Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов всех специальностей и направлений подготовки очной...полностью>>
'Документ'
Густые вечнозеленые ели. А березки стройные, белые, чистые как невесты. Люди северные суровые, могучие С душой искренней, доброй. Нет их лучше....полностью>>
'Программа дисциплины'
Авторы программы: д.ф.-м.н., проф., член-корр. РАН Павловский Юрий Николаевич и д.ф.-м.н., проф. Самыловский Александр Иванович, д.ф.-м.н., проф. Тюр...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Оборудование: портреты В. И. Даля, В. П. Астафьева, текст миниатюры В. П. Астафьева «Мелодия», фотография его родных мест, музыка Г. В. Свиридова к «...полностью>>

Коми республиканская юношеская библиотека Методико-информационный отдел Библиотеки Республики Коми – юношеству и молодежи Аналитический обзор деятельности муниципальных библиотек Республики Коми по обслуживанию юношества и молодежи в 2008 году Сыктывкар, 2009

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Коми республиканская юношеская библиотека

Методико-информационный отдел

Библиотеки Республики Коми – юношеству и молодежи

Аналитический обзор деятельности

муниципальных библиотек Республики Коми

по обслуживанию юношества и молодежи

в 2008 году

Сыктывкар, 2009

Содержание

1. Статистические показатели по работе с юношеством в публичных библиотеках РК ……...3

2. Библиотечные проекты, направленные на молодежную аудиторию .………………………..6

3. Содействие библиотек патриотическому воспитанию молодежи ……………………………8

4. Краеведческая работа библиотек – молодежи ……………………………..............................15

5. Воспитание правовой культуры молодых пользователей …………………………………...17

6.Информационная поддержка образования молодежи. Формирование информационной культуры …………….......................................................................................................................21

7. Работа библиотек в помощь профориентации молодежи …………………………………...26

8. Экологическое просвещение молодых пользователей ………………………………………31

9. Формирование здорового образа жизни молодежи ………………………………………….33

10.Поддержка и развитие чтения юношества и молодежи. Неделя молодежной книги – республиканская библиотечная акция по продвижению чтения в молодежную среду ……...37

11. Нравственное и эстетическое воспитание молодого поколения ………..............................49

12. Работа библиотек с отдельными группами молодых читателей ………..............................52

13. Повышение квалификации библиотечных специалистов по работе с юношеством и молодежью ………………………………………………………………………………………...53

Заключение ………………………………………………………………………………………..54

Приложение. Статистические показатели по работе с юношеством в публичных библиотеках РК в 2007-2008 гг.

1. Статистические показатели по работе с юношеством в публичных библиотеках РК

Сравнительный статистический анализ количества читателей в публичных библиотеках Республики Коми показывает следующее: число читателей в целом по всем библиотекам РК в сравнении с прошлым годом снизилось на 1, 76 тысяч человек. В том числе молодых пользователей стало меньше на 2,28 тысяч. Общее снижение показателей по количеству читающих в библиотеках РК наблюдается как в городах, так и в сельской местности. При этом проблема утраты читателей, в том числе молодых, острее на селе (значительно больший в сравнении с городскими библиотеками отток читателей, особенно молодых).

Рассмотрим ситуацию с читающими в республиканских и муниципальных библиотеках: картина прямо противоположна. В целом по республиканским библиотекам РК (НБ РК, НДБ, КРЮБ, РСБ) в сравнении с 2007 годом наблюдается устойчивый рост читателей, в том числе молодежи. Процент численности молодых пользователей республиканских библиотек вырос до 49%. Таким образом, на сегодняшний день половина посещающих республиканские библиотеки РК – молодые люди от 15 до 24 лет.

Рост количества читателей в Национальной библиотеке проходил в 2008 году практически за счет молодежной аудитории. Об этом говорит и значительное повышение процентного состава молодых читателей в общей читательской массе НБ (52,6%).

Общее количество читающих в Национальной детской библиотеке им. С.Я. Маршака, в том числе юношеской категории, в 2008 году практически не изменилось.

