Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Научно-исследовательская работа'
НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСК...полностью>>
'Документ'
В останнє десятиліття дослідження національно-політичних орієнтацій в українському суспільстві Галичини австрійського періоду перетворилися в окрему ...полностью>>
'Закон'
Администрация муниципального образования Раздольевское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской об...полностью>>
'Книга'
В 1900 году увидела свет самая, пожалуй, знаменитая книга Фрейда – "Толкование сновидений"1. За ней последовали не менее известные "Пс...полностью>>

Научно-исследовательская (1)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

Р. А. Мигуренко

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА

Учебно-методическое пособие

Издательство ТПУ

Томск 2006

УДК 001. 891

ББК 65.272

М 57

М 57

Мигуренко Р. А.

Научно-исследовательская работа. Учебно-методическое
пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 184 с.

Учебно-методическое пособие содержит материал, дающий представление о принципах и специфике научно- исследовательской деятельности, сведения об основных направлениях и методах исследования в социальной работе, содержании и формах учебно-исследовательских работ, требованиях по их оформлению. В пособии имеются методические рекомендации по работе над различными формами исследовательских произведений. Словарь, разработанный в помощь начинающему исследователю, может быть использован для уточнения и получения дополнительной информации по проблемам научно-исследовательской деятельности.

Пособие подготовлено на кафедре философии гуманитарного факультета ТПУ, соответствует программе учебной дисциплины, предназначено для студентов специальности 040101 «Социальная работа» Института дистанционного образования.

УДК 001. 891

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом
Томского политехнического университета

Рецензенты

А. Ю. Чмыхало –

доцент кафедры философии Томского политехнического университета, кандидат философских наук;

К. М. Южанинов –

доцент кафедры социальной работы Томского государственного университета, кандидат философских наук.

© Томский политехнический университет, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 5

Тема 1
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:
ЕГО ТИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 8

Вопросы и задания к теме 13

Тема 2
ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ:
ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ 13

Вопросы и задания к теме 21

Тема 3
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 22

Вопросы и задания к теме 26

Тема 4
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 27

4.1. Методы сбора первичной социальной информации 28

4.1.1. Опросные методы 29

4.1.2. Неопросные методы 41

4.3. Методы анализа эмпирических данных 60

Вопросы и задания к теме 62

Тема 5
ФОРМЫ И СТРУКТУРА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ 63

5.1. Формы научного произведения 63

5.2. Формы учебно-исследовательских работ 69

5.3. Структура научного произведения 70

5.4. Структура учебно-исследовательских работ.
Требования к структурным элементам работы
и их оформлению 73

Вопросы и задания к теме 82

Тема 6
ТЕМА И НАУЧНЫЙ АППАРАТ
УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 83

6.1. Организация исследования 85

6.2. Научный аппарат учебного исследования 87

6.3. Проектирование стратегии исследования 87

6.4. Проектирование тактики исследования 89

6.5. Самоэкспертиза исследования 92

Вопросы и задания к теме 93

Тема 7
МЕТОДЫ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 94

7.1. Информационное обеспечение учебного исследования 94

7.2. Конспектирование источников 95

7.3. Методы обработки содержания научных текстов 96

7.4. Понятийно-терминологический аппарат исследования 99

Вопросы и задания к теме 100

Тема 8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА 100

8.1. Библиографическая информация в научном тексте 100

8.2. Библиографическое описание научного произведения 103

8.4. Иллюстративное (графическое) оформление текста 114

Вопросы и задания к теме 116

Тема 9
ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ
КАК УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 117

Вопросы и задания к теме 121

Тема 10
КУРСОВАЯ РАБОТА:
КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ 122

Вопросы и задания к теме 131

Тема 11
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА:
СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ 131

Вопросы и задания к теме 139

Тема 12
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 139

Вопросы и задания к теме 144

Тема 13
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ:
СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ АВТОРУ 144

Вопросы и задания к теме 153

СЛОВАРЬ ПО КУРСУ
«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА» 154

Список литературы 175

Приложение Б
(справочное)
Примеры библиографического описания
различных видов документов 179

Приложение В
(обязательное)
Образец оформления титульного листа
тематического реферата, курсовой работы 183

