Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступн...полностью>>
'Документ'
История развития цементной промышленности включает в себя ряд периодов, отличающихся как стратегическими направлениями, так и первоочередными тактиче...полностью>>
'Программа дисциплины'
Курс «Языкознание» имеет целью расширение и углубление знаний в области истории, теории и методологии языкознания. Усвоение знаний в области лингвист...полностью>>
'Документ'
Нет страны, в которой бы не было «вольных каменщиков». В Европе ли, в Америке, в Азии или Африке - везде вы сможете отыскать здания с циркулем и угол...полностью>>

Рабочая программа по географии за курс среднего (полного) общего образования (базовый)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №87

Рассмотрена Утверждена

На заседании МО Приказ по школе №

протокол № от «___» ___________ 200 г.

от «___» ___________ 200 г.

Рассмотрена

На заседании научно-методического совета

протокол №

от «___» ____________ 200 г.

Согласована

Председатель экспертной комиссии

____________ Ф.И.О.

(подпись)

«___» ______________ 200 г.

Рабочая программа

по географии

за курс среднего (полного) общего образования (базовый)

Учитель географии первой категории

Е.А. Зайцева

г.Ярославль 2005г.

Пояснительная записка.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Рабочая программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания образования» по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы для среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов

Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары, экскурсии.

Тематический план

Темы

Формы организации учебных занятий

Лекции

комбинированные уроки

практические занятия

семинары

тестирование

всего

1

Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часа)

1

3

4

2

Природа и человек в современном мире (6 часов)

2

2

1

1

6

3

Население мира (5 часов)

3

2

1

1

7

4

География мирового хозяйства (10 часов)

7

1

2

10

5

Регионы и страны мира (не менее 20 часов)

11

1

6

2

3

23

6

Россия в современном мире (10 часов)

7

2

1

10

7

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (5 часов)

1

2

1

1

5

Резерв

5

итого

32

9

14

6

4

70

Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий

Раздел

Тема урока

Форма урока

УМК

оборудование

дата

Современные методы географических исследований. Источники географической информации (4 часа)

1. Положение географии в системе наук. Методы географических исследований.

Лекция

I.1 Введение

2. Географическая карта. Географическая номенклатура.

Практическое занятие.

3. Статистический метод географических исследований.

Практическое занятие.

4. Способы и формы получения географической информации.

Практическое занятие.

Природа и человек в современном мире (6 часов)

5. Географическая среда как сфера. Взаимодействия общества и природы

лекция

I.1 с.23-25

6-7. География мировых природных ресурсов виды природных ресурсов земельные лесные минеральные водные рекреационные ресурсы мирового океана их размещение обеспеченность различных стран.

Комбинированный урок

I.1 с.26-37

8. Понятие ресурсообеспеченность оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира

Практическое занятие

I.1 с.23-37

9. Загрязнение окружающей среды геоэкологические проблемы различных регионов различных типов природопользования пути сохранения качества окружающей среды

Лекция

I.1 с.38-43

10. Обобщение темы природа и человек в современном мире

Семинар

I.1 с.23-43

Население мира

7 часов

11. Численность населения типы воспроизводства демографическая политика

лекция

I.1 с.51-60

12. Структура населения половая возрастная расовая этническая религиозная трудовая по образовательному уровню

Комбинированный

I.1 с.60-64

13.Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира

Комбинированный

I.1 с.63

14. Размещение населения по территории земли миграция населения

Лекция

I.1 с.64-67

15. Специфика городских и сельских поселений. Урбанизация. Мегаполисы.

Лекция

I.1 с.67-73

16.Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира

Практическое занятие

I.1 с.60-73

17.Обобщение темы население мира

Тестирование

I.1 с.51-73

География мирового хозяйства 10часов

18.Мировое хозяйство международное географическое разделение труда

Лекция

I.1 с. 88-92

19.Отрасли международной специализации стран и регионов мира определяющие их факторы

Лекция

I.1 с.92-103

20.Международные экономические отношения международная торговля международный туризм

Лекция

I.1 с.143 -149

21-22. География промышленности: энергетика, топливная промышленность, металлургия, машиностроение, химическая, лесная деревообрабатывающая.

Лекция

I.1 с. 111-126

23.География сельского хозяйства.

Лекция

I.1 с.126-135

24. Транспорт мира.

