Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Интернатура. Обязательно наличие сертификата в соответст­вии с квали­фикацион­ными требо­ваниями, утверждён­ными прика­зом МЗ и СР РФ от 07.07.2009 №...полностью>>
'Документ'
Брошюра подготовлена для участников 62 республиканских соревнований по технике туризма и «Школе безопасности». В данной брошюре представлены опыт раб...полностью>>
'Документ'
16-18 апреля 2008 года в Киеве проводится очередная V (юбилейная) научно-техническая конференция «Производство и применение композиционных материалов...полностью>>
'Документ'
Типовой план счетов бухгалтерского учета (далее – типовой план счетов) и Инструкция по его применению (далее – Инструкция) утверждены постановлением ...полностью>>

Сказка – не ложь, сказка – жизнь

Главная > Сказка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сказка – не ложь, сказка – жизнь

Сказка - не ложь, сказка – жизнь.

Если сказка семя, то мы все почва для неё.

Общение с народным творчеством освещает человека, вызывает в нем связь с поколениями. Обеспечение связи времён и поколений, преемственность души - одна из характерных черт фольклора. В ней жизнь и душа народа и мы извлекаем из неё мудрость, неисчерпаемый источник человеческих душ.

А сказка – не просто сказка. В самом сокровенном и истинном смысле она и есть жизнь. Именно высшая сила, присутствующая в ней делает сказку и лекарством человечества. Сказки вырастили нас, на сказках вырастают и будут вырастать поколения, так как она - в нас, а мы - в ней.

Взгляните на свою жизнь, на близких, обратите внимание на то реальное, что есть в вашей жизни. В них вы обнаружите именно сказку, так как она берёт начало из личных впечатлений. Если мы научимся узнавать себя в сказках, осознавать и соизмерять её с аспектами реальной жизни, то научимся различать разумное от неразумного, постараемся стать творцом и создателем сверхчеловечности и разрушителем всего нечеловеческого, то мы научимся исцелять человеческие души «своими сказками».

Итак, я приглашаю вас в сказочный лес. «Если мы никогда не пойдём в лес, с нами ничего никогда не случится, и наша жизнь так и не начнется». А что такое вообще жизнь? Жизнь - это движение. Жизнь - это божий дар, который должен совершенствоваться, развиваться и ничего страшного, если мы на некоторое время в ней заблудились. А если заблудитесь, то мы сами должны быть компасами своей души, сами должны найти свой «золотой ключ», и сами должны пойти в лес и встретить как Красная шапочка серого волка.

Есть такая сказка – «Волчья ресница», но не знаю, к какому народу она принадлежит. Неважно кто является автором, какой народ, главное - в ней есть чему научиться и над чем задуматься. Она так и начинается «Не ходите в лес». Именно прочтение этой сказки вдохновило меня взяться за перо. Вернемся к сказке. Когда девочке твердили не идти в лес, она недоумевала и, не послушав взрослых, пошла в лес и встретила серого волка. Только волк был из другой сказки, он лежал с капканом на лапе. Увидев девочку, он попросил о помощи. Девочка ему не сразу поверила, но все же, открыла капкан и вылечила лапу целебными травами. Она была в страхе и ждала, когда же волк ее съест. Волк этого не сделал, потому что он был из другого времени и места. Он вырвал свою ресницу и сказал: «Отныне ты будешь знать, кто хорош, а кто не очень. Смотри моими глазами и все увидишь». Новое зрение не только помогло ей распознать коварность и жестокость, но и сделало ее сердечной. Благодаря волчьей реснице

Она видела всё на свете:

Всё истинное и всё лживое

Всё, что уводит от жизни,

Всё, что можно увидеть

Только глазами того,

Кто мерит сердце сердцем,

А не только умом.

Оказалось, что в лесу не так уж страшно. Главное - решится сделать первый шаг и быть целеустремлённым, сердечным, добрым, и тогда всё воздастся по заслугам. Доброта питает, освещает и греет душу другого, но не меньше выигрывает и душа творящего добро. «Добродетель сама себе награда», «Что ты подарил, то и накопил» гласят восточные поговорки. Мудрецы советуют не уставать любить, не уставать творить добро, ставить сострадание выше других чувств.

В последние годы всё больше говорят и пишут о психологической энергии, о её разновидностях, свойствах. Мысли человеческие интегрируются: добрые в добро - энергию, злые в зло - энергию. Можно предположить, что в той энергии, которую излучает человек, весомое место занимает устремление к добру, сильное и постоянное чувство любви к людям. Может быть, поэтому говорят, что в каждом человеке живёт дух Божий. Добрый человек чаще удачлив, как девочка, встретившая в лесу волка. Она узнала, что люди не зря зовут волка самым мудрым.

