Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
1. Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно неврожденно. Некоторые считают установленным взгляд...полностью>>
'Программа дисциплины'
ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные ...полностью>>
'Закон'
Учреждение осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989 г., Закона РФ «Об о...полностью>>
'Урок'
Изучить протонно-нейтронную модель ядра - основу всех выводов о строении и свойствах ядра в школьном курсе; ввести понятие о новых силах, существенно ...полностью>>

Учебно-методический план занятий I курса дневного отделения II семестр

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В.ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ I КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

II СЕМЕСТР

Москва – 2009

II СЕМЕСТР

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО ПЛАНА

№ п/п

Наименование дисциплин

Всего по плану, час.

Зимний семестр. 18 час.

Форма отчетности

Всего часов в неделю

В том числе

лекции

сем. занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Основы экономической теории

Основы информатики

Компьютерный практикум

Логика

История русской литературы

История зарубежной литературы

История зарубежной журналистики

Современный русский язык

Иностранный язык

Техника СМИ

Основы творческой деятельности журналиста

Профессиональные студии

48

32

16

32

32

32

48

96

128

32

48

32

3

2

1

2

2

2

3

6

8

2

3

2

1

2

1

2

2

2

2

1

1

2

1

1

4

8

1

2

2

Экзамен

Зачет

Письм. задание

Зачет

Экзамен

Зачет

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Зачет

Письм. задание

СОДЕРЖАНИЕ

Выписка из рабочего плана……………………………………………………………………………………….2

Основы экономической теории…………………………………………………………………………………...4

История русской литературы……………………………………………………………………………………...6

История зарубежной литературы………………………………………………………………………………..15

Современный русский язык……………………………………………………………………………………...21

Английский язык………………………………………………………………………………………………….36

Немецкий язык……………………………………………………………………………………………………39

Техника СМИ: производство и оформление книги…………………………………………………………….44

Основы творческой деятельности журналиста…………………………………………………………………50

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Сроки

Темы

Литература

Лекции,

Часы

Самостоят.

работа, часы

Виды

контроля

1

2

3

4

5

6

Февраль

Март

Март-

апрель

Апрель-

май

Акционерный капитал.

Товарная и фондовая биржи

Земельная рента

Абстрактная теория реализации: межотраслевой баланс или экономическое равновесие

Промышленный цикл или "цикл деловой активности".

Длинные волны

Фирма: формы организации бизнеса, предпринимательская деятельность. Рынок информации

Борисов Е. Экономическая теория. – Гл.8

Политэкономия. / Под ред. Сидоровича и Волкова. – Гл.12, п.3

Пезенти А. Очерки политической экономии. – М., 1976. – Гл.14, 24

Маркс К. Капитал. – Т.3. Гл.37; Соч. – Т.25. Ч.II

Самуэльсон П. Экономика. – Гл.23

Макконнелл и Брю. Экономикс. – Т.2. Гл.31

Маркс К. Капитал. – Т.2. Гл.20, п.1-3; Гл.21, п.3

Самуэльсон П. Экономика. – Гл.11, 26

Леонтьев В. Экономическое эссе. – С.339-348

Макконнелл и Брю. Экономикс. – Т.2. Гл.32

Политэкономия. / Под ред. Сидоровича и Волкова. – Гл.13

Долан Дж. Макроэкономика. – С.21-26

Политэкономия. / Под ред.Сидоровича и Волкова. – Гл.16, п.2

Бункина М. Экономика. – М., 1992. – Гл.6

Борисов Е. Экономическая теория. – Гл.10

Макконнелл и Брю. Экономикс. – Т.1. Гл.7

Долан Дж. Микроэкономика. – Гл.12, 13, 14

Политэкономия. / Под ред. Сидоровича и Волкова. – Гл.6. Гл.12, п.1, 2

2

4

2

4

2

Контрольная работа

Контрольная работа

Семинары – еженедельно.

Экзамен

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сроки

Занятий

Темы

Литература

Лекции,

часы

Самостоят.

работа,

часы

Виды

контроля

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Литература петровского времени (публицистика, светские повести, лирика и драматургия)

2. Феофан Прокопович, Антиох Кантемир

3. Классицизм. Творчество В. К.Тредиа-ковского

4. Литературная, журналистская деятельность М.В. Ломоносова

5.Историко-литера-турное значение творческой деятельности А.П.Сумарокова

6. Эпоха Просвещения. Общая характеристика. Основные тенденции литературного развития

7. Новаторство драматургии Фонвизина. Фонвизин-публицист

8. Сатирическая журналистика 1769-

70-х гг. Журналы Н. И.Новикова

9. Жанры журнальной сатиры. Издательская деятельность Новикова в 80-е гг.

10. Комическая опера. М. Чулков и писатели "третьего чина"

11. Г. Р.Державин. Новаторство его поэзии

12. Развитие литературного процесса в 90-е гг. XVIII века. Драматургия. Сентиментализм как литературное направление

13. Журналистская деятельность И. А. Крылова

14. Н. М. Карамзин и И. И. Дмитриев

15. Творческий путь А. Н.Радищева

Тексты ко всему курсу

Кокорев А. В. Хрестоматия по русской литературе XVIII в. Изд. 3-е. 1961

Сб. текстов «Русская литература XVIII века». / – Сост. Г. П. Макогоненко, А. В.Западов. – Л., 1970

Русская литература XVIII в. (1700-1775). Хрестоматия. / Сост. В. А.Западов. – М., 1979

Русская литература последней четверти XVIII в. Хрестоматия. / Сост. В. А.Западов. – М., 1985

Учебники ко всему курсу

Благой Д. Д. История русской литературы XVIII в. Изд. 4-е, 1960

Федоров В. И. Русская литература XVIII века. Изд. 2-е, 1990

История русской журналистики XVIII – XIX вв. / Под ред. А. В.Западова. Изд. 2-е. – М., 1966

История русской литературы. В

4-х т. Т. I. – Л., 1980

Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII в. – М., 1975; Изд. 2-е. – М., 1982

Тексты

История о российском матросе Василии Кориотском

Газета "Ведомости" (по Хрестоматии)

Драма "Слава Российская"

Интермедии (по Хрестоматии)

Стихотворения: "Победоносная песнь на победу Полтавскую" и др. (по Хрестоматии)

Критическая литература

Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. Соч. Т. XXI. – М.-Л., 1925. – С.5-41

Дополнительная литература

Русские повести первой трети XVIII в. / Исследование и подготовка текстов Г. Н.Моисеевой. – М.-Л., 1965

Тексты

Феофан Прокопович. «Епиникион», «Творцу сатиры "К уму своему"»

Трагикомедия "Владимир"

Похвальные "Слова" (по Хрестоматии)

Кантемир А. Сатиры: "К уму своему", "Филарет и Евгений", "О воспитании"

Кантемир А. Собр. стихотворений. – Л., 1956

Критическая литература

Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. Соч. Т. XXI. – М.-Л., 1925. – С.41-56; 78-102; 208-222

