Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в...полностью>>
'Документ'
Итоги социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар за 2010 год свидетельствуют о положительной динамике развития прак...полностью>>
'Документ'
ПП.20. Назвіть протоколи передачі даних в комп’ютерних мережах. Охарактеризуйте рівні протоколів міжнародної організації стандартизації. Ієрархія про...полностью>>
'Документ'
Что такое переменная? Переменная – это определенное место в памяти, имеющее имя, по которому мы его используем. Переменная имеет значение (текущее зна...полностью>>

Учебник для вузов (1)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Международное право окружающей среды

§ 1. Понятие, источники

Международное право окружающей среды — это совокуп­ность международно-правовых принципов и норм, регулирую­щих отношения по поводу охраны природной среды, ее рацио­нального использования и воспроизводства, регламентирующих сотрудничество государств в этой сфере в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества экосистемы. К этой отрасли применяется и иное наименование — международное экологическое право.

Охрана окружающей среды — одна из тех глобальных про­блем человечества, которые не могут быть решены обособлен­ными усилиями государств и неизбежно требуют международ­ного сотрудничества, совместных согласованных действий го­сударств и международных организаций на локальном, регио­нальном и мировом уровнях.

Особенно остро проблема обозначилась во второй половине XX в. в связи с научно-технической революцией, бурным раз­витием новых технологий, появлением и распространением но­вых видов вооружений, способных повлечь масштабные вред­ные последствия или даже уничтожить все живое на Земле. Развитие человеческой цивилизации нередко сопровождается бесконтрольным вмешательством в природные процессы, нару­шением экосистем. Возникла опасность экологической катаст­рофы.

Все это послужило толчком к быстрому развитию правово­го регулирования охраны природной среды, причем качествен­ный скачок приходится именно на вторую половину столетия. На рубеже XIX—XX вв. появились первые договоры по охране природы. На рубеже XX—XXI вв. существует весьма обшир­ный массив норм международного права по защите природной среды.

Государства обладают суверенитетом над природными ре­сурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемого суверенитета был отражен в ряде международных документов, в частности, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Неотъем­лемый суверенитет над естественными ресурсами" 1962 г., в принятой на Стокгольмской конференции 1972 г. по проблемам окружающей человека среды Декларации об окружающей сре­де: "Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окру­жающей среды".

Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности, необходи­мость воспроизводства, не допуская необратимых негативных последствий. Государства не должны изменять естественные природные условия на своей территории, если это оказывает вредное воздействие на природу других государств. Данное тре­бование является конкретизацией общего принципа права:

"Пользуйся так своим, чтобы не вредить другому". Примени­тельно к международному праву окружающей среды принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г.: "Го­сударства несут ответственность за то, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба ок­ружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции". Он выражен также в международных договорах, в частности, в Конвенции о запре­щении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г.

Государства несут международную ответственность за эко­логический ущерб. Воплощением такой ответственности стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спо­рам об ущербе в результате загрязнения.

В международном праве закреплены также такие положе­ния, как свобода исследования окружающей среды, содействие международному природоохранному сотрудничеству, оценка трансграничных экологических последствий, обмен информа­цией и взаимные консультации.

На этапе становления данной отрасли широко применя­лись обычные нормы. В настоящее время право окружающей среды становится преимущественно договорным. В зависимо­сти от предмета (объекта) регулирования выделяются догово­ры по охране океана, земной атмосферы, околоземного и кос­мического пространства, животного и растительного мира, по экологическим аспектам военной деятельности. Среди универ­сальных договоров можно назвать Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенцию о водно-болотных угодь­ях, имеющих международное значение главным образом в ка­честве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., рамочную Конвенцию ООН об изменении климата 1992 г.

Действуют многочисленные региональные (локальные) до­говоры, в их числе Конвенция о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г., Конвен­ция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г., Со­глашение о сохранении белых медведей 1973 г., а также первый такого рода договор в рамках СНГ — Соглашение о взаимодей­ствии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г.

Заключаются договоры двустороннего характера. Отметим, в частности, соглашения Российской Федерации с Канадой, Китайской Народной Республикой, Монголией о сотрудничест­ве в области охраны окружающей среды (несколько подобных соглашений были заключены в период существования СССР с Болгарией, ФРГ, Польшей, Францией и другими странами), договоры СССР с США о сотрудничестве в борьбе с загрязне­нием в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуа­циях 1989 г., с Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов 1998 г., соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о со­вместных действиях по минимизации и преодолению последст­вий чернобыльской катастрофы.

