Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Охорона здоров'я, як соціально-економічна структура, являє собою специфічну систему, по задоволенню визначених людських потреб, узагальнено іменовани...полностью>>
'Документ'
Цільова економічна програма "Створення в Одеській області інноваційної інфраструктури на 2009-2013 роки” розроблена відповідно до Законів Україн...полностью>>
'Реферат'
Для начала я хотел бы познакомить вас с актуальностью темы моего реферата. Среди крупнейших событий второй мировой войны битва под Москвой занимает о...полностью>>
'Документ'
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ В БЕЛОРУССКИХ РУБЛЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕ...полностью>>

Транспортировка относится к числу важнейших функций логистики

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Логистика для МВА. Транспортировка

ТРАНСПОРТИРОВКА

Транспортировка относится к числу важнейших функций логистики. Целью реализации данной функции является физическое перемещение грузов в пространстве из одной точки в другую на определенных условиях, указанных сторонами-участниками транспортного процесса в договоре. Можно утверждать, что в транспортировке заключается сущность логистики, поскольку именно процесс транспортировки обеспечивает движение грузов по каналам товародвижения и превращает товарную или сырьевую массу в материальный поток. Разумеется, что такой взгляд следует признать ограниченным, поскольку управление материальным потоком включает в себя не только управление его движением, но также и преобразованием на различных стадиях логистического процесса, например, сортировку, упаковку, комплектацию, изменение физико-химических свойств грузов в ходе выполнения над ними основных производственных операций, контроль качества товаров и выявления брака и пр. Тем не менее, он имеет право на существование, ибо, действительно, значение физического движения грузовой массы в логистике трудно переоценить.

Участниками транспортного процесса выступают три стороны: грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Свои отношения эти стороны оформляют в форме договора перевозки груза. Кроме того, к процессу могут подключаться и сторонние организации, которые в той или иной форме заинтересованы в конечном результате и вносят свой вклад в транспортировку грузов. В качестве таких организаций могут выступать страховые компании, охранные предприятия, таможенные брокеры и др. В каждом конкретном случае отношения сторон оформляют особым видом договора (например, договор подряда, договор страхования и пр.), и эти договора, наравне с договором перевозки, являются составляющими юридической оформления процесса транспортировки.

Современная практика рыночных отношений ставит перед участниками транспортного процесса сложные и непростые задачи, решение которых требует не только вложения определенных финансовых и материальных средств, значительного объема качественной и достоверной информации, но и привлечения специалистов с высоким уровнем знаний, внедрения новых технологий, применения специальных методов и методик организации процесса транспортировки. К числу основных проблем, которые решаются на этапе подготовки и организации транспортного процесса, следует отнести следующие:

  1. выбор способа транспортировки;

  2. выбор вида транспорта;

  3. выбор перевозчика;

  4. определение маршрута и условий перевозки;

  5. выбор организаций, обеспечивающих нормальный ход процесса транспортировки.

Следует отметить, что порядок и последовательность решения указанных задач может различаться в зависимости от ситуации. Так, например, решение первая и вторая задачи могут решаться как вместе, так и по отдельности, а выбор страховой компании или охранного предприятия может предшествовать решению об оптимальном маршруте и условиях транспортировки и т.д.

Транспортный комплекс РФ

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов1.

Транспортный комплекс РФ включает в свой состав физических и юридических лиц, осуществляющих на территории РФ следующие виды деятельности:

  1. транспортную и транспортно-экспедиционную деятельность;

  2. проектирование, строительство, ремонт и содержание путей сообщения и объектов транспортной инфраструктуры;

  3. проведение научных исследований в сфере транспорта и подготовка кадров для транспортных предприятий;

  4. прочие виды деятельности, связанные с транспортным процессом.

На следующем рисунке представлена общая классификационная схема транспорта:

Транспорт общего пользования предназначен для обслуживания сферы обращения и населения, транспорт необщего пользования в основном используется для внутрипроизводственного или внутрискладского перемещения сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и пр. Существует также транспорт личного пользования, находящийся в частной собственности и предназначенный для удовлетворения личных нужд населения.