Белинский В. Г. Кантемир. Собр.соч. В 3-х тт. Т. 2. – М., 1948. – С.732-753

Тексты

«Стихи похвальные России»,

«Эпистола от Российской поэзии к Аполлину», «Тилемахида» (по Хрестоматии)

Тредиаковский В. К. Избранные произведения

Дополнительная литература

Берков П. Н. Проблемы русского классицизма. / В сб.: Русская литература XVIII века. Эпоха классицизма. – М.-Л., 1964

Гуковский Г. А. Тредиаковский как теоретик литературы. – М.-Л., 1964

Тексты

Ломоносов М. В. Сочинения. Изд. 2-е. – М.-Л., 1961

«Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.», «Утреннее размышление…», «Вечернее размышление…», «Письмо о пользе стекла», «Гимн бороде», «Разговор с Анакреоном»

Ломоносов М. В. О должности журналистов. Полн. собр. соч. Т. 3. – М., 1952. – С.218

Радищев А. Н. Слово о Ломоносове. / В кн.: Путешествие из Петербурга в Москву (гл. "Черная грязь")

Дополнительная литература

Бромштейн Г. И. Ломоносов и национально-историческая тема в русской литературе. / В сб.: Роль и значение русской литературы XVIII века в истории русской культуры. – М.-Л. Наука, 1966. – С.86-94

Западов А. В. Отец русской поэзии. – М., 1961

Тексты

Сумароков А. П. Избр. произв. – Л., 1957

Драматургия: "Синав и Трувор", "Дмитрий самозванец", "Опекун", "Рогоносец по воображению"

Сатиры: "О благородстве", "Хор ко превратному свету"

Притчи (по Хрестоматии)

Стихотворения: "Наставление хотящим быти писателями", "Песни" (по Хрестоматии)

Дополнительная литература

Стенник Ю. В. О художественной структуре трагедий Сумарокова. / В кн.: XVIII век. Сб. 5. – С.33-69

Письма русских писателей XVIII в. – Л., 1980

Западов А. В. Забытая слава. – М., 1965

Тексты

Майков В. И. Елисей или раздраженный Вакх. Избр. произведения. Изд 2-е. – М.-Л., 1966

Богданович И. Ф. «Душенька»

Херасков М. М. «Россияда» (по Хрестоматии)

Дополнительная литература

Поэзия XVIII века. / "Б-ка поэта". Малая серия. Т. I – II. 1958

Берков П. Н. Основные вопросы изучения русского просветительства. / В сб.: Проблемы русского просвещения в литературе XVIII в. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. – С. 5-77

Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер. XVIII, первая треть XIX века. – Л.: Наука, 1978

Тексты

«Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим», Комедии: "Бригадир", "Недоросль". Статьи: «"Вопросы сочинителю «Былей и небылиц"», "Всеобщая придворная грамматика"

Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. В 2-х т. – М.-Л.: ГИХЛ, 1959

Дополнительная литература

Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. – М., 1954

Всеволжский-Гернгросс В. И. Фонвизин-драматург. – М., 1960

Тексты

Статьи: "Копии с отписок" ("Трутень"), "Отрывок из путешествия в ИхТх", "Письма к Фалалею" ("Живописец"). Сатирические журналы Н. И.Новикова. – М.-Л., 1951

Новиков Н. И. Избранные сочинения. – М.-Л., 1951

Критическая литература

Добролюбов Н. А. Русская сатира в век Екатерины. Собр. соч. В 3-х тт. Т. 2. – М., 1952

Дополнительная литература

Макогоненко Г. П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. – М.-Л., 1951

Западов А. В. Новиков. – М., 1968

Литература та же, что и к предыдущей теме

Тексты

Попов М. И. «Анюта»

Аблесимов А. А. «Мельник – колдун, обманщик и сват»

Чулков М. Д. «Горькая участь», «Драгоценная щука», «Пригожая повариха»

Дополнительная литература

Русская комедия и комическая опера XVIII века. – М.-Л., 1950

Проза XVIII века. / Под ред. Г. П.Макогоненко, А. В.Западова. Т. 2. 1950

Тексты

«Фелица», «Видение мурзы», «Вельможа», «Властителям и судиям», «На взятие Измаила», «Осень во время осады Очакова», «Евгению, жизнь Званская», «Приглашение к обеду», «На смерть князя Мещерского»

Стихотворения: "Русские девушки", "Снегирь", «Памятник» и др.

Державин Г. Р. Стихотворения. –М., 1963

Дополнительная литература

Западов А. В. Мастерство Державина. – М., 1958

Тексты

Княжнин Я. Б. «Вадим Новгородский»

Капнист В. В. «Ябеда»

Дополнительная литература

Берков П. Н. Капнист. – М.-Л., 1950

Кулакова Л. И. Я. Б.Княжнин. – М.-Л., 1951

Тексты

Крылов И. А. «Почта духов» (по Хрестоматии), «Похвальная речь в память моему дедушке», «Каиб»

Дополнительная литература

Степанов Н. Л. Крылов. 1949. – С. 1-89

Тексты

Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. – М., 1980

«Бедная Лиза», «Остров Борнгольм», «Марфа Посадница», Статья "Что нужно автору?". Стихотворения: "Осень", "Меланхолия", "Поэзия"

Дмитриев И. И. «Отставной вахмистр», «Ермак», "Чужой толк"

Басни (по хрестоматии)

Карамзин Н. М. Избранные соч. В 2-х т. – М.-Л., 1964

Дополнительная литература

Кулакова Л. И. Эстетические взгляды Н. М.Карамзина. / В сб.: Русская литература XVIII века. – М.-Л., 1964

Орлов П. А. Русский сентиментализм. 1977

Пирожкова Т. Ф. Н. М. Карамзин – издатель московского журнала. – М., 1978

Тексты

«Путешествие из Петербурга в Москву», "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске", «Вольность», «Осьмнадцатое столетие», «Ты хочешь знать: кто я?», «Беседа о том, что есть сын отечества», «Бова»

Дополнительная литература

Макогоненко Г. П. Радищев и его время. – М., 1956

Елеонский С. Ф. Из наблюдений над языком и стилем "Путешествия из Петербурга в Москву". / В кн.: XVIII век. Сб. 3. – М.-Л., 1958

Старцев А. Радищев в годы "Путешествия из Петербурга в Москву". – М., 1960

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Коллоквиу-мы

Экзамен

В графе "Самостоятельная работа" указывается время, необходимое для чтения учебника и проработки лекций, но не учитывается время, необходимое для чтения текстов

Указанные пособия являются общими для всего курса литературы и журналистики XVIII века. В дальнейшем к отдельным темам будут указаны только тексты, критическая и дополнительная литература

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Курс истории русской литературы и журналистики XVIII в. предполагает раскрытие закономерностей развития литературы и журналистики в связи с изменениями, происходящими в общественной жизни страны. В этот период появляются первые литературные направления, школы, течения. Усвоению материала способствует знание художественных текстов, умение анализировать их. Изучая творчество отдельных писателей, необходимо определить их место в историко-литературном процессе, показать то новое, что отличает их творчество от творчества предшествующих и современных писателей и обогащает общий, сложный и противоречивый, литературный процесс.

