Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Библиографический указатель'
Белорусско-польский научно-практический семинар = Bialorusko-polski naukovo-praktyczny seminarium : тез. докл., 9-11 окт. 2002 г., Брест, Респ. Белару...полностью>>
'Документ'
За 2 месяца 2012 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года общая сумма поступлений в бюджетную систему области увеличилась с 13 020,...полностью>>
'Реферат'
роль в управлении организацией Совершенствование системы управления персоналом Процесс подбора и расстановки персонала: методы и технологии Управлени...полностью>>
'Документ'
Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной ...полностью>>

11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Академический вестник № 1 (11)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 (11)

Научно-аналитический журнал

Тюмень

2010

Б

БК 70

А38

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 (11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010. 164 с.

В Академическом вестнике представлены результаты научных исследований трансформации социально-экономического пространства: проблемы и перспективы на современном этапе развития России и Западно-Сибирского региона.

Журнал адресован учёным, преподавателям, практическим работникам, аспирантам и студентам вузов.

Редакционная коллегия:

В. Г. Новиков, доктор социологических наук (гл. редактор);

Н. А. Костко, доктор социологических наук;

К. Г. Барбакова, доктор философских наук;

С. М. Казанцева, доктор экономических наук;

Т. А. Кольцова, кандидат экономических наук;

Т. А. Иванычева, кандидат экономических наук;

А. Г. Полякова, кандидат экономических наук.

ISBN 978-5-94221-129-5

© «ТГАМЭУП», 2010



T
yumen Region State Institute of Higher Education

«TYUMEN STATE ACADEMY OF WORLD ECONOMICS,

MANAGEMENT AND LAW»

Academic Bulletin No. 1 (11)

Scientific and analytical journal

Tyumen

2010



ББК 70

А 38

Academic Bulletin No. 1 (11) [Text]: scientific and analytical journal (published since 2007). Tyumen: «Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law» (“TSAWEML”), 2010. – 164 p.

Results of scientific investigations of transformation in the social and economic sphere are introduced in Academic Bulletin: they include current problems and perspectives of Russia and West Siberian Region.

The journal is addressed to scientists, teachers, practitioners, postgraduates and university students.

Editorial board:

V. G. Novikov, Doctor of Sociology (chief editor);

N. A. Kostko, Doctor of Sociology;

K. G. Barbakova, Doctor of Philosophy;

S. M. Kazantseva, Doctor of Economics;

T. A. Koltsova, Candidate of Economics;

T. A. Ivanycheva, Candidate of Economics;

A. G. Polyakova, Candidate of Economics.

ISBN 978-5-94221-129-5

© “TSAWEML”, 2010




Регион является частью федеративного государства, развитие которого базируется на расстановке стратегических ориентиров – приоритетов, достижение которых позволит регионам обеспечить долгосрочные устойчивые конкурентные преимущества в национальной системе хозяйствования. Для решения вопросов, связанных с развитием российских регионов, в Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права было проведена Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Тенденции развития российских регионов: проблемы и пути решения». Цель конференции – привлечь внимание научной общественности к проблемам регионального развития. В ней приняли участие научные работники, преподаватели, докторанты, аспиранты и соискатели, а также все интересующиеся проблемами регионального развития в условиях трансформации социально-экономического пространства.

Были затронуты такие важные темы, как модернизация экономики регионов, практические аспекты реализации кластерного подхода к управлению отраслями и комплексами, а также проблемы инновационной деятельности как фактора социально-экономического развития региона. География участников довольно обширна. Она представлена такими городами, как Великий Новгород, Владивосток, Владимир, Екатеринбург, Иркутск, Курск, Набережные Челны, Новомосковск, Оренбург, Тюмень, Тула и др.

Материалы, представленные участниками конференции, способствуют научному поиску и решению проблем в сфере регионального развития. Они направлены на решение серьезных задач, связанных с обеспечением конкурентоспособных позиций российских регионов.

Редколлегия


А. В. Курлыкова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация: в статье рассмотрены методы стратегического менеджмента и перспективы их использования в практической деятельности предприятий. Даны рекомендации по модификации существующих методов с целью их адаптации к реальным потребностям предприятий и получению результатов, позволяющих разработать и реализовать стратегию развития предприятия с учетом специфики деятельности, отрасли функционирования и ситуации во внешней среде.

Annotation: The article is aimed at considering the methods of strategic management and the prospects of their use in business activity of a firm. The author gives recommendations how to modify the current methods to adapt them to the real needs of the company and to get the results that will allow to work out and realize the development strategy of the company taking into account the specification of its activity, the sectors of functioning and the situation outside the company.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, STEP-метод, SWOT-анализ, матрица взаимовлияний, макросреда, стратегический анализ.

