Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Характеристика летописей как исторических источников. Летописеведческая терминология. Система наименования летописей. История изучения летописей. При...полностью>>
'Документ'
Хроническая обструктивная болезнь легких в ассоциации с сопутствующими болезнями системы кровообращения, органов пищеварения, мочеполовой системы. Ос...полностью>>
'Документ'
"(с) 1 А. Аливердиев (e-mail: aliverdi@)Любое редактирование и коммерческое использование данного текста, полностью или частично, без ведома и ра...полностью>>
'Задача'
Экономическое развитие России в 2008 году характеризовалось значительной неравномерностью, что было связано с состоянием мировой экономики. В первом ...полностью>>

Учебник для вузов (1)

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 2

Возникновение и развитие международного права

§ 1. Древний мир

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общест­венно-экономической основы — рабовладения. О систематиче­ских международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III—началу II тысяче­летия до н. э.

Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т. е. первоначально международные отношения и регулирую­щие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это, в первую очередь, долины Тигра и Ев­фрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземно­го морей.

Международные нормы, применявшиеся между государ­ствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавших­ся законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспече­ния и прекращения международных договоров; обмена посла­ми; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) форми­ровались под влиянием ничем не ограниченного произвола силь­ного: считалось, что проигравшие войну попадали в полную за­висимость от победителя. Последний обращал в рабство побеж­денных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или кон­трибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было на­сильственное переселение побежденных народов, массовое убий­ство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Обычными были и нормы о нейтралитете во время войны, например, в Древней Греции. Что касается религиозной окраски права войны, то, например, в Древнем Риме ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на поль­зу Рима и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основыва­лась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.

Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была рели­гиозная клятва. Она включала торжественное обещание, свя­щенный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешать­ся в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятво­преступление. Помимо клятвы заключение договора сопровож­далось обрядом жертвоприношения.

Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.

Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже, торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала фор­мированию правила pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться.

Для решения внешнеполитических задач стали направлять­ся послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Правовая защита иностранцев в определенной мере скла­дывалась под влиянием обязательств, вытекающих из между­народных договоров. Так, в отношениях между древнегрече­скими городами на взаимных началах стал утверждаться ин­ститут проксении — защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами. Проксены пользовались рядом прав, в частности, им предоставлялась неприкосновенность, безо­пасность и защита имущества во время воины. Так начинает складываться право защиты иностранцев.

В древнем мире существовала практика создания различ­ного рода лиг (Китай), союзов (Греция). Например, союзы гре­ческих государств возникали на основе как общеэллинских ре­лигиозных праздников, так и потребностей военно-политиче­ского сотрудничества. Чаще всего их члены в международно-правовых отношениях оставались самостоятельными сторона­ми. Более развитой формой союза государств были симмахии, близкие к союзному государству и создававшиеся в основном для решения военных задач. Они нередко самостоятельно за­ключали международные договоры (Беотийский союз). Симма­хии также играли роль третейского суда и рассматривали спо­ры между государствами, входившими в такой союз.

Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежав­ших храмам. В ряде международных договоров греческих госу­дарств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного госу­дарства без согласия последнего. В практике государств Древ­него Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек как имеющих большое хозяйственное значение для всех госу­дарств, по территории которых реки протекали.

В целом следует подчеркнуть, что немалое влияние на со­держание международно-правовых норм древнего мира оказа­ла система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвласт­ными ей провинциями. Эта система получила название "право народов". Последнее представляло сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм. Так, за­щита собственности в гражданских отношениях подкреплялась международными нормами о возмещении военного ущерба.

§ 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира

Этот период связан с развитием международных отноше­ний феодальных государств в процессе их образования, пре­одоления раздробленности, возникновения крупных феодаль­ных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования меж­дународных отношений феодальных государств явилась пре­емственность ими многих международно-правовых правил ра­бовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы под влияни­ем государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски. Сформиро­вались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых при­знавались требования о том, что договоры должны соблюдаться (pacta sunt servanda), что послы государей являются неприкос­новенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим. Религиозная оболочка международно-правовых норм также претерпела из­менения. Так, характерной особенностью клятвы в эпоху фео­дализма явилось то, что она служила средством установления отношений вассальной зависимости: с юридической точки зре­ния договоры, заключенные между монархом и нижестоящими феодалами одного государства и освященные клятвой, мало от­личались от соглашений и клятвы между монархами различ­ных стран. Например, клятва давалась при заключении Мюнстерского (1648 г.) мирного договора.

Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римский папа Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку соз­дать "мировое государство" под своей властью. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на канони­ческое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.

Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдель­ные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обы­чаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.

Международное право феодальных государств продолжа­ло испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых инсти­тутов. Например, это касалось институтов залога и поручитель­ства как средств обеспечения международных договоров, ин­ститута приобретения государственной территории.

В рассматриваемый период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международ­но-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской, а позднее — Мос­ковской Руси.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Ви­зантии, пышный ритуал приема иностранных послов. При сле­довании послов на территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны ме­стных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представите­лей является суверенитет государя, от имени которого дейст­вовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания долж­ны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.

Военные обычаи в средневековый период продолжали ос­таваться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война тракто­валась как судебный поединок, в котором победитель опреде­лял положение побежденного. Общепризнанным было положе­ние об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось "право добычи", которая пере­ходила в собственность захватившей ее стороны. Даже плен­ные считались "добычей" захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.

Ограничить жестокости войны пыталась церковь. На ряде региональных и вселенских католических соборов Х—XI вв. были сделаны попытки установить "замирение по субъектам", согласно которому в военных действиях не должны были участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы, дети до 12 лет. Кроме того, принимались решения о "замирении по объ­ектам", исключавшие из сферы военных действий церкви, дома духовенства. Были также попытки установить дни, в которые запрещалось ведение военных действий (Божий мир). Попытка запретить отдельные виды оружия была сделана на II Латеранском соборе 1139 г., решением которого запрещалось исполь­зование орудий для метания и арбалетов.

В феодальный период заключалось значительное количе­ство международных договоров, которые отражали сложней­шую иерархическую лестницу в виде занимающих различное общественное положение феодалов — собственников земли. Последние нередко самостоятельно вели дипломатические от­ношения и заключали договоры. Предметом соглашений были договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменениях, плавании по рекам и морям, торговле. Уже в IX— Х вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер, он заключался от имени правителя. Од­нако постепенно договоры стали получать более широкую осно­ву, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться оговорка о неизменных обстоя­тельствах как условии действия договора. Способами обеспече­ния договоров являлись залог людей (как правило, членов се­мьи монарха), залог ценностей и территории. Известно, напри­мер, что Корсика, принадлежавшая Генуе, была ею передана в залог Франции. В связи с тем, что Генуя не выполнила перед Францией договорных обязательств, Корсика стала француз­ским владением.

В период средневековья стал применяться институт гаран­тии договоров со стороны третьих государств. Нередко гаран­том международных договоров был римский папа. В частности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.

Покровительство иностранцам получило в средние века более прочную юридическую базу — в международные догово­ры постепенно стали включаться статьи о положении иностран­цев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспе­чить переход имущества умершего иностранца к его наследни­кам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они на­ходились в полной зависимости от феодального сеньора, их лич­ная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибывающие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из страны об­лагался налогом. Лишь в период сословной монархии со сторо­ны королевской власти стали делаться попытки ограничить произвол феодалов по отношению к иностранцам.

Режим морских пространств в период средневековья ис­пытывал влияние двух различных подходов к пользованию мо­рем. Один подход поддерживали такие развитые морские дер­жавы, как Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия. Он заключался в стремлении осуществлять над прибрежными во­дами и частями Мирового океана свой суверенитет. Подобно тому как Англия считала Ирландское море своим суверенным владением и пыталась запретить другим странам осуществлять в нем рыболовство, Генуя претендовала на Лигурийское море, а Венеция — на Адриатическое. Подход к использованию мор­ских пространств другой группы государств, например Нидерландов и Франции, был иным — они считали, что открытое море должно быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе данного подхода лежало представление о том, что Ми­ровой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств. Впрочем, в конце XVI в. Анг­лия стала склоняться к идее о том, что пользование морем долж­но быть свободным для всех и ни одно государство не должно претендовать на те или иные части Мирового океана.

В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Посколь­ку считалось, что власть государства кончается там, где конча­ется сила его оружия, ширина территориальных вод в соответ­ствии с "правом пушечного выстрела" стала определяться в три морские мили. Вопросы регламентации мореплавания и морской войны отражались в специальных сборниках, содер­жащих морские обычаи, судебные решения. Так, в XIV в. был издан сборник "Консолато дель маре" ("Морской сборник"), со­державший правила нейтралитета, положения, касавшиеся во­енной контрабанды, и т. п.