Рекомендованные произведения можно найти в "Хрестоматии по русской литературе", составленной А.В.Кокоревым. В тех случаях, когда материала, помещенного там, недостаточно, необходимо пользоваться указанными к темам изданиями.

Основными пособиями по курсу являются: книга Д.Д.Благого "История русской литературы XVIII в.", "История русской литературы и журналистики XVIII века" Л.Е.Татариновой, "История русской журналистики XVIII в." П.Н.Беркова и "История русской журналистики XVIII-XIX вв." под ред. А.В.Западова. Студентам необходимо познакомиться с критической литературой: статьями В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, В.Г.Плеханова и другими исследовательскими материалами.

Во втором семестре студенты сдают экзамен по истории русской литературы и журналистики XVIII века.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел «Литература Средневековья и Возрождения»

Сроки

занятий

Темы
Литература

Лекции,

часы

Самост.

работа,

часы

Виды

контроля

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

Февраль

Март

Апрель

Май

Общая характеристика курса и его периодизация. Формирование средневековой литературы и ее особенности

Эпическая поэзия раннего Средневековья, «Ирландские саги»

Особенности развития скандинавского эпоса. «Старшая Эдда»

Эпическая поэзия классического Средневековья. «Песнь о Роланде». «Песнь о моем Сиде». «Песнь о Нибелунгах»

Письменная литература классического Средневековья. Поэзия вагантов. Поэзия трубадуров

Общая характеристика куртуазного романа. «Роман о Тристане и Изольде». Кретьен де Труа «Ивейн или рыцарь со львом»

Бюргерская литература Готический стиль позднего Средневековья

Общая характеристика эпохи Врзрождения. Особенности ренессансного мироощущения и поэтики. Трагический гуманизм позднего Возрождения

Возрождение в Италии. Творчество Данте. «Божественная комедия»

Творчество Петрарки. Боккаччо и его «Декамерон». Развитие итальянской литературы в XV-XVI вв.

Особенности развития ренессансной литературы в Германии и Нидерландах. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского

Возрождение во Франции. Французская литература в 1-й половине XVI в. Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». М.М.Бахтин о карнавальной традиции в романе

Развитие ренессансной литературы во Франции во 2-й половине XVI в. «Плеяда». Поэзия Ронсара

Специфика испанского Возрождения. Творческий путь Сервантеса. «Дон-Кихот» – произведение позднего гуманизма, находящегося на стыке Ренессанса в XVII в.

Развитие английской ренессансной литературы до Шекспира. Творческий путь Шекспира. Шекспировский вопрос. Проблема трагического гуманизма в творчестве Шекспира. «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Макбет». Шекспир в меняющемся мире

Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С.С., Смирнов А. А. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. Изд.4-е. – М., 1987

Основная

Аврелий Августин. Исповедь

Ирландские саги

Старшая Эдда

Песнь о Роланде

Песнь о моем Сиде

Песнь о Нибелунгах

Поэзия вагантов

Поэзия трубадуров

Роман о Тристане и Изольде

Кретьен де Труа. Ивейн или рыцарь со львом

Хрестоматия по зарубежной литературе Средних веков. / Сост. Б. И. Пуришев. Т. I-II. – М., 1974-1975

Андреев Л. Г., Косиков Г. К., Козлова Н. П. История французской литературы. – М., 1987. – С. 8-86

Дополнительная

Беовульф

Исландские саги

Сиорри Стурлусон. Младшая Эдда

Абеляр. История моих бедствий

Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес

Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль

Фабльо

Фарсы

Ленгленд В. Видение о Петре Пахаре

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984

История всемирной литературы. В 9 т. Т. 2. – М., 1984

Основная

Данте А. Божественная комедия

Петрарка Ф. Лирика

Боккаччо Д. Декамерон

Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека

Макиавелли Н. Государь

Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. / Сост. Б. И. Пуришев. Т. I. – М., 1976

Дополнительная

Данте А. Новая жизнь

Боккаччо Д. Фьяметта. Фьезоландские нимфы

Аристо Л. Неистовый Роланд

Тассо Т. Освобожденный Иерусалим

Голенищев-Кутузов И. Н. Данте. ЖЗЛ, – М., 1967

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989

Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1986

Основная

Эразм Роттердамский. Похвала глупости

Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. / Сост. Б. И. Пуришев. Т. II. – М., 1962

Дополнительная

Письма темных людей

Гуттен У.фон. Диалоги

Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961

Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. – М., 1955

Основная

Вийон Ф. Стихи

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль

Ронсар П. Лирика

Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. / Сост. Б. И. Пуришев. Т. I. – М., 1976

Бахтин М. М. Творчество Ф.Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965

Андреев Л. Г., Козлова Н. И., Косиков Г. К. История французской литературы. – М., 1987. – С. 87-140

Дополнительная

Маргарита Наваррская. Гептамерон

Деперье Б. Кимвал мира. Новые забавы

Монтень М. Опыты

Д`Обинье А. Трагические поэмы

Основная

Жизнь Ласарильо с Тормеса

Сервантес М. Дон-Кихот

Лопе де Вега. Собака на сене. Фуенте Овехуна

Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. / Сост. Б. И. Пуришев. Т. I. – М., 1976

Дополнительная

Сервантес М. Нумансия. Назидательные новелы. Галатея

Лопе де Вега. Звезда Севильи. Валенсианская вдова. Наказание – не мщение

Сервантес и всемирная литература. / Сб. ст. – М., 1969

Основная

Шекспир В. Ричард III. Генрих IV. Венецианский купец. Двенадцатая ночь. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. Буря. Сонеты

Белинский В. Г. Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета

Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. / Сост. Б. И. Пуришев. Т. II. – М., 1962

Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. – М., 1971

Дополнительная

Чосер Д. Кентерберийские рассказы

Мор Т. Утопия

Марло К. Трагическая история доктора Фауста

Шведов Ю. Ф. Трагедии Шекспира. – М., 1975

Шведов Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. – М., 1975

2

2

2

2

2

1

2

3

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

1

коллоквиум

1

1

1

2

Коллоквиум

Коллоквиум

Коллоквиум

1. Учебник используется при изучении всех разделов курса

2. В графе «Самостоятельная работа» указывается только время, необходимое для чтения учебников

3. Перевод и издание произведений уточняются преподавателем в ходе лекционного курса

4. Дополнительная литература по отдельным темам также дается в ходе лекционного курса

5. Литература к коллоквиумам дается в приложении

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Данный историко-литературный курс охватывает две качественно разные эпохи: Средневековье и Возрождение. Исходным и основным условием для постижения особенностей каждой из них как определенной художественной системы является знакомство с указанными художественными произведениями. Живое и непосредственное восприятие наиболее значительных для этого периода произведений должно сочетаться с усвоением общих методологических принципов, на которых строится изучение историко-литературных фактов, относящихся как к творчеству отдельных писателей, так и к мироощущению эпохи в целом.

