Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Почему Ф.М.Достоевский после выхода книги обратился к Чернышевскому с просьбой снять книгу с продаж, говоря, что она нанесет непоправимый вред юношест...полностью>>
'Литература'
Уровень развития компьютерной техники позволяет контролировать перемещение пользователя по сетям, покупки в магазинах, с кем он общается и что говори...полностью>>
'Документ'
Уникальное географическое положение города на слиянии двух крупных рек Волги и Оки определяет комплекс сложных вопросов, связанных с инженерным обесп...полностью>>
'Статья'
Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 3-4, ст.23, N 12, ст.88, N 15-16, ст.100, N 23, ст. 141; Ведомости Парламента Республики...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Предпринимательство» Для специальности: 050506 «Экономика»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахская инженерно-техническая академия

Кафедра Оценки и бизнеса

«Утверждаю»

Председатель УМС

__________Жуманазаров К.Б.

«____»___________2010г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Предпринимательство»

Для специальности: 050506 – «Экономика»

Астана 2010

Составитель: Мурзатаева Г.К. к.э.н., доцент.: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Предпринимательство» – Астана 2009г.

Данный УМК по разработан в соответствии с типовой программой по курсу «Основы предпринимательства»».

Изложенный теоретический материал в виде тезисов лекций по основным разделам дисциплины облегчает восприятие, позволяет детализировано изучить методологию применения статистических методов: группировок, анализа абсолютных, относительных, средних величин, показателей вариации, выборочного метода, индексного, корреляционного, анализа динамики и др.

Значительное внимание уделяется важнейшим показателям, системам показателей и классификациям используемым в анализе рыночной экономики с учетом рекомендаций Статистической комиссии ООН, ПРООН, Государственного комитета по статистике стран СНГ.

Практические задания для самостоятельной работы как под руководством преподавателя так и для самостоятельной работы составлены с использованием данных по Республике Казахстан и материалов печати.

Предназначается для студентов экономических специальностей, изучающих курс как под руководством преподавателя так и самостоятельно.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры на заседании кафедры «Оценки и бизнеса»

протокол № 1 от «_31_»_августа_2010 г.

Рассмотрено и рекомендовано на заседании учебно-методического совета

протокол № 1 от «_3сентября 2010 г.

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ - SYLLABUS

Мурзатаева Г.К., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Оценки и бизнеса».

Научные интересы: Земельный рынок Казахстана. Экономические основы рационального использования земли в сельском хозяйстве. Эффективность землепользования в Южном регионе РК: теория, методология и практика.

Научная школа: Казахский Национальный аграрный университет, руководитель - академик НАН РК Р.Ю.Куватов, к.т.н., доцент – Б.Б.Бурибаев.

  1. Название дисциплины: Основы предпринимательской деятельности в туризме

Код учебной дисциплины:

Количество кредитов: 3

  1. Время и место проведения учебной дисциплины. В соответствии с расписанием занятий.

  2. Пререквизиты учебной дисциплины.

Изучению курса «Основы предпринимательской деятельности в туризме» предшествуют такие дисциплины, которые являются методологической и теоретической основами – «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Теория и практика менеджмента», «Основы маркетинга», «Финансы» и «Бухгалтерский учет».

Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности в туризме» тесно связана с изучением ряда смежных дисциплин: «Социально-экономическая статистика», «Организация производства и менеджмент предприятия», «Ценообразования».

  1. Характеристика учебной дисциплины.

    1. Назначение учебной дисциплины.

Развитие экономики Республики Казахстан идет в настоящее время, прежде всего как развитие экономики свободного предпринимательства. Правительство Республики Казахстан уделяет большое внимание его развитию. Чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо знать основы предпринимательства.

    1. Цель изучения учебной дисциплины.

Целью преподавания дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в туризме» является: распространение и применение научных и практических основ организации предпринимательской деятельности в туризме, методов ее планирования в современных условиях.

    1. Задачи изучения дисциплины.

Задачами данного курса, связанными с обучением студентов необходимым навыкам и умениям, являются:

– знание принципов и методов, условий и форм организации предпринимательской деятельности в туризме;

– определение наиболее оптимальных вариантов планирования всех ресурсов, обеспечивающих нормальную деятельность;

  • проведение анализа хозяйственной деятельности предпринимателя;

  • определение оценки предпринимательского риска хозяйственной деятельности;

– использование методики организации коммерческих сделок; и т.д.

    1. Содержание учебной дисциплины.

Объектом изучения дисциплины «Основы предпринимательской деятельности в туризме» является процесс организации предпринимательской деятельности, включающий теорию и практику предпринимательства в туризме.

При изучения данной дисциплины используются общие и частные методы, их числу можно отнести методы экономического анализа, экспериментального, системного подхода и другие.