Возросло число читателей Коми республиканской юношеской библиотеки, при этом значительно увеличилась доля читающей в библиотеке молодежи (до 83%).

Коми республиканскую специализированную библиотеку им. Л. Брайля, как и НДБ, роднит стабильность числа читателей. И это несмотря на то, что во второй половине 2008 года КРБС готовилась к переезду в новое помещение, происходило сворачивание фондов. Доля молодых читателей КРБС в 2008 году выросла на 4,5%.

Что же касается деятельности муниципальных библиотек РК, то здесь наблюдается уменьшение общего количества читателей (на 3,67 тысяч человек), в том числе молодежи - на 5,08 тысяч человек. Таким образом, идет значительный отток молодых людей из муниципальных библиотек. Уходят те, кто читал в прошлые годы.

Картина общего снижения показателя «читатели» характерна как для городских, так и для сельских библиотек. Библиотеки не только не приобретают новых, но и теряют «старых» молодых читателей. Причем по сельским библиотекам процент оттока в полтора раза выше, чем по библиотекам городов.

В городских библиотеках общее число читателей в сравнении с прошлым годом снизилось почти на 3 тысячи человек, снижение числа читателей пошло за счет молодежи.

Если рассматривать статистические показатели по каждой ЦБС, картина наблюдается неоднородная.

Идет поступательное увеличение читательской аудитории, в том числе молодежной, в таких библиотечных системах, как Вуктыльская, Койгородская, Сысольская, Усинская (в Усинской ЦБС рост количества молодых читателей практически за счет городских библиотек).

В ряде ЦБС (Интинская, Княжпогостская, Печорская) наряду со снижением общего числа читателей библиотек наблюдается рост молодежной читательской аудитории, при этом в Интинской и Печорской ЦБС – как по городским, так и по сельским библиотекам, в Княжпогостской ЦБС – по библиотекам г. Емва.

В Ижемской и Троицко-Печорской ЦБС произошло уменьшение количества пользователей, однако молодых читателей библиотеки не растеряли: отток читателей происходил за счет других возрастных категорий.

В Эжвинской, Усть-Куломской, Ухтинской, Усть-Вымской, Удорской ЦБС наблюдалась обратная картина: наряду с ростом общего числа пользователей библиотек количество молодых читателей снизилось. В Ухтинской ЦБС отток молодых читателей пошел по городским библиотекам, резко снизился процент численности молодежи в общей читательской массе Эжвинской ЦБС (с 30,5% до 19,6%). В Усть-Вымской ЦБС статистическая картина по городским и сельским библиотекам кардинально отличается: при значительном оттоке молодежи из сельских библиотек отмечается рост количества молодых читателей в библиотеках г. Микунь.

В 30% ЦБС республики наиболее неблагоприятная ситуация – общее снижение читательской аудитории, как в целом, так и по молодежной возрастной группе. К примеру, в Корткеросской ЦБС отток читателей пошел исключительно за счет молодежи, в библиотеках Сосногорского района стабильность по количеству молодых читателей сохранилась только на селе.

Таким образом, в 2008 году 30% ЦБС РК привлекли новых молодых читателей (Вуктыльская, Койгородская, Сысольская, Усинская, Интинская, Княжпогостская, Печорская). В преимущественной же части ЦБС произошел отток молодежной аудитории.

В чем же библиотеки видят причины такой ситуации?

Во-первых, это продолжающаяся тенденция снижения численности населения в республике, особенно в северных районах. Сотрудники Койгородской ЦБС отмечают: «… на территории большинства сельских поселений Койгородского района произошли значительные изменения, которые проявляются в комплексе демографических (старение населения), социальных (закрытие лесных поселков, безработица и как следствие – миграционный отток молодого трудоспособного и в том числе квалифицированного населения) проблем». На это указывают и остальные библиотеки.

