Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
(Слайд 1) Сегодня мы проводим предпоследний урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования», который называется «Решение задач на составление...полностью>>
'Лабораторная работа'
Главный элемент пользовательского интерфейса нового Office представляет собой ленту, которая идет вдоль верхней части окна каждого приложения, вместо ...полностью>>
'Документ'
Мифологизированная фигура Лермонтова – это фигура идеализированная и героизированная. Превращение в классика чревато потерями. Зазор между жизнью и т...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Планом национальных выставок за рубежом, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2011 г. № 164 и П...полностью>>

Философско-антропологические доминанты в философии русского просветителя А. Т. Болотова

Главная > Автореферат диссертации #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Боровая Анастасия Анатольевна

Философско-антропологические доминанты в философии русского просветителя А.Т. Болотова

Специальность 09.00.13 Религиоведение,

философская антропология, философия культуры

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук

Санкт-Петербург

2008

Работа выполнена на кафедре философии и социологии Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Арефьев Михаил Анатольевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Орлов С.В.

кандидат философских наук, доцент

Кутыкова Ирина Валентиновна

Ведущая организация: Российский государственный

педагогический университет

им. А.И. Герцена.

Защита состоится «17» декабря 2008 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д. 800.009.01 при Автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (196605, г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 10, конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Автореферат разослан « 17 » ноября 2008 года

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат культурологии, доцент С.С. Миняйло

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) – известный русский просветитель, ученый – естествоиспытатель, философ, энциклопедист. В этом году исполняется его 270-летие. Им написано свыше 350 томов научных и литературных произведений, включая и работы философско-антропологического характера. По масштабам личности, разносторонним дарованиям и научным достижениям Болотова сравнивают с М. В. Ломоносовым. Анализ творчества мыслителя актуален тем, что, во-первых, способствует воссозданию разносторонней картины отечественной философской мысли XVIII века, а во-вторых, размышления Болотова о сущностной природе человека, феноменах и категориях его бытия отражает постановку и решения этих проблем в русском Просвещении. Проблема человеческого бытия была одной из главных тем его фи­лософии. Место человека в мироздании, его отношение к Богу, судьба и смысл че­ловеческого существования – все эти вопросы с большой силой и выразительно­стью были подняты в трудах российских просветителей.

Исследование творчества Болотова имеет научную значимость и актуальность еще и потому, что в нем отчётливо представлена философско-антропологическая сторона характеристики человека. Антропология Болотова – это духовная антропология, поиск тех возможностей и условий человеческого самотворчества, которые явля­ются условием реализации человека в мире и одновременно раскрывают специ­фику человеческой природы. Человек как творец культуры и в то же время как ее творение –центральная проблема культурной антропологии.

Проблема социокультурного бытия человека актуальна во все времена, сегодня она актуальна особенно. Этому способствует целый ряд факторов –критика естественно-научного подхода к изучению духовной природы человека; возрастание значимости вопросов сущностного бытия человека в условиях социокультурных трансформаций информационного общества; утверждение высокой динамичности и подвижности статусного положения современного человека и др. Философско-антропологическое знание о человеке становится чрезвычайно актуальным на рубеже XX–XXI вв., поскольку подвергаются переосмыслению категории человеческой жизни, которые затрагивают систему ценностей и представлений человека о себе самом как о личности. Недаром современные философы все чаще говорят об антропологическом Ренессансе.

Болотовское видение проблемы сущностного бытия человека востребовано в современных условиях. Обращение к философско-антропологическим взглядам Болотова побуждает нас пристально всматриваться в современную действительность, которой не чуждо беспокойство за судьбу культуры, человека, его духовности. Творчество мыслителя, взгляды которого прежде не интерпретировались как целостная философско-антропологическая концепция, становится предметом самостоятельного исследования, актуальность которого подтверждается современным состоянием изучения проблемы философии человека.

Степень разработанности проблемы. Творчествкое наследие А.Т. Болотова представляет интерес в различных научных областях: литературе, медицине, естествознании, истории, культурологии и философии. Наиболее изученным является научное наследие мыслителя в области естествознания. Философские работы Болотова не получили полного исследования, хотя они являются безусловным отражением философии русского Просвещения. Наиболее ценными в контексте нашего исследования являются выводы, сформулированные в монографиях и статьях отечественных философов, литературоведов, историков науки и техники (Т.В. Артемьевой, А.П. Бердышева, Ю.П. Беспалова, О.Н. Любченко, В.Е. Приходько, И.В. Щеблыгиной и др.). В этих трудах содержатся ряд выводов, представляющих определённую ценность и для философской антропологии .

