Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
20-21 апреля 2007 года состоится региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления и экономики России на современном этапе...полностью>>
'Расписание'
30-11.00 Финансовое право Лекция доц. Мурунова А.В. -510 11.15-1 .45 Финансовое право Лекция доц. Мурунова А.В. 13.00-14.30 14.45-1 .15 1 .30-18....полностью>>
'Учебник'
Логика – одна из самых старых наук. Ее богатая событиями история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прош...полностью>>
'Документ'
У системі підготовки філологів курс “Практична стилістика української мови” входить до магістерської програми і читається для студентів V- курсу. Він...полностью>>

Программа дисциплины «Художественный образ как средство политического воздействия» для направления 030200 Политология подготовки бакалавра (030200. 62) Авторы программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 18. Политические взгляды автора и их отражение в содержании литературного произведения

Зарубежные писатели на политической сцене

Российские писатели на политической сцене.

Основная литература:

Произведения Э. Хэмингуэя, Х.-Л. Борхеса, К. Гамсуна, И. Бунина, М. Горького, В. Набокова, А. Солженицына, В. Распутина, Ю. Полякова, А. Проханова, Э. Лимонова по выбору студентов.

Тема 19. Экранные искусства и политика

Базовые представления о происхождении и единицах языка кино. Эволюция кино в аспекте совершенствования технических средств создания художественного образа.

Кино, телевидение, видео — детища технического прогресса ХХ века. Общность и различие в технологии производства (фотомеханические и электронные технологии) и принципах художественного творчества. Экранное творчество как средство массовой коммуникации и как художественная деятельность.

Жанровая система экранных искусств. Кино игровое (психологическая драма, мелодрама, комедия, приключенческий фильм, фантастика, киносатира, вестерн, детектив, киноэпопея, мюзикл, фильм-опера, фильм-балет и др.), документальное (репортаж, кинонаблюдение, кинопортрет, киноочерк, кинохроника). Видеофильм, видеоклип, документальная видезапись. Телевидение и его жанры (информационная, развлекательная передача, телесериал, жанры кинодокументалистики и др.). Место мультипликации (графической и объемной) в кругу экранных искусств: особое искусство, пользующееся кинематографической техникой.

Экранный образ. Объективный и субъективный содержательный планы (фиксация видимого и авторская оценка). «Прозаический» и «поэтический» кинематограф.

Специфика восприятия экранных искусств: эффект присутствия, отождествления. Многослойная смысловая структура экранного произведения. Возможность прочтения отдельных слоев содержания.

Семиотика кино, ее достижения и методы. Прочтение экранного «текста». Выявление структуры «кода», или «языка», киноискусства. Раскрытие культурных и политических смыслов экранных образов.

Основная литература

  1. Арнхейм Р. Кино как искусство. — М., 1960.

  2. Базен А. Что такое кино. М.,1977.

  3. Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства / Пер. с нем. М., 1968.

  4. Вайнсфельд И. Кино как вид искусства. — М., 1984.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы теории киножанров. М.,1982.

  2. Асенин С. Мир мультфильма. М.,1986.

  3. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.,1966.

  4. Власов М. Виды и жанры киноискусства. М.,1976.

  5. Волкова Л. Монтаж как выразительное средство художественного фильма. М.,1976.

  6. Воскресенская И. Звуковое решение фильма. М.,1984.

  7. Гинзбург С. Очерки теории кино. М.,1993.

  8. Девис Д. Азбука телевидения / Пер. с англ. — М., 1962.

  9. Добин Е. Поэтика киноискусства. — М., 1961.

  10. Дробашенко С. Феномен достоверности: очерки теории документального фильма. М..1972.

  11. Ждан В.Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. — М., 1987.

  12. Зайцева П.А. Киноязык: возвращение к истокам. — М., 1997.

  13. Зак М. Зримый образ фильма. — М., 1986.

  14. Казин А.Л. О специфике киноискусства. — Л., 1978.

  15. Киноискусство: Справочник. М., 1985.

  16. Козинцев Г. Собрание сочинений: В 5 т. М.,1982.

  17. Кракаузер З. Природа фильма. М.,1974.

  18. Крючечников Н. Сюжет и композиция сценария. — М., 1976.

  19. Кулешов Л. Собрание сочинений: В 3 т. М.,1987.

  20. Левшина И.С. Как воспринимаются экранные искусства. — М., 1986.

  21. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. М.,1973.

  22. Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном. — Таллин, 1994.

  23. Мартен М. Язык кино / Пер. с фр. — М., 1959.

  24. Мир и фильмы Андрея Тарковского. М.,1991.

  25. Нечай О. Основы киноискусства. М.,1989.

  26. Очерки философии кино. — М., 1997.

  27. Пудовкин В. Собрание сочинений: В 3 т. М.,19974.

  28. Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. — М., 1982.

  29. Ромм М. Избранные сочинения: В 3 т. М.,1982.

  30. Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6 т. М..1958.

  31. Соболев Р. Что такое язык кино? — М., 1983.

  32. Строение фильма: Некоторые проблемы анализа произведений экрана: Сб. статей / Сост. К. Разлогов. — М., 1984.

  33. Телевидение. — М., 1990.

  34. Федерико Феллини. Делать фильм. М., 1984.

  35. Фрейлих С. Теория кино. М.,1992.

