой.

При описании технологической схемы необходимо обратить внимание на начальные и конечные свойства материала, его состояние в процессе переработки, определить начальные, конечные и граничные условия протекания отдельных процессов.

Если в задании не указаны способы протекания того или иного процесса, необходимо привести возможные варианты его выполнения, дать их сравнительную оценку.

Выполнение технологического расчета связано с принципиальным выбором вида установки. Расчет оборудования ведется, исходя из необходимости получения требуемой производительности при заданном количестве конечного продукта. Выбор вида установки производится на основании изучения процесса и возможности его аппаратурного оформления. В этом случае должны широко использоваться рекомендации, имеющиеся в научно-технической литературе, и практический опыт ведения соответствующих процессов.

В этом же разделе необходимо обосновать выбор материала, из которого будет изготовляться аппаратура, входящая в технологическую схему установки, с учетом скорости коррозии материала в данной среде, его механических и теплофизических свойств.

4.2.8 Технологический расчет

Технологический расчет должен составлять не менее 80% объема пояснительной записки

Задача технологического расчета сводится к определению основных размеров аппарата: высоты, диаметра, поверхности и т.д. Начальными данными являются: производительность установки, начальные
и конечные параметры перерабатываемого материала. Для проведения расчета необходимо предварительно найти в справочной литературе физико-химические свойства перерабатываемого вещества (плотность, вязкость и т.п.), составить материальные и тепловые балансы. На

основании литературных данных и рекомендаций данного пособия выбрать за основу одну из методик расчета с применением методов теории подобия. При этом особое внимание следует уделять гидродинамическому режиму работы аппарата.

Габаритные размеры аппарата определяются из условий производительности и интенсивности протекания процесса.

В этот же раздел входит гидравлический расчет аппарата, целью которого является определение гидравлического сопротивления для дальнейшего анализа затрат энергии на перемещение рабочих сред
и подбора машин, используемых для их перемещения (насос, вентилятор). Здесь же должна быть рассчитана толщина тепловой изоляции аппарата.

После выполнения технологического расчета подбирается типовой аппарат по справочной литературе.

4.2.9 Механический расчет

Задача этого раздела сводится к определению основных размеров аппарата, обеспечивающих его прочность: толщины стенок, крышек, днищ, люков, опор, толщины трубных решеток теплообменников и фланцев и т.д. Обязательно учитывать при этом условия эксплуатации данного аппарата (давление, температуру и т.п.). В случае необходимости следует провести расчет на устойчивость аппарата с учетом ветровой нагрузки.

4.2.10 Выбор и расчет вспомогательного оборудования

Кроме основного аппарата в установку входят различные виды вспомогательного оборудования: насосы, вентиляторы, газодувки, компрессоры, вакуум-насосы, конденсатоотводчики, емкости для хранения сырья и продукции и т.д.

Вспомогательное оборудование, необходимое для проведения того или иного процесса должно быть рассчитано на основании результатов расчета основного аппарата или выбрано из стандартного ряда оборудования с учетом конкретных условий их работы.

4.2.11 Методы интенсификации процесса

По результатам технологического расчета должна быть определена лимитирующая стадия рассматриваемого процесса. На основании анализа литературных данных необходимо выбрать методы интенсификации процесса применительно к конструкции основного аппарата
и специфическим особенностям того или иного процесса.

4.2.12 Заключение (выводы и предложения)

Заканчивая расчетную часть, студенту необходимо дать анализ полученных результатов, их соответствия заданию на проект, высказать соображения о возможных путях совершенствования данного процесса и его аппаратурного оформления.

4.2.13 Список использованных источников

Список использованных источников должен включать все источники, расположенные в порядке ссылок в тексте записки или по алфавиту. Дается библиографическое описание каждого источника в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.12-1993 (В качестве примера см. Список рекомендуемой литературы).

4.2.14 Приложения

Приложения должны содержать материалы вспомогательного характера (спецификации, алгоритмы, программы ЭВМ, большие таблицы и т.д.).

Приложения включают в общую нумерацию листов пояснительной записки и размещают после списка использованных источников
в порядке появления ссылок в тексте записки.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

4.3 Оформление текста пояснительной записки

4.3.1 Общие требования

Все листы пояснительной записки должны быть сброшюрованы
в папки формата А4.

Текст пояснительной записки должен быть написан аккуратно литературным и технически грамотным языком, рукописным (27 строчек на листе) или машинописным способом через 1,5 интервала на одной стороне листа. Шрифт – Times New Roman, размер – 12.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные
в процессе выполнения записки, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской.

Общий объем пояснительной записки должен включать от 20 до 40 страниц машинописного текста.

Текст пояснительной записки оформляют на листах, имеющих рамку и основную надпись в соответствии с требованиями ГОСТ 2.104; ГОСТ 2.105; ГОСТ 2.106; ГОСТ 21.101.

На первой странице первого раздела основной части пояснительной записки выполняется основная надпись формы 2 по ГОСТ 2.104.

На последующих листах пояснительной записки выполняются основные надписи формы 2а.

Примеры заполнения основных надписей в пояснительной записке приведены в Приложении Б настоящего пособия.

Нумерация листов пояснительной записки должна быть сквозной в пределах всей записки. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номера страниц проставляются в основной надписи в графах «Лист», «Листов». В графе основной надписи «Листов» указывается количество листов в пояснительной записке.

4.3.2 Построение текста

Текст пояснительной записки должны быть разделен на разделы, подразделы, а в случае необходимости – пункты, подпункты.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Введение, Содержание, Список использованных источников не нумеруются. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки в которых четко и кратко отражаются содержания соответствующих разделов, подразделов.

Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом при выполнении записки машинописным способом должно быть равно 3–4 интервалам, при выполнении рукописным способом – 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела – два интервала, при выполнении рукописным способом – 8 мм.

Каждый раздел записки рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Не следует помещать заголовки разделов на отдельных листах. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симметрично тексту) с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной
буквы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательный стандарт направление 550800 «Химическая технология и биотехнология» рабочая программа по дисциплине «Процессы и аппараты химической и пищевой технологии» Факультет автомеханический

    Образовательный стандарт
    Рабочая программа составлена на основании программы для высших заведений по дисциплине «Процессы и аппараты химической и пищевой технологии» и утверждено учебно-методическим управлением по высшему образованию и стандарта предмета утвержденного
  2. Программа курса «Процессы и аппараты химической технологии»

    Программа курса
    Настоящая программа является общей базовой программой курса «Процессы и аппараты химической технологии» и разработана в соответствии с государственными образовательными программами, которые утверждены Министерством образования и науки РФ.
  3. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения
  4. Методические рекомендации и контрольные задания по дисциплине сд 03. Технология и организация производства молока и молочных продуктов для специальности 260303 «Технология молока и молочных продуктов»

    Методические рекомендации
    Программой дисциплины «Технология и организация производства молока и молочных продуктов» предусматривается изучение состава и свойств сырья, целого ряда отдельных технологических операций, основанных на физических, химических, микробиологических
  5. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология парикмахерских работ и технологическое оборудование» для специальности 100108 «Парикмахерское искусство» (базовый уровень среднего профессионального образования)

    Методические указания
    Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г.

Другие похожие документы..