Особо необходимо отметить такое направление изучения творчества Болотова, как выявление круга его философского общения с представителями немецкой просветительской философии (И.А. Гофманом, И.М. Геценом, И.Г. Зульцером). Философские концепции этих мыслителей оказали огромное влияние на формирование научного мировоззрения Болотова. Поскольку идеи русской философской антропологии XVIII века имеют общеметодологическую значимость, то проблемы, поставленные русскими мыслителями эпохи Просвещения, так или иначе отражаются в работах отечественных историков философии и педагогики (Т.В. Артемьева, А.Ф. Замалеев, И.Д. Осипов и др.). Философско-антропологическая концепция Болотова анализируется в контексте становления философской антропологии в России, в силу этого закономерно привлечение исследований, посвященных изучению особенностей и проблематики русской философии эпохи Просвещения (Ю.А. Бубнова, А.П. Валицкой В.В. Зеньковского, А.А. Королькова, П.С. Шкуринова и др.).

Вместе с тем до недавнего времени исследовались по–преимуществу естественнонаучные, эстетические, педагогические идеи Болотова, а философско-антропологические аспекты учения русского мыслителя находились вне поля научного анализа. Актуальной проблемой, достойной стать предметом самостоятельного и всестороннего философского исследования, поэтому является философская и культурная антропология А.Т. Болотова.

Цель и задачи исследования. Основная цель данного диссертационного исследования заключается в том, чтобы дать анализ философско-антропологической концепции А.Т.Болотова для выявления особенностей понимания сущностной природы человека в русской философии XVIII века.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• установить философско-антропологические основания русской;

философии эпохи Просвещения как этапа отечественной культуры;

• выявить антропологические доминанты философии Болотова;

• охарактеризовать роль нравственно-этических сторон философского

учения Болотова в становлении философской антропологии;

• раскрыть воззрения Болотова на проблему формирования

личности;

• показать научный вклад Болотова в развитие пневматологии как

раздела антропологического знания.

Объект исследования – творческое наследие А.Т. Болотова в контексте русской философии (эпоха Просвещения)

Предмет исследования – концепция философской антропологии А.Т. Болотова

Теоретические источники и методологическая основа исследования. Теоретическими источниками диссертации служит, в первую очередь, творческое наследие Болотова (философские труды, художественные произведения, статьи, мемуары, естественнонаучные работы), содержание которого проанализировано и обобщено в соответствии с целью и задачами исследования. Именно в комплексном и всестороннем анализе философского наследия мыслителя заключена объективная возможность реализации цели настоящего исследования. Особое внимание уделено философско-антропологическим, этическим и педагогическим трудам русского просветителя. Ко второму блоку источников относятся исследования творческого наследия немецких просветителей, оказавших огромное влияние на мировоззрение Болотова (X. Вольфа, И.А. Гофмана, И.М. Гецена, И.Г. Зульцера, Х.Л. Крузия.), а также классические работы родоначальников философской антропологии Гелена, Плеснера, М.Шелера и др.

Методология исследования представляет собой совокупность таких методов научного познания, как культурно-сравнительный метод (компаративистика) и метод «микроистории философии». Последний дает возможность сконцентрироваться на изучении научной деятельности отдельного мыслителя, проследить его жизненный и творческий путь в контексте определенного исторического времени. Изучение научных взглядов представителей той или иной эпохи позволяет охарактеризовать определенный исторический период не только на микроуровне, но и на макроуровне. В исследовании также применяются принципы системности и историзма.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• впервые в отечественной науке А.Т. Болотов предстает ни как ученый-естествоиспытатель, а как философ, создатель оригинальной философско-антропологической концепции;

• выявлены основные особенности понимания сущностного бытия человека русскими философами–просветителями: антропоцентризм, соборность, духовность;

• установлены особенности воззрений Болотова на основополагающие философско-антропологические проблемы: сущностное бытие человека, духовно-нравственное формирование личности, проблема бессмертия души.

