Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
И.; Золотухин, С.А.; Немиров, М.С.; Фатхутдинов, Т.А. 39 0 Актуальные проблемы методики и практики бухгалтерского учета, аудита, налогообложения и эко...полностью>>
'Документ'
1. раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел» 2. создание Южного общества декабристов 3. создание Петербургского «Союза борьбы за осв...полностью>>
'Реферат'
Типы профессий: Человек – человек; Человек – художественный образ; Человек – техника; Человек – природа; Человек – знаковая система....полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «11» февраля 2009 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.157.07 при Московском энергетическом институте (Технич...полностью>>

Отчёт на измерительном практикуме Отчёт на измерительном и практикуме

Главная > Практикум
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Отчёт на измерительном практикуме

Отчёт на измерительном и практикуме.

Что нужно знать и уметь.

А.С. Золкин

Кафедра общей физики, физический факультет НГУ

Наберитесь терпения прочесть.

«...наши студенты на втором, третьем курсе физфака НГУ, а не могут сделать грамотный устный и письменный отчёт о сделанной работе. Не могут внятно изложить цель и свои результаты. У них нет представления о понятии «экспериментальное исследование». Что они делали на первых курсах? Или их не научили на практикумах, или они не способны?...». Обидно это слышать, хотя они учились не меня.

Из разговора с преподавателями НГУ,

научными сотрудниками НИИ СО РАН.

Оглавление

Введение.

  1. Грамотный устный и письменный отчёт о сделанной работе. Что это?

  2. Почему студенту трудно?

  3. Зачем специалисту уметь делать отчёт?

  4. Какие разделы содержит грамотный отчёт?

  5. Пишут ли студенты отчёты в других университетах?

  6. Что советуют преподаватели?

  7. Что значит: «сделать грамотный устный и письменный отчёт о сделанной работе»?

Введение.

Я попытаюсь доказать важность и необходимость умения подготовить грамотный отчёт о выполненной лабораторной работе. Казалось бы, доказывать здесь нечего. Лучше – объяснить и научить его делать. Но парадокс и сложность заключаются в том, что студенту объясняют основные правила представления отчёта на занятиях, показывают примеры отчётов, а ему по-прежнему бывает непонятно. Или плохо объяснили, или не запомнил – не важно сейчас. Попытаемся разобраться и хорошо понять, - чего от нас хотят. Или правильней сказать, - чему хотят научить. Поэтому этот текст – не краткая инструкция и не указания. Инструкции и указания уже писали. Здесь новая форма методического пособия, можно сказать, - лекция. Это не нравоучения по поводу неудач. Здесь то, что надо сказать студенту без спешки, не торопясь, без суеты, с уважением его занятости. Опыт показывает, что студенту лучше однажды растолковать, чем многократно упрекать его в том, что он не был внимателен, когда ему «говорили много раз». Упрёки, на самом деле, занимают гораздо больше времени и унижают человека разумного. Поэтому этот труд для экономии времени, которого не хватает и преподавателю и студенту. Это – попытка подробно объяснить студенту что-то важное при личном общении. Если вам что-то покажется ясным без слов, - пропустите. Можете пропустить всё. Но если вы не сможете сделать грамотный устный и письменный отчёт о сделанной работе, не сумеете внятно изложить цель, результаты и выводы, - значит, вы опять не поняли и у вас могут быть проблемы. На собрании кафедры общей физики отмечалось, что многие студенты представляют отчёт слабо, бессистемно. Решено – на каждом практикуме должна быть форма представления отчёта. Следовательно, нужно объяснить студентам правила. Давайте поймём эти правила вместе.

В процессе написания текста я постоянно советовался со студентами первого курса, чтобы исключить непонимание. Пожелания и советы учтены. Я искренне благодарен многим студентам.

  1. Грамотный устный и письменный отчёт о сделанной работе. Что это?

Давайте разберёмся: что имели в виду сотрудники институтов Академии наук в своём замечании по поводу «грамотного устного и письменного отчёта»? Давайте разберём каждое слово в утверждении, чтобы лучше понять обидчика. Если отчёт содержательный и по существу, мы говорим: «Грамотный отчёт у Петрова» или «Петров сделал грамотный отчёт», то есть удовлетворяющий определённым требованиям, правилам, какой-то грамоте. Грамоте написания отчётов. Ведь когда мы говорим: «Он грамотный исследователь», мы имеем в виду нечто большее, чем правописание. Простите, но часто это надо объяснить тем студентам, кто иногда имеет в виду нечто другое. Очень важно, чтобы у нас был единый понятийный аппарат. Когда нас упрекают в том, что «студенты не могут сделать грамотный устный и письменный отчёт о сделанной работе» – это сильное и ёмкое утверждение наших коллег. Мы должны принять замечания и помочь студентам. Научить их основам грамоты написания отчёта о проделанной работе.

Творцы науки об отчётах.