Предпринимательство –– неотъемлемая часть хозяйственной деятельности
руководителей и специалистов предприятия, коммерческих и финансовых организации. Однако до недавнего времени этой важной части управления
экономикой уделялось недостаточно внимания. Теория развития
предпринимательства получила наибольшее развитие последние несколько
десятилетий.

    1. План изучения учебной дисциплины.

№ недели

Название темы

Формы организации обучения и количество часов

1

Предпринимательство в классических экономических теориях

Обзорная лекция, СРСП, СРС (3часа)

2

Общая характеристика предпринимательства

Обзорная лекция, СРСП, СРС (3часа)

3

Типология предпринимательства

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

4

Предпринимательская среда

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

5

Субъекты предпринимательской деятельности

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

6

Индивидуальный предприниматель

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

7

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в туризме

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

8

Малое предпринимательство в туризме

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

9

Создание собственного дела

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

10

Бизнес-планирование туристской деятельности

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

11

Финансовое обеспечение деятельности и налогообложения туристской организации

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

12

Трудовые отношения предпринимателей – работодателей с наемными работниками

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

13

Договорные отношения предпринимателей в туризме

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

14

Предпринимательский риск: понятие и их виды

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

15

Ответственность субъектов предпринимательской деятельности

Лекция, СРСП, СРС (3 часа)

6.1 Обязательная литература:

  1. Конституция Республики Казахстан

  2. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Алматы: «Юрист», 2002г.

  3. Уголовный кодекс Республики Казахстан

  4. Налоговый кодекс Республики Казахстан

  5. Трудовой кодекс Республики Казахстан

  6. Аникин Ю.П. Организация и управления малым бизнесом: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003г.

  7. Барроу К., Браун Р. Бизнес-планирование. Полное руководство: Пер. с англ. – М.: Фаир-ПРЕСС, Гранд, 2003.

  8. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учеб.пособие. – 2-е изд.– М.:ИНФРА –М, 2003.

  9. Бусыгин А. В. Предпринимательство: Учебник. – М.: Бусыгин, 2003.

  10. «Экономическая теория» учебник под редакцией Булатова А.С.,2-е издание, Москва, 1997г.

  11. Гайнутдинов Э.М. «Основы предпринимательства», Минск, «Высшая школа», 2000

  12. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство “Финпресс”, 1998..

  13. Горфинкель В.Я. Предпринимательство, Москва, «Банки и биржи», 1999

  14. Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство «Республика», 1992г., том 2.

  15. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996

  16. Гражданское право РК. – Алматы: “Жетi Жаргы”.1998г

  17. А.К. Кантарбаева «Предпринимательство институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г.

  18. Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997

  19. Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы, 2000.

  20. Кантарбаева А.К. Барьеры перед казахстанским предпринимательством и пути их преодоления. А.: Раритет, 2000. С. 125

  21. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности: Учеб.пособ.М.: ИНФРА-М, 1997

  22. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2002.

  23. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. –М.: СОФИТ, 1998. Предпринимательство: Учебник/ Под ред.М.Г.Лапусты. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6.2 Дополнительная литература

  1. Современный финансово-кредитный словарь/ Под ред. М.Г.Лапусты, П.С.Никольского, М.: ИНФРА-М, 2002.

  2. Справочник директора предприятия/Под ред.М.Г.Лапусты, П.С.Никольского, М.: ИНФРА-М, 2002.

  3. Татеиси К. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена: Пер.с.англ.М., 1990.

  4. Хаммер А. Мой век двадцатый. Пути и встречи: Пер.с.англ.М., 1998.

  5. П.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер с. англ. – М.: 1992.

  6. Й.Шумпетер. Теория экономического развития. – М., 1982.

  7. Предпринимательство: Учебник/ Под ред.М.Г.Лапусты. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.

7. Критерии оценки письменных работ:

  • логичность изложения

  • соответствие выбранной теме

  • стиль изложения

  • ссылки на источники исследования

  • раскрытие сущности заявленной темы

7.2 Система оценивания

  • контрольные работы

  • активность на занятиях

  • индивидуальная презентация

  • исследовательская работа

  • промежуточный тест

  • посещение

  • экзамен

Итого

8. Политика учебной дисциплины. Курс – включает следующие виды и методы контроля: текущий, рубежный, итоговый контроль, который будет осуществляться в виде тематических контрольных работ, промежуточных тестов, индивидуальной и групповой презентации, исследовательской работы (реферат), итогового экзамена.

Для студентов является обязательной активность в процессе аудиторного занятия, которая оценивается на основе качества выступления. Индивидуальная презентация представляет собой выступление, текст которого не превышает 5 листов. На презентацию будет выделено 5 минут на выступление и 5 минут для обсуждения результатов работы.