Положения, выносимые на защиту:

1. Просвещение – неотъемлемая часть истории культуры человечества, в том числе и русского народа. Сфера просвещения онтологически укоренена в человеческой деятельности, поэтому она естественным образом связана с философской антропологией. Последняя в центр исследований ставит проблему человека и его сущностных характеристик.

2. Русская традиция Просвещения обладает рядом специфических черт, которые выступают результатом воздействия просвещения на социальную жизнь общества и человека через процессы социализации и инкультурации. В XVIII веке это формирование философской культуры просветителей-дворян.

3. Анализ творческого наследия Болотова позволяет утверждать, что он выработал собственную духовную антропологию, опирающуюся в основном на идеи православной религии.

4. Философскую антропологию Болотова трудно осмысливать в рамках какой-то однозначной философской традиции. Философия для него была «образом жизни», и только эта наука, по-мнению мыслителя как человека цельного, деятельного, созидающего и творческого, способна помочь человеку обрести подлинное счастье.

5. Этическими доминантами философской антропологии Болотова являются следующие: самосовершенствование личности, духовно-нравственное воспитание человека, патриотизм. Повсеместное обращение к философско-антропологическим взглядам немецких моралистов (художественные произведения, статьи, публицистика, письма, дневники), привели Болотова к выводу о том, что в философии истинно только то, что ведет человека к душевному спокойствию.

6. Оригинальность философской антропологии Болотова заключается в нахождении оптимистических основ сущностного бытия человека в условиях многообразия духовных предназначений человека в мире. Философское учение Болотова создавалось под влиянием религиозных ценностей христианства, поэтому основными категориями для нравственной оценки человека становятся категории добродетели и порока (т.е. греха). Фундаментальными этическими категориями его учения выступают категории «благо», «гармония» и «счастье». Природа и человек в концепции Болотова как и многих других русских просветителей приобретают самостоятельную ценность и становятся собственно предметом философского знания. Эти тенденции нашли свое выражение в антропологической направленности отечественной нравственной философии, естественном сопряжении социально-политических и нравственно-этических идей.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней панорамно представлен философско-антропологический образ мысли русских просветителей XVIII века. В философско-антропологических взглядах Болотова, анализ которых способствует не только дальнейшему изучению воззрений выдающегося русского писателя и мыслителя, но и более глубоким исследованиям проблем, ныне особо актуальных в свете духовного становления современной России, нашли свое отражение процессы интеграции национальных и общечеловеческих ценностей. Болотовское видение проблемы ценностного мира человека ориентировано не только на русский менталитет, но и представляет интерес для исследования общечеловеческих ценностей в контексте христианской культуры.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практической работе: преподавании общих курсов по философии, философии культуры, в разработке учебно-методических комплексов по педагогической антропологии. Материалы исследования могут быть использованы в осмыслении практики духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в различных образовательных учреждениях, в семье, в средствах массовой информации и т.д. Они нашли свое отражение в авторском курсе «А.Т.Болотов как первый русский ученый-агроном и просветитель». Выводы диссертации представляют интерес для научных работников, занимающихся изучением человеческого содержания культуры русского Просвещения, педагогической антропологии и становления личностной культуры.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации апробированы в пяти научных публикациях, а также изложены в сообщениях и докладах межвузовских и международных научных конференций – «Философское образование в XXI веке» (Санкт-Петербург, 16-17 февраля 2006 года); «Культура и образование в XXI веке» (Санкт-Петербург, 7-9 февраля 2007); «Правовые и экономические аспекты реализации приоритетных национальных проектов в России» (Санкт-Петербург, 29 марта 2007); «Правовые и экономические аспекты реализации приоритетных национальных проектов в России» (Санкт-Петербург, 15 мая 2008 года).

Структура и объём диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (первая глава содержит два параграфа, вторая три параграфа), заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, оценивается степень разработанности исследуемой проблемы, определяется цель и формулируются задачи исследования, его методологические основы, раскрывается научная новизна, характеризуется теоретическая и практическая значимость выполненной работы.

