Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
История Китая — в системе российского образования при подготовке специалиста-востоковеда традиционно входит в число фундаментальных дисциплин. За про...полностью>>
'Документ'
«Проведение конкурса курсовых проектов в области робототехники, проектирования микросистемной техники, 3-х мерного проектирования технических устройс...полностью>>
'Документ'
Програми підготували: Я і Україна – Трикоз С.В., Географія – Липа В.О., Одинченко Л.К., Природознавство – Блеч Г.О., Основи здоров»я – Вдовіченко І.В...полностью>>
'Документ'
В роботі розглянуто основні історичні етапи розвитку системи національних рахунків, проаналізована система національних рахунків 2008 року, виявлені ...полностью>>

Программа дисциплины «Художественный образ как средство политического воздействия» для направления 030200 Политология подготовки бакалавра (030200. 62) Авторы программы

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.1. Место искусства в социально-культурной жизни общества (генезис, эволюция).

Взаимодействие искусства с другими формами общественного сознания (теоретический и исторический аспекты).

«Религиозные корни» дерева «европейской культуры» по С. Булгакову; специфика религиозного и художественного образа; эстетизация символов веры в мировых религиях и художественный канон по А. Лосеву как «количественно-структурная модель мира».

Традиция взаимодействия этического и эстетического начал в искусстве: вечные темы и их интерпретация в системе художественных образов.

Дихотомия политических и художественных аспектов жизни социума: проблема свободы творчества в различные исторические эпохи, значение «государственных муз» по Г. Плеханову; аллюзия как средства художественного осмысления политической практики и как средство воздействия на нее.

Антиномичность логического и образного способов постижения действительного как основа соотношения искусства и науки в истории общества: тенденция изучения данной антиномии от Аристотеля до В. Соловьева, современные представления о проблеме; естественнонаучные и социологические аспекты изучения художественного творчества в ХХ веке.

Формирование основных функций искусства в жизни общества. Содержание основных и дополнительных функций искусства. Актуализация гедонистической, дидактической и коммуникативной функций искусства в современном мире: причины, конкретные художественные образцы, значение.

3.2. «Социальный заказ» и принцип «партийности».

«Агитация за счастье» и проблема истинности и фальши в советском искусстве. Образцы литературного соцреализма в творчестве («Железный поток» А. Серафимовича, «Поднятая целина» М. Шолохова и «Разгром» А. Фадеева). Историко-революционная тема в картинах И. Бродского, Б. Иогансона, в операх И. Дзержинского, Т. Хренникова, С. Прокофьева, в балетах Б. Асафьева, А. Крейна, в кантатах и ораториях Ю. Шапорина, М. Коваля, С. Прокофьева. Образ революционных вождей в изобразительном искусстве, литературе и кинематографе. Киноленты С. Юткевича, Г. Козинцева, Л. Трауберга, посвященные революционной тематике. «Сталинский ампир» в архитектуре середины 1930 — начале 1950-х гг. Высотные здания Москвы и программа монументального оформления станций метрополитена как символическое выражение в архитектурных формах принципов советского социалистического строя. Попытка навязать искусству метод упрощенно-идеализированного отражения современной действительности, создание лучезарно-светлого, лишенного противоречий образа социалистического общества. «Волга-Волга» и «Веселые ребята» (реж. Г. Александров, комп. И. Дунаевский) — ярчайшие примеры «идеологических» музыкальных кинокомедий 1930-х гг. Исключительная роль жанра песни в системе массовой пропаганды. Песенное творчество И. Дунаевского, М. Блантера, А. Александрова, В. Захарова, В. Соловьева-Седого и др. Тема становления «нового человека» и нового чувства жизни в работах ведущих мастеров отечественного искусства 1930–1950-х гг.: М. Сарьяна, С.В. Герасимова, А. Дейнеки, Ю. Пименова, В. Мухиной, А. Пластова, П. Корина, В. Лебедева, А. Самохвалова, К. Рудакова, Г. Верейского, В Конашевича, С. Чуйкова, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Н. Мясковского и многих других.