Волки воспринимают циклы природы и судьбы благосклонно, мудро проявляя постоянство в привязанности к своей половине и стремление жить как можно лучше и дольше. Но человеку для того, чтобы жить и хранить верность (себе, делу, другу…) столь же успешно, столь же мудро, бережно и чутко, нужно встретиться с тем, чего он больше всего боится. Волку, чтобы достичь желанной цели, приходится десятки раз делать выбор, решать, как поступать, оценивать расстояние, их способность находить спрятанное, сосредоточиться на желаемых результатах – именно эти качества требуются для творческих свершений. В них - инстинктивная женская душа, способная переживать все подарки судьбы, все неприметные последствия, сохраняя связь с интуицией и с другими чувствами. А в мудрых сказках это так часто встречается. Мы вступили в сказочный лес.

А самые важные вопросы

Помогают заглянуть внутрь,

Взвесить ценность всего живого:

Где -е е е , Ду –у у у ш- а - а?

Душа - везде: в шелесте зелёных листьев, в вспышке молнии, в изумрудной росе, в спелом яблоке, в языкастом пламени огня, и во всём том, что нас окружает. А где найти пищу для души? Только в поиске и в творчестве, возделанной радостью и любовью. Предлагаю свой творческий подход - анализ сказок. Ведь, читая сказку, мы становимся наблюдателем, мудрецом, мечтателем, творцом. В ней можно найти советы, которые способствуют кипучей жизни во внутреннем и внешнем мирах. Мы соприкасаемся с первозданностью человечества, и это становится видимым, словно свечение изнутри. Постижение Первозданного - это изучение души в самом подлинном смысле слова. Без этого знания мы не услышим сердечного зова. Сказки можно воспринимать по словам известного психоаналитика К. П. Эстесс «витамины души», - приводящие внутреннюю жизнь в движение. Излечивая душу витаминами, мы будем и развивать свой творческий потенциал. А это так востребовано нашим временем. Мы заглянем в бездну ушедших цивилизаций, научимся ценить всё бесценное (культуру, быт, традиции, язык), воплощать духовные ценности в настоящей жизни с устремлённостью в будущее. Всему этому должны учиться с раннего возраста. Л.Толстой сказал, что дети в раннем возрасте узнают столько, сколько не могут узнать за остаток жизни. Это, во-первых, а во-вторых, сегодняшние дети 7-9 лет, когда вырастут, будут жить в иных условиях. Темп развития науки, общественных отношений столь стремительны, что воспитывать нас надо с прицелом на будущее. Это значит - развивать наши творческие силы, независимо от того, кем мы станем в будущем. Это значит, что взрослым нужно в самих себе развивать творческие начала. Творчество невозможно без воспитания чувств, без сильных эмоций. Эти эмоциональные чувства следует испытывать в раннем возрасте. Например, читая сказки: народные, авторские. Возьмём сказки Пушкина. Сколько в них красоты и лаконичности, сколько образов. Нужно прочитать их так, чтобы слушающий повергся сильным эмоциям. После прочтения дать идейно – эстетичную установку для дальнейшей беседы. Только не надо спрашивать у детей кто грыз орехи в сказке, или с чем осталась старуха в сказке «Старик и море»? Лучше обратить внимание на созвучие, плавность, пронзительность речи, образно представить прочитанное и постоянно пытаться развивать ассоциативное мышление. Например, на что похоже «корыто», «орешки», что напоминает тебе «море»?.. В дальнейшем это поможет научиться восприятию художественного образа – метафоры, без чего художественный текст немыслим. В итоге, идет процесс воспитания талантливого читателя, как писал С. Маршак в статье «О талантливом человеке», речь идёт о той сложности и глубине образа, мысли, чувства, при которых добраться до дна не так легко. И далее: «Человек перестаёт быть только читателем, становится участником всего того, что перечувствовал поэт. Тогда, на мой взгляд, у человека озарится внутреннее зрение. Читатель, принимая участие в творчестве, испытывает любовь и радость, отчаяние и сострадание. Если он всем сердцем не соучаствует в самой живой природе искусства, то это наша вина. Чешский писатель Ярошек Томичек призывает не забывать о человечности. «Когда-то в молодости мы мечтали о технике - пишет он, - наши дети сейчас мечтают подсознательно, об эмоциях. Никогда не будет избытка литературы, которая образовывала бы сердца. Давайте показывать детям края, где господствует красота, правда, честь. Давайте начнём со сказки и научимся мудрости. Недаром все великие читатели учились языку у народа. Именно в народных сказках, песнях, пословицах, загадках мы найдём выразительность, краткость, ёмкость слова. Такое дело начинать никогда не поздно. Ведь сказки любят и взрослые и дети».