Мирные средства международных споров в средние века стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к третейским судам и арбитражу. Так, в 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил папа Иоанн XXII. В качестве арбитров выступали не только духовные лица, но и светские. Практиковалось также заключе­ние договоров об арбитраже. Известен договор об арбитраже, заключенный в 1343 г. между Вольдемаром Датским и Магнусом Шведским. Договор определил, что каждая сторона должна в качестве арбитров назвать по 24 епископа и 12 рыцарей. Де­лались попытки учредить постоянные арбитражи, например, посредством договора между Генуей и Венецией в 1235 г. Осо­бенностью рассматриваемого периода было и то, что междуна­родные конфликты начинают становиться предметом рассмот­рения вселенских соборов католической церкви, а также свет­ских съездов государей и послов. Так, вопросы войны и разре­шения конфликтов рассматривались на съездах 1201 г. в Тарасконе и 1429 г. в Луцке.

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформули­рована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским дого­вором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь. Договор закрепил между всеми его участниками не только "право на территорию и на верховенст­во", но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отра­зилась идея согласованных действий европейских держав, ко­торые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.

Завершение периода сословной монархии характеризует­ся выработкой понятия "суверенитет". Оно означало политиче­ское и юридическое верховенство власти монарха над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость в международных отношениях, включая независимость от рим­ской церкви.

§ 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира

Этот период в истории международного права связан с раз­витием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением но­вых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права. Побудительным моти­вом для утверждения новых международно-правовых норм яви­лось закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту. В этих документах феодально-абсолютистским взглядам на государ­ство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи, переносившие на международные отношения нормы и правила, свойственные взаимоотношениям индивидов, — "че­ловек должен человеку то, что народ должен другим". Народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль. Следовательно, было отвергнуто представ­ление о суверенитете, который принадлежит монарху. Вместо суверенитета монарха выдвигался принцип суверенитета наро­дов: "Народы по отношению друг к другу независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают" (ст. 6 Декларации Грегуара). В Декларации были также закреплены принципы невме­шательства во внутренние дела другого государства ("народ не имеет права вмешиваться в дела других народов"), территори­ального верховенства, соблюдения международных договоров ("договоры между народами священны и нерушимы").

Хотя проект Декларации, подготовленный Грегуаром, фран­цузским Конвентом не был утвержден, его положения, как и положения принятой учредительным собранием Франции Дек­ларации прав человека и гражданина, оказали огромное влия­ние на формирование не только общих принципов междуна­родного права, но и на правовое положение государств как субъ­ектов международного права, на гуманизацию правил ведения войны, на решение по-новому вопросов территории и населе­ния в международном праве, на право международных договоров.

Дадим характеристику тенденций развития указанных ин­ститутов.

Суверенитет государства как субъекта международного права связывается с суверенитетом народа. Все народы, а сле­довательно, государства независимы и равноправны, что явля­ется их неотъемлемым свойством. Они обладают рядом основ­ных прав и обязанностей. Каждый народ является хозяином своей территории. Он устанавливает свой образ правления. Одна из основных обязанностей народов — делать в мирное время друг другу как можно больше добра, а во время войны — при­чинять друг другу как можно меньше зла. Правовая теория выработала также ряд основных прав народов: на самосохране­ние, на территорию, на независимость, на международное об­щение.

Данную доктрину использовали национальные движения в борьбе за свою государственность. В этот период возникает ряд новых национальных государств: от Нидерландов отделяется Бельгия; от Турции — Болгария, Греция, Румыния, Сербия, Черногория. Основные права и обязанности народов начинают рассматриваться как основные права и обязанности государств.

Гуманизация правил ведения войны основывалась на ряде новых положений. По инициативе России в 1868 г. в Петербурге подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль. В практику стало вводиться положение, согласно которому вопросы объявления войны и заключения мира являются преро­гативой высших органов законодательной власти. Произошло разделение населения на комбатантов, т. е. воюющих, и соот­ветственно мирное население, т. е. лиц, не принимающих уча­стие в военных действиях. Каждая из этих категорий лиц при­обретала собственный правовой статус. В 1864 г. принимается Женевская конвенция о больных и раненых. Военное насилие не могло применяться к мирному населению. В Утрехтском трак­тате 1713-г. регулировался вопрос о защите собственности мир­ного населения. Существенные изменения произошли в прави­лах военной оккупации. Стало утверждаться положение о том, что оккупация не должна приводить к аннексии, т. е. захвату оккупированной территории и распространению на нее сувере­нитета государства-оккупанта. Военная оккупация стала счи­таться лишь временным занятием неприятельской территории, не связанным с конфискацией собственности населения и из­менением местного управления.

Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться территориальные вопросы. Начал утверждаться прин­цип территориального верховенства государства. Возник новый способ перехода государственной территории от одного госу­дарства под суверенитет другого: на основе плебисцита — голо­сования населения передаваемой территории. Изменение госу­дарственной принадлежности территории посредством плебис­цита было, например, осуществлено в 1791 г. в отношении Авинь­она, в 1792 г. — Савойи, в 1793 г. — Ниццы. Эти территории перешли к Франции. Что касается колониальных владений ев­ропейских держав, то они на Берлинской конференции 1884 г., где обсуждались вопросы раздела Африки, установили прави­ло, согласно которому для признания первичной оккупации ко­лониального владения "действительной" необходимо было ус­тановить эффективное "присутствие" на данной территории и получить признание факта занятия этой территории со сторо­ны других держав. Новые, демократические по своему содер­жанию, нормы международного права соседствовали, таким об­разом, с- положениями, закреплявшими колониальные отноше­ния. Тем не менее в правовом режиме территории и пространств происходили изменения. Особенно это касалось правового ре­жима открытого моря. Окончательно утверждается принцип свободы открытого моря. В значительной мере этому способст­вовала Россия. 28 февраля 1780 г. она провозгласила Деклара­цию о вооруженном нейтралитете, имевшую целью обеспечить принцип свободы судоходства для нейтральных государств.

Декларация получила широкую международную поддержку и способствовала заключению соответствующих договоров Рос­сии с Пруссией, Данией, Швецией и другими государствами.

Стали развиваться нормы, касающиеся плавания по рекам (Рейну, Маасу, Висле). Реки были объявлены общей и неотчу­ждаемой собственностью всех государств, по территории кото­рых они протекали: ни один народ не должен был претендовать на исключительное владение ими. Эти идеи нашли поддержку европейских государств и были реализованы во многих между­народных договорах.

Среди международно-правовых вопросов населения, полу­чивших развитие под влиянием французских Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Декларации международного права 1793 г., следует выделить вопросы о праве убежища и о положении иностранцев.

Конституция Франции 1793 г. провозгласила, что Французская Республика предоставляет убежище иностранцам, изгнан­ным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам. Эти положения имели общедемократический харак­тер, они нашли отражение в ряде международных договоров. Отсюда следовала обязанность невыдачи политических эмиг­рантов.

Вместо подданства, предусматривающего несение обязан­ностей по отношению к феодалу, внедряется институт граж­данства, при котором государство наделяет индивида правами. В связи с этим население территорий, передаваемых от одного государства к другому, получило возможность выбора граж­данства (оптация).

Существенно улучшается правовое положение иностран­цев, В ряде государств им стал предоставляться национальный режим, что означало уравнивание иностранцев в гражданских правах с собственными гражданами.

Положения указанных Деклараций явились важным эта­пом на пути формирования международно-правовых принци­пов и норм, касавшихся основных прав и свобод человека. Идеи о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в нравах, а свобода, собственность, безопасность и сопротивле­ние к угнетению являются естественными и неотъемлемыми правами человека, послужили укреплению и развитию в меж­дународном праве демократических и гуманистических начал.

В XIX в. происходят существенные изменения в сфере права международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений. Складывается представление о том, что принцип "договоры должны соблюдаться" обязывает государство, а не только его главу. Основой договора признается наличие согла­сия сторон, даже война не приводит к разрыву всех договорных отношений между воюющими. Уходят в прошлое такие способы обеспечения договоров, как поручительство римских пап, обмен заложниками. Что касается клятвы, то еще в XVIII в. становит­ся общепризнанным, что клятва является лишь личным актом того, кто ее принес, и не влияет на действительность договора для его преемников. Основными способами обеспечения между­народных договоров становятся международно-правовые гаран­тии, поручительство государств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник для вузов международный менеджмент

    Учебник
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  2. Учебник для вузов (2)

    Учебник
    В демократическом государстве формирование и порядок дея­тельности административной (исполнительной) ветви государствен­ной власти должны быть четко урегулированы юридическими нор­мами.
  3. Учебник для вузов (3)

    Учебник
    Учебник содержит краткое и обобщенное изложение основных тем и проблем теории конституционного права и практики их реализации в отдельных странах, прежде всего странах развитой демократии.
  4. «Учебник для вузов»

    Учебник
    В. Н. Машков, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии и психологии Республиканского гуманитарного института (Санкт-Петербург);
  5. Учебник для вузов (4)

    Учебник
    В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Другие похожие документы..