Взаимодействие международного и национального права в сфере охраны окружающей среды складывается в Российской Федерации по следующим направлениям. Во-первых, в Законе "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. закреплены _ принципы международного сотрудничества РФ в данной сфере (ст. 92), которые соответствуют принципам международного права окружающей среды. Во-вторых, в ряде законов имеются отсылки к международным договорам РФ, что свидетельствует о совместном применении национальных и международных норм. Принятый 22 марта 1995 г. Федеральный закон "О животном мире" неоднократно ссылается на нормы международного пра­ва, имея в виду, в частности, их приоритет в области использо­вания и охраны животного мира, охраны и восстановления сре­ды его обитания (ст. 12), а также их особую роль применительно к объектам животного мира и исключительной экономической зоны (ст. 3 и 4). В-третьих, на федеральном уровне принимаются специальные акты о порядке реализации договоров Один из новейших примеров — постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г "Об обеспечении выполнения положений Про­токола по охране окружающей среды к Договору об Антаркти­ке", который устанавливает условия деятельности российских юридических и физических лиц в районе действия Договора и порядок выдачи соответствующих разрешений, возлагает на Фе­деральную службу России по гидрометеорологии и мониторин­гу окружающей среды функции по обеспечению координации и организации работы по выполнению обязательств, вытекающих из Протокола.

§ 2. Формы сотрудничества

Выделяются две формы сотрудничества государств по ох­ране окружающей среды — нормативная (договорная) и орга­низационная.

Договорная заключается в разработке и принятии догово­ров по различным аспектам проблемы.

Организационная форма реализуется в проведении меж­дународных конференций на межгосударственном уровне, а также в создании и деятельности международных организаций

В 1972 г в Стокгольме состоялась созванная по решению Генеральной Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Основным решением конферен­ции стала Декларация принципов — своеобразный свод пра­вил, которыми должны руководствоваться государства и орга­низации при осуществлении действий, так или иначе влияю­щих на природу. Еще одно важное ее решение — рекомендация Генеральной Ассамблее учредить Программу ООН по окружаю­щей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией

Как начало качественно нового этапа в развитии сотрудни­чества по природоохране оценивается Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г в Рио-де-Жанейро, при­нявшая основополагающие документы. Декларацию Рио об ок­ружающей среде и развитии, которая развивает стокгольмскую Декларацию 1972 г, и Повестку дня XXI века — свод рекомен­даций государствам и организациям по обеспечению устойчи­вого экологического развития в новом столетии.

Проблемой охраны окружающей среды повседневно зани­мается большое число постоянных структур — международных организаций общей и специальной компетенции, универ­сальных и региональных, межправительственных и неправи­тельственных.

Ведущая роль принадлежит Организации Объединенных Наций и прежде всего двум ее главным органам — Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету. В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается проблемой загрязнения атмосферного воздуха, Международная морская организация (ИМО) — вопросами охраны морской сре­ды, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) — вопросами охраны земель, лесов, вод, флоры и фауны, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разрабатывает стандарты охраны среды от авиацион­ного шума, ЮНЕСКО осуществляет программы международ­ных научных исследований.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) наряду с основной деятельностью по обеспечению мирного ис­пользования атома выполняет программу защиты человека и окружающей среды от радиации.

Едва ли не единственным специальным механизмом, обла­дающим признаками международной организации, по коорди­нации сотрудничества в сфере охраны окружающей среды яв­ляется упоминавшаяся ЮНЕП. Она обладает специальной ком­петенцией, т. е. в отличие от вышеназванных организаций и органов целиком сосредоточена на данной проблеме В структу­ру ЮНЕП входят Совет управляющих (главный руководящий орган), Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды.

Среди неправительственных организаций важнейшее ме­сто принадлежит Международному союзу охраны природы и природных ресурсов (МСОП), хотя число неправительственных организаций достаточно велико. Членами МСОП являются го­сударства и общественные организации. Союз разрабатывает международные программы, созывает совещания и конферен­ции, подготавливает проекты конвенций и рекомендаций.

На региональном уровне наиболее заметную роль играют ОБСЕ, Северный Совет, ЕС, ЕЭК ООН. Обозначилось данное направление и в деятельности СНГ, в рамках которого созданы Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосу­дарственный экологический фонд .

§ 3. Охрана планетарной среды и космического пространства

Загрязнение воздуха, выброс в атмосферу тепла и токсинных веществ в больших количествах может принести непопра­вимый ущерб экологическим системам. Загрязнители нередко переносятся в атмосфере на значительные расстояния и могут причинить вред другим государствам. Поэтому государства за­интересованы в охране атмосферы Земли совместными усилия­ми. Данная проблема обсуждалась на широкой основе на Сток­гольмской конференции 1972 г. Большое внимание уделено ей в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе 1975 г.

По инициативе нашей страны в 1977 г. была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждеб­ного использования средств воздействия на природную среду. Ее главная задача — предотвращение вредного искусственного влияния на климат, природу с целью причинения вреда другим государствам (погодная война или экоцид). Такое воздействие может вызвать сильные дожди, град, засуху, наводнение, дру­гие бедствия. Государства-участники обязались не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют ши­рокие, долгосрочные или серьезные последствия, не помогать, не поощрять и не побуждать к таким действиям.

В Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства выразили решимость охранять человека и окружающую среду от загрязнения воз­духа, проводить консультации, обмен информацией, мониторинг, разрабатывать политику и стратегию борьбы с вредными вы­бросами. В 1985 г. был принят Протокол к Конвенции о сокра­щении выбросов серы, а в 1988 г. — об ограничении выбросов оксидов азота.

Особую угрозу представляет загрязнение атмосферы ра­диоактивными выбросами в результате аварий на АЭС и дру­гих объектах. Она довольно ощутимо дала о себе знать в черно­быльской трагедии. В 1986 г. в Вене были заключены две кон­венции: об оперативном оповещении о ядерной аварии и о по­мощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

С охраной атмосферы тесно связаны и меры по предотвра­щению загрязнения космоса в результате опасных эксперимен­тов, ядерных и иных взрывов. Московский договор 1963 г. запрещает испытание ядерного оружия в атмосфере, космиче­ском пространстве и под водой. По Договору о космосе 1967 г. ...государства-участники "осуществляют изучение и исследова­ние космического пространства, включая Луну и другие небес­ные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязне­ния".

Деятельность в космическом пространстве способствует изменению физических условий околоземного пространства, истощению озонового слоя, что опасно для живых организмов, проникновению жесткого солнечного излучения. В 1985 г. при­нята Конвенция об охране озонового слоя, а в 1987 г. — Прото­кол по веществам, разрушающим озоновый слой, в 1992 г. — рамочная Конвенция ООН об изменении климата, которая на­правлена на стабилизацию концентраций парниковых газов на определенном уровне, чтобы не допустить "парникового эффек­та" и грозящих в связи с ним климатических изменений.

§ 4. Охрана морской среды

Международно-правовая охрана морской среды направле­на прежде всего на предотвращение ее загрязнения нефтью, нефтепродуктами, радиоактивными отходами.

Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. и Конвен­ция ООН по морскому праву 1982 г. налагают на государства обязанность охранять морскую среду обитания. Последняя Кон­венция, в частности, содержит часть XII, специально посвя­щенную защите и сохранению морской среды.

Международная конвенция по предотвращению загрязне­ния моря нефтью 1954 г. запрещает слив нефти и смеси с судов и танкеров, обязывает государства-члены оборудовать порты установками по приему остатков нефти с судов.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сброса­ми отходов и других материалов 1972 г. выделяет три группы веществ: для сброса которых требуется предварительное спе­циальное разрешение; предварительное общее разрешение; сброс которых вообще запрещен. Приложение 1 называет среди по­следних, в частности, хлорорганические соединения, ртуть, кад­мий, устойчивые пластмассы, нефть и ее смеси, радиоактивные материалы, материалы для биологической и химической войны.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. предписывает запрет на сброс любых веществ, включая нефть и ядовитые вещества, сточные воды и мусор со всех ти­пов судов, за исключением военных кораблей и тех, что ис­пользуются на государственной некоммерческой службе. Прибрежные государства имеют право инспектировать иностран­ные суда и осуществлять судебное преследование нарушите­лей. Установлены единые международные стандарты по пре­дотвращению загрязнения. Ряд районов имеет особенно жест­кий режим, где сброс опасных веществ полностью категориче­ски запрещен (Черное, Средиземное, Красное моря; Персид­ский, Оманский заливы).

Для борьбы с загрязнением значительных морских рай­онов принимаются особые меры вмешательства. В 1969 г. при­нята Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 г. — Протокол о вмешательстве относительно иных веществ, чем нефть. Стороны могут принимать в откры­том море такие меры, которые могут оказаться необходимыми для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной угрозы их побережью. Прибрежное государство имеет право на применение принудительных мер по ликвидации аварий, а в случае реальной угрозы загрязнения побережья — даже пото­пить судно.

Вопросы возмещения ущерба регулируются Конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., а также последующей Конвенцией 1971 г., предусматри­вающей создание международного фонда для компенсации ущер­ба за загрязнение.

§ 5. Охрана животного и растительного мира

Международно-правовое сотрудничество государств в за­щите флоры и фауны связано в первую очередь с исчезающи­ми и редкими видами, с мигрирующими видами животных, с охраной природы в конкретных регионах. Это — наиболее бы­стро развивающаяся сфера природоохраны.