Чувства всякие нужны…

В балкарской народной сказке «Семеро голопузых» у одной бедной женщины растут семь сыновей. Они так бедно живут, что вечно ходят в оборванных рубашках. Но не было бы счастья, да несчастье помогло: украли дочь великого хана. Чтобы дочь нашлась, отец пропавшей раздаёт милостыню всем. Бедная женщина остаётся без внимания: хан отправляет ей материал, чтобы она смогла сшить для своих сыновей рубашки. Когда мать принялась шить рубашки, то каждый из сыновей её спрашивал о том, что кому она шьёт. Мать была мудрой и каждому она отвечала: «Кто достоин тому и шью». В ответ матери сыновья старались демонстрировать своё природное совершенство, чем всевышний наделил каждого. У первого сына было развито чувство осязания; у второго – слух; у третьего развиты мускулы; четвёртый мог бегать лучше всех; пятый был мужественный, шестой ловким, а седьмой чутким. Мать одела сыновей в новые рубашки и сказала, что это подарки от хана. Далее обратилась к сыновьям с такой речью: «Нужно помочь хану в поиске его дочери». Сыновья послушались свою мать и отправились в путь. Каждый из сыновей своей одарённостью во благо общего дела старался внести свой труд, свою смекалку, и свою сноровку. Таков сюжет сказки.

Анализ любого художественного произведения нужно начинать с его названия. Почему сказка названа «Семеро голопузых»? Потому что человек обладает семью органами чувств. Чувства являются основной частью инициации души живого человека. Развитию, воспитанию и обучению способствуют все наши органы чувств. Они символизируют аспекты души, которые необходимо развивать и совершенствовать. Душа и тело живого человека неотъемлемы друг от друга. Как говорится «в здоровом теле – здоровый дух».

Поговорим о числе семь. Семь – число, связанное с фазами луны и другими священными периодами времени: тут и семь дней творения, и семь дней недели. Выражения семь чудес неба, седьмое небо, семь пятниц на неделе, семь раз отмерь, семеро одного не ждут, семь нот, семь цветов радуги, сказка «Семеро козлят», поэма Алишера Навои «Семь красавиц».

В поэме «Семь красавиц» каждая красавица – жена главного героя Бахрамы. Они живут в особых дворцах, цвет которых соответствует определённому дню недели и планете. Одеваясь в одежду соответствующего цвета, Бахрам каждый день посещает один из дворцов и выслушивает одну из историй. Путь Бахрама по небесным этажам - это движение от незнания к знанию.

В сказке «Безрукая девица» молодая королева вынужденно покидает дворец и проводит в лесу семь лет. В этом случае семь – число, связанное с делением женской жизни на фазы с интервалами. Например:

0 – 7 – возраст тела и сна;

7 – 14 – возраст сращения разума и воображения;

14 – 21 – возраст девичества;

21 – 28 – возраст новой жизни;

28 – 35 – возраст материнства;

35 – 42 – поиск самости…

Становясь старше, мы обретаем подсознательную способность ощущать и видеть движения души и тела.

Теперь нужно дать ответ вопросу: почему голопузые?

Бедность, хотя в прямом смысле этого слова раскрывается в материальном плане, но под строками кроется другая мысль: богатство - это наша душа и ее нельзя украсить ни золотом, ни парчой.

Теперь нужно охарактеризовать героев этой сказки. Вспомним мать. Её психологическая установка очень близка к такому афоризму: «Бесплатный сыр только в мышеловке». Нельзя ни сказать и о хане. Щедрый, богатый не только в материальном плане, но и в духовном спокойствии, уравновешенный человек. Таких людей называли князьями. Когда судьба посылает ему тяжкое испытание, он достойно его воспринял. Не стал никого в этом обвинять, проклинать, не стал на штыки против Всевышнего, а как настоящий верующий мусульманин он раздает милостыню бедным, чтобы нашлась его дочь. Здесь можно провести беседу с читателем о духовном воспитании и построить ряд вопросов.

Что такое милостыня?

Заповеди Ислама?

Кого можно назвать щедрым и добрым?

Моя и чужая беда?

Что такое вера?