Великая Отечественная война и ее отражение в литературе (А. Фадеев, К. Симонов, М. Шолохов, О. Берггольц, Н. Тихонов, М. Алигер, П. Антокольский, В. Инбер, Л. Леонов, И. Эренбург, А. Толстой, Вс. Вишневский), в музыке (Д. Шостакович, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, Д. Кабалевский, А. Александров), в кинематографе (И. Пырьев, Ю. Райзман, Л. Арнштам, Ф. Эрмлер, М. Роом, С.А. Герасимов). Карикатура и графика военных лет. Полотна о войне и героизме (П. Корин, С.В. Герасимов, А. Пластов).

Политическая «оттепель» конца 1950–1960-х гг. и ее значение для искусства. Дискуссии о реализме: борьба за преодоление догматизма и расширение трактовки художественно-эстетических принципов реалистического искусства. «Возвращенная литература» (Е. Замятин, М. Зощенко, М. Булгаков, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Хлебников, Б. Пастернак, А. Платонов). Идеологическое расслоение искусства на апологетическое и социально-критическое. «Суровый стиль» в живописи 1960-х гг. (В. Попков, В. Иванов, Д. Жилинский, Г. Нисский, В. Никонов, Т. Салахов, А. Тюленев, З. Аршакуни, Г. Егошин, Е. Моисеенко и др.). Осмысление судеб народа в эпоху глобальных социальных сдвигов (А. Твардовский, А. Солженицын, Ю. Бондарев, А. Чаковский, И. Стаднюк, В. Астафьев, В. Тендряков, В. Быков, П. Проскурин, Ф. Абрамов, Ю. Трифонов, А. Рыбаков, В. Шукшин). Социальные, нравственные и психологические конфликты в драматургии (А. Арбузов, А. Володин, В. Розов и др.) и кино (М. Хуциев, В. Шукшин, А. Герман, Н. Михалков, К. Муратова, С. Соловьев, Э. Рязанов и др.).

Андеграунд как проявление нонконформизма и противостояния официальной политике государства в области искусства. Участники так называемых «Бульдозерной» и «Газа-Невской» выставок середины 1970-х. Литературный «Самиздат». Феномен бардовской песни (А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др.).

3.3. Массовое искусство и массовая культура.

Массовое общество и проблемы культуры. Социально-психологические характеристики массового общества, признаки и противоречия массовой культуры (упрощенчество, деиндивидуализация, инфантилизм, агрессивность, импульсивность, категоричность, легковерность как результаты «демократизации»).

Массовое искусство потребительского общества. Жанры, культурные коды, архетипы массового искусства. Современные средства массовой информации и коммуникации как субъекты массового искусства.

Постмодернизм в искусстве. Художественные выражение постмодернизма в отдельных видах искусства; постмодернизм в современной России.

3.4. Современная художественная жизнь в ХХ — начале XXI вв.

Массовая культура и кич. Элитарная культура. Влияние пост-модернизма на теорию и практику современной художественной жизни (кино, театр, живопись и др.). Виртуальная организация художественной жизни. Контркультура и субкультура в системе современной художественной жизни. Восприятие и интерпретация явлений художественной жизни, понимание ее роли и места в современной культуре и социокультурной коммуникации. Традиционализм и авангардизм.

Художественные союзы, объединения, группировки: организационные формы, концепции, функционирование. Творческие мастерские. Личность художника и творческий процесс. Художественные учебные заведения: образовательные программы и выставки студенческих проектов. Молодежные творческие конкурсы.

3.5. Основные принципы анализа и интерпретации произведения искусства.

Диалектика культурно-исторического и типологического рассмотрения произведения искусства. Художественный контекст и контекст культуры. Описание, анализ и интерпретация. Методики и алгоритмы анализа.