Выделяется ряд конкретных направлений сотрудничества в данной сфере, каждое из которых включает группу договоров:

регулирование рыболовства и промысла морских ресурсов (Международная конвенция по регулированию китобойного про­мысла 1946 г., Конвенция о рыболовстве в водах Дуная 1958 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и проливах 1973 г., Конвенция об охране живых ресурсов юго-восточной части Атлантического океана 1969 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной, части Берингова моря (Вашингтон, 1994 г.) и др.); охрана растительного мира (Международная конвенция об Охране растений 1951 г., Соглашение о сотрудничестве в приме­нении карантина растений и их охране от вредителей и болез­ней 1959 г., Международное соглашение по тропической древе­сине 1983 г., Международная конвенция по охране новых расте­ний 1961 г., пересмотрена в 1991 г., и др.); защита конкретных видов (Международная конвенция о сохранении атлантического тунца 1980 г, Конвенция, об охране атлантических тюленей 1972 г., Соглашение о сохранении бе­лых медведей 1973 г., Соглашение об охране малых китов Бал­тийского и Северного морей 1992 г., Протокол между Прави­тельством РФ и Правительством КНР об охране тигра 1997 г. и др.); охрана мест обитания (Конвенция о водно-болотных угодь­ях, имеющих международное значение главным образом в ка­честве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г., двусторон­ние конвенции об охране перелетных птиц и среды их обита­ния, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о заповеднике "Озеро Ханка" 1996 г.); защита редких и мигрирующих видов (Конвенция о меж­дународной торговле видами дикой фауны и флоры, находящи­мися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.).

Литература

Виноградов С. В. Международное право и охрана атмосфе­ры. М., 1987.

Кириленко В. П., Сидорченко В.Ф. Мореплавание и пре­дотвращение загрязнения Мирового океана (международно-пра­вовые аспекты). М.,1985.

Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружаю­щей среды. М., 1982.

Нестеренко Е. А. К вопросу о кодификации и прогрессивном развитии международного права в области защиты окружающей среды // Сов. ежегодник международного права. 1983. М., 1984.

Сперанская Л. В. Международно-правовая ответственность государств за загрязнение Мирового океана. М., 1984.

Сперанская Л. В., Третьякова К: В. Международное право окружающей среды. М., 1995.

Тимошенко А. С. Формирование и развитие международ­ного права окружающей среды. М., 1986.

Глава 26

Международное экономическое право

§ 1. Понятие, источники

Международное экономическое право принято характе­ризовать как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в об­ласти экономического сотрудничества.

Эта область охватывает широкий спектр взаимосвязей — торговых, производственных, научно-технических, транспорт­ных, валютно-финансовых, таможенных и т. д. Международные экономические отношения реализуются в форме: купли-прода­жи товаров и услуг (экспортно-импортных операций), подряд­ных работ, оказания технической помощи, перевозки пассажи­ров и грузов, предоставления кредитов (займов) либо их полу­чения из иностранных источников (внешние заимствования), решения вопросов таможенной политики.

В международном экономическом праве сложились подот­расли, охватывающие конкретные направления сотрудничест­ва, международное торговое право, международное промыш­ленное право, международное транспортное право, междуна­родное таможенное право, международное валютно-финансовое право, международное право интеллектуальной собствен­ности и др. (некоторые из них иногда обозначаются как отрас­ли).

Существенная специфическая черта международных эко­номических отношений —это участие в них различных по сво­ей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности: 1) межгосударст­венные — универсального или локального, в том числе двусто­роннего, характера; 2) между государствами и международны­ми организациями (органами); 3) между государствами и юри­дическими и физическими лицами, принадлежащими к ино­странным государствам; 4) между государствами и междуна­родными (транснациональными) хозяйственными объединения­ми; 5) между юридическими и физическими лицами различных государств.

Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регули­рования, свидетельствующих о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударст­венных норм. Именно посредством международного регулиро­вания экономического сотрудничества государства воздейству­ют на гражданско-правовые отношения с иностранным (меж­дународным) элементом. С этим связаны многочисленные ссылки в национальном гражданском, хозяйственном, таможенном и ином законодательстве на международные договоры (например, ст. 7 Гражданского кодекса РФ, ст. 5, 6 Закона "Об иностранных -инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., ст. 3, 10, 11, 16, 18—22 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г., ст. 4, 6, 20, 21 и др. Таможенного кодекса РФ).

Важнейшим фактором, определяющим содержание меж­дународного экономического права, являются интеграционные процессы на двух уровнях — глобальном (всемирном) и регио­нальном (локальном).

Существенную роль в интеграционном сотрудничестве иг­рают международные организации и органы, среди которых наи­более влиятельными являются Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Меж­дународный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР). На региональном и межре­гиональном уровнях следует отметить Европейский Союз, Ор­ганизацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Содружество Независимых Государств (СНГ), а также регио­нальные экономические комиссии ООН.

Источники международного экономического права столь же многообразны, как и регулируемые ими отношения. В число универсальных документов входят учредительные акты соот­ветствующих международных организаций, Генеральное согла­шение о тарифах и торговле 1947 г., Конвенция ООН о догово­рах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам. Большой вклад в формирование международного экономического права вносят двусторонние договоры. Наиболее распространенными являют­ся договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие движение товаров, услуг, ка­питалов через государственные границы, платежные, инвести­ционные, кредитные и иные соглашения. Дальнейшее расширение и углубление межгосударственного сотрудничества порож­дает новые, более сложные, комбинированные виды экономиче­ских договоров.