Первая глава «Антропологические основания русской философии XVIII века» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Особенности понимания природы человека в русской философии XVIII века» исследуется философско-антропологическое наследие философов XVIII века в России, акцентируется внимание на характеристике специфики русской философии человека, подчёркивается значимость этики в построении науки о человеке. В истории отечественной мысли XVIII век отмечен широким распро­странением идей Нового времени. В центре внимания оказались не столько проблемы трансцендентного бытия, сколько реального мира и связанного с ним человеческого существования. Философская антропология в эпоху Просвещения носит по-преимуществу этический характер. Человека в большей мере волнует его духовность, а не телесность.

В целом философия русского Просвещения была ориентирована на понятийное структурирование знания, поэтому этика рассматривалась русскими мыслителями не как простое знание, а как наука, которая включает в себя и антропологические и социальные представления. В этой нерасчлененности понятий в их своеобразном синкретизме проявляется несомненная тенденция рассматривать все области знания, связанные с человеком, сквозь призму нравственного начала, этики. Именно этика предстает в сочинениях русских мыслителей эпохи Просвещения как интегративная наука, наука о человеке.

В диссертации подчеркивается, что спецификой русской философии была также ее аксиологическая ориентация. В отличие от западной, русская философия стремилась не столько к постижению истины, сколько к достижению счастья, выработки основополагающих духовных ценностей. Русские мыслители задумывались не столько об истинности знания, сколько о том: «Какое место человек занимает в мире?», «Какова моральная природа человека?». Философская антропология русских мыслителей – это духовная антропология, ориентированная на творчество, поиск тех возможностей и условий человеческого самотворчества, которые явля­ются условием реализации человека в мире и одновременно раскрывают специ­фику человеческой природы.

Итогом XVIII столетия, века рационализма, становится обоснование нравоучительной философии. Последняя составляла главную особенность отечественной философской антропологии, занимала важное место сочинениях русских просветителей XVIII века – Я.П.Козельского, Д.С.Аничкова, Н.И.Новикова, А.Т.Болотова. Внимание русских просветителей было привлечено к проблемам дефиниций, структурирования философского знания, конкретизации предмета моральной философии, поскольку в это время русская философия в целом высвобождается из-под влияния богословия и обращается к проблемам изучения природы и человека. Природа и человек приобретают самостоятельную ценность и становятся собственно предметом философского знания. Эти тенденции находят свое выражение в антропологической направленности нравственной философии русских мыслителей, в естественном сопряжнии социально-политических и нравственно-этических идей.

Во втором параграфе «Философия как «образ жизни» в интерпретации А.Т.Болотова» анализируется проблема формирования человека как личности с ее культурантропологическими характеристиками: самовоспитание, самопознание, творчество, креативность. Рассматривая в качестве примера философскую биографию Болотова (по работе «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков») мы приходим к выводу о практической значимости философской антропологии в контексте учения Болотова об этике. В основу жизненной философии Болотов ставит принцип гармонии, то есть согласие с самим собой и окружающим миром. Цель жизни, по Болотову, заключалась в достижении счастья. «Счастье» одна из главных категорий моральной философии Болотова, она носит не материальный (достижение земных благ), а духовный смысл. Человек может быть полностью счастливым, лишь в том случае если сумеет подчинить телесность своему духовному началу.

В исследовании отмечается, что одним из главных средств достижения жизненного благополучия, по Болотову, является самосовершенствование человека, в результате чего он сможет преодолеть нравственное зло (корыстолюбие, жестокость, упрямство, стремление к праздной жизни). В этом одна из главных точек сопряжения учения Болотова с этическими взглядами русских просветителей. Они не только пропагандировали этические идеи, но и действовали в согласии с нравственными установками. Слово и дело находились, поэтому в гармонии и целостности. В этом главное отличие русских философов-моралистов от просветителей Запада.

Отводя большое место роли божественного провидения, Болотов тем не менее считал, что без собственного желания и стремления к самосовершенствованию человек не сможет достигнуть жизненного благополучия. Достижение благополучия невозможно, если душа человека не устремлена к богу. Только в духовном единении с богом человек обретает всю полноту бытия. Взгляды русского мыслителя на центральные проблемы бытия человека мы рассматриваем как оригинальную духовно-антропологическую концепцию.

Во второй главе «Философская антропология А.Т. Болотова в контексте отечественной философской мысли», состоящей из трех параграфов, анализируются взгляды мыслителя на основные философско-антропологические проблемы бытия человека.