Разновидности методологических принципов анализа произведения искусства: эстетический, искусствоведческий, культурологический, структурно-семиотический, психоаналитический и др.

Основные методы интерпретации художественного произведения.

Герменевтический метод интерпретации. Искусство как текст. Проблема понимания художественного текста. Комплексность восприятия художественного текста и вербализация результатов восприятия—понимания.

Семиотический метод интерпретации. Язык искусства как формосмысл. Структура знака. Структура и моделирование. Синтагматика, семантика, прагматика как разделы семиотики. Коммуникативные аспекты произведения искусства.

Культурологический метод интерпретации. Историко-культурные смыслы художественного произведения.

Политический анализ произведений искусства.

Основная литература:

  1. Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.

  2. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. — СПб., 1999.

  3. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. — М., 1997.

Дополнительная литература:

  1. Бердяев Н. Духи русской революции. – В кн.: Вехи. Из глубины, - М., 1991.

  2. Булгаков С. Героизм и подвижничество.- В кн.: Вехи. Из глубины, - М., 1991.

  3. Бунин И. Окаянные дни. Статьи. Воспоминания (Горький, Волошин), - СПб.: Азбука, 2000.

  4. Диалог культур: Проблема взаимодействия русского и мирового театра ХХ века: Сб. статей. — СПб., 1997.

  5. Ерофеев Викт. В лабиринте проклятых вопросов. – М., 1996.

  6. Ерофеев Викт. Мужчины. – М.:Подкова, 1998.

  7. Самосознание европейской культуры ХХ века. — М., 1991.

Тема 4. Методология анализа литературного произведения

Специфика словесного художественного творчества (литературы) в системе искусств. Понятие «художественная литература», его историческая изменчивость; переходные формы словесных текстов.

Литературное произведение в системе культуры.

Литературное произведение как объект восприятия и анализа

Описание, анализ, интерпретация как формы понимания литературного произведения.

Содержательность художественной формы в литературном произведении

Литературное произведение как высказывание (художественная коммуникация и творческий процесс). Основные особенности литературного произведения как высказывания.

Проблема автора. Художественная концепция автора. Автор и герой. Историческое движение художественных форм и историческая поэтика.

Сюжет и композиция как конструктивно-содержательные уровни художественного высказывания. Понятие события, мотива, мотивировки.

Связь сюжетно-композиционного уровня с другими уровнями литературного произведения. Основные принципы анализа сюжетно-композиционной структуры литературного произведения.

Художественный мир литературного произведения. Моделирующий характер мира произведения («художественная реальность»). Язык как «мир» и «мир» как язык. Значимости художественного мира и способы их организации.

Художественное время и художественное пространство («хронотоп»). Ценностно-моделирующий характер категорий времени и пространства. Формы времени и их семантика в художественном произведении (фольклорное время, специфика времени в эпосе, лирике и драме). Автор, герой и время. Художественное пространство: понятие границы и основные пространственные оппозиции. Типы художественного пространства, специфика их организации и их семантика/функция в художественном произведении. Понятие действия и события в литературном произведении.

Персонажный уровень поэтического мира (общая характеристика, состав персонажей, формы обращения, костюм, тело, поведение, жесты, этикет) и его семантика/функция. Проблема имени; имя и образ в литературе.

Предметный уровень поэтического мира (природа, вещь, свет, звук, цвет, запах, форма, фактура, движение): специфика социо-физических характеристик и свойств, их семантика/функция в художественном тексте. Роль детали в структуре художественного целого. Поэтика заглавий.

Автор — текст — читатель. Проблема восприятия художественного произведения и литературная коммуникация. Факт искусства и пути его познания.

Анализ текста как основа адекватной интерпретации его смысла. Текст — контекст — подтекст; интертекстуальность и интермедиальность. Код — сообщение; уровни интерпретации и аналитическая деятельность филолога.