«Важность и ценность научных отчётов заключается в том, что при их написании приходит ясность: что же делал и сделал. Начинаешь лучше понимать физику процессов, если сам пытаешься их описать. Отчёт содержит важные методические подробности и первичные данные, позволяющие повторить эксперимент. Этим, как правило, отчёт отличается от статьи, которая представляет собой сжатую информацию». Примерно так нам говорил Самсон Семёнович Кутателадзе. К нему присоединится любой исследователь.

2. Почему студенту трудно?

Во-первых.

Если человеку не объяснили технологию выполнения работы, он находится в затруднительном положении. Не понятно – как сделать то, что требуют. Мы бы и рады сделать, но как? Студент первокурсник часто делает отчёт по своему разумению. Этой технологии его в школе не учили. Но со школы мы знакомы с отчётами. Мы слышали: «Отчитайся о сделанной работе!», но редко кто объяснял: что это значит. Поэтому у многих своё представление или понятие об отчётах. Нас интересует отчёт о проделанной научно-исследовательской работе. Предельным результатом или формой такого отчёта является статья в журнале или доклад на конференции. Студенту нужно понять необходимость этой работы и научиться этому ремеслу. Это значит усвоить правила и приёмы. Важно, что это должна быть самостоятельная работа студента. И не беда, если первые отчёты не будут радовать. Важно, чтобы каждый следующий был лучше предыдущего. Для этого нужно научиться учиться. Продвигаться от простого к сложному. К счастью, большинство наших студентов к этому готовы и уверены, что они многое смогут, только «пусть меня научат».

Опыт показывает – первокурснику трудно, потому что, реально, не во всякой школе учили учиться. Это отдельный предмет в технологии обучении. Вот и получается, что первые месяцы студенту проще всё делать так, как его учили в школе. Если пошутить, – как не учили в школе. Именно поэтому студент в первом семестре часто задаёт вопрос: «Зачем это надо? Я же выполнял, делал работу. Вот графики, вот таблицы, вот схемы. Да, - не так, как надо. Зато, я понял. Да, - нет подписей под рисунками, нет размерностей на осях. Сейчас подпишу. Забыл, как работает схема? Она же есть в методичке. Да, - забыл сделать расчёт погрешностей и не написал выводы. А зачем выводы? Я же сделал работу. Что выводить?» и т.д. Так поступают не все. Но, судя по результатам - многие. Андрей Михайлович Будкер говорил нам на первом курсе: «Забудьте, чему и как вас учили в школе. Здесь вас будут учить заново». Сегодня с этим трудно согласиться. Есть школы, в которых учат хорошо. Но кое-чему придётся учиться. Трудно студенту перестраиваться.

Во-вторых.

Преподаватели у нас из институтов Академии наук. Они - либо там работают, либо работали. Исследователи – люди хоть и терпеливые, но повторяться не любят. Один раз скажут, покажут, объяснят, - дальше сам соображай. Преподавателю интересно что-нибудь исследовать со студентом, поискать эффект даже в рамках студенческих лабораторных работ и обсудить результаты. Вот и получается, что, с одной стороны, вчерашнего школьника не учили толково представить свои результаты и рассказать о своей работе, с другой – преподаватель к этому не всегда стремиться. Не надейтесь, что преподаватель вам будет всё растолковывать многократно. Это не та школа, которая вам только давала знания. В нашей школе учат добывать знания. Не просто копать глубоко, а знать - где копать и выкапывать. Стало быть, вы должны быть добытчиками. А это не просто.

Третья сторона медали.

Считается, что в НГУ система обучения студентов индивидуальная. Но последнее время количество студентов у преподавателя на первом курсе увеличилось, примерно, вдвое. Выводы делайте сами. Времени у преподавателя не хватает. Нужно и за приборами посидеть, ручки со студентами покрутить, отчёты принять и за техникой безопасности приглядывать. Студенты и преподаватели должны ценить время. Поэтому не теряйте времени, поступайте так, как советуют ваши учителя-преподаватели и ваш успех обеспечен. Но себя побороть - это, действительно, трудно.

Четвёртая сторона проблемы.

И преподавателю не всегда легко. Наряду с сильными студентами появились другие студенты. Вот и приходится нам слушать и терпеть разное. Например, различные способы выражения мыслей: «Ну, в общем, как бы, взяли эту штуку, присоединили к этой штуковине и как бы померили. Ну вот, и как бы получили. Не верно? Но так получилось». И чему учили на уроках литературы? Скучно. Кроме того, некоторые студенты по-своему оригинальничают, претендуя на исключительность. Преподаватели терпят в надежде, что талант проснётся, но часто у таких студентов талант в чём-то другом. Студенты должны знать, что преподавателю легко и интересно работается, когда он видит, что студенты пришли учиться, а не показывать такую свою оригинальность. Беда в том, что подобному студенту трудно это понять. Вот мы и ждём контрольную неделю и сессию, как доктора. Холодный душ оценок лечит. Хорошо, что таких студентов немного, но есть.

А как в других университетах?