Приложение Г
(обязательное)
Образец оформления титульного листа ВКР бакалавра 184

Приложение Д
(обязательное)
Образец оформления титульного листа ВКР специалиста 185

Приложение Ж
(обязательное)
Форма задания на выполнение ВКР,
курсовой работы 186

Приложение И
(справочное)
примерная структура
оформления реферата ВКР 187

Приложение К
(обязательное)
Пример оформления содержания ВКР,
курсовой работы 188

Приложение Л
(справочное)
Образец отзыва на ВКР 189

Приложение М
(справочное)
Образец рецензии на ВКР 190

Введение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Исследовательская деятельность в социальной работе – своеобразное звено, связующее теорию и практику социальной работы. Являясь неотъемлемой частью формирования теоретического знания, большинство исследований в области социальной работы имеют в качестве основной своей цели улучшение практики социальной работы.

При этом специалисты-практики могут и должны вносить свой вклад в развитие теории социальной работы. В их руках находится богатый фактический материал, заслуживающий обобщения и распространения. Специалист-практик берётся за исследование, когда возникает необходимость строго и объективно оценить результаты своей деятельности, эффективность тех или иных программ, реализуемых в практической деятельности. Результаты подобных исследований, также как и изучение потребностей населения в тех или иных видах услуг, широко используются для обоснования необходимости выделения средств на реализацию соответствующих программ помощи нуждающимся категориям граждан.

Даже если социальный работник является «рядовым» практиком, у которого нет желания самому проводить исследования, он неизбежно будет сталкиваться с соответствующими принципами и понятиями исследовательской деятельности как потребитель. Специалисту-практику придётся читать специальную литературу, в которой описываются новые подходы и приёмы социальной работы, используются разные методики сбора и анализа информации; участвовать в работе методических семинаров и конференций, где другие будут делиться своим профессиональным опытом и рассказывать о своих проблемах и достижениях.

Знакомство с основами научно-исследовательской деятельности необходимо руководителям социальных служб. Прежде всего, руководители социальных служб должны владеть информацией о современных тенденциях в развитии теории и практики социальной работы. Важнейшим каналом распространения передового опыта является специальная научная литература. Чтение специальной литературы предполагает определённую методологическую подготовку. Даже те публикации, которые имеют преимущественно практическую направленность, не обходятся без анализа и обобщения эмпирических данных. Тем более это относится к фундаментальным теоретическим разработкам.

Кроме того, любой руководитель вынужден заниматься анализом деятельности своей организации, изучать спрос на услуги и степень их удовлетворения, отчитываться перед вышестоящими организациями и обосновывать приоритетность тех или иных направлений работы. Убедительно это можно сделать лишь с опорой на факты, на их всесторонний и грамотный анализ. Этот вид деятельности руководителя сближает его с деятельностью исследователя-теоретика.

Современная исследовательская практика в области социальной работы предъявляет высокие требования к человеку, который ею занимается. Он должен иметь не только глубокие познания в области непосредственных проблем, которые изучает, но владеть также методологией и техникой проведения исследований и обработки данных.

Качественная профессиональная подготовка социальных работников предполагает не только общее знакомство с методами исследования в социальной работе, знание и понимание принципов научной методологии, но и владение основными исследовательскими приёмами. Для будущего специалиста очень важно проникнуться идеей ценности использования научных методов в своей будущей профессиональной деятельности, поскольку решение проблем, с которыми сталкиваются в своей практике социальные работники, в огромной степени зависит от того, способны ли они в ходе исследования этих проблем использовать научные методы. Научно-исследовательская деятельность даёт возможность социальным работникам объяснить не только суть и эффективность своих практических действий, но и выявить проблемы на этапе принятия решений, что в конечном счёте также увеличивает возможности социальных работников совершенствовать практику.

Приведём аргументы, обосновывающие необходимость подготовки практикующих социальных работников к исследовательской деятельности [22, с. 95].

Во-первых, желательно, чтобы практические социальные работники могли избирательно подходить к существующему разнообразию стратегий сбора информации об определённом аспекте своей деятельности, умели определять, какие данные и теоретические подходы наиболее соответствуют конкретной проблеме. Такая «исследовательская грамотность», т. е. способность понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные знания, не даётся от рождения; социальных работников необходимо научить быть разумными пользователями научно-исследовательских подходов.

