Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, ...полностью>>
'Закон'
(У тексті Закону слово "угода" в усіх відмінках і числах замінено словом "договір" у відповідному відмінку і числі згідно із Закон...полностью>>
'Программа'
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Самарской области совместно с Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Молодежный ...полностью>>
'Документ'
В настоящее время для измерения электрических полей в плазме с высоким временным и пространственным разрешением широко используются методы, основанные...полностью>>

Телекомпания «мир» как инструмент формирования единого информационного пространства СНГ

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

30

На правах рукописи

Батыршин Радик Ирикович

ТЕЛЕКОМПАНИЯ «МИР» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ

ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СНГ

Специальность 10.01.10 – журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва - 2011

Работа выполнена на кафедре журналистики и массовой коммуникации

ФГОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников телевидения

и радиовещания»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Цвик Валерий Леонидович

Институт повышения квалификации работников

телевидения и радиовещания

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Овсепян Рафаил Погосович

Московский государственный университет

имени М.В.Ломоносова

доктор филологических наук, профессор

Десяев Сергей Николаевич

Государственная телерадиокомпания

«Мордовия»

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится «19» мая 2011 года в 13 часов на заседании Диссертационного совета Д.206.002.01 в Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания по адресу: 127521, Москва, ул. Октябрьская, 105, корп. 2, ауд.10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания по адресу: 127521, Москва, ул. Октябрьская, д. 105, корп. 2.

Автореферат размещен на сайте

Автореферат разослан____________________2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент Уразова С.Л.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Проблемы, возникшие на территории бывшего Советского Союза после распада государства в 1991 году, наиболее наглядно отразились на информационной сфере. Связи между бывшими республиками СССР – языковые, культурные, этнические, экономические и геополитические – существенно осложнились в результате радикальных политических преобразований и перешли в иное культурное качество. Вместе с тем, необходимость поддержания таких связей была очевидной. Они обеспечивали и большую конкурентоспособность отдельных, теперь уже самостоятельных государств, и способствовали укреплению их суверенитетов.

Несмотря на усиливающиеся временами расхождения между бывшими советскими республиками, подчас перерастающими в прямые конфликты, актуальность создания и последующего поддержания гуманитарного и экономического единства в определенных аспектах государственной политики стран СНГ не вызывает сомнений. Напряженные отношения России с Грузией, Молдовой, Украиной, странами Балтии не отменяют наличия широкой сферы общих интересов и многолетней традиции взаимодействия в разных областях жизни.

На этом фоне важной проблемой нам представляется повседневная работа МТРК «Мир» в ее развитии в условиях меняющейся межгосударственной политики стран СНГ. В научной литературе не получил должного отражения значительный этап этой работы, связанная с ним законотворческая деятельность, а также практика ее применения. Не обобщен имеющийся обширный методологический материал, содержащийся в изданиях самой телекомпании и откликах на ее деятельность. До сих пор не было попытки конкретно-исторического осмысления данных социологических исследований, которые проводились как самой телекомпанией, так и рядом независимых служб, занимающихся изучением общественного мнения и состава аудитории СМИ. Не изучена и концепция телекомпании, которая формируется и совершенствуется под влиянием различных факторов. Наконец, все еще не получил описания и критической оценки и путь становления компании как организации.

Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» создана 9 октября 1992 года Соглашением глав государств – участников СНГ в целях освещения их политического, экономического и гуманитарного сотрудничества, формирования общего информационного пространства Содружества, содействия международному обмену информацией. Ее соучредителями являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (фактически Республика Узбекистан участия в деятельности МТРК «Мир» не принимает, Грузия остается участником указанного выше Соглашения глав государств Содружества).

В настоящее время МТРК «Мир» представляет собой в целом четко структурированную организацию: управляющий орган в Москве, национальные филиалы и представительства в 9 странах СНГ, региональные филиалы в Санкт-Петербурге, Владикавказе и Алма-Аты, корреспондентский пункт в Кабардино-Балкарии, оснащенные современными наземными станциями системы спутниковой связи и телерадиокомплексами. Технические возможности телерадиокоммуникационного центра МТРК «Мир» позволяют организовать теле- и радиоканалы для вещания в формате DVB MPEG2, каналы сбора новостей, «живые» телемосты (прямые включения в телерадиоэфир) с любой точкой мира, видеоконференции, каналы спутниковой связи, в том числе телефонию, интернет и др. Вещание осуществляется через спутниковые платформы путем распространения в эфире и кабельных сетях. В собственности МТРК «Мир» находятся также передвижные спутниковые станции типа «Fly away».