Во-вторых, уменьшается возможность реализации для потенциальных студентов и творческой молодежи («В 2008 году не было приема на очные отделения горного института и Университета Российской Академии образования, закрылся Республиканский экологический центр по изучению большеземельной тундры, станция юных туристов» - Воркутинская ЦБС). Таким образом, с одной стороны прогнозируем отток абитуриентов в ВУЗы других регионов, с другой же – потеря библиотеками заинтересованных партнеров и организованной молодежи со сложившимися интересами.

В-третьих, в 2008 году препятствием для полноценной работы ЦБС стали такие факторы, как реорганизация библиотек, введение сокращенного графика библиотечной работы по техническим причинам в ряде районов (Воркутинская, Корткеросская, Сосногорская, Ижемская ЦБС). К техническим причинам можно отнести такие, как ремонт, переезд библиотек из аварийных помещений.

Четвертая проблема, остро стоящая перед библиотеками – проблема недостаточного комплектования литературой. Практически все ЦБС республики увязывают ее с негативными перспективами в библиотечном обслуживании: «Вызванное недостаточным пополнением новых поступлений старение фондов неизбежно приводит к ухудшению качества библиотечного обслуживания» - Сосногорская ЦБС, «Старение книжного фонда, его низкая обновляемость сказывается на количестве пользователей библиотек» - Печорская ЦБС. При этом специалисты Усть-Куломской ЦБС отмечают: «Особо слабо комплектуются фонды библиотек источниками информации для детей и молодежи. Такая ситуация негативно сказывается на информационном развитии подрастающего поколения. И потом будет поздно привлекать их к чтению и посещению библиотек».

Библиотеки стараются восполнить книжные пробелы использованием информационных технологий (Интернет, ЭДД, ЭБД, СПС), однако это возможно только при наличии в библиотеках достаточной технической оснащенности, что на практике присутствует либо в ЦБ, либо в городских библиотеках. «Информатизация библиотек МУК «ЦБС» находится на крайне низком уровне и не позволяет обеспечивать потребности населения в социально-значимой информации. Это серьезная проблема, решить которую ЦБС не в состоянии без поддержки республики и органов местного самоуправления», - пишут работники Интинской ЦБС и многие библиотеки РК подписались бы под этими словами.

Оставляет желать лучшего материально-техническая база библиотек, особенно сельских (отсутствие автоматизированных рабочих мест, необходимой копировальной техники), что в совокупности с сокращением объема комплектуемой библиотеками литературой значительно снижает привлекательность библиотеки как информационного центра.

Проблема привлечения молодежи в библиотеки ставит перед библиотечными специалистами задачи обновления подходов к обслуживанию молодых пользователей, расширения для них спектра услуг.

По-прежнему перспективным направлением является проектная библиотечная деятельность и те ЦБС, которые успешно внедряют в практику молодежные проекты, отмечают их высокую результативность и востребованность молодежью.

Активизировалась работа библиотек по расширению внестационарной деятельности, оказанию услуг МБА, возрождению книгоношества и внутрисистемного обмена, использования волонтерского потенциала.

Ряд ЦБС (Прилузская, Троицко-Печорская, Эжвинская, Воркутинская, Сосногорская, Печорская и др.) называют одним из приоритетных направлений своей работы привлечение к чтению молодых людей, формирование их информационной культуры чтения. «Именно социальная составляющая, применительно к библиотечной среде выражающая всестороннюю помощь молодым жителям района в наиболее полной их самореализации в личной жизни, учебной, профессиональной деятельности с использованием всего комплекса библиотечно-информационных услуг, выходит на первый план в работе с молодыми пользователями в библиотеках», - констатируют работники Койгородской ЦБС. И к этому высказыванию присоединяется преимущественное число библиотек республики.

В условиях реструктуризации бюджетной сферы и реформы самоуправления библиотечное дело стало предметом местного значения, что обусловило зависимость библиотек от муниципальных властных структур при формировании ресурсов библиотеки, выделении средств на ее нужды. В этой связи важно позиционировать библиотеку как неотъемлемую часть местного сообщества, повышать информационно-культурный статус библиотеки.