  36. Эйзенштейн С. Собрание сочинений: В 6 т. М.,1964.

  37. Ямпольский М.Б. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии. — М., 1993.

Тема 20. Политический театр

Формирование театра как вида искусства. Новые тенденции в театральном искусстве ХХ в. Историческое многообразие театральных форм и видов. Многообразие жанровых театральных форм: трагедия, комедия, фарс, мелодрама, опера, балет, оперетта, мюзикл и т. д. Камерные формы театра и массовые театральные действа. Сценическая образность. Жизненный материал театрального искусства. Жизненная правда и театральная условность. Театр как «вторая реальность».

Язык театра. Семантика элементов сценического языка. Театральная речь (литературный текст и его смыслы). Текст и подтекст (взаимодействие литературного текста с другими элементами театрального комплекса). Язык актерской пластики (жизнеподобные и символические пластические формы). Мизансцена как основа структурирования сценического действия и создания его смысловых ячеек. Семантические возможности сценографии и музыкального ряда.

Режиссура как средство создания театральной формы. Организация сценического действия, мизансценирование и созидание художественного комплекса спектакля. Режиссерский замысел и его воплощение.

Многоаспектность театрального произведения: литературная основа, сценическое действие, художественное и музыкальное оформление, актерское и режиссерское мастерство. Спонтанная целостность восприятия. Неполнота охвата художественной информации в акте единичного восприятия.

Проблема понимания художественного смысла разнородных элементов сценического языка (литературного, музыкального, пластического, изобразительного и др.). Интерпретация театрального произведения через аналитическое рассмотрение отдельных художественных средств и компонентов спектакля, выявление их семантики и семантических связей. Интерпретация критическая, культурологическая, герменевтическая, семиотическая.

Основная литература:

  1. Базанов В.В. Сцена ХХ века. — М., 1990.

  2. Злотникова Т. Публичное одиночество: Проблема личности в русском театре второй половины ХХ века. Ярославль, 1998.

Дополнительная литература:

  1. Анализ драматического произведения. — Л., 1988.

  2. Барабаш Н.А. Условность в драме и театре (Современные аспекты). — Ташкент, 1991.

  3. История западноевропейского театра: В 8 тт. М., 1956 - 1988.

  4. История русского драматического театра: В 7 тт. М.,1977 – 1987.

  5. История советского театроведения. Очерки. 1917-1941. М.,1981.

  6. Лотман Ю. Семиотика сцены // Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб., 2000.

  7. Лотман Ю.М. Язык театра // Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб., 2000.

  8. Мокульский С. Изучение специфики театра // Наука о театре. — Л., 1975.

  9. Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина ХIХ века. Л.,1976.

  10. Очерки истории русской театральной критики. Конец ХVШ – первая половина ХIХ века. Л., 1981.

  11. Попов А.Д. О художественной целостности спектакля (Любое издание.)

  12. Ремез О. Пространственно-временное своеобразие драматического искусства. — М., 1979.

  13. Сахновский-Панкеев В. Соперничество — содружество: Театр и кино. Опыт сравнительного анализа. — Л., 1979.

  14. Смирнов Б.А. Театр как вид искусства: лекции по курсу. — Л., 1977.

  15. Театр: о зрелищах, развлечениях и театре. М.,1998.

  16. Театральная энциклопедия. - В 5 тт. М.,1961-1967.

  17. Хализев В.Е. Драма как явление в искусстве. — М., 1978.

Тема 21. Политика и изобразительное искусство

Трансформация визуальных представлений о мире и человеке в художественной культуре. Изобразительное искусство ХХ века: тенденции, течения, персоналии. Новые видовые и жанровые образования, полемические характеристики их с позиций искусствоведения. Отражение зримых образов реальности (документальная конкретность и условная схематичность изображения). Предметный мир изобразительного произведения. Персонажи и события. Сюжет и особенности его воплощения в изобразительном искусстве (одномоментный ракурс событий, симультанный образ действия, последовательное повествование по принципу «стоп-кадр»). Аллегория и символ как средства расширения содержательных возможностей изобразительного искусства.

Визуализация невидимого: воплощение душевных состояний и абстрактных идей. Нефигуративные образы изобразительного искусства. Выразительные свойства фигуративных образов, основанные на соединении сходства и несходства.

Тема, мотив и идея произведения изобразительного искусства.

Содержательные аспекты материала и формы. Эмоционально-семантическое восприятие свойств материалов изобразительного искусства. Произведение как значимая форма, имеющая определенную духовно-ценностную организацию.

Виды живописи: монументальная, декоративная, театрально-декорационная, миниатюра. Виды графики: уникальная и печатная графика. Виды скульптуры: круглая скульптура и рельеф (барельеф и горельеф).

Жанры и жанровые модификации скульптуры (исторический и бытовой портрет, мемориальная, культовая, декоративная, «ландшафтная» скульптура и т. д.), живописи (бытовой, мифологический, исторический жанры, икона, портрет, натюрморт, пейзаж, марина, книжная миниатюра и т. д.), графики (станковая, книжная, прикладная графика, плакат).

Различие исходных позиций для интерпретации произведения. Интерпретация произведения с позиций современной культуры. Проникновение в замысел художника и культуру эпохи и страны, породившей данное произведение искусства. Критическая оценка и полититологическое исследование.