Сегодня МТРК «Мир» ведет круглосуточное телевизионное вещание на территориях всех стран СНГ (за исключением Туркменистана), а также Балтии с охватом аудитории более 59 млн. человек (данные на февраль 2010 г.). В России через операторов эфирного и кабельного вещания программы компании смотрят почти в 950 городах и населенных пунктах с общей численностью населения 85 млн. человек, реальный охват аудитории – 39 миллионов человек. Решен вопрос о широком вхождении в кабельные сети Москвы и других крупнейших городов РФ. Телеканал «Мир» присутствует в пакетах программ, транслируемых НТВ+, «Радуга ТВ», «Триколор ТВ» и «Триколор ТВ Сибирь». Ведется вещание в режиме on line в Интернет-телевидении. Зона непосредственного спутникового вещания МТРК «Мир» охватывает территорию от Атлантики до Тихого океана. Организовано вещание специальной версии телеканала «Мир» для жителей стран Центральной Азии, Урала и Сибири с учетом поясного времени (сдвиг +3 часа относительно московского времени).
В настоящее время идет процесс превращения телеканала в действенный инструмент информационной политики по укреплению позитивного имиджа каждого из государств СНГ и всего Содружества в целом. В этих целях более чем в два раза увеличен объем информационного вещания. Первостепенное значение придается информированию населения стран СНГ о важнейших событиях политической, социально-экономической и культурной жизни в государствах Содружества. Усилилась гуманитарная направленность телеканала «Мир» – заметное место в сетке вещания сегодня занимают общественно и социально значимые передачи с высокой долей культурологических, страноведческих и детских программ. Производство специальных программ ведется совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества. Сегодня творческие и технические возможности МТРК «Мир» позволяют создавать качественные и рейтинговые программы различных жанров. Полностью обновлен бренд телеканала, на постоянной основе введен мониторинг определения рейтинга телеканала. Упорядочилось сотрудничество с компаниями «TNS Gallup Россия», ГФК «Русь», «Новак», «TNS Gallup Asia», и «Объединенный индустриальный комитет» по исследованию зрительской аудитории телеканала «Мир» методами пиплметрии и дневниковых панелей. Осуществляется комплексный план по переводу производства на новые цифровые и мультимедийные технологии, созданию мощного Интернет-портала компании. Ведется работа по началу вещания в цифровых стандартах DVB-T и мобильного телевидения в стандарте DVB-H. Телеканал «Мир» уже вошел в социальные пакет цифрового телевещания на территории Республики Беларусь, Казахстана, Киргизии, принято политическое решение об участии телеканала в социальном пакете цифрого вещания на Армению.

Совместно с Советом руководителей государственных и общественных телекомпаний СНГ создан Межгосударственный информационный пул, в котором МТРК «Мир» выступает в качестве основного координатора и оператора сбора и передачи информационных материалов. По сути, восстановлена система «Интервидения» на новом витке развития, которая позволяет в рамках СНГ наладить ежедневный обмен информацией о политически и социально значимых событиях, происходящих в странах Содружества. Всего в ежедневной копилке пула – не менее 30 видеоматериалов, созданных телекоампаниями Содружества.

Жизнь в мире быстрых социальных изменений, перемены в образе жизни сами по себе являются причиной роста объема информации, которая необходима для ориентирования в реальной действительности. Современный человек, сознающий себя как гражданин мира, испытывает потребность в понимании глобального мира. Решая эту задачу, помимо личного опыта необходимо руководствоваться опытом других людей, а также информацией, которую предлагают СМИ. В телекоммуникации центральным звеном является телевизионное сообщение, которое содержит информацию, позволяющую зрителю реконструировать образ автора, телекоммуникатора.

Среди всех СМИ именно телевидение оказывает наибольшее воздействие на аудиторию, это обусловлено не только его охватом, но и основными свойствами. За ТВ, в отличие от газет или Интернета, не надо платить (символическая плата за коллективную антенну не воспринимается как плата за ТВ), это делает его еще и самым доступным СМИ. По данным опросов, 90% людей узнают о новостях по телевидению. Так что оно фактически обладает монополией на снабжение информационными потоками значительной части населения.

Все вышесказанное обусловило актуальность предпринятого исследования

Объектом исследования послужила деятельность МТРК «Мир» – ее эфирная составляющая и сопутствующая ей интернетовская продукция.

Предмет исследования – анализ видеоматериалов, официальных документов и иных материалов, связанных с работой телекомпании с целью выявления особенностей работы МТРК «Мир» и ряда общих закономерностей межгосударственной информационной политики в постсоветских условиях.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 по 2010 годы.