В первом параграфе «Место антропологии в философском творчестве А.Т. Болотова» анализируются взгляды мыслителя на проблему формирования человеческой личности. Рассуждая о человеке, Болотов разрабатывает теорию человека, согласно которой человек есть образ и подобие Бога, поэтому характеризуется через понятия, представления, сопоставимые с Богом. Сущностные характеристики человека – душа, которая создана «по образу и подобию», разум, который превращает человека в мыслящее и творящее существо, воля, с помощью ее в нашей душе рождаются желания.

Разум и воля, по Болотову, составляют жизнь души, а живет душа тогда, когда она творит. Творя себя, согласно христианским заповедям, человек совершенствует свой внутренний мир. Стремясь преодолеть противоречие между разумом и чувствами, Болотов обращаются к категории «души», видя в ней средоточие, синтез рационального и чувственного в человеке. Разум трактуется как особая способность человеческой души. Главная задача человеческого разума подчинить страсти, которые сбивают душу человека с истинного пути – достижения благополучия. Поэтому важное место в философской антропологии Болотова занимает категория «гармония». Посредством гармонии мыслитель полагал способность человеческой души находиться в согласии с собой и окружающим миром.

Болотов сформулировал «заповеди» жизни человека: необходимо любить и почитать Бога; целеполагание обретения блага достижимо в контексте любви к Богу и постижению божественных свойств, которые необходимо проецировать на свой внутренний мир; важно любить и постигать красоту природного мира; необходимо уважать себя и других людей; человек должен самосовершенствовать свой внутренний мир.

Во втором параграфе «Духовно-нравственные основания философской антропологии А.Т.Болотова» анализируются религиозно-этические взгляды мыслителя. Большое внимание Болотов уделял характеристике моральных ценностей, которые должны строиться на основании религиозных ценностей. Исследуя моральный облик человека, Болотов создает собственную классификацию человеческих желаний. По природе человеческих желаний, можно определить, насколько человек находится в противоречии со своей духовностью. Человеческие желания подобны хамелеону, имеют тенденцию изменяться. Человек может желать что-то позитивное, а уже через определенный промежуток времени, его желание может носить негативный характер. Этим Болотов подчеркивает пограничное бытие человека между божественным и материальным миром. Задача человеческой воли, по Болотову, заключается в рождении в душе только богоугодных желаний, исполнение которых совершенствует духовную природу человека. Сущность человека устроена таким образом, что ему вложено стремление к совершенству. Однако, в материальном мире, душа подвергается множеству соблазнов (роскошь, праздная жизнь и т.д.). В итоге, если человек совершенствует только свою телесную оболочку, забывая о своем духовном мире, его душа постепенно «темнеет», в ней начинает превалировать «нравственное зло». Остановить нравственную деградацию в душе человека, вернуть его на путь истинный, возможно, когда в душе человека проснется чувство совести. В душе коренится стремление совестное, являющееся основанием нравственности в человеке. Совесть есть непосредственное побуждение к познанию и исполнению нравственных законов. Совесть является одной из центральных этических категорий Болотова, ей принадлежит особая роль в становлении морального сознания.

Средоточием совести, по Болотову, является душа. Душа, как и ум, участвует в процессе познания, которое понималось в русской философ­ской традиции не столько гносеологически, сколько этически, как процесс познания добра и зла. «Нравственному злу», Болотов противопоставляет «духовную любовь». «Духовная любовь» – это любовь к Богу, через это чувство человек должен осознать, что зло не должно царствовать в земном мире, осознать свою духовную природу, которая заключается в творении добра, в стремлении к самосовершенствованию.

Основными категориями для нравственной оценки человека становятся категории добродетели и порока. Основанием добродетели выступают разум и воля, «самовластье» человека. Разум формирует нравы, а воля определяет направленность содержание поступков. Фундаментальными этическими категориями Болотова выступают категории «благо» и «счастье». Таким образом, подлинная человечность –это богоподобие, божественное в человеке. Божественное в человеке не есть сверхъестественное и не есть специальный акт благодати, а есть духовное начало как особая реальность.