Структурные подразделения по библиотечному обслуживанию юношества

В структуре библиотечного обслуживания молодежной аудитории в 2008 году произошли некоторые изменения. Центральная юношеская библиотека им. Ю.Гагарина Воркутинской ЦБС была реструктуризирована в Центральную детско-юношескую библиотеку, Центральная детская библиотека вошла в ее состав как детский отдел.

В остальном сохраняется картина прошлого года – в Сосногорском районе функционирует специализированная библиотечная сеть (МУК «Детская и юношеская библиотека»), работают отдельно выделенные подразделения по обслуживанию юношества:

  • юношеская кафедра – в Сосногорской, Усинской, Сыктывкарской ЦБ, в библиотеке-филиале №10 Эжвинской ЦБС;

  • детско-юношеская кафедра – в Койдинской библиотеке-филиале Койгородской ЦБС;

  • юношеский абонемент – в Печорской, Интинской ЦБ, в библиотеке-филиале №22 Эжвинской ЦБС.

2. Библиотечные проекты, направленные на молодежную аудиторию

Поступательному развитию муниципальной библиотеки, достижению качественно нового уровня информационного обслуживания местного сообщества способствуют внедряемые в библиотечную практику процессы проектирования.

Воркутинская ЦБС

Продолжается реализация проекта «Поколение NEXT: Книга или NET?!». Центральная детско-юношеская библиотека в рамках работы над проектом выпустила серию библиотечных плакатов «Проза новой России». Плакаты посвятили творчеству современных писателей: Улицкой Л., Толстой Т., Довлатова С., Пелевина В., Петрушевской Л., Войновича В. и др. Вся представленная информация была синтезирована в выпущенном библиотекой рекомендательном библиографическом пособии.

Изданию библиотечных плакатов, буклетов, дайджестов, закладок, шпаргалок, листовок в рамках проекта «Поколение NEXT: Книга или NET?!» предшествовала большая предварительная исследовательская, методическая, практическая работа по изучению литературного материала, современного литературного процесса, читательских вкусов, пристрастий и интересов; организация в библиотеке читательской и библиотечной экспертизы книг; создание в библиотеке системы «Читатель рекомендует читателю».

Так, например, разработана и оформлена силами библиотеки «Книжная полка города». Этот стенд-рейтинг носит рекомендательный библиографический характер и должен помочь читателю в выборе книг для чтения. В 2008 году Центральная детско-юношеская библиотека объявила для своих читателей две акции: «Только что прочитано!» - для участия в акции необходимо оставить отзыв о прочитанной книге в произвольной форме на специальных листках – отзывах; и «Читатель сказал: «Браво!». Это акция – рейтинг читательских предпочтений, предлагающая читателю поставить на полку ту книгу, которая произвела впечатление, оставила заметный след в чтении 2007-2008 годов. По результатам акции библиотека составит рекомендательный список и оформит выставку «100 лучших книг года».

С помощью серии библиотечных плакатов «Ренессанс русской прозы» библиотека пыталась выполнить нелегкую задачу систематизации быстротекущего бурного современного литературного процесса, поиска закономерностей, эстетических новаций, которые сигнализируют о динамических тенденциях, непрекращающейся литературной эволюции.

При подготовке серии библиотечных плакатов был собран определенный банк данных о современном литературном процессе, который библиотека в дальнейшем использовала в создании другой серии информационно-издательской продукции: буклетов, дайджестов, закладок, шпаргалок, листовок в рамках проекта «Поколение...»

При разработке серии буклетов «Читать - это модно!» решили использовать различные формы и методы подачи информационно - библиографического материала: обзорные заметки с комментариями и аннотациями; информационно-библиографическая справка; реферативный обзор, биобиблиографические очерки; библиографический обзор и справочные материалы; тематические беседы для молодежи; материалы к индивидуальным беседам; литературное обозрение; информационно-тематический путеводитель; литературный вестник; литературно-информационный подиум.

Были выпущены дайджесты и шпаргалки из серии «Путешествие по литературному городу», серия закладок « О! Книга!», серия листовок «Молодежная проза: новинки».