Лекция

I.1 с.136-143

25.Определение районов международного туризма и отдыха определение стран экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции

Практическое занятие

I.1 с.143-146

26-27.обобщение темы география мирового хозяйства

Семинар

I.1 с.88-149

Регионы и страны

Мира не менее 20

Часов

28.Многообразие стран на политической карте мира

Лекция

I.1 с.9-16

29.Типология стран

Комбинированный

I.1 с.16-19

30.Понятие о географическом регионе Основные варианты регионального деления мира

Лекция

31-32. Зарубежная Европа

Лекция

I.1 с.161-181

33-34.Субрегионы Европы.

Практическое занятие

I.1 с.181-188

35.Обобщающие занятие по географии зарубежной Европы

Тестирование

I.1 с.161–188

36. Зарубежная Азия.

Лекция

I.1 с.201-210

37. Составление комплексной характеристики Китая и Индии.

Практическое занятие

I.1 с.211-216, 224-230

38. Японское чуд: культура и экономика

Практическое занятие

I.1 с.216-224

39.Новые индустриальные страны.

Лекция

40.Обобщаюшие занятия по зарубежной Азии

Тестирование

I.1 с.201-224

41.Северная Америка.

Лекция

I.1 с.261-266

42.43.Общая характеристика США: территория, ЭГП, особенности экономики. США страна «без истории».

Лекция

I.1 с.266-281

44. Составление комплексной географической характеристики Канады и Австралии

Практическое занятие

I.1 с.281-282, 230-231

45. Обобщающие занятие по Северной Америке

Тестирование

I.1 с.230-282

46.Латинская Америка.

Лекция

I.1 с.293-302

47. Бразилия - страна - лидер в регионе

Практическое занятие

I.1 с.302-304

48. Африка.

Лекция

I.1 с.243-249

49.Субрегионы Африки

Практическое занятие

I.1 с.250-254

50-51. Обобщение темы «Регионы и страны Мира».

семинар

I.1 с.9-19, 161-254, 293-304

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества 5 часов

52. понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях географические аспекты проблем человечества в прошлом и настоящем.

Лекция

I.1 с. 311

53.Сырьевая, демографическа, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные. Пути их решения

Комбинированный

I.1 с.312-322

53. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практическое занятие

I.1 с.312-322

54. Геоэкология фокус глобальных проблем человечества общие и специфические экологические проблемы разных регионов мира

Комбинированный

I.1 с.322-326

55. Обобщение темы географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Семинар

I.1

Россия в современном мире 10 часов

56. Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени.

Лекция

I.1

57.Современное геополитическое положение. Характеристика современных границ

Комбинированный

I.1

58-59. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Отрасли международной специализации.

Лекция

I.1

60. Характеристика современного этапа преобразований в экономике страны

Комбинированный

I.1

61.Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Лекция

I.1

62.Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России.

Лекция

I.1

63. Основные формы внешнеэкономических связей России.

Лекция

I.1

64. Участие России в международных и региональных организациях, международных социально- экономических и геоэкологических проектах.

Лекция

I.1

65.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Практическое занятие

I.1

66-70. Итоговое повторение

I.1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

УМК

I. Учебники

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Просвещение 2005

II. Дополнительная литература для учащихся.

  1. Максаковский ВП Географическая картина мира часть Т. 1,2,3.- Ярославль, Верхнее Волжское издательство, 1995.

III. Литература для учителя.

  1. Смирнова В М Экономическая и социальная география мира дидактические материалы.- М.: Просвещение, 1996

  2. Перлов Л Е Дидактические карточки задания по географии 10 класс М Экзамен 2005

  3. Экономическая и социальная география мира поурочные планы составитель Ануфриева О И Волгоград Учитель 2002

  4. Экзаменационные вопросы и ответы География 10 11 класс учебное пособие М Аст пресс 1999 составитель

  5. Мишняева Е Ю География 10 класс поурочные планы 1 2 части Волгоград Учитель Аст 2002 составитель Толмачева Е В

  6. Элькин Г Н Экономическая и социальная география мира поурочное планирование Санкт Петербург паритет 2003

  7. Нестандартные уроки в школе География у нас в гостях Япония составитель Романова А Ф Волгоград Учитель 2003

  8. Гладкевич Г И Зубаревич Н В Готовимся к экзамену по географии выпуск 1, 2, 3, 4. М 1998

  9. Я иду на урок географии История географических открытий книга для учителя М первое сентября 2000 составитель Лазаревич К С

  10. Максаковский В П Новое в мире Цифры и факты дополнительные главы к учебнику Экономическая и социальная география мира М Дрофа 1999

  11. География от урока к экзамену сборник задач книга для учителя Под ред Наумова А С Просвещение 2001

  12. Шатных А В Современный урок географии Часть 3 Методические разработки уроков географии 10 класс Школьная пресса 2002