Конспект лекций по темам

учебной дисциплины и методические указания по изучению лекционного курса

Тема 1: Предпринимательство в классических экономических теориях

Цель: анализировать воззрений ученых о предпринимательстве в XVIII-XIX вв.

1. Краткая характеристика теорий о предпринимательстве в XVIII-XIX вв.

2. Выводы из классической экономической теории о предпринимательстве.

3. Развитие учения о предпринимательстве в ХХ в.

Основные понятия по теме: предпринимательство, предприниматель, предпринимательская прибыль, инновация, предпринимательская среда.

Анализ воззрений ученых о предпринимательстве в XVIII­-XIX вв. позволяет сделать один из важных выводов: в них зало­жены фундаментальные положения о предпринимательстве, пред­принимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время можно отметить широкий спектр взглядов на иссле­дуемые вопросы. В своих трудах эти ученые дали научно-прак­тическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформи­руются в его основные функции. Тогда же, в XIX в., ученые ­экономисты указывали на инновационный характер предпринимательства. Эта точка зрения широко используется в ХХ столетии, особенно во второй его половине. Рассмотрим взгляды отдельных ученых-экономистов на сущ­ность предпринимательства и предпринимателей. По мнению американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса, в ХVIII в. пред­приниматель (антрепренер) - это лицо, заключившее с государ­ством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уло­житься в сумму, меньшую оговоренной, то разницу он присва­ивает. По их мнению, первым ученым-экономистом, разрабо­тавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон (1680-1734), по определению ко­торого предприниматель - это человек, действующий в усло­виях риска. Интерес представляет мнение Ж. Бодо о том, что предпри­ниматель - это лицо, несущее ответственность за предпри­нимаемое дело, это тот человек, который планирует, контро­лирует, организует и владеет предприятием. Значительный вклад в становление теории предприниматель­ства внес французский ученый Жан Батист Сэй (1767-1832), который, изучив фундаментальный труд А. Смита «Богатство народов», изложил свою точку зрения на сущность и функции предпринимательства. В «Трактате по политической экономии» (1803) Сэй большое внимание уделяет такой персоне, как пред­приниматель, «которая отныне не сойдет со страниц эконо­мической теории». Он разработал теорию трех факторов про­изводства (земля, труд, капитал), которые являются источни­ком богатства общества. Согласно этой теории в создании стоимости продукта (товара) равноправно участвуют труд, земля и капитал (отождествляемый со средствами производства), которые, соответственно, и являются источниками богатства общества - заработной платы, ренты и прибыли. Сэй рассмат­ривал доходы как плату за производительные услуги, оказыва­емые каждым из трех факторов производства. Если у А. Смита на первом месте стоял предприниматель-земледелец, то у Сэя ­промышленный предприниматель. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поис­ком, но и с необходимостью создания новых комбинаций фак­торов производства. Эта точка зрения Сэя является наиболее продуктивной и привлекательной для многих представителей современных теорий предпринимательства, особенно Й. Шум­петера, П. Друкера и др.

Важнейшее значение для развития современного предприни­мaтeльcтвa имел вывод ученых-экономистов XVIII -XIX вв. о том, что предприниматель - это собственник капитала, владелец соб­ственного дела, управляющий им, часто совмещающий, особенно на первой стадии функционирования собственного капитала (дела), функции собственника с личным производительным трудом.