В конце года ЦДЮБ отправила серию библиотечных плакатов «Ренессанс русской прозы» на Всероссийский конкурс библиотечного плаката «Родная речь».

Княжпогостская ЦБС

В 2008 году работа библиотек была направлена на дальнейшую реализацию молодёжных проектов и программ: «Служу Отечеству», «Культурное наследие», «Семья. Книга», «Библиотека. Информация. Читатель».

Печорская ЦБС

Не первый год идет реализация проекта библиотеки-филиала №2 «Гражданско-правовой клуб для молодежи «Патриот». За время работы клуба реализовано много интересных задумок, проведено немало значимых акций. В 2008 году проект «Гражданско-правовой клуб для молодежи «Патриот» стал дипломантом конкурса «Лучшее в библиотеках России» в номинации «Участие молодых библиотекарей в развитии социального партнерства «Библиотеки – общество». Конкурс прошел по инициативе Всероссийской политической партии «Единая Россия».

Прилузская ЦБС

В 2008 году Центральная библиотека им.В.В.Юхнина реализовала проект по активизации чтения молодых инвалидов «С книгой по жизни», получивший сертификат республиканского конкурса библиотечных проектов «Читают все».

В итоге повысилась читательская активность молодых людей с ограниченными возможностями. Активизировалось социальное партнерство, молодые люди были вовлечены в культурную жизнь района. В рамках проекта был издан сборник самодеятельного поэта, инвалида I-й группы В.Груздова «Чтобы жизнь наполнилась цветами». Процесс библиотечного обслуживания молодых инвалидов трудоёмкий, но он оправдал затраченные усилия.

Осуществлялась реализация проекта по экологическому просвещению молодёжи «Сохрани природу, человек», целью которого стало повышение экологического просвещения молодых людей.

Троицко- Печорская ЦБС

Центральной библиотекой осуществлялась работа по творческому проекту «Клуб молодого избирателя». В рамках проекта состоялся «Президентский марафон», тестирование «Наша страна – наш президент», функционировал уголок молодого избирателя «Голосуй – не комплексуй», который знакомил с историей выборов, правами молодых избирателей. Осуществлялась издательская деятельность (памятки, шпаргалки).

Эжвинская ЦБС

В 2008 году была продолжена работа в рамках проекта «Виртуальная экскурсия по библиотекам Эжвинской ЦБС».

Целями данного проекта является популяризация деятельности библиотек Эжвинской централизованной библиотечной системы среди юношества района, привлечение к чтению учащихся 8-11-х классов, формирование нового взгляда на работу библиотек и изменение общественного мнения о ней, популяризация профессии библиотекаря в современных условиях.

Два года подряд, в апреле-мае 2007 и 2008 годов, в библиотеках Эжвинской ЦБС проводилась акция «Да здравствует чтение доброе!». В рамках акции сотрудники библиотек посещали средние общеобразовательные учреждения района с представлением слайдовой презентации «Виртуальная экскурсия по библиотекам Эжвинской ЦБС». Особенностью акции стала преимущественная ориентация на широкую публику, на «молодежь улицы», на так называемых «слабых читателей», не включенных в книжную культуру.

Слайдовая презентация рассчитана на учащихся 8-11-х классов. Она содержит информацию о фондах, услугах и любительских объединениях библиотек ЦБС, страничку для абитуриентов и выпускников.

В 2008 году в рамках проекта при посещении школ библиотеками Эжвинской ЦБС активно применялась не только слайдовая презентация «Виртуальная экскурсия по библиотекам Эжвинской ЦБС», но и презентации библиотек-филиалов в качестве рекламы библиотек Эжвинского района, их фондов и любительских объединений среди юношества.

В итоге, мероприятия прошли в двадцать одном классе эжвинских средних общеобразовательных учреждений (школы № 34, 30, 31, МОУ «Лицей»). На мероприятиях присутствовало 208 учащихся 7-11-х классов.