Основная литература:

  1. Кантор А. Изобразительное искусство ХХ века. М.,1988.

  2. Даниэль С.М. Искусство видеть. — Л., 1990.

Дополнительная литература:

  1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. — М., 1973.

  2. Алпатов М. Композиция в живописи. — М.; Л., 1940.

  3. Бараскин К. Трактат о скульптуре. — Бухарест: Меридиан, 1964.

  4. Башинская И. Образ в изобразительном искусстве. — Л., 1992.

  5. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — М., 1985.

  6. Дмитров Д. О современном изобразительном искусстве. М.,1987.

  7. Жегин Л. Язык живописного произведения. М.,1970.

  8. Жуковский В., Пивоваров Д. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск,1991.

  9. Коровкевич С.В. Анализ картины. — Л., 1975.

  10. Лессинг Н.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.,1957.

  11. Морозов С. Творческая фотография. — М., 1986.

  12. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. — М., 1983.

  13. Панофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. — СПб., 1999.

  14. Прокофьев В. Постимпрессионизм. М.,1973.

  15. Пространство картины: Сб. статей / Сост. Н.О.Тамручи. — М.: Советский художник, 1989.

  16. Ревальд Дж. Постимпрессионизм. М.,1978.

  17. Современное изобразительное искусство Запада. М.,1986.

  18. Эфрос А. Судьбы дореволюционных художественных течений в советской живописи. М.,1979.

Тема 22. Музыка и политика

Понятие музыкального образа. Музыкальный тематизм как носитель музыкальных образов. Тематический и нетематический материал. Приемы развития тематического материала: повтор, вариация, развитие, преобразование, контраст. Тематические и интонационные связи, производный тематизм. Взаимопроникновение функциональных типов тематизма. Музыкальная тема. Классификация музыкальных тем. Диалектика функций музыкальной темы.

Основные музыкальные роды и жанры. Понятие музыкальной формы. Культурные коды музыки. Философско-эстетические основания музыкального творчества (научная традиция и опыт композиторов).

Понятие музыкального языка. Символизм музыкального языка. Исторические и региональные особенности осмысления музыкального звучания. Понятие «музыкального словаря эпохи».

Связь звукового текста с культурным содержанием эпохи. Стиль и жанр в музыке. Музыкальные жанры и их семантические возможности. Музыкальный стиль как семантический комплекс. Национальные и исторические стили в музыкальном искусстве. Индивидуальный композиторский или исполнительский стиль. «Чистый» стиль и полистилистичность.

Виды аналитического рассмотрения музыкального произведения. Типолого-стилевой, жанровый, формальный, эстетический, комплексный, или системный, анализ. Значимость системного подхода к анализу произведения и восприятие его как многоуровневой системы.

Специфика интерпретации как истолкования художественного образа. Интерпретация и творчество. Виды интерпретации музыкального произведения. Исполнительская и слушательская интерпретации.

Искусство исполнительской интерпретации. Значение вторичного творческого воссоздания. Авторский текст и его переосмысление в процессе исполнения. Исполнительский стиль и художественная индивидуальность исполнителя.

Слушательская интерпретация. Восприятие музыкального произведения как художественное сотворчество. Многообразие методов интерпретации музыкального произведения. Музыкальная герменевтика. Музыкальная семиотика. Культурологическая интерпретация музыкального произведения. Специфика и задачи эстетической, искусствоведческой, критической интерпретации музыкальных произведений.

Основная литература:

  1. Антипова Т.В. Музыка и бытие. — М., 1997.

  2. Каган М. Музыка в системе искусств. Спб.,1995.

  3. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. — М., 2001.

Дополнительная литература:

  1. Абрамов А. О специфике музыкального содержания // Эстетические очерки: Сб.ст. / Сост. В.К. Скатерщиков.— М., 1973. — Вып. 3.

  2. Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. — М., 1995.

  3. Арановский М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. — М., 1998.

  4. Асафьев Б. Русская музыка (XIX и начало XX века). Л.,1971.

  5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. — Л., 1971.

  6. Барсова Т. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1984. — Л., 1986.

  7. Березовчук Л.Н. Музыка и мы: Самоучитель элементарной теории музыки. — СПб., 1995.

  8. Бонфельд М. Введение в музыкознание. М.,2001.

  9. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. В 3 ч. М.,1972-1978.

  10. Гаспаров В. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка // Ученые записки Тартуского университета. — Тарту, 1969. — Вып. 236.

  11. Друскин М. О западноевропейской музыке ХХ в. М.,1973.

  12. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII- первой половины XVIII века: принципы, приемы. М.,1983.

  13. История русской музыки: В 10 т., М.,1983-1994.

  14. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. — М., 1990.

  15. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII–XX веков. — М., 1998.

  16. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г.: В 2 т. М.,1982.

  17. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методика анализа малых форм. — М., 1967.

  18. Маймухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы: Учебное пособие. — М., 1998.

  19. Малышев И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. — М., 1999.

  20. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.

  21. Музыкальная эстетика Германии ХIХ века. В 2 т. М.,1981-1982.

  22. Музыкальная эстетика западной Европы XVII-XVIII вв. М.,1971.

  23. Музыкальная эстетика России ХI-XVIII вв. М.,1973.

  24. Музыкальная эстетика Франции ХIХ в. М.,1974.