В числе основополагающих факторов, определяющих взаи­моотношения государств в экономической сфере лежит уста­новление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам.

Выделяют следующие режимы.

Режим наибольшего благоприятствования* означает обя­зательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству — участнику соглашения пре­имущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвя­зей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются определенные изъятия в от­ношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, ин­теграционных объединений, развивающихся стран и пригранич­ной торговли.

* Применительно к сфере внешнеэкономических отношений этот термин имеет самостоятельное значение, отличное от проблемы режима наиболь­шего благоприятствования при характеристике статуса иностранных граждан (см. § 7 гл. 15).

Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отно­шении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союза.

Национальный режим предусматривает уравнивание в оп­ределенных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами го­сударства. Обычно это касается вопросов гражданской право­способности, судебной защиты и т. п.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономического сотрудничества, означает введение ка­ких-либо особых прав для иностранных юридических и физи­ческих лиц. Данный режим используется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита ино­странных инвестиций, предоставление таможенных и налого­вых льгот представительствам иностранных государств и со­трудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.

Одна из особенностей международного экономического права состоит в активном участии в регулировании актов междуна­родных организаций и конференций. В числе многочисленных \ резолюций ООН — Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке 1974 г., резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Объ­единение и прогрессивное развитие принципов и норм между­народного права, касающихся правовых аспектов нового эконо­мического порядка" 1979 г.

Конкретные формы и методы правового регулирования рассматриваются далее на примерах двух подотраслей — меж­дународного торгового права и международного таможенного права.

§ 2. Сотрудничество в области торговли

Торговые отношения — это важнейшая сфера экономиче­ского сотрудничества государств. Основным источником меж­дународного торгового права являются торговые договоры, которые определяют международно-правовые принципы и усло­вия торговли между странами. Торговые договоры, именуемые также договорами о торговле и мореплавании, о торгово-экономическом сотрудничестве и т. п., устанавливают правовой ре­жим (обычно режим наибольшего благоприятствования), кото­рый стороны предоставляют друг другу. Предоставление ре­жима наибольшего благоприятствования обычно касается та­моженного обложения и оформления, налогообложения, а так­же правил, касающихся продажи, покупки, транспортировки, распределения и использования импортируемых товаров на внутреннем рынке. Договоры содержат также положения о по­ощрении торговли между организациями и предприятиями сто­рон, о порядке взаиморасчетов, о приоритетных направлениях сотрудничества, об открытии представительств, об условиях ввода определенных ограничений в сфере торговли.

Торговые договоры относятся к категории рамочных согла­шений.

В соответствии с ними заключаются соглашения о товаро­обороте (контингентные соглашения), в которых стороны согла­совывают определенные контингенты предназначаемых для поставок товаров, т. е. их наименования и количественные ха­рактеристики, определяют взаимоприемлемые условия и обя­зательства.

Распространены товарные соглашения, ориентированные на достижение оптимального соотношения между спросом и предложением. К ним относятся многосторонние соглашения по натуральному каучуку, сахару, какао, тропической древесине и др.

В числе многосторонних соглашений особое место принад­лежит Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 г., представляющему собой своего рода кодекс правил раз­решения государствами внешнеторговых проблем. К числу ос­новных положений ГАТТ относится взаимное предоставление сторонами Соглашения режима наибольшего благоприятство­вания в безусловной форме, т. е. всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из участниц другой стране-уча­стнице, автоматически распространяется на все другие стра­ны-участницы ГАТТ. Одновременно ГАТТ предусматривает при­менение национального режима в отношении транзита, анти­демпинговых пошлин, таможенных формальностей. Условия ГАТТ предусматривают отказ от использования количествен­ных ограничений.

На базе данного Соглашения сложился механизм, обладаю­щий чертами международной организации. Основной формой деятельности ГАТТ является проведение тарифных конферен­ций и консультаций, именуемых "раундами", по вопросам сни­жения таможенных тарифов и других препятствий в торговле. В рамках "Уругвайского раунда" в 1994 г. было принято Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организа­ции (ВТО). Данное Соглашение предусматривает трансформа­цию ГАТТ в ВТО.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) действует в качестве постоянного органа Генеральной Ассамб­леи ООН с целью поощрения международной торговли между странами, находящимися на разных уровнях социально-эконо­мического развития, имеет систему органов со штаб-квартирой в Женеве.