Что делать, если тебя настигла беда?

Круг вопросов неисчерпаем.

И все они актуальны в наше время.

Потерянное и приобретенное счастье

Эпитет «бедный» довольно часто встречающийся в литературе, но я хочу вести речь о сказке «Бедный мужик».

Жил как-то бедный мужик. Рубил в лесу дрова, на то и жил. Стал он однажды очевидцем того, что в лесу черная змея душила белую. Он прогнал черную змею и принес домой белую змею.

В этом отрывке сказки мы знакомимся не просто с мужиком бедным, и родом его деятельности. Это нелегкая работа символизирует душевные ресурсы, осуществление своей мечты, что означает обеспечение теплом и светом себя и других. Лес символизирует опасность, трудность в деле. Судьба его испытывает, когда в лесу встречается со змеями. Он должен сделать выбор: стать на сторону черной змеи (олицетворение зла, незнания) или белой (олицетворение добра, знаний), обойти стороной (остаться равнодушным). Мужик выбирает вторую позицию. Он спасает белую змею и приносит домой. Вооружив себя знанием, сделав доброе дело, построил внутреннее убежище самому себе. Защитными силами «его дома» стали: труд, познание, выбор.

Когда мужик принес белую змею домой, она заговорила: «Я дочь великого хана, ты меня спас. Пойдем к отцу, и он вознаградит тебя. Ты попроси у него три вещи: кошелек, зурну, шляпу».

Довольно часто встречающийся сюжет в сказках: помог – отблагодарили. Число три, присущее всем сказкам мира. В мифологии это связано со временем. Это время набора силы, после чего происходит катастрофа, а потом из руин рождается новый мир. Сказочная символика: первая попытка неудачна, вторая - тоже. Подошла очередь третьей – теперь что-то непременно случится. Но в упомянутой сказке число «три» не связано временным измерением. Кошелек - олицетворение запаса знаний, умений, навыков. Как деньги мы кладем в кошелек и вытаскиваем их для удовлетворения своих материальных потребностей, так и знания нужно хранить и реализовывать их умело для духовного совершенства. Зурна – музыкальный инструмент - олицетворение искусства, вдохновения, творчества и красоты. Шляпа – головной убор, метафорично в балкарской литературе, да и в жизни олицетворяет Честь, Достоинство и Мужество.

Казалось бы, вот она беззаботная легкая жизнь, наконец - то настала. И не надо рубить лес, не надо его продавать. Есть и кошелек – богатство, есть и зурна – красота, есть шляпа – честь. Жар-птица в руках.

А что с ней делать? Пользовался мужик этими дарами, но настигла его смерть; а наследство оставил своему сыну. Он не преумножил богатство, и кошелек украли; не смог овладеть красотой, потерял рассудок – опять неудача. Но третья попытка стала решающей.

Он надел «шляпу» – одолел все трудности; нашел вора, победил нечистую силу, которая мешала ему творить и распознавать красоту. Именно своим усилием и своим умом возвращает себе утраченное наследство, потерянное счастье.

За чертой мечты

У каждого из нас есть мечта. Она может быть маленькой, повседневной, большой. Мечтать не вредно, потому что, когда человек мечтает, у него вырабатываются такие навыки как: стремление, вера, усидчивость, целенаправленность, спокойствие…

Знать меру во всех вещах – как это сложно, и как это трудно. Вспомните сказку «Красные башмачки» то, что девочка очень мечтала их надеть. Мечта ее осуществилась, и она их надела. Танцуя, поначалу, она закатывала глаза от восторга, а потом, когда башмачки доводят до изнеможения, закатывает глаза от ужаса. Луноликая, героиня балкарской народной сказки, тоже мечтала полететь на Луну, она и делала только то, что мечтала… Утонула в своих мечтах, заигралась лунным мячом и, разбив лунное стекло, поранила палец. Палец стал кровоточить. Задуманное терпит крах. Почему? Потому что, она расточает время и талант свой, вечно «танцевать» впустую, временный полет на Луну это «иллюзия», это утрата почвы под ногами, отторжения от реального в мир грез и легкой жизни. Она слышала от матери – сказительницы, что как-то раз Дракон посягался на Луну. И она подумала: «А чем я хуже его? Почему бы не испробовать свои силы?»

Невольно вспоминаю миф об искусной прядильщицы Арахны, которая отважилась соперничать в ткацком мастерстве с богиней Афиной.