В транспортном комплексе выделяют всего шесть видов транспорта, как это показано на схеме. Каждый из них имеет свою специфику, которая определяется различием в следующих составляющих: 1) пути сообщения, 2) подвижной состав и 3) материально-техническая база данного вида транспорта. Соотношение между отдельными видами транспорта складывается в результате длительного исторического развития конкретной страны или региона, однако в любом случае требуется четкое и согласованное взаимодействие всей видов транспорта для обеспечения нужд экономического комплекса.

В общих чертах соотношение между отдельными видами транспорта в РФ представлено в таблице _. Каждый вид транспорта характеризуется двумя основными показателями: объем перевозок (т) и выполненная транспортная работа (грузооборот), исчисляемая в тонно-километрах (т-км), то есть произведении массы груза на расстояние. Среднее расстояние перевозки определяется в результате деления грузооборота на объем перевозок. Сравнивая, например, железнодорожный и автомобильный транспорт, можно отметить, что объем перевозок, выполненный автомобильным транспортом, составляет 49,1% в общем объеме перевозок, а железнодорожным транспортом – 41,6%. В то же время по грузообороту автомобильный транспорт существенно уступает железнодорожному транспорту, занимая всего 3,4% в общем объеме грузооборота, в то время как железнодорожный транспорт – 38,3%. Такое различие объясняется тем, что среднее расстояние перевозки на автомобильном транспорте составляет всего 24,7 км, что существенно меньше среднего расстояния перевозки на железнодорожном транспорте – 329,1 км, что и сказывается на величине выполняемой транспортной работы.

Таблица _.

Структура грузовых перевозок в РФ за I квартал 2000 г2.

Показатель

Все виды транспорта

В том числе:

Ж/д

А/м

Мор.

Внутр. водн.

Возд.

Труб.

Отправлено грузов, млн. т.

3357,2

1397,8

1647,9

9,5

7,8

0,1777

294,0

Отправлено грузов, %

100,0%

41,6%

49,1%

0,3%

0,2%

0,0%

8,8%

Грузооборот, млн. т-км.

1200121,3

460062,6

40680,1

32789

9132,9

761

656695,7

Грузооборот, %

100,0%

38,3%

3,4%

2,7%

0,8%

0,1%

54,7%

Среднее расстояние

Перевозки, км

357,5

329,1

24,7

3451,5

1170,9

4282,5

2233,7

Данная таблица иллюстрирует, что в России развиты все виды транспорта. Те пункты, где сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними, называются транспортными узлами. Различают транспортные узлы:

  • однородные – узлы, в которых сходятся не менее трех линий одного вида транспорта;

  • комплексные – стыки линий разных видов транспорта с пересадкой пассажиров и перевалкой грузов.

Характеристика видов транспорта

Рассмотрим теперь достоинства и недостатки отдельных видов транспорта с точки зрения потребителей транспортных услуг – грузоотправителей и грузополучателей.

Железнодорожный транспорт

Данный вид транспорта используется при перевозке широкой номенклатуры грузов на большие расстояния. Наиболее рентабельными перевозками в этой сфере являются повагонные отправки каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции. В последние годы железная дорога стала расширять спектр своих услуг с учетом требований своих клиентов, например, контейнерная перевозка грузов, перевозка автомобильных прицепов (рельсовых контейнеров), переадресование грузов прямо на маршруте, обработка товаров в ходе перевозки3 и т.д.

По величине грузооборота железнодорожный транспорт существенно опережает автомобильный транспорт и уступает только трубопроводному транспорту. При сухопутной отгрузки товаров большими партиями на дальние расстояния железнодорожный транспорт несомненно удерживает в России лидирующее положение. Несмотря на активное развитие рынка автомобильных перевозок за последние годы, автомобильный транспорт пока не может составить конкуренцию железной дороге в силу специфики российского пространства и целого ряда экономических, технологических и иных факторов.