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК1

Неделя

Занятия

Основные занятия

(4 часа в неделю)

Аудиторные

занятия

Самостоятельная работа

Задания для самостоятельной подготовки

1

2

3

4

5

6

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Х

XI

XII

XIII

XIV

Первое

Второе

Третье

Четвертое

Пятое

Шестое

Седьмое

Восьмое

Девятое

Десятое

Одиннадцатое

Двенадцатое

Тринадцатое

Четырнадцатое

Пятнадцатое

Шестнадцатое

Семнадцатое

Восемнадцатое

Девятнадцатое

Двадцатое

Двадцать первое

Двадцать второе

Двадцать

третье

Двадцать четвертое

Двадцать пятое

Двадцать шестое

Двадцать седьмое

Двадцать восьмое

Тема

Словообразование как лингвистическая дисциплина. Предмет словообразования. Основа слова как исходное понятие словообразования. Непроизводные и производные основы. Понятие о производящей основе

Задания:

1. Используя примеры упр. № 198, найти основу и определить, является она непроизводной или производной; для слов с производной основой указать соответствующую производящую основу

2. Упр. № 203, 204, 206

Тема

Основные способы русского словообразования: аффиксальный (суффиксальный, префиксальный и т.д.), морфолого-синтаксический; многозначность как способ обогащения лексико-семантической системы русского языка (лексико-семантический способ образования). Продуктивные и непродуктивные способы современного русского словообразования для различных частей речи; продуктивные средства (приставки, суффиксы) словообразования

Задания:

1. Упр. № 209 (I, II); № 208 (I, II); № 211.

2. Выписать из словаря «Новые слова и значения» (под ред. Н.З.Котеловой и Ю.С.Сорокина. М., 1976) по пятнадцать слов (напр., слова на буквы Л, Н, О, П) и определить способ их образования

Тема

Понятие о словообразовательном типе. Неологизмы узуальные и потенциальные как реализация словообразовательных типов. Неологизмы окказиональные

Задания:

1. Упр. № 212 (I, II); № 213 (I, II)

2. Выписать неологизмы (10–15 примеров) из произведений В.Маяковского (или А.Вознесенского, М.Цветаевой) и прокомментировать способ их образования и соответствие языковому словообразовательному типу; охарактеризовать экспрессивно-стилистическую роль этих неологизмов в тексте произведения

Тема

Предмет морфологии. Понятие о грамматическом значении, грамматической категории, грамматической форме. Основные способы выражения грамматических значений в русском языке. Понятие о частях речи и принципах их выделения

Задания:

1. Упр. № 214 (I или II)

2. Ознакомиться со статьей «Морфология» – В кн.: Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979

Тема

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды (существительные нарицательные и собственные; существительные конкретные и вещественные, отвлеченные и собирательные). Категория числа имен существительных. Существительные, употребляемые в форме одного числа. Многозначность и формы одного числа. Особенности употребления форм числа. Употребление множественного числа и значения единственного

Задания:

1. Упр. № 216

2. Упр. № 229 (I или II). Или выписать из словаря «Новые слова и значения» по 10 слов, имеющих форму только множественного и только единственного числа и определить принадлежность к лексико-грамматическому разряду

3. Упр. № 231 (I или II)

4. Упр. № 230 (I или II)

Орфография

Тема

Общие правила правописания сложных слов. Правописание сложных существительных

Задания:

1. §§ 39, 40 (с.88-95)

2. Упр. № 66, 67, 68, 69, 70, 71

Тема

Категория рода имен существительных. Значение и способы выражения категории рода. Вариантные формы рода. Существительные общего рода. Род существительных типа «автор», «директор» и родовые формы согласующихся с ними слов применительно к лицам женского пола. Род существительных с размерно-оценочными суффиксами. Род существительных, образованных словосложением

Задания:

1. Упр. № 221 или 222

2. Упр. № 218, 219

3. Ознакомиться с содержанием статей «Варианты типа директор пришла – директор пришел» и «Варианты типа уважаемый товарищ Иванова» в словаре «Грамматическая правильность русской речи» Л. К. Граудиной, В. А.Ицковича, Л. П. Катлинской (М., 1976. – С.96-101) и словарной статьи автор в словаре «Трудности русского языка» (под ред. Л. И.Рахмановой. Изд. 2-е. – М., 1981. С. 13-14)

Тема

Род несклоняемых имен существительных (нарицательных и собственных). Род аббревиатур. Стилистическое использование категории рода

Задания:

1. Упр. № 223 (I или II); № 224 (I или II); № 225; № 226

2. Упр. № 228; выписать из газетных материалов 10 примеров аббревиатур (в контексте); указать грамматический род аббревиатур и обосновать свой ответ

3. Упр. № 227

Орфография

Тема

Правописание сложных прилагательных.

Задания:

1. §§ 41 (с.95-109)

2. Упр. №№ 72, 73, 74, 75 (I или II)

Тема

Категория падежа. Значение и способы выражения категории падежа. Основные значения падежей. Особенности в образовании падежных форм некоторых групп существительных

Задание:

Упр. № 233–238.

Тема

Основные и вариантные окончания в единственном числе. Основные и вариантные окончания во множественном числе

Задания:

упр. № 239, № 240, № 241, № 242 (объем задания по выбору преподавателя)

Орфография

Тема

Правописание окончаний существительных.

Задания:

1. §§ 30–33

2. Упр. №№ 50–53

Тема

Формы винительного падежа единственного и множественного числа (существительные одушевленные и неодушевленные). Склонение имен, отчеств, фамилий

Задания:

1. Упр. № 243, 244, 245

2. Упр. № 249

3. Ознакомиться с содержанием статьи «Варианты типа у Петра Нередки – у Петра Нердка…» и «Варианты типа у министра Икэды – у министра Икэда…» в словаре «Грамматическая правильность русской речи» (с.161-165)

Орфография

Тема

Употребление прописных букв

Задания:

1. §§ 47-49 (с.142–147)

2. Упр. № 87

Тема

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой (при переносном употреблении). Изобразительно-выразительные возможности прилагательных разных разрядов.