  25. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М., 1988.

  26. Орлова Е. Очерки о русских композиторах ХIX – начала XX вв. М.,1982.

  27. Очеретовская Н.Л. Об отражении действительности в музыке. — Л., 1979.

  28. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8 вып. М.,1986 и далее.

  29. Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. — СПб., 1998.

  30. Саркисов Н., Башко И. Рок-музыка: сущность, история, проблемы. М.,1989.

  31. Соколов А. Музыка вокруг нас. М.,1996.

  32. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. — Нижний Новгород, 1994.

  33. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. — М., 1970.

  34. Филиппов Л.И. Основы теории музыки в современном изложении. — М., 1999.

  35. Холопова В.Н. Формы музыкального произведения. — М., 1999.

  36. Энтелис Л. Силуэты композиторов ХХ века. Л.,1971.

Тема 23. Политика в архитектуре

Архитектура как вид искусства: специфика формирования, соотношение художественного и утилитарного.

Архитектурный стиль и направление. Понятие архитектурной школы. Градостроительство. Ландшафтная архитектура. Основные архитектурные термины.

Основные направления в архитектуре второй половины ХХ века: интернациональный стиль, хай-тек, постмодернизм.

Организация и оформление пространственной среды для жизни и деятельности людей — создание «второй природы». Связь с утилитарными формами практической деятельности. Бифункциональность: переплетение духовного и материального, эстетического и утилитарного, художественного и нехудожественного.

Функциональная сторона. Соответствие бытовым потребностям человека. Критерий удобства и целесообразности.

Художественная сторона. Критерий красоты и совершенства.

Знаково-символический аспект архитектонических произведений. Семантика деталей и художественных приемов. Преимущественно неизобразительный характер художественного образа в сфере архитектонических искусств. Ассоциативная передача мыслей и чувств человека. Введение изобразительных приемов в архитектонические искусства. Приемы метафоризации архитектонического образа. Воплощение целостных культурных моделей мироздания.

«Прочтение» языка архитектонических искусств. Зависимость от культурного содержания эпохи, особенностей национального и исторического типа мышления. Врожденные способы восприятия структурных закономерностей мира и ценностные «фильтры». Выражение абстрактных идей, общих настроений и душевных состояний.

Жанровые системы в архитектонических искусствах. Историческая, национальная и индивидуальная стилистика.

Основная литература

  1. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры. - М., 1979.

  2. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Т. 1. - М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. — М., 1990.

  2. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. — М., 1984.

  3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

  4. Бертран Ж. Архитектура Ренессанса. От Брунеллески до Палладио. - М., 2001.

  5. Всеобщая история архитектуры. / Под ред. Баранова Н. В.: В 12-ти тт. - М., 1963-1975.

  6. Гропиус В. Границы архитектуры. - М., 1971.

  7. Грубе Г.-Р. Путеводитель по архитектурным формам. - М., 2000.

  8. Дженкс Ч.А. Язык архитектуры постмодернизма. - М., 1985.

  9. Зитте К. Художественные основы градостроительства. - М., 1993.

  10. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. — М., 1985.

  11. Мастера архитектуры об архитектуре: В 3-х тт. М., 1972.

  12. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История, теория, практика. - М., 2000.

  13. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. — М., 1982.

  14. Партина А.С. Архитектурные термины. - М., 1994.

  15. Сад как текст. — СПб., 1991.

  16. Тиц А.А., Воробьев Е.В. Пластический язык архитектуры. - М., 1986.

  17. Хэмбидж Д. Динамическая симметрия в архитектуре. — М., 1936.

  18. Цирес А. Искусство архитектуры. - М., 1946

  19. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. — М., 1962.

  20. Шевелев И.Ш. Логика архитектурной гармонии. — М., 1973.

  21. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века. - М., 1990.

Темы для домашнего задания

  1. Взаимодействие искусства и политики.

  2. Искусство и политика в тоталитарном обществе.

  3. Искусство и политика в условиях демократического транзита.

  4. Андеграунд как искусство протеста.

  5. Политический смысл массовой культуры.

  6. Политический анализ художественного произведения.

  7. Образы политических деятелей в современной российской литературе.

  8. Политические деятели в романах М. Булгакова «Белая гвардия», Б. Пастернака «Доктор Живаго», Э.-М. Ремарка «Триумфальная арка», А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

  9. Взаимоотношения личности и государства в романе Ф. Кафки «Замок».

  10. Романы Л. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» как галереи политических образов.

  11. Описание массовых движений, организаций, акций в романах М. Горькогой «Мать», Л. Уайта «Рафферти», Р. Мерля «За стеклом», Д. Лондона «Железная пята».

  12. Сознание террориста, маргинала, аутсайдера, революционера в романе Ф. Достоевского «Бесы».

  13. Писатель как политический аналитик.

  14. Фантастика и политика.

  15. Политика в кино.

  16. Политика в театре.

  17. Политика и изобразительное искусство.

  18. Музыка и политика.

  19. Политика в архитектуре.

Вопросы для зачета

  1. Политическая проблематика в искусстве. «Политическое» как объект художественного исследования».

  2. Специфика языка различных видов искусства. Язык живописи, архитектуры, кино, театра, музыки, литературы. Проблема взаимодействия искусств.