В рамках ООН функционирует также Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), ведающая вопросами прогрессивного развития и унификации правовых норм в таких сферах, как международная купля-продажа товаров, между­народные платежи, международный коммерческий арбитраж*, морское торговое судоходство. Ею разработаны некоторые на­званные выше конвенции, в том числе Конвенция ООН о дого­ворах международной купли-продажи товаров 1980 г., регули­рующая заключение договоров и обязательства продавца и по­купателя, возникающие из договоров купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых нахо­дятся в разных государствах. Определены средства правовой защиты в случае нарушения договора продавцом либо покупа­телем.

* Комиссией разработан типовой закон, в согласии с которым в Российской Федерации 7 июля 1993 г. принят Закон "О международном коммерческом арбитраже", применяемый главным образом к ситуациям, когда место ар­битража находится на территории РФ.

В Российской Федерации с 13 октября 1995 г. действует Федеральный закон "О государственном регулировании внеш­неторговой деятельности".

§ 3. Таможенное сотрудничество

Нормы международного таможенного права содержатся как в торговых договорах, так и в специальных соглашениях по та­моженным вопросам. Эти соглашения включают: а) определе­ние общих направлений таможенного сотрудничества; б) уста­новление единых правил таможенного оформления и унифика­ции таможенных документов; в) регламентацию видов, форм и методов таможенного контроля; г) согласование перечней за­прещенных для ввоза или вывоза товаров; д) унификацию та­моженных льгот; е) регламентацию взаимоотношений между таможенными органами, включая вопросы оказания правовой помощи.

В 1953 году европейскими странами был создан Совет та­моженного сотрудничества (в настоящее время — Всемирная таможенная организация), в работе которого сегодня принима­ют участие около 120 стран. В задачи данной организации вхо­дит: изучение вопросов, касающихся сотрудничества по тамо­женным делам, подготовка проектов конвенций, разработка ре­комендаций, толкование конвенций, касающихся таможенных вопросов, обмен информацией о таможенном регулировании и процедурах и т. п.

В настоящее время для России особенно актуальны про­блемы таможенных отношений со странами СНГ. Здесь уже соз­дан определенный правовой фундамент сотрудничества. Нача­ло правовому регулированию взаимоотношений на межгосудар­ственном уровне положило Соглашение о принципах таможен­ной политики 1992 г. Впоследствии был заключен целый ряд договоров по различным аспектам взаимодействия в данной сфере: Соглашение о создании зоны свободной торговли, Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задерживания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей и др. В 1995 г. между Россией, Белару­сью и Казахстаном заключено Соглашение о Таможенном сою­зе, к которому в 1996 г. присоединилась Киргизия. Формирова­ние Таможенного союза преследует цель создания единой та­моженной территории и однотипного механизма регулирова­ния экономики, базирующегося на унифицированном законода­тельстве.

Литература

Алфеева Ю В. Средства и способы урегулирования между­народных экономических споров // Российский юридический журнал.1997. № 3.

Ашавский Б. М. К вопросу о международном экономиче­ском праве // Сов. ежегодник международного права, 1984. М., 1986.

Богуславский М. М. Международное экономическое право. М., 1985.

Бувайлик Г. Е. Правовое регулирование международных экономических отношений. Киев, 1977.

Вельяминов Г. М. Основы международного экономического права. М.,1994.

Международное торговое право: Некоторые вопросы тео­рии и практики. Сб. статей. М., 1979.

Малинин С. А., Магомедова А. И. О "праве ГАТТ" // Пра­воведение. 1995. № 1.

Розенберг М. Г. Международная купля-продажа товаров. М.,1995.

Ушаков Н. А. Режим наибольшего благоприятствования в международных отношениях. М., 1995.

Шатров В. П. Международное экономическое право. М., 1990.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Международное 2

Учебник для вузов 2

Д. Д. Остапенко , доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации — гл. 7 (в соавторстве с С.Ю. Марочкиным); гл. 19 (в соавторстве с Л. А. Лазутиным); 4