Арахна, естественно, осталась в проигрышном положении. Арахна свила себе веревку, запетлила петлю, но Афина её освободила и превратив в паука, сказала: «Живи непокорная, в потомстве наказание». Но, прежде чем, приступить к соревнованиям по творческому делу, богиня её предупредила: «Соперничай с живыми людьми, но не с богами». Незнание меры и сильное себяпочитательство погубили Арахну, хотя она была талантлива в своем деле.

Но нашу сказочную героиню, Луноликую, никто не предупреждал, не уговаривал. И это самое страшное, когда взрослые поворачивают спины детям, когда не знают, чем дышит их ребенок, о чем он мечтает и не становится его наставником для реализации его мечты. Наша Луноликая не умерла и не превратилась в насекомого. Она просто поранила палец. Это предупреждение, это сигнал для взрослых, а для девочки израненный палец – это боль души, пробуждение от своих грез. Значит, она сможет вылечить свои иллюзии, получая глубокие знания, благодаря физическому чутью и протягиванию рук взрослых.

Руки, пальцы - они самостоятельные существа. Они издают мелодию, когда хлопают в ладоши, они даруют тепло, когда гладишь тело, они кормят нас, когда мы работаем, они закрывают нам лицо, когда стыдно, они молятся с нами, когда читаем молитвы, они хватаются за голову, когда нам плохо, они танцуют, когда у нас внутренний рай.

У глинобитых хижин красуются отпечатки ладоней, они как бы говорят: «здесь мы в безопасности». А статуя Гваделупской богоматери, обратив к нам ладони, посылает целительный свет. А руки наших матерей! О сколько в них тепла! Сколько строк посвятил материнским рукам К. Ш. Кулиев: «Руки матери месившее тесто, работавшие в огороде, пахнувшие медом и парным молоком, прижимающие к своему телу ребенка».

Мы не всегда читаем сказки, а если читаем, то они заканчиваются через несколько страниц, а наша жизнь продолжается. Мы – многотомные издания, которые должны оставлять глубокие следы в душах тех, кто тянется открывать и черпать знания из наших многотомных страниц. Нужно помнить, что лучшее не может и не должно скрываться. Искусство, психология, медицина, любые тайные знания мертвы, если мы не сеем их, не пропалываем, то и урожай не соберем. Давайте вместе отыщем эту волчью ресницу, сошьем великолепные белые, чистые рубашки для «семерых голопузых». Научимся умело пользоваться кошельками, играть лучше всех на зурне, достойно носить шляпу и чтить «бедных». Давайте убаюкаем мечты Луноликих, пока те не превратятся в дитя, научимся умело ткать свою судьбу, не похожую на судьбу Арахмы, научимся танцевать в красных башмачках как Безрукая девица, очистимся от всего того, что мешает творению, создадим сказку для всех окружающих, не забывая жизненные принципы. Это мой девиз: учиться из будущего, с оглядкой в прошлое, воплощая в реальность настоящее время.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жизнь в розовом свете

    Документ
    12 марта 1928 года Наталья Анатольевна Вильвовская собралась, наконец, рожать. Схватки продолжались десять часов. Растеряв французские слова, Наташа по-русски всхлипывала "мамочка"
  2. Сказка о щедром хане и мустафе муждабе

    Сказка
    Однажды Крым-Гирей-хан возвращался с охоты. На дороге встретился ему Мустафа Муждаба, кото­рый ехал па черном ишаке. Мустафа остановил хана и, как видно,
  3. Иеромонах Дамаскин (Христенсен) не от мира сего жизнь и учение иеромонаха Серфима (Роуза) Платинского По благословению Высокопреосвященнейшего Августина, Архиепископа Львовского и Галицкого с разрешения и благословения игумена Германа (Подмошенского)

    Документ
    ТОГДА ПИЛАТ опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали
  4. Сказки и спектакли, собранные в этой книжке, помогают нам интересно жить и работать в этой школе. Уже более десяти лет мы сотрудничаем с автором и к любому школьному празднику стараемся подготовить новое представление

    Документ
    Сказки и спектакли, собранные в этой книжке, помогают нам интересно жить и работать в этой школе. Уже более десяти лет мы сотрудничаем с автором и к любому школьному празднику стараемся подготовить новое представление.
  5. Не хватает №2, 4 (кратко), 24, 27, 39, 41, 45, 51, 52, 55, 66, 67, 68 Билет №1 Значение слова «образ». Образ как эстетическая категория. Образы фактографические и иллюстративные

    Документ
    Образ есть продукт деятельности познавательных механизмов человека(органов чувств, мозга). Он является результатом воздействия объекта на органы чувств.

Другие похожие документы..