  3. Художественный образ как эстетический знак, основные его особенности.

  4. Текст и контекст в анализе художественного образа.

  5. Место искусства в социально-культурной жизни общества (генезис, эволюция).

  6. Взаимодействие искусства с другими формами общественного сознания (теоретический и исторический аспекты).

  7. Дихотомия политических и художественных аспектов жизни социума:

  8. «Социальный заказ» и принцип «партийности» в тоталитарном обществе.

  9. Андеграунд как проявление нонконформизма и противостояния официальной политике государства в области искусства.

  10. Массовое искусство и массовая культура.

  11. Постмодернизм в искусстве. Художественные выражение постмодернизма в отдельных видах искусства; постмодернизм в современной России.

  12. Контркультура и субкультура в системе современной художественной жизни.

  13. Основные принципы анализа и интерпретации произведения искусства

  14. Основные методы интерпретации художественного произведения.

  15. Политический анализ произведений искусства.

  16. Литературное произведение как объект восприятия и анализа

  17. Автор — текст — читатель. Проблема восприятия художественного произведения и литературная коммуникация.

  18. Анализ текста как основа адекватной интерпретации его смысла.

  19. Политический анализ и литературные «портреты времени».

  20. Отражение политических и политико-психологических аспектов проблем «личность-организация», «личность-государство» в литературе.

  21. Политические портретные галереи в художественных текстах.

  22. Описание массовых движений, организаций, акций в художественных произведениях. Политический радикализм в художественной литературе

  23. Образ политических элит в художественной литературе.

  24. Политика и фантастика.

  25. Приемы литературно-политического анализа

  26. Утопии и антиутопии как формы политического анализа.

  27. Политические взгляды автора и их отражение в содержании литературного произведения.

  28. Кино, телевидение, видео как инструменты политики.

  29. Политический анализ театрального произведения.

  30. Политика и изобразительное искусство

  31. Музыка в политике и политика в музыке.

  32. Политика в архитектуре и архитектура в политике.

Авторы программы: ________________________ И.Г. Шаблинский

_________________________ М.И. Дзялошинская

Приложение

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. - М., 2002.

  2. Булгаков С. Героизм и подвижничество.- В кн.: Вехи. Из глубины. - М., 1991.

  3. Бунин И. Окаянные дни. Статьи. Воспоминания (Горький, Волошин), - СПб.: Азбука, 2000.

  4. Введение в теорию художественной культуры: Учеб. пособие / Научн. ред. Л.М. Мосолова. — СПб., 1993.

  5. Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.

  6. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. Под ред. Сальникова В.Н. СПб., 2000.

  7. Диалог культур: Проблема взаимодействия русского и мирового театра ХХ века: Сб. статей. — СПб., 1997.

  8. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. — СПб., 1999.

  9. Ерофеев Викт. В лабиринте проклятых вопросов. – М., 1996.

  10. Ерофеев Викт. Мужчины. – М.:Подкова, 1998.

  11. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

  12. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 2000.

  13. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. — М., 1997.

  14. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978.

  15. Парамонов Б. Конец стиля. – М., 1997.

  16. Самосознание европейской культуры ХХ века. — М., 1991.

  17. Шестаков В.Н. Очерки по истории эстетики. М., 1979.

  18. Эстетика. Учебное пособие. Под ред. Радугина А.А. М., 1998.

  19. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебное пособие. М., 2000.

Справочная литература:

  1. Балет. Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Григоровича. — М.; Л., 1981.

  2. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1. — СПб., 2000.

  3. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб., 1993.

  4. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура: В 3 т. — СПб., 1995–1997.

  5. Гартман К. Стили. Ч. 1, 2. — М., 2000.

  6. Грубе Г.-Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам: Словарь-справочник. 2-е изд. — М., 1999.

  7. Искусство стран и народов мира: В 5 т. (Краткая художественная энциклопедия). — М., 1962–1981.

  8. Кес Д. Стили мебели. 2-е изд. — Будапешт, 1981.

  9. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага, 1987.

  10. Кино: Энциклопедический словарь. — М., 1986.

  11. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М., 1962–1978.

  12. Культурология. ХХ век: Словарь. — СПб., 1997.

  13. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.

  14. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. — М., 1973–1982.

  15. Пави П. Словарь театра. — М., 1991.

  16. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, декоративное искусство: В 2 кн. — М., 1986.

  17. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. — М., 2001.

  18. Словарь искусств / Пер. с англ. — М., 1996.

  19. Суриц Е. О балете: Словарь-справочник. — М.; Л., 1966

  20. Театральная энциклопедия: В 5 т. — М., 1961–1967.

  21. Цодоков Е.С. Опера: Энциклопедический словарь. — М., 1999.

  22. Эстетика: Словарь. М., 1989.

  23. Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. — СПб., 1994.

Дополнительная литература:

Общетеоретические проблемы культуры, искусства и литературы

  1. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. — М., 1989.

  2. Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы современности и общечеловеческие ценности. — М., 1990.

  3. Бердяев Н. Судьба России. М.,1991.

  4. Бердяев Н.А. Человек и машина: (Проблемы социологии и метафизики техники). // Вопросы философии. — 1989. — № 2.

  5. Библер В. Кант – Галилей - Кант (Разум нового времени в парадоксах самообоснования). М.,1991.

  6. Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М.,1986.