Основные подходы к анализу литературных произведений и явлений; принципы и методы анализа («целостный» анализ, «имманентный» анализ, анализ поэтики и т. д.). Литературная герменевтика. Основные принципы культурологии и семиотики в анализе литературного произведения. Принцип историзма. Значение историко-литературных и общекультурных знаний при анализе текста. Современные интерпретационные стратегии.

Основная литература:

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. — М., 1975.

  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

  3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.

Дополнительная литература:

  1. Гачев Г. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. — М., 1968.

  2. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. — М., 1991.

  3. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972.

  4. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. — 1968. — № 8.

  5. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства (История эстетики в памятниках и документах). — М., 1994.

  6. Набоков В. Лекции по русской литературе. М.,1996.

  7. Парандовский Я. Алхимия слова. — М., 1972.

  8. Потебня А. Слово и миф. М.,1989.

  9. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Л., 1974.

  10. Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М.,2000.

  11. Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология. М.,1997.

  12. Сартр Ж.-П. Что такое литература? М.,2000.

  13. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996.

  14. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. — М., 1978.

  15. Фарино Е. Введение в литературоведение. — Варшава, 1991.

  16. Хализев В. Теория литературы. М.,2001.

  17. Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. — М., 1961.

  18. Эйхенбаум Б. О литературе. М.,1987.

Тема 5. Политический анализ и литературные «портреты времени»

Образы эпохи, страны, режима в перечисленных произведениях.

Основная литература:

  1. М. Булгаков «Белая гвардия».

  2. Б. Пастернак «Доктор Живаго».

  3. Э.-М. Ремарк «Триумфальная арка», «Ночь в Лиссабоне».

  4. И. Бунин «Окаянные дни».

  5. А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».

  6. Э. Лимонов «У нас была великая эпоха», «Подросток Савенко».

Тема 6. Политические и политико-психологические аспекты проблем «личность-организация», «личность-государство»

Взгляд на взаимоотношения личности, организации и государства в перечисленных произведениях.

Основная литература:

  1. Ф. Кафка «Замок».

  2. А. Бек «Новое назначение».

  3. А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «В круге первом».

Тема 7. Политические портретные галереи в художественных текстах

Образы лидера, героя, деспота, функционера в перечисленных произведениях.

Основная литература:

  1. Г. Видал «Вице-президент Бэрр».

  2. Л. Уайт «Рафферти»,

  3. В. Набоков «Истребление тиранов».

  4. А. Солженицын «В круге первом».

  5. Романы Л. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина».

Тема 8. Технология массовых движений, организаций, акций

Участники и идеологии массовых движений в перечисленных произведениях.

Основная литература:

  1. М. Горький «Мать».

  2. Л. Уайт «Рафферти».

  3. Р. Мерль «За стеклом».

  4. П. Рид «Дочь профессора».

  5. Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол».

  6. Д. Лондон «Железная пята».

Тема 9. Политический радикализм в художественной литературе

Сознание террориста, маргинала, аутсайдера, революционера.

Проблема маргинального пространства.

Основная литература:

  1. Ф. Достоевский «Бесы».

  2. А. Белый «Петербург».

  3. Э.-М. Ремарк «Время жить и время умирать».

  4. Э. Хэмингуэй «По ком звонит колокол».

  5. «Американские» романы Э.Лимонова.

  6. Р. Мерль «За стеклом».

  7. В. Ерофеев «Москва-Петушки».

Тема 10. Политические элиты, законы их функционирования

«Портреты» внутриэлитной жизни в перечисленных произведениях.

Основная литература:

  1. Л. Фейхтвангер «Братья Лаутензак».

  2. Г. Видал «Вице-президент Бэрр».

  3. А. Рыбаков «Дети Арбата.

Тема 11. Политический анализ и жанр исторического романа

Исторический роман – портрет эпохи.

Правда и вымысел в описании исторических личностей.

Основная литература:

  1. Драмы У. Шекспира.