Вторая половина ХХ в. - это период развития в большин­стве западных стран практического цивилизованного предпри­нимательства. В это же время, к этой актуальной проблеме об­ращаются видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимательские организации (фирмы, компании) являются наряду с домохозяйствами и государством важнейшими хозяйствующими субъектами. Так, А. Каминка считал, что «предпринимателем называется лицо, которое в целях извлечения прибыли само или через посредство других лиц ведет предприятие за свой счет, причем оно может вести его единолично или в соединении с другими лицами». Следовательно, предприниматель - это лицо, которое является владельцем собственного предприятия, финан­сирует его, руководит им и имеет главный мотив - получение при­были. Другой дореволюционный российский ученый А. Петражицкий утверждал, что предпринимателем следует признавать того субъекта, который самостоятельно, лично и от своего имени ведет хозяй­ственную деятельность и несет «риск всего имущества» и «ответ­ственность всем своим достоянием». Правда, уже в 30-е годы издавались труды известного американского предпринимателя Генри Форда, а в 1953 г. - ин­тересная работа К. Рендола «Кредо свободного предприниматель­ства». Много экономических научных работ зарубежных ученых было опубликовано в 1970-х г., а в последние 15 лет особенно активно издаются труды ученых, занимающихся проблемами пред­принимательства, что помогает шире заимствовать положитель­ный опыт развития предпринимательства, а также избежать многих ошибок. Рассмотрим точки зрения на предпринимательство таких вы­дающихся ученых-экономистов, как Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Друкер, внесших большой вклад в экономическую теорию. По мнению Ф. Хайека, предприниматель как хозяйствую­щий субъект характеризуется особым поведением, стремлени­ем обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек осо­бо подчеркивает, что в современных условиях предпринимате­ли действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и по­беждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает. В то же время, по мнению известного американского ученого австрийского про­исхождения Й. Шумпеmера, «предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии нельзя находиться длитель­ное время. В трудах Й. Шумпетера изложены важнейшие проблемы тео­рии и практики предпринимательства, изучение которых имеет немалое значение для казахстанского предпринимательства. Так, зна­читeльный интерес представляет учение о сущности предприни­мателей, их личностных качествах, мотивах деятельности и др. «Предпринимателями, - пишет Й. Шумпетер, - мы называем хо­зяйствующих субъектов, функцией которых является как раз осу­ществление новых комбинаций и которые выступают как его ак­тивный элемент». По мнению Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической про­блемой, так как они выполняют функции создания чего-то но­вого, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное. Й. Шумпетер разработал теорию предпринимательской прибы­ли. «Предпринимательская прибыль - это часть средств, остающаяся свободной после покрытия всех издержек, свободной, прежде всего с точки зрения предпринимателя», - писал в своей книге « Теория экономического развития» Й. Шумпетер. По мнению Шумпетера, по сути своей предприниматель­ская прибыль - это результат осуществления новых комбинаций. Мотивы предпринимателя, по Шумпетеру, формируются поддевизом «Еще больше». Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и - в большинстве случаев, хотя и не все­гда, - свою династию. Своя империя дает предпринимателю про­стор для действий и чувство власти. По мнению Й. Шумпетера, функция предпринимательства состоит главным образом в революционизировании производства путем использования изобретений или разнообразных возмож­ностей для выпуска новых или старых (но новым способом) то­варов, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реор­ганизации производства и т.п.. Содержанием предприниматель­ской деятельности является осуществление «новых комбинаций факторов,) производства и разнообразных нововведений.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер. В своих трудах он подчеркивает особую роль в развитии теории предпринима­тельства французского экономиста Ж.Б. Сэя, который еще в 1800 г. утверждал, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и доходов в об­ласть более высокой производительности и прибыльности. П. Дру­кер поддерживает точку зрения Сэя о комбинировании факто­ров производства как важной функции предпринимателей, при­чем на основе всемерного использования инноваций. Друкер положительно относится также к основным положениям учения Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях. По его мнению, предприниматель - это человек, который от­крывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес, но при этом не всякий мелкий бизнес является предпринимательским, а только тот, который создает новый рынок, формирует новых покупателей. Однако, по мнению П. Друкера, принципы пред­принимательства используются также крупными и даже стары­ми предприятиями. Чтобы малое предприятие функционирова­ло как предпринимательское, оно должно обладать особыми свой­ствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. П. Друкер считает, что предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, прак­тика. По мнению ученого, базой предпринимательства являются современные знания. По мнению П.Друкера, нововведения являются особым инcтрументом предпринимателей, средством, при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. Новые идеи как раз и со­ставляют смысловую основу термина «предприниматель», поэтому предпринимательской задачей является «созидательное разруше­ние» (как ранее указывал Й. Шумпетер). Предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность – особый инструмент предпринимательства, который направлен на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресур­сы новые свойства с целью создания благ. Друкер формулирует четыре предпринимательские стратегии, которые позволяют добиться успеха:

1) ворваться первым и нанести массированный удар;

2) напасть быстро и неожиданно;

3) найти и захватить «экологические ниши»;

4) измерять экономические характеристики продукта, рынка

или отрасли.

Значительный научный и практический интерес имеют точки зрения о предпринимательстве и предпринимателях таких из­вестных зарубежных ученых, как К. Веспер, Г. Пиншот, Р. Хиз­рич, М. Питерс, А. Хоскинг и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании , рабочей программы «Маркетинг» для высших учебных заведений по специальности «050508–Маркетинг»
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Аудит» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен на основе ГОСО и рабочих учебных планов экономических специальностей, типовой программе дисциплины «Аудит I,II».
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление рисками» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изложенный теоретический материал в виде тезисов лекций по основным разделам дисциплины облегчает восприятие, позволяет детализировано изучить методологию применения методов анализа риска и риск-менеджмента на предприятии: операционных
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика и управление в акционерных обществах» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изучение дисциплины «Экономика и управление в акционерных обществах» базируется на изучении дисциплин: «Экономическая теория», «Экономическая история», «Макроэкономика», «Экономическая социология», «Экономика предприятия», «Экономика производства».
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика» Для специальности: 050506 «Экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Изучение дисциплины « Институциональная экономика» базируется на изучении дисциплин: «Экономическая теория», «Экономическая история», «Макроэкономика»,

Другие похожие документы..