Теоретической и методологической базой исследования стали работы, посвященные проблемам формирования информационной политики, деятельности СМИ в кризисных и переходных условиях, основополагающие труды теории телевизионной журналистики. Автором диссертации изучены работы отечественных и зарубежных исследователей: Ю. Демченко, Т. В. Закупень, М. Кастельса, В. А. Копылова, А. И. Палия и В. Л. Петрова, Д. С. Черешкина и Г.Л. Смоляна, Р. П. Овсепяна и других авторов1.

Для исследования отношений между журналистикой и обществом, определяющих современные тенденции средств массовой информации, и в частности, перспективы развития единого информационного пространства, были использованы идеи и положения, высказанные в работах Е.Л. Вартановой, Н.А. Голядкина, Я.Н. Засурского и др. Также среди трудов по теории и истории журналистики, прежде всего, отметим фундаментальные работы Е. Л. Вартановой, Н. А. Голядкина, А. А. Грабельникова, И. М. Дзялошинского, Я. Н. Засурского, А. В. Качкаевой, О. В. Коноваловой, Г. В. Лазутиной, Ю. В. Лучинского, Е. И. Пронина, О. Р. Самарцева, В. Л. Цвика2.

Суждения, касающиеся развития личности журналиста как участника современного массово-информационного процесса во многом являются развитием идей, высказанных в работах И. М. Дзялошинского. В качестве теоретического ориентира в области отношений между журналистом и массовым сознанием, были приняты работы Е. П. Прохорова. При обращении к социальному дискурсу в отечественной журналистике в данном исследовании использовались положения из работ Л. Г. Свитич, И. Д. Фомичевой, А. А. Ширяевой. При характеристике изменений в области восприятия и производства информационного продукта были приняты выделенные М. Маклюэном когнитивные процессы. Вопросам взаимодействия СМИ и власти уделяли внимание известные исследователи отечественной журналистики Я. Н. Засурский, В. М. Горохов, Е. П. Прохоров, М. В. Шкондин, а также политологи и социологи П. Бурдье, М. Вебер, Дж. Кин, В. Д. Попов, А. И. Соловьев, Г. Шиллер.

Методы исследования темы диссертации включают системный подход к изучаемому объекту, различные приемы социологического исследования, контент-анализ, принципы сравнительно-исторического и междисциплинарного подхода к изучению явлений культуры, функциональный и типологический анализ информационного вещания. Представленная в работе классификация информационных жанров основывается на наблюдениях автора за эволюцией и функционированием программной сетки МРТК «Мир».

Эмпирическая база исследования – видеоматериалы телевизионных передач телеканала «Мир» в период с 1993 по 2009 год, нормативно-правовая база деятельности телекомпании, социологические и критические работы, посвященные ее деятельности за весь период существования, а также опыт работы автора в качестве председателя МТРК «Мир» с 2007 г. по н.в.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие «Единое информационное пространство» широко бытует в средствах массовой информации, а также в исследовательской литературе начиная с середины 1990-х годов. Иногда оно произвольно вытесняет такие устойчивые понятия как «информационная среда» или «информационное поле», выступает их синонимами. Однако четкого разграничения эти термины в теоретической литературе до сих пор не получили. В государственных документах, прежде всего, в принятой Указом Президента РФ от 1 июля 1994 года «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов»3 сказано, что «Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей».

В исследовательской литературе можно обнаружить и другие определения этого понятия. Скажем, нередко ЕИП трактуется как единая информационная база данных, полный систематизированный каталог разных сведений. Развитие Интернета привело к новым версиям понимания термина. Единым информационным пространством теперь называют и слияние двух информационных сред: традиционной (оффлайновой) и новой (сетевой). В результате, до сих пор остается насущным вопрос, сформулированный еще в 2001 году: не является ли сочетание «единое информационное пространство» политической метафорой4. Тем не менее, все эти в разной степени конфликтующие между собой варианты трактовок имеют и нечто общее, что, по мнению автора диссертации, должно быть выявлено и подвергнуто теоретическому осмыслению. С нашей точки зрения, научно-корректное понятие ЕИП важно для построения непротиворечивой концепции межгосударственного телевещания. Диссертант рассматривает названное понятие как многофункциональное и охватывающее не только технологические, но и содержательные аспекты деятельности всех видов СМИ, особенно электронных.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что автор впервые, на примере деятельности МТРК «Мир», предпринял попытку сформулировать общие принципы работы информационного вещания на межгосударственном информационном пространстве. В процессе исследования получили теоретическое обоснование и новую историко-культурную перспективу некоторые положения ряда законодательных актов и концепций, связанных с межгосударственной информационной политикой СНГ. Предпринята попытка научного описания деятельности телекомпании «Мир»: выявлены ее основные тематические направления, жанровые особенности, оперативные и глобальные цели и задачи. На фоне документов и материалов работы телекомпании определены некоторые не отмечавшиеся ранее в научной литературе общие закономерности существующих в странах СНГ законов о государственных языках. Специально рассмотрены законодательные акты, касающиеся бытования русского языка в странах СНГ применительно к практике средств массовой информации.