Анализ статистических данных по итогам акции «Да здравствует чтение доброе!» показал, что количество вновь записавшихся подростков 14-18 лет в библиотеки Эжвинской ЦБС в 2008 году возросло.

3. Содействие библиотек патриотическому воспитанию молодежи

Важнейшей проблемой духовной жизни нашей страны является вопрос возрождения традиций нравственных ценностей и идей, в ряду которых основополагающей была и остается идея патриотизма. Во все времена она занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике.

Воркутинская ЦБС

Патриотическое воспитание - одно из важных направлений в работе библиотеки «Вдохновение». Цель проводимой работы – помочь современным молодым людям осмыслить исторические подвиги предков. Сотрудниками библиотеки проводились: рыцарский турнир «И заблестят на солнце верные мечи», урок памяти «Героические страницы нашей Родины», беседа «Сила былинная». Викторины, вахта памяти, исторические экскурсы – все эти формы успешно применяются библиотекарями.

Вуктыльская ЦБС

Для молодежи в ЦБС проводились вечера, уроки мужества, приуроченные ко Дню воинов- интернационалистов, Дню защитника отечества, Дню Победы, Дню памяти жертв политических репрессий, Дню России. Оформлялись выставки литературы «Отслужи как надо. И вернись», «Русский солдат умом и силой богат», «А на войне, как на войне», «Россия с надеждой в будущее». Информация о ветеранах Великой Отечественной войны Вуктыльского района была представлена на стенде «Давным-давно окончен бой».

Ижемская ЦБС

В ряде библиотек-филиалов совместно с Советом ветеранов, участниками локальных войн в Афганистане и Чечне для старшеклассников проводились вечера, посвященные Российской Армии «Непобедимая и легендарная». Большой интерес вызвала беседа «Молодежи о военной технике. Знаменитый танк Т-34» (Бакуринская библиотека-филиал).

Койгородская ЦБС

В Койгородской ЦБ для подростков и юношества был организован анкетный опрос «Быть патриотом. Что это значит?»

Цель опроса:

  • выяснить, что современные ребята думают о патриотизме;

  • предоставить им повод задуматься о своем Отечестве, об отношении к своей стране;

  • оптимизировать работу библиотеки по патриотическому воспитанию читателей.

В анкетировании приняли участие 54 читателя библиотеки (83% - подростки, 17% - ребята старше 16 лет), из них 63 % - девочки, 37% - мальчики.

Отвечая на вопрос «Как ты относишься к своей Родине?», 75,9% признались в любви к своей Отчизне, 20,3% равнодушны, а 3 человека отметили, что хотели бы родиться и жить в другой стране.

Почти для всех анкетируемых «патриот» - это человек, который любит и защищает свою Родину, старается сделать что-нибудь для ее блага. Но при этом лишь 55,5% ребят считают себя патриотами. 2 подростка отметили, что «патриот - это просто красивое слово, которое в современной жизни ничего не значит». 70,3% анкетируемых волнует будущее России. 29,7% не задумываются над будущим страны, отдавая предпочтение решению свих личных проблем.

Большинство ребят поставил в тупик вопрос о современных детских организациях России. Однако 17 человек (31,5%) все же отметили из известных им организаций «Молодую гвардию», «Скаутов», «Юннатов». Такое же количество подростков хотело бы стать членами этих подростковых организаций.

Немалое удивление библиотекарей вызвало полное (37%) или частичное (14%) незнание подростками государственных символов современной России. Правильно определили все три символа только 49% анкетируемых.

51,8% считают службу в современной Российской Армии необходимым этапом в жизни каждого мужчины и хотели бы пройти службу в рядах Вооруженных Сил России, причем среди желающих - 7(!) девочек. Среди причин называются следующие: - «люблю свою Родину, хочу защищать ее», «каждый человек должен выполнить свой патриотический долг», «нравится все, что связано с Армией», «хочу походить на настоящих солдат». 40,7% ребят указывают, что при призыве на военную службу нужно в первую очередь учитывать желание человека. 4 мальчика полагают, что службы в Армии нужно избежать любым путем, причины нежелания служить таковы: «там дедовщина», «служба в Армии не привлекает», «в армии очень трудно».