Японскому, немецкому или другому студенту доказывать ничего не надо. Если преподаватель сказал, – делают и не обсуждают. Если им рекомендовали: «Прочтите, пожалуйста» - они читают и задают вопросы. Преподаватель советует и в ответ: «Хорошо, учитель (сансей)». Эти студенты доверяют системе обучения. У немцев есть поговорка: «Читай. Понимание придёт само». И они вдумчиво читают. Наши студенты иногда имеют необоснованные амбиции. «Я сначала сделаю лабораторную работу, потом разберусь». Крутят ручки приборов, потом читают инструкции. Сжигают и ломают приборы, считая и оправдываясь, что «так получилось».

В МГУ существует допуск к выполнению лабораторных работ. Это часть зачёта. Студенты говорят, что получить допуск часто труднее, чем выполнить работу. Студенты МФТИ мне рассказывали, что «если ты сдал молекулярный практикум, - к экзамену можно не готовиться». Возможно, они преувеличивают, но в этом что-то есть.

В Санкт - Петербургском университете мне показали студенческие отчёты по лабораторным работам на практикумах. Каждый может ознакомиться. Они хранятся год в сейфе. Это не столько для контроля, сколько для обучения. Видно, как студент работал, как росло его мастерство.

Главное – это понять студента.

Взаимопонимание – основа обучения. Иногда студенты сначала напишут отчёт по-своему, потом говорят: «Я написал. Что здесь неверно? Покажите». В результате – бессмысленная работа. Конечно, так действуют не все. Но впечатление такое, что количество таких студентов растёт. Что делать? Студент должен иметь алгоритм написания отчёта, понять систему изложения. Юмор заключается ещё и в том, что студент-первокурсник НГУ автоматически считает себя уверенным. Правильно считает. Поэтому студент удивляется: «Я прихожу, работаю. Меня не понимают!». И это его не смущает. Некоторые проявляют настойчивость в своём непонимании. В Японии студенту и в голову не придет перечить преподавателю. Он пришёл учиться, а не перечить. Откуда они, новые студенты? Говорят, – дети времени. Получается, что студенты – исторические личности. Они требуют понимания. А преподаватели?

Кто вы – первокурсники?

Мы считаем вас способными, умненькими, творческими молодыми людьми. Мы считаем вас своими коллегами в исследовательском процессе познания. Именно такими вас должны принимать в НГУ. Но это задача приёмной комиссии. Однако, на самом деле, мы ничего не знаем о вас. Мы с вами не знакомы. Вот здесь-то, на практикумах, в реальной работе, проверяется:

  • ваше отношение к работе,

  • как вы умеете трудиться,

  • интересно ли вам (возможно, занятие физикой – не для вас, и ваша удача плачет по вас в другом месте)

  • и многое другое.

На практикумах вы незаметно для других, а главное для себя, демонстрируете свою работоспособность и целеустремлённость. А что касается оценок, то их надо зарабатывать. И если вы хотите и умеете трудиться, - это легко. Если нет – трудно.

Один студент мне как-то сказал: «Я знаю, вы, преподаватели, хотите нас заставить учиться. Вы правильно делаете». Нет, Боже упаси, это верно для армии. Вероятно, он знает поговорку: «Не умеешь, – научим. Не хочешь, – заставим». Мы не заставляем. Но мы требуем и настаиваем на выполнении простых принятых в нашем университете и в мировой научной практике правил и приёмов труда. Если вы хотите, если вам нравится на практикумах, - нам с вами повезло. Если - нет, нужно просто сменить направление действия вашей громадной силы к знаниям. Но мы уверены – здесь начинается ваша дорога к успеху.

Ну, а если, наконец, понял:

«Не моё это!».

Не трагедия, если вы понимаете, что попали не туда. Попадите туда. Хотели сразу делать открытия и почивать на лаврах, а здесь - каторжный труд. Измените жизнь в лучшую сторону. Смело крутите штурвал удачи! Смените факультет или университет. Вы же страстно хотите учиться. Какие ваши годы! Главное – работать с душой, как бы смешно это не звучало. Физика – это для тех, кто страстно желает и готов изучать окружающую природу с утра до ночи. В институтах ядерной физики, катализа и других НИИ окна горят до позднего вечера. Может быть, свет забывают выключать?

А как там, за рубежом?

Кстати, в зарубежных университетах на первом курсе студенты ищут свою тропу жизни активно и ответственно. Пытаются понять, что же им больше нравится и соответствует способностям. Переходят на другие факультеты или отделения. Такое я видел в Японии и в США, например. Но там другая система образования. В одних случаях студенты платят за обучение, и поэтому они сами выбирают своё призвание в процессе учёбы. Их не отчисляют. Просто они переходят с одного отделения на другое: ищут, где они легче и успешнее будут учиться. Сын моего товарища платил $45000 в год за обучение в престижном университете США. В престижных университетах студенты не просто учатся, – усердно учатся. Они крепко знают, на что и зачем они тратят время. А вы знаете, зачем вы пришли в НГУ?

  1. Зачем специалисту уметь делать отчёт?

Задача НГУ - готовить профессиональных исследователей для различных областей фундаментальной науки и высоких технологий. Наши студенты-физики получают универсальное образование, они занимают престижные позиции в банках, фирмах, в политике. Маленькой частью этого образования является умение системно мыслить, комплексно решать проблемы, качественно и в срок выполнять работу и сообщать о результатах и принимать решения.