Задания:

1. Упр. № 256

2. Пользуясь данными «Словаря русского языка» АН СССР в 4-х т. (толкования, пометы, иллюстрации), установить принадлежность к лексико-грамматическому разряду прилагательных железный, волчий, красный в их разных значениях

3. Привести типичные для современной газеты словосочетания с цветовыми прилагательными; установить их значения и принадлежность к лексико-грамматическому разряду

4. Творческое задание:

Составить небольшой рассказ на тему «Вечерний Арбат», используя к существительным (напр.: улица, дома, тротуары, фонари, дворы, окна, витрины, вывески, магазины, кафе, театр, жители, прохожие) а) качественные прилагательные, б) относительные прилагательные, и установить роль прилагательных каждого из разрядов в создании картины вечерней улицы

Орфография

Тема

Правописание окончаний и суффиксов прилагательных. Правописание сложных прилагательных

Задания:

1. §§ 24–29; 40, 41

2. Упр. №№ 43–49; 72–74

Тема

Степени сравнения качественных прилагательных. Образование форм сравнительной и превосходной степени. Употребление форм сравнительной и превосходной степени

Задания:

1. Упр. № 257, № 259

2. Упр. № 260, № 261, № 262

3. Ознакомиться с содержанием статей «Варианты типа вязче – более вязкий…»; «Варианты типа он культурнее – он более культурный…»; «Варианты типа более – больше…»; «Варианты типа важнейший – самый важный…наиболее важный» в словаре «Грамматическая правильность русской речи…» (с.239-242)

Тема

Полная и краткая формы качественных прилагательных. Образование и употребление краткой формы прилагательных. Переход других частей речи в прилагательные. Переход прилагательных в существительные

Задания:

1. Ознакомиться с содержанием статьи «Варианты типа ветрен – ветренен…» в словаре «Грамматическая правильность русской речи…» (с. 231-233); упр. № 266, № 267

2. Упр. № 266–269

3. Ознакомиться с содержанием статьи «Варианты типа сборная СССР – сборная команда СССР…» в словаре «Грамматическая правильность русской речи…» (с. 242–246); упр. № 276

Тема

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных (количественные и собирательные числительные). Морфологические и синтаксические ошибки при использовании в речи количественных числительных. Литературные нормы употребления собирательных числительных

Задания:

1. Упр. № 285 (части этого упражнения по выбору преподавателя)

2. Упр. № 287, 288

3. Упр. № 289, 292

Орфография

§§ 39 п.2 (повторение)

Тема

Местоимение. Разряды местоимений по значению и по их соотнесенности с другими частями речи

Задание:

Упр. № 293, 304, 301

Орфография

Тема

Правописание частиц НЕ и НИ

Задания:

1. § 45 и 46 (с. 117–127)

2.Упр. № 81, 85 (объем упражнений по усмотрению преподавателя)

Тема

Использование местоимений разных семантических разрядов. Ошибки при употреблении местоимений

Задания:

1. Упр. 294, 303

2. Ознакомившись с содержанием статей любой, он, свой в словаре «Трудности русского языка», выполнить упражнения № 300, 299, 297

Тема

Глагол как часть речи. Инфинитив как особая глагольная форма. Основы и классы глагола. Категория лица, изобилующие и недостаточные глаголы. Основные значения форм лица и особенности их употребления. Безличные глаголы и личные глаголы в значении безличных

Задания:

1. Упр. № 306

2. Упр. № 308 (I или II)

3. Упр № 310 (I или II); № 311

4. Упр. № 312 (I или II); № 313 (I или II)

Орфография

Тема

Правописание частиц НЕ и НИ

Задания:

1. § 46 (с. 127–134)

2.Упр. № 82, 83, 84

Тема

Категория вида глагола. Значения глаголов совершенного и несовершенного видов. Понятие о видовой паре и способах ее образования. Одновидовые и двувидовые глаголы. Использование глаголов разных видов

Задания:

1. Упр. № 317, 319, 318

2. Упр. № 316, 315 (количество примеров на усмотрение преподавателя)

Тема

Категория времени. Образование форм времени. Особенности в образовании форм прошедшего времени. Значения форм настоящего времени. Использование форм настоящего времени. Использование форм прошедшего времени. Употребление форм будущего времени

Задания:

1. Ознакомиться с содержанием словарных статей «Варианты типа промок – промокнул» и «Варианты типа сох – сохнул…» в словаре «Грамматическая правильность русской речи…» (с. 199–202)

2. Используя глаголы в форме настоящего времени, составить рассказ на тему «Мой день в Университете» («Мой рабочий день в редакции» и т.д.) и определить, какие значения настоящего времени реализуются в употребленных формах

3. Упр. № 323, 324

4. Упр. № 326 (I или II) или упр. № 327, № 325

5. Упр. № 328

Орфография

Тема 1

Правописание частиц НЕ и НИ

Задания:

1. § 46 (с. 134–191)

2. Упр. № 86

Тема 2

Правописание наречий

Задания:

1. § 35-38 (с. 74–79)

2. Упр. № 55–59

Тема

Категория наклонения. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение. Образование форм повелительного наклонения. Употребление форм повелительного наклонения. Образование и основные значения форм сослагательного наклонения. Синонимика форм наклонений и употребление инфинитива в значениях, свойственных формам наклонения

Задания:

1. Ознакомившись со словарной статьей «Варианты типа поезжай – съезди…» в словаре «Грамматическая правильность русской речи…», выполнить упр. № 330 (I или II)

2. Упр. № 332 (I или II), 333

3. Упр. 334 (II)

4. Упр. № 335 (выборочно примеры по усмотрению преподавателя)

Тема

Категория залога. Действительный и страдательный залоги: образование, стилистические и иные отличия. Средневозвратный залог. Образование и значения средневозвратного залога

Задания:

1. Составить рассказ на заданную преподавателем тему, используя а) глаголы действительного залога, б) глаголы страдательного залога, и установить смысловые и стилистические различия между созданными текстами

2. Упр. № 336 или № 337

Орфография

Тема

Правописание наречий, образованных от существительных

Задания:

§38 (с. 79–81)

Упр. № 61, 62

Тема

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Употребление причастий. Переход причастий в прилагательные и существительные. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Ограничения в образовании деепричастий

Задания:

1. Упр. № 338 (I или II)

2. Упр. № 342, 343 (I или II)

3. Упр. № 344 (I или II)

4. Упр. № 347 (I или II)

Тема

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Использование обстоятельственных и определительных наречий. Переход наречий в другие части речи. Категория состояния как часть речи. Употребление категории состояния в современных текстах

Задания:

1. Упр. № 350 (I или II)

2. Составить рассказ на заданную преподавателем тему, используя а) определительные наречия, б) обстоятельственные наречия; сопоставить полученные варианты рассказа каждого из разрядов в формировании семантики текста

3. Упр. № 355 (количество примеров по усмотрению преподавателя)

4. Упр. № 360 (I или II) или упр. № 358

Орфография

Правописание наречий, образованных от существительных

Задания:

1. § 38 (с. 81–87)

2. Упр. № 60, 63, 64, 65

Тема

Предлог как часть речи. Классификация предлогов по происхождению, структуре и значению. Использование предложно-падежных форм в речи. Союз как часть речи. Классификация союзов по происхождению и структуре, по синтаксической функции и значению