Введение 5

Раздел I 8

Основные понятия и общие институты международного права 8

Глава 1 8

Понятие международного права, предмет регулирования 8

§ 1. Понятие международного права 8

§ 2. Предмет регулирования 8

§ 3. Международное право как особая правовая система 11

§ 5. Система международного права 15

§ 6. Международно-правовая терминология 16

Литература 18

Глава 2 20

Возникновение и развитие международного права 20

§ 1. Древний мир 20

§ 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира 21

§ 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира 24

§ 4. От Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права 28

Литература 31

Глава 3 32

Субъекты международного права 32

§ 1. Понятие и виды субъектов международного права 32

§ 2. Международная правосубъектность 34

§ 3. Государства — основные субъекты международного права 36

§ 4. Постоянно-нейтральное государство 37

§ 5. Признание государств 39

§ 6. Правопреемство государств 41

§ 7. Федеративные государства как субъекты международного права 46

§ 8. Российская Федерация как субъект международного права 47

§ 9. Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях 50

§ 10. Государствоподобные образования 53

§ 11. Международная правосубъектность народов (наций) 54

§ 12. Правосубъектность международных организаций 55

§ 13. Международно-правовой статус индивидов 56

Литература 58

Глава 4 59

Нормы международного права 59

§ 1. Понятие норм международного права 59

§ 2. Создание норм международного права 59

§ 3. Виды норм международного права 61

§ 4. Иерархия норм международного права 64

§ 5. Кодификация международного права 65

Литература 66

Глава 5 68

Источники международного права 68

§ 1. Понятие и виды 68

§ 2. Международный договор — основной источник международного права* 70

§ 3. Международный обычай 71

§ 4. Акты международных конференций 72

§ 5. Акты международных организаций 74

Литература 75

Глава 6 76

Основные принципы международного права 76

§ 1. Суверенное равенство государств, 76

§ 2. Невмешательство во внутренние дела 77

§ 3. Равноправие и самоопределение народов 77

§ 4. Неприменение силы или угрозы силой 78

§ 5. Мирное урегулирование споров 79

§ 6. Нерушимость границ 80

§ 7. Территориальная целостность государств 81

§ 8. Уважение прав человека и основных свобод 81

§ 9. Сотрудничество государств 82

§ 10. Добросовестное выполнение международных обязательств 83

Литература 84

Глава 7 85

Международно-правовая ответственность 85

§ 1. Понятие международно-правовой ответственности 85

§ 2. Основания международно-правовой ответственности 85

§ 3. Признаки международного правонарушения 88

§ 4. Виды международных правонарушений 89

§ 5. Отграничение правонарушений от смежных деяний 90

§ 6. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности 91

§ 7. Ответственность за правомерную деятельность 92

§ 8. Виды и формы международно-правовой ответственности 93

§ 9. Осуществление ответственности 94

Литература 96

Глава 8 98

Международное право и внутригосударственное право 98

§ 1. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы 98

§ 2. Функции международного права во внутригосударственной сфере 99

§ 3. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства 102

§ 4. Взаимодействие международных договоров и национального законодательства в правоприменительном процессе 105

Литература 110

Глава 9 112

Реализация норм международного права 112

§ 1. Понятие и формы реализации норм международного права 112

§ 2. Содержание процесса реализации норм 112

§ 3. Международный конвенционный механизм реализации 114

§ 4. Международный институционный механизм реализации 118

§ 5. Внутригосударственный нормативный механизм реализации 124

§ 6. Внутригосударственный 126

организационно-правовой механизм реализации международного права 126

Литература 128

Глава 10 129

Международное право и международное правосудие 129

§ 1. Международные судебные учреждения 129

§ 2. Международный Суд ООН 130

§ 3. Арбитражный (третейский) суд 133

§ 4. Международный трибунал по морскому праву 134

§ 5. Европейский Суд (Суд Европейского Союза) 135

§ 6. Экономический суд СНГ 137

§ 8. Международные трибуналы 140

Литература 143

Глава 11 144

Международное право в деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти 144

§ 1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти 144

§ 2. Конституционный Суд Российской Федерации и международное право 147

§ 3. Применение международно-правовых норм Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции 153

§ 4. Применение международно-правовых норм Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и другими арбитражными судами 157

§ 5. Международно-правовые нормы в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации 159

§ 6. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации 162

§ 7. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации 163

§ 8. Международно-правовые нормы в деятельности Государственного таможенного комитета Российской Федерации 165

Литература 167

Раздел II 169

Отрасли международного права 169

Глава 12 169

Право международных договоров 169

§ 1. Понятие, источники 169

§ 2. Стороны в международном договоре 169

Подписание — одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и фор­мой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних слу­чаях представляет собой принятие текста договора, а в дру­гих — и принятие текста, и одновременно согласие на обяза­тельность договора. 173