Как принято в институтах и фирмах?

Если вам поручили выполнить работу, - вас попросят доложить о результатах. Естественно: если поручали, то и спросят. Будьте уверены. Это в школе на уроке не всегда спросят. В хорошей научной лаборатории или фирме принято делать доклад о проделанной работе за прошедшую неделю или месяц. Я знаю примеры, когда итоги подводят каждый день. Ну, а если вы не сумеете сделать грамотный отчёт? Ответ понятен. Спросите тех, кто работал за рубежом. Там зарплата - через две недели. Руководители почему-то желают знать: за что платят. Даже после короткого этапа работы требуют отчёт. Если вы не умеете представить результаты работы, вас уволят. И правильно сделают. Но прежде чем уволить, вас всё-таки заставят сделать понятный отчёт. Деньги были заплачены. В таком случае вашу работу сможет продолжить другой сотрудник. К нашим студентам это не должно относиться. Наш учебный процесс предполагает умение делать отчёты о работе. И мы поможем студенту научиться.

За это платят деньги?

Удивительно, но оказывается, что, в конечном счёте, деньги платят и за бумагу, если вы занимались исследованием. Ну, а если вам поручали сделать устройство или умную машину – ещё интересней. Нужна подробная документация не только на устройство, но и информация об особенностях её работы, плюс документация по технологии изготовления и т.д. В нормальных Российских лабораториях так же работают. Вот мы и решили научить вас основам написания и представления вашего собственного исследования. Когда-то надо начинать. В НГУ начинают рано. Получается, что, с одной стороны, «сделать грамотный устный и письменный отчёт о лабораторной работе» – необходимость. С другой – обязанность. У вас есть выбор.

4. Какие разделы содержит грамотный отчёт?

Прежде всего, грамотный отчёт всегда содержит элементы методики исследования. Это главное. Методика исследования – это и есть золотой ключ открытий. Это система, по которой выполняется научное исследование. Следовательно, и оглавление должно быть подчинено определённым правилам. Можно сказать, - у отчёта должен быть общепринятый план. Понятие плана близко студентам по сочинению на литературные темы. У нас сейчас - тема научная. Но у научного отчёта тоже должен быть свой определённый план и его отдельные части должны быть логически взаимосвязаны. Иногда говорят, что должна быть принятая форма представления материала или вид представления материала. Многое зависит от определения и важно понимать, о чём мы говорим, что имеем в виду. И наши представления должны быть общепринятыми. Термин «форма представления» может иметь различный смысл. Например, «Какая форма представления вашего доклада?». «У меня – постер, стендовый доклад» или: «А у меня - устный доклад». Форма участия в конференции: очная или заочная.

  • «А в какой форме написан ваш отчёт?»

  • «В форме научно-исследовательского отчёта». (То есть, по определённым правилам, соответствующим принципам научного исследования)

  • «Мой отчёт написан в форме краткого технического отчёта».

  • «А мой, - в форме аннотации» (краткий, но очень содержательный)

  • «Сделайте отчёт, пожалуйста, в форме краткого сообщения». (Что это за правила? Чаще всего это связано с временными рамками. Нет времени слушать. Например, идёт совещание, а шефа интересует частный вопрос).

«Ну, и что же мы видим в вашем отчёте?» – говорит читатель, глядя на оглавление. «Где же здесь раздел «Обсуждение результатов? Что же помешало автору измерить сигнал и большей точностью? А что автор сам думает по этому поводу? Так, где же методика? Вот, - нашёл. Отлично».

Термин «Форма» - ёмкий термин. Например, можно говорить о военной форме или гражданской форме одежды. Значит, в данном случае форма диктует вполне определённый стиль и определённые атрибуты одежды. То есть, в ней должно быть что-то характерное. Например, – погоны и начищенные сапоги у военного, и их отсутствие у гражданского. Военный должен иметь ещё и соответствующую выправку.

  • А у вашего отчёта - какая форма, господа студенты?

  • Научно – исследовательская, господин преподаватель!

  • Какие обязательные компоненты он включает?

  • Согласно правилам написания диссертации, господин преподаватель!

А ведь, студенты правы. Слово «диссертация» переводится как исследование. Не больше и не меньше. Стало быть, ваш отчёт должен соответствовать той форме, по которой вы будете писать свою диссертацию. Наш университет готовит научных сотрудников. Пора, стало быть, учиться.

5. Пишут ли студенты отчёты в зарубежных университетах?

Сейчас много говорят о международном сотрудничестве. Вероятно, кто-то хочет, чтобы наши студенты побывали в развитых странах. Помню, в Японии в одном из университетов на кафедре «инженерной механики» меня пригласили на защиту курсовой работы. Докладывали студенты третьего курса. По заданию крупной фирмы студенты с преподавателем придумывали и исследовали механические свойства протяженных секций из тонкой листовой стали, сотовых в сечении. Прочные и лёгкие. Идея была взята из природы тропических растений. Но прежде студенты положили на стол толстый отчёт. В другом университете студенты пишут отчёты о лабораторных работах на двух языках: японском и английском. Защищают - на английском. Я видел, как им трудно. Они ловили каждый совет и замечание преподавателя и благодарили. У японцев так принято. Странный народ японцы.