Когда мы говорим о методах стратегического менеджмента, мы имеем в виду, как правило, STEP-метод для исследования макросреды, модель пяти сил М. Портера для анализа непосредственного окружения, и, конечно же, матрицу SWOT, без которой не обходится ни один учебник по стратегическому управлению. Применение этих «простейших», даже сказать, базовых инструментов предполагается как нечто само собой разумеющееся, не требующее какой-либо дополнительной их адаптации к специфике отрасли, деятельности предприятия, да и в целом экономической обстановке в стране и мире. В результате данные методы, хотя и применяются на предприятиях для разработки стратегии, но результаты такого стратегического анализа весьма посредственны, и не в полной мере могут стать основой для выверенной стратегии.

Следует сказать, что благодаря концептуальной простоте SWOT-анализ является широко признанным подходом, его проведение не требует обширной базы данных и формальной подготовки, при этом информационное поле формируется непосредственно руководителями и компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации. Однако в такой простоте применения заключаются огромные риски – избрать неверное стратегическое направление, например, в силу невключения в модель важных факторов. Приведем в связи с этим высказывание К. Боумэна [1]: «к сожалению, SWOT-анализ в неумелых руках приводил к составлению длинного списка рекомендаций, и чем длиннее был этот список, тем туманнее была возникающая стратегическая картина». В связи с чем, необходимо разработать модифицированный вариант подобного анализа, учитывающий специфику отрасли и позволяющий сократить возможные риски, связанные с неучтенными факторами.

В качестве такой альтернативы может быть использована матрица взаимовлияний (рис. 1), для большей детализации и визуализации результатов предыдущих этапов стратегического анализа.

Обобщением анализа внутренней среды являются строки матрицы «преимущества» и «ограничения». Однако специфика той или иной отрасли может потребовать выделить дополнительные те или иные блоки как в нашем случае: три блока (персонал, технологии, организация и управление).

С позиции внешней среды выделяются два столбца: «перспективы» и «барьеры». При этом во внешней среде необходимо провести детализацию по следующим трем блокам: закон и власть, рынок и конкуренция, технологии. Блок «закон и власть» предполагает учет законодательства в сфере предпринимательства, экологических ограничений, возможностей поддержки предприятий, пошлины, налоги, государственные заказы, внешнеэкономическая деятельность государства и пр. Блок «рынок и конкуренция» характеризует насыщенность рынка, условия конкуренции и пр. Под «технологиями» понимается уровень современного развития технических средств, уровень НТП, инновации, информатизация и пр.

На пересечении указанных блоков образуется 4 поля, каждое из которых состоит из 9 попарных комбинаций. Таким образом, получим всего 36 паросочетаний и соответственно приоритетов в деятельности предприятии. Затем оцениваются реально возможные комбинации, после чего определяются стратегические ориентиры предприятия.

Внешняя

среда

Внутренняя

среда

Перспективы

Барьеры

Закон и власть

Рынок

и конкуренция

Технологии

Закон и власть

Рынок

и конкуренция

Технологии

Преимущества

Персонал

ПП11

ПП12

ПП13

ПБ11

ПБ12

ПБ13

Технологии

ПП21

ПП22

ПП23

ПБ21

ПБ22

ПБ23

Организация

и управление

ПП31

ПП32

ПП33

ПБ31

ПБ32

ПБ33

Ограничения

Персонал

ОП11

ОП12

ОП13

ОБ11

ОБ12

ОБ13

Технологии

ОП21

ОП22

ОП23

ОБ21

ОБ22

ОБ23

Организация

и управление

ОП31

ОП32

ОП33

ОБ31

ОБ32

ОБ33

Рисунок 1 – Матрица взаимовлияний, где ПП – использование преимуществ

для расширения перспектив; ПБ – преодоление барьеров за счет имеющихся

преимуществ; ОП – снятие ограничений за счет существующих перспектив;

ОБ – устранение ограничений и преодоление барьеров. При этом первый индекс

указывает на номер строки, второй – номер столбца.

Одним из важнейших этапов стратегического анализа является оценка стратегического потенциала предприятия, под которым мы понимаем совокупность ресурсов и возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг), необходимых для реализации стратегических целей в условиях высокой динамики и неопределенности внешней среды.

Несмотря на многочисленные подходы к методам анализа стратегического потенциала, вопросы его количественной и качественной оценки требуют дополнительного исследования. Отметим, что одним из эффективных методов количественной оценки стратегического потенциала является эконометрическое моделирование его функциональных компонент [2]. Такой подход позволяет выявить скрытые резервы и диспропорции в расходовании ресурсов, а использование построенных регрессионных уравнений повысит результативность и качество стратегического анализа и приведет к обоснованному принятию стратегических управленческих решений.