Следующий блок вопросов касался уровня восприятия патриотической информации подростками. Выявилось, что 42,6% ребят абсолютно равнодушны к такой информации, их совершенно не интересуют книги, статьи, радио- и телепередачи на подобные темы. 57,4% подростков с интересом относятся к информации на патриотическую тему. Хочется отметить, что большинство их них (24 чел.) любят смотреть передачи и читать книги о Великой Отечественной войне. 14 подростков волнует тема военных конфликтов в современной России, в частности, на Северном Кавказе, 11 человек предпочитают знакомиться с историей России, военными битвами Древней Руси. 16,6% анкетируемых отрицательно ответили на вопрос о значении книги в патриотическом воспитании подрастающего поколения, однако, большинство ребят (83,3%) считает, что книги способствуют формированию патриотических взглядов. Потому что: «когда-нибудь читатель поставит себя на место героя и задумается, сможет ли он сделать подобное для своей Родины», «узнает новое об истории своего народа, о ратных подвигах предков», «в книгах много примеров, чтобы стать лучше, мужественнее», «книги о героях - это энциклопедия патриота».

Анкетируемым предлагалось высказать свое собственное мнение в ответ на вопрос «Что ты можешь сделать сейчас и в будущем для процветания Родины?». Ответы таковы:

  • хорошо учиться и трудиться;

  • не мусорить, очистить все кругом;

  • участвовать в общественных делах на пользу Родине;

  • участвовать в благотворительных мероприятиях;

  • сделать какое-нибудь научное открытие;

  • не грубить людям, не разбрасываться попусту словами;

  • экономить воду, свет, газ и тепло;

  • работать в той отрасли, где больше всего нужен;

-развивать страну, много строить, помогать ей становиться все сильнее и краше.

Выводы по результатам анкетирования библиотекари сделали следующие: хотя большинство участников анкетирования понимают, что такое «Родина» и кто такой «патриот», к сожалению, значительной части детей чуждо понятие патриотизма, личные проблемы и желания для них более важны. Почти половина анкетируемых не интересуется историей Родины, ее современной жизнью, многие даже ничего не могут сказать о Российских государственных символах.

Проведенное анкетирование выявило серьезную проблему: патриотическое воспитание молодого поколения в последние годы было в большей части просто формальным. Патриота можно вырастить, если планомерно, начиная с дошкольного возраста, прививать детям любовь и уважение к Родине. Это возможно через знакомство ребят с историей своей семьи, через обращение к фольклору, истории края и России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Т. А. Ябс Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Все различны все равны: библиографический указатель / сост. С. В. Шучалина, Т. А. Ябс; отв за вып. О. А. Винниченко; Коми республиканская юношеская библиотека

    Библиографический указатель
    Все различны – все равны: библиографический указатель / сост. С.В. Шучалина, Т.А. Ябс; отв. за вып. О.А. Винниченко; Коми республиканская юношеская библиотека.
  2. Информационный бюллетень 2 квартал 2010 года Пермь 2010 Впомощь библиотекарю: информ бюл. 2 кв. 2010 г

    Информационный бюллетень
    Ежеквартальный бюллетень “В помощь библиотекарю” издается краевой библиотекой им. А.М. Горького, краевой специальной библиотекой для слепых и краевой детской библиотекой им.
  3. 1. Стратегические цели, направления деятельности и приоритеты отрасли «Культура» в 2008 году 3

    Документ
    Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  4. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 27 апреля 2010 г

    Информационный бюллетень
    Спикер Совета Федерации Сергей Миронов предлагает ввести в Санкт-Петербурге двухуровневую систему муниципальной власти. Выступая перед депутатами городского ЗакСа, он отметил, что верхняя палата российского парламента намерена поднять
  5. В. И. Ситникова Художник: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Мищенко Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября 2009 г

    Документ
    Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V Межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября 2009 г. / сост. Н.Г.

Другие похожие документы..