Задания:

1. Упр. № 365, 369

2. Упр. № 368

3. Упр. № 370, 371

Тема

Частицы как часть речи. Классификация частиц по происхождению (первообразные и непервообразные, производные), структуре и значению. Формообразующие, словообразующие частицы

Задания:

1. Упр. № 374 (I или II)

2. Упр. № 375, 376

Орфография

Тема 1

Правописание предлогов и союзов

Задания:

1. § 42, 43

2. Упр. № 76, 77

Тема 2

Правописание частиц через дефис

Задания:

1. § 44

2. Упр. № 78

Тема

Модальные слова как часть речи. Междометие как часть речи. Разряды междометий по значению. Употребление междометий. Звукоподражательные слова

Задания:

1. Упр. № 377 (объем по усмотрению преподавателя)

2. Упр. № 379 (объем по усмотрению преподавателя)

3. Составить рассказ на заданную преподавателем тему с использованием а) модальных слов и междометий, б) без них; сопоставив полученные варианты рассказа, установить их экспрессивно-семантические различия

Консультации по курсовой работе

Консультация по курсовой работе

Консультация по курсовой работе

Тренировочный проверочный диктант

Консультация по курсовой работе

Работа над курсовым сочинением

Консультация по курсовой работе

Работа над курсовым сочинением

Тренировочно-проверочный диктант

Консультация по курсовой работе

Работа над курсовым сочинением

Тренировочно-проверочный диктант

Завершающая консультация по курсовой работе

Завершение работы над курсовым сочинением

Общий анализ курсовых работ

Тренировочно-проверочный диктант по теме «Правописание сложных прилагательных

Тренировочно-проверочный диктант

Тренировочно-проверочный диктант

Проверка пройденного по теме «Правописание частиц НЕ и НИ»

Тренирровочно-проверочный диктант

Тренировочно-проверочная работа по теме «Правописание наречий»

Контрольная работа на все темы морфологии

Анализ контрольной работы

Орфография

Общий тренировочный диктант

1 час в неделю

Работа над курсовым сочинением

Работа над курсовым сочинением

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Сроки

Занятий

Темы

Виды практических

занятий

Самостоятельная работа, часы

Литература

Виды контроля

лексические

грамматические

фонетические

1

2

3

4

5

6

7

8

Февраль

Февраль-март

Март-апрель

Апрель

Шевцова С. В. Учебник английского языка. – М., 1977

Урок 7

Урок 8

Урок 9

Урок 10

Урок 11

Урок 12

Общее повторение

Дополнительные занятия, консультации

Подготовка к экзамену

The Passive voice (the Indefinite Tense Forms)

The Passive voice (Perfect continious Tense Forms)

The Perfect Continious Tense Forms

Revision of Tense Forms

The Indefinite

The Active and Passive Forms

Modal Verbs should and need

The rising tunes and Rhyems

The folling tune Special use. Intonation of opposition

Intonation of Complex Sentences

Intonation of Parenthesis

Прослушивание текстов с устной проработкой

- " -

Введение лексического и грамматического материала с последующей отработкой для создания навыков устной речи; прослушивание текстов для развития навыков понимания на слух; повторение и закрепление лексического и грамматического материала на упражнениях урока. Проверка внеаудиторного чтения (1 раз в неделю). Письменная контрольная работа

Работа в ЛУРе – 2 часа в неделю.

Прослушивание текстов (по усмотрению преподавателя)

Пересказ текстов, выполнение упражнений – 2 часа в неделю

Внеаудиторное чтение (8–10 стр. в неделю – 1 час).

Всего на самостоятельную работу отводится 5 часов в неделю

The Intermediate English Course (first year)

Шевцова С.В. и др.

Shot and easy Conversations

Conversationel English

Материалы для подготовки к экзаменам и др. Магнитофонные записи.

Книги для домашнего чтения (по выбору преподавателя)

Систематический устный контроль на каждом занятии

Проверка внеаудиторного чтения –1 раз в неделю

Итоговый контрольный опрос –1 раз в неделю

Письменная контрольная работа –1 раз в семестр (проводится на одном из последних занятий)

Экзамен

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По учебному плану на II семестр отводится 10 часов в неделю, то есть 160 часов. В конце семестра студенты сдают экзамен.

К концу года студент должен:

1) уметь правильно артикулировать звуки и интонационно правильно оформлять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (паузы, фразовое ударение, движение тона, темп);

2) понимать как при зрительном восприятии, так и на слух, а также уметь пересказывать текст, содержащий активно усвоенный лексический и грамматический материал (объем 1200 печатных знаков, время прослушивания 5 минут);

3) уметь вести беседу (задавать вопросы, отвечать на вопросы – кратко и развернуто) на базе активно усвоенной лексики и грамматики;

4) прочесть и понять незнакомый общественно-политический текст, содержащий активно усвоенный материал и рецептивно пройденную лексику;

5) уметь переводить устно с русского языка на иностранный предложения, содержащие пройденный лексический и грамматический материал.

Для овладения указанными навыками необходима ежедневная самостоятельная тренировочная работа, поэтому кроме аудиторных занятий предусматривается самостоятельная работа студента со звукозаписывающей и звукопроизводящей аппаратурой в лаборатории устной речи (ЛУРе). Обработка чтения и пересказа текстов, а также тренировка в произношении проводится студентом самостоятельно в ЛУРе.

Для развития навыка понимания на слух студент выполняет серию лабораторных работ (запись текста с пленки, пересказ его и т.д.). Выполнение этих работ контролируется преподавателем.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Сроки

занятий

Темы

Практические

занятия

Литература

Самостоятельная

Работа

Виды

контроля

1

2

3

4

5

6

Февраль

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

Март

4-я неделя

5-я неделя

6-я неделя

7-я неделя

Апрель

8-я неделя

9-я неделя

10-я неделя

11-я неделя

Апрель-май

12-я неделя

Май

13-я неделя

14-я неделя

15-я неделя

Грамматика урока 12.

Пассив, презенс, претеритум, футур, инфинитивный пассив

Безличный пассив

Лексика. Текст 12. Москва

Фонетика урока 12

Аудирование. Статьи из газеты "Deutsche Tribune"

Лабораторная работа к уроку 12

Домашнее чтение – рассказы современных немецких писателей

Статьи из газеты

Упражнения по ауди-рованию

Продолжение работы над лексикой и грамматикой урока 12

Письменная контрольная работа

Грамматика урока 13

Инфинитив, актив. Инфинитивные обороты с ohne…zu, um…zu

Лексика. Текст 13. Делегация прибывает в Москву

Фонетика урока 13

Аудирование. Статьи из газеты

Продолжение работы над грамматикой и лексикой урока 13

Лабораторная работа к уроку 13

Домашнее чтение. Статьи из газет

Письменная контрольная работа

Грамматика урока 14

Сложноподчиненные предложения. Придаточные причины

Лексика. Собрание студентов

Фонетика урока 14

Аудирование. Статьи из газет

Письменная контрольная работа

Грамматика урока 15

Придаточные дополнительные

Лексика.Выставка

Фонетика урока 15

Домашнее чтение

Лабораторная работа к уроку 14

Грамматика урока 16

Определительные придаточные предложения

Лексика

Фонетика урока 16

Аудирование. Статьи из газет

Лабораторная работа по урокам 15 и 16

Грамматика урока 17

Временные придаточные с союзами

Лексика. Московский университет

Фонетика урока 17

Аудирование. Статьи из газет

Лабораторная работа к уроку 16

Продолжение работы над лексикой и грамматикой урока 17

Аудирование. Статьи из газет. Лабораторная работа к уроку 17. Пистменная контрольная работа по уроку 17

Грамматика урока 18

Условные придаточные с союзам winn, fais; бессоюзные с формой solute.