  7. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986.

  8. Вернадский В. Научная мысль как планетное явление. — М., 1991.

  9. Взаимодействие культур Востока и Запада / Отв. ред. Е.П. Чалышев. — М., 1987.

  10. Генон Р. Кризис современного мира. — М., 1991.

  11. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. — М., 1987.

  12. Голомшток В. Тоталитарное искусство. — М., 1994.

  13. Горичева Т. Православие и постмодернизм. — Л., 1991.

  14. Горфункель А. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.,1977.

  15. Грамши Антонио. Искусство и политика/ [Сборник : В 2 т. : Пер. с итал. / М. Искусство 1991

  16. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. — М., 1997.

  17. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М.,1988.

  18. Гуревич А. Проблемы средневековой культуры глазами современников. М.,1989.

  19. Давыдов Ю., Роднянская И. Социология контркультуры: Критический анализ. М.,1980.

  20. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. Критический анализ. — М., 1980.

  21. Даркевич В. Народная культура средневековья. М.,1978.

  22. Декабристы и русская культура. М.,1976.

  23. Джилас М. Лицо тоталитаризма. — М., 1992.

  24. Долгов К. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М.,1990.

  25. Дондурей Д. Особенности взаимодействия художественной культуры и личности (Некоторые современные буржуазные концепции). М.,1978.

  26. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

  27. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., 1976.

  28. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,1991.

  29. Егоров Б. Борьба эстетических идей в России середины ХIХ в. Л.,1982.

  30. Ерасов Б. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.,1990.

  31. Ефимов Э. Замысел –фильм – зритель. М.,1987.

  32. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М., 1990.

  33. Закс Л. Художественное сознание. Свердловск, 1990.

  34. Зиммель Г. Философия культуры // Избранное. Т.1. М.,1996.

  35. Зись А. Искусство и эстетика. М.,1975.

  36. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм. — М., 1993.

  37. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.,1976.

  38. Иванов В. Родное и вселенское. М.,1994.

  39. Ильенков Э. Об идолах и идеалах. М., 1969.

  40. Ильин И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. — М., 1998.

  41. Ильин И. Постструктурализм и диалог культур. М.,1989.

  42. Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.,2000.

  43. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. — М., 1993

  44. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты. Л.,1981.

  45. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

  46. Каган М. Морфология искусства. Л.,1972.

  47. Каган М. Социальные функции искусства. Л.,1978.

  48. Каган М. Философия культуры. М.,1996.

  49. Козловски П. Культура постмодерна. — М., 1997.

  50. Кон И. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.,1984.

  51. Кон И. Открытие "Я". М., 1978.

  52. Коул М. Культурно-историческая психология. М.,1997.

  53. Кривцун О. Эволюция художественных форм. М.,1992.

  54. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «нового стиля жизни». — М., 1987.

  55. Кузнецов В. Герменевтика и гуманитарное познание. М.,1991.

  56. Культурная политика и художественная жизнь. — М., 1996.

  57. Культурология. ХХ век. Антология. М.,1995.

  58. Культуры в диалоге. Вып. 1. — М., 1992.

  59. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994.

  60. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.,1994.

  61. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.,1983,1985.

  62. Левшина И. Как воспринимается произведение искусства (Из опыта социологического исследования). М.,1983.

  63. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  64. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. М., 1990.

  65. Лосев А. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.,1975.

  66. Лосев А. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.,1968.

  67. Лосев А. Проблема символа в реалистическое искусство. М.,1985.

  68. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. Глава «Текст как смыслопорождающее устройство» // Лотман Ю. Семиосфера. Спб.,2000.

  69. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история. М.,1996.

  70. Лотман Ю. Культура и взрыв. — М., 1992.

  71. Лотман Ю. Об искусстве. Спб.,1998.

  72. Лотман Ю. Семиосфера. Спб., 2001.

  73. Мангейм К. Проблемы интеллигенции. Демократизация культуры. — М., 1993.

  74. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.,1983.

  75. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. — М., 1994.

  76. Массовая культура: иллюзии и реальность / Под ред. Ю. Соловьева. — М., 1975.

  77. Массовые виды искусства и современная художественная культура. — М., 1986.

  78. Межуев В. Культура и история. М.,1977.

  79. Модернизм: Анализ и критика основных направлений — М., 1987.

  80. Моль А. Социодинамика культуры. М.,1973.

  81. Музы ХХ века. М.,1977.

  82. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. — М., 1986.

  83. Новая технократическая волна на Западе: Сб. текстов / Под ред. П.С. Гуревича. — М., 1986.

  84. Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. М.,1984.

  85. Орлова Э. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994.

  86. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. — М., 1991.

  87. Очерки по истории мировой культуры / Под редакцией Кузнецовой Т.Ф. М.,1997.

  88. Пави П. Словарь театра. М.,1991.

  89. Парамонов Б. Конец стиля. — СПб.; М., 1997.

  90. Пивоев В.М. Миф в системе культуры. — Петрозаводск, 1991.

  91. Пискатор Э. Политический театр. — М., 1934.

  92. Плеханов Г. Эстетика и социология искусства: В 2 т. М.,1978.

  93. Постмодернизм и культура.— М., 1993.

  94. Пространство и время в искусства. Л.,1988.

  95. Психология личности: Тексты. М., 1982.