Во-вторых, обучение методам исследования поможет будущим специалистам оценивать практику с позиций научного подхода, для чего они должны уметь эмпирически формулировать, документировать и оценивать свои решения, принятые в процессе практики, и свою деятельность. С помощью включения в практику необходимой исследовательской функции социальные работники могут извлечь «ключевые знания» из собственного непосредственного практического опыта.

В третьих, профессиональный социальный работник должен быть обучен разнообразным оценочным подходам. И «оценивание потребностей» общества, и «психосоциальное оценивание» индивида требуют использования навыков сбора таких данных, которые помогали бы специалисту-практику лучше понимать проблемы людей и развивать эффективные способы помощи в улучшении их жизненных ситуаций.

В-четвёртых, исследовательские навыки позволят социальным работникам составлять отчёты о своих открытиях в соответствующей профессиональной форме. Владение исследовательскими методами поможет им научиться предоставлять необходимую информацию в заявлениях на получение средств, в предложениях о политике в социальной сфере при отстаивании интересов клиентов, в методических рекомендациях, в сообщениях по программам оценивания. Профессиональные социальные работники должны уметь компетентно излагать свои статьи и другие материалы, предоставляемые в профессиональные журналы, а также выступать на профессиональных собраниях и конференциях.

Исследовательский опыт накапливается постепенно, основы этого опыта формируются в вузе. Серьёзную исследовательскую подготовку получают студенты в вузе в процессе выполнения учебно-исследовательских работ и прохождения различных видов учебной практики. Опыт подготовки, проведения и описания исследований в форме отчетов, докладов, статей, реферативной, курсовой или дипломной работы бесценен в том смысле, что если студент за время обучения его не приобретёт, он не приобретёт его никогда.

Вузовский опыт исследований – это опыт чёткого формулирования темы; опыт сбора материала по истории того или иного вопроса; опыт организации этого материала и его письменное представление. Учебно-исследовательская работа учит рассудительности и систематичности, в ходе её приобретается метод и навыки обработки и отражения результатов исследования.

Тема 1
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:
ЕГО ТИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Термин «наука» обозначает деятельность людей по производству знаний о мире во всём его многообразии. Отдельные науки имеют дело с конкретными аспектами этой сложной реальности. Каждая из них выделяет в ней свой специфический предмет, использует особые методы исследования и вырабатывает свой особый понятийный аппарат.

Наука – это специальным образом организованная познавательная деятельность. Исторически она вырастает из потребностей практики, связь с которой сохраняется, хотя и становится опосредованной. В науке выделяют два раздела: фундаментальные и прикладные исследования. Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных или неизвестных явлений и фактов, получения новой информации о чём-либо. Прикладные исследования теснее связаны с практикой, намечают решения тех проблем, которые она ставит. Фундаментальные исследования вытекают в первую очередь из потребностей самой науки, обеспечивают её непрерывное внутреннее развитие.

Основной формой человеческого познания является мышление. В науке мыслительная деятельность представлена в наиболее рафинированном виде. Главное отличие научного мышления от мышления обыденного состоит в том, что научное мышление характеризуется строгостью и дисциплинированностью. Данная характеристика проистекает из свойственной научному мышлению рефлексии – склонности учёных постоянно контролировать ход своих мыслей, тщательно анализировать исходные предпосылки своих рассуждений, проверять и перепроверять полученные результаты. (Рефлексия от лат. reflexio – отражение; размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния).

Помимо теории важнейшим элементом науки является методология, а методологическая культура образует ядро профессиональной компетенции каждого исследователя. Слово «метод» образовано от греческого корня «путь». В науке – это способ достижения результата, решения задачи, проверки гипотез. Методические приёмы – это тот багаж, которым начинающий исследователь должен овладеть.

О методологии можно говорить в широком и узком смысле, имея в виду либо общие закономерности научного познания и требования, предъявляемые к нему, либо конкретные приёмы проведения исследования в определённой области, которые часто называют методиками.