Лексика. Летние каникулы

Фонетика урока 18

Аудирование. Статьи из газет

Домашнее чтение

Продолжение работы над лексикой и грамматикой урока 18

Аудирование. Статьи из газет

Лабораторная работа к уроку 18

Урок 1 учебника II курса (авторы Иванова, Миньковская и др.)

Грамматика: перфект и плюсквамперфект пассив

Конструкция от переходных глаголов

Все придаточные предложения времени

Перфект в значении завершенного будущего времени

Лексика "Беседа". Фонетика к нему

Аудирование. Статьи из газет

Домашнее чтение

Продолжение работы над лексикой и грамматикой урока 1

Аудирование. Статьи из газет

Лабораторная работа к уроку 1

Продолжение работы над лексикой и грамматикой урока 1

Письменная контрольная работа

Грамматика урока 2

Причастия. Распространенное определение

Домашнее чтение

Аудирование. Статьи из газет

Самостоятельная работа

Повторение и систематизация материала

Введение и закрепление грамматического, лексического и фонетического материала урока 12

Устное и письменное выполнение грамматических, лексических и фонетических упражнений по учебнику

Вопросы-ответы, чтение текстов, пересказ

Пересказ текста лабораторной работы 12, закрепление разговорных навыков

Вопросы-ответы, изложение содержания рассказов домашнего чтения. Чтение и перевод статей из газет

Выполнение упражнений для развития навыка аудирования. Проведение контрольной письменной работы на лексическом материале урока 12

1. Чуваева В. Г. и др. Учебник немецкого языка для I курса

2. Чуваева В. Г. Практическая грамматика

3. Миловидова Р. В. Фонетика немецкого языка

4. Миловидова Р. В., Пономарева Х., Бун И. Л. Пособие по аудированию

5. Статьи из газет (3500 печатных знаков в неделю)

6. Рассказы современных немецких писателей по выбору преподавателя (50 стр. в течение 2-го семестра).

7. Лабораторные работы к урокам

8. Deutsch 2000

1. Работа в ЛУРе над фонетическим, лексическим и грамматическим материалами уроков

2. Выполнение лабораторных работ к урокам

3. Чтение рассказов современных немецких писателей

4. Чтение статей из газет

Те же виды самостоятельной работы студентов на материале каждого урока:

1) выполнение лабораторных работ к уроку,

2) чтение рассказов современных немецких писателей,

3) чтение статей из газет и запоминание политической лексики по темам "Делегации, встречи, беседы"

Те же виды самостоятельной работы студентов

1. Систематический устный опрос фонетического, лексического и грамматического материала каждого урока

2. Пересказ текстов

3. Еженедельный опрос материала по домашнему чтению

4. Еженедельные письменные работы и опрос лабораторных работ

5. Опрос газетного материала проводится в форме чтения и перевода на русский язык

Годовая письменная работа

ТЕХНИКА СМИ: ПРОИЗВОДСТВО И ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ

Сроки занятий

Темы

Литература

Виды занятия, часы

Самост. работа, часы

Виды контроля

Примечания

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

8

Февраль

Март

Апрель

Май

Полиграфическая техника – основное средство массового производства печатной продукции.

Этапы развития полиграфической техники. Направления развития технической базы печати

Основные процессы полиграфического производства: формные, печатные, отделочные. Способы печати различных изданий

Основы воспроизведения текстовых и иллюстрационных оригиналов. Новая издательская техника, подготовка издательских оригиналов

Печатные машины. Сущность печатного процесса. Переплетно-брошюровочные и отделочные процессы

Основы оформления книг. Задачи оформления. Формат издания и формат полос. Шрифтовое оформление книги. Рубрикация. Средства и способы рубрицирования. Экономические и технологические требования.

Шрифтовые и нешрифтовые выделения в тексте

Внешнее оформление книги. Титульные элементы. Иллюстрационное оформление книги. Виды иллюстраций. План иллюстрирования изданий разных типов. Особенности верстки текста с иллюстрациями. Современные тенденции оформления издательской продукции

Андреева И. Г., Белогородецкая Н. М., Дубровин В. С. и др. Как издать книгу: Советы. Нормативы. Справки. Адреса. – М.: Прогресс. – Книжное дело, 1994

Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Книга, 1985

Кудрявцева Л. Н., Семенцова Н. Ф. Книгоиздательское дело на современном этапе. Лекции. – М., 1981

Матвеева Р. В., Трубникова Г. Г., Шифрина Д. А. Основы полиграфического производства. – М.: Книга, лтд, 1994

Немировский Е. Л. Полиграфическая техника первых русских типографий. // Курсив. – 1998. – № 2. – С. 50-59

Пикок Д. Издательское дело. – М.: ЭКОМ, 1998

Полиграфия России: нынешнее состояние и тенденции развития // Полиграфия. – 1995. – № 5. – С.2-3

Полянский Н. Н. Основы полиграфического производства. Изд. 2-е, перераб. – М.: Книга, 1991

Стефанов С. И. Путеводитель в мире полиграфии. – М.: УНИСЕРВ, 1998

Энциклопедия книжного дела / Ю. Ф.Майсурадзе, А. Э.Мильчин, Э. П. Гаврилов и др. – М.: Юристъ, 1998

Битюрина Т., Титов В. «Звуковой барьер» полиграфии // Полиграфия. – 1995. – №6. – С.16-17

Виноградов Г. А., Жуков И. А. Полиграфическое производство. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. И. А.Жукова. – М.: Книга, 1983

Добин Л. М. Издатель и полиграфист: все по-старому? // Полиграфия. – 1996. – №3. –  С. 6-7

Кузьмин Б. А. Итоги и перспективы // Полиграфия. –1996. – № 4. – С. 3-5

Марголин А., Марголин Е. Структура книгоиздания и техническая политика // По-лиграфия. – 1995. – №1. – С. 6-7

Никанчикова Е. А., Попова А. Л. Технология офсетного производства. Ч. I. Изготовление печатных форм. Ч. II. Печатные процессы. – М.: Книга, 1980