  96. Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

  97. Психология эмоций. М., 1984.

  98. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. — М., 1992.

  99. Разлогов К.Э. Коммерция и творчество: Враги или союзники? — М., 1992.

  100. Раушенбах Б. Пространственные построения в живописи. М.,1980.

  101. Режиссерский театр. Вып. 1: От Б до Ю: Разговоры под занавес века / Под ред. А.С. Мелянского и О. Егошиной. — М., 1999.

  102. Резвицкий И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М., 1984.

  103. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.,1995.

  104. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М.,1995.

  105. Русский авангард 1910–1920-х годов и театр: Сб. ст. — СПб., 2000.

  106. Руткевич Е. Феноменологическая социология знания. М.,1993.

  107. Сакулин П. Филология и культурология. М.,1990.

  108. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. М.,1994.

  109. Селиванов В.В. Искусство ХХ века: Эстетические теории и художественная практика. — Л., 1991.

  110. Семиотика и искусствометрия. М.,1972.

  111. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.,1993.

  112. Симонов П., Ершов П. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.

  113. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины ХХ века. — М., 1999.

  114. Смирнов Д. Психология образа: проблема активности отражения. – М., 1985.

  115. Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.,1994.

  116. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

  117. Субкультурные объединения молодежи. — М., 1987.

  118. Толстых В.И. Художник и власть // Освобождение духа. — М., 1991.

  119. Тоффлер О. Третья волна. М.,1995.

  120. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988.

Общая история и теория искусства

  1. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1997.

  2. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.,1957.

  3. Афасижев М. Западные концепции художественного творчества. М.,1990.

  4. Барт Р. Мифологии. М.,1996.

  5. Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,1989.

  6. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1990.

  7. Белинский В. Эстетика и критика. В 2т. М.,1959.

  8. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2 т. М.,1994.

  9. Бердяев Н. Кризис искусства. М.,1990.

  10. Бицилли П. Избранные труды по филологии. М.,1996.

  11. Бицилли П. Место Ренессанса в истории культуры. Спб.,1996.

  12. Божович В. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец ХIХ-начало ХХ века. М.,1987.

  13. Буало Н. Поэтическое искусство. М.,1957.

  14. Булгаков С. Труп красоты // Булгаков С. Избранные статьи. Т.2. М.,1993.

  15. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М., 1999.

  16. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.,1996.

  17. Вагнер Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси. М.,1991.

  18. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.,1996.

  19. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. М.,1992.

  20. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.,1990.

  21. Веселовский А. Собрание сочинений. СПб., 1913.

  22. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины ХIХ в. М.,1982.

  23. Винкельман И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб.,2000.

  24. Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства. М.,1985.

  25. Волков И. Творческие методы и художественные системы. Изд.2-е. М.,1989.

  26. Всеобщая история искусства: В 6 т. М.,1956-1966.

  27. Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М.,1997.

  28. Гинзбург Л. В поисках реальности. Л.,1987.

  29. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

  30. Демин И. Художественная жизнь России 1970-1980-х гг. М.,1992.

  31. Дмитриева Н. Краткая история искусств. Страны Западной Европы ХIХ в. Вып. 3. М.,1993.

  32. Еремеев А. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. М.,1987.

  33. Ермолин Е. Миф и культура. Ярославль, 2002.

  34. Задачи и методы изучения искусств. Пг.,1924.

  35. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М.,1987.

  36. Западноевропейская эстетика ХХ века. М.,1991.

  37. Западноевропейское искусство ХVII века. Л.,1981.

  38. Западноевропейское искусство ХVIII века. Л.,1987.

  39. Зыбайлов Л., Шапинский В. Постмодернизм. М.,1993.

  40. Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. М.,1990.

  41. Из истории классического искусства Запада. М.,1980.

  42. Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М.,1961.

  43. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.,1998.

  44. Импрессионизм. Письма художников. Документы. Л.,1969.

  45. Импрессионисты, их современники и соратники. Живопись Графика. Литература. Музыка. М.,1976.

  46. Искусствознание Запада об искусстве ХХ в. М.,1988.

  47. Каждан А. Византийская культура Х-ХII вв. СПб., 1997.

  48. Каменский З. Философские идеи русского Просвещения. М.,1971.

  49. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.,1992.

  50. Кантор В. Русская эстетика второй половины ХIХ столетия и общественная борьба. М.,1978.

  51. Карсавин Л. Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ веках. СПб., 1997.

  52. Кирсанов В. Научная революция ХVII века. М.,1987.

  53. Кондаков И. Культура России. М.,2000.

  54. Конрад Н. Запад и Восток. Статьи. М.,1972.

  55. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.,1980.

  56. Краснобаев Б. Русская культура второй половины XVII- начала XIX в. М.,1983.

  57. Культура русского модернизма. М., 1993.

  58. Культура эпохи Возрождения. М.,1986.

  59. Культура эпохи Просвещения. М.,1993.

  60. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.,1990.

  61. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

  62. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

  63. Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. М., 1975.

  64. Лихачев Д. Человек в литературе Древней Руси. М.,1970.

  65. Лихачев Д., Панченко А. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.,1976.

  66. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV вв. Л.,1981.

  67. Лосев А. Диалектика мифа //Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

  68. Лосев А. Проблема художественного стиля. М.,1985.

  69. Лосев А. Эстетика Возрождения. М.,1982.