В США студенты физики второго, третьего курсов участвуют в конкурсе за возможность работать летом в физических лабораториях. Кстати, лаборатория им. Энрико Ферми (США, Чикаго) приглашает и наших студентов с кафедры ускорителей и физики плазмы. Студенты MIT (Boston) тоже едут в другие известные научные центры. Я видел их отчёты о летней практике. Поймите меня правильно, я привожу факты о необходимости делать так, как это уже давно принято. И если мы хотим быть на международном уровне, нам надо и у них поучиться. У нас тоже есть чему учиться. Вот и вы пришли учиться. Чтобы быть на уровне. Вот об уровне обучения мы и рассказываем вам.

А как в Российских университетах обстоят дела с отчётами? Неужели и там так строго? Об этом читайте далее.

6. Что значит: форма отчёта?

Когда мы говорим о форме отчета, мы имеем в виду форму представления отчёта. Форму, как набор определённых, принятых разделов научного сообщения. Эти разделы подчинены строгой системе: т.е. последовательности их размещения. Заметим, что и каждый раздел написан по вполне определённым правилам. Опытный читатель заранее знает: что обсуждается в нём. Например, в разделе «Экспериментальная часть» читатель точно знает, что там будет полная информация об установке, электрической схеме, её их особенностях. Читатель надеется на это. В студенческом отчёте тоже должны быть основные разделы. Студент первого или второго курса не имеет времени для подробного письменного изложения всех тонкостей своего исследования. Но он обязан знать систему, по которой делается отчёт, знать основные моменты, этапы исследования. Они-то и фиксируются в отчёте: в устном и в письменном. Система - одна. Хочется, чтобы это было понятно.

«Верить никому нельзя. Даже – себе.

Мне – можно» -

говорил Мюллер в фильме

«17 мгновений весны».

Часть преподавателей придерживается формы отчёта, которая приведена в методическом пособии по измерительному практикуму. Считается, что форма отчёта будет соблюдена и на других практикумах. Соответственно, они придерживаются принятой формы отчёта утверждённой кафедрой общей физики. Большинство преподавателей считает, что студента надо учить излагать свои мысли правильно. Все преподаватели советуют придерживаться общепринятых правил. Тут нет разногласий. Другое дело – как они этого реально придерживаются.

Есть преподаватели, которые считают, что первокурснику не обязательно придерживается формы отчёта. «Потом само придёт со временем. Главное – что и как измерил». При этом они-то знают, что само ничего не приходит.

Получается, что мы готовим профессионального исследователя, с одной стороны, но в тоже время позволяем бессистемно проводить исследования. И что значит – «потом»? Почему не сразу, но понемногу, шаг за шагом. «Курочка – по зёрнышку». Студент должен быть знаком с основными принципами построения отчёта, который отражает элементы научного исследования. Кому же верить?

Доверяй, но проверяй.

Прежде всего, студенту следует самому знакомиться со статьями солидных журналов. Статьи написаны по определённой системе. Эта система, принята мировым научным сообществом. Некоторые журналы используют специальные программы, где предусмотрены специальные поля для обязательных разделов. После этого у редактора журнала все аннотации или статьи получаются в одном стандарте. Такую статью просто печатать, удобно читать, легко понять. В каждой статье есть раздел «обсуждение результатов» и вы уверены, что этот раздел написан по определённым правилам. И опытный исследователь знает эти правила.

Стандарт – вещь великая.

Итак, форма представления отчёта подчинена определённой системе. Кстати, никого не удивляет, что диссертации и авторефераты диссертаций пишутся по строгим правилам. Попробуйте написать по-своему. Вы не пройдёте процедуру рецензирования и не будете допущены к защите. Есть общепринятая форма представления. Её стараются не нарушать. И если ваш научный руководитель, который сам прошёл этот путь, говорит вам, что форма представления не важна, - он не хочет, чтобы вы знали систему, которой подчинена методика написания статьи. Не хочет вам ни рассказать об этом, ни помочь. Это значит, что он пренебрежительно относится к вашей работе и вашей перспективе. Постарайтесь найти другого руководителя. Вы должны работать с профессиональными исследователями.

Не путайте одно с другим.

Не следует путать форму представления с оформлением, с оформительской работой, касающейся внешнего вида работы. Кто спорит, что хорошо оформленную статью приятно читать. Шрифты, аккуратно сделанные рисунки, схемы и т.д. Мы не говорим об украшательствах. Хотя, некоторые студенты позволяют себе и такое. Это происходит всегда в первые недели первого семестра. Некоторые делают рамочки фломастерами или карандашом, рисуют, по-своему, красивые, схемы и т.д. И ведь, никто им не говорил об этом на практикуме! Более того: мы объясняем, как представлять и оформлять отчёт. Это всегда на первом, втором занятии. (Читайте далее). Но у них своё представление о форме изложения материала со школы. Услышали слово «форма», связали с оформлением и зациклились на нём. Странно, но и некоторые преподаватели ловятся на этом. И начинают много говорить, что не форма важна, а содержание. Здесь нет предмета спора. Ясно, что внешне прекрасно оформленная работа может быть бессодержательной, неинтересной и бессмысленной. Также как и рассуждения по этому поводу.