Обоснованность и научная достоверность исследования обеспечивается использованием соответствующей научной методологии, развернутой теоретической базы, применением широкого круга методов, обширным эмпирическим материалом. Работа выполнена на основе оригинального материала, в ряде случаев впервые представленного в отечественной медиалогической науке.

Методологической базой диссертации послужили научные принципы исследования деятельности СМИ, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых. Деятельность телекомпании «Мир» изучена с привлечением максимально широкого круга данных социологических исследований, оценок экспертов, мнений критиков, свидетельств сотрудников компании, нормативно-правовых документов. Таким образом, верифицируемость данных диссертации обеспечивается как многократно апробированной в науке методологией исследования, так и надежностью эмпирической базы.

Теоретическая значимость работы определяется, прежде всего, всесторонней характеристикой состояния межгосударственного сотрудничества в сфере информации. Обобщенный и систематизированный материал позволяет вывести некоторые закономерности построения межгосударственной политики в области информационного взаимодействия. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для углубленного изучения информационного пространства СНГ, условий и особенностей функционирования русского языка в медиа-среде бывших союзных республик, а также особенностей работы телевидения на территории бывшего СССР в новых геополитических условиях. Положения диссертации также могут быть учтены при формировании образовательных программ для журналистов, других работников СМИ и для специалистов в различных гуманитарных дисциплинах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его положения могут быть использованы как для совершенствования дальнейшей работы телекомпании «Мир», так и для корректирования межгосударственных проектов в области развития средств массовой информации. Материалы диссертации могут представлять интерес для организаций, занимающихся проблемами соотечественников в ближнем зарубежье. Положения диссертации также могут быть использованы при разработке программ по изучению и пропаганде русского языка в странах СНГ и Балтии.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации.

1. Единое информационное пространство на территории бывшего Совестского Союза – необходимое условие утверждения и дальнейшего развития суверенитета бывших советских республик и их конкурентоспособности на международном поприще.

2. Статус русского языка как основного языка межгосударственных коммуникаций остается актуальным и нуждается в развитии и укреплении.

3. Концепция вещания телекомпании «Мир» должна отражать новые геополитические, политико-экономические, социокультурные и технологические условия существования средств массовой информации.

4. В новых условиях, в эпоху развития цифровых технологий, деятельность телеканала «Мир» может получить дополнительный импульс в направлении организации универсального межгосударственного информационного пространства.

Апробация результатов диссертационного исследования состоялась в ряде докладов автора на международных практических и научных конференциях, в выступлениях в Государственной Думе РФ, посвященных законотворческим аспектам межгосударственного вещания, и в практической работе в МТРК «Мир», а также в ряде научных публикаций, в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ,.

Структура диссертации определена целями исследования и его задачами, а также спецификой изучаемого предмета. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Спортивный брендинг как инструмент формирования современного имиджа России за рубежом (2009) Введение

    Исследование
    Данная работа посвящена исследованию способов целенаправленного формирования имиджа России за рубежом посредством инструментов относительно новой отрасли брендинга - спорт-брендинга.
  2. После того, как я был избран на пост президента России, несколько крупных издательств обратились ко мне с просьбой продолжить воспоминания

    Документ
    После того, как я был избран на пост президента России, несколько крупных издательств обратились ко мне с просьбой продолжить воспоминания. Я всегда считал, что действующий политик не должен заниматься мемуарами, для этого существуют
  3. После того как я был избран на пост Президента России, несколько крупных издательств обратились ко мне с просьбой продолжить воспоминания

    Документ
    После того как я был избран на пост Президента России, несколько крупных издательств обратились ко мне с просьбой продолжить воспоминания. Я всегда считал, что действующий политик не должен заниматься мемуарами, для этого существуют
  4. Материалы мониторинга информационного пространства стран центрально-азиатского региона о факторах, оказывающих влияние на геополитическую и наркоситуацию в Центрально-Азиатском регионе за декабрь 2011 года

    Документ
    Рассматривая (по материалам Института Политических Решений, «Индекс безопасности Центральной Азии») Центральную Азию с точки зрения теории регионального комплекса безопасности (охватывает пять стран – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан
  5. I. Исторические аспекты евразийства и современность

    Литература
    Прошло больше 10 лет, как распалась некогда великая держава – Союз ССР. Это привело к образованию на ее территории ряда новых. Независимых государств.

Другие похожие документы..