Для сравнения отметим, что в странах с развитой экономикой железнодорожный транспорт за последние 30 лет уступил некоторую долю рынка грузовых перевозок другим видам транспорта (прежде всего, автомобильному транспорту). Так, например, в США – одной из великих железнодорожных держав мира (США, КНР, Россия) темпы роста грузооборота на железной дороге составлял всего 2% ежегодно, что существенно ниже, чем на автомобильном транспорте. В Западной Европе (в том числе в ведущих странах – во Франции и Германии) начиная с 1970 гг., грузооборот железной дороги постоянно сокращался, а в Японии упал в 2 раза. В то же время в последние годы положение относительно стабилизировалось – железная дорога заняла свою нишу на рынке международных перевозок.

Рассмотрим достоинства и недостатки железнодорожного транспорта с точки зрения потребителя.

 Железнодорожный транспорт обладает высокой провозной и пропускной способностью, практически не зависит от влияния климата, атмосферных осадков, времени года и суток. Обеспечивает высокую скорость доставки грузов при относительно низких тарифах, регулярность отправок.

 Среди недостатков следует выделить наличие определенной степени риска утраты, порчи или повреждения товара в пути, а также высокий уровень монополизированности, что сказывается на качестве обслуживания клиентов. Также для значительного числа компаний невозможна доставка «от двери до двери» (отсутствуют подъездные пути).

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт традиционно специализируется на перевозках дорогостоящих грузов на небольшие расстояния. С развитием нового типа интермодальных перевозок, внедрением контейнерных и пакетных технологий и грузовых терминалов автомобильный транспорт стал активно использоваться и при перевозках грузов на дальние расстояния. При этом тарифы сравнительно высокие, но преимущества автомобильного транспорта окупают все затраты клиентов.

Рынок автомобильных грузовых перевозок активно развивается в последние годы и десятилетия, что характерно как для России, так и для зарубежья. Автомобильный транспорт играет весьма существенную роль в транспортном комплексе развитых стран. Например, в Западной Европе грузооборот автомобильного транспорта более чем в 4 раза превышает железнодорожный. А в целом же страны Европы и Северной Америки являются лидерами в развитии данного вида транспорта. Достаточно сказать, что парк грузовых автомобилей этих стран насчитывает около 100 млн. автомобилей, что составляет около 75% от мирового парка грузовых машин. Иная картина наблюдается в России и странах ближнего зарубежья.

Россия по протяженности сети автодорог занимает 4 место в мире, уступая США, Канаде и Франции. В то же время по критерию качества дорожного покрытия Россия существенно уступает развитым державам. Так, если протяженность дорог в России составляет около 900 тыс. км., то примерно треть из них имеют гравийное, щебеночное, шлаковое или булыжное покрытие, 10% занимают грунтовые дороги. Плотность дорог общего пользования составляет в России 25 км на тыс. км2 территории (для сравнения: в Европе – 1000 км и США – 800 км на тыс. км2). Таким образом, следует признать, что автодорожная сеть развита в России недостаточно, что существенно сдерживает развитие рынка автомобильных перевозок. Существуют также проблемы и с автопарком. К началу 2000 г. в России было зарегистрировано около 30 млн. транспортных средств, однако потребность в них, по оценкам специалистов, превосходит этот показатель как минимум в 1,5 раза. Кроме того, автомобили отечественного производства отличаются низкой экологичностью, что затрудняет их использование при международных перевозках, особенно при сообщении со странами Европы.

Достоинства и недостатки автомобильного транспорта.

 Высокая мобильность и оперативность, высокий уровень конкуренции, что существенно сказывается на уровне обслуживания, гарантирует клиенту право выбора наиболее подходящего перевозчика. Высокая сохранность груза, возможность доставки грузов «от двери до двери» практически для всех предприятий и организаций. Высокая скорость доставки.

 Относительно высокие тарифы, зависимость от погодных и дорожных условий, высокий риск ДТП и разбойных нападений, недостаточная экологичность.