  13. Петрова Н Н Тесты по географии 6 10 классы методическое пособие Дрофа 2001

  14. Пятунин В Б география 6 10 кл Контрольные и провероч ные работы Дрофа 2001

Оборудование

I. Нормативные документы

  1. Стандарт полного среднего образования по географии

  2. Авторские учебные программы по курсам географии старшей школы

II. Учебники

  1. Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 кл. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 20021

  2. Плисецкий Е. Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 кл. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002

  3. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. Дрофа, 2005

  4. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл. 2001 Дрофа

  5. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Просвещение, 2005

  6. Экономическая и социальная география мира. Дополнительные главы. 10 кл.

  7. Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира. Комплект

III. Печатные пособия (карты):

  1. Внешние экономические связи

  2. Глобальные проблемы человечества

  3. Машиностроение и металлообработка

  4. Политическая

  5. Природные ресурсы

  6. Сельское хозяйство

  7. Текстильная промышленность

  8. Транспорт и связь

  9. Урбанизация и плотность населения

  10. Уровни социально-экономического развития стран мира

  11. Физическая

  12. Химическая промышленность

  13. Черная и цветная металлургия

  14. Экологические проблемы

  15. Экономическая

  16. Энергетика

  17. Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая)

  18. Африка (социально-экономическая)

  19. Европа (политическая карта)

  20. Зарубежная Европа (социально-экономическая

  21. Северная Америка (социально-экономическая)

  22. Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)

  23. Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)

  24. Юго-Западная Азия (социально-экономическая)

  25. Южная Азия (социально-экономическая)

  26. Южная Америка (политическая карта)

  27. Южная Америка (социально-экономическая)

IV. Мультимедийные обучающие программы

  1. География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

  2. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

  3. Учебная геоинформационная система

V. ТСО

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Средства телекоммуникации

  3. Мультимедиапроектор

  4. Экран (на штативе или навесной)

  5. Принтер лазерный

  6. Принтер струйный цветной

  7. Сканер

  8. Видеомагнитофон

  9. Телевизор

  10. Слайд-проектор

VI. Видеофильмы

  1. Крупнейшие города мира

  2. Корея

  3. Страны и народы Азии

  4. Страны и народы Африки

  5. Страны и народы Северной Америки

  6. Страны и народы Южной Америки

  7. Современная политическая карта мира

  8. Глобальные проблемы человечества

  9. Население мира

VII. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Коллекция производства:

    • шерстяных тканей

    • шелковых тканей

    • льняных тканей

    • хлопчатобумажных тканей

  2. Коллекция по производству чугуна и стали»

  3. Коллекция по нефть и нефтепродуктам

  4. Коллекция по производству меди

  5. Коллекция по производству алюминия

  6. Гербарий основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России

  7. Гербарий основных сельскохозяйственных культур мира

VIII. Специализированная учебная мебель

  1. Ящик-табличник

  2. Картохранилище

  3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

  1. письменные

  1. тесты

  2. ответы на вопросы

правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»

2. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

Примерная тематика рефератов

  1. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.

  2. Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.

  3. Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.

  4. Охрана окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.

  5. Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.

  6. Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.

  7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.

  8. География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.

  9. География внешних миграций мира в XX веке.

  10. Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.

  11. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.

  12. География крупных мегаполисов мира.

  13. Экономическая интеграция в Европе.

  14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.

  16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.

  17. Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства.

  18. нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.

  19. Международные программы по охране природных ресурсов.

  20. Особенности урбанизации в различных странах мира.

  21. География христианства в современном мире.

  22. Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.

  23. Микрогосударства Европы.

  24. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.

  25. Динамика численности населения в X веке, региональные отличия.

  26. особенности современного международного разделения труда.

  27. Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.

  28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.

  29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.

  30. Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.

  31. Страноведение.

1 Курсивом выделено то оборудование, которое требуется приобрести.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    Современное общество требует максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющей делать профессиональный и социальный
  2. Образовательная программа моу «Репьевская школа» среднего (полного) общего образования на 2011 -2015 годы

    Образовательная программа
    Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Репьевская школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
  3. Программа : Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Математика. / Сайт федерального центра образовательного законодательства Программы

    Программа
    Информация представлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 822 от « 23 » декабря 2009г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе
  4. Среднее (полное) общее образование

    Документ
    Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям.
  5. Приказ № от 2010 г. Рабочая программа по учебному курсу «Экономическая и социальная география мира» 10 класс Базовый уровень

    Рабочая программа
    примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2006 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2006 г.

Другие похожие документы..