В третьем параграфе «Учение А.Т.Болотова о душе, смерти и посмертном существовании» анализируются взгляды мыслителя на важнейшие пневматологические проблемы: природа души, проблема смерти и бессмертии души. В сочинении «О душах умерших людей» Болотов вырабатывает собственный взгляд на основные проблемы пневматологии. Это сочинение Болотова показывает, что в начале XIX века «экспериментальная» и «рациональная» психология были еще тесно связаны, хотя тенденции их возможного расхождения были уже намечены. Однако «учение о душе», стремясь обратиться к сфере «чистейшей метафизики», с трудом преодолевает соблазны натурфилософского дискурса. Болотов не может избежать взгляда на душу, как особого рода «вещество», что сближает его с современными спекуляциями обыденного сознания.

Бессмертие души, считал мыслитель, можно доказать различными способами. Но одним из самых важных, является доказательство, исходящее из природы души. Душа являясь богоподобной, не может исчезнуть. Жизнь послано как испытание для души, и от того, как она проживет свою земную жизнь, будет зависеть судьба души после смерти. Болотов с известным утопизмом, свойственным просветительской мысли, излагает свой взгляд на будущую жизнь. Для него и здесь главным принципом останется принцип достижения гармонии. Если в обычной земной жизни нужно стремиться и достигать гармонии, то в вечной жизни, если душа попадает в «блаженное общество», она естественно становится членом гармоничного мира.

Понимание смерти как необходимого момента жизни и ее развития не снимает стремления человека к совершенствованию и сохранению ценностей. Эти представления Болотова явились своеобразным приготовлением к будущей вечной жизни. Его взгляд на бессмертие души был приспособлен к его собственному характеру и образу жизни. Культурантропологическим аспектом осмысления Болотовым проблемы бессмертия, является то, что мыслитель призывает свого читателя задуматься о смысле человеческого существования, о проблеме создания общечеловеческих ценностей. Наличие у человека духовных, эстетических, нравственных, религиозных потребностей интерпретируется Болотовым как прирожденное человеку стремление к абсолютному духу – Богу. Человек становится человеком, обретая свою субъективность, духовность в активном преобразовании мира и создаваемым им самим ценностей, смыслов, значений.

В заключении подводятся общие итоги работы и делаются выводы по диссертационному исследованию:

А. Т. Болотов – яркий представитель российской просветительской культуры, в личности которого отразился сложный период ее становления и развития. Появление таких людей, как Болотов, было обусловлено петровскими преобразованиями и явилось одним из важных результатов реформ Петра I. Энциклопедизм и неиссякаемая энергия, богатый внутренний духовный мир и творческий прагматизм, свойственные этому незаурядному человеку, воплотились в трудах Болотова – ученого, философа, писателя, педагога, ландшафтного архитектора. Мыслитель сумел воплотить в своей жизни и творческой деятельности очень, казалось бы, простой, но труднодостижимый принцип согласия с самим собой и с окружающим миром. Он жил, так как учил, а учил тому, что считал необходимым, для духовно-нравственного совершенствования человека. Большое внимание в своем философском учении мыслитель уделяет духовному миру человека. И это не удивительно, ведь в философии эпохи Просвещения моральной философии отводилась особая роль, стать стержнем философской антропологии в целом.

В результате анализа философско-антропологических доминант учения Болотова мы приходим к следующем выводам:

1) Основным средством достижения нравственного благополучия человеком, согласно просветительским представлениям, является самосовершенствование, в результате чего человек сможет преодолеть нравственное зло (корыстолюбие, жестокость, упрямство). Человек должен сам осознать свою потребность в благополучии и счастье. Ведь счастье, по Болотову, это не достижение какой-либо материальной базы, а это результат кропотливой работы человека над самим собой. Человек должен сам себя духовно построить, искоренить в себе «худые склонности».

2) Результатом воспитательного процесса, который необходимо начинать, по-мнению Болотова, в раннем детстве, должна стать личность, знающая свою культуру и историю, способная к духовному творчеству и восприятию мировой и национальной культуры. В этом смысле опыт предшествующих поколений очень важен. Кризис сегодняшнего образования в России необходимо преодолеть с помощью культурных, педагогических, философских взглядов не только современных теоретиков, но и опирались на культурные традиции предков. Русская общественно-философская мысль всегда была занята больше всего темой человека, его судьбы, смысла и целей человеческого существования, нравственно-духовных оснований его бытия.