Водный транспорт

Морской и внутренний водный транспорт обладают целым рядом схожих черт, вследствие чего оба эти вида удобно рассмотреть совместно.

Внутренний водный (или речной) транспорт специализируется в основном на перевозках минерально-строительных грузов ( 3/4 всех грузов) и сезонных грузов – зерна, овощей и бахчевых. Перевозятся также лесные и нефтяные грузы. Более 2/3 всего грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Важную роль речной транспорт играет в тех районах, где иные виды транспорта отсутствуют, например, на Крайнем Севере. Лена, Енисей, Обь выступают как основные транспортные магистрали для целого ряда районов Сибири и Дальнего Востока.

Морской торговый флот обслуживает в основном внешнюю торговлю. Для перевозок внутри страны (каботажное плавание) он используется незначительно. В Советском Союзе доля морских перевозок в общем объеме перевозок экспортно-импортных грузов в отдельные периода достигала 80%. К настоящему времени эта доля сократилось с 80% до 12%, а сам флот уменьшился практически наполовину. Значительную долю российских экспортно-импортных перевозок теперь выполняют иностранные морские суда, а также зарубежные автомобильные перевозчики. Впрочем, неблагоприятные времена переживает и международный морской флот в целом. Увеличение флота в последние годы явно превышает рост спроса на морские перевозки. В перспективе это грозит падением тарифов и кризисными явлениями в этой транспортной отрасли.

Преимущества и недостатки морского и внутреннего водного транспорта.

 Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния при высокой провозной и пропускной способности. Для морского транспорта следует отметить также возможность межконтинентальных перевозок.

 Низкая скорость доставки грузов. Зависимость от времени года, климатических и навигационных условий. Для внутреннего водного транспорта имеет также значение глубина фарватера и направление движения по руслу реки. Невысокая сохранность груза.

Воздушный транспорт

Воздушный (или авиационный) транспорт специализируется на перевозках срочных (экспресс-почта) и скоропортящихся (свежая рыба, живые цветы) грузов, дорогих изделий (приборы, ювелирные изделия). В целом на рынке грузовых перевозок авиатранспорт играет незначительную роль, гораздо большее значение он имеет при перевозках пассажиров на дальние расстояния.

Последние 10 лет авиационный транспорт переживал настоящий бум в своем развитии, который к настоящему времени можно считать завершенным. Пик этого бума пришелся на 1995 год, когда грузооборот авиатранспорта достиг 295 млн. т-км (в т.ч. 190 млн. т-км в международном сообщении), количество перевезенных пассажиров составило 2,2 млрд. человек (в т.ч. 1,2 млрд. чел. В международном сообщении).

В России все эти годы наблюдалась обратная ситуация. О состоянии воздушного транспорта России можно судить хотя бы по работе отечественной авиационной промышленности. Так, если в 1992 г. в РФ было произведено 282 самолета, то в 1994 г. только 47, в 1996 г. – 12, в 1998 г. – 8, в 2000 г. – 4. Средний возраст самолетов приблизился к 20 годам, и спасает положение только резкое сокращение объемов перевозок, которые сократились в 7 раз (прежде всего за счет сокращения пассажирских перевозок)4. В то же время, по прогнозам Министерства транспорта РФ в ближайшие годы ожидается постепенный рост объема перевозок и грузооборота авиационного транспорта, который составит: а) по объему перевозок с 530 тыс. т. в 2000 г. до 716 тыс. т. к 2005 г., и б) по грузообороту с 2,45 млрд. т-км в 2000 г. до 3,5 млрд. т-км. к 2005 г. Такой рост потребует обновления подвижного состава. В России также намечается тенденция уменьшения количества и укрупнения авиакомпаний, число которых, по прогнозам, снизится до уровня 100-110, при этом 5-8 авиакомпаний будут иметь федеральный статус, около 25 – региональный и 60-70 – местный.

Достоинства и недостатки воздушного транспорта.