Встречают по одёжке.

На самом деле, оформительская работа очень важна. Например, нет подписи под рисунком: её нигде нет. Нет подписей на осях графика, или они сделаны небрежно и не читаются. Не видны экспериментальных точек на кривых и нет описания схемы. Не указаны элементы установки, не правильно приведены литературные ссылки, источники информации, нет ФИО автора работы. В результате, работу не понять и не ясно к кому обратиться, нет возможности найти использованный источник информации. В студенческих отчётах – это сплошь и рядом. Каждый день. Но будем терпеливы. У нас есть специальные занятия, где студента учат и этому. Курс называется информационные технологии. Это не трудно и мы кратко поговорим об этом далее: в инструкции по написанию отчёта.

Вывод. Главное в отчёте – это содержание подчинённое определённой системе изложения, строгой последовательности представления материала. Форма представления материала важна, как система. Оформление – это тоже важно, но не главное.

  1. Какие отчёты бывают?

Отчёты бывают разные.

Если вас просят представить только письменный отчёт, и выступление не предусмотрено, то поработать придётся серьёзно. Отчёт об исследовании должен содержать информацию достаточную для понимания проблемы, её актуальности, целей и решаемых задач, использованных методик исследования, доказательств достоверности полученных результатов, сравнения результатов с известными данными. Отчёт должен содержать информацию достаточную для повторения результатов, а также информацию о подобных исследованиях в других институтах, фирмах. В нём - четко сформулированные выводы и мнение о дальнейшей перспективе научного направления: куда продвигаться или закрыть направление исследований как не перспективное. Отчёт бывает краткий или полный. Это зависит от целей заказчика. Отчёт может быть отослан за 1000 км и должен быть понят другими людьми. Отчёт всегда стоит времени и денег. Например, отчётом можно считать представленную диссертацию или отчёт группы исследователей о работе за неделю или годы. Отчёт бывает промежуточный и итоговый. После завершения этапа работ всегда пишут обобщающий отчёт. Вам же повезло – нужно знать только основы написания такого отчёта. Лучше узнать сегодня, чем потом не даже не иметь представления. Переучиваться всегда сложнее.

Устный отчёт проще.

Здесь есть вольность в изложении. Вы можете в процессе отчёта изменить своё мнение, согласиться с замечаниями и т.д. Поговорка: «Слово - не воробей. Вылетел – не поймаешь» - здесь не имеет силы. В процессе устного отчёта студент так быстро перестраивает свои убеждения, что на замечание: «Вы только что утверждали обратное» настаивает, что «Я имел в виду то, о чём вы только что сказали». Первокурсник иногда не понимает, что цель преподавателя не уличить его в неправильном результате, а разобраться, найти источник ошибок. Цель - научить методике исследования, которая как волшебная фея будет оберегать, предупреждать ошибки. Секрет заключается в способах и приёмах проведения исследования. Поэтому устный отчёт необходим как способ обучения изложению материала. Устный отчёт лучше отражает уровень понимания технологии исследования. Устный отчёт – не монолог, это всегда диалог. Поэтому преподаватель часто говорит: «Давайте побеседуем по поводу вашей работы». Но перед беседой звучит фраза: «Пожалуйста, покажите ваш письменный отчёт». Отчёт – предмет разговора. Письменный отчёт – документ, фиксирующий результат. И тут верна поговорка: «То, что написано пером – не вырубишь топором». Но студент учится и поэтому имеет право на ошибку, как и любой добросовестный исследователь. Вот когда ваша аппаратура не сработает в космосе или вами данный прогноз не состоится – будет обидно.

Какова форма отчёта?

На самом деле, студент делает два отчёта. Во-первых, он устно докладывает, рассказывает или доказывает результаты своих измерений, своего исследования. Во-вторых, студент представляет письменный отчёт, где зафиксированы основные части методики исследования. Ясно, что устный отчёт делается на основании письменного. Нет письменного отчёта – нет зачета. Последнее время появляются студенты, пытающиеся сдать работы без письменного отчёта. Все преподаватели на первом занятии говорят о том, как представлять отчёт. Говорят о том, чтобы лишнего не делали.

О форме отчёта на практикумах.

Согласно программе, на практикумах отчёты могут быть выполнены рукописно, с рисунками на миллиметровке. Их можно представить в тетради или на листах формата А4. Это зависит от решения куратора практикума и преподавателя. По моему мнению, лучше отчёт сделать на одном-двух листах А4 с двух сторон. Некоторым студентам проще сделать отчёт на компьютере. Главная часть отчёта – подробный анализ ошибок измерений. Смотрите приложение №1. В институтах Академии наук вы будете писать отчёты в формате А4. Реально, научные отчёты гораздо содержательнее и больше студенческих отчётов. Мы говорим о кратких письменных студенческих отчётах.