Общая методология научного познания рассматривает структуру научного исследования как такового и формулирует те требования, которым оно должно отвечать.

Следует выделить те аспекты научного исследования, которые относятся к сфере общей методологии. Прежде всего, это вопросы, касающиеся истинности научных знаний, т. е. соответствия наших представлений самому предмету исследования. Идеалом научного познания выступает объективное знание, свободное от всяких искажений, связанных с ограниченностью познавательных возможностей отдельного индивида или со свойственной человеку предвзятостью суждений. Научная методология формулирует требования, соблюдение которых призвано исключить невольное искажение информации, гарантировать валидность (надёжность, достоверность) полученных данных.

Одно из главных требований научной методологии – это воспроизводимость результатов исследования. Оно означает, что должна существовать принципиальная возможность проверить справедливость любых заключений, претендующих называться научными. Требование воспроизводимости результатов означает также, что описание опыта должно содержать всю существенную информацию об условиях его проведения. Любой другой исследователь должен быть в состоянии повторить опыт и убедиться в справедливости сделанных на его основании выводов.

Другой отличительной особенностью научного подхода является стремление осуществить тщательный контроль всех условий протекания изучаемых процессов, что устраняет источники возможного искажения информации. Осуществляя такой контроль, учёный полагается не просто на непосредственные данные своих органов чувств, а использует специальные технические приспособления (измерительные приборы, видеокамеры, фотоаппаратуру и др.).

Но задачи науки не ограничиваются только описанием явлений, хоты всякая эмпирическая наука начинается с наблюдения и описания. Функцией науки является также объяснение, т. е. раскрытие внутренних и устойчивых связей явлений между собой. Важнейшим типом связей, интересующих учёных, выступают причинно-следственные связи. Знание причин и условий их проявления позволяет управлять ходом процесса. Прикладная наука как раз и занимается использованием накопленных знаний о природе явлений для решения практических задач, для разработки эффективных средств управления всевозможными естественными процессами.

В своём прикладном аспекте наука непосредственно выходит на практику, обслуживает её потребности. Однако прежде чем использовать знания, их нужно получить. Этим занимается фундаментальная наука, которая подразделяется на эмпирическую и теоретическую сферы исследования. В развитых научных дисциплинах существует разделение учёных на экспериментаторов и теоретиков.

Учёные-экспериментаторы в области естественных наук проводят свои исследования в специально оборудованных лабораториях. В социальных науках основная масса эмпирических исследований проходит в «поле», т. е. естественной обстановке. Ведущим методом эмпирических исследований является индукция движение мысли от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Индуктивными иногда называют опытные науки в целом, поскольку логика исследования в них ведёт от накопления фактов к их систематизации и построению объяснительных схем. Это не значит, что они не имеют своей теории. Просто сама теория оказывается вторичной по отношению к наблюдению.

Учёный-теоретик работает преимущественно в тиши кабинета. Необходимые ему данные он черпает главным образом из литературы по специальности. Он занимается мыслительной переработкой уже накопленного материала, по-новому организует его, оттачивает существующие концепции. В его деятельности ведущим методом является дедукция, которая заключается в логическом выведении определённых следствий из принятых общих положений. Задача теоретика – проверить соответствие теории имеющимся эмпирическим данным (фактам), проанализировать саму научную теорию на предмет её внутренней логической строгости, обнаружить неявные следствия из общих теоретических положений, сделать на этой основе соответствующие практические выводы и прогнозы.

Возникая как вторичное образование по отношению к эмпирическому исследованию, теория затем начинает жить своей относительно самостоятельной жизнью. Она содержит в себе особый познавательный потенциал, позволяет путём сопоставления известных фактов делать выводы о существовании каких-то ещё не открытых явлений и закономерностей.

Противопоставление эмпирического и теоретического исследования, индуктивного и дедуктивного методов весьма условно. В реальном процессе исследования постоянно происходит переход от эмпирического анализа к теоретическому (и наоборот), сочетаются методы индукции и дедукции.