Другой важный вопрос при анализе стратегического потенциала – это возможность его комплексной оценки и визуализация ее результатов. Метод построения многофакторной диагностической модели вполне позволяет решить эти задачи. Основная идея метода заключается в том, что типовой проблемой любых диагностических (аналитических) исследований является разрозненность итоговых результатов. Как правило, по каждому блоку понятно, каково положение вещей и что надо делать для улучшения ситуации, но остается непонятным, каков вклад конкретной проблемы в общее проблемное состояние предприятия (вес) и куда необходимо прикладывать усилия для получения максимального эффекта.

Для построения диагностической модели необходимо всю информацию структурировать по нескольким осям, количество и их содержание зависит от специфики деятельности предприятия и целей самого анализа. Каждая ось имеет 4-х балльное деление («0» баллов – функция отсутствует; «1» балл – минимально допустимое состояние выраженности данной функции; «2» балла – допустимое рабочее состояние; «3» балла – максимальная выраженность функции).

Для каждой оси формируется набор признаков, позволяющих поставить балльные оценки каждой компоненте, влияющей на деятельность предприятия. Алгоритм работы с моделью приведен на рисунке 2. Заметим, что наиболее сложный и важный этап, который в дальнейшем будет влиять на практическую применимость всей модели в целом, является разработка опросных листов. Для этого сначала необходимо выделить оси профиля, имеющие наибольшую ценность и значимость для компании. Далее каждую из осей профиля необходимо описать. Так, например, «Логистика» как ось профиля предприятия следует оценивать, исходя из наличия достаточной складской базы, оптимальной организации системы закупок, применения методик для оценки поставщиков, эффективного внедрения входного контроля сырья и материалов, и пр. Чем больше таких составляющих характеризует реальное состояние на предприятии, тем, соответственно, выше балл.

Рис. 2. Алгоритм работы с диагностической моделью

Безусловно, баллы, указываемые экспертами, должны быть аргументированны, для этого в анкете необходимо включить соответствующую графу. Заметим, что на практике в профиле «как должно быть» для осей не являются обязательными «3» балла и равновесность профиля по осям (например, все оси по 2 балла). Пример восьмифакторной диагностической модели приведен на рисунке 3.

После того как профиль оценен с двух указанных позиций, полученную информацию необходимо свести в общую таблицу, где будет указана желаемая и действительная оценка по выявленным направлениям, после чего необходимо рассчитать расхождение и указать приоритет управленческих усилий.

Следует сказать, что такая диагностическая модель может применяться так же эффективно для анализа не всего предприятия в целом, а одного из его ключевых направлений. В качестве такого направления может выступать система маркетинга и сбыта. В качестве осей могут быть выделены следующие компоненты: управление продажами, продвижение, маркетинг, политика продаж. Для описания политики продаж по профилю «как есть» и «как должно быть» могут быть использованы – технология продаж, каналы распределения, ценовая политика, формирование цены, целевой потребитель и формализация политики продаж.

Рис. 3. Диагностическая модель предприятия

В данной статье, мы рассмотрели лишь часть возможных подходов к совершенствованию методов стратегического менеджмента. Однако то, что данные методы требуют определенных изменений для непосредственного использования в практической деятельности предприятий, не должно вызывать сомнений. Сегодня стратегические решения должны приниматься своевременно и адекватно, и методы для достижения этих целей должны позволить разработать и реализовать стратегию развития предприятия с учетом специфики деятельности, отрасли функционирования и ситуации во внешней среде. При этом необходимо, чтобы методы стратегического менеджмента были понятными в использовании, а результаты их применения максимально востребованы. Таким образом, для повышения эффективности использования инструментов стратегического анализа следует вникать в суть предлагаемых авторами рекомендаций, и модифицировать методы под прикладные разработки.

Литература

1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента/ К. Боумэн: Пер. с англ. под. ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки биржи, ЮНИТИ, 1997. – 175 с.

2. Плютова А.В. Эконометрическое моделирование стратегического потенциала предприятий химического и нефтегазового машиностроения/ А.В. Плютова // Вестник Оренб. ГУ, 2007. – № 2. – С. 95-100.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (12) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010 – 168 с.
  2. 9) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 (9) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2009.
  3. 10) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 (10) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2009.
  4. 8) [Текст]: научно-аналитический журнал серия «Право» (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 (8) [Текст]: научно-аналитический журнал серия «Право» (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2009.
  5. [Текст]: научно-аналити-ческий журнал (издаётся с 2007 г.)

    Документ
    АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 3 (13) – серия «Право» [Текст]: научно-аналити-ческий журнал (издаётся с 2007 г.). Тюмень: «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» («ТГАМЭУП»), 2010.

Другие похожие документы..