Согласно программе, один отчёт должен быть выполнен обязательно на компьютере. Это соответствует программе «Информационные технологии» на первом курсе физического факультета. Он должен быть лучшим и показывать умение написать отчёт по результатам самостоятельной работы. Обычно его представляют в ноябре или в начале декабря, когда накоплен достаточный опыт. Этот отчёт должен быть лучшим во всех отношениях. Он делается на основании определённой успешно сданной лабораторной работы. Преподаватель должен принять работу, поставить оценку и рекомендовать сделать компьютерный вариант отчёта.

На других практикумах студенты представляют печатный вариант отчёта по результатам выполнения курсовой работы и тезисы [3].

Форма отчёта

Если студенту проще выполнить все отчёты на компьютере, - копируйте форму отчёта и заполняйте обзацы. Данная форма отчёта соответствует форме научного отчёта и статьи.

  1. Отчёт представляется на отдельных листах формата А-4 с двух сторон. Отступите 2.5см слева, для подшивки. Справа -1.5см. Сверху, снизу – 1.5см.

  2. Размер шрифта: в тексте и в приложениях - 11. Times New Roman.

  3. Колонтитулы: сверху – Измерительный практикум, 200?год. Снизу - Кафедра общей физики, физический факультет НГУ. Размер шрифта в колонтитулах – 10. (Колонтитулы – только в компьютерном варианте). Колонтитулы полезны, когда отчёт рассыпался и нужно найти его страницы.

  4. Для названий разделов – шрифт 11, жирный. Расположение - по центру.

  5. Межстрочный интервал – 1.0. Отступы в абзацах– 4 интервала.

  6. Номера страниц – внизу по краю.

  7. Располагайте материал компактно. Экономьте место и бумагу. Скрепите листы степлером вверху слева.

Если вы сдаёте отчёты преподавателю, то ваши данные могут быть проанализированы другими студентами, чтобы лучше понять свои результаты. Соответственно и у вас есть возможность сделать лучше свой отчёт. В других лучших университетах отчёты по лабораторным работам каждого студента сдаются преподавателю и хранятся год на практикуме в шкафу в отдельной папке. Таким образом, можно видеть прогресс в выполнении отчётов. Это упрощает и получение достойной оценки за курс экспериментальной физики.

Внимание! В отчёте должны быть только ваши результаты, только ваши расчёты, ваши мысли и обсуждения по поводу проведённого вами исследования. Не копируйте тест методичек или чужие файлы. Это не нужно нам и не полезно вам. Ещё раз, – только ваши результаты. Студент, уличенный в плагиате, списывании рискует остаться без зачёта. Последние годы такие студенты появляются чаще. Все разделы отчёта: от «Цель работы» до «8. Литература» - обязательны. Файлы отчётов сдайте преподавателю.

Форма отчёта

Только отчё

Измерение скорости звука методом бегущих волн (по левому краю, размер шрифта – 11, – жирный).

Отчёт по лабораторной работе № 5.1. (11 размер шрифта).

Неизвестный Гений Талантович (ФИО, 11 – жирный)

Группа 534.2. (11 размер шрифта обычный).

Владимир Алексеевич Володин. (ФИО, 11 – жирный)

Преподаватель НГУ, ИФП СО РАН (11 размер шрифта обычный).

пропуск строки

Цель всей работы.

(Это написано в методичке. Другими, своими словами подробней поясните: что же предстоит выяснить, измерить, исследовать. Какие функциональные зависимости будете получать и зачем они. На словах, устно покажите связь заданий между собой - их взаимосвязь. В этом случае у вас появиться цельное представление о всей работе.

пропуск строки

Задание №1.

1. Цель. Измерить зависимость тока от напряжения или измерить скорость звука в воздухе. Сформулируйте цель задания.

пропуск строки

2. Идея метода измерения. Идея – это главная, оригинальная, решающая мысль. Можно сказать, это ключ к решению проблемы. Идея лежит в основе общего решения задачи. Выразите письменно идею, которая разрешит проблему.

пропуск строки

3. Методика измерений. Поясните в двух-трёх предложениях. Как будете достигать поставленную ЦЕЛЬ? Нарисуйте САМИ схему опыта. Поясните устно работу каждого элемента. Поясните Ваши действия. Почему Вы действуете именно так?

пропуск строки

4. Результаты. В этой части только факты. Первичные данные привести обязательно в таблицах. Представьте полученные зависимости на рисунках или таблицах. Смотрите методическое пособие [1] или журналы [2,3]. Располагайте материал компактно.

пропуск строки

5. Погрешности измерений. Перечислите ошибки измерений. Укажите основные. Перечислите и укажите величины погрешностей. Укажите систематические и случайные ошибки. Вычислите погрешности измерений подробно. Напишите формулы, подставьте значения величин, размерности, покажите подробно вычисления. Смотрите [4].