Базовыми элементами научной теории являются понятия, в которых отражаются существенные отличительные (внутренние, специфические) свойства предметов и явлений. Формирование понятий – это мыслительный процесс обобщения эмпирических данных, абстрагирования от случайных, несущественных различий. Понятие представляет собой результат выхода за пределы той информации, которую мы получаем непосредственно с помощью органов чувств.

Понятийная система науки призвана схватить структуру реальности в её существенных связях, вскрыть устойчивые и повторяющиеся моменты в наблюдаемом калейдоскопе явлений.

Язык науки отличается от обыденного языка точностью и единообразием. Все ключевые понятия науки должны быть строго определены, чтобы исключить возможность двусмысленности и субъективного толкования. В том случае, если слово заимствуется из обыденного языка, его значение уточняется путём указания чётких границ его применения. Таким образом слово превращается в научный термин. Часто для обозначения новых явлений и процессов нет подходящего слова в языке повседневности, и тогда вводится специальный термин, для которого, как правило, используются греческие и латинские элементы.

Термин вводится путём определения, т. е. спецификации отношения данного понятия с другими, близкими к нему по смыслу (спецификация – установление специфических особенностей чего-либо). Строгое определение (дефиниция) понятия требует указания на ближайший род и отличительный (видовой) признак. Определение можно рассматривать как формулирование в сжатой форме основного содержания понятия. Определения понятий составляют важнейшую часть научных теорий.

Типы и виды учебных исследований

Учебные исследования могут быть теоретическими, эмпирическими и смешанными. Основанием такого деления служит типология источников познания.

Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания конкретной проблемы (темы). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования в теоретическом исследовании служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

К теоретическим исследованиям относятся исторические и методологические исследования.

Исторические исследования посвящаются, как правило, изучению неизвестных страниц истории социальной работы. К ним также относят: изучение тенденций развития тех или иных идей или явлений социальной работы, сравнительную характеристику каких-либо фактов, данных, научных положений, возникших в различные временные периоды истории социальной работы.

Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвящённые теоретическому изучению и описанию какого-либо социального феномена, а также как науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования.

Эмпирические исследования связаны с изучением и описанием практики социальной работы. Их предметом становятся факты (события, явления, отношения, процессы) реальной социальной практики. Среди эмпирических исследований можно выделить исследования, посвящённые изучению и обобщению опыта социальной работы (как правило, инновационного), а также исследования, предметом которых являются опытно-экспериментальные социальные проекты и социальные программы.

Исследования, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию социальной работы, также являются опытно-практическими.

Смешанные работы сочетают в себе оба указанных типа и их виды. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования. Студенты прибегают чаще всего к смешанным исследованиям, посвящая одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению.

Рекомендация: этими типами и видами исследования целесообразнее овладевать постепенно. Так, реферат предполагает один вид исследования – исторический, методологический или опытно- практический. В курсовой работе можно объединить теоретическое и эмпирическое исследования. Дипломное исследование следует выполнить как смешанное.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-исследовательская работа в высших учебных заведениях государственный общеобязательный стандарт

    Научно-исследовательская работа
    4. В настоящем стандарте реализованы нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 07.06 1 г. № 389-1 и постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных
  2. Научно-исследовательский институт «Вектор» старейшее радиотехническое предприятие России

    Документ
    В книге представлены материалы по возникновению и разви­тию старейшего в России радиотехнического предприятия, в настоя­щее время Федерального государственного "Научно-исследовательс­кого института "Вектор", которому
  3. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств ордена ленина академии художеств СССР

    Сборник статей
    Сборник статей посвящен выдающемуся русскому художнику, ученому, писателю, путешественнику Николаю Константиновичу Рериху (1874—1947). Материалы сборника подробно освещают некоторые стороны художественной и общественной деятельности Н.
  4. Научно-исследовательская работа преподавателей и студентов как условие эффективного учебного процесса: исторический аспект бурмакина

    Научно-исследовательская работа
    The article analyses interrelation of education, science and manufacture which developed in Krasnoyarsk agricultural institute in 60-80th of the ХХ century.
  5. Научно-исследовательская работа – фактор повышения качества знаний обучающихся

    Научно-исследовательская работа
    В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
  6. Научно – исследовательская деятельность учащихся

    Документ
    Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для

Другие похожие документы..