  2. Ш. де Костер «Тиль Уленшпигель».

  3. Л. Фейхтвангер «Испанская баллада».

  4. Г. Манн «Молодые годы короля Генриха IV».

Тема 12. Элементы политического анализа в жанрах сказки, притчи, фэнтэзи

Политический подтекст фантастических романов.

Фантастика как жанр политического прогнозирования.

Основная литература:

  1. Дж. Оруэлл «Скотный двор».

  2. Ю. Олеша «Три толстяка».

  3. Р. Киплинг «Маугли».

  4. М.Салтыков–Щедрин «Сказки»).

  5. Г. Уэллс «Машина времени», «Когда спящий проснется».

  6. А. и Б. Стругацкие «Обитаемый остров».

Тема 13. Приемы литературно-политического анализа

Образы и метафоры.

Аналогия и гротеск.

Психологические модели, модели политического мира.

Фразы.

Отдельный сюжет внутри романа.

Основная литература:

  1. Р. Мерль «Остров».

  2. У. Голдинг «Повелитель мух».

  3. В. Набоков «Дар».

Тема 14. От путевых заметок к политическому анализу

Взгляд со стороны как технология политического анализа.

Основная литература:

  1. А.де Кюстин «Россия в 1839 году».

  2. А.де Токвиль «О демократии в Америке».

  3. Дж. Оруэлл «Воспоминания о Каталонии».

Тема 15. Русская политическая публицистика

Политическая рефлексия как способ постижения реальности.

Возможности жанра.

Основная литература:

  1. Бердяев Н. Духи русской революции. – В кн.: Вехи. Из глубины, - М., 1991.

  2. Бердяев Н. Судьба России. - М.,1991.

  3. Бердяев Н.А. Человек и машина: (Проблемы социологии и метафизики техники). // Вопросы философии. — 1989. — № 2.

  4. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. - М., 1885. Т. I. С. 76.

  5. Самарин Ю.Ф. Сочинения. - М., 1997.

Тема 16. Утопии и антиутопии как формы политического анализа.

От реальности к мечте и обратно.

Политический пессимизм или трезвый анализ?

Основная литература:

  1. А. и Б. Стругацкие «Возвращение».

  2. О. Хаксли «Этот прекрасный мир».

  3. Дж. Оруэлл «1984».

  4. А. Кабаков «Невозвращенец», «Невозвращенец – 2».

Тема 17. Идеологизация жанров.

Социалистический реализм.

Роман как средство идеологического воздействия.

Основная литература:

  1. А. Толстой «Хождение по мукам».

  2. М. Шолохов «Поднятая целина».

  3. В. Маяковский «Владимир Ильич Ленин».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Коммуникативная компетентность» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор: доктор филологических наук, профессор Пильгун М. А

    Программа дисциплины
    Цель данного курса – сформировать у слушателей системные знания о коммуникативной компетенции, о связи коммуникации с различными аспектами политических явлений и процессов, об особенностях субъективной сферы политики в целом и стратегической
  2. Программа дисциплины «Введение в политологию» Для направления 030200. 62 «Политология» (подготовка бакалавра) (2)

    Программа дисциплины
    Программа курса составлена с использованием материалов программы «Мир политической науки: категории» (Руководитель авторского коллектива и автор концепции – А.
  3. Программа дисциплины «Риторика» Для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Цель данного курса – сформировать у слушателей системные знания о риторике как целостной концепции, о средствах речевого воздействия, методологии их разработки, а также практические навыки использования средств речевого воздействия
  4. Программа дисциплины Современные технологии pr  для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  5. Программа дисциплины «Кинематограф как инструмент политики» Для направления 030200. 62 Политология

    Программа дисциплины
    Данный курс опирается на основы социальной психологии, анализ массовых настроений, на углубленное восприятие кинопроизведений в контексте их бытования в обществе, на зрительский опыт студентов, а также основы политологии и навыки общего

Другие похожие документы..