пропуск строки

6. Обсуждение результатов. Сравните полученные данные с табличными, известными. Учтите реальные условия эксперимента (температура, давление и т.д.). Сделайте ссылку на источник информации. Укажите страницу, накоторой нашли данные. Попытайтесь объяснить отличие своих результатов от известных данных. Поясните ход полученных зависимостей. Принцип: делите целое на части. Выделите характерные области на кривых, обозначайте характерные области на графиках. Помните: важно объяснить полученные данные, а не подогнать к табличным.

пропуск строки

7. Выводы. Здесь то, что Вам удалось твёрдо измерить, установить в процессе исследования? Какой способ измерения оказался лучше? Основные погрешности связаны с измерением длины. Приведите окончательные полученные данные.

пропуск строки

8. Литература

(Укажите использованную вами литературу при работе над лабораторной работой).

Пример.

Приложение №1. О рисунках

Рисунки - на миллиметровке или - распечатка файла.

1.Подпишите оси. Размерность. Множители, если необходимо.

2. Сделайте сетку. Не мелкую. Линии сетки тоньше линий рисунка, примерно, вдвое или втрое.

3. Кривые рисуйте чёрным цветом. В научных журналах обычно чёрно-белые рисунки. Обозначьте кривые цифрами с выносками и расшифруйте их в подписи к рисунку.

4. Подпись к рисунку - снизу. По левому краю. Размер шрифта – 10. Краткая подпись не допускается. Рисунок должен быть понятен без текста. Укажите условия проведения опыта. Не скупитесь на пояснения.

5. Размер букв и цифр на рисунках – от 4 до 5мм. Не мельчите.

6. Размер рисунков: ширина 8см (желательно, но не больше 15 см.).

Если вы посмотрите и почитайте научные журналы, многое станет понятнее.

.

  • [1]. Журнал технической физики, ЖТФ (Журнал Технической Физики) и др. Адрес в Интернет: ЖЖЖЖЖЖ

  • [2]. Журнал «Физика горения и взрыва», 2003 год. (Журналы есть в комнате 141, в лаборатории экспериментальной физики, в «Подвальчике»)

  • [3]. А.С. Золкин. Как написать курсовую работу. От курсовой к диплому и диссертации. Методическое пособие. НГУ, 2003 год. 57 стр.

Смотрите примеры рисунков в конце текста. Их сделали студенты первого курса.

Приложение №2. О таблицах

1. Таблицы можно вынести в приложения на отдельном листе. Размер шрифта – 9 или10 для экономии места и бумаги.

Пример. Таблица №1 к рис.1. Данные о зависимости амплитуды сигнала звуковой волны от расстояния: излучатель-микрофон. Частота сигнала –38.5кГц.

Смотрите примеры в конце текста.

Рекомендуемая литература

1. Дж. Сквайрс. Практическая физика. М. Мир, 1971

2. Д. Худсон. Статистика для физиков. М. Мир, 1967

  1. А.Н.Зайдель. Ошибки измерения физических величин Л. Наука, 1974

  2. Тейлор ………

Литература в Интерент

Благодарности.

Благодарю Вас за то, что нашли силы и время прочитать то, что вам пригодиться, за попытку понять, что писалось это для Вашего успеха. Признателен Вам за то, что ругали текст не очень сильно. Он мог бы быть гораздо лучше. Я согласен. Спасибо, если Вы захотели сделать хотя бы один содержательный отчёт для своей пользы.

Заключение. Не огорчайтесь, если Вам что-то не понравилось, или кажется, что Вы потеряли 20 минут жизни. Автор огорчён больше. Придёт время, и другие студенты будут недовольны Вашим текстом, несмотря на то, что Ваш текст будет лучше. Значительно лучше. Иначе, зачем мы тратим на Вас время нашей жизни?

Студент в университете учится писать отчёт и делать устный доклад. На бумаге студенту приходится излагать только основное, главное. При устном изложении можно останавливаться на тонкостях, особенностях и т.д.

Кафедра общей физики, физический факультет НГУ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчёт о самообследовании государственного областного образовательного

    Документ
    Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 24» ( ГООУ НПО « ПУ № 24»), зарегистрированного по адресу:184041 Мурманская область, г.
  2. Отчёт по итогам самообследования 2011

    Публичный отчет
    В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими в настоящее время процедуру государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования:
  3. Отчёт онаучно-исследовательской работе гу нии но ур за 2010 год

    Документ
    Ураськина Н.И., Васильева Г.Н., Пантелеева В.Г., Байтерякова Ю.Т., Боталова Н.П., Турова Г.А., Петров А.Н., Журавлева А.Н., Комарова А.М., Николаева Е.
  4. Отчёт работы мо учителей начальных классов за 2010/2011 уч год

    Публичный отчет
    Цель работы МО. Создать условия для обеспечения прочной базисной общеобразовательной подготовки, для преодоления неуспешности в образовании каждым школьником, для проявления и развития способностей и интересов учащихся, для самоопределения
  5. Практикум (ч Деревообработка) Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

    Практикум
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лабораторно-практическим занятиям, методические

Другие похожие документы..