§ 4. Опубликование и регистрация договоров 177

§ 5. Действие договора во времени и пространстве 177

§ 6. Договоры и третьи государства 178

§ 7. Толкование договоров 180

§ 8. Недействительность договоров 180

§ 9. Прекращение и приостановление действия договоров 181

Литература 183

Глава 13 184

Право внешних сношений 184

§ 1. Понятие, источники 184

§ 2. Органы внешних сношений 185

§ 3. Дипломатические представительства: 186

порядок создания, функции 186

§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты 188

§ 5. Консульские учреждения 190

§ 6. Торговые представительства 192

§ 7. Постоянные представительства при международных организациях 193

§ 8. Специальные миссии 193

§ 9. Международные конференции 194

Литература 196

Глава 14 197

Право международных организаций 197

§ 1. Понятие, источники 197

§ 2. Виды международных организаций 198

§ 3. Юридическая природа международной организации 199

§ 4. Организация Объединенных Наций: 200

Устав, цели и принципы, членство 200

§ 5. Система органов ООН 205

§ 6. Специализированные учреждения ООН 210

§ 7. Региональные международные организации (общая характеристика) 211

§ 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 212

§ 9. Европейский Союз 215

§ 10. Совет Европы 217

§ 11. Содружество Независимых Государств 218

Литература 223

Глава 15 224

Международное гуманитарное право 224

§ 1. Понятие 224

§ 2. Источники 225

§ 3. Международные стандарты прав и свобод человека 227

§ 4. Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека 231

§ 5. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов 235

§ 6. Гражданство и международное право 236

§ 7. Статус иностранных граждан и международное право 241

§ 8. Статус беженцев и вынужденных переселенцев 243

§ 9. Право убежища 244

Литература 246

Глава 16 248

Правовая помощь и иные формы правового сотрудничества 248

§ 1. Понятие, источники 248

§ 2. Общие вопросы правовой помощи 249

§ 3. Правовая помощь по гражданским и семейным делам 251

§ 4. Правовая помощь по уголовным дела 251

§ 5. Правовое сотрудничество в области образования 255

§ 6. Правовое сотрудничество в области труда, налогообложения и социального обеспечения 258

Литература 261

Глава 17 263

Международное уголовное право 263

§ 1. Понятие 263

§ 2. Источники 265

§ 3. Международные преступления , и преступления международного характера 267

§ 4. Обязательства государств в соответствии с международными конвенциями 270

§ 5. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью 272

Литература 273

Глава 18 274

Право международной безопасности 274

§ 1. Понятие, источники 274

§ 2. Роль международного права в предотвращении войны 275

§ 3. Коллективная безопасность 276

§ 4. Разоружение и ограничение вооружений 280

§ 5. Меры укрепления доверия, международный контроль 284

Литература 285

Глава 19 287

Вооруженные конфликты и международное право 287

§ 1. Понятие, источники 287

§ 2. Начало войны и его правовые последствия 288

§ 3. Участники вооруженного конфликта 289

§ 4. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны 290

§ 5. Защита раненых, больных и военнопленных 292

§ 6. Правовой режим военной оккупации 292

§ 7. Защита культурных ценностей 293

§ 8. Окончание войны и его правовые последствия 294

Литература 295

Глава 20 296

Территория и международное право 296

§ 1. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму 296

§ 2. Государственная территория 296

§ 3. Государственные границы 298

§ 4. Международные реки 303

§ 5. Международные каналы 304

Литература 305

Глава 21 306

Международное морское право 306

§ 1. Понятие, источники 306

§ 2. Внутренние морские воды 307

§ 3. Территориальное море 309

§ 4. Прилежащая зона 311

§ 5. Международные проливы 312

§ 6. Исключительная экономическая зона 313

§ 7. Континентальный шельф 315

§ 8. Открытое море 318

§ 9. Морское дно за пределами национальной юрисдикции 321

Литература 323

Глава 22 325

Международное воздушное право 325

§ 1. Понятие, источники 325

§ 2. Правовое регулирование международных полетов над государственной территорией 327

§ 3. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве 328

§ 4. Коммерческие права в международных воздушных сообщениях 329

Литература 330

Глава 23 331

Международное космическое право 331

§ 1. Понятие, источники 331

§ 2. Правовой режим космического пространства и небесных тел 332

§ 3. Правовой режим космических объектов 334

§ 4. Космические экипажи 336

§ 5. Правовые формы сотрудничества государств в космосе 336

Литература 338

Глава 24 339

Правовой режим Антарктики 339

§ 1. Антарктика как международная территория 339

§ 2. Регламентация деятельности в Антарктике 339

Литература 340

Глава 25 341

Международное право окружающей среды 341

§ 1. Понятие, источники 341

§ 2. Формы сотрудничества 342

§ 3. Охрана планетарной среды и космического пространства 344

§ 4. Охрана морской среды 344

§ 5. Охрана животного и растительного мира 345

Литература 346

Глава 26 347

Международное экономическое право 347

§ 1. Понятие, источники 347

§ 2. Сотрудничество в области торговли 349

§ 3. Таможенное сотрудничество 350

Литература 350



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для вузов международный менеджмент

    Учебник
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  2. Учебник для вузов (2)

    Учебник
    В демократическом государстве формирование и порядок дея­тельности административной (исполнительной) ветви государствен­ной власти должны быть четко урегулированы юридическими нор­мами.
  3. Учебник для вузов (3)

    Учебник
    Учебник содержит краткое и обобщенное изложение основных тем и проблем теории конституционного права и практики их реализации в отдельных странах, прежде всего странах развитой демократии.
  4. «Учебник для вузов»

    Учебник
    В. Н. Машков, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и психологии Республиканского гуманитарного института (Санкт-Петербург);
  5. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Другие похожие документы..