  70. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. СПб.,1994.

  71. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.,1974.

  72. Малая история искусств. Западноевропейское искусство XVII века. М.,1974.

  73. Манн Ю. Динамика русского романтизма. М.,1995.

  74. «Массовая культура»: иллюзии и действительность. М.,1975.

  75. Массовые виды и формы искусства. М., 1985.

  76. Массон В. Первые цивилизации. М.,1989.

  77. Матье М. Искусство Древнего Востока. М.,1972.

  78. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М.,1995.

  79. Мигунов А. Эстетика и искусство второй половины ХХ в. М.,1991.

  80. Мириманов В. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., 1997.

  81. Мифологии древнего мира. М.,1977.

  82. Мифологический словарь / Под ред. Е. Мелетинского. М.,1990.

  83. Мифы народов мира. Т.1-2. М.,1991.

  84. Модернизм: анализ и критика основных направлений. М.,1980.

  85. Наков А. Русский авангард. М., 1991.

  86. Науман М. Общество, литература, чтение: восприятие литературы в теоретическом аспекте. М.,1978.

  87. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.,1999.

  88. Очерки истории русской культуры второй половины ХIХ в. М.,1976.

  89. Очерки русской культуры XVI в. Ч. 1-2. М., 1977.

  90. Очерки русской культуры XVII в. Ч. 1-3. М., 1979.

  91. Очерки русской культуры ХIII-XV вв. Ч. 1-2. М.,1969-1970.

  92. Очерки русской культуры ХVIII в. Ч.1-4. М.,1985-1990.

  93. Панченко А. Русская культура в канун петровских преобразований. Л.,1984.

  94. Полевой М. Искусство ХХ века. М.,1991.

  95. Поспелов Г. Русское искусство Х1Х века. Очерки. М., 1997.

  96. Разлогов К. Коммерция и творчество: враги или союзники. М.,1992.

  97. Ранние формы искусства. М.,1972.

  98. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М.,1966.

  99. Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры. М.,1987.

  100. Ротенберг Е. Западноевропейское искусство XVII в. М.,1971.

  101. Русская художественная культура второй половины ХIХ в. Кн. 1-2. М.,1988,1991.

  102. Русская художественная культура второй половины ХIХ в.: Диалог с эпохой. М.,1996.

  103. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М.,1987.

  104. Самосознание европейской культуры ХХ века. М.,1991.

  105. Сарабьянов Д. История русского искусства второй половины ХIХ в. М.,1989.

  106. Сарабьянов Д. История русского искусства конца ХIХ-начала ХХ века. М.,1993.

  107. Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век: Художественно-проектные концепции русского авангарда. М., 1994.

  108. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.,1995.

  109. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1988.

  110. Турчин Б. Эпоха романтизма. М.,1978.

  111. Тяжелов В., Сопоциньский О. Искусство средних веков. М.,1985.

  112. Уистлер Дж. Изящное искусство создавать себе врагов. М.,1970.

  113. Фергюсон Д. Христианский символизм. М., 1998.

  114. Формозов А. Очерки по первобытному искусству. М.,1969.

  115. Фрейденберг О. Миф и литература древности. М.,1978.

  116. Художественный язык средневековья. М.,1982.

  117. Чегодаев А. Импрессионисты. М.,1979.

  118. Чегодаев А. Наследники мятежной воли. М.,1989.

  119. Человек античности: идеалы и реальность. М.,1992.

  120. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачевой». М.,1995.

  121. Черная Л. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.

  122. Черный В. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

  123. Честертон Г.К. Вечный человек. СПб., 2000.

  124. Шапинская Е., Шапинский В. Массовая культура в зеркале концепций. М.,1992.

  125. Элиаде М. Священные тексты народов мира. М.,1998.

  126. Эпштейн М. Постмодернизм в России. Литература и теория. М.,2000.

  127. Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.,1996.

  128. Яворская Н. Западноевропейское искусство ХIХ в. М.,1963.

  129. Языкова И. Богословие иконы. М., 1995.

  130. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб., 1996.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Коммуникативная компетентность» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор: доктор филологических наук, профессор Пильгун М. А

    Программа дисциплины
    Цель данного курса – сформировать у слушателей системные знания о коммуникативной компетенции, о связи коммуникации с различными аспектами политических явлений и процессов, об особенностях субъективной сферы политики в целом и стратегической
  2. Программа дисциплины «Введение в политологию» Для направления 030200. 62 «Политология» (подготовка бакалавра) (2)

    Программа дисциплины
    Программа курса составлена с использованием материалов программы «Мир политической науки: категории» (Руководитель авторского коллектива и автор концепции – А.
  3. Программа дисциплины «Риторика» Для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Цель данного курса – сформировать у слушателей системные знания о риторике как целостной концепции, о средствах речевого воздействия, методологии их разработки, а также практические навыки использования средств речевого воздействия
  4. Программа дисциплины Современные технологии pr  для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  5. Программа дисциплины «Кинематограф как инструмент политики» Для направления 030200. 62 Политология

    Программа дисциплины
    Данный курс опирается на основы социальной психологии, анализ массовых настроений, на углубленное восприятие кинопроизведений в контексте их бытования в обществе, на зрительский опыт студентов, а также основы политологии и навыки общего

Другие похожие документы..