3) Проблема формирования личности – одна из центральных в философском творчестве Болотова. Философская антропология Болотова –это антропология творчества, поиск тех возможностей и условий человеческого самотворчества, которые явля­ются условием реализации человека в мире и одновременно раскрывают специ­фику человеческой природы. Человек становится человеком тогда, когда начинает творить: творить самого себя, превращая себя в «богоподобного», творить внешний мир, преобразуя его по человеческим законам.

4) Большое значение мыслитель придавал познанию Бога. Бог стоит в центре духовной антропологии Болотова. Человек имеет и духовную, и материальную оболочку. Главное в человеке – душа, она создана Богом «по своему образу и подобию». Познавая окружающий мир, человеческую и божественную природу, человек совершенствует не только свои знания, но и формирует свой духовный облик

5) Важным принципом в духовной жизни человека, по Болотову, должно стать понятие боголюбия. Только бог способен поставить человека на истинный путь. Однако и сам человек, должен осознать, что достичь благополучия, он сможет при условии вступления в союз с богом. Подлинная человечность – это богоподобие, божественное в человеке. Божественное в человеке не есть сверхъестественное и не есть специальный акт благодати, а есть духовное начало как особая реальность. И в этом еще один парадокс человеческого бытия: для то­го, чтобы походить на человека, нужно походить на Бога. Для того чтобы иметь образ человеческий, нужно иметь образ Божий. Личность становится близка к Богу, когда творит, т.е. в определенном смысле про­должает божественное дело, участвует в миротворении.

6) Болотов полагал, что «истинное благополучие наступит в будущей жизни», то есть после смерти человека. Размышления о бесконечной жизни и духовной любви должны направить человека на мысль о построении некоего «рая на земле», что само по себе достаточно утопично. Человек должен суметь прожить свою жизнь в соответствии с христианскими принципами. От того, как проживет человек свой век, зависит судьба его бессмертной души. «Духовная любовь» в учении Болотова становится средоточением всех человеческих отношений.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Боровая А.А. Антропологические основания философии А.Т.Болотова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. Научный журнал. – Серия Философия. – СПб., 2007. –№3 (6). – С. 87-92. (0,5 п.л.).

2. Боровая А.А. Философия как не­строгая наука // Философия человека и современное образование: Сб. ст. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – С. 471-472. (0,1 п.л.).

3. Боровая А.А. А.Т.Болотов и философия русского Просвещения // Культура и образование в XXI веке: История и тенденции развития: Сб. материалов конф. – СПб.: СПбГАУ, 2007.– С. 93-101. (0,5 п.л.).

4. Боровая А.А. Русский просветитель Болотов о философии хозяйства // Правовые и экономические аспекты реализации приоритетных национальных проектов в России: Материалы межрегиональной межвуз. науч.-практ. конф. 29 марта 2007 года.– СПб.: ИПП, 2007. – Ч.2.– С. 70-73. (0,2 п.л.).

5. Боровая А.А. Философия как «образ жизни» в учении российского просветителя А.Т.Болотова // Правовые и экономические аспекты реализации приоритетных национальных проектов в России: Материалы Всероссийской межвуз. науч.-практ. конф. 15 мая 2008.– СПб.: ИПП, 2008. – Ч.2. – С. 53-55. (0,3 п.л.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков. Крещение Руси Владимиром (980 — 1015). Кирилл и Мефодий. Ярослав Мудрый (1019 — 1054). «Русская Правда»

    Документ
    «Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков.
  2. Социально-антропологический анализ

    Книга
    Работа посвящена актуальной проблеме  сопоставлению моделей исторического развития в отечественной и зарубежной традиции, интенций духовного развития на Западе и в России.
  3. Н. Г. Баранец Философское сообщество: структура и закон

    Закон
    В монографии, выполненной в контексте исследований по концептуальной и социальной истории университетской философии в России, рассматриваются формы организации, структура и закономерности развития философского сообщества на рубеже XIX-ХХ вв.
  4. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

    Документ
    Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.
  5. И. Н. Яблоков предмет научного атеизма

    Документ
    канд. филос. наук Г. Л. Баканурский, канд. филос. наук Ю. Ф. Борунков, канд. филос. наук В. В. Винокуров, канд. филос. наук Н. К. Дмитриева, д-р филос.

Другие похожие документы..