 Самая высокая скорость доставки грузов, возможность доставки грузов за короткий срок в удаленные районы. Высокая надежность поставок и сохранность груза.

 Высокие тарифы. Зависимость от навигационных условий. Ограниченное количество пунктов (аэропортов и аэродромов), в которые возможна доставка грузов. Последний недостаток отсутствует у вертолетов, которые по критерию мобильности превосходят даже автомобильный транспорт.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки узкой номенклатуры специфических грузов: сырой нефти и продуктов нефтепереработки, природного газа, размельченного каменного угля и руды при помощи воды, химических продуктов и пр. При этом транспортировка грузов по трубопроводу обходится существенно дешевле, чем по железной дороге, хотя и несколько дороже, чем на водном транспорте. При этом следует отметить специфическую особенность данного вида транспорта: отсутствие транспортных средств. Для транспортировки грузов требуются только пути сообщения и нефтяные (газовые, прочие) терминалы.

Крупнейшими владельцами нефтепроводов являются США (320 тыс. км. нефтепроводов) и России (60 тыс. км.). В мире общая протяженность нефтепроводов составляет около 440 тыс. км. Если в США трубопроводы используются в основном для перекачки нефти для внутреннего потребления, то в России – это преимущественно поставки сырой нефти в страны Центральной и Западной Европы транзитом через территорию Украины и Белоруссии, порты Балтийского и Черного морей. Протяженность российских газопроводов составляет около 140 тыс. км.

Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта.

 Высокая пропускная способность при низкой себестоимости. Высокая сохранность груза, в частности, за счет уменьшения потерь при переливах нефти на нефтяных терминалах.

 Узкая номенклатура транспортируемых грузов. Следует также отметить, что лишь в редких случаях по одному и тому же трубопроводу можно перегонять грузы разных наименований. Так, например, нельзя после транспортировки мазута перегонять по трубопроводу высококачественный бензин. Это накладывает определенные ограничения по использованию трубопроводов.

Выбор способа транспортировки и вида транспорта

Организация транспортного процесса на предприятии начинается с решения двух взаимосвязанных проблем: какой способ транспортировки и какие виды транспорта более всего подходят для перевозки грузов компании?

Проблема выбора способа перевозки возникает в тех случаях, когда для перевозки грузов возможно использование нескольких видов транспорта. Использование нескольких видов транспорта существенно усложняет процесс перемещения товара, что вызывает потребность в появлении новых, более совершенных форм организации транспортировки. На современном этапе экономического развития можно выделить следующие три основных способа перевозки, которые рассматриваются в следующих подпунктах.

Унимодальный способ

Унимодальный способ перевозки – самый простой из известных, при котором используется только один вид транспорта. При этом обычно предполагается, что при унимодальных перевозках используется один перевозчик и одно транспортное средство, которое обеспечивает доставку грузов «от двери до двери». Чаще всего для унимодальных перевозок используется автомобильный и железнодорожный транспорт – в случае, если отправка груза возможна сухим путем и у отправителя и получателя груза имеются соответствующие подъездные пути. При этом, как правило, отсутствуют промежуточные операции складирования и грузообработки. Перевозки грузов несколькими перевозчиками с использованием одного и того же вида транспорта, хотя и на разных транспортных средства, в современной практике встречаются довольно редко.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. История, понятия концепции и функции логистики

    Реферат
    Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
  2. 93. Задачи и функции логистики. Факторы и тенденции ее развития (см также 94 вопрос)

    Документ
    Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве
  3. 1 Определение термина "логистика"

    Документ
    В период становления рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика.
  4. 1. Понятие Логистика. Его содержание и развитие

    Документ
    «Логистика-наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных ресурсов, кадров, энергоресурсов, информации и прочих потоках в различных системах» (определение 1974г, принято в марте 1-м Европейским конгрессом по логистике).
  5. Логистика запасов категория товарно-материальных запасов (1)

    Документ
    На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.

Другие похожие документы..