Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Фонд Східна Європа спільно з Головним управлінням зовнішньоекономічної діяльності та європейської інтеграції Одеської обласної державної адміністраці...полностью>>
'Семинар'
2.Правовое образование школьников и гражданское воспитание в процессе изучения предметов обществоведческого цикла (история, обществознание, правоведен...полностью>>
'Документ'
именуемый в дальнейшем «Собственник», при совместном упоминании именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий Договор управления многоквартир...полностью>>
'Программа'
Поиски прародины славян. Дунайская и буго-днестровская версии происхождения славян. Славянские племена Восточной и Центральной Европы во II–V вв. Про...полностью>>

Программа дисциплины «Художественный образ как средство политического воздействия» для направления 030200 Политология подготовки бакалавра (030200. 62) Авторы программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет Прикладной политологии

Программа дисциплины

«Художественный образ

как средство политического воздействия»

для направления 030200 - Политология

подготовки бакалавра (030200.62)

Авторы программы:

кандидат филологических наук, доцент М.И. Дзялошинская

Рекомендовано секцией УМС

Секция «Политология»

Председатель

__________________ Л.В. Поляков

«___»__________ 2006 г.

Утверждено УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь

__________________ И.Б. Орлов

«___»__________ 2006 г.

Одобрена на заседании

Кафедры публичной политики

Зав. кафедрой публичной политики

_________________ Н.Ю. Беляева

«____» ____________ 2006 г.

Москва, 2006

Пояснительная записка

Требования к студентам:

  • наличие теоретических знаний о политической, социальной и правовой сферах общества;

  • умение логически мыслить;

  • обладание навыками подготовки письменных контрольных работ.

Цели данного курса:

  • показать возможность – с точки зрения прикладной политологии – обращения к художественным произведениям как к источнику знаний о политических явлениях;

  • раскрыть некоторые преимущества исследования важнейших политических проблем с помощью художественных средств, изучить методы и приемы анализа, используемые в художественных произведениях и применимые в политической публицистике (образы, метафоры, аналогии, гротеск, психологические модели и т.д.);

  • выработать у студентов навык видеть и изучать отражение политических реалий в художественных произведениях;

  • показать возможности художественных произведений в анализе скрытых политических механизмов, в описании и оценке эпох, режимов, лидеров.

В конечном счете «сверхзадачей» курса является стимулирование интереса будущих политологов к комплексу художественных произведений – как с точки зрения обогащения профессиональных навыков, так и в контексте общекультурного роста.

Курс нацеливает студентов вырабатывать определенную культуру работы над текстами различной сложности.

Место и роль данного курса:

Освоение данного учебного материала необходимо для практической работы:

  • руководителей и сотрудников аналитических служб, политических обозревателей СМИ, спичрайтеров, консультантов и экспертов по вопросам политической культуры;

  • лидеров политических партий и общественных движений, стремящихся к поддержанию в обществе определенных культурных традиций, к постоянному конструктивному диалогу с творческой интеллигенцией.

Тематический план учебной дисциплины

п/п

Название темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа

Лекции

Семинары

1

Предмет и структура курса

2

1

1

2

Художественный образ в искусстве

2

1

1

3

Искусство и социум

2

1

1

4

Методология анализа литературного произведения

2

1

1

5

Политический анализ и литературные «портреты времени»

3

1

2

6

Политические и политико-психологические аспекты проблем «личность-организация», «личность-государство»

7

1

2

4

7.

Политические портретные галереи в художественных текстах

8

2

2

4

8.

Технология массовых движений, организаций, акций

4

2

2

9.

Политический радикализм в художественной литературе

4

2

2

10

Политические элиты, законы их функционирования

7

1

2

4

11

Политический анализ и жанр исторического романа

7

1

2

4

12

Элементы политического анализа в жанрах сказки, притчи, фэнтэзи

6

2

4

13.

Приемы литературно-политического анализа

8

2

2

4

14.

От путевых заметок к политическому анализу

8

2

2

4

15.

Русская политическая публицистика

8

2

2

4

16.

Утопии и антиутопии как формы политического анализа

4

2

2

17

Идеологизация жанров

6

2

4

18

Политические взгляды автора и их отражение в содержании литературного произведения

4

4

19

Экранные искусства и политика

4

4

20

Политический театр

3

3

21

Политика и изобразительное искусство

3

3

22

Музыка и политика

3

3

23

Политика в архитектуре

3

3

ИТОГО:

108

24

16

68

Формы контроля

Текущий контроль:

  • проверка знаний в ходе семинарских занятий;

  • заслушивание и оценка устных докладов.

Промежуточный контроль:

  • домашнее задание объемом 8-10 страниц (тема по выбору из прилагаемого списка);

Итоговый контроль - зачет.