Романов С. Новые технологии изготовления офсетных форм // Полиграфия. – 1995. – № 1. – С. 23

Рыженко А. Влияние электронного книгоиздания на производство книг в традиционном исполнении // По-лиграфия. – 1998. – № 4. – С. 6

Технология изготовления печатных форм. / Под ред. В. И. Шеберстова. – М.: Книга, 1990

Амангельдыев А. Фотонаборный автомат как зеркало научно-технической революции // Полиграфия. –1994. –№ 6. – С. 27-30

Амельченко Г. Техника в издательском процессе // Полиграфия. – 1988. – № 2. – С. 18

Головко С. Настольные издательские системы вчера и сегодня // Полиграфия. – 1994. – № 4. – С.39

Дубровин В., Лисогорский А. Компьютерные издательские системы для выпуска цветной продукции // Полиграфия. – 1994. – № 3. – С. 33-36

Новожилов А. Мировые тен-денции развития подготовки цветной печатной продукции // Полиграфия. – 1994. – № 4. – С. 36-37

Воробьев Д. В., Дубасов А. И., Лебедь Ю. М. Технология брошюровочно-пе-реплетных процессов. – М.: Книга, 1989

Плессер Д., Радуцкий Г. Цифровая печать: реальность и перспективы // Полиграфия. – 1996. – № 3. – С. 38-39

Филин В. Поговорим о цифровой печати // КОМПЬЮ-АРТ. – 1998. – № 10. – С. 2-11

Джиго А., Калинин С. Стандарты по издательскому делу. – М.: Юристъ, 1998

Оформление изданий. Нормативный справочник. – М.: Книга, 1984

Адамов С. Б. Ритмическая структура книги. – М.: Книга, 1974

Барышников Г. М., Бизяев А. Ю., Ефимов В. В. и др. Шрифты. Разработка и исследование. – М.: ЭКОМ, 1997

Большаков М. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г. Книжный шрифт. – М.: Книга, 1984

Валуенко Б. Выразительные средства набора в книге. – М.: Книга, 1976

Добкин С. Ф. Оформление книги. – М.: Книга, 1985

Ляхов В. Н. Искусство книги. – М.: Книга, 1978

Кузнецов Э. Д. Фактура как элемент книжного искусства. – М.: Книга, 1979

Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практики применения. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Книга, 1985

Ярмола Ю. А. Компьютерные шрифты. – СПБ: BHV-Санкт-Петербург,1994.-203 с.

Кузнецов Э. Д. Суперобложка и ее место в оформлении книги // Книга. Исследования и материалы. – 1961. – Вып. 4

Ляхов В. Н. Искусство книги. – М.: Книга, 1978

Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации. – М.: Книга, 1967

Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. – М.: Книга, 1986

4

4

2

2

2

8

8

4

4

4

4

4

Зачет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Раздел "Производство и оформление книги" для студентов редакционно-издательского отделения факультета ставит своей задачей дать представление о технологии и полиграфическом оборудовании, применяемом при изготовлении книги, а также об особенностях оформления и выпуска изданий.

Изучение техники и технологии полиграфического производства книги проводится с учетом последних достижений в области полиграфической техники, а также перспектив развития издательского дела и полиграфии в нашей стране.

Изучая материал раздела, студенты знакомятся с основными этапами развития полиграфической техники – от начала книгопечатания в России до наших дней. Большое внимание уделяется принципам воспроизведения текста и иллюстраций в книге, возможностям и преимуществам различных видов печати.

Эффективность использования различных технических средств рассматривается с точки зрения организации издательского процесса превращения рукописи в продукт полиграфического производства - книгу. Кроме того, будущему работнику издательства необходимы сведения об основных понятиях оформления книги, поэтому изучаются такие художественно-полиграфические средства решения задач оформления различных изданий: форматы полос, средства и способы рубрицирования книги, оформление титульных элементов книги, функциональные особенности внешнего оформления, виды иллюстраций и способы размещения иллюстрационных материалов в изданиях. Большое внимание уделяется шрифтовому оформлению, особенностям использования различных гарнитур шрифта для разных типов книг. Рассматриваются современные тенденции выпуска и оформления издательской продукции и перспективы производства книг.

Этот раздел курса рассчитан на изучение в течение второго семестра (32 час. – лекции, 32 часа – семинарские занятия).

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Сроки занятий

Темы

Литература

Виды занятий, часы

Самост. работа, часы

Виды контроля

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

Февраль

Март

Апрель

Май

Вводная лекция.

Цели, предмет, структура курса.

Подготовка новостной заметки – мини-модель журналистской работы

Журналистское произведение в структуре массовых информационных потоков.

Массовые информационные потоки – совокупный продукт журналистики.

Место и роль журналистского текста в массовых информационных потоках.

Идейно-тематические характеристики журналистского текста.

Структурно-композиционные характеристики.

Методика профессионального анализа журналистского текста

Способ творческой деятельности журналиста.

Особенности структуры творческого акта

Система методов журналистского творчества

Использование технических средств в процессе творческой деятельности.

Профессионально-этические представления, направляющие творческое поведение журналиста

Работа над новостью. Руководство к выпуску газеты, радио- и теленовостей (интенсивные формы обучения). – М., 1999

Лазутина Г. В. Массовая информация и журналистика. // Журналист. – 1997. – №7

Лазутина Г. В. Параметры журналистского текста. // Журналист. – 1997. – №8

Социальная практика и журналистский текст. – М., 1990

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 1999

2

4

10

4

8

20

12

По необходимости

По необходимости

Выпуск газеты новостей, новостной программы радио и телевидения

Контрольная работа по специальной методике

Контрольная работа по специальной методике

Зачет

1 Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика.Фразеология. Морфология. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1997.

Современный русский язык. / Под ред. Д. Э. Розенталя. Ч. I. – М., 1984.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический план занятий студентов I курса дневного отделения I семестр

    Реферат
    Печать и власть во Франции XVII века. «Ля Газет» – первая еженедельная газета, ее роль в развитии французской журналистики. Жанры, методы распространения.
  2. Учебно-методический комплекс составитель: к и. н. Н. Н. Болгов. Тематический план занятий

    Учебно-методический комплекс
    10. Старовавилонское царство при Хаммурапи и его распад. 4 11. Ассирия в Древний и Средний период. Особенности цивилизации в Ассирии.
  3. Методические указания к изучению курса для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения Составитель О. В. Порва

    Методические указания
    География туризма : методические указания к изучению курса для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения / сост.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Финансовое право для студентов 4 курса дневного отделения международно-правового факультета

    Учебно-методический комплекс
    Глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства
  5. Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине «Инвестиционный анализ и инвестиционные риски» для студентов IV курса дневного отделения

    Методические рекомендации
    Оценка инвестиционного проекта и рисков, связанных с его реализацией производится в развернутом бизнес-плане инвестиционного проекта. В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде

Другие похожие документы..