Итоговая оценка складывается:

10% - активность на семинарах, участие в обсуждении докладов;

20% - подготовка доклада;

35% - домашнее задание;

35% - зачет.

Все формы текущего, промежуточного и итогового контроля оцениваются по 10-балльной шкале.

Содержание программы

Тема 1. Предмет и структура курса

Политическая проблематика в искусстве. «Политическое» как объект художественного исследования».

Искусство как семиотическая система. Специфика художественной коммуникации и информации.

Понятия «язык искусства», «художественный текст», «художественный материал», «художественное содержание», «художественная форма», «художественный образ». Художественный язык как упорядоченное в чувственно-конкретной форме художественное сообщение, высказывание.

Произведение искусства как сложно построенный смысл (текст), системное единство элементов художественного языка как смысловых (содержание произведения искусства и его выражение в художественном языке).

Проблема целостности художественного произведения. Моделирующая функция языка искусства. Художественная модель мира как реализация творческого замысла (идеи) художника.

Специфика языка различных видов искусства. Язык живописи, архитектуры, кино, театра, музыки, литературы. Проблема взаимодействия искусств.

Основная литература:

  1. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. – М., 1996.

  2. Парамонов Б. Конец стиля. – М., 1997.

Дополнительная литература:

  1. Бердяев Н. Духи русской революции. – В кн.:Вехи. Из глубины, - М., 1991

  2. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002.

  3. Булгаков С. Героизм и подвижничество .- В кн.:Вехи. Из глубины, - М., 1991.

  4. Бунин И. Окаянные дни. Статьи. Воспоминания (Горький, Волошин), - СПб.: Азбука, 2000.

  5. Введение в теорию художественной культуры: Учеб. пособие / Научн. ред. Л.М. Мосолова. — СПб., 1993.

  6. Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.

  7. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. Под ред. Сальникова В.Н. - СПб., 2000.

  8. Диалог культур: Проблема взаимодействия русского и мирового театра ХХ века: Сб. статей. — СПб., 1997.

  9. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. — СПб., 1999.

  10. Ерофеев Викт. Мужчины. – М.:Подкова, 1998.

  11. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.

  12. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону, 2000.

  13. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. — М., 1997.

  14. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. - М., 1978.

  15. Самосознание европейской культуры ХХ века. — М., 1991.

  16. Шестаков В.Н. Очерки по истории эстетики. - М., 1979.

  17. Эстетика. Учебное пособие. Под ред. Радугина А.А. - М., 1998.

  18. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. - М., 2000.

Тема 2. Художественный образ в искусстве

Образность как отличительная черта художественного мышления.

Художественный образ как эстетический знак. Специфические черты образа: синтетичность, целостность, принадлежность сознанию, содержательность; роль культурной памяти в порождении и интерпретации образа.

Художественный образ и символ. Механизм интерпретации художественного образа как культурного феномена.

Использование различных научных методов анализа художественного образа в отдельных видах искусства (герменевтика, семиотика). Текст и контекст в анализе художественного образа.

Основная литература:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2002.

  2. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. Под ред. Сальникова В.Н. СПб., 2000.

  3. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

  4. Шестаков В.Н. Очерки по истории эстетики. М., 1979.

Дополнительная литература:

  1. Введение в теорию художественной культуры: Учеб. пособие / Научн. ред. Л.М. Мосолова. — СПб., 1993.

  2. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. — СПб., 1999.

  3. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 2000.

  4. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978.

  5. Самосознание европейской культуры ХХ века. — М., 1991.

Тема 3. Искусство и социум



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Коммуникативная компетентность» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор: доктор филологических наук, профессор Пильгун М. А

    Программа дисциплины
    Цель данного курса – сформировать у слушателей системные знания о коммуникативной компетенции, о связи коммуникации с различными аспектами политических явлений и процессов, об особенностях субъективной сферы политики в целом и стратегической
  2. Программа дисциплины «Введение в политологию» Для направления 030200. 62 «Политология» (подготовка бакалавра) (2)

    Программа дисциплины
    Программа курса составлена с использованием материалов программы «Мир политической науки: категории» (Руководитель авторского коллектива и автор концепции – А.
  3. Программа дисциплины «Риторика» Для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Цель данного курса – сформировать у слушателей системные знания о риторике как целостной концепции, о средствах речевого воздействия, методологии их разработки, а также практические навыки использования средств речевого воздействия
  4. Программа дисциплины Современные технологии pr  для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  5. Программа дисциплины «Кинематограф как инструмент политики» Для направления 030200. 62 Политология

    Программа дисциплины
    Данный курс опирается на основы социальной психологии, анализ массовых настроений, на углубленное восприятие кинопроизведений в контексте их бытования в обществе, на зрительский опыт студентов, а также основы политологии и